Обычно фэнтези-произведениям присущ некий масштаб, чтобы подчеркнуть их значимость. Чаще всего всё завязано на амбициозных мечтаниях главного героя. Убить всех титанов, стать королём пиратов, избавить мир от тиранического гнёта британской империи. Сёненам особенно характерны герои с такими размашистыми мечтами. Да даже если их цели куда более камерные и личные, ради их достижения всё равно придётся сотворить нечто из ряда вон. Скажем, ты хочешь спасти свою сестру от превращения в демона? Тогда придётся убить владыку всех демонов. Хочешь полапать женскую грудь или просто найти себе девушку? Ну так убивай нам всяких могущественных тварей. То есть, почти везде масштабы мировые, глобальные. Но что если я вам скажу, что в фэнтезийном аниме можно обойтись без всей этой напыщенности? Что если целью протагониста будет путешествие в рай ради банального разговора с давно умершим другом, которого не успел узнать при жизни? И что если я вам скажу, что от исхода путешествия не зависит судьба мира, а испытания грозят в лучшем случае гибелью деревеньки, которых в этом мире сотни, а то и тысячи? Тогда вы пришли по адресу, к волшебнице Фрирен. Само начало уже выглядит очень нестандартно. Герои УЖЕ победили главное зло в их вселенной и теперь каждый разбредается кто куда. И история фокусируется не на местной легенде в лице Гиммеля, а на, собственно, Фрирен. Чтоб вы понимали, это как начать Властелин колец с концовки Возвращения Короля и потом весь сюжет посвятить Леголасу или Гэндальфу. Звучит странно. Ведь зачем следить за дальнейшим похождением ОДНОГО из героев, если глобальной всесильной угрозы уже и нет? И вот тут возникает самое интересное. И оно упирается в особенность эльфийки в лице ненормально долгой жизни. Фрирен из-за своего долголетия стала эмоционально-отрешённой. Ведь какой смысл привязываться к спутнику, если через пару десятков лет (что по меркам эльфов максимум месяц, полтора) он отдаст коньки? Можно пожать плечами и собирать свои увлечения дальше. Но один такой спутник в лице Гиммеля оказывает на Фрирен колоссальное влияние и уже потом на смертном одре она сожалеет, что так беспечно отнеслась к их отношениям. Собственно, теперь это цель эльфийки. Попытаться наверстать упущенное с умершим другом и, вдобавок, лучше узнать само человечество, понять их философию, как существ, которым приходится жить сильно меньше её. Фрирен в первую очередь аниме о том, насколько важен каждый момент. Поэтому события здесь не имеют размаха. Это может быть победа над владыкой всех демонов, но это может отпечататься в голове не так отчётливо, как посиделки с друзьями или даже тривиальный закат в кругу близких. Так уж устроена наша память, что житейское и простое вызывает больше приятных воспоминаний, потому что знаешь о них только ты и, возможно, несколько твоих товарищей. Вот и Фрирен отправляясь в очередное приключение с новыми соратниками имеет абсолютно иные цели. Понять, насколько отдельные маленькие моменты ценны и важны для насыщения даже долгих жизней. Да, в этом аниме есть крутейшие битвы с потрясающей анимацией, особенно во второй половине, но они тут лишь как приятный бонус. Куда важнее наблюдать за тем, как Фрирен просто взаимодействует со своими соратниками, а все вместе они взаимодействуют с самыми разными героями этого мира. Глядя же на Ферн и Старка Фрирен придаётся рефлексии и понимает, что те моменты, когда она общалась с Гиммелем и другими друзьями, всё ещё в её памяти. Старые приключения всё ещё живы в виде тёплых воспоминаний. Постоянно то тут, то там возникают флэшбэки с участием её друзей из Легендарного отряда и они не ощущаются неуместными. Наоборот, мы только сильнее понимаем, насколько для Фрирен важно как нынешнее, так и прошлое путешествие. И что уже сейчас она не настолько безучастна к жизни других, как раньше. Возможно, мысли банальные, но как никогда актуальные. В век интернета люди всё сильнее отдаляются друг от друга и всё чаще тратят время на вещи, которые вызывают ноль эмоций. Конечно, это решение каждого и глупо вынуждать интровертов идти в людную компанию, пытаясь навязать свою проповедь. Но попробуйте просто подумать, а есть ли у вас приятные жизненные моменты, разделённые с кем либо? Если да, то вы не зря проживаете свою жизнь. Ведь не важно есть ли жизнь после смерти, или мы все лишь кусок сознания, растворяющийся в небытии (этими вопросами Фрирен также не раз задаётся), под конец у любого должны быть такие воспоминания, чтобы встретить смерть не как вселенское зло, а как обычный этап человеческого существования. И хотя вышел лишь первый сезон, уже можно понять, почему люди так полюбили это аниме. За то, как ламповые и милые герои заставляют тебя заново ценить отдельные жизненные эпизоды со всеми их плюсами и недостатками. И помогает задуматься о том, как счастливо прожить свою жизнь, не сожалея не о чём. В конце концов, многие из нас в какой-то степени Фрирен. Несмотря на сильную разницу в возрасте, мы как и она можем по-новому взглянуть на свою жизнь со всеми её мелочами.
На тематических просторах встречал множество мнений: от однозначно восторженных до диаметрально противоположных. Негативные комментарии звучат в духе: «Ваша эльфийка — типичная героиня игры в жанре „симулятор ходьбы“, только её история никак не развивается, стоит на месте эпизодов двадцать к ряду — скука смертная». Действительно, если смотреть под таким углом, жизнь Фрирен покажется доказательством «безумной теории» Вааса Монтенегро: изо дня в день повторяются одни и те же события, без надежды на изменение результата. Но ежели бы всё было так просто, мы бы сейчас тут не сидели. Почему волшебница тратит сотни, даже тысячи дней на изучение простых вещей? Потому что для Фрирен человеческое понимание времени — тихий «пшик» в бесконечности. Тут-то я и понял, что вот оно, то самое редкое явление, когда зрителю показывают обратную сторону жития «бессмертных». Незначительность течения времени, показанное глазами самого эльфа, а не со стороны его спутников, — велелепное отражение сути существа с безграничным опытом и тысячелетней мудростью. Где ещё мы видели подобное? Припоминаю лишь момент из «Семи смертных грехов» о «счастливых временах в пещере» Кинга и Дианы, да отрезок жизни Макии из «Укрась прощальное утро цветами обещания». Хотя в обоих случаях показанное — лишь случайные мгновения, тогда как автор «Фрирен» решила наглядно показать путь длинною в вечность. Не знаю, вдохновлялась ли Канэхито Ямада философией Алана Мура в лице доктора Манхэттена из «Хранителей» али пришла к мысли сама — неважно. Задать нужный тон вступлению и завязке ей удалось. Почему «Фрирен» получила от сообщества неоднозначные оценки? Якобы героиня безэмоциональна, а вся «харизма» кроется лишь в таланте аниматоров, ибо «мемные» сцены родились исключительно благодаря им, а не манге, где рисовка — на уровне «пятиклассника». Прочитал первые три главы, дабы убедиться в столь критических замечаниях, и ничего из ряда вон выходящего не приметил. Да, в адаптации эмоции показаны живее, но не стоит забывать о титаническом различии статичной картинки и анимации — не в мире Гарри Поттера же происходят события. Что до флегматичного отношения к окружающим, скажу так: в тайтле прекрасно показан путь от тотального цинизма и полного самоотчуждения до возвращения тяги к жизни и обыденному мирскому счастью. «Бесчувственность» — центральная линия первого сезона, где само понятие об эмоциях лишь начинают зарождаться в сознании Фрирен. Тем боле для существа, потерявшего волю к жизни тысячу лет назад и существующего по наитию, как самурай с принципом «нет цели — есть путь», эльфийка справляется вполне достойно. Оная линия и привлекла столько зрителей к просмотру аниме, а затем и к знакомству с первоисточником, ведь проблема самоотчуждения сегодня как никогда актуальна, причём не только среди хиккикомори. Особенно контрастно выглядит тема одиночества и отрешённости между бессмертным и смертным при вводе в повествование Ферн. Для одной их встреча — «очередное мгновение», для другой — начало долгого путешествия. Наблюдать за перерождением личности, открытием бури эмоций и обыденных вещей — крайне занимательно. Невероятная медитативность «Фрирен» — бальзам для души и сознания каждого, кто отважится её глянуть. Правда, ближе к концу сезона атмосфера слегка теряется из-за смены курса в сторону показа обыденного приключения из точки «А» в точку «Б»: с одной стороны, оно изобилует событиями и раскрывает фэнтезийный мир с новых ракурсов, с другой — теряет изначальную философскую задумку. Плохо ли это? Лично для меня — нет. Чарующий синопсис уже запал в голову слишком крепко, чтобы подобный «поворот» вот так запросто уничтожил величие начальной идеи. Спорить не стану, интерес слегка теряется из-за «замедления динамики». Думается мне, спорное решение принято в угоду увеличения количества глав, дабы искусственно растянуть ленту, что, безусловно, печалит. Перед завершением блока о сюжете отмечу странность: группа героев известна всем, а простой народ напрочь забывает о волшебнице отряда. Амнезия затмевает сознания даже высшего света общества, отчего возникает мысль: «Четыре великих героя» — шутка, будто кроме Гиммеля никто с владыкой тьмы и вовсе не сражался. Особенно абсурдно это выглядит при наличии в городах и деревнях статуй с детальными изображениями победителей. Ещё больше странности добавляет сцена, где эльфийка стоит напротив скульптуры со своим изображением, но никто её не узнаёт, хотя до кучи эльфы — практически исчезнувшая раса. Теперь поведаю о техническом аспекте. Повторял уже десяток раз и повторю вновь: не люблю цветокоррекцию с туманом на экране вместо сочных цветов. Лёгкая «дымка» не приносит никакого удовольствия от просмотра, делая картинку блёклой. Скорее, придаёт ей схожесть с разрешением 480p с низким битрейтом потока. Каждый раз, встречая подобное, размышляю об одном: когда модное веяние наконец закончится? Сходный эффект можно увидеть в «Форме голоса», «Апельсине», «Дороге юности» и многих других замечательных работах. Становится ли от такого метода рисовка визуально хуже? Внешне аниме остаётся красивым, ничуть не теряя своей велелепности, но эффект выгорания цветов дико раздражает. Также сигнализирую о наличии 3D-графики, благо она используется лишь в паре сцен, да и в целом анимация исполнена неплохо: не топорно, не выбивая зрителя из повествования. Зато звуковое сопровождение — на высоте, эталонная работа без нареканий. Музыка и саунд-дизайн выполнены в лучших традициях Макото Синкая. Правда, вкуснятина не только в виде красивой этикетки, но ещё и с приятным сладким содержимым безо всякого гадкого белого налёта старости. «Провожающая в последний путь Фрирен» — невероятно медитативное аниме о смысле бытия. «Людская жизнь коротка, и не стоит превращать её в соревнование на скорость, — шепчет нам Канэхито Ямада, — ведь золотые моменты, происходящие ежедневно, бесследно растворяются в пучине времени, попросту проходя мимо нас». Следовательно, нужно очнуться от забвения, как от дурного сна, и начать подмечать простое и прекрасное, ибо в них скрывается волшебный ключ человеческой души. Именно такую мысль я разглядел между строк. Прост ли посыл? Да. Ошибочен ли? Нет. Вот он — ответ на извечное вопрошение: «Как обрести заветное счастье».
Фрирен: провожающая в последний путь — это история, которая уже давно идёт и зрителя вкидывают в её конец(ну середину по факту, но ладно), где прямым текстом говорится, что зло уже побеждено и больше дел для наших персонажей нет, теперь они могут жить своей спокойной жизнью и заниматься тем, что им нравится. Вот именно так нас встречает этот сериал. Это достаточно необычно и воспринимается бодро и интересно. В нашей команде 4 участника: 2 человека, один гном и одна эльфийка. Ребята хорошо провели время, пока путешествовали вместе, но, когда миссия закончилась, а соответственно их пути разошлись, они стали мало видеться. И тут многие могут возразить: но это же типичная ситуация в жизни и всё-такое и я соглашусь, но повествование ведётся от лица эльфийки, для которой человеческая жизнь — это секунды, она живёт уже много лет и не замечает происходящего вокруг. Она ни с кем толком не успевает познакомится и подружиться, так как все они быстро умирают. Поэтому она не ценит никакие мгновения в жизни и просто идёт своей дорогой. Но именно это путешествие и то, что их команда и каждый из её членов оставили для Фрирен и всего остального человечества заставляет её задуматься, а не потеряла ли она именно тех людей, которые искренне любили её и ценили такой, какая она есть, тех людей, которые в своих намерениях были всегда чисты, тех людей, которые не были идеальными, но всегда были хорошими спутниками, поддержкой и опорой? На осознание всего этого у неё много лет впереди, и она может спокойно об этом порассуждать в отличии от обычных людей, жизнь которых скоротечна и в ней ты либо ценишь то, что есть или ходишь вечно недовольный своей судьбой. Порассуждать ей на эту тему предстоит в новом путешествии, которое несомненно будет перекликаться с её старыми похождениями. Смысл и скоротечности жизни здесь показаны через призму высмеиваний. Сама Фрирен постоянно не понимает: почему люди цепляются за ту или иную вещь, которая для неё не представляет ценности. Она не боится умереть или потерять всё. Она не стремится найти самые крутые заклинания, хотя она маг. Ей, наоборот, интересно найти какие-нибудь забавные заклинания, которые никому не нужны. Хоть ей и много лет, но она также по-детски наивна и глупа. Она постоянно попадается к мимикам в пасть, хотя кажется уже давно можно было перестать это делать, но зачем? В сущности, Фрирен олицетворяет свободного человека, который смог понять, что для него важно и просто кайфует, несмотря ни на что. 9 из 10
Предваряя рецензию: я ветеран аниме-сцены, отаку во всех смыслах. Я посмотрел тысячи аниме, бегло говорю по-японски, много раз был в Японии, множество сейю видел живьем и с некоторыми общался лично. Так что у меня есть некоторая предвзятость. Фрирен - несмотря на смешное имя, которое по-немецки буквально значить 'замерзать' (и тут почти все имена - это какой-то такой немножно смешной немецкий) - это шедевр. который сначала выглядит немного странно, неторопливо, и местами смешно - но который потом, после некоторого осмысления, хочется пересматривать еще и еще. что вообще признак любых глубоких и нетривиальных произведений. Это не Достоевский и не Толстой, наверно, но явственный оттенок такой же экзистенциальной литературы тут виден невооруженным глазом. На первый взгляд, тут мало что происходит (да и вообще по сути заканчивается - вроде бы - уже в первой серии), но неторопливое и философское развитие сценария, и задумчивые мысли персонажей после этого - это то, чего сейчас в фильмах итд уже почти что нет. В современном мире мыла и ширпотреба - таких уникальных и красивых вещей - очень мало. 10 из 10
Я не большой знаток аниме, но это смотрю и кайфую. При этом, что самое удивительное, просмотр не превращается, как обычно, в манию - можно легко остановить просмотр, не засиживаясь до глубокой ночи. Ну а теперь о том, почему это аниме необычное. Начнём с истории. Она стартует с...победы, то есть с того места, где обычные истории заканчиваются. Буквально, главные герои возвращаются после победы над владыкой демонов, при этом сама битва не показывается даже краешком. Очень многие произведения в жанре фентези показывают путь достижения цели главным героем. Что происходит потом - неважно, в лучшем случае мы имеем эпилог, короткие дополнительные рассказы или просто 'жили долго и счастливо'. Но жизнь-то на этом не заканчивается. Что делать великим героям, зачем и как жить, к чему стремиться - это вопросы, которые обычно не поднимаются. Это аниме - как раз такая попытка рассказать, 'что же было дальше'. Повествование тоже имеет особый ритм. Оно никуда не спешит, прихотливо вьётся по разным дорожкам. Тут нет спрессованного времени фантастического боевика, когда за один день проходят грандиозные битвы, а за полгода решаются судьбы мира. Герои вполне могут на месяц-другой задержаться в какой-нибудь захолустной деревне, предаваясь неспешным занятиям и размышлениям. Что удивительно, это не раздражает, а придаёт дополнительного шарма. При этом такие эпизоды грамотно разбавлены экшеном, чтобы зритель не заскучал. Ну и наконец главная героиня, Фрирен - это особый гибрид из девушки, на тысячу лет застрявшей в подростковом/молодом возрасте, с мегаопытной волшебницей-ветераном сотни битв, которая разит врагов без колебаний и предугадывает события наперёд. Особенно забавно этот контраст передаёт русская озвучка голосом девочки-припевочки (я смотрю с озвучкой от Dream Cast). Отдельно доставляет её чувство времени - 'всего через каких-то 50 лет встретимся, пока, ребята', её невольная бестактность на тему смертности и короткого века людей. Необычный персонаж, за которым интересно наблюдать.
Я большой поклонник хороших анимационных фильмов, и именно поэтому от этого ужаса у меня глаза на лоб полезли. Первые сцены поприветствовали меня низким количеством кадров. Несмотря на то, что японцы в принципе не заморачиваются над качеством своих творений, здесь это выделяется ещё сильнее, чем в среднем. Но то, что произошло далее, поразило меня до глубины души. Города без полей вокруг, электрические фонари в мире без электричества и даже газа, явно не средневековые мостовые. Отсутствие мельниц и амбаров, непонятно, как люди там вообще питаются. Одежда не соответствует никакой временной эпохе, XX-й век соседствует с XV-ым, а 'средневековая стилистика' к средневековью вообще никакого отношения не имеет. Я понимаю, фентези, но фентези не должно исключать логические закономерности человеческой жизнедеятельности. Люди едят, пьют, торгуют, стремятся в города и торгуют даже в фентези, поэтому полупустые и широкие улицы вызывают смех и недопонимание. Дома людей как внутри, так и снаружи, не подлежат никакой логике, люди так просто НЕ МОГУТ жить, даже с учётом магии и прочего сверхъестественного, физика не позволит. Одежда центральных персонажей тоже поражает воображение своей глупостью. Бессмысленно, нелогично и непрактично, как и всё в сериале. Сюжет банален до ужаса, впечатлить он может разве что подростков и заядлых анимешников, для которых книги или хорошие фильмы отсутствуют в поле зрения, не вижу смысла разбирать это. Итог: безвкусно, пресно, нелогично. 2 из 10 За те немногие моменты, когда они не успели напортачить.
К 2025 году количество абсурдных фэнтези-аниме достигло рекорда. Тайтлы выходят либо по 12 серий, либо с рваным повествованием, либо с бесталанным первоисточником. Но именно на всем этом фоне Провожающая в последний путь Фрирен выглядит свежо и качественно. Чтобы разобраться, рассмотрим каждый аспект более детально. 1. Качество сюжета Классическая для жанра структура «пути героя» (по Джозефу Кэмпбеллу) ломается в первой серии — вместе с треском льда, сковавшего сердце Фрирен, когда ее лучший друг Гиммель умирает от старости. Они провели вместе 10 лет, но для тысячелетней эльфийки этот поход к северу за головой Короля Демонов пролетел в один миг. Лишь увидев бездыханное человеческое тело, содержащее в себе некогда великую душу, Фрирен осознает, что такое любовь и утрата. Но уже поздно. Мертвых не вернуть. Или всё же можно? Из книги наставницы Фрирен узнает о пристанище душ на крайнем севере. Эльфийка решает повторить поход, чтобы вновь встретить Гиммеля. Путешествие закончено — и оно только начинается. Проходя по тем же заросшим тропам, мы вместе с Фрирен вспоминаем прошлое, учимся чувствовать и ценить тех, кто рядом. 2. Раскрытие персонажей Имена персонажей, взятые из западно-европейского фольклора, отлично передают характер главных героев и их склонность к развитию по ходу истории: От нем. «Frieren» («замерзать», «мерзнуть») — холод отражает безэмоциональность Фрирен, вызванную ее долголетием, как эльфа; От нем. «Himmel» («небо», «рай») — мечтательный герой, отдавший жизнь ради того, чтобы своим светом растопить лед Фрирен; От нем. «Eisen» («железо») — несгибаемый воин, чей характер статичен по ходу истории; От англ. «Fern» («папоротник») — олицетворение юности, потенциала и тайного знания (согласно кельтским традициям); От нем. «Stark» («сильный») — ирония имени проявляется на контрасте с трусостью Старка, а его рост заключается в попытках стать смелее; От нем. «Heiter» («ясный», «весёлый», «беззаботный») — яркость имени и души противопоставляется работе священника, имеющего дело со смертью; От нем. «Sein» («быть», «существовать») — ученик Гайтера, который не подходит под роль идеального клирика из-за своей склонности к философии. 3. Законы мира Что, если показать сельского старика в соломенной шляпе, а через кадр — ребёнка в той же шляпе? И рядом с ним Фрирен, которая ничуть не изменилась? Время идет для всех, кроме эльфийки, пока за ее спиной сменяются поколения людей, возводятся города и завоевываются страны. Это позволяет зрителю ощутить всю глубину созданного мира, а также насладиться проработкой второстепенных персонажей, существующих и без присутствия главного героя. Более того, демоны здесь — чистое зло без надежды на спасение. Они притворяются людьми, но не понимают, что значит быть человеком, владеют словом, но не разумеют его. Поэтому Фрирен уничтожает их, не отвлекаясь от воспоминаний. Однажды она уже спасла этот мир, победив короля демонов в отряде героя Гиммеля. Теперь пришло время спасать себя — узнавать свои чувства, открывать собственную душу, ведь эта история — уже о другом. 4. Поставленная проблема Анимационный сериал создает аллюзию на «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit) — главный труд немецкого философа Мартина Хайдеггера, опубликованный в 1927 году. Философ утверждает: только осознавая свою смертность, человек понимает смысл существования. Кто знает, может наш Зайн, сельский клерик, и стал автором знаменитого «Sein und Zeit»? Итог: твёрдая 10 из 10
Повествование начинается с того, что зло уже побеждено, а герои ходят с улыбчиво-хмельными рожами по площади. Главная героиня — эльфийка-психопатка, ей чужда эмпатия, и, проведя десяток лет в компании отряда спасителей мира, она искренне не понимает, почему к ней относятся как к близкой подруге. Ведь для эльфа, живущего уже не первое тысячелетие, десятилетнее приключение — просто пшик. Лишь стоя на могиле члена своего отряда, она задумалась над скоротечностью человеческой жизни и пожалела, что не попыталась узнать человека в деревянном коробе получше. Именно это событие навсегда меняет восприятие героини: теперь её цель — увидеть ценность в носителях жизни, в их мыслях, эмоциях и желаниях. Я могу ещё долго накидывать абзацы контекста, пересказывающих произведение, но самое главное — это то, что Фрирен не навязывает зрителю ошейник 'достигательства и героизма', который, спустя время, сдавливает шею таким закомплексованным типам, как я, а говорит о принятии себя, ценности самой жизни, повседневных мелочей и времени, проведённого в окружении приятных сердечку людей. Пускай Фрирен — это всё ещё продукт от пера любителей утрирования, у этого аниме получается находиться в балансе, где стереотипные персонажи объёмны и, вместе с тем, человечны, а сочные бои — приправа к тому, что по-настоящему важно, пусть и не столь героично — быту. Но именно достоинства данной картины будут являться её недостатками в глазах многих зрителей: не каждый может услышать тишину и прочувствовать статичную аниме-мордашку. Если подытожить, я бы советовал данное аниме к просмотру хотя бы как своеобразную терапию. Пусть все мысли поверхностны, а образы просты, оно умудряется въедаться в подкорку мозга, мелочи начинают получать ваше внимание, а достижение не затмевает по значимости вашу собственную жизнь.
Да, сейчас, вероятно, навалится шквал дизлайков, ведь анимешникам в целом все равно на качество, главное чтобы мельтешило что-то и битвы с резким упадком рисовки радовали глаз. Но знайте: вам и шарящий за фэнтези, и не шарящий за фэнтези скажут, что это аниме - переоцененная безвкусица, где не то, что на нормальное фэнтези нет намека, даже на адекватное отношение персонажей друг к другу его нет. Просто выслушайте: почему для зрителя нормально, что после десятилетнего путешествия буквально в пучину ада, герои возвращаются без единой царапинки или повреждения на одежде, да что уж там - даже без стресса, будто они в Диснейленд поехали; что магия сделана так, что владеющий ей может вообще все что угодно творить, разрушая в целом хоть какую-то силовую концепцию; что сам сюжет, что до, что после - тупое выстраивание мостика перед главной героиней, чтобы не дай бог она в каком-то бою проиграла или лишилась чего-то? Может потому, что зритель - анимешник, который не способен воспринимать фэнтези, если там не добавят ММОРПГ-шных терминов, таких как 'мана', 'гильдия героев' и прочее бестолковое подобное? Тогда и не удивляет, что подобное ставят на первое место перед 'Стальным алхимиком', потому что зритель становится глупее. И что угодно тут возьми, ничего не вытягивает. Сюжетный костяк - глупая софистическая истерика, где Альцгеймер воспринимается как милый флэшбек, раскрывающий тайну о том, что у героини ВСЕ-ТАКИ БЫЛИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ, а не отсутствовали всегда, как она ныла по сюжету. Персонажи - мало того штампованные по всем принципам отаку-задротов, так еще и относятся по-зверски друг к другу, учитывая одни лишь взаимоотношения рыжего и ученицы главной героини, что ни намека на улыбку не вызывает. Мир - в одном единственном негативном обзоре уже описывали насколько он логичен, и я отсылаюсь не потому, что мне нечего сказать, а потому что человек прав в целом. Музыка - набор саундов для какой-нибудь онлайн-гриндилки для соответствующего коммьюнити. Мотивы и стратегия злодеев - никакущие, ведь если представить как легко был повержен 'король демонов' (буквально такой же термин используют в низкосортных исекаях, между прочим), у власти там судя по всему сидел ребенок десяти лет, хотя винить не приходится, когда главная героиня - ходячий имбаланс. К чему ни прикоснись - все плохо, кроме анимации, ведь только она своей сочностью здесь и вытягивает - спасибо студии MadHouse, хотя и стыдно за них, что в такое вляпались. После такого больше 2 из 10 поставить ну никак не получается. Чтобы вы ни говорили, это все уже было сотню раз сделано до 'Фрирен'. Некий 'медитативный эффект' - ребят, 'Мастер муси' к вашим услугам, потому что в нашем нынешнем произведении эффект скорее заедающий с их переездами из города в город, а то и вовсе грандиозные битвы мелькают. Победа над исекаями - а собственно в чем это выражено? Они первых в тупости юмора переплюнули, хотя ничего нового и не привнесли? То ли дело все шутки про женские молочные железы и размеры мужского достоинства, будто 14-летний школьник работал над мангой, и вставлено это там, где даже адекватной подводки нет... Спасение фэнтези - да даже в 'Судьбе', где маги живут в современном мире, и то больше фэнтези, чем в аниме, где героиня на ходу уничтожающие заклинания придумывает и живет 'тысячу лет', однако рождения Христа не видела, а в произведении есть церковь и ее служители. Ничего нет. Просто в сфере аниме кроме сёнэнов особо ничего и не появляется - поэтому такое становится популярным. И страшно представить, что с индустрией станет, если подобные произведения станут образцом для подражания...
Не мог, конечно, пройти мимо этого нашумевшего аниме. Стало интересно, что еще японцы смогли выжать из классического фэнтези? Неужели что-то оригинальное? Основная оригинальность здесь заключается в завязке. Это, без шуток, гениальный ход: начать с того места, где повествование обычно заканчивают. То есть эпический квест окончен, Темный Властелин убит, команда приключенцев получает награды и расходится. Но что же дальше? А дальше создателей сериала интересует судьба эльфийки-волшебницы Фрирен. Ведь она, в отличие от своих товарищей – людей и дворфа – почти бессмертна. Что для неё земная слава? Как сложатся и сложатся ли вообще её дальнейшие отношения с бывшими соратниками? Да и вообще, очень интересна ситуация, когда по улицам ходит практически живая легенда. Получается очень странно – мало кто из людей может осознать, что перед ними героиня давно минувшей войны. А Фрирен, в свою очередь, ощущает себя настолько чуждой миру недолговечных людей (ей уже на момент победы над Тёмным Властелином было больше четырёхсот лет), что никак не стремится быть узнанной и стяжать какие-то почести. И вот тут создатели сериала знатно обманули ожидания многих зрителей. Потому, что тонкостям эльфийской психологии посвящены в основном первые четыре серии. За которые нам кратко показывают, чем занимается Фрирен в течение восьмидесяти лет после победы в войне. Как она всё сильнее отдаляется от друзей, как вновь пытается с ними сблизиться, как её соратники стареют и уходят из жизни. Как постепенно, пусть за десятилетия, бесстрастная волшебница, которая всю жизнь испытывала лишь два чувства – тягу к знаниям и ненависть к демонам – начинает понимать суть любви и дружбы, а также трагическую краткость человеческой жизни. А с пятой серии начинается стандартное фэнтези, где, как известно, «все куда-то идут». Фрирен набирает себе новую команду авантюристов и отправляется на край света, к мистическому месту, где можно общаться с духами умерших. Отправляются с ней её ученица Ферн (воспитанница старого соратника Фрирен, священника Гайтера) и молодой воин Старк (ученик другого соратника Фрирен, дворфа Айзена). И начинаются обычные для фэнтезийного сёнена приключения – дороги, дремучие леса, заснеженные перевалы, деревни, города, побочные квесты, подземелья с монстрами. И в политические интриги с аристократами успевают по дороге герои вляпаться (привет «Рубакам»), и в магическом экзамене поучаствовать (привет «Магической битве»), и на демонов поохотиться (привет «Истребителю демонов»). Нет, психологизм никуда не девается, но после своеобразного пролога из четырёх серий, «Провожающая в последний путь Фрирен» отчётливо трансформируется из медитативной психологической драмы в приключенческий боевик. И вот это надо иметь в виду: если вы пищали от восторга в начале, то рискуете впоследствии разочароваться; а если в начале сериала вас клонило в сон, и вы даже подумывали забросить эту тягомотину – ваше терпение будет вознаграждено. Лично я отношусь ко второй категории – еще согласен наблюдать за душевными терзаниями героев в формате полнометражки, но сериал без интриг и приключений был бы невыносим. Но те, кто ждал что-то наподобие «Вайолет Эвергарден», были жестоко разочарованы. Ну а мне сериал понравился. Никаких особых откровений в нём нет, да и вообще это, похоже, максимум половина истории – но это хорошее, неглупое фэнтези, тонко обыгрывающее штампы и каноны миров AD&D. Тут есть и юмор, и психологизм, и философия. Ну а окончательный вывод стоит делать только о законченном произведении. Итог: хорошее стандартное фэнтези, первое время пытающееся казаться нестандартным.
Начну с тематики аниме: В самом начале аниме говорит зрителю — эта история будет приземленной, работа начинается с того что самое главное зло уже повержено, владыка тьмы — всё. И это очень важный момент, ты понимаешь какая будет эта история, здесь не будет стоять на кону жизнь всего мира, здесь нет невероятных эпичных действий, (а те немногие что есть, сделаны так что, на них сильно не акцентируют внимание). Временами персонажи и вовсе выполняют работу по типу «найти цветок» или «почистить статую от грязи». При чем заскучать здесь невозможно, визуал, музыка, юмор и все остальное тебе просто не позволят. Мне понравилось как один рецензент сформулировал: «созерцание важнее действия», это описание действительно подходит этой работе. Аниме отлично по форме и содержанию, специально выбрана приземленная история, в том числе по причине того что оно говорит на темы течении времени и скоротечности жизни, и здесь подходит именно такая плавная, приземленная, ламповая по своей сути история. Это самые главные темы, которые можно увидеть в первых сериях и они пронизывают весь сериал, и стоит сказать что сериал отлично их раскрывает. Впрочем, есть и множество других интересных тем, в разных эпизодах, зачастую они смежные главным темам. Стоит выделить еще похожую тематику: ценить время и радоваться тому что проводишь его с близкими тебе людьми. Фрирен в прошлом путешествии была намного холоднее, она не ценила эти 10 лет путешествий, не поняла что на самом деле привязалась и полюбила людей из своего отряда. К сожалению, у людей не так много времени как у эльфов. Фрирен отправляется в похожее путешествие, которое было 80 лет назад, чтобы осмыслить себя, «понять людей» и претерпеть серьезные изменения личности. И в этот раз ценить это время которая она проводит вместе со своими спутниками, радоваться, смотреть на все под иным углом. Одно из лучших роуд-муви что я видел (единственное что в последних сериях аниме немного отходит от жанра), впрочем аниме сильно не только в своем жанре. В нем хорошо все: отличный визуал с кучей деталей, создающий незабываемую атмосферу. Прекрасная музыка, которая отлично дополняет картинку, хотя музыка здесь пожалуй отличилась особым мастерством, саундтрек просто невероятный (лично у меня часто были вайбы Ведьмака, в частности Новиграда) Режиссура: Почти каждая сцена сделана с энтузиазмом, всегда удивляют необычные ракурсы, мизансцена, визуальные приемы, монтаж. Герои получились очень живыми, которые развиваются на протяжении всего сериала, продолжаем узнавать их прошлое в разные моменты времени. Химия между ними чувствуется очень хорошо. Работа в целом очень атмосферная и ламповая, аниме очень сильно поглощает, ты действительно чувствуешь себя еще одним авантюристом в их команде. Куча деталей которые создают реализм происходящего и химию между персонажами поражает, вот персонаж получает в качестве подарка заколку для волос в форме бабочки, потом спустя кучу серий, персонаж снова получает подарок, некий аксессуар в форме бабочки. Или герои могут встретить персонажа, спустя кучу серий, мир аниме снова вспомнит про него в определенном контексте, этот персонаж окажется связан с другим героем, или его снова покажут, чтобы познакомить с еще одним новым героем, или дай бог еще чего придумают. Таких деталей куча. Мир ощущается живым, персонажи не просто появляются и забываются, все в нем классно проработано, от чего погружение невероятное. Я всегда удивлялся и не мог отлипнуть от происходящего на экране, смеялся, был в восторге от музыки и невероятно красивых пейзажей, восхищался почти каждой сценой, которая была выполнена с энтузиазмом и любовью, любовался операторскими находками. Это было незабываемое приключение! Надеюсь мы увидим 2 сезон. 9 из 10 P.S. Рад, что начал активно знакомится с аниме последний год, в свое время посмотрел куча фильмов, авторских и артхаусных работ, Линч, Тарковский, Триер, Кубрик, и т.д. и в определенный момент редко стал получать невероятные впечатления от фильмов как раньше, начал знакомится с аниме, много классного опыта.
Данное аниме мне очень понравилось. Визуал, история, герои, все очень нравится. Многим данное аниме покажется скучным и нудным, так ка в большинстве серий происходит все довольно не спеша, но история этого не требует. Мне лично это нравится, что все так спокойно, можем проникнуться даже самой просто историей главы. Тк я лично устал от бесконечного и однотипного экшена. Хотя в аниме есть и экшн, причем довольно динамичный. Сеттинг фентази, да еще и аниме?? Я наконец-то снова могу наблюдать за таким жанром. Тк большие фильмы, сериалы, игры за последние 10 лет убили жанр своими повестками и никами историями. Тут же мне все нравится. Все как и должно быть, ни быстрее, ни медленнее, ни ярче, ни более серо. Главная героиня, эльфийка Фрирен, наконец-то стала привязываться к людям, её отношение к миру маложивущих, по сравнению с ней, людей хорошо показано в аниме. Ёе новая ученица Ферн, пока только на пути изменения характера, да и вообще еще персонаж только развивается. Юноша-воин Старк, конечно довольно простой, по меркам всех произведений, персонаж, для комедии больше, но он тоже развивается от серии к серии, становится сильнее и храбрее. Да и истории о старых друзьях Фрирен тоже очень интересные, приятно смотреть, как она ведет себя в одних и тех же ситуациях, но с другой командой, и как ее отношение вокруг ко всему меняется. Советую это аниме всем, кто любит что-то спокойное. Тк история данного мира и самой главной героини меня очень цепляет.
'Провожающая в последний путь Фрирен' - сильно переоценённое и расхайпленное молодым поколением, возбуждающимся на остроконечные уши главной героини, аниме. По факту мы видим отсутствие у авторов понимания выстраивания композиции произведения. С самого начала нас погружают в мир Фрирен мягким заигрыванием, то и дело перемежая сцены из прошлого с настоящим. Нас знакомят с героями, но не особо вдаются в их характеры, мотивы, прошлое. Да и зачем? Ведь уже скоро они умрут - став лишь воспоминанием в памяти Фрирен. Зритель даже не успевает проникнуться симпатией к ним, понять их, увидеть их путь. Их смерть не вызывает никаких эмоций. В принципе, как и у самой Фрирен, которая прямым текстом говорит что не знает какие эмоции должна испытывать. Нам сразу говорят - главный герой - Фрирен. А остальные скоро умрут. Нет смысла им сопереживать. Смотрите на нашу эльфийку. А смотреть то не на что. Героиня довольно ленива, пассивна, малоэмоциональна. Она попросту скучна для наблюдения за ней. Её мало что интересует кроме гримуаров магии. Жизнь эльфов гораздо дольше жизни людей, и поэтому Фрирен идёт сквозь людской мир не особо привязываясь и погружаясь в него. То что для какого-то человека вся жизнь - для неё лишь песчинка времени, и авторы нам показывают что она не ценит это время, как люди не ценят секунду своего. Для того чтобы хоть как-то расшевелить Фрирен и удержать зрителя - мало показывать её скучную жизнь с флешбеками из прошлого. Поэтому вскоре автор добавляет новых молодых персонажей в качестве спутников Фрирен, которые обладают всеми признаками активных (главных) героев, но по мнению автора не являются ими. Так мы получаем очень странную картину, когда показанных в начале героев нам всё ещё показывают флешбеками Фрирен - но нам уже абсолютно не интересно, ведь во-первых они уже погибли и завершили свою историю. А во-вторых, даже сама Фрирен пытается найти смысл в их жизни уже после смерти. При этом у нас есть новые молодые герои, которых автор развивает, а Фрирен на фоне продолжает на них реагировать так же как было с первыми. Так почему же Фрирен - переоценённое аниме? Потому что его попросту скучно смотреть. Когда второстепенные персонажи выходят на первый план до такой степени, что саму Фрирен можно просто задвинуть и забыть о ней (чему она сама способствует когда засыпает в важный момент и просит не будить её). Казалось бы, к чему тут такое длинное повествование флешбеками о прошлых героях и так много самой Фрирен? Просто сделайте аниме про похождения Ферн со Старком. Назовите это как-нибудь типа 'Величайший герой меча встречает величайшую волшебницу' и у вас получится ровно то, что удерживает аудиторию Фрирен от крепкого сна во время просмотра. А чтобы понять насколько автор бездарно упустил все полимеры своей идеи (которая не нова) посмотрите пожалуйста фильм Мари Окады 'Укрась прощальное утро цветами обещания' чтобы понять что можно было сотворить из этой идеи. 4 из 10
В центре истории эльфийка, прожившая более 1000 лет и 2 вчерашних подростка. История начинается с конца одного путешествия и начала другого. Как сказал один мой товарищ - аниме про 'сайдквесты'. В ходе путешествия героиня сопоставляет и пересматривает прежний пережитый опыт на основе текущего. Атмосфера одиночества и меланхолии, отраженная в завязке создает отличный плацдарм для развития Фрирен. Проблема проста. Несмотря на чертовски солидный возраст, она не понимает и не чувствует людей. Для нее человеческие привычки и взгляды являются непонятными, нерациональными из-за своей скоротечности. Повествование постоянно отсылает нас назад, во времена первого путешествия. Семена, заложенные тогда, начинают расцветать по ходу второго путешествия. С каждым новым осознанием, Фрирен переосмысляет слова её друзей, сказанные в прошлом. Она начинает искренне ценить и любить своих уже почивших друзей. Спутники Фрирен отлично дополняют и раскрывают её, будучи вполне самостоятельными интересными персонажами, являющимися проекцией двух её друзей-героев, местами являются ключевыми фигурами, дающие Фрирен осознание какого-либо факта. Пересматривая свои взгляды и понимая сакральный смысл человеческой жизни, в конце каждой серии или арки Фрирен делает новый вывод, осознает что-то новое, все это приправляется отличным флешбеком и атмосферой. Фрирен учится ценить и помнить время с близкими людьми, а не цепляться за скоротечность человеческой жизни. Этому же и учит аниме. Не меньше затронута тема памяти и её важности, Фрирен и является воплощением той самой памяти о героях, о временах, о которых уже все забыли, и она учится эту память хранить и беречь. Повествование течет спокойно и размеренно, как лесной ручей, будто дающее 'посмаковать' происходящее, и это как раз то что надо для такого сеттинга. Параллельно с развитием ГГ, мы видим и развитие её спутников, которые наряду с Фрирен, познают окружающий их мир людей, но через немного другую призму, делая свои выводы и формируя свои взгляды. Немалую роль играет и аудиовизуальная составляющая, музыка воссоздает фентезийную меланхоличную атмосферу, картинка показывает живой мир со своими правилами, существами и проблемами. О героях забывают, люди воюют, у всех свои проблемы и заботы. Мир не ощущается пустым. Произведение действительно уникально, и уже смело можно заявить что это 'зашло' и выстрелило. Причем удовлетворены остались все: и массовый зритель, и привередливый ценитель. И в руках авторов сейчас есть потрясающая возможность сделать новую будущую классику. Таким и должно быть хорошее аниме. Однозначно рекомендую, особенно динозаврам за 30. 10 из 10
Данный тайтл довольно быстро начал набирать популярность и высокие оценки. И даже сейчас по просмотру я не могу сказать, что это абсолютный шедевр и какое-то образующее произведение, которое сохранит свой статус в ближайшие годы, но что это стоящее произведение, одно из множества действительно сильных, заслуживающее просмотра и дальнейшего его продолжения этого у него не отнять. Сюжета как такового здесь особо не наблюдается, но объясню свою позицию более развернуто. Сюжет в моем понимании это то, что имеет некую отправную точку, здесь же таковой нет. В первой же серии мы видим некую группу персонажей, которые возвращаются в родные края после долгой экспедиции по искоренению зла в мире и с точки зрения повествования это то, чем 99,9 % всех произведений заканчивают свои если не цельные истории, то какие-то арки точно. Но все не так просто, ведь в этом отряде была эльфийка Фрирен, жизненный путь которой находится посередине, которая пребывает в этом мире не первую сотню лет. Для нее это путешествие в сравнении с людскими мерками не занимало «и одной сотой доли», а посему весь тайтл посвящен именно ей. Фрирен – это многогранный и сложный персонаж. Первоначально она предстает перед нами как некая отстраненная личность, которой абсолютно нет дела до мира, что с ним творится, как он существует и его истории. Жизнь же человеческую как таковую она рассматривает с точки зрения ее скоротечности и бессмысленности, она не понимает их стремлений, радостей, печалей, ведь для нее это всего лишь мираж, который скоро исчезнет. Но благодаря своей памяти, эти отрывки из миража как-то невзначай накатывают, и она в дань им навещает старых попутчиков, находящихся на краю смерти и постоянно видя это, соглашается взять, хоть и в силу уловок в наставницы сироту-девочку Ферн. Путешествуя с ней, а заодно и встречая множество людей на своем пути Фрирен хоть и очень медленно, но как-то становится мягче что-ли, в ее душе появляются ростки человекопонимания. Но не стоит думать, что она абсолютно всегда была одинока и эгоистична, по ходу повествования мы видим, что и у нее были и есть те, кого она ценит и рада встрече (эпизод с 400-летним дворфом и какое-то сожаление о своем учителе). Мы видим, что частые флешбеки хоть иногда и показываются в ироничном ключе, но несут в основном глубокий философский подтекст. Ферн и Старк своего рода являются проекциями персонажей из отряда героев, с которым Фрирен одолела Владыку Тьмы. Сравнивая их, Фрирен все более и более втягивается в мир людей, искренне переживает по поводу ссоры или задумывается, что бы понравилось Ферн в качестве подарка на день рождения. Но и сами эти герои имеют свою индивидуальность и непохожесть, также меняются и становятся более вдумчивыми, рассудительными. Сюжет здесь очень преподнесен очень необычно. Повествование здесь очень спокойное, даже медлительное, но видим мы его через призму восприятия Фрирен, поэтому за одну серию проходит пара месяцев или 50 лет, а за весь тайтл так практически и весь век. На мой взгляд невероятный прием. Персонажей второго плана здесь нет. Вернее, по ходу сюжета их здесь множество (особенно в арке экзамена), но раскрыты они настолько хорошо и продуманно, что язык не повернется назвать их таковыми. На таком же уровне находятся и демоны – существа, которые являются бичом этого мира. За короткий промежуток раскрывается их сущность, опасность, само их существование укладывается в пару монологов героев и делается это мастерски. Аудиовизуальный ряд здесь тоже просто прекрасный. Цветочные поля и метель в горах, захламленный обломками кораблей берег дополняют суть повествования, его настроение, подчеркивают самобытность персонажей. Хоть аниме и явно уделяет львиную долю времени серьезным и вечным темам, но не зацикливается на этом, а дарит зрителю приятную атмосферу легкости, юмора, курьезных случайностей и недопониманий, отчего и воспринимается как некая история взросления. Как итог – прекрасная история с «живыми» персонажами, медленно текущим, но завораживающим, атмосферным и глубоким сюжетом, хорошей аудиосоставляющей и нашедшая идеальный баланс во всех составляющих.