К сожалению, всё чаще и чаще, люди, которые пишут сценарии для исторических сериалов забывают брать в напарники хотя бы одного дипломированного специалиста-историка. Почему-то сценаристам кажется, что исторические события, которые были в реальной жизни, недостаточно сочные для телезрителей, а быть может, это происходит по незнанию и крайне скудной осведомлённости самих 'писателей'. Почему это происходит, ответить трудно. Засекреченной информации в событиях марта 1801 года - нет, все описания и подробности восшествия на престол Александра Павловича лежат в открытом доступе, есть архивы, опубликованы дневники и записи современников тех событий, которые, уж наверное, более достоверно описали всё произошедшее, нежели то, что нам показали в сериале. Фигура будущего императора представлена неубедительно. Ничего общего с эпитетами: 'Благословенный', 'Сфинкс неразгаданный до гроба', явленный на экране персонаж, не имеет. Факты: Александр Павлович воспитывался бабушкой Екатериной Великой, которая делала из внука именно политика и дипломата. В четырнадцать лет юноша, лавируя сложные взаимоотношения между бабушкой и отцом, ухитрялся выстроить с обоими благополучные отношения и не заслужил ни с одной стороны нареканий и упрёков. Став императором, Александр I, как истинный дипломат, никому не давал шанса даже на предположения о его планах и намерениях. Невозмутимый, всегда спокойный и невероятно обаятельный мужчина, к которому не оставался равнодушным ни один человек, который имел удовольствие общаться с императором. В переговорах с императором Наполеоном Бонапартом, последний выходил из себя, в то время как император России продолжал сохранять выдержку и хладнокровие. Что мы видим на экране? Забитый, боящийся, кажется, даже собственной тени, нерешительный подросток, которому, на минуточку, уже 24 года на момент кончины Павла I. Фигура его супруги, Елизаветы Алексеевны, также раскрыта неполностью, если раскрыта вообще. Факты: Елизавету Алексеевну, принцессу Бадденскую, выбрала для внука Екатерина Великая, свадьба между молодыми людьми состоялась когда жениху было 16 лет, а невесте всего 14. Несмотря на то, что молодые люди, по первому впечатлению, друг другу даже понравились и неплохо ладили, всё же, спустя пять лет супружеской жизни между Елизаветой и Александром начался процесс отдаления и охлаждения друг к другу. Елизавета была холодной и отстраненной, любые бури чувств были для неё чужды. Когда Павел взошёл на престол, великая княгиня каждый день писала письма матери, в которых описывала всё, что происходит при дворе и не всегда в радужных красках. Отношения со свекром и свекровью у княгини также не заладились и для этого было множество причин. Ничего из этого, показано не было, Елизавета, будущая императрица, появляется на экране, как бы между делом и составить какую-то конкретную картину о ней нельзя. Ни характера, ни впечатлений о ней, ничего из показанных с ней сцен, составить нельзя. Что до Марии Фёдоровны, то к этой российской императрице сценаристы всё чаще относятся несправедливо, а ведь о ней информации не меньше, чем о двух её сыновьях-императорах. Факты: Основательница централизованного государственного органа благотворительности, возглавляемый ею до конца жизни. Основательница множества приютов для сирот, воспитательных домов, попечительница вдов, все крупные больницы Москвы и Петербурга были построены под её эгидой, основательница Петербургского центра акушерства и гинекологии, действующий и по сей день по прямому своему назначению. Её благотворительная деятельность распространялась далеко за пределы двух столиц, она не отказывала никому в помощи, кто бы к ней не обратился. Если семье крепостных, что была у неё в услужении, не хватало денег на сбор приданного своей дочери, императрица принимала в этом участие, помогала семье девушки и одаривала молодожёнов тканями для пошива одежды, посудой, словом, предметами первой необходимости. Мария Фёдоровна сумела выстроить даже с фавориткой своего мужа, Анной Лопухиной, дружеские отношения. Мария Фёдоровна глубоко почитала супруга, была ему верным другом и опорой. Увлекалась ботаникой, знала токарное дело и вытачивала на станке изделия, которые потом дарила мужу и свекрови, рисовала, вырезала камеи. А главное её детище - Павловск, до сих пор одна из жемчужин достопримечательностей пригорода Петербурга. Сам Наполеон называл её своим первым врагом в России. Что нам показали в сериале? Ничего. Характер императрицы также сложно уловить, кроме того, что она предстаёт холодной, злой и властолюбивой женщиной, которая по своему убиенному мужу даже слезинки не уронила. Заслуги и таланты вдовствующей императрицы мало того не освещены, так ещё и, с подачи сценаристов, верная супруга и заботливая мать становится пособницей заговорщиков, убивших её супруга Павла I. Зачем нужно было накручивать всю эту чехарду с престолонаследием, которую нам продемонстрировали в сериале? Нагородили событий, которых никогда не было в действительности. Мария Фёдоровна, ставшая регентом при малолетнем Николае Павловиче, объявившая войну Франции. Зачем придумывают какую-то другую историю России? Снимайте фэнтези, пишите новую 'Игру престолов' по-русски, но зачем коверкать достояние народа - его историю? Поверьте, можно было обойтись и без этого, в нашей истории полным-полно событий, в которых политические интриги были намного ярче и изощрённее, чем вы можете себе придумать. А для этого, всего-то нужно, внимательно изучить материал, который, я подчёркиваю, находится в открытом доступе. Всё уже придумано до вас, требуется только это наглядно продемонстрировать.
Весьма интересным образом сложилось что практически одновременно в прокат вышли сразу два сериала, повествующие историю монархов Российской империи примерно одного периода. Один из них 'Александр I'. Всё прекрасно, красиво, красочно, любопытные актеры, не совсем соответствующие внешности, но атмосферу передает. По крайней мере вызывает живой интерес. Но когда по сюжету ситуация становиться напряженной, начиная со конца второй серии, в третьей и в последующих, голоса актёров откровенно переходят на полушёпот... Слушать становиться невыносимо. Несмотря на весь интерес к сюжету, подобная форма диалогов вызывает, пусть лично у меня, злость и отвращение. Складывается ощущение, будто актеры переигрывают. Как будто разговаривая шёпотом/полушёпотом, увеличивают значимость произносимого. Кто это придумал? Режиссер постановщик? Это ужасно! Слышится отвратительно. Как будто обсуждаются какие-то интриги в закулисье театра, шепчутся, произносят слова с замедлением, надменно... К примеру сцена разговора князя Палена и Александра в карете в середина 4 серии. Они что, пневмонией переболели. Можно было поставить эту сцену, чтобы герои разговаривали в голос??? И дальше в таком же духе. Пален в исполнении Даниил Спиваковский, вообще как змей, постоянно шипит и смотрит исподлобья. Не князь, а удав Каа из Маугли... Конкретно спокойно слушать не получается вообще. Изредка его монолог переходит на звук, потом снова за--мееедлееннное шептааание... Может это задумка такая, представить главного заговорщика свержения Павла I, как можно в более мерзком виде, но от этого только мурашки отвращения... Александр в исполнении Евгения Романцова, статный высокий мужчина, и каждый раз как будто в голос говорить не может. Зачем это сделано так? Для чего? Смотрится, слышится ужасно! Я практически не пишу отзывы, но в данном случае не смог сдержаться. Очень надеюсь, что я не один с таким мнением, и что мой комментарий дойдёт до создателей сериала. В общем, спасибо что сняли красивый сериал про историю России! Спасибо за идею, работу и воплощение её в этот сериал! Прошу прислушаться и в дальнейших работах делать ставить разговоры персонажей внятными, четкими и акцентированными!
После нескольких понравившихся проектов новый сериал от ИРИ сразу привлёк моё внимание. Немаловажным фактом при выборе сериала являлось освещение им любимой мной исторической эпохи – правления Александра I. Однако получил я совсем не то, что ожидал. Наличие сразу трёх женщин в разделе «Сценаристы» (что вы, никакого сексизма, простая констатация фактов) и поддержка телеканала «Россия 1» превратили исторический сериал в историческую мелодраму. Заявленный слоган «История любви. История России» был воплощён только наполовину. О чём говорить, если одна случайная любовная сцена занимала больше сериального времени, чем двухлетние войны Наполеона Бонапарта с Александром I в 1806-1807 гг.! Исторические неточности не добавляли радости при просмотре. Многие события были изменены в угоду сюжетной линии сериала. Разве великий князь Константин Павлович мог выдать местоположение герцога Энгиенского, отправленного Александром I из Петербурга (он вообще хотя бы один раз был там?!), агентам Наполеона Бонапарта из-за связей герцога с женой великого князя, которой в реальности вообще не могло быть в столице Российской империи в 1804 г.? Или то, что главной целью Наполеона Бонапарта при заключении Тильзитского мира был брак с великой княжной Екатериной Павловной, но никак не Континентальная блокада? Рьяным адептам альтернативной истории такое может не присниться в их самых смелых снах. И всё же сериал было интересно смотреть. Игра актёров заслуживает самых смелых похвал. Обладая определённой информацией о главных действующих лицах начала девятнадцатого столетия, могу написать, что Александр I (Евгения Романцова), Наполеон Бонапарт (Юрия Чурсина), Мария Нарышкина (Ани Чиповской), Екатерина Павловна (Полины Гофман), Луиза Мекленбургская (Майи Гитер) и другие персонажи были представлены достаточно правдоподобно. Отдельный шарм добавляли мини-истории, не раз встречавшиеся в исторических сериалах ИРИ, позволяющие глубже понять эпоху. Повествование сериала логичное и интересное, но мелодрамы в нём больше, чем истории.
Я обычно не жду ничего хорошего от наших исторических сериалов. Но вынуждена признать, что этот сериал вполне неплох. По сравнению с 'Натали и Александр' (бездарный и бестолковый сериал про А. С. Пушкина) данный сериал прорвался на уровень выше, хотя нет предела совершенству. Здесь над сценарием явно поработали, приложили усилия, чтобы было динамично. Сцены и диалоги все по делу. Историческая достоверность здесь, конечно, не на уровне документального фильма, и не стоит этого ждать. Домыслы авторов имеются, но выглядит все это вполне элегантно. Сериал увлекает и затягивает, а это уже немало. В этом смысле он чем-то напоминает 'Гардемаринов'. Когда знаешь, что половина — выдумка, а смотреть почему-то все равно интересно. Хочу отметить удачный актерский состав. Здесь есть химия между актерами и актерскими парами (опять же в отличие от 'Натали и Александр', где химии не замечено даже между главной парой актеров). Здесь в роли императора Александра I выступает красивый молодой актер Евгений Романцов. Меня очаровали его грустные, умные глаза. Хочется обнять, пожалеть и утешить его. Друзья-сподвижники императора — все красавцы, один краше другого. Браво кастинг-команде! Собрать столько красивых молодых мужчин в одном сериале — это отдельная заслуга. Федор Лавров в роли Павла I органично смотрится в своей непростой роли. Как рыба в воде. Этот яркий актер запомнился мне еще по сериалу 'Краткий курс счастливой жизни'. В сериале 'Победители' он прекрасен в роли прокурора. Создатели сериала не боятся впечатлить зрителя очень реалистичными сценами. В итоге некоторые (редкие) сцены вызывают непосредственно физическое отторжение, что явно сделано намеренно, с целью шокировать зрителя. Например, момент похорон Екатерины Великой и ее супруга Петра III точно не стоит смотреть во время или до еды (кажется, это вторая серия). Человеку с нормальной психикой будет сложно не остаться под впечатлением. В целом же я рекомендую этот сериал всем любителям исторических сериалов про XIX век. Приятный, нескучный, развлекательный, с красивой картинкой.