Тайна самоубийцы: отзывы и рeцензии

Nightmare163
Nightmare16318 ноября 2024 в 19:00
Влияние «тёмного попутчика»

Серо-сумрачный стиль скандинавского детектива, прочно вошедший в моду после датско-шведского сериала «Мост», способен органично смотреться и в другой стране того же северного региона – островной Исландии. Живописнейшая страна гейзеров и ледников не менее опасна для своих обитателей, которые и сами не прочь нажить себе неприятностей на ровном месте. Для чего им отнюдь необязательно выбираться на лоно дикой природы. На эту мысль намекает напряжённая мрачная лента «Тайна самоубийцы» (или в оригинале «Холод»), снятая по роману известной в кругах ценителей жанра писательницы Ирсы Сигурдардоттир. Это кино – уже не первая экранизация произведений исландского автора. Знаковый почин на счёту мистического фильма ужасов «Я тебя помню», откуда с главной роли на такую же перекочевал мужественный бородач Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон. Только теперь этот бравый скандинав примерил образ отчуждённого детектива Одинна, вынужденного после внезапного самоубийства жены жить дальше и в одиночку растить проблемную дочь-подростка. Ну как внезапного… По ходу сюжета, естественно, будут возникать всё новые причины для несчастной женщины искать спасения за краем балкона, и вновь не обойдётся без чертовщины, объяснения которой ещё придется поискать. Повествование дробится на два временных отрезка, разделённых сорока годами. В центре же сюжета сиротский приют для мальчиков, откуда исчезли двое воспитанников, и эта давняя история становится ключом к новому расследованию Одинна. Причём, чем дальше движется повествование, тем чаще события фокусируются на прошлом. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: прошлое далось режиссёру Эрлингуру Тороддсену явно лучше. Чувствуется, что снимать в полумраке комнаты неуютного заведения, призванного стать домом для беспризорников, самому было банально интереснее. А в настоящем – унылая рутина работы и быта главного героя, которому катастрофически не хватает уникальных черт. Обоих центральных мужских персонажей того самого «Моста» за первую серию с участием каждого создатели раскрыли гораздо полнее. Одинн же обычный, подошедший к кризису среднего возраста, мужик. Ещё и склонный заливать печаль при помощи бутылки – хотя эта пикантная особенность и выясняется далеко не сразу. Более значимы для ленты два женских персонажа: дочь Одинна Рут и молодая уборщица приюта Алдис. Их обеих преследуют пугающие видения. Правда, у первой героини они возникают в виде ночных кошмаров, а вторая сталкивается с чем-то зловещим наяву. Удушливая атмосфера пессимизма окутывает всех страдальцев, в чьи жизнь беспардонно вторглась смерть и погрузила в состояние тревоги. Методы режиссёра не блещут особой оригинальностью, Тороддсен аккуратно и поэтапно собирает все кусочки жуткой мозаики, стремясь передать картину мира глазами психически нездоровых людей. Не возникает при этом ощущения, будто их надо жалеть. Постановщику явно ближе подход психолога, что имеет дело с готовой симптоматикой и даёт ей компетентную трактовку. Чуть ли не самой яркой визуальной деталью он выбирает страшные рисунки девочки Рут, порождённые её воспалённой фантазией. Чувство вины угнетает Одинна значительно сильнее служебного долга, он вынужден постоянно оглядываться назад, огрызаться от нахлынувшего отчаяния и натурально продираться к разгадке. Этим же приходилось заниматься в прошлом Алдис, её боль и переживания самые живые, а всплывшая словно между делом романтическая линия на деле доводит напряжение до критической отметки. Оказывают влияние и стены зловещего приюта – одной из любимых локаций авторских фильмов ужасов вроде «Сэнт Анжа» Паскаля Ложье. В таких заведениях традиционно хранятся неприглядные секреты нескольких поколений воспитанников, а от хозяев особняка ничего хорошего ждать не приходится и подавно. «Тайна самоубийцы» качественно выдерживает интригу до последних кадров, так что пусть и в дополнение к социальной проблематике, а это ещё и очень добротный детектив. От большинства других скандинавских творений на ту же тему фильм отличает резкое вторжение солнечного света, призванного прогнать демонов ночи, и те загадки, которые они с собой приносят. В диалогах персонажей эта картина по-отечески душевна и по-матерински внимательна. Ничего такого непостижимо исландского в кино нет. Сюжет тут вполне универсален и мог бы произойти в любой другой стране мира, где у людей имеются схожие проблемы с алкоголем и многочисленными комплексами, порождёнными тяжёлым детством и семейным насилием. Аутентичное название «Холод» относится ведь не к температуре воздуха, а к отношениям между людьми, к тому обжигающему морозу, что порой образуется под одной крышей. Причины к этому могут быть разными, а итог всегда один – несчастье. «Тайна самоубийцы» – она не столько об исчезновении ребят из приюта. Это кино об утрате сострадания и тех грандиозных проблемах, на которые она обрекает.