Дастур: отзывы и рeцензии

dil.kabdrasheva@gmail.com
dil.kabdrasheva@gmail.com8 марта 2024 в 11:35
о чем фильм на самом деле?

Ходила сегодня на Дастур. Обычный, почти никому ненужный кинотеатр рядом с моим домом был переполнен впервые после Мстители финала. Что говорит, о том, что НАКОНЕЦ-ТО народ самостоятельно пришел смотреть фильм о важной социальной теме, как бытовое и не бытовое насилие. Но так ли на самом деле? Фильм был снят бывшим режиссером ИК, уау. Это же чувак, который снимал крутые политические клипы, уау. Это чувак, за счет которого любят и не любят ИК. Перейдем к самому фильму. Жанр - хоррор. Оказывается, для многих авторских кино хоррор дает возможность отыграться по крупному в плане фантазии. Что делал год назад Айсултан Сейтов, тоже подняв одну из важных социальных тем. Но Каш был по моему мнению страшным, а Дастур - нет. В чем плюсы Дастура? В саундтреках. В теме. И в теме, которая, кстати, была только поднята в начале, а в середине и в конце тему кардинально поменяли. Что и говорит о большом минусе фильма. То есть, снимая фильм о Насилии, мужчины-режиссеры решили просто поменять на другую по их мнению важную тему. И я, к сожалению, даже не увидела никакую метафору в этом. Начало фильма - супер. Середина - бред. Конец - его лучше и не было бы. Для меня самой страшной частью фильма была беседа между мужчин о судьбе женщины. Это действительно страшно, и это действительно наша реальность. И даже в Америке /в крутой демократической стране?, где решают мужчины должны, ли женщины делать аборт или нет, например. Середина и конец фильма превращается в религиозный жанр. Полностью оправдывают насильника в конце, что зрители начинают ему сожалеть. Конец фильма испортил всё. Все 200 млн тг, который брал режиссер в долг, чтобы снять фильм о Насилии или о Религии? Серьезно? И самое тупое во всем этом - это 4 часовой подкаст, где Куаныш Бейсик говорит о том факте, что взял столько то млн тг в долг и пожалуйста сходите посмотрите мой фильм? Бред Искренне считаю, что Бакыт по сравнению с данным фильмом действительно о той важной для нас теме. А религию просто было не гуманно пихать в горе многих людей.

jarslav.panjukv
jarslav.panjukv4 октября 2024 в 08:24
Изгнание дьявола на соседней улице

Посмотреть 'Дастур' меня сподвигло сарафанное радио, в котором о фильме были только положительные отзывы. К тому же, у меня постепенно начало складываться доверие к искусству ближнего зарубежья, где Казахстан является флагманом, сначала это было в музыке, а теперь и в кино. Стоит сразу же отметить, что если бы вышел Голливудский фильм в этом же жанре, я наверно даже не обратил бы на него внимание, слишком уж заезженная тема экзорцизма, в которой не предлагают ничего нового, кроме скриммеров и накручивания графики. А вот что предлагает 'Дастур': 1. С самого начала фильма давит знакомая обстановка глубинки. Тут нет никакого различия со знакомым русским селом. Все герои понятны и к сожалению знакомы. Это почти русская хтонь, только разбавленная репом, звучащим отовсюду. 2. Преступление и реакция на него, тоже к сожалению понятны. О так называемом 'позоре' жертвы изнасилования говорится не в первый раз, но эта тема не перестаёт быть актуальной. Тем более сейчас, когда мир меняется очень быстро и кажется, что в нем нет места предрассудкам унижающим человеческое достоинство, стоить напомнить, что они ещё живут в умах большого количества людей. 3. Расплата за преступление. Кто должен ответить за преступление, только ли сам преступник, а его родители (они же покровители), родители жертвы? Правоохранительные органы? Главы общины, отвечаю за несение духовных скреп? Вопрос, который можно обсуждать бесконечно долго и перекладывать на другую реальность, окружающую нас в это жуткое время. 4. Изгнание нечистой силы по мусульманским канонам. Не скажу наверняка, но возможно это первый случай в кино, где показывают процесс экзорцизма в мусульманской вере. Смотрится ново и необычно. В итоге, фильм зацепил одновременно узнаваемостью проблемы, актуальностью темы и при этом новизной рассказа. Многим же в детстве рассказывали страшные истории о доме на окраине села или улице. После фильма осталось впечатление, что всё это забытый из детства страшный рассказ, по крайней мере, я бы его так себе представлял.

Dartdimm
Dartdimm11 января 2025 в 12:23
'Дастур' - казахский этнохоррор с клишейными заходами, важными социальными пластырями и исламским мистицизмом в роли панацеи

Куаныш Бейсек - казахский Джордан Пил. Начал как автор комедийных роликов, продолжает на поле социальных хорроров. Осталось поискать какой-нибудь потный мем, и совпадений станет слишком много. 'Дастур' - его полнометражный дебют, получивший, что важно и нормальный маркетинг за пределами родной страны, и господдержку внутри. История для СНГ редкая и почти уникальная. В целом, базовый сюжет фильма полностью дан в описании на любом стриминге. Красавица-отличница, исполняющая народные песни на домбре, оказывается жертвой сельского мажора, чей богатый папа, как кажется, может купить всех. Дабы не стать позором всего аула, родители девушки отдают ее за насильника замуж. Это заминает скандал, приносит в семейную казну миллионы тенге и служит источником главной трагедией фильма, куда более жуткой, чем даже ночное изнасилование на асфальте. Слово 'дастур' не имеет внятного перевода на русский. Сюда заложен и общий смысл слова 'традиция', и конкретный обычай выдачи замуж за растлителя, и даже деревенское название муллы в малонаселенном пункте. Многозначная семиотика расширяет рамки стандартного хоррора, играет на поле типично казахского, хотя, конечно, проблема явно живет за пределами государственных границ степного края. Бейсек ровно миллион раз дал интервью, где, убивая жанровую особенность фильма, словно школьный лектор проговорил о важности феминизма и борьбы с домашним насилием. Что, конечно, значимо, однако 'Дастур' работает с материями чуть более глубокими. Например, человеческий страх. 'Дастур' ничего не изобретает, но успешно помещает киноцитаты из классических хорроров в относительно новый для массового зрителя сеттинг казахской провинции. Где-то в лоб - один из персонажей носит бейсболку с 'Экзорцистом' Фридкина - а где-то и на уровне приемов - пролеты камеры из 'Детей кукурузы' или ракурсы из 'Ребенка Розмари'. Условное якутское кино прошло эти этапы пару лет назад, но его феномен - уникален на всем постсоветском пространстве. Казахское явно движется в ту же сторону, крепкой национальной жанровой традиции. Локомотив здесь проклятье именем Аллаха, а в вагонах - хтонь черной социалки. 'Дастур' в какой-то мере - казахский 'Груз 200'. Как минимум, по степени шока. Как максимум, по критике негласно табуированного. Проигнорируем негласное вето на политику и откроем для себя, что именно 'традиции' патриархального - тема, делящая казахское общество на катеты и гипотенузы. Бейсек уверенно разбирает кирпичики наднационального, верша суд над темой интимной и личной для тысяч соотечественников. Интересно, в каком ракурсе 'Дастур' работает с исламом. Микс магического реализма условной Рорвахер и многочисленных коранических знаков вроде мертвого скота или свободы в качестве махра. Провинциальный мулла - явно самый приличный житель села, он одет в яркую для общей серости ослепительно чистую одежду. Он - носитель не только универсальной мудрости, но и проводник к истине. Истине мистической и невозможно для постижения неподготовленным умом. В этот мистицизм, если хотите, заложены одновременно и общий для региона дидактический тренд на образование - не зря мулла постоянно учит неофитов религиозным мелочам - и исконно суфийская теургия. В конец концов, ислам здесь чист и привлекателен. Скажем честно, этот образ почти не разработан в кино, где экзорцизм давно стал синонимом действий пасторов или магов. Как итог, 'Дастур' - это определенно прорыв в национальным кинопейзаже. Казахам есть, чему пугаться и чем гордиться одновременно. А у остальных появился еще один аргумент в споре о важности фем-движений. Аргумент, карающий невежд и шокирующий неподготовленных. Такой разлитый в воздухе ?аза?станнан келген с?мды?. Ну и да, бренчание домбры в вашей голове уже никогда не будет прежним.

Alex Croft
Alex Croft19 мая 2025 в 12:32
Дастур

Казахский аул Болашак. Красавица-домбристка Диана возвращается домой с подругой после выпускного; и тут ее догоняет на машине сын крупного скотовладельца Болат, хулиган и подонок, который насилует Диану. Желая «отмазать» своего сына, отец Булана решает заплатить родителям Дианы солидную сумму, лишь бы они согласились отказаться от скандала и сыграть свадьбу между Болатом и Дианом. Те сначала бушуют и возмущаются, но вскоре, чтобы избавить дочь от позора, соглашаются. Даже не подозревая какой ужас ожидает обе семьи впереди. В последние годы наблюдается крайне интересная тенденция, когда ярко выраженные комедийные деятели решают проявить свои силы в жанре фильмов ужасов. Таким образом, некогда участник скетч-шоу «Кей и Пил» Джордан Пил стал своего рода фронтменом жанра «возвышенного хорора», Дэнни Макбрайд стал соавтором сценария обновленной трилогии «Хэллоуина» и последнего «Изгоняющего дьявола». Вот и данный фильм стал полноценным полнометражным дебютом завсегдатого режиссера клипов популярной группы «Ирина Кайратовна» Куаныш Бейсек. Нельзя сказать, что сценарий данной ленты идеальным. После момента с свадьбой история начинает немного провисать. Более того, откажись авторы от мистики и сделай ставку на куда более рациональный исход в финале, история бы от этого только выиграла. Тем не менее, даже при этом можно смело заявить, что авторы данной ленты рассказали действительно интересную историю с немаловажным смыслом. Охотно говоря не только о домашнем, бытовом и сексуальном насилии, но и важности оставления позади «устаревших» и крайне сомнительных традиций и если верить информации о грядущем сиквеле, «Дастур» обещает стать целой франшизой, в которой каждый новый фильм будет осуждать еще одну «сомнительную» традицию казахского народа. Можно смело заявить, что фильм также выигрывает за счет отличной режиссуры Куаныша Бейсека. Учитывая поставленные им клипы для группы «Ирина Кайратовна», не удивительно, что Бейсеку удалось грамотно использовать маленький бюджет. Создав действительно оригинально поставленный фильм с интересными творческими решениями, преимущественно практическими эффектами и достаточно авторским подходом к жанру хорора. Представляя ныне модный образец «возвышенного хорора», но без подражательства и с ярко выраженным казахским почерком и колоритом. Нельзя не отметить отличные актерские работы. Это тот редкий случай, когда все актеры без исключений отлично отыграли свои роли. Словно они не играли вовсе. Примечательно, что на одну из ролей заскочил даже один из участников «Ирины Кайратовной» Алдияр Жапарханов, который также выступил одним из сценаристов ленты. 8 из 10 Дастур – это на удивление отличный хорор, который отлично имплантирует элементы ныне модных «возвышенных хороров» в ярко выраженный казахский колорит. В том числе, охотно поднимая целый букет действительно немаловажных тем и подкупая крайне изобретательной режиссурой. Даже интересно, что будет в сиквеле. Тем более, что её постановщиком должен выступить другой режиссер.

Jedi Aragorn
Jedi Aragorn14 января 2024 в 17:20
Сказать, что он её изнасиловал, - все равно что обвинить человека в краже у самого себя

Во многих обществах женщины считались попросту собственностью мужчины - отца, мужа или брата. Во многих законодательствах изнасилование относится к категории имущественных преступлений, то есть жертва не та, что подверглась изнасилованию, а тот, кому она принадлежит. Соответственно, справедливость восстанавливалась путем возмещения имущественного вреда: насильник уплачивал отцу или брату женщины выкуп за невесту и забирал её себе. Библия предписывает: 'Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит её, и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу её пятьдесят сикелей серебра, а она пусть будет его женою...' (Втор. 22:28-29). С точки зрения древних евреев, это был разумный способ уладить дело. ('Sapiens. Краткая история человечества', Харари Ю.Н.) Было бы неплохо, появись этот фильм отечественного производства в здешнем онлайн-кинотеатре. В своё время выпустили ведь 'Счастье', который вроде как понравился огромной аудитории сервиса. Почему 'было бы неплохо'? Потому что 'Традиция' или 'Дәстүр' тоже демонстрирует неприглядную сторону отношений между мужчиной и женщиной в нашем Казахстане. Проблема насилия над женщинами в последнее время поднялась на новый уровень в стране, значит, неплохо бы и через кино обратить внимание на это. Вообще, первая половина фильма до момента, когда отчаявшаяся невеста убегает со свадьбы, нам понравилась куда больше, чем вторая развлекательная часть. Увидели настоящую социальную драму о том, как в деревне с издевательским названием Болашак (Будущее) есть местный молодой авторитет, который тупо прожигает свою жизнь. Не работает, не ставит целей перед собой, не стремится к духовной зрелости. И энергию тратит разве что на сбор денег с деревенских мальчишек, которым реально некуда деваться. Попробуй настучать на этого мажора, так уважаемый в округе отец в очередной раз отмажет любимое дитя от всего. А если устанет отмазывать, то сердобольная мамочка включит свои ресурсы, чтобы убедить помочь. И когда казалось, что ещё может учинить молодой повеса, случился роковой выпускной вечер. Парню приглянулась местная красавица, воспитанная и скромная, и после изрядной дозы алкоголя захотелось любви и ласки посреди улицы. И плевать на отказ и протест со стороны юной девушки, это в порядке вещей. В нашем патриархальном обществе мужчине дозволено всё, в том числе и изнасилование. Сначала родители униженной бедняжки готовы разорвать на куски распоясавшегося оболтуса, ничто и никто им не помеха, но как эмоции улягутся, при непосредственном участии местного акима, которому не нужен лишний шум в его деревне с жизнеутверждающим названием, достигается мирное соглашение между родителями насильника и его жертвы. 10 миллионов тенге, организация свадьбы, все счастливы, руки пожаты. Занавес. Пошедший на сделку глава семейства потом, конечно, пожалеет о своём поступке, но столько денег ведь тоже легко не заработаешь. В общем, перед глазами зрителей, как говорил Пендальф, нормальная цивилизованная жизнь, люди убивают, насилуют, грабят, ещё макдоналдсы понастроили. Что фильм порадует нас хотя бы отличной картинкой, мы поняли, увидев имя оператора Азамата Дулатова. Странно, что в карточке фильма здесь это не указано. Уверенно заявляем, что это один из лучших (если не лучший)... Операторов-постановщиков в нашей индустрии в секторе массового кино. Снято красиво, профессионально, с использованием популярных операторских приемов. И главный твист всей истории легко считывается именно в тот момент, когда девушка выбегает из ресторана. Настолько очевидно всё, но это не мешает с интересом наблюдать за второй половиной. А там уже наблюдается откровенная попытка исполнить, показать хоррор. Так уж завелось, что казахстанские киноделы давно поняли, сними за небольшие бюджеты ромкомы... Или просто авантюрные комедии, кассовый успех обеспечен. С хоррорами и триллерами, конечно, так не получается. Как южнокорейцы, не умеют наши, стоит признать. Неожиданно тут появляется 'Дәстүр', трейлер которого вызывает бодрый интерес. Так что за попытку, несомненно, большой плюс, но она всё же не удалась. А если кто-то начнет угрожать нам расправой, то напишем, что удалась, но с натяжкой. Больше всех вопросы вызывает крутой экзорцист, которого никак не сломать. Обычно в похожих фильмах... Священники или священнослужители других конфессий имеют слабины, изъяны, преграды на пути к победе над злым сверхъестественным, тем интереснее. В нашем же фильме имам (непоколебимый терминатор) как начал читать суры, так ни разу и не остановился до одного случая, который был высосан из пальчика. Ощущение, что было много вариантов закончить эту веселую карусель в конце, и выбрали самый нелепый. Концовка смазывается уж точно. Элементы хоррора, конечно, присутствовали, но одного их присутствия мало. До мурашек и учащенного сердцебиения не дошло. Тем не менее, фильм больше понравился, чем нет. Порадовала сама аутентичность деревенской жизни, отлично использовали манеру общения людей в такой местности, неплохие актерские работы. Если 'Счастью' удалось без лишней фантастики показать ужасы семейной жизни, то 'Дәстүр' пытался подружиться с фантастикой, но вышло наполовину классно. Напомним, первая половина замечательная. Это нестрашно, страшнее то, что такое есть в жизни среди людей. Изнасилование женщины, не состоявшей ни в чьей собственности, и вовсе не считалось преступлением - как поднять с земли оброненную неизвестно кем монету не считается воровством. А уж мысль, что супружеское соитие можно расценивать как изнасилование, и вовсе показалась бы абсурдной. Муж обладал полной властью над сексуальностью своей жены. Сказать, что он её изнасиловал, - все равно что обвинить человека в краже у самого себя. И так полагали не только в глубокой древности - на 2006 год в 53 странах мира все ещё не было юридической возможности судить мужчину за изнасилование жены. Даже в Германии в законы об изнасиловании только в 1997 году были внесены поправки и появилась статья за изнасилование в браке. ('Sapiens. Краткая история человечества', Харари Ю.Н.)

joppashmat
joppashmat17 сентября 2024 в 13:08
«Это слезы счастья»

В 2010-х случился какой-то 180-градусный сдвиг у многих режиссеров, известных только по комедиям. Тодд Филлипс после «Мальчишников» снял скорсезевского «Джокера», Джордан Пил из скетчей вырос до «Прочь». Теперь и Куаныш Бейсек из казахстанского объединения «Ирина Кайратовна» представил социальный хоррор «Дәстүр», он же «Традиция». Случайно или нет, фильм вышел в разгар дела Куандыка Бишимбаева, жестоко убившего свою жену Салтанат. Громкий скандал и бьющая в нерв тема обеспечили картине кассовый хит и статус одного из главных кинособытий года. «Дәстүр» условно можно разделить на две части, которые разительно отличаются друг от друга. Первая — социальная, то, ради чего стоит посмотреть этот фильм. Весь этот традиционализм, боязнь позора перед соседями, чувство собственной важности, иерархическая патронимия — всё, на чём держится нынешнее общество в деревнях, подвергается жесткой критике и препарированию. Несмотря на то, что в главных ролях заявлены невестка и её насильник, акцент делается на старшем поколении, живущем в собственном уютном мире. Замять историю изнасилования, чтобы не судачили соседи — словно обычное для них дело. Да, родители эмоционально переживают боль своей дочки, но за деньги и возможность скрыть чувство стыла перед соседями они готовы выдать школьницу Диану замуж за насильника. Вторая часть — это голливудский экшен, который перечеркивает весь серьёзный посыл первой части. Да, снято всё на высочайшем уровне, сцена экзорцизма технически сделана действительно уникально для кинематографа СНГ. Но из-за вторичности и прямого копирования «Изгоняющего дьявола» (даже один из героев носит атрибут с названием этого фильма) фильм из важного комментария превращается в очередной хоррор в духе «Астралов» и «Заклятий». Синопсис и трейлеры нам обещали некий феминистический ответ жестким патриархальным традициям, но в конце получаем историю, о которой дядя Джеки Чана сказал бы «традицию победит только традиция». В современном мире молодежь хочет жить по-современному и делать то, что душа пожелает. Но разочарованные в жизни родители и чиновники со своими духовно-нравственными скрепами и желанием сохранить удобные традиции вставляют палки в колеса ускоряющейся машине прогресса. Но по фильму видно, что некоторые традиции невозможно победить, пока жива память о них. Ну, или это были мои рухнувшие надежды. Хотел увидеть историю мести и окончательное добитие ненужных традиций, но получил казахстанскую версию хорроров из 2000-х. Фильм мог бы стать одним из локомотивов движения против укоренившихся застарелых идей. Еще в 2019 году власти страны заявляли о том, что каждые три часа в Казахстане насилуют женщин, каждые сутки — двоих детей. «Дәстүр» отмечает ужас этого факта, но не делает ничего, чтобы с этим бороться в своём послании. Но это не делает фильм плохим. Да, как хоррор он весьма вторичен, но как социальная драма он на голову выше многих картин в СНГ. Декорации, спецэффекты, актерская игра, операторская работа — такой самоотдачи среди новичков не каждый фильм увидишь. Да и когда в последний раз смотрели казахский хоррор с элементами восточной мифологии? Кому советовать: для тех, кто хочет увидеть начало нового рассвета казахстанского кинематографа. 7 из 10

AkhmetovRE
AkhmetovRE26 сентября 2024 в 12:38
Отличная драма, изуродованная инородными включениями

Название фильма переводится как «Традиция» и первая его половина – это отличная художественная эмуляция одной из темных сторон традиционного общества, которая в том или ином виде существует в любом, простите за тавтологию, традиционном обществе, в котором присутствует институт семьи. Дело в том, что если большом городе можно выбирать круг общения, то происходящее в малых социумах, где все всё про всех знают коротко можно описать выражением «Куда ты денешься с подводной лодки?». В таких социумах во главу угла ставится круговая порука, которой глубоко плевать на богатые внутренние миры отдельных индивидуумов и в показанном тут случае у изнасилованной девушки по сути выбор состоит из трех зол – либо переезжать, что далеко не всегда возможно, либо становится изгоем т. к. никто не свяжется с порченой женщиной, либо под давлением социума идти на то, что показано тут. Однако невооруженным глазом видно, что во вторую часть сюжета (та что после свадьбы) вносились очень грубые изменения, которые извратили изначальную задумку. Первая часть хорошо показывает, что в данная ситуация является кровь от крови традицией в широком смысле данного понятия и в случившимся одновременно виноваты все и не виноват никто, т. к. ситуация просто не могла развиваться по-другому и что единственным прокурором, судьей и палачом в ней могут выступать внутренние демоны, тема которых должна была стать лейтмотивом второй части и ели бы автору дали реализовать задуманное, то получилась бы великолепная драма мирового уровня. Однако трагедия ленты состоит в том, что в фильм вмешались люди, которые объяснили автору, что вот прям вот так показывать нельзя. Во-первых, простые люди не поймут, почему это вдруг все виноваты, поэтому давайте всё-таки раскрасим серость в привычные и понятные черно-белые цвета. Во-вторых, духовенство не может быть частью такого ужаса, и более того должно быть выше этого, а еще лучше помогать заблудшим душам выбраться на свет и желательно делать это буквально, поэтому давайте заменим каких-то непонятных внутренних демонов, на вполне себе нормальных, чтобы понятно с кем можно и нужно бороться. В результате финальный вариант по-прежнему является очень качественной, но структурно и идейно сбоящей работой. Из-за внесенных правок отличная драма во второй части превращается в недоужастик, который помимо извращения исходной задумки еще и сделан так, что объема интегрированной чертовщины недостаточно для полноценного хоррора, однако вполне достаточно, чтобы произвести впечатление на неокрепшую психику и сместить восприятие с просмотра серьезной и сложной истории в сторону эмоционального аттракциона в стиле «Божечки, какая жуть, я не могу на это смотреть!». 7 из 10