Далекое будущее. Группа астронавтов во главе с капитаном Тейлором аварийно приземляется на неизвестной планете. Вскоре выясняется, что она населена разумными обезьянами, которые убивают всех, кроме Тейлора - его захватывают в плен. Обезьяне требуют убить чужака, однако учёная Зирра начинает симпатизировать 'пришельцу' и даже помогает ему в дальнейшем сбежать. Однако помимо социальных противоречий между человеком и обезьянами на планете присутствуют ещё много угроз. Первая часть знаменитой серии выглядит настоящей классикой фантастики. Помимо детально описанного мира обезьян, фильм в основном акцентируется на моральные и поучительные стороны сюжета. Здесь практически нет экшена, нет динамичных сцен и тонны спецэффектов (если только в начале). Здесь обезьяне - хитрые и жестокие воины не лишённые социальных устоев; а также человек, который отчаянно пытается выжить в новом для него мире. Вопросы, почему монстры (назовём их так, хотя данное определение спорно) так враждебно относятся к человеку, хотя и не лишены их повадок и обычий (правда, на уровне племени) будут преследовать зрителя на протяжении всей картины. А ответом будет... финал. Насколько известно, концовка сильно отличается от романа Пьера Буля, но на мой взгляд в лучшую сторону. Он не только шокирует персонажа, но и зрителя. Фильм вышел в эпоху Холодной войны, а значит на тот момент его идеи и посыл был более, чем актуальным. Согласитесь ли вы с ними - решайте сами. Фильм не скучен и акцентируется на подробном изложении жизни и быта обезьян (чем просмотр напоминает чтение романа), а также на попытках Тейлора пройти через все круги ада на пути к вожделенной свободе. Уже этого достаточно, чтобы просидеть до конца просмотра. Возможно, один из редких примеров фантастики, который завлекает без использования всевозможных 'пиф-паф'. Немалая заслуга в этом самого Чарлтона Хэнстона, который заставил зрителя поверить во все ужасы, через которые прошел его герой. Ну и порадовало появление Ким 'Стэллы ДюБуа' Хантер (пусть и в гриме). Трудно сказать, какой фильм сделал её известной - Трамвай Желание или серия Планеты Обезьян, но здесь со своей ролью она справилась на ура. 'Планета Обезьян' - фильм, который интересно смотреть и пересматривать и по сей день. Отличное сочетание нового (на тот момент) фантастического мира и поучительных идей. С другой стороны, удивляет, как фильм, в котором решены все вопросы, мог обзавестись тучей сиквелов? Ответ прост: закрыв все линии сюжета, авторы оставили огромный простор для прошлого. 9 из 10
'Восстание планеты обезьян' 2011 года выпуска произвела фурор своим сюжетом, драматичностью и развитием личности главного примата по имени Цезарь. Сиквел стал более масштабным, затрагивал многие сложные морально-этические вопросы, но так же смог сделать сюжет более мрачным и драматичным. В ожидании третьего фильма я решил узнать с чего же началась обезьянья франшиза. С точки зрения сюжета оригинальный фильм и серия ремейков в корне отличаются друг от друга: если современная трилогия это эпическое повествование о становлении цивилизации разумных приматов и противостоянии двух рас, в центре которой оказалась сильная и многогранная личность Цезаря, то фильм 1968 года выпуска даже не думает поднимать тему войны. Весь фильм представляет собой одну большую сатиру на современного человека, при чем забавно, что с момента выхода фильма прошло чуть ли не пол века, но и сейчас все темы, затрагивающиеся в фильме являются актуальными. Что мы имеем? Затронуты темы гонения ученых, рабство, сексизм, расизм, религиозный фанатизм и несправедливая победа силы над умом в обществе. Поднимается вопрос о пагубности вооружения и о губительной природе человека. Нельзя назвать фильм серьезным зрелищем, ведь большую часть времени на экране твориться полный фарс. Но ближе к финалу все резко оборачивается в серьезные тона. Если говорить о персонажах, то о сказать особо нечего. Перед нами случай, когда важны не сами персонажи, а история, в которой они участвуют. Единственным хочу выделить орангутана доктора Зеуса. Как по мне, так в его лице получился довольно интересный антогонист, который балансирует между рационализмом и религиозным фанатизмом. Более говорить о нем не смею, ибо ударюсь в спойлеры. Подведу небольшой итог, что 'Планета обезьян' - это яркий и интересный фильм, который в первую очередь высмеивает пороки человека. Но в погоне за критикой фильм не теряет цельного сюжета и драматизма. Хотелось бы забыть серию глупых продолжений. 'Планета обезьян' даже на сегодняшний день смотрится вполне себе недурно, как в вопросе сюжета и персонажей, так и в технических моментах. Это называют нестареющей классикой? 8 из 10
Иногда бывает так, что фильм удается во всех отношениях. 'Планета обезьян' - это один из наиболее удачных примеров. Визуальные решения впечатляют. Даже в наши дни, маски обезьян выглядят вполне правдоподобными. Декорации, конечно, можно было бы сделать более стильными - но, предложенная версия вполне нормальна. Режиссура Франклина Дж. Шеффнера - точна и профессиональна. Режиссер сочетает интересную повествовательную стилистику, философскую притчу и грустную историю. При этом, Шеффнер ни разу не допускает перекоса в ту или иную стороны. Его фильм выдержан как элитный коньяк - всего в меру, но при этом после просмотра остается самое хорошее впечатление. Лучше всего это можно оценить по концовке. Эмоционально насыщенная сцена, тем не менее, не переходит в чрезмерный пафос. Уверен, что именно по таким моментам и определяется талант режиссера. Да и статуя Свободы оказалась весьма кстати. Думаю, что о сюжете ничего конкретного говорить не стоит. Напомню лишь, что речь идет о путешествиях трех астронавтов, потерпевших аварию на неизвестной им планете. На этой планете, чрезвычайно похожей на Землю, вместо людей властвуют обезьяны. Люди считаются дикими животными - они не могут говорить и ни на что особо не претендуют. Подтекст сюжета просто гениален. С одной стороны, речь идет об антиутопии - зритель без труда сможет проанализировать альтернативные формы развития человечества и социального устройства. А, с другой стороны, мы видим элегантно заретушированную критику современного социального устройства - самые абсурдные формы которого, можно без особого труда заметить в мире обезьян. Особых слов заслуживают и актеры. Известно, что Эдвард Дж. Робинсон и Джеймс Бролин должны были исполнять главные роли в этой картине, но в силу разных причин, так в ней и не снялись. Несмотря на звездный статус этих актеров - картина ничего не потеряла. Я видел их пробы. Робинсон, конечно был хорош, но получилось совсем не хуже. А что касается исполнителя главной роли - Чарлтона Хестона, так это просто класс. Хестону безмерно повезло: его фактура идеально наложилась на играемый им образ. Однако, самое главное то, что актер еще и играл. Во многом благодаря безукоризненной актерской работе Хестона - фильм удался. Кстати, совсем не случайно, что Хестон потом снимется еще в трех антиутопиях: продолжении 'Планеты обезьян', 'Человеке омега' и 'Зеленом сойленте'. В итоге: шедевр, что еще можно говорить. Могу только порекомендовать, сразу же просмотреть второй фильм - 'Под планетой обезьян', в полной мере раскрывающим тему 10 из 10
«Планета обезьян» 1968 года - мой самый любимый фильм. Таковым она является ещё с очень далёких времён. Не помню, точно, сколько лет мне тогда было, думаю, где-то около десяти. Тогда фильм произвёл огромное впечатление, и я не могу не подчеркнуть того невиданного размаха воображения создателей а также воистину шокирующую финальную развязку. После просмотра я ушел из кинотеатра буквально лишённым дара речи. Ни один другой фильм из моего далёкого детства не производил такого сильнейшего впечатления. Картина основана на одноимённом рассказе известного французского драматурга Пьера Буля, датированного 1952 годом выпуска. С романом, увы, я сумел ознакомится уже гораздо позже, чем с его великолепной экранизацией, и наверное, именно поэтому такого сильного впечатления он на меня не произвёл. Да и расхождения в сюжете общем-то достаточно заметные имелись. Сам же фильм великолепен абсолютно во всём: начиная блистательной режиссурой и заканчивая бесподобным художественным оформлением. Мир одичавшего и потерявшего связь с цивилизацией человечества, ровно как и мир эволюционировавших и развившихся приматов, передан безупречно достоверно. Ни одна деталь не вызывает сомнений или нареканий, всё отполировано на пятёрку с плюсом. Хороша и игра всех без исключения актёров. Персонажи живие, индивидуальные. У каждого из них свой собственный внутренний мир, который показан режиссёром Франклином Шаффнером просто поразительно выпукло. Нечасто всё-таки увидишь фильм, каждый персонаж которого настолько сильно бы западал в душу зрителю. Не знаю, как у вас, но моим любимым героем всегда был и будет оставаться циничный, подлый, но во многом достаточно разумный учёный-орангутанг доктор Заюс. С одной стороны, он очень жесток и безжалостен по отношению к человеческой расе, однако, со временем, его мотивация не кажется на столько уж чудовищной: он лишь защищает свой собственный народ. Все технические составляющие выполнены также на самом высоком уровне. Великолепный грим, потрясающие операторская работа и монтаж, делающие каждый кадр картины настоящим визуальным пиром для глаз. О достоинствах «Планеты обезьян» можно говорить бесконечно, воистину великий фильм, ценность которого для мировой культуры не упадёт никогда, а напротив, подобно качественному вину, с годами будет становится только крепче и сильнее. 10 из 10
Этому легендарному фильму, который когда-то мог поспорить с такими шедеврами, как 'Космическая одиссея ' и 'Закрытая планета ', в 2008 году исполняется 40 лет. Срок немалый, более того - срок серьезный, за это время тысячи фильмов просто исчезли, стерлись из сознания и из памяти людей. Они остались в архивах, в различных кинофондах, их изредка выпускают на двд небольшими тиражами 'для коллекционеров '. 'Планета обезьян ' пока избегает архивной пыли. Конечно, сейчас не то время, когда книга Питера Буля и фильм Франклина Шаффнера буквально не сходили со страниц различных культуроведческих изданий и с уст практически всех - от школьников до профессоров, но сказать, что время 'Планеты обезьян ' прошло, было бы непростительной ошибкой. Смотря на современный мир, зная историю и изменения, которые коснулись нашей 'любимой ' (если б любили - так бы не издевались) зеленой планеты за последние 40 лет, я с уверенностью могу сказать: время 'Планеты обезьян ' еще только начинается, и все, против чего восставал своей книгой фантаст и сатирик Пьер Буль, расцветает, и семимильными шагами приближает человечество к 'обобезьяничанию '. Роман, сделавший Буля классиком литературы 20-го века и канонизировавший его имя, был опубликован в 1963 году. Фильм появился в 1968, спустя пять лет. Это были 60-е, с одной стороны, время осознания многих непреложных сейчас истин о свободе, совести и личности человека, время резко возросшей популярности разнообразных антивоенных движений, время активнейшей борьбы национальных, сексуальных и расовых меньшинств за свою свободу, за свои права, время 'битлов ', хиппи, время, когда везде - в политике, экономике, культуре, - почувствовался свежий ветерок, и люди, в основном, молодые, хватали этот свежий воздух, дышали им, шли за ним, верили ему. А, с другой стороны, в мире шла холодная война, все напряженнее становилось положение во Вьетнаме и на Кубе, лидеры великих держав, не внимая словам протестантов, все время держали пальцы на ядерных кнопках, и без устали пропагандировали друг против друга, хотя на саммитах улыбались в камеры и произносили пламенные речи о разоружении и дружбе народов. Время первых шагов в освоении космоса, когда дети и взрослые грезили этим необозримым пространством, малыши хотели стать космонавтами, а улыбка Гагарина и американский флаг рядом с Нилом Армстронгом стали предметами всенародной любви и доказательством кажущегося человеческого всесилия. Горячие были денечки... Книга и фильм попали во время. Пришлись ко двору. Поймали настроение. Это фильм целиком из 60-х, но и сейчас, когда история круто повернула от свободолюбия обратно к тоталитаризму, замаскированному под махровой демократией, он важен, нужен и не потерял ничего из того, что пытался донести зрителям. Зачем нужен был этот фильм, ведь книга Буля облетела весь мир и стала предметом исследования не только литературоведов, но и историков, пытающихся найти в книге аллегории и параллели с современной действительностью? Вероятно, кинематографисты видели в романе настоящую золотую жилу для кино: здесь было все, от чего балдели 60-е: злой сарказм, постапокалиптическая фантастика, борьба с несвободой, комплексами, старыми авторитетами, космическая тема и пререкание неминуемой катастрофы, которая приведет к гибели человеческой цивилизации. И фильм действительно вскрыл громадный источник доходов для разных областей культуры: в кино появилась целая сага о планете обезьян, начатая этим фильмом, а законченная римейком Тима Бартона, в литературе появилась целая серия книг-подражалок, а на телевидении - целый сериал... Можно было говорить о целом культурном феномене 'планеты обезьян ', если бы такой интерес не был обусловлен исключительно финансовым интересом кино - и других компаний. А так оно и оказалось: роман, призывающий оглянуться на человеческую историю и на человеческое общество и понять причины его деградации, стал заложником этой самой деградации. Да и сама история киноэпаопеи этому подтверждение - начатая фильмом, потрясшем зрителя своей глубиной, она закончилась эффектным и полностью бессмысленным римейком Тима Бартона, в котором не осталось от книги вообще ничего, а сценарий напоминает бульварный роман. А книга и первый фильм так и остались тревожными напоминаниями человечеству, сотрясающими пустоту. Многие исследователи творчества Буля называют фильм слабым, и раздражаются от того, что в нем отражена лишь малая часть написанного в книге. Отчасти это справедливо, но так было и так будет всегда: нельзя крупное литературное произведение вложить в полуторачасовой фильм без потерь, да еще и умудриться сохранить какую-то динамику и интригу. примерно также критики отзываются о экранизации другой, во многом перекликающейся с шедевром Буля книгой Дугласа Адамса 'Автостопом по Галактике ' - и тот, и другой фильмы от книги во многом отличаются, но даже эта редуцированный перенос мыслей со страниц на пленку выглядит впечатляющим. Фильм-напоминание, фильм-светофор, перекликающийся с книгами Адамса, Стругацких, Брэдбери, Замятина и Оруэлла, тем не менее, является одним из шедевров и столпов кино 60-х, какой бы тривиальной и отвлеченной не считали эту экранизацию. Самое главное, что удалось сохранить режиссеру и сценаристам - это уникальный авторский (то есть Пьера Буля) сардонический взгляд на современную цивилизацию и пути ее развития и непередаваемую атмосферу тревоги, страха и ненависти...к самим себе. Фильм, в котором спецэффекты и грим вызовут только кривую ухмылку у любого любителя 'Трансформеров ' или новой 'Планеты обезьян ' сумел показать главное: люди, не справившиеся со своими животными инстинктами, со своей глупостью, со своей 'человеческой сущностью ', толкающей их к истреблению себе подобных, к жестоким войнам, не идут по пути эволюции. Ни компьютер, не новомодный телефон, ни стильный прикид, ни красная Феррари не сделают подонка человеком, и никакая косметика не сделает женщину женщиной. Компьютер, изобретения, машины - это еще НЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Это продукты цивилизации. А цивилизация должна идти от человеческого мозга, от его разума, от сердца и души. А человек застрял в своем развитии в средних веках! Да-да, не удивляйтесь... Даже не у древних греков, которые в своем духовном развитии превосходили современных людей, а именно в средних, темных веках. Возрождение было лишь вспышкой, когда человек, кажется, стал понимать, что живет неправильно, но не удержался на правильно дороге и пошел окольным путем, который ведет к саморазрушению. У нас есть техника. Мы летаем в Космос. Мы презираем все, что не является продуктом человеческой деятельности. Мы уверовали в то, что мы - венец развития, конечная цель Бога или природы. Мы есть суть Вселенной. Мы - всемогущи! Мы цивилизованные. Но если фашизм, расизм, тоталитаризм, маккартизм, сегрегация, Хиросима и Нагасаки, мафия и концлагеря порождение этой цивилизации, то какова ее цена? Неужели сможет это продолжаться бесконечно? Неужели безнаказанно люди смогут убивать друг друга тысячелетиями, изобретая все более мощное и массовое оружие? Неужели эволюция - это озлобление людей, ненависть друг к другу, страх друг перед другом, погоня за бесполезными деньгами и установлением новых флажков на политических картах? Неужели все это позволит человеку оставаться королями Земли? А ведь динозавры, жившие по законам природы, царствовали на Земле 200 миллионов лет, но и они вымерли. Человек прожег планету насквозь за каких-то 5, а то и тысячу лет. даже относительно спокойные и с более замедленным ритмом жизни египетская и греческая цивилизации просуществовали всего по 3-5 тысяч лет, сколько же просуществует наша, современная, если за один 20-й век мы сами пытались уничтожить себя раз 20?!!! Фильм грозной сатирой обрушивается на человека с его самомнением, предрассудками, невероятной глупостью и жестокостью, абсурдными, противостоящими любой логике действиями, который, делая свою жизнь удобнее, дичает, идя по дороге кажущегося прогресса. Метко подхватывает режиссер основные идеи романа, и такие замечательные эпизоды, как 'суд ', 'охота на людей ', 'в пещере ' и т. д. просто захватывают дух и вызывают волну негодования, настолько они похожи на нашу реальность. Ведь это мы - обезьяны. нам претит сама мысль о том, что когда-то наше место займут эти низкие создания, которые сейчас сидят в клетках и которым мы кидаем бананы. А кто сказал, что через 2 тысячи лет мы сможем делать то же самое? Кто даст гарантию, что какая-нибудь искусственно выращенная эпидемия, испытываемая в какой-нибудь африканской стране, не выйдет из под контроля? Кто даст гарантию, что когда закончится нефть в бессовестно оккупированном Ираке, США не позарится на Иран, Ливан, Оман, Эмираты и это не приведет к грандиозной бойне против всего исламского мира? Кто даст гарантию, что все эти людские тщательно оберегаемые святыни действительно что-то стоят, кто сказал, что под нашими религиями действительно заложено что-то святое? Почему мы слепо верим Библии? Почему мы верим своим лидерам? И еще тысяча других 'почему ', 'Как ' и 'кто ' плывут в голове, когда смотришь этот фильм. Фильм страшен, потому что он гипертрофированно изобразил человека. Пусть это всего лишь обезьяньи морды, пусть некоторым зрителям покажется, что это самая обычная фантастика, этакая красивая картинка, как в бесполезном римейке Бартона, и пусть никто не заметит под масками обезьян человеческих лиц, пусть... Зато этот человек включит новости и увидит тех же обезьян. Только ничего не поймет. А надо бы. Давно пора. Способен ли фильм достучаться до сердца и ума людей сейчас? Не знаю. До меня смог. Финальный кадр привел меня в состояние катарсиса. После фильма начинаешь некоторое время на все смотреть другими глазами, потом это проходит, но важен сам факт того, что кино не оставляет равнодушным. Конечно, любителям навороченных спецэффектов не стоит беспокоиться - здесь их нет и все сделано скромно по сегодняшним меркам, хотя на тот момент фильм был очень дрогой. 5 миллионов - это больше, чем в 1984 было потрачено на 'Терминатора '. Но все это ничуть не мешает смотреть фильм. По крайней мере мне, я совершенно не беспокоюсь на счет спецэффектов - они мне мало интересны. По мне, так 'Трансформеры ' какие-нибудь или грандиозные кадры 'Кинг-Конга ' и есть тот самый жутки примитив, созданный лишь для того, чтоб глазу было за что зацепиться. В фильме снимались хорошие актеры, хотя большинство из них, играющие главные роли, Ким Хантер, например, Родди МакДауэлл, Морис Эванс и др. скрывают свое лицо под масками обезьян. Но тем выше их актерское мастерство - изобразить характер и личность в маске гораздо сложнее. А у них это получается. Настолько получается, что, в конце концов, на обезьянью внешность почти не обращаешь внимания - такие человеческие характеры у Зиры, Корнелиуса, Люциуса и остальных. Чарлтон Хестон в главной 'человеческой ' роли тоже хорош. К счастью, ему досталась довольно привычная для него роль - упорного, волевого, грубоватого, немного анархичного, резкого человека, который обладает качествами настоящего лидера. Поэтому и выживает. В нем есть обаяние бесхитростности, есть харизма, какое-то обаяние. Есть в фильме и совершенно потрясающая красавица Линда Харрисон, которая, впрочем, не говорит весь фильм, и, в отличие от продолжений, не занимает много экранного места. В любом случае, смотреть на нее приятнее, чем на обезьян. Наверное, что-то стоит сказать и о сиквелах. Они стали своеобразным продолжением приключений главного героя, но выглядят примерно так же, как 'приключения Тарзана ', то есть интересными, но совершенно неправдоподобными и немного искусственными, надуманными. Впрочем, я о них еще напишу. Ну, а римейк Тима Бартона, несмотря на мою любовь к этому режиссеру - его худший фильм, лишенный какого бы то ни было смысла, типичный голливудский блокбастер, рассчитанный на подростковую аудиторию, который только позорит и книгу, и оригинальный фильм. 'Планета обезьян ' - фильм культовый, знаковый и великолепный. Мудрый, язвительный, эффектный, будоражащий воображение и сознание. Пожалуй, сейчас его ценность только возросла. Меня этот фильм не оставил равнодушным ни в коем случае. Думаю, кому-то после этого фильма захочется подойти к зеркалу и посмотреть, не стали ли его руки обрастать шерстью... 10 из 10
Порой складывается стойкое ощущение, что 1968 год раз и навсегда изменил историю кино. Подумать только, за один киносезон вышли '2001: Космическая одиссея' Стэнли Кубрика, 'Война и мир' Сергея Бондарчука, 'Однажды на Диком Западе' Серджио Леоне, 'Ночь живых мертвецов' Джорджа А. Ромеро, 'Ребенок Розмари' Романа Полански, 'Теорема' Пьера Паоло Пазолини и многие другие. Тем же годом датирована и блистательная научно-фантастическая картина Франклина Шаффнера 'Планета обезьян'. Картина, подобно выше названным фильмам, повлиявшая как на развитие всего кино в целом, так и отдельно взятого жанра научной фантастики в частности. Сейчас, спустя более 40 лет с момента своего выхода, лента Шаффнера становится всё более пророческой, от чего её актуальность и важность, в контексте истории, только увеличивается. 'Планета обезьян' была снята по адаптированному для кино сценарию, основанному на романе Пьера Буля, который также произвел определенную революцию в обществе 60-х, перевернув представление о моделях будущего прогресса человечества. Фильм Шаффнера, хоть и не дословная экранизация культового романа Буля, но, без сомнения, содержит в себе главную суть и смысл социально-политической сатиры автора. Сюжет строится вокруг астронавтов, которые попадают на неизведанную планету после аварийной посадки своего корабля. Поначалу она кажетя им безжизненной, но это только на первый взгляд, вскоре они бонаруживают себя в странном, сюрреалистичном для себя мире, в котором люди подобно рабам или диким зверям сидят в клетках у разумных, говорящих приматов. Это заставляет одного из них - Тэйлора - пуститься на поиски истины и ответа на вопрос - 'куда же они всё-таки приземлились?'. Кино, маскирующееся под научную фантастику, на деле оказывается блестящим исследованием человеческой истории и его природной сущности. В начале, подобно главному герою, зритель пребывает в шоке от того мира в котором оказался Тэйлор. Обезьянье общество, в котором люди - это дикие животные, не имеющие ни речи, ни культуры. Однако по мере осознания, авторы приводят нас к безутешительному выводу. Каждый может видеть в этой картине что-то своё, для меня это великолепная модель нашего возможного будущего, основанная на глубочайшем анализе истории, культуры и биологической природы. Кажущееся в начале картины классовое неравенство и дикость общества 'Планеты обезьян', под конец оказывается до боли занакомым и невероятно похож на современную человеческую цивилизацию. Общество, в котором существует такая же несправедливость, социальная дискриминация. Авторы проводят болезненную параллель, показывая безусловную религиозную слепость общества обезьян, где первостепенно главенство догматических предприсаний предков, которые принимаются за бездоказательную истину, и все не согласные с этой догмой именуются еретиками. Превосходная режиссура и актерские работы отлично передают дух книги Пьера Буля, всю его философскую суть и сатиру. Солирующий Чарльтон Хестон позволяет взглянуть на безумство и отчаяние последнего человека 'своего времени'. Великолепный саундрек, операторская работа и специальный грим, создают потрясающую атмосферу иллюзорной угрозы чужой планеты и держат зрителя в напряжении от первой до последней минуты картины. Вместе с героем Хестона, мы пройдем путь от неистового отрицания 'ужасной реальности' - до осознания настоящего ужаса 'прошлого'. Таким образом, 'Планета обезьян' - это не только великолепное фантастическое кино, которое в лучших традициях жанра, прежде всего стремится исследовать феномен 'человечества', но и актуальная, даже по сегодняшним меркам, социально-политическая сатира на современную, прогрессирующую семимильными шагами, цивилизацию. Кино, которое опередило своё время, вызвав настоящий культурный отклик в умах посмотревших его тогда зрителей. 'Планета обезьян' - это культурный феномен, который хоть и утратил свою визуальную состоятельность по сравнению с более современными фантастическими аналогами, но идейно продолжает превосходить практически каждого их них. Фильм Франклина Шаффнера представляет собой пугающе достоверное пророчество, которое, без сомнения, относится ко всем индивидуумам - жившим в прошлом, живущим сейчас и к тем, которые будут жить в ближайшем или отдаленном будующем. 8 из 10
Дома у меня месяца три пылился DVD-диск. Это был сборник фильмов про обезьян, а если точнее, то все экранизации 'Планеты обезьян' и 'Кинг Конга'. 'Планету обезьян' как книгу я не читал, зато видел много раз ее экранизацию в режиссерском исполнении Тима Бертона. Сказать откровенно, мне не шибко понравилось, поэтому старые экранизации я долго и упорно игнорировал. И вот однажды от нечего делать я посмотрел самую первую 'Планету обезьян' 1968 года Франклина Дж. Шаффнера. Незаметно для себя я понял, что это один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел. Несмотря на то, что на дворе 2009 год, а рецензируемый мной фильм был снят аж в 1968-м, смотрится он сейчас очень даже неплохо. Конечно, спецэффекты и звуковые эффекты нам покажутся весьма примитивными, зато сюжет и актерская игра на порядок качественнее многих современных блокбастеров с многомиллионными бюджетами. Фильм наполнен философией и размышлениями на тему человеческой природы. Разумеется, сюжет - это заслуга не режиссера Дж. Шаффнера, а Пьера Буля, автора книги 'Планета обезьян'. Непременно отыщу этот роман и прочту. Человекоподобные обезьяны в фильме использованы как своего рода контраст: обезьяны говорят - люди немые, обезьяны доминируют над людьми, люди же - покорные рабы обезьян. Обезьяны никогда не затевают войн друг с другом, не убивают своих собратьев. Их планета - идеальный мир, в котором нет места жестокости, насилию, страху и войнам. Прямая противоположность миру людей. Потерпевшие крушение герои фильма решают изучить незнакомую планету и попадают в плен. Лишь одному удается выжить и привлечь на свою сторону двух обезьян-ученых. С их помощью он совершает побег... Фильм очень великолепно построен в композиционно-структурном плане. Он абсолютно не кажется скучным или затянутым. Он заставляет очень сильно задуматься о человеке, о самом себе, даже о проблемах гораздо более глобальных, связанных с экологией планеты. Так или иначе, 'Планета обезьян' не теряет и не потеряет своей актуальности еще очень долго. Одним из самых замечательных эпизодов в фильме я считаю сцену суда над Тейлором. В ней показана упрямость и твердолобость обезьян, характеризующая, однако, все тех же людей. А финал картины и вовсе меня поразил и восхитил. Браво, мистер Шаффнер! Актеры справились со своими ролями блестяще. Мейк-ап для придания людям образа приматов сделан очень эффектно и качественно для тех времен. Мимика и выражения лица передаются великолепно. Чарлтон Хестон - одна из самых востребованных и популярных кинозвезд того времени. В 'Планете...' он сыграл превосходно. Нельзя также не упомянуть и о Родди МакДауэлле, так как он сыграл во всех последующих продолжениях 'Планеты обезьян' (за исключением, разумеется, бертоновского фильма), причем разных обезьян. Кстати, о продолжениях... Они были весьма многочисленны, что свидетельствовало о высокой востребованности франшизы у зрительской публики. В отличие от современного кино, сиквелы 'Планеты обезьян' получились не хуже оригинала. Они позволили узнать больше о сюжете первой картины, раскрыть некоторые ее тайны... Подведу итог. 'Планета обезьян' Франклина Дж. Шаффнера - не что иное как острая и ярая критика человечества. Фактически всю основную мысль нам говорит Корнелиус (Родди МакДауэлл) в конце фильма, читая одну из глав обезьяннего аналога Библии, посвященную характеристике человека. Надо признать, что это - нелицеприятная, но все же правда. Советую каждому хотя бы раз в жизни посмотреть этот великолепный фильм. На его фоне 'Планета...' Тима Бертона выглядит как пустой и серый блокбастер, сделанный исключительно для коммерческих целей. 10/10.
Вот фильм, которому безоговорочно хочется поставить 10 из 10. Во время просмотра просто прилепаешь к монитору! Фильм заставляет искренне переживать и вызывает смутную тревогу в душе за человечество, очень не хочется, чтобы показанное в фильме стало реальностью...
Несмотря на то, что фильм довольно-таки старый, смотрелся он на одном дыхании. Купила на ДВД и все остальные части 'Планеты... ' и каждого фильма дожидалась с нетерпением и приятным чувством, которого давно не испытывала - предвкушение чего-то интересного и захватывающего. Фильм не обманул моих надежд. Конечно, там нет ярких спецэффектов и грим заметно уступает новому фильму, зато там нет того затягивания, которое наблюдалось в 'Планете... ' 2000-го года, там все строится на сюжете, а не на мелких деталях. В общем, рекомендую всем. Однако, с римейком Тима Бартона мои прекрасные отзывы никак не связаны. Фильм исказил книгу, а спецэффекты только удалили зрителя от психологической стороны этого сиквелла, который призывает людей беречь то, что у них есть и не бежать впереди технического прогресса с топором. 10 из 10
Обложка фильма – это главный и самый большой спойлер, так как вся интрига вертится вокруг этого открытия. Тем не менее, картина всё равно производит великолепное впечатление от кульминации. Экранизации вышла интересной и заманчивой, а главная тайна планеты держит в напряжении весь хронометраж. Картина повествует о космонавтах, которые приземлились на неизвестной планете. Красиво показаны адаптационные элементы, проверка условий жизни и поиски источника продовольствия. Зритель вместе с героями открывает для себя особенности территории, а первые живые существа оказываются, нет, не обезьянами, а удивительными людьми. До последнего момента режиссёр скрывал главных обитателей планеты, а положение людей позволяет оценить занятную рокировку в процессе эволюции. После знакомства с этим миром смело наслаждаемся развитию приматов, что раскрывается в отличную научную фантастику. Без спецэффектов смотрится здорово, костюмы добротные, грим не нужен. Развитием сюжета удосуживается космонавт Джордж Тейлор, который и раскрывает мир обезьян. Мы видим развитое общество, где люди выступают в качестве животных. Доходчиво, с уклоном на религию и мировоззрение, мохнатые товарищи поясняют экспозицию эволюционной цепочки. Научные деятели, исследователи и просветители – прекрасное кастовое разделение позволяет оценить опыт и знания на планете, а также даёт пищу для ума перед ключевыми историческими фактами. Сквозь динамичные события: борьбу за справедливость, вход в доверие и попытки Тейлора объясниться перед приматами, прослеживается истина, которую ярко скрывают сильные мира сего. Именно сохранения неведения, путаница для человека позволяют фильму держать в напряжении. Проработаны мелкие детали, помимо испытаний и попыток срыть правду эволюции, авторы не забывают о демографическом вопросе с научной точки зрения. Среди обезьян также высоко можно оценить гуманизм (или монкейнизм, раз уж на то пошло), а докопаться до правды при помощи товарищей хотят все. Фильм чётко ставить палки в колёса истине, когда скрываются любые упоминания о человеке на этой плане, совокупность совпадений, действий и приказов обеспечивают лидеров обезьян ярлыком лжи и жестокости, в то время как исследовательские авантюристы ведут и людей, и зрителей (тоже людей, но, может, некоторых животных) к главной истине. Перед кульминацией мы раскрываем наличие главной гипотезы происхождения. Ну и, конечно же, главный штрих в планете – спойлерный кадр. Предпосылки к нему вели изначально, детали научных открытий свидетельствовали о людях, но предположения не касались именно планеты Земля, поэтому «Планета обезьян» и получила статус «путешествий во времени». Тем более современные адаптации про Цезаря (последняя трилогия с Энди Сёркисом) уже свидетельствуют о том, какая планета станет обезьянней. Тим Бёртон в этом ключе хоть показал возвращение на космическом корабле. В итоге, фильм интересен. Споры и гипотезы интригуют, а ключевой поворот обескураживает, но зритель уже будет готов, элементарно взглянув на постер. Тем не менее, это прекрасное фантастическое полотно, наполненное саспенсом, неожиданностями и ошеломляющими открытиями.
Решив, наконец, посмотреть на одну из примелькавшихся 'Планет обезьян', а именно, последнюю ('Война' 2017), я, для начала, обратился к информации о франшизе и обнаружил, что данный фильм является уже 9-м в серии. Тут уж я не утерпел и решил ознакомиться со всеми, начиная, разумеется, с первого. Увидев год производства фильма (1968), весьма разочаровался, но решил беспристрастности ради посмотреть старьё. И застыл перед экраном уже в первые 15 минут. Смутился поначалу древними спецэффектами, но излагаемые главгероем мудрые мысли заставили, не отрываясь, продолжить просмотр до самого конца. Фильм шикарен по духовному наполнению. Смело скажу, что давно я не смотрел столь приятного интеллектуального кино под видом развлекательного. Обсуждаемые идеи, без сомнения, являются основополагающими для цивилизации. Размышления, передаваемые в диалогах, затрагивают саму суть такого извечного философского вопроса, как смысл жизни разумных существ. Да, не встречал я среди современного кинематографа, мелькающего перед глазами пестрой лентой спецэффектов, но не затрагивающего мозга, подобной глубины исследования сути человека. Вместе с открытым финалом фильма не закрывается и важнейший практичный вопрос - исчезнет ли человечество в братоубийственной животной бойне или же разум малочисленной нравственной части человечества все-таки способен сохранить слабый огонек разумной жизни во Вселенной? Единственный, известный нам - человечество планеты Земля. Оценка? Сверхпридирчивый я действительно ставит 10 из 10
В связи с выходами новых фильмов, имеющих отношение к этой вселенной, интерес к ней во всем мире снова разгорелся (среди фанатов он наверное и не затихал). Я слышал много отзывов, видел рекламные баннеры, но в кино так и не сходил, потому что решил, что уж если знакомиться с циклом произведений, то начинать нужно с самого начала. Делая скидку на возраст фильма, можно сказать, что в визуальном плане он очень даже удался. Не смотря на то, что обезьяньи маски были преимущественно трех типов, каждый герой имел свой определенный шарм, а доктор 3ира вовсе показалась мне милахой. Плюс шикарная атмосфера фильмов той поры - необычные для современного глаза ракурсы, пейзажы, неспешность повествования, нечастые, но раскрывающие самую суть диалоги. Если мы посмотрим на дату создания - 1968 год, сразу станет понятно, каков должен быть главный посыл фильма. То время характеризовалась культурой хиппи, пацифизмом, первыми вспышками заботы о нашей планете. Именно поэтому концовка не оказалась для меня невероятной неожиданностью. Но то, как авторы подвели к ней, как показали основные пороки человечества через действия обезьян, заслуживает особой похвалы. По сути, перед нами настоящая притча, назидательный рассказ о том, что может произойти с нашим домом, если наш жизненный курс не претерпит кардинальных изменений. Фильм актуален сейчас как никогда, его стоит посмотреть не только поклонникам фантастики, но и всем любителям качественных произведений кинематографа, а также всем людям, задумывающимся о судьбе свой планеты. 9 из 10
Фильм 'Планета обезьян' является примером отличной экранизации книги. Одноимённый роман Пьера Буля, перенесённый на экран, почти ничего не потерял, более того, задумку довели до совершенства. А ведь всего-то поменяли планеты, но сделано сие просто мастерски, всего один кадр в финале - и всё становится ясно, складывается вся картина воедино, многое переосмысливается... После такого концовка романа Буля выглядит несколько громоздкой, что, впрочем, в минус роману не идёт. Разумеется, кое-что из романа при переносе на экран видоизменилось, но эти изменения обоснованы и поддаются объяснению. Например, цивилизация обезьян в фильме больше смахивает на мир Fallout, где по соседству с высокими технологиями существуют гужевой транспорт и примитивные строения. Тогда как в романе Буля цивилизация обезьян соответствовала нашей уровня начала XX века (но без авиации). Или же в фильме звездолёт терпит крушение, тогда как в романе герои сами высаживались, но изменение играет только на руку сюжету. Изменены имена главных героев, но книгу писал француз, кино снимали американцы, они и переиначили на свой лад. Поэтому вместо Улисса Меру - Джордж Тейлор. Но всё это, на мой взгляд, мелочи. Разумеется, стоит отдать должное и актёрам. Чарлтон Хестон в главной роли - прекраснейший выбор. К тому же задача у него не из простых: около половины фильма его герой вынужден молчать. Но Хестон справился, его герой ни разу не теряется на фоне происходящего. И второй актёр и персонаж, которого мне хотелось бы выделить, это Морис Эванс в роли доктора Зайуса. Дело в том, что по роману доктор Зайус был типичным 'придворным академиком', который обладает властью, но не научным сознанием, хоть и пытается делать вид, будто последнее присутствует. В фильме добавили религиозности и... Скажу так: после финала доктор Зайус становится очень неоднозначным персонажем, быть может, даже положительным. Ибо всё, что он делал в фильме, было продиктовано не его невежеством и твёрдолобостью, а страхом перед тем, что произошло - и может повториться. Стоит отметить и грим. На тот момент обезьяний грим, конечно, был очень хорош, да и сейчас неплохо смотрится, но, всё же, заметно, насколько неподвижна часть лица в области носа и губ. Так же обезьяны ну очень похожи друг на друга, разве что Зайус выделяется - благодаря жестам, поведению и выражению глаз. А вот того же Корнелия я отличал с большим трудом от прочих шимпанзе. Но есть у меня две претензии. Они мне просмотр не испортили, но всё же, всё же... По роману у обезьян был свой язык, и Улиссу Меру приходилось обучаться ему. Тогда как в фильме язык один, общий, что, в сочетании с финалом, порождает законное недоумение. И на условность тут списать нельзя. Эпизод с говорящей куклой. Кто смотрел, тот поймёт. Так вот, как она могла служить доказательством, в мире обезьян, где успешно проводятся операции на мозге? В романе обоснование было представлено намного лучше. В конечном счёте, несмотря на солидный возраст в полвека и некоторые изменения, фильм был и остаётся лучшей экранизацией Пьера Буля, причём такой экранизацией, что не следует слепо первоисточнику, а разумно переделывает, тем самым дополняя и усиливая эффект, лучше постигая суть. И роман, и фильм есть предостережение человечеству, чрезмерно увлекающееся собственным самоистреблением. 9 из 10
За несколько месяцев до выхода в свет легендарной «Одиссеи 2011» Стэнли Кубрика, на экранах развернулась другая, по-своему культовая фантастическая история, положившая начало целой серии фильмов, которые сегодня заканчивают уже третью по счету фазу активности. «Планета обезьян» 1968 года и сегодня смотрится с интересом, не потому что технологии до сих пор на уровне – отнюдь. Молодое поколение зрителей, выросших на «Трансформерах», не увидит для себя разницы между этой классикой и кукольным школьным театром. Фильм уже производит впечатление настоящей классики кино, которую воспринимаешь уже по совсем другим критериям. Фильм основан на романе французского писателя Пьера Буля и это самая точная интерпретация La Planete des singes из тех, которые мы увидим в последующие полстолетия. Сценаристы пошли по своему пути, ушли в сторону от интеллектуальной составляющей к действию и эмоциям, воинственности. Таким образом, многие элементы оригинала пошли под нож, но для кино такие перемены оказались оправданными. Трое космических путешественников с Земли попадают на неизвестную планету, где эволюция, кажется, пошла по другому пути. Люди представляют собой дикие племена, а разумом наделены обезьяны. Происходящее на экране вызывает у большинства зрителей негодование самомнения и другие яркие эмоции, в особенности сопереживание главному герою Тэйлору. Протагонист мог быть и интересней, чем циник и гордец, но имеем то, что имеем. Фильм 1968 года был по большей части экспериментом, с которым, несмотря на урезание книжного масштаба, постановщики справились. Вместо мегаполиса и развитой инфраструктуры мы увидели пустынный город и пещеры, всего несколько десятков особей, но и этого достаточно. Элементарно интересно наблюдать, как же будет развиваться судьба главного героя в этих новых экстремальных условиях. Интересно взаимодействие с ключевыми персонажами от мира обезьян, такими как Зира, Корнелиус и, конечно, антагонист истории, и бюрократ Зайрус. Кроме прочего, для своего времени картина уготовила для зрителей один из самых интересных твистов, поворотов сюжета, который и сегодня выглядит и ощущается достойно. 8 из 10
Быть может, если бы не гремящие на весь мир перезапуски 2010-х годов, я бы ничего и не узнал о «Планете обезьян» 1968 года. Между тем, это выдающийся фильм 1960-х годов и один из самых удачных примеров качественных и научной фантастики и антиутопии. Конечно, Франклин Шаффнер допустил некоторые отличия от первоисточника Пьера Буля, но фильм не перестал от этого быть интригующим. Первое, чем он удивляет, это достоверные локации, действительно напоминающие другую планету. В дальнейшем же становится невозможным сдержать улыбку при взгляде на мир, в который попадает Тейлор. Как он сам подмечает, эта цивилизация «перевёрнута с ног на голову» и создаёт долгое время впечатление антиутопии. Обезьяны, представленные шимпанзе, орангутангами и гориллами, являются высшими разумными существами. По крайней мере, в том виде, в каком их застал Тейлор. Хотя приматы и научились многому из того, что умели люди, их представления о возможностях цивилизованных существ сильно отстают от человеческих. Подобный уклад жизни типичен для жанра стимпанк, что делает мир «планеты обезьян» непохожим на наш в XX веке. Мир, в котором не обезьяны, а люди являются «грязными животными» покажется любому зрителю несправедливым. Но так будет только до финальных минут, когда всё, на что надеялся Тейлор, разрушится до основания. Повезло ему, что на первых порах он не мог заявить о себе как о разумном существе, иначе бы ему точно было несдобровать. Вместо этого у него было время привыкнуть и освоиться среди обезьян. Смотреть на разумных приматов (и речь не о людях) интересно и забавно. Хотя в 1968 году ещё не было никакой технологии захвата движения, гримёры смогли создать чудо. «Планета обезьян» может кому-то показаться несерьёзным фильмом из-за бытовавшего в середине прошедшего столетия мнения о том, что человечество способно многого добиться и на Земле и за её пределами. Взгляды Тейлора отражают взгляды широких общественных масс многих стран тех лет, поэтому не удивительно, что он впал в такое сильное замешательство после дарованной ему свободы. Смотрится на одном дыхании. 10 из 10
Я не буду писать про весь фильм - его, наверное, видели все, а кто не видел - обязательно посмотрите. Ибо это классика, а классику нужно знать. Относиться к ней можно по-разному, но не знать ее нельзя. Так вот, начало фильма. Оно заслуживает отдельного комментария. В космическом корабле, бороздящем пространство на околосветовой скорости, и оборудованном, очевидно, совершенно неуязвимой системой искусственной гравитации, в кресле пилота развалившись чуть ли не нога на ногу сидит американский астронавт. Астронавт передает в эфир философские сообщения и курит сигару. Да-да, курит! Сигару курит! =) Очевидно, что ни проблем с пожарной безопасностью, ни проблем с запасами кислорода на этом корабле нет. В процессе вещания философских мыслей в эфир астронавт решает уколоться и, чтобы освободить руки, просто кладет зажженную сигару на щиток приборной панели (несмотря на очевидное разрешение курить на борту, пепельницу - хотя бы и такую, как в автомобилях - конструкторы не предусмотрели). Шприц астронавт достает из выдвижного ящика, находящегося прямо перед его рабочим местом. Этот момент заставил меня в очередной раз поржать, ибо по логике вещей в ближайшем окружении пилота должны находиться лишь самые необходимые предметы, имеющие непосредственное отношение к управлению кораблем. Видимо, шприц неизвестно с чем - как раз один из таких предметов. =))) Ну и так, по сравнению с вышеизложенным сущий пустяк. Почему-то вместо специальной теории относительности Эйнштейна (разработанной на 60 лет раньше съемок фильма) упоминается теория некоего доктора Хэслина. С какой целью - непонятно. Там еще дальше по ходу фильма упоминаются какие-то пространственно-временные возмущения, из-за которых экипаж попал в будущее. Как будто простого движения с околосветовой скоростью для этого недостаточно. В общем, я всё могу понять, бюджет там, и все такое. Но снято начало фильма так, что крутизна астронавта прет во все стороны, не смотря на очевидные проблемы с логикой. И, как я понимаю, это и было первоочередной задачей - неважно насколько оно логично, главное, чтобы круто выглядело. Что как бы намекает на отношение к целевой аудитории. Очень радует, что хотя бы не весь фильм такой (впрочем, большую его часть герои ведут себя так, чтобы получить определенное развитие сюжета, а вовсе не потому что не могут вести себя иначе). И несомненно радует несколько неожиданная концовка, которая - помимо собственно обезьянок - произвела на меня в детстве сильное впечатление.
Каждый новый фильм связан с предыдущим. Каждый новый фильм хуже предыдущего. Первый фильм начинается с хорошей фантастики и удивительными приключениями. Второй фильм пытается следовать примеру первого. Третий начинает новую историю и слегка меняет тематику. Четвёртый фильм снимается в жанре боевика. Пятый фильм продолжает развивать боевик. Я бы разделил их на две категории. Первый и второй фильм больше соответствует фантастике и приключениям, остальные придерживаются другой тематики и другой истории. Для общего ознакомления достаточно посмотреть первый фильм и закончить на этом. Для фильмов 70-х годов - замечательное качество. Особого внимания стоит уделить обезьянам. Лицо живое, настоящее, с мимикой и всем сопутствующим. Смотреть на них одно удовольствие. Далее подробно о каждом из пяти фильмов. 1. Планета обезьян - Planet of the Apes (1968) 8,5 Интересно. Смотришь, и будто бы читаешь книгу. Почти два часа пролетели незаметно. Я люблю такого рода фантастику, когда описывается новая культура, обычаи, законы. Мне это очень нравится. Я читал лишь Берроуза, и могу сравнить фильм с его романами. Получилось очень похоже и хорошо. Фильм снят по книге. Книгу я не читал, но думаю, что книга лучше. В фильме всего одна история - для современного кино это мало. Отношения с Новой не показаны. Совсем! А я очень ждал и надеялся. Уверен, в книге про них было описано подробнее. Как одиночный фильм - слишком мало. Но так как фильмов много, я рассчитываю на дальнейшие приключения. По идее, концовка бомбовая. Да, неожиданно, но меня почему то не впечатлило. 2. Под планетой обезьян - Beneath the Planet of the Apes (1970) 7,6 Уже на так захватывает, как первая часть. Смотрится быстро. Вроде бы снова бомбовая концовка, но опять не впечатлила. 3. Бегство с планеты обезьян - Escape from the Planet of the Apes (1971) 7,5 Совершенно другая тематика. Неплохая концовка. Если дофантизировать, то бомбовая. Но опять не впечатлила. Между делом рассказывают про историю становления обезьян, как они пришли к власти. При чём рассказывают те, кто в первой части рассказывал совсем другую историю. Мне это не понравилось. Коли уже есть одна легенда, то нужно её придерживаться. 4. Завоевание планеты обезьян - Conquest of the Planet of the Apes (1972) 6,9 Продолжение третьей части. Жанр перетёк в боевик. Смотреть становится не интересно. Зато игра обезьян становится более замечательной. Походка, поведение, взгляды. Кажется, что они и вправду настоящие. 5. Битва за планету обезьян - Battle for the Planet of the Apes (1973) 6,5 Действия разворачиваются через 27 лет после четвёртой части. Хотя должно было пройти 300 лет. Авторы противоречат сами себе. Чтобы сохранить знакомых персонажей, заменили период в 300 лет сверх коротким сроком. Всё глупо и нелогично. Обезьяны, которые ещё вчера дрались за банан, сейчас философствуют о перемещениях со скоростью света. Тьфу! Всё запаганили. За пенталогию «Планета обезьян»: 7,4 из 10
На белой простыне экрана в финальном кадре застывают двое. Он, конечно, человек, хоть в современном подлунном мире это уже не звучит гордо, она – символ Нью-Йорка, а, значит, Америки, а, значит, и всей цивилизации. Поза отчаяния упавшего на колени астронавта, осознавшего закат человечества как разумной расы, не отражается в медно-бетонных глазницах порушенной песками времени Статуи Свободы. А дальше черный фон титров безжалостно задаёт вопрос зрителю, достаточно ли он перед лицом вечности sapiens, или, может быть, необходимо Сидящему У Мельницы заменить одну главенствующую биологическую ветвь другой, более правильной? Предупреждение недвусмысленно: не ищи сомнительных путей, человек, в техническом хаосе, не покупай иллюзию прогресса в космической бесконечности, а прежде всего наведи порядок в своём собственном доме. Иначе всех знаний и денег мира не хватит, чтобы заплатить по счетам. Франклин Дж. Шаффнер, снявший в 1968 году «Планету обезьян» по одноименному роману Пьера Буля, свою цену получил: несколько номинаций на Оскар, включение картины в разнообразные списки, вплоть до Национального реестра американских фильмов и устойчивый успех у зрительских масс. Но вопросы, что есть «Планета обезьян», остались. Развлекательное кино с популярнейшим со времен «Бен-Гура» Чарлтоном Хестоном или пессимистическая издевка над порядками современного общества, чьим символом стали три обезьяны-судии «Не вижу», «Не слышу», «Не говорю», если нужно выйти из колеи, одним краем которой являются религиозные догматы, а другим – технологическое потребительство. Причем, режиссер ещё смягчил категорические оттенки французского фантаста – и люди в картине всё-таки превосходят триумвират горилл-шимпанзе-орангутангов как по красоте (что понятно), так и по силе (что вызывает иронию – уж больно легко раскидывает накаченный космонавт ватагу горилл-охотников). Впрочем, назвать обезьян носителями зла тоже нельзя. В картине его в чистом виде и не существует. Альтернативная реальность, хоть и пробирает до мурашек искривленностью, является обыкновенным зазеркальем, которое интересно не тем моментом, на какой развилке человечество пошло не туда и даже не процессом замещения одних приматов другими. Куда страшнее мысль, а что нам не показали, ограничившись целомудренными лохмотьями диких людей (в книге ношение одежды сильно нервировало племя, ибо символизировало Чужую Силу) и безжизненным городом. Режиссер не стал искать страдания Босха, химеры Гойи и ужас Мунка. Чем-то его полотно похоже на пустынные пейзажи Диллона Марша, чем-то на мир дифференциальных штанов планеты Кин-Дза-Дза, в остальном же упрощенная адаптация книги, доступная для понимания всем категориям смотрящих. «Планета обезьян» - фильм на обыденные, в общем-то, темы ответственности за сделанный выбор, расплаты за преступления, стоимости случайных и неслучайных ошибок. Пространство фильма насыщено метафорическими метками – вот отчаявшиеся астронавты находят среди бесконечной пустоши одинокий цветок, и сразу же срывают его, сводя на нет титанические усилия растения, вот самым весомым аргументом в пользу былого величества людей оказывается… игрушечная (китайская?) кукла. И где-то улыбается, глядя на происходящее, Господь, на которого постоянно намекает, но прямо не называет Шаффнер. Всё переплетается для того, чтобы в финале растерянное лицо Хестона отобразило трансцендентный ужас человека, скомканного флегматической стихией обстоятельств. Которого талант Пьера Буля наказал за самый любимых грех альпачиновского дьявола – тщеславие, самоуверенность, самонадеянность. Последние два-три тысячелетия он был всем, пупом Земли, центром мироздания. А стоит закрыть на какой-нибудь условный миг глаза – и властелин всего сущего уже с довольным гугуканьем лезет за бананом и покорно сидит в клетке зоопарка навыворот. Ад может наступить в любой момент, а, может быть, он уже начался. Франклин Дж. Шаффнер сделал безжалостный фильм о том, что вторых шансов не существует. Орфею не встретить Эвридику, борцам за всевозможные истины не воскреснуть, тот незримый микрон, отделяющий человека от животного, не найти. И нет на свете слова ледянее, чем «никогда». А теперь живи с этим, если сможешь.
Этот фильм даже не только о том, что нужно не угнетать население развиваюшихся стран, что нужно избавляться от ксенофобии и дружить против всеобщего ядерного или ещё какого-то апокалипсиса. Хотя, конечно, и это не мешает, и к действительности фильм, несмотря, а возможно и из-за того, что присутствует немалая часть гротеска, устрашающе близок. Разве, скажем, при крепостничестве иначе обращались помещики с крестьянами, чем обезьяны с героем этого фильма? Разлучая детей с родителями, сестёр с братьями, не признавая за крепостными права самим покидать вотчины помещика, те же резервации фактически... Также фильм наглядно демонстрирует, что даже если достигнут какой-то уровень технологического развития, а также человеческих прав и свобод, это можно уничтожить крайне скоро, а восстанавливать — очень кропотливое занятие. Иран вот до семьдесят девятого года был почти европейским государством, а сейчас там шариат и аятоллы. Для сегодняшнего мира, как ни печально, тема мракобесия достаточно остра. Псевдонаучные, националистические, фашистские «обоснования» ущербности, примитивности одних рас, народов и стран и превосходства других. Навязывание преподавания креационизма, в то время как и официально христианство отнюдь не оспаривает эволюцию. Допущение, чтобы креационизм вообще рассматривали как научную дисциплину — не что иное, как возвращение инквизиции. Креационизм, вне зависимости даже от того, истинен он или ложен, не является теорией, потому что не является ни верифицируемым, ни фальсифицируемым, вообще не удовлетворяет никаким критериям научной теории. И впарить пытаются его в основном американские протестанты, а какими эти протестанты могут являться, понятно, если вспомнить хоть фильм «Кэрри» или узнать о том, что в Америке творят мормоны. Вообще, какую-то точку зрения, какое-то мировоззрение недопустимо внушать, а детям особенно — это крайне интимная область, каждый человек только сам может с этим разобраться. Ну, креационизм только для примера, поскольку наличие обезьян как-то располагает к беседе про эволюцию, а так в фильме видится нехилый троллинг предрассудков вообще. Часто даже передовые знания не избавят учёных от зашоренности и пресмыкательства перед правительством: «У нас прекрасное будущее: семья, карьера, меня скоро должны повысить». И то, что Корнелиус и Зира таки решились пойти на вызов государственной машине, скорее редкость, свидетельствует о наличии исключительно прочного внутреннего стержня, особенно у Зиры, но порой же встречается... Наука, разумеется, не даёт ответа на многие вопросы, не станет указывать, как строить взаимоотношения с Провидением — ну так у неё чуть другие цели, которые, однако, чему-то сокровенному совсем не помеха. А если государство административным ресурсом влияет на научные выводы, оно даже науки не постигло, что уж говорить о чём-то непостижимом. Но фильм — ещё и как метафора странствия души, становления личности, в частности в том эпизоде, где герои-люди стараются выяснить друг у друга, почему же каждый из них отправился в космическое путешествие. «На Земле у меня было немало всего, но не было любви. Мне никто не был нужен... И я покинул её, потому что никто не держал меня там». И несмотря на всю трагичность, герой обретает-таки того, кто ему нужен... Фильм искусно сплавляет колорит приключенческой тарзановской экзотики с эстетикой притчи. Крайне привлекательные дизайны костюмов, неземная, влекущая, проникновенная музыка. Антимилитаристский, фантастический, иносказательный, и крайне животрепещущий фильм, приглашающий задуматься.
Сказали они и незамедлительно уничтожили, возможно, последний цветок на планете. Как говорил герой Л. Дурова в одном хорошем фильме: «Странные люди эти люди!» Может, и впрямь у обезьян лучше получится? Неплохое кино. В техническом отношении, например, особенно с учетом года выпуска – придраться практически не к чему. Абсолютно жизнеспособные обезьяны. Понятно, что люди в костюмах, но костюм костюму тоже рознь, не правда ли. В отечественном кинематографе, скажем, с этим и много позже большие проблемы были. Опять же космический корабль – ничего лишнего, но оно и к лучшему – меньше дурацких вопросов. Нет, мне, правда, всё понравилось. Можно было полностью сосредоточиться на сюжете. Идея интересная, но, прямо скажем, не более чем любая другая вариация антиутопического толка. Да и логической завершенности предложенной модели явно не хватает. Мало просто поменять местами человека и обезьяну – нужен принципиально новый подход к организации общества. Иначе… Смысл рассуждать о том, как безнадежно погрязло человечество в своих грехах, если пришедшие ему на смену животные незамедлительно начинают играть ровно в те же самые игры? Какая разница, Земля это или любая другая планета, где эру homo sapiens сменила эпоха их товарищей по отряду? В отстраненном восприятии всё это, конечно, очень увлекательно: запретная зона, хранитель веры, священные свитки, молодые ученые, жаждущие докопаться до правды (большей частью, такое ощущение, самого процесса ради), коварный царедворец, на поверку оказывающийся всего лишь чуть более просвещенным относительно прошлого своего мира и оттого – более осторожным и т.п. Но вот так, чтобы всерьез все это воспринять… Не получится. К тому же не обошлось и без классических голливудских клише: безмолвная спутница-брюнетка в, якобы, вонючем рванье, тем не менее, выгодно подчеркивающем все «необходимые» части тела, или, например, поцелуи, которыми обмениваются доктора Корнелиус и Зира, темнокожий член экипажа, без которого никак нельзя по соображениям политкорректности, английский язык как универсальное средство общения во Вселенной и т.д. Одним словом популярная фантастика и ничего больше. Смотрите с удовольствием, не требуя ответов на глобальные вопросы мироздания. 7 из 10