Истоки: отзывы и рeцензии

blackka
blackka2 июня 2025 в 00:20
Что общего между BLM и идеями социализма

Фильм посвящён писательнице Изабель Уилкерсон и её книге «Касты. Истоки неравенства в XXI веке», которая стала бестселлером всего через два месяца после убийства Джорджа Флойда. На первый взгляд может показаться, что тема эта уже избитая и предсказуемая. Однако фильм оказывается куда глубже — он позволяет проследить за развитием авторской мысли, за тем, как она приходит к своим выводам через долгие размышления, чтение, беседы и анализ. Мы наблюдаем процесс формирования книги: не лозунги и клише, а путь исследования. Изначально Уилкерсон пытается понять, откуда берётся сегрегация в американском обществе. Она обращается к истории — событиям, культурным феноменам и личным историям. В какой-то момент её размышления приводят к неожиданной параллели между расовым разделением в США и отношением нацистов к евреям в годы Второй мировой. Сначала эта идея вызывает отторжение — она обсуждает её с подругой, которая возражает: мол, сравнивать рабство афроамериканцев с Холокостом некорректно. Ведь рабство обусловлено экономическими интересами, а цель нацизма — полное уничтожение. Тем не менее, исследование продолжается и приводит Уилкерсон к изучению кастовой системы в Индии. Там она находит особую кaсту — далитов, или «неприкасаемых». Это самая низшая прослойка, к представителям которой запрещено прикасаться, а любое их присутствие в общественных пространствах регламентируется так, чтобы исключить контакт с «высшими». И здесь она находит параллели с американской системой: например, в одной сцене чёрный ребёнок не может купаться вместе с белыми детьми — он должен ждать, пока они выйдут из бассейна, и лишь затем его пускают на надувной матрас, чтобы он не касался воды. О жёсткой сегрегации в США, к слову, рассказывал и Владимир Познер — как в книге, так и в фильме «Прощание с иллюзиями». Кульминацией её анализа становится идея, что ключевой механизм всех этих систем — эндогамия: запрет на браки между представителями разных каст, рас или народов. Именно этот механизм закрепляет разделённость на глубинном, бытовом уровне, превращая её в незыблемую норму. И вот, уже после выхода книги, Уилкерсон выступает с речью, где призывает к преодолению этой разделённости — не только на политическом и экономическом уровнях, но прежде всего в повседневной жизни. Ведь, по её убеждению, даже малейшее неравенство запускает цепную реакцию: неравенство -> разделение -> эндогамия -> кастовость -> рабство. Самый парадоксальный (и, пожалуй, неожиданный) итог всей этой интеллектуальной работы — в том, что движение BLM, начавшееся как борьба против расизма, в итоге приводит американское общество к идеям старого доброго социализма… будь он неладен. 7 из 10

Lenore08
Lenore089 октября 2024 в 17:42
Ну...такоэ

В 2020 году книга Изабель Уилкерсон «Касты. Истоки неравенства в XXI веке» стала одним из самых продаваемых нон-фикшн изданий года: полмиллиона копий разлетелись меньше, чем за шесть месяцев, больше года издание продержалось в списке бестселлеров The Times. Стоит ли винить Netflix, что, посмотрев, как Random House гребёт деньги лопатой, он тоже захотел прикоснуться к успешному? О том, что экранизация выйдет на стриминге было заявлено уже через два месяца после старта продаж книги, однако в итоге не получилось, не срослось: в 2022ом «Истоки» отправились в самостоятельное плавание, отчалив от причала основного конкурса Венецианского кинофестиваля, где удостоились девятиминутных оваций. И это удивляет больше всего, поскольку выглядит фильм как типичный образчик жанра «телевизионная драма на вечер, которая заставляет смотрящего её за мытьём посуды зрителя немножко задуматься, прежде чем идти спать». Экранизация нон-фикшна – дело неблагодарное, только представьте себе художественный фильм по Sapiens Харари или «Долгу» Девида Гребера. Так что Ава ДюВерней схитрила и взяла за сюжетную основу не саму монографию, а историю её написания: лауреатку Пулитцеровской премии преследует «проклятье второй книги» да ещё один за другим умирают все близкие люди. Звучит очень драматично! Учитывая, что сами «Касты» – собранные под одной обложкой истории притеснений, унижений и истреблений, некоторым из которых удалось проникнуть на экран, драматично вдвойне. Вот только поставлено это всё настолько топорно, что отчаянное желание режиссёрки выдавить из зрителя слезу и заставить поддакивать капитанским выводам в духе «неравенство – это плохо, понятненько», больше куда раздражают, чем вызывают сочувствие. Создатели «Истоков» так хотели сделать фильм массовым продуктом, что теорию Уилкерсон пришлось разжевать до состояния хлебной тюри. Раз за разом исполнительница главной роли Онжаню Эллис выпучивает глаза, повышает голос и объясняет собеседникам, что рабство, Холокост и кастовая система – явления одного порядка, поскольку раса угнетаемой стороны не играет такой уж большой роли, а экономическую составляющую и вовсе придумали для оправдания существования иерархии. В какой-то момент в ход идёт маркерная доска, на которой экранная Уилкерсон рисует стрелочки между тремя словами, чтобы никто уж точно не забыл термин «эндогамия» к моменту финальных титров, а старый дом, который героиня хочет поскорее выставить на продажу, становится мегабанальным образом современного человечества, стоящего на фундаменте из постоянной сегрегации. В общем, общие положения социологического бестселлера, посмотрев фильм, вы, конечно, узнаете, возможно, даже утащите в список «на погуглить» несколько новых фамилий и фактов, но получить эстетическое удовольствие от этой пафосной драмы, теряющей личную историю за однообразными теоретическими выкладками, вряд ли выйдет.