Это тот вариант, когда большинство зацепится и запомнит именно свой вариант прочтения фильма. В лучшем случае, поймет близкое своим близким - членам семьи или другу. Смотрится без остановок - сюжет развивается не всегда стремительно, но без затяжек. Если положить всех родных спать, выключить свет и надеть наушники, то в полной темноте можно погрузиться внутрь большой семьи. И это погружение утащит любого городского жителя в другой незнакомый мир, где день начинается не с электрической зубной щетки, а с ружья для отстрела мстящей за убийство самца волчицы. А потом в эту наполненную непривычными нам вещами жизнь плавно въедет старший сын - уважаемый столичный авторитет из 90-х. Такой весь из себя уважаемый и авторитетный. Приедет с его слов 'попрощаться', зная, что подвергает опасности окружающих его людей. Концовку нет смысла рассказывать - там не надо искать особый смысл, тут уж как кому повезло. Хотя в самом финале режиссер все-таки оправдал/нарушил (каждому свое) наши зрительские ожидания. И это несколько смазало сильнейшие эмоции от последних кадров. Особый респект за озвучку - музыка звучит очень вовремя. И такие песни в сочетании с кадрами просто рвут душу! Вы точно взорветесь, главное, чтобы рядом не было никого. И это лучше перечувствовать одному.
На протяжении всего просмотра я честно пытался понять откуда у «Дома» взялись высокие рейтинги и благосклонные рецензии критиков… Вроде бы артисты замечательные, да и режиссер маститый. Начнем, пожалуй, с названия: сейчас вообще в тренде упрощать названия до одного слова: «Гурзуф», «Кандагар», «Мажор»… Зачем ломать голову над короткой фразой которая отражает суть картины? «О бедном гусаре замолвите слово», «Ирония судьбы или с легким паром», «Место встречи изменить нельзя» - не названия, а музыка. Но у нас сегодня «Дом» и все тут. О чем может быть фильм с таким лаконичным названием? Архитектурная фантазия? Ужастик? Да все что угодно, а скорее ни-о-чем как и получилось. Пять минут клипа группы «Ленинград» «Вояж» вызывает больше эмоций чем два часа «дома». Сюжет получился весьма незамысловатым и легко формулируется буквально одной фразой: большую часть экранного времени какие-то люди постоянно ругаются в доме, а потом их всех убивают. Если капнуть чуть глубже оказывается, что они (совершенно непохожие друг на друга), родственники, поверить в это довольно сложно, но такова была задумка режиссера. Собственно остается понять за что их убили. Может быть речь идет о новых поправках к семейному кодексу? Согласно которым за постоянную ругань в доме полагается расстрел на месте? Ну почти… Расстрел дома устроили совсем не бандиты, как может показаться на первый взгляд, а сотрудники спецслужб. Суть их претензий к герою Гармаша остаются за кадром, но судя по размаху он никак не меньше чем террорист номер один, враг государства и все такое. Раз уж по его душу отправляют такой солидный «эскадрон смерти». Правда чистильщики ведут себя крайне непрофессионально и по дороге «валят» людей направо и налево, а потом устраивают безобразную бойню с массовыми жертвами среди мирного населения. И на этом гнилом фундаменте построена вся драматургия фильма? К сожалению… Если бы герой Гармаша действительно так уж мешал, давно бы уже мотал ПЖ в каком-нибудь «Белом лебеде» или «Черном дельфине». Или погиб в ДТП, или был бы найден в том же поезде с аккуратным ножевым в сердце. Куцее название, слабый сюжет, нереальный дом в пустыне, и фиктивные родственники вот пожалуй и весь осадок после финальных титров.
Снова поставил над собой эксперимент с нашим кином. Ввиду отсутствия возможности прозреть будущее, приходится обращаться к авторитетам (для меня) в сфере кино. Одному фильма понравилась, другому не понравилась. Мне... странно. С одной стороны автор показал трагедию русской глубинки, сложность отношений в большой семье, гамму чувств и эмоций, от ненависти до щемящей любви и тоске по дому. Гармаш великолепен (кроме концовки), остальные по большей части тоже на весьма высоком уровне, но есть и просидки, в основном когда истерят (любимый приём типичного нашего киноделуна). Снято тоже весьма и весьма талантливо. И даже водка тут напиток, а не один из главных персонажей, как обычно. С другой стороны очередной самопровозглашённый совесть нации, который показывает Правду, обильно поливая русских дерьмом, мстя непонятно за что. И ладно бы в семье все поголовно твари (кроме детей и матери разве что), бывает и такое, тем более, что действительно хорошо персонажи и их взаимоотношения показаны. Но моменты, когда кто-то вдруг начинает рассуждать какое дерьмо этот русский народ (под мочеиспускание, что характерно), смотрятся откровенно фальшиво. Как будто слушаешь такой по радио хорошую музыку и вдруг случайно на Эхо Москвы переключил. Казалось бы это отличный фильм про очень сложные отношения в большой семье на фоне 'Святых 90-х'. Но финал всё портит. Да, трагично, но глупо. Бандос, если он такой крутой, не понимал что так и будет? Не мог не понимать. Поэтому получилось очень ненатурально, про телепортирующегося деда я вообще молчу. На фоне похеренной главной идеи почему это всё произошло, концовка особых эмоций не вызывает, разве только последние сцены с тёлкой и бандосом и с детьми хороши. В общем, фильм мог бы быть действительно о чём-то если бы автор провёл героев через эту чернуху и вывел к хоть какому-то свету. Какое-то развитие есть только у одного персонажа (шалавы). И если бы автор не ненавидел так свой народ, что во всю раскрылось в другом фильме - Время первых, то могло бы получиться что-то великое и крайне серьёзное. А так посмотреть вполне можно, главное потом помыться не забыть. 6 из 10
С самого его выхода хотел посмотреть этот фильм, и вот – посмотрел. Совокупным главным героем картины является большая семья, которая компактно живёт под одной крышей, именуемой «Дом». Как оказалось, весь её жизненный уклад построен не на любви к ближнему, а на постоянном подавлении. Ни в ком из семьи нет друг ко другу искреннего сочувствия, а лишь одно желание сделать по-своему и добиться своего. Это семья моральных калек, где все боятся сильнейших и живут под постоянным психологическим гнётом и подавлением инакомыслия. Все ходят в синяках и побоях, вечно прибитые и униженные, взгляды исподлобья и в глазах – вечный страх и ожидание новых неприятностей. Даже «матёрый волк» «дядя Витя Шаманов» и тот живёт в постоянном страхе, и настойчиво демонстрирует это всем окружающим, прячась по кустам и пугаясь теней и шорохов, так как приехал домой «затихариться», «отлежаться», «отдохнуть». На вид необыкновенно крутой и уважаемый, нагоняющий на всех страх, но сам живущий в постоянном страхе, лишённый напрочь чувства свободы и радости от полноты жизни. Свобода в его сознании с детства забита до смерти кулаками отца, он вымуштрован, заряжен ненавистью и злобой к окружающим, умеющий и всегда готовый их подавлять и морально насиловать. В его доминировании нет ничего рационального, и всё, к чему он прикасается, в итоге разрушается. Короче, с героями в фильме явно не сложилось. Пример взять не с кого, фильм о самых настоящих дегенератах и моральных уродах. Даже посторонний человек, гость в доме, ощущает всеми фибрами висящий в воздухе гнёт и давление, и прямо говорит об этом. Отец семейства в этом фильме наставляет: «Не извиняйся не перед кем и никогда», «Русские – мы слабые, народ безвольный. А нужны сильные, такие, чтоб кулаком – в морду и шашкой – в «капусту», вот так!», «Бог всё равно нас не слышит, а я судить не стану». Такие искривлённые представления о жизни лишь завершают «картину маслом» о быте и нравах данной семьи. Залётный еврей из всех персонажей выглядит самым здравомыслящим и вменяемым человеком, и я искренне сожалею о его судьбе в этой картине. Даже склонен думать, что в его лице совершён некий скрытый акт антисемитизма, как бы смешно это ни звучало. Есть в фильме много деталей, к которым можно было бы «прицепиться», но остановлюсь лишь на самой существенной и весьма надоевшей за время просмотра. На огромных пустых пространствах в созданном художественном мире люди имеют странную особенность возникать внезапно ниоткуда и так же в никуда пропадать. Зритель же должен при этом думать, что всё это происходит незаметно от возможных случайных наблюдателей. При этом в реальности такое было бы невозможно, так как любое движение на открытом пространстве невольно привлекает внимание, а чтобы пройти много километров придётся потратить много времени. В свете сказанного довольно нелепо выглядела «незаметная» осада дома в чистом поле группой вооружённых людей средь бела дня и при большом скоплении гостей. Даже прелюбодействовать в этом фильме можно близ пыльной просёлочной дороги, прямо на голой земле, и в полной уверенности, что тебя никто не заметит! Фантазия у режиссёра – будь здоров! (И к слову, член на полэкрана – это омерзительно! Разумеется, в рамках программы расширения окон Овертона нам предстоит увидеть ещё и не такое, благодаря поддержке Фонда кино, но 'Шурик, это же не наш метод!'). Последним гвоздём в крышку гроба стала песня «Офицерская баллада», хорошо всем известная по словам «Не для меня...». Если время от времени её напевали в течение фильма и это не вызывало отторжения, т. к. хорошую песню может спеть любой человек, то совершенным надругательством над здравым смыслом она прозвучала в финальных титрах. Ведь её слова изложены от лица офицера, воина, отправляющегося на войну пролить свою кровь за Отечество. И весь её смысл о том, что Человек – человек с большой буквы – сам себя лишает множества простых земных радостей, в совокупности именуемых счастьем, для того, чтобы счастливы были другие, ради их счастливой жизни он добровольно отдаёт свою жизнь. В этом фильме никто и ни за кого не умирает. В этом фильме убивают – и поделом. Не меньшей глупостью было бы, например, включить в титрах песню «На поле танки грохотали». А что? – там тоже про смерть и про страдания. Вывод. Фильм эффектный, с истинно русским размахом. И игра актёров, и постановка, и музыка, и диалоги, и атмосфера, практически всё – на высшем уровне. Но смысл фильма – дерьмо, и это проблема сюжета. Возможно существуют мнения, что фильм о жестокой бандитской жизни, типа, одна волчья стая режет другую, и кто выживет, тот и прав, всё по законам природы. Но даже такая мысль выглядит поистине крамольно в виду того, что ГГ поступил не только не по-людски, но и не по «понятиям», подставив всю свою семью под истребление. Во-первых, не надо было вообще приезжать, во-вторых, надо было сделать себя единственной целью и отвести удар от остальных. Ведь он практически до последнего отсиживался в безопасности, уже точно зная, какая туча нависла над домом. Короче, поступил, как конченый мудак, в котором нет не только ничего человеческого, но даже и звериного в хорошем смысле этого слова. Фильм, собственно, не учит ничему, а просто слегка лохматит нервы и предлагает вообразить себе эдакую буйную фантазию в стиле русский вестерн. В данном случае, к сожалению, бессмысленный и беспощадный. 5 из 10
Донские степи, большой дом, в котором живёт многочисленная семья Шамановых. Взаимоотношения в семье очень и очень не простые. Глава семейства Григорий Иванович (Ступка) постоянно вступает в конфронтации со своими детьми: работягой-'афганцем' Димой (Савочкин), который не даёт продыху жене и дочери, боевитым Пашкой (Епифанцев), мечтающим уехать в столицу, непутёвым и безвольным Андреем (Добронравов), гулящей дочерью Натальей (Редникова), изменяющей своему мужу учёному Игорю (Подгородинский). И вот однажды, в отчий дом возвращается самый старший сын Виктор (Гармаш) - преступный авторитет по кличке Шаман, по следу которого идут профессиональные наёмные убийцы. Странное двойственное впечатление оставил у меня этот фильм Олега Погодина. Что понравилось? Как легко и в то же время мощно показана в фильме семья Шамановых и непростые взаимоотношения между её членами. Банка с пауками, по другому и не скажешь. Мастерски вытканный клубок взаимных обид, претензий, недовольства и соперничества. При этом, несмотря на большое количество персонажей, запутаться в них достаточно сложно. Каждый по-своему индивидуален и одновременно с этим является частью единого целого - семьи Шамановых. В этой 'сложной простоте' заслуга актёров, справившихся с тонкими нюансами своих ролей, и, конечно, Олега Погодина, который будучи сценаристом, раздал своим персонажам примерно равное экранное время, а будучи режиссёром смог вылепить из большого количества хороших актёров слаженно работающий кинематографический механизм. Что не понравилось? Вся эта никуда не клеящаяся криминальная линия с Виктором Шамановым и наёмными убийцами. Ходят туда-сюда мужички в пиджачках с оружием наперевес, непрерывно хохмят, или наоборот делают серьёзные и задумчивые лица, а в самом конце так и вовсе устраивают мегапафосный и совершенно ненужный перфоманс. Зачем? Не понятно. Куда больше мне бы понравилась просто история об этой семье, пусть даже и с Шаманом во главе, но только без этих вооружённых конфликтов, которые портят прекрасную драматическую атмосферу. Поэтому конец, конечно, не понравился. Просто-таки испортил товарищ Погодин финал ленты. Что, конечно, жаль. Об актёрах можно и поговорить, но тут достаточно просто перечислить фамилии, и всё станет ясно. Ступка, Гармаш, Епифанцев в какой бы ерунде не снялись, всегда выглядят очень достойно. Понравились ранее не замеченные мной Редникова, Савочкин, Назаров, сыгравший модного телеведущего - мужа ещё одной дочери Григория, а также Зайченко - брат главы семьи. Одним словом, странный фильм. Большая часть картины - отлично сконструированная семейная драма о людях, остальное - пошлый криминальный боевик. По какой из этих частей оценивать - вот это вопрос. Я остановлю свой выбор на первой из них. Хочется верить, что режиссёру Погодину нюансы человеческих взаимоотношений были важнее оголтелой стрельбы. 8 из 10
Я посмотрел этот фильм, чтобы понять, с чем связывают надежды российские кинодеятели утверждая, что, дескать, и у нас снимается «качественное» кино, только зрители либо его не видят, либо «не понимают» его прелестей. Более того, утверждается, что лента является «ответом Голливуду» в плане качественного продакшена. «Дом» - драма, повествующая о сложных взаимоотношениях в большой семье Шамановых, где глава семьи практикует ортодоксальный патриархат и домострой, и которая проживает в огромном доме посреди донских степей. После 25 лет отсутствия домой возвращается старший из братьев - Виктор, являющийся неким криминальным авторитетом. Он приезжает, чтобы «попрощаться», преследуемый взводом безжалостных профессиональных убийц, разъезжающих на двух чёрных «Волгах», багажники которых буквально забиты разнокалиберным стрелковым оружием и даже пулемётами. Сюжет Очевидно, что в отечественной киноиндустрии бытует миф о том, что «настоящее кино» - это обязательно какое-нибудь нудное морализаторство, тема ВОВ или какие-либо иные симулякры, с непостижимой онтологией. Это заблуждение. Постыдное заблуждение, граничащее с некомпетентностью. В этом легко убедиться, если обратиться к сюжетам дюжины-другой самых известных и популярных фильмов. Сценарий Сценарий линеен, скучен и невыразителен, хотя все правила 3-х актовой структуры формально соблюдены. Характеры обозначены грубо, отстранённо и однозначно. Сплошной пластик, нехарактерный для русского менталитета. Забегая вперёд, - они и сыграны так же. Часть ходов вызывает недоумение - те же гламурные киллеры, дом посереди степи (прям ранчо Дикого запада), нелепая философия: «Никогда не проси прощения, даже если виноват!», противоречащая по-существу православию.. Актёрская игра Задействовано много действительно хороших актёров, кои личной харизмой и благосклонностью зрителя, сглаживают шероховатости постановки. Тем не менее, местами есть как переигрывание, так и откровенно слабая игра. Недостатки игры объективно являются претензией к режиссёру: то ли вкуса не хватило, то ли бюджета. В итоге - как контрастный душ чередующиеся удачные-неудачные планы. Взыскательного зрителя это бьёт по глазам. Режиссура Уверенная, но ничем не примечательная, на уровне дипломов ВГИКа и третьесортных западных сериалов. Тем не менее, в сравнении с другими нашими фильмами, этого вполне достаточно, чтобы грамотно и по-человечески рассказать историю. Операторская работа Как и всегда - ужасный свет. Просто катастрофически ужасный, на уровне хоумвидео. Я не верю, что создатели не смотрят западные фильмы или сериалы, где свет и кадрирование находятся совсем на другом уровне, где фактически каждый кадр выставлен как «открыточный план». Это просто разные вселенные. Причём, хорошая операторская работа не связана с тематикой или сюжетом, она самоценна. Безусловно, такое положение - печальные последствия преподавания в профильных уч. заведениях ложной мифологии про Тарковского и т.д. Из позитивных моментов можно отметить неплохой грейдинг (настройка параметров изображения на этапе пост-обработки материала) картинки на ночных планах и ещё в отдельных местах. А также несколько красивых общих планов степи. В целом - слабо и невыразительно, что печально при современных тех. возможностях. Общие впечатления Синтетическая история в синтетическом окружении, с бесформенным посылом и неопределённой аудиторией. Создатели не могут увлечь зрителя, заставить сопереживать, ведь по-существу антагонистами в картине являются поколения. Не уверен, что найдётся достаточное количество зрителей, готовых сопереживать довольно абстрактным сущностям. Старшее поколение будет ассоциировать с собой этакую никчёмность и консерватизм персонажей, что неизбежно вызовет негатив. Молодёжи картина покажется излишне депрессивной и скучной. В отношении других образчиков «русского кино», этот фильм являет собой вполне достойную и цельную работу. Если сравнивать с советским или западным кинематографом, он более походит на непрофессиональную короткометражку. 2 из 10 p.s. Вот что в действительности скрывается за популистской риторикой «ответа Голливуду».. Печально и беспросветно.
Драма Олега Погодина повествует зрителю о судьбе семьи Шамановых. Дом которых, кажется, пустил корни в далекой глуши и почти оторван от цивилизованного мира. 90-е. Главный герой фильма, известный в узких кругах, бандит-рецидивист Виктор Шаманов (Сергей Гармаш). После 25 лет проведенных в дали от дома, он возвращается к своей семье, которая помнила его и ждала все это время. Казалось, что теперь, с возвращением Виктора, в семье Шамановых, начнется идиллия. Но препятствием всему этому становится организация “Белая стрела”, приказ которой убить московского авторитета по кличке “Шаман”. Традиционно хочу начать с актерского состава. Фильм “Дом”, мне посоветовал посмотреть мой друг. Найдя киноленту в Интернете, я был подкуплен именами мелькавшими в описании фильма. Моему внимаю, были представлены такие актеры, как: Екатерина Редникова (“Вор”, “Последний бронепоезд”), Владимир Епифанцев (“Фартовый”, “Ночь длинною в жизнь”), Иван Добронравов (сериал “Кадетство”), а также Сергей Гармаш и Богдан Ступка, которые не нуждаются в представлении. Буквально сразу в моем сознании промелькнула мысль, что “блюдо”, приготовленное из таких “ингредиентов”, должно порадовать вкус кино-гурманов. По-моему скромному мнению, интуиция меня не подвела. Актеры так удачно вжились в образы, что складывалось мнение, будто они не играют. Они действительно одна семья! В которой каждый занимает свое место. Во главе семьи стоит Григорий Шаманов (Богдан Ступка). Снимаю шляпу, господа! Так убедительно сыграть роль сурового, но справедливого отца семейства удастся не каждому. А многие его реплики, я уверен, разлетятся на цитаты. Второе место, в этой строгой семейной иерархии, занимает старший сын, Виктор Шаманов. Не смотря на то, что для своих близких он навсегда останется “Витькой”, зрителю дают четко понять, что этот человек не настолько прост, как кажется. Отдельно хочу отметить глаза Виктора. Именно умение играть глазами, отличает хорошего актера от плохого. С этим заданием Гармаш справился на отлично. Сделать свои глаза настолько умиротворенными и ледяными, это огромный труд. И всматриваясь в них, понимаешь, что режиссер далеко не случайно, начал фильм с фрагмента охоты на волков… Рассказывать о характерах остальных участников картины, не вижу особой потребности. Посмотреть и самим разобраться куда интереснее. “В каждый удар – я надежду вкладывал…” Фильм полностью перевернул мои представления о жестокости. В пасмурных тонах Погодин, демонстрирует, что у каждой палки есть два конца. В том числе и у такого явления, как жестокость. Именно она, во многом помогала выживать, на протяжении 25 лет, главному герою фильма - Виктору. И не стоит отождествлять эту жестокость с реками крови и мучительными криками, как это делают в американском кино. Это что-то совсем другое, намного глубже. Благодаря грубой силе, Григорий готовил своих дорогих, и не смотря ни на что любимых, детей, к жизни которая существует за пределами родительского дома. К той жизни, в которой рассчитывать можно лишь на себя, и нельзя ждать родственное плече, которое поддержит во время падения. Естественно есть в фильме и промахи, но они не касаются операторской работы или работы режиссера, а скорей того, что происходит на самом экране. Сотрудники ФСБ в рубашках и галстуках, выполняющие спецоперацию, конечно же смешно. Также как и два трупа, которые они оставили возле кафе, где полным полно свидетелей. Ну да ладно не будем так строги к этому. Хороший фильм без минусов, не был бы таким хорошим. Лично мне фильм понравился. Учитывая жанр и страну, в которой он был снят – довольно недурно, товарищи! Потому что до этого российские драмы приносили большие разочарования. И кроме горького осадка, в душе ничего не оставалось. “Любить это тяжко, любить мы должны… особенно своих.” Общая оценка: 9 из 10
Посреди донских степей, откуда некогда веяло русским духом и казацкой удалью, ныне можно учуять лишь смрад. Стоит там одинокий насупившийся дом, похожий на большую заброшенную дачу. Какой дом, такая и семья в нём. Недаром говорят, что место скажет о человеке больше, чем он сам. Вот жильцы и кажутся такими же оторванными и отсталыми от окружающего мира, как и их жильё. Прямо скажем, необычная семейка. Атаман папа устроил дома настоящий патриархат. Просто диву даёшься, что остались люди, в которых совковая эпоха не выскребла последние остатки каких-нибудь русских национальных традиций и понятий (или то, что под ними подразумевается). Хотя то ли жизнь уже настолько изменилась (а показаны, судя по всему, 90-е), то ли батя явно перегибает палку, но почти все его потуги кажутся архаичными и неуместными. С одной стороны сохранено уникальное в наше время явление большой семьи. Семьи едва ли не в понятии «клана». Клан Шамановых. С другой, наш ретивый седовласый глава, видать, так сильно отстал от темпа жизни и так сильно морально подавляет собственных отпрысков, что те в свои 30 и больше кажутся нерадивыми подростками, несостоявшимися в жизни иждивенцами без собственного крова, нормальной семьи и профессии. Их объединяет как ненависть и отвращение к дому, быту, так и отсутствие сил и навыков для того, чтобы выпорхнуть из семейного логова на свободу. Однако не все из детей Григория Ивановича Шаманова увязли в его домашнем провинциальном концлагере. Как выясняется впоследствии, у Пашки, Андрея, Дмитрия, Натальи есть старшие брат и сестра, которым удалось глотнуть столичного успеха. Первая относительно удачно вышла замуж за еврея-телевизионщика, второй (Гармаш) покорил криминальную арену. Но вот дела начинают заедать, дочурка едет домой на поклон, а сынишка в сопровождении трёх охранников-головорезов и вовсе попрощаться. Ибо в мире грязных денег врагами обзавестись дело минутное. И если первая встречается в доме на ура, то второй – влиятельный, авторитетный, властолюбивый вызывает скорее раздражение. Персонаж Гармаша в центре картины. Большая часть ленты представляет собой иллюстрацию нахлынувшей на него ностальгии по детству и юности в доме. Иллюстрацию, которая идёт в абсолютный диссонанс с тем, что чувствует почти вся его родня. Вообще в «Доме» Олега Погодина рисуется безвыходная картина российской действительности, в которой и провинция – тупик, и столица – тупик. С одной стороны – вырождение старых устоев, бесперспективность, внутреннее и внешнее уродство их носителей, с другой – московский криминал, разврат и риски. Есть ещё и третья сторона – сторона власти, в которой также ничего хорошего не присутствует, один блат и продажность (её эксносителем является в том числе брат Шаманова). Если говорить о плюсах, нельзя не начать с того, что «Дом» бесспорно кино от начала и до самого конца увлекательное. Ожидания от фильма после просмотра трейлера, настраивающего на просмотр драмы и лихой разборки на фоне живописных донских пейзажей, оправдываются. В начале, в мире черной реальности и несимпатичных персонажей всё же есть одно светлое пятно – Екатерина Редникова, красивая, ухоженная, такая непохожая на остальных в семье. Сцены обнажённых страстей неумолимо вовлекают в просмотр мужскую половину зрителей так точно. Далее, глядя на всё это смешение семейной склоки и семейной любви, ностальгии по дому и отвращения по нему же, постоянно ждёшь кровавой развязки. Сценарий ловко подводит к ней зрителя – серьёзные гости на черных волгах, разборка в ресторане недвусмысленно говорят о неотвратимости финального сражения. Нельзя не отметить и то, что при всей чернухе, «Дом», пожалуй, одна из немногих наших лент, которой удалось передать при этом и красоту родных мест, и натуральность и разнообразие наших отношений. Порадовал сопровождающий финальные титры казацкий романс «Не для меня придет весна» в исполнении фолк-театра 'Забайкалье' (Александр Авдеев) и Татьяны Месхи. При всём вышесказанном о минусах и ляпах «Дома» можно написать отдельную статью. Начнём с некоторых персонажей и актёров. Муж младшей дочери Игорь абсолютно разочаровывает. От спившегося интеллигента ожидаешь перевоплощения ближе к финалу, однако получаешь лишь погружение на самое дно. Лариса Малеванная, исполняющая роль матери семейства, совершенно очевидно не доигрывает. Персонаж получается неестественным, скупым на эмоции. В сцене финальной разборки слишком много допущений. Нереальность превращается в глупость. Парализованный Дед-камикадзе на инвалидном кресле, конечно, апофеоз сказки про белого бычка. Персонаж Анжелы Кольцовой Светка в конце появляется как рояль в кустах. Да и в целом «Дом» получается лишь пейзажем, иллюстрацией жизни конкретных людей в конкретном месте, но почти не несёт в себе цельной идеи, если в качестве неё, конечно, не выделять утопичность всего происходящего. Сила и крепость большой семьи свергнута на нет, традиционные устои показаны в тошнотворном свете, равно как и продукты нового времени. Герой Гармаша, приехавший в родные края попрощаться, подставляет всю семью. Единственным лучиком света в конце туннеля видится путь, избранный младшим сыном Андреем – вырваться из домашней тюряги и пойти учиться в город, но к чему такой путь может привести с учётом продемонстрированных столичных рисков, тоже совершенно не понятно. 8 из 10
Пугающий портрет российской действительности. Демоническая картина криминально-бытовой жизни страны. Убогость бытия, соседствующая с надеждами на светлое будущее. Вера в гедонистические идеалы, пересекаются с беспросветным унынием. Боль от безысходности, уничтожает последние крохи всего человеческого. «Дом» Олега Погодина – анималистическая картина нашего существования. Когда в зеркале отражается волчья пасть – гладкое стекло в этом не виновато. Сложно говорить о нравственности, принуждать режиссера к осторожности, изображая лицемерную заботу о зрителе, маскируя за этой ханжеской маской обнажившиеся комплексы. Проповеднические речи, показная богобоязненность – это явные признаки отрицания собственных пороков. Действительно, людям свойственен самообман. Но почему же так раздражает этот пафос чистоплотности? Погодин выводит на экран истинное изображение процесса угасания российской провинции. В каждом кадре, звериным рыком вырывается наружу маниакальные вопли с просьбами о спасении. Утопленная в водке совесть пребывает в предсмертной агонии. Прекращаются последние всполохи исчезающего самосознания. В погодинском повествовании процесс морального разложения запечатлен с пугающей живописностью. Безусловно, центральной ролью в «Доме» явился образ криминального авторитета, блистательно сыгранный Сергеем Гармашем. Человек, чье естество противится всем законным проявлением общества, тем не менее, демонстрирует, что его душевные составляющие далеки от финальной стадии атрофии. Конечно, не стоит забывать и других представителей актерского профсоюза. Богдан Сутпка, Владимир Епифанцев, Игорь Савочкин и остальные участники артистического ансамбля, словно кинематографический анклав, добавляют сюжетной линии монолитности. Узнать себя в стае шакалов – перспектива безрадостная и больно бьющая по самолюбию. Да, проще стучать себя в грудь, оплевывая собеседника лживо констатировать свою богоподобность. Как любим мы дистанцироваться от тех заблудших душ, ступивших на кривую дорожку. Любимое занятие россиянина: высматривать соринку в чужом глазу и, клеймя визави, клясться в соблюдении жизненных постулатов. От всего этого меня выворачивает наизнанку. Хочется плюнуть в лицо тем, кто бросается на автора «молодежного блокбастера» «Триумф» (только касательно его нового творения) и обвиняет Олега Погодина в популяризации скользкой темы. Увы, но сложно доказывать озлобленным критиканам беспочвенность подобных заявлений.
Эпическая драма повествует о большой семье, живущей в донских степях и готовящейся к 100-летнему юбилею деда. В огромном доме заправляет отец-тиран (Богдан Ступка), любящий поколотить своих уже взрослых сыновей (Савочкин, Епифанцев, Добронравов). Подготовка к празднику и настроение в доме резко меняется с приездом старшего сына Шамана, отсутствовавшего 25 лет, — криминального авторитета, не знающего, что за ним уже идут по следу профессиональные наёмники. Приезд старшего ещё больше усугубляет напряжение в доме. Довольно неожиданно почти неизвестный в наших краях режиссёр Погодин снял мощную драму, сильную и полноценную во всех её составляющих. Режиссёр сам написал сценарий. Съёмки ленты шли долгих 6 лет в Крыму, фильм до сих имеет вопросы с прокатом. После просмотра начинаешь понимать, что мучения стоили того, явив на свет превосходную, изобилующую достоинствами, разностороннюю картину эпического размаха. «Дом» заинтересует всех, ведь это зрительская картина о семейных ценностях, о семье, о причинах её крушения и месте каждого человека в этом мире. В фильме ощущается влияние ряда классических постановок. Впрочем, сам режиссёр не отрицает заимствований у Ильенко («Белая птица с черной отметиной»), Тарковского и прочих, подводя в итоге «Дом» под жанр семейного истерна. Заимствования из других картин вовсе не портят ленту, придавая ей больше драматизма, игры на разных уровнях, саспенса и атмосферности. В «Доме» разгораются и подымаются в равной степени как бытовые вопросы, так и проблемы смысла жизни. Перед нами разыгрывается потрясающая трагедия постепенного отмирания большой семьи, живущей не по законам любви и взаимопонимания, а по правилам беспрекословного повиновения и почитания собственной воли. Семейство Шамановых объединяет множество детей отца (4 сына, 2 дочери и внуки) в роли Ступки. Их семейные застолья превращаются в дьявольские пытки и приступы отчаяния. Внутренние неурядицы в семье усугубляются постоянной боязнью степных волков, подступающих к дому и досаждающих хозяйству. Сцены застолий и охоты на волка сняты очень достоверно. Также на метафизическом уровне раскрыты отношения между членами семьи, в конце складывающиеся в причудливую мозаику, которая неминуемо разобьётся. Эмоции и напряжение в кинофильме зашкаливают, готовые в любую минуту взорваться. В конце концов осознаешь, что каждый в семье безнадежно одинок и никто абсолютно, кроме противоречивого Виктора, не предпринимает попыток к сближению. Погодинский «Дом» пропитан аллегориями и отчасти аллюзиями на библейские сюжеты. Каждый эпизод можно растолковать по-разному. К примеру, негаданный приезд старшего сына из столицы знаменует начало краха семьи, которая неотвратимо погибнет ещё до финала ленты. Для достоверного отображения монументальной истории Погодин прибег к богатому киноязыку. В первую очередь, стоит отметить феноменальный актерский состав: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Владимир Епифанцев, Иван Добронравов (тот самый мальчик из «Возвращения» Звягинцева), Петр Зайченко (в роли брата героя Ступки) и Екатерина Редникова, играющие с шекспировским накалом. Канва эпизодов картины накрепко сшита профессиональным монтажом, наряду с которым, операторская работа стала ещё одним достоинством картины. В «Доме» звучит и соответствующая музыка, каждым аккордом дающая прочувствовать драму. «Дом» насыщен и потрясающими перестрелками, умными диалогами, и вместе с ними — хорошими шутками. На пользу картине пошёл и жесткий, эффектный финал, своим драйвом подводящий жирную линию под всей историей. Развязка в любом случае не оставит равнодушных, и послужит предметом для долгих диспутов в обсуждении ленты. Выискивать недостатки в «Доме» всё равно что рассматривать царапины на только что купленной мебели. Да, само название фильма ничем не примечательно. Да, к давно забытому в здешних местах поджанру — эпической истерн-драме — режиссёры обращаются достаточно редко. И, тем не менее, «Дом» — кино очень актуальное, эффектное и поглощающее, которое рассчитано на широкую аудиторию. Картина стала большой удачей российского кинематографа за последний год.
Жесткая, криминально-эпическая драма Олега Погодина под веским названием «Дом» скрывает не тривиальный триллер в антураже мрачного поместья, а настоящую сагу о страстях человеческих. Донские степи издавна вдохновляют на произведения масштабные, полные свежих потоков смысла, страстей и эмоций – не стал исключением и новый фильм Олега Погодина. Герои картины семья Шамановых – крепкий с виду донской клан, патриархальное семейство, населяющее огромное поместье в живописном степном уголке. Но хутор Шамановых пользуется сомнительной славой у местных жителей: глава семейства Григорий (Богда Ступка) – лютый, скорый на расправу мужик. Жена его Надежда Петровна (Лариса Малеванная), старается менять мужнин гнев на милость, однако власть однозначно в руках отца семейства. Григорий держит своих трех сыновей и дочь в железных рукавицах самовластного порядка, и даже одно это противостояние нарождающейся, молодой «шамановской» дури с матерым, полным самодурства «порядком» отца могли бы стать полноценной интригой картины. Ведь персонажи «Дома», представители клана Шамановых, по силе своей и накалу страстей дотягивают порой и до шолоховских донских казаков. Бузит и беснуется непутевый Сергей (Владимир Епифанцев), изнывая от тоски и бездеятельности. Замыкается в себе, диссиденствует, мечтает сбежать младший сын, герой Ивана Добронравова. Спивается полуинтеллигентный Игорь (Глеб Подгородинский), муж полуоткрыто гулящей Натальи Шамановой (Екатерина Редникова). Второй по старшинству, молчаливый, угрюмый Дмитрий (Игорь Савочкин) со своей семьей терпеливо ждет, когда власть в доме перейдет в его руки. Однако верится в этот мирный переход власти с трудом – больно крепка, живуча шамановская порода. До сих пор живет и требует к себе внимания полуслепой, парализованный дед Шаманов, активный красный расстрельщик времен Гражданской войны. Именно столетний юбилей деда становится поводом для полного сбора семейства Шамановых, включая и родного брата Григория, комичного резонера-демагога Алексея Ивановича (Петр Зайченко), и живущей в Москве дочери Тамары Шамановой (Евгения Дмитриева), затащившей на юбилей деда своего мужа Ройтмана (Александр Назаров). Гости привносят нечто живое, непосредственное, комичное в тревожно-торжественное, готовое в каждую секунду разрядится зуботычиной, выстрелом, руганью ожидание праздника в доме Шамановых. Но главным гостем дома становится самый старший брат, Виктор (Сергей Гармаш), неожиданно вернувшийся домой. За двадцать пять лет отсутствия Виктор, из напористого жигана, которым покинул родной дом, угодив в тюрьму по глупости, превращается в настоящего, окруженного свитой, авторитета, решающего вопросы на самом серьезном уровне. В тернистой карьере Виктора наступил переломный момент – один из его подельников по мрачным делам неожиданно достигает больших высот в политике и объявляет Виктора в розыск. По его следам идут матерые агенты-федералы во главе с героем Кирилла Полухина, для которого есть только один вопрос – убить только Виктора или придется класть всю семью Шамановых? Не трудно заметить, что картина Погодина выходит ровно год спустя после шокирующего массового убийства в станице Кущевская. Конечно, «Дом» Погодина ни в коей мере не экранизация криминальных сводок, и не попытка киноадаптации этой человеческой трагедии. Но удивительная рифмовка происходящего в драме Погодина и событий в станице годичной давности наводит на размышления. Впрочем, как классическая криминальная драма «Дом» и должен наводить на серьезные и даже грустные мысли. Погодин, кажется, продолжает начатую «Бумером» Петра Буслова и «Чужой» Антона Борматова традицию живого, беспристрастного, вдумчивого и очень достоверного анализа криминальной составляющей российской действительности. Однако в фильме Погодина действие разворачивается в живой, дышащей полынью и мерцающей звездами степи, и драмы отдельных людей сливаются в кричащее море трагедии целого семейства, а, значит – целой страны. Картина «Дом» Олегу Погодину безусловно удалась: динамичная, драматически полноценная, с живыми, любящими, хоть и пораженными агрессией и недоверием героями. Картина не лишена и фирменного погодинского жесткого юмора, то есть это не искусственная 'слезовыжималка' с нарочито мрачной атмосферой, а максимально жизненное кино. 'Дом' стал результатом сплоченной работы команды профессионалов: относительно крупный бюджет картины развязал режиссеру руки в вопросах подбора актеров. Помимо десятка блестящих современных актеров в картине используется музыка, специально написанная Эдуардом Артемьевым («Утомленные солнцем», «12», «Глянец»). Сочетание музыки с операторской работой Антуана Виваса-Денисова («Кука», «Каникулы строгого режима», «На море») передает самые тонкие оттенки настроения картины. Олег Погодин шагнул от опыта незатейливых, трагикомичных и пародийных «бондиад» вроде картин «Непобедимый » и «Родина ждет» в сторону настоящего кинематографического шедевра, где яркие актеры соответствуют трагичному пейзажу, сюжет не дает расслабиться на протяжении всех двух часов своего развития, а концовка – гарантированно! – повергнет в шок любого зрителя. Думается, после просмотра «Дома» станет понятно, почему в своем интервью «Известиям» на вручении Ордена Почетного легиона Андрон Кончаловский признался, что следит за творчеством Погодина с таким же интересом, как и за творчеством Андрея Звягинцева, Александра Сокурова и Сергея Лобана. В любом случае несомненно, что сентябрь не вышел бы таким плачевным с точки зрения кинопроката, если бы премьера фильма «Дом» состоялась бы месяца два назад.
И стоял в степи Дом. И люди в нем были как звери, а звери были как люди. И было в том доме том все ладно, да не покойно сердцу за любовь их друг к другу лютую, страшную. Дом - ковчег, объединяющий поколения, вне него существует только речка, кусок железной дороги, доставившей криминального авторитета Шамана в родную степь, и гостиница. Больше нет ничего. Даже время в Доме застыло навсегда. От него остались только сломанные качели, раскачивающиеся на ветру под скорбный вой волчицы. Дом - Россия, со своими и противоречиями, и странностями посреди широкой степи, застывшая в веках, ржавая и пьющая, ненавидящая сама себя, но готовая отдать жизнь и волю во имя любви. Я рыдала в конце, рыдала навзрыд, ведь герои фильма - люди со своими слабостями, а Россия, она такая, какая есть, надрывающая душу и жестокая, но она мой Дом. Фильм зацепил. И пусть его обвиняют в недостаточной глубине, но иногда не хочется отыскивать зарытое режиссером. Хочется наслаждаться, и наслаждаешься замечательной игрой актеров, простой красотой фильма и историей жизни одной семьи. 9 из 10
Не понимаю, чего еще людям надо... Этот фильм свалился на меня как глобальное потепление. Он как '100 лет одиночества' Маркеса, все вроде идет и идет, ни хорошо и ни плохо, только предчувствуешь необыкновенную развязку. А конец накрывает тебя с головой потоком воды и меняет тебя на пару дней, в которые ты много раз ловишь себя на мысли, что вспоминаешь о фильме. Это классный по-русски (вы должны бы им гордиться) фильм, снятый на красивую иностранную пленку. Актеры выше всяких похвал, вся семья сыграла на отлично, я влюбилась а Редникову, просто чудо как она хороша и естественна. Сюжет пересказывать не буду: фильм о жизни, семье, ценностях, людях без прикрас - никакого геройства, нет четко плохих или хороших, все размазано как в жизни. Тяжелый и честный. По-моему, фильм должен посмотреть каждый любитель хорошего кино, не выключайте на середине и не перематывайте,- конец того стоит. За настоящих людей и настоящие чувства, за ощущение взрыва мозга 9 из 10
Писать рецензию на российский фильм подобно очередной попытке убедить людей, которые тебе доверяют, дать шанс отечественному кинопрому. Будучи человеком не потерявшим толерантность и не переставшим давать эти самые шансы, раз за разом смотрю наши фильмы, то плюясь, то восхищаясь. И есть от чего. Вышедшие на экраны фильм 'Дом' повествует о большой семье, живущей в большом доме среди донских степей. На столетие самого старшего члена семьи в гости приезжают дети, некогда покинувшие родительский дом. Один из них Виктор, который пропадал 25 лет. После получаса просмотра понимаешь, что 'Дом', это прежде всего драма, повествующая о непростых взаимоотношениях в большой семье, в которых есть все, кроме любви. Количество персонажей растет с каждой минутой фильма и поражает не только ширина драматического спектра, но и попытка показать глубину всех характеров. Попытка на мой взгляд удачная. Режиссеру удалось за 2 часа полноценно раскрыть драму внутри семьи и трагедию в финале. По моему мнению, именно это не удалось Михалкову, который хотел показать слишком много, но лишь раздул на две части продолжение 'Утомленных солнцем'. Кстати, именно первую часть мне напомнил 'Дом', сюжетный прием схож - персонаж возвращается в дом, в котором давно не был. И именно от такой ассоциации, в голове закралась мысль, что фильм снят под Оскар. Американским киноакадемикам придется по вкусу такой хлесткий, глубокий драматизм. Не буду говорить про актерскую игру. Думаю, и так понятно, чего добивался режиссер утвердив на главные роли Гармаша, Ступку, Редникову и т.д. Обладая некой актерской харизмой они как по нотам выворачивают нутро русской души. Подытожу. Если вы еще оставили хотя бы 1 шанс отечественной киноиндустрии и ходите в кинотеатры не только, чтобы пожрать попкорн и поржать над блевотными голивудскими шуточками, то фильм 'Дом' несомненно заслуживает вашего внимания.
Любить надо, любить надо всех, а тем более своих, родных (c) 'Дом' - это самая настоящая драма, да с криминальным подтекстом, но не это главное в фильме. Сразу же разочарую тех, кто любит реалити-шоу и думает что это приквел одноимённого телепроекта, это кино не для вас. Да и вообще это кино настолько сильное, что не каждый будет в силах его понять. Целевая аудитория данной картины, это поколение постарше, кто повидал уже что-то в этой жизни. Каюсь подобные картины это моя слабость: остро, социально, жёстко, сильно, но при всём при этом фильм не лишён души, а это главный критерий оценки качества художественного произведения. Меня давно уже ничем не удивлял отечественный кинематограф, со времён наших советских фильмов, да разве что некоторых свежих фильмов посвящённых ВОВ. А это творение Олега Погодина меня поразило в самое сердце. Честно говоря имя этого режиссёра мне незнакомо, но теперь я буду пристально следить за его творчеством. Посколько он не стал оглядываться на запад, не стал что-то копировать, то чем так грешат наши российские фильмы которые идут в широком прокате. Он показал наше родное кино, с русской душой. И пускай наш народ, как говорят здесь живёт задом наперёд, но зато душа русская не знает границ. Чувствую сейчас себя Сергеем Безруковым, когда он говорит о России - Матушке. Ну а теперь поближе к событиям фильма. Данная кинолента не зря получает такое название как 'Дом'. Я бы даже добавил отчий дом. Дом - это то место куда человек рано или поздно возвращается. Без дома и земли родной, которая нас будет всегда звать к себе, радость ли это, или горе, мы не можем чувствовать себя полноценно. Главное то, что тебя там всегда ждут. Вот и здесь в огромном доме живёт не семья, а целое семейство. Разных людей по характеру, разных по амбициям и желаниям, разных по жизненным взглядам, из-за чего на этой почве у них возникают конфликты, ссоры, междусобицы, вообщем всё то что принято называть жизненным укладом простого человека. Но в одном они едины, и как у мушкетеров у них свой девиз 'один за всех - и все за одного'. А так и должно быть, и не только где-то там в глубинке, а везде. И вот спустя годы долгой разлуки к ним приезжает старший сын. Да он возможно не такой как они, но он из этого дома. Он конечно не ангел, но для отца и матери он опора и гордость: Сынок ты прости меня, что я гонял тебя в детстве, бывало палкой даже. Ничё бать, я тебе за это благодарен, видишь я благодаря тебе человеком стал (c) Погодин нам раскрыл изнанку русской души. Только русские люди могут ненавидеть друг друга, а через пять минут каждый готов снять с себя последнею рубаху, и отдать своему ближнему. Ведь скандалы скандалами, а когда прижмёт, все плохое сразу забывается, ведь за родных и любимых надо быть горой. Актёрская игра в фильме выше всех похвал. Как они все гармонично подобраны. Богдан Ступка просто никто лучше него не покажет душу русского человека, он не играет, он живёт. А Сергей Гармаш просто уникален в любой ипостаси, он и милиционера может сыграть (Ворошиловский стрелок), и бандита как здесь, и персонажи в его исполнений чертовски обаятельны. А Екатерина Редникова (Вор), сколько лет прошло а она всё хорошеет, здесь такая роль у неё неоднозначная, а некоторые сцены с ней, это просто привет Тинто Брассу. И это актёры уже старой закалки. Владимир Епифанцев, очень колоритный актёр, такой русский Джейсон Стэтхам. Главное все они делают акцент именно на актёрской деятельности. По-крайней мере из них, по-моему никто не ведёт никаких развлекательных ток-шоу и прочего, что лично для меня всегда подавляло зрительский интерес, и делало серъёзное кино, несеръёзным. В заключение ещё раз повторюсь что это очень сильное кино. И оно не для всех, есть здесь и окровенные сцены, есть здесь и нецензурщина, а русский человек без мата, всё равно что семья без патриархата. И есть здесь очень сильная сцена в самом конце фильма, с ветераном ВОВ, она меня тронула до глубины души, у меня просто больше нету слов. Смотрите наше отечественное кино, такое как это, которое вызывает гордость за наш кинематограф. 10 из 10
Не извиняйся никогда и не перед кем, даже если ты виноват (с) Посмотрел фильм на блогерском показе. Семейные ценности, отцы и дети, способность человека выражать свои эмоции – одни из самых популярных тем, которых касаются как дебютанты, так и классики современного кинематографа, писатели и художники. Олег Погодин мечтал снять этот фильм не один десяток лет, прожил и прочувствовал его целиком и полностью, и в конечном итоге снял кино для себя. Хотя продюсеры и урезали его хронометраж, а кинофестивали по большей части проигнорировали проект, автор сценария и режиссер смог изыскать возможность выпустить этот такой не похожий на его предыдущие картины проект на суд зрителей. Сюжет фильм закручивается вокруг семьи Шамановых, которые собрались все вместе впервые за 25 лет, на 100 летний юбилей деда, старейшего члена их семьи. Люди разношерстные, со своими желаниями и подводными камнями. История приобретает новый окрас с того момента, когда в окрестностях дома появляется черная волга, люди из которой разыскивают одного из членов семьи Шамановых. К сценарию Погодина возникает огромное количество вопросов, возможно, это итог урезания хронометража и того, что продюсеры так не дали воплотить режиссеру в жизнь. В урезанном варианте фильм смотрится очень тяжело, история переминается на одном месте, сюжет двигается урывками и конвульсиями, управляя эмоциями и чувствами зрителей. Чтобы скрыть это, режиссер с рвением маньяка нагружает каждый кадр кинематографическим смыслом, а оператор Антуан-Вивас Денисов снимает природу со всех углов и максимальной привлекательностью, съемочная группа пытается создать хоть какую ширму общей блеклости и монотонности проекта. Актерские работы в фильме неоднозначны, многие образы оказались слишком просты для реализации, но актеры умудрились заблудиться и в них. Сергей Гармаш, Богдан Ступка и Глеб Подгородский великолепны, хоть первые двое и играют в огромном количестве фильмов, они очень редко ошибаются в своем выборе. Погодин нашел идеальный образ Владимиру Епифанцеву – быдло, его случай. Екатерина Редникова, Иван Добронравов и остальные слишком неубедительны и зажаты, чтобы давать им оценку. Музыкальный ряд фильма простецкий и популярный, Артемьев вставил даже Эдуарда Хиля с его неизменным «Трололо». Финал картины, вызвавший много споров у журналистов и критиков, для меня показался абсолютно понятным и ясным, не могло произойти ничего другого. Каждый в итоге получил то, что заслужил. В итоге зритель получает почти двухчасовое размышление Олега Погодина о семье, показанное его излюбленным «мужским» взглядом: реалистично, саркастично и жестко. Пытаясь вывести свое произведение на территорию драмы, у режиссера получается только жалкое подобие фильма «Осень в Нью-Йорке», я как зритель не мог дождаться, когда же уже героя Гармаша настигнет справедливый суд жизни. Замечательная операторская работа и симпатичные актерские работы так и не смогли помочь этому сумбурному и неживому проекту, который, несомненно, сможет найти в нашей необъятной стране своего зрителя. Абсурд – это наша жизнь (с)
Очень много очень хороших актеров, собранных в одном фильме не могут сделать плохое кино, но и вытянуть посредственный фильм тоже не в состоянии. Фильм о метаниях. Мечутся все. Много, суматошно и чаще всего бестолково. Особенно мечется режиссер, которому хочется и чтобы в черных костюмах с белыми рубашками как у квентина, и чтобы пушки в чемоданах по дороге тащить как у роберта, и разговорчики за столом как у никиты, да и вообще школа-то давлеет, потому что степь же, лес, гроза, комабайнеры, чернуха, водка, волки, афган, ученый, учительница, отец-сын, брат-брат, любовники, киллеры, воры в законе, дети, коровы и куры... Жесть какая-то, если честно. Я до самого конца честно думал, что это сюр. Особенно когда ветеран первой мировой с ящиком динамита на электрическом инвалидном кресле... Эххх! Фильм закончился, а я такой - Что, черт возьми, это было? Да нет там никакой глубины, сложных метафор и внутреннего содержания. Картонные герои собраны хаотично в череду эпизодов, сшитых наскоро. Как-будто толпа выпускников режиссерского факультета вскладчину по эпизодику сняла один большой фильм. У одного экшн хорошо вышел, у другого хоррор, у третьего эротика, еще один философию прогнал, а следующий сатиру. НО! Невозможно писать отрицательный отзыв на фильм, в котором собрано столько хороших больших актеров. Кто и как только не издевался над советской актерской школой, но она и не такое выдюжит и вытащит. Вот и Дом вытащила.
Что я могу добавить кроме того, что тут уже написали? Наверное малую и невероятную глупую долю. Я это кино посмотрел через большие страдания (абсолютно не лежала душа к такому типу фильмов). Несмотря на то, что с первых кадров этот фильм не цепляет, и может показаться очередной руссофондовской посредственностью, почему-то я не смог просто остановить просмотр и уйти. Я остался, и, кроме того, не мог после определенной точки невозврата отвлечься от просмотра. Я бы сказал, что этот фильм абсолютно не про большую семью и даже не про старый добрый криминал. Для меня это кино абсолютно про другое - это кино про отношения между людьми. И пусть эта фраза звучит слишком сентиментально, я все таки повторю ее: 'Не извиняйся. Ни перед кем и никогда, даже если виноват'. Меня это кино зацепило своим невероятным уютом и какой-то непонятной естественностью. Многие могут насчет этого со мной поспорить, но я все равно останусь при своем: этот фильм оставляет не просто чувство грусти или чего-то другого как от обычной драмы. После просмотра остается абсолютно непонятное мне колющее чувство ни то вины, ни то удовлетворения, которое ты не можешь уловить. Я вправду ни разу не чувствовал подобных ощущений после просмотра фильма, тем более российского, что меня и удивило больше всего. Могу сказать точно, данное кино обязательно к просмотру любому русскому человеку, который умеет понимать а не просто думать. 9 из 10
Изначально мои ожидания от этого фильма были очень высокие, так как очень многие люди рекомендовали мне его и отзывались только хорошим словом. Только сейчас мои руки дошли до 'Дома', и частично фильм оправдал мои ожидания. С самого начала я увидел множество героев, и первые 40 минут не совсем понимал, что там происходит, но дальнейшее развитие сюжета все объясняет. Из плюсов могу выделить актерскую игру. Очень понравился Богдан Ступка в роли хозяина дома, Екатерина Редникова в роли загнавшейся умной девушки, порадовали и эротические сцены с ее участием. Сергей Гармаш очень хорошо справился с ролью старшего брата, преемника своего отца, загадочного и опасного, но в то же время и очень сильно любящего всю свою семью. Меньше всех понравился Владимир Епифанцев в роли переростка Пашки. По моему мнению, главный минус фильма - отсутствие морали и окончательной мысли. Трагичная концовка, практически вся семья погибает - это все дает задуматься только на первые час-два после просмотра фильма, но фильм не остается в голове, и я не совсем понял, что режиссер хотел сказать этим фильмом. Возможно, повлияло сильное ограничение в бюджете, о чем Погодин говорил в своем интервью. В целом - неплохой фильм с интересными героями и сюжетом, но не хватает окончательной мысли. Тем не менее, своим друзьям я бы мог его порекомендовать, так как смотрится он на одном дыхании, и практически на любом отрезке фильма интересно, что же будет дальше. 7 из 10
Готовясь к обсуждению «Дома» в киноклубе, я заранее запаслась цитатой из пьесы Б. Шоу «Назад к Мафусаилу». Пожалуй, и тут начну с нее: «По правде говоря, никто не спасет человечество извне – ни школьный наставник, ни любой другой: они могут только искалечить и поработить его. Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Так это или не так, несомненно одно: человек никогда не научится тому, чему его учат, а от излеченного вашим усердием недуга сам он в следующий раз не в силах будет избавиться. Поэтому, если хотите видеть кошку чистой, окатите ее из помойного ведра – и она тотчас приложит все старания, чтобы слизать с себя грязь языком, и в конце концов станет чище прежнего». Вот так... Умывайтесь как следует, дамы и господа! А если серьезно, художник, как правило, имеет два пути: (пре)увеличивать добро, а то и ласку-лесть к человечеству или преувеличивать, поднося к лицу, зло (Н. Гоголь об этом в 7-й главе «Мертвых душ» писал). Мировоззрение не меняется по первому требованию моды или по щелчку продюсера. Потому к преувеличивающему или просто дотошно рассматривающему злое художнику можно относиться с уважением, если это его мировоззрение, его позиция, его негодование, его боль. Но если это всего лишь следование модным или ангажированным трендам в современном искусстве и, не дай Бог, в политике, если это банальный коммерческий расчет… Тогда, конечно, жутковато становится. Только вот как разобраться, проверить, смекнуть? Погодинский «Дом» показался честным уже потому, что там честно и буквально на разрыв сыграли большие актеры Б. Ступка и С. Гармаш. Он показался честным потому, что на самом деле жестокость в мире начинается с жестокости в семье. И потому, что дети на самом деле повторяют судьбу своих родителей. И потому, что сотворенное однажды зло возвращается сторицей, кося и виновных, и невинных без разбора. И потому, что у нас в стране такое, как там, возможно. Была же Сагра первого июля! Вопрос в другом. Есть счастье, доброта, свет, хорошие дни, люди, судьбы, надежды, пути жизни вверх, а не в ад. А искусству это всё неинтереснее и неинтереснее. Вспомните хотя бы такие фильмы о нас, как «Счастье мое» С. Лозницы, «Груз 200» А. Балабанова, «Пыль» С. Лобана, «Все умрут, а я останусь» В. Гай-Германики: лютуем, пьем, насильничаем, убиваем, ругаемся, грязно живем, коряво любим, страшно умираем… И над всем один вопрос: «Зачем так жить?». Так что тренд все-таки есть. А вот искусственно насаждаемый или отвечающий особенностям наших дней, сложно ответить. Я пытаюсь всего лишь его назвать, понять… Ампутация духа - вот название. А вмещает она нигилизм, социально-экзистенциальные мрак и жуть, суровый настрой, депрессивность, тотальную жестокость, убийственный сарказм, апокалиптично-балабановский тире триеровский настрой. Обозначенные тенденции являются доминирующими установками в современном искусстве вообще, судя по статистике тех же книгопродаж, театральных конкурсов и фестивалей. У нас уже давно сформирован тренд «духлесс» (С. Минаев). Мы постепенно начинаем отвыкать от критериев настоящего искусства. Вспомним некоторые: лелеющая душу гуманность, вера в человека, принадлежность к духовной культуре социума и формирование этой культуры, патриотизм, золотое равновесие индивидуального и коллективного начал, народность без привкуса национализма, и, конечно же, эстетическая значимость, мастерство, основанное на чувстве меры, артистическом вкусе, строгом отношении художника к самому себе. Гуманность? Вера в человека? Сегодня добро мыслится как отклонение от возможностей человеческой личности, а зло как их реализация. Киногерои-современники – модные носители модных «болезней». Облегченные варианты этих недугов а ля Робски: гламур, вещизм, мещанство, привязанность к деньгам как к успеху и к успеху как к деньгам, инфантильно-упрощенное отношение к реальности, праздность. Темы тусовки и клубной жизни, наркотиков и выпивки. Герои, в которых презрение к ближнему, притупленность нравственного чувства, выпадение из шкалы «доброе – злое», ощущение абсурда и лжи корпоративной, семейной и т.д. «этики» и в то же время жизнь по диктуемым ею правилам; нечувствие, т.е. ожесточение ума и сердца, сомнение в правде, колкое насмешничество (хотите ознакомиться в терпимом объеме – посмотрите «Вдребезги» Романа Каримова или его же милых на первый взгляд «Неадекватных людей»). Диагноз подобного героя – духлесс, «ампутация духа». Народность для современного искусства вовсе не аксиома, в «тиражном» кино сейчас народа нет, либо же он – фикция, как и попытки художника говорить от его лица, либо же он разобщен и раздроблен так, что единство утопией кажется. Все чаще нас приглашают в миро-жанр «застеколья». Художественная форма «за стеклом» обнажает и дегероизирует не столько героя, сколько Человека. Он блюет, размножается, пьет, нюхает и матерится неприкрыто – на наших глазах. Разве можно на этом фоне обличать высокий рейтинг в сердцах аудитории столь книжного, налакированного и подрумяненного Фандорина? Акунинский Эраст - чистая альтернатива депрессивному креативу, свидетельство нашей тяги к абсолютной чистоте – отсутствию каких бы то ни было – моральных, физических, духовных – грязи, болезни, цинизма, выморочности. Никакого двурушничества, никаких задних мыслей нет. Это чистый человек в грязной повседневности, и рациональный, и сердечный, наивный до детскости, с ним и в нем все хорошо. Вот и думай, что лучше: умыть кошу или облить ее грязью для пущей чистоты? Что честнее? А «Дом» Олега Погодина все же стоит посмотреть. Есть в нем что-то про нас, пусть и неродное, анти-домное. 2011