Укрытие: отзывы и рeцензии

Серпентоид
Серпентоид26 февраля 2018 в 14:54
Курлык

Что я могу сказать: Николз, думается, в любом фильме пытается сыграть и за тех и за других: и немножко жанровое кино сделать, и социалку, и чтобы жюри фестивальному понравилось. Некоторые фильмы содержат не загадку, но какой-то приковывающий внимание ход. И вот лучше бы без разрешения этот ход оставался - а то нелепица получается. Отличный амбиентный фильм, Майкл Шэннон чудесно сходит с ума, все внимание на нем. Такое совпадение внешности и персонажа редко увидишь в последнее время. По ходу дела в медленно искажающуюся реальность персонаж вовлекает своих близких - и так или иначе автор нас подводит к глабальным пластам типа ноева ковчега, а под конец так и вовсе пытается визуализировать хаос. Думается, что зря. Пока это семейная/человеческая драма, всё в порядке, но глобальные обобщенияи намёк на жанровую принадлежность сразу занижают планку. Хороший фильм для любителей вялотекущего.

jumper1
jumper15 октября 2013 в 17:30
Надвигается беда

Главный герой 'Укрытия', по имени Кертис, - обычный рабочий, имеющий семью: жену и дочь. Все в его жизни складывается вполне себе неплохо, работа есть, потомство - есть, серьезных проблем в социальном плане - нету. Но вот в один день он начинает странные вещи - во сне и наяву. Что это - галлюцинации или предвидение, священный дар или следствие развития психической болезни - вот вопрос, который герой задает себе, и с этого, собственно, все и начинается. При этом не стоит ждать от этой двухчасовой картины стремительности и скорой разгадки - и даже финал не даст окончательного ответа. А до финала - напряженный и неспешный триллер с примесью драмы, из-за чего 'Укрытие' может показаться некоторой части зрителей той еще скукотой. Мне же лично было не скучно, совсем не скучно. Тягучая атмосфера захватывает, да и картина интригует, периодически подбрасывая зрителю новую информацию, на которой впрочем, ничего более крупного, чем догадки, построить не получится - и поэтому интрига держится прочно и долго. Майкл Шэннон, исполнитель главной роли, играет великолепно, чем так же притягивает к экрану. Даже гипнотизирует своей игрой. До давлением своих видений он вызывает странную реакцию у горожан - на него смотрят искоса. Сам же Кертис пытается построить укрытие для своей семьи и все больше истощается морально, сам не зная верить своему рассудку или нет. Финал же, как я и говорил, неоднозначен, и у каждого зрителя вызовет разную реакцию и понимание происходящего. 'Укрытие' - отличный триллер, неспешный, завораживающий, сдобренный отличной актерской игрой и умело играющий эмоциями зрителя. Снятый за копейки, но держащий у экрана не хуже, а даже лучше некоторых более раскрученных и дорогих собратьев по жанру. К просмотру рекомендуется.

rain 13
rain 1329 апреля 2012 в 16:15
Буря грядет

Расскажите мне о ваших снах (с) Снимать картины о современных Ноях – сложная монументальная задача. Ведь от создателей требуется не только сильный сценарий, отменная игра актеров, отличные операторские ходы, но и мысли и идеи, заложенные в основе картины. Отец семейства мучается галлюцинациями как во сне, так и наяву. Ему никто не верит, а он с каждым днем все больше убеждается в том, что мир катится к катастрофе и начинает возводить у себя на заднем дворе убежище. Джефф Николс поставил длинную, монотонную картину о том, как человек может сойти с ума в современном обществе, переполненном лекарствами и психотерапевтами. Сценарий, написанный режиссером, скорее идет по пути эмоций, а не действия героев. Картина движется день ото дня, а герою становится все хуже. Прекрасная операторская работа - одна из сильнейших черт картины. Эффектное сочетание реальности и спецэффектов, пейзажей и лиц - то чем наполнен проект. Сильные актерские работы центральных актеров картины – Майкла Шеннона и Джессики Честейн - усиливают накал и эмоциональную насыщенность фильма. «Убежище» - проект, для тех, кто интересуется долгими и атмосферными картинами. Остальным нужно дважды задуматься, чтобы тратить время на эту двухчасовую картину.

greenGel
greenGel13 февраля 2012 в 17:21
«Кто-нибудь это видит?» (С)

Необычное кино. По моему восприятию, здесь нет внятного смысла, нет 'послания зрителю'. Всё это лишнее. Есть интригующий сюжет и превосходная игра актёров. Хотя, в данном случае, это еще и музыка, которая неразнообразна, звучит немного, но настолько грамотно вставлена в сюжет, что в совокупности с магическим видеорядом и со всем вышеперечисленным создаёт ощущение 'киношока'. В какой-то момент, я вообще забыл, что смотрю фильм. Я стал частью фильма... Уже после трейлера я понял, что кино достойно внимания. Я бы отдал этому фильму всевозможные награды, какие только есть в кинематографе. Особенно хотелось бы отметить игру Майкла Шеннона - этот человек действительно стал Кёртисом (главный персонаж фильма). Роль Саманты также сыграна восхитительно. Удивительно, но в картине Джеффа Николса завораживает всё, даже сцены повседневной жизни (работа, занятия с детьми в детском саду, общение персонажей, какие-то семейные посиделки) сняты фантастически талантливо. Каждый кадр фильма отдаёт каким-то холодом, ощущением того самого 'шторма'. Просто нет слов: я еще не видел, чтобы такая атмосфера создавалась буквально из ничего. Настоящее кино, каких единицы... 10 из 10 Как сейчас модно звучит - 'Киношок'...

Tristo
Tristo13 июля 2020 в 11:11
Наш новый Ной

'Укрытие' - это драматический проект союза нескольких независимых киностудий, который впервые был представлен публике и критикам на кинофестивале 'Сандэнс' в 2011-ом году. Впоследствии картина была приобретена для дистрибьюции отделению крупной компании 'Sony Pictures Classics', так как 'Укрытие' начало собирать горстями многочисленные кинонаграды. Благодаря этому мир узнал имя режиссёра и сценариста 'Укрытия' Джеффа Николса, и этот успех подтолкнул кинематографиста к производству следующего проекта (благо, продюсерские центры не надо было уговаривать вложиться в фильм). Им стал фильм 'Мад', который также получил мировое признание и пока что считается лучшей работой независимого постановщика и сценариста Джеффа Николса. Но вернёмся к 'Укрытию', в котором снялись Майкл Шэннон и Джессика Чэстэйн в главных ролях. В обыкновенном 'медвежьем углу' проживает чета ЛаФорч: муж Кёртис и его супруга Саманта вместе с дочерью Ханной. Кёртис сутками трудится на строительную компанию, чтобы обеспечить семью, и у работодателя находится на хорошем счету. Но внезапно Кёртиса начинают одолевать ужасные сновидения, когда его дом настигает необычайной силы торнадо, разрушающее и убивающее всё на своём пути. Вначале, как следовало ожидать, Кёртис относит это лишь к игре подсознания, но затем, когда сны стали повторятся в своём кошмарном реализме, Кёртис ЛаФорч решил копать бункер, чтобы хоть как-то успокоить разбушевавшееся неприятное предчувствие. Эти действия вызывают удивление, изумление, а затем и непонимание со стороны Саманты. Но при этом супруга сильно любит мужа и даже проникается его идеей, принимая этот посыл от неожиданно воскресшего Ноя в обличии Кёртиса. Джефф Николс несколько раз заявлял о том, что источником вдохновения для создания его фильмов служат работы экс-затворника Терренса Малика, в особенности глубокое впечатление было наложено на Николса лентой 'Пустоши' Малика. Поэтому в картине 'Укрытие' можно увидеть повторяющийся почерк великого режиссёра, а самым наглядным, но несколько условным оммажем Малику может служить то, что на роль Саманты за 100 долларов за день съёмок была приглашена Джессика Чэстэйн, сыгравшая у Малика в 'Древе жизни'. Надо сказать, что актёрская игра в 'Укрытии' - это абсолютный плюс на фоне общей медлительной, незамысловатой атмосферы. Майкла Шэннона Николс вообще считает лучшим актёром мира. И действительно - с Шэнноном легко работать, ведь он полностью выполняет то, что от него требует режиссёр. И в случае с 'Укрытием' Шэннон и Чэстэйн показали супружескую 'химию', которая и должна существовать невидимой нитью между мужем и женой. Несмотря на библейскую отсылку к образу Ноя, всё-таки не сравниваешь его с Кёртисом и не вспоминаешь комедийную интерпретацию 'Эван Всемогущий', а следишь за целостным образом от Шэннона и пытаешься взвесить все 'за' и 'против' по поводу его состояния. Не стал ли его Кёртис заложником мистицизма, собственных ошибок и неправильных выводов? А может глава семейства ЛаФорч действительно предсказатель, буквально повторивший ход событий в 'Пункте назначения'? И в этом вновь можно прочесть влияние Терренса Малика на Джеффа Николса, когда медлительное действие заставляет зрителя придраться морально-философским размышлением. На мой скромный взгляд, 'Укрытие' наисильнейшим образом говорит всем, что надо уметь доверять людям, даже если их мысли похожи на полнейшее помешательство. И главным эталоном доверия и любви может служить героиня Джессики Чэстэйн. Можно заметить, что Джефф Николс подошёл к созданию 'Укрытия' с нескольких точек зрения, пытался передать историю одного человека в иносказательном смысле, вкладывая морально-социальный контекст в идейность фильма. И ещё раз хотелось бы выразить благодарность актёрам ленты: безусловно, что Шэннон и Чэстэйн правильно поняли, что же своим 'Укрытием' хотел сказать Николс. 7 из 10

Horseofhell
Horseofhell20 марта 2012 в 09:04

Кёртис (Шеннон) - работяга средних лет со средним доходом и 'средней' жизнью. Дома его каждый день ждёт любящая и любимая жена Саманта (Честейн) и глухонемая дочь Ханна (Стюарт). На работе - тяжёлый труд и коллега Дюарт (Уигхэм), с которым Кёртис глушит пиво и треплется за жизнь после смены. В какой-то момент, Кёртиса начинают мучать кошмары по ночам - тревожные сновидения, в которых неумолимо приближается мощная гроза и окружающие люди ведут себя крайне агрессивно. Кёртис начинает подозревать, что им овладела шизофрения, но он не в силах справится с болезнью и старается любыми способами защитить свою семью от всех бед, как реальных, так и придуманных. Странный фильм. Из тех, что объективно хорошие по всем показателям: режиссура, актёрские работы, музыкальное оформление, а не цепляют. Нет в них чего-то неуловимого, чего-то тонкого, что лично я называю 'душой картины'. Почему-то хочется обвинить режиссёра в том, что он сам не смог прочувствовать ситуацию, не докрутил её, не донёс до зрителя, хотя никаких достоверных подтверждений этим догадкам я не нашёл, да и не искал особо. А может быть всё дело в том, что я ещё сам не дорос, не пожил, не созрел, чтобы понять мысли, чувства и страхи Кёртиса. Может быть стоит пересмотреть этот фильм лет через 20 и тогда я стану сопережевать этому герою. Евгений Гришковец в своём спектакле 'Одновременно' очень много говорил о том, что понять и почувствовать - это совершенно разные вещи. Так вот фильм 'Укрытие' я понял, но как ни силился, почувствовать не смог. Ни через час, ни через день, ни через три. Однако, какие бы там сомнения по поводу сюжета меня не терзали, чего у картины не отнять, так это прекрасной атмосферы безысходности и удивительной актёрской игры Шеннона и Честейн. И если Джессика в этом году просто нарасхват, аж дважды засветилась в фильмах номинированных на Оскар ('Прислуга' и 'Древо жизни') и сама поборолась за одну из статуэток, то Шеннон - тёмная лошадка Голливуда, на которую теперь стоит обратить более пристальное внимание (да знаю я, знаю про 'Подпольную империю'). Даже не знаю, стоит ли советовать кому-то этот фильм. Мне кажется, что всё-таки слишком велик риск ничего не почувствовать. Будете потом мучаться, как я, пытаясь внятно сформулировать своё мнение об 'Укрытии'. У меня, как видите, не получилось. 7 из 10 Не мог поставить меньше, не захотел ставить больше.

Nigan
Nigan25 ноября 2017 в 13:37
Безумец или пророк?

Американский режиссер и сценарист Джефф Николс и его творчество пользуется большим успехом у профессиональных кинокритиков, а также он является постоянным гостем на международных кинофестивалях самого разного уровня. Данная картина принесла ему всемирный успех и получила большое количество положительных отзывов. Лента стала заметным явлением на фестивале независимого кинематографа «Сандэнс» и получила два приза Каннского кинофестиваля, а профессиональные журналисты расхваливали её достоинства. Простые зрители также положительно восприняли фильм начинающего режиссера, но без особого восторга. Название фильма может немного сбить зрителей с толку, ибо кто-то может ждать классического фильма - катастрофы. Но на деле перед нами тяжелая депрессивная драма с элементами триллера. Это авторский независимый проект, идеальный кандидат для кинофестивалей. Это сложное, монотонное кино, в котором стирается грань между реальностью и воображением. Однако здесь нет сюрреалистических и психоделических элементов. Сюжет довольно прямолинеен и действие постепенно подводит нас к финалу, который и должен ответить на главный вопрос, кем же является главный герой? Безумцем или пророком? Но не спешите делать выводы, ибо историю и её развязку можно интерпретировать по-разному. Это кино о человеческих страхах. Главный герой живет простой семейной жизнью в маленьком провинциальном городке, но в определенный момент его начинают мучить кошмарные сны, в которых он видит надвигающий шторм, способный погубить его семью. И с этого момента мы видим историю одержимости человека, убежденного в необходимости построить надежное укрытие, даже несмотря на то, что все начинают сомневаться в его душевном и психологическом состоянии. Это разноплановое кино с обширной тематикой. Режиссер задаёт вопросы, но не дает ответов, оставляя это право зрителю. В картине присутствует отличная визуальная картинка, хороший замысел и весьма неожиданная финальная развязка. Но к сожалению у фильма ряд недостатков. Это довольно скучное повествование, порой излишне медленное. Драматический накал ленты порой выглядит слишком наигранным. Фильм атмосферный, но страдает отсутствием саспенса, а потому сложно назвать данную работу психологическим триллером. Майкл Шеннон очень характерный актер, которому идеально подходят роли психически неуравновешенных людей и безумцев. Он является любимым исполнителем режиссера и впоследствии играл во всех его фильмах. В течении всей ленты главный герой страдает и выглядит угнетенным, благодаря своему театральному прошлому ему удаётся блестяще передать настроение своего персонажа. Джессика Честейн играет любящую жену и мать, но это не тот фильм, где ей удается продемонстрировать свой актерский талант. Укрытие это атмосферная, депрессивная, психологическая драма с элементами триллера. Картина исследует природу человеческих страхов и одержимости. Здесь есть место и семейным отношениям, и паранойи, и даже библейским мотивам. Однако это довольно специфическое кино, которое не каждому придется по душе. У меня сложное отношение к этому фильму, а потому и оценка не самая высокая. 6 из 10

Max Cady
Max Cady28 ноября 2015 в 18:58
Что-то страшное грядёт…

Забавно, если в один хреновый день ты вдруг понимаешь, что сдвигаешься по фазе. Ты видишь сгущающиеся монструозные тучи, из которых льется помоечный дождь. Птицы взбесились, то собираясь в обширные угрожающие стаи, то сыплясь с неба мертвецкой бомбардировкой. Природа буквально орёт тебе в ухо, что грядет тотальный трындец, но никто об этом больше не знает. И встает вопрос; то ли ты избранный, новоявленный Ной, который обязан спасти если и не каждой твари по паре, то хотя бы свою семью? Или же ты просто заурядный параноик, которого пора замуровать в дурке, а люди и дальше будут жить долго и счастливо? «Укрытие» - кино не для любителей крупномасштабных постановок и динамичных экшнов. Это камерная драма, где основной акцент сделан на актерском исполнении и апокалиптически-безумной атмосфере происходящего. Харизматик Майкл Шеннон уже участвовал в нечто подобном по стилистике, а именно в «Глюках» (Bug) Уильяма Фридкина, но там безумие просто било через край, как в ярчайшей экспрессии героев, так и в болезненно-жутком видеоряде, который сложно забыть. В ленте Джеффа Николса всё куда размереннее и мягче, но сей тихий омут припас для публики своих ненормальных чертей, наводящих шороху в американской глубинке. Условно ленту можно отнести и к триллеру, ибо главгерою Кертису снятся такие сны, что врагу не пожелаешь, но главное остается наяву, то, как Кертис на них реагирует. А у скромного работяги без семи пядей во лбу два варианта; либо я либо мир сходим с ума. И если персонаж Шеннона и псих, то мирный и безобидный. Он не кидается на людей и не делает громогласных публичных заявлений (эпизод в «Макдоналдсе» не в счет, ибо вынудили), а просто роет экскаватором большую яму у себя во дворе, чтобы когда пробьет смертный час, укрыться в ней от ужаса на поверхности. Жена покорно терпит бзики Кертиса, так как любит, но и её терпению наступает предел, когда… Фильм давит зрителя тяжеловесной депрессией, заставляя почувствовать, как трудно существовать с больным разумом, и как непросто родным находиться рядом с дорогим безумцем. Всегда хочется понять по-настоящему близкого человека, помочь ему, а если какие-то «тараканы» неискоренимы – смириться с ними. Всегда проще уйти, чем остаться, и героиня Джессики Честейн – поистине хорошая и преданная святым узам брака жена. Она не сдается и мягко-настойчиво борется с «играми разума» супруга, которому уже не выбраться своими силами. И апофеозом сражения становится спуск в самодельный бункер, где жизненная необходимость выбраться из него решит всё. Если кажется, что текст раскрыл все карты сути истории, то тем более посмотрите это кино, чтобы ответить себе на вопрос; о чём оно? Может быть о том, что сумасшествие – не порок, а дар Господа? Или же о том, что грозные тучи и грязный дождь – всего лишь насмешка природы над слабыми и нервными людьми, судорожно ищущими смысл и знак Божий там, где его нет? А может «Укрытие» - фильм-предупреждение, выражающееся в цитате из «Возрождения» Стивена Кинга: «Бог перестал быть важным для людей. Но придет день, когда они об этом пожалеют»… 7 из 10

paulankie
paulankie5 ноября 2012 в 10:48

Конечно, 'Укрытие' может показаться многим скучноватым. Потому что в нем слишком много прогонов и фильм можно было бы сократить минимум вдвое без потери смысла. Но не атмосферы. Сюжет описан до меня большим количеством людей, он довольно прост - малообеспеченная американская семья (это я к тому, как живут малообеспеченные американские семьи), глухонемая дочь, слегка едущий крышей отец с плохой генетической наследственностью. Кёртис ждет бури, и очень по-мужски (скрытно и не интересуясь мнением окружающих), пытается защитить от этой грядущей бури свою семью. Мне очень понравился главный герой - он оказался потрясающе нехаризматичным, как на демотиваторе 'эмоции Чака Норриса'. Возможно, если бы он переложил хотя бы часть ответственности за свои плохие предчувствия на жену или друзей, вышло бы иначе. Но он ни с кем не делится, и с упорством крупного рогатого скота продолжает верить в свой персональный кошмар, при этом не исключая наличия у себя психического расстройства. В принципе, правильная модель поведения. В целом герой выходит каким-то жалким - а это, как мне кажется, довольно сложная эмоция, одна из тех, которую сложно вызвать у зрителя. Здесь - удалось более чем. Концовка интересная, но в особом напряжении фильм не держит. Но посмотреть было приятно.

Strannik_meg_zvezd
Strannik_meg_zvezd29 июня 2012 в 06:44
Не апокалипсис, только психиатрия

Посмотрел фильм т. к. в анонсе привлекли слова о апокалипсических видениях. Я знаю, это уже почти попса - фильмы об относительно малых или глобальных природных бедствиях. Но все же тема лично меня привлекла. Посмотрел и... Как зритель, желавший получить то, что описал выше, разочарован. Как человек, просмотревший уже достаточно много фильмов разных жанров, относительно доволен. Нет, конечно, фильм не о бедствиях, которые завтра нашлет природа, фильм о страхе. Именно страх, порожденный определенной бедой в семье главного героя, и стал причиной всего. Здесь буря - не ветер и дождь, а общество, действующее по законам джунглей (так думается подсознанию отца семейства) и могущее запросто навредить тем, кто слабее. Именно в попытке защитить семью от общества, отец и строит укрытие. Конечно, он искренне верит именно в бурю, но тем лишь лжет себе. Нет, это я не в укор ему, просто... В общем, как психологическое кино - фильм вполне хорош.

Layvendor
Layvendor29 сентября 2015 в 21:05
Пусть сильнее грянет буря

Прочитал немало восторженных отзывов о фильме, посмотрел и задумался. То ли я чего-то не вижу, то ли все находятся в оцепенении от того, что картина 'Take Shelter' (буквально 'В укрытие') прошла на фестивале Санденс и её хором хвалили критики. Приходит в голову банальная мысль: снимать кино про 'странных людей' - сходящих с ума, савантов, параноиков, - не забывая при этом напустить тумана и включить 'атмосферную музыку' (побольше низких частот), - занятие для создателей кинофильмов совершенно беспроигрышное. Вспомним ряд: 'Остров проклятых', 'Тайное окно', 'Машинист'... Да что там - 'Человек дождя', 'Сияние', - любой из них либо считается шедевром, либо, если рангом пониже, получает аплодисменты от публики и дифирамбы от критиков. Что немудрено - то, что редко встречается среди нас, что отличается от привычной нормальности, неизменно вызывает повышенный интерес. Причём почти не завися от художественного исполнения. В отличие от 'Сияния' или 'Машиниста', 'Укрытию' как раз не повезло с исполнением. Режиссёр фильма Джефф Николс почему-то решил, что если заставить актёра Майкла Шеннона бродить по кадрам с лицом вселенской скорби, глотать пилюли и видеть сны про чёрную-пречёрную тучу, присовокупить к нему глухонемую дочку в виде трогательной Товы Стюарт и актрису Джессику Честейн в роли преданной, но не понимающей героя жены, - успех наполовину обеспечен. Вторая половина триумфа притянется тягучей аудиодорожкой, густым как кисель сюжетом и замершим в одной точке действием. А тут и критики подтянутся - великолепная психодрама, глубокая метафизика... Господа! Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать? В чём шедевральность шедевра? В том, что актёру с внешностью среднестатистического головореза удаётся ровно два часа держать брови домиком, самоуглублённо смотреть в пустоту и давить из себя не геройскую слезу? Помилуйте, на то он и актёр, чай, не с улицы подобрали. Изюминка 'Укрытия', на мой взгляд, лишь в том, что досадная мозговая поломка случается не с нью-йоркским интеллектуалом, писателем-середняком, героем Чарли Кауфмана, а с обычным работягой, жителем американской глубинки. Да, и бедные тоже плачут, и что? Из-за такой банальности стоит тянуть пятнадцатиминутный сюжет на два часа? Где история, где буря, от которой нужно укрыться? Пусть она сильнее грянет, чёрт возьми! 2 из 10

CrombyMouse
CrombyMouse15 февраля 2012 в 17:25

Майкл Шэннон один из самых харизматичных актеров современного американского кино. Сравнивать его с Кристофером Уокеном уже стало общим местом и моветоном, однако это так, Шэннон как никто другой может изображать психически неустойчивых персонажей. При этом делает он это чрезвычайно правдоподобно, добиваясь у зрителя ощущения страха, тревоги и/или надвигающейся беды как в «Мой сын, мой сын, что же ты наделал?», «Дороге перемен» или «Подпольной империи». Его роль в грядущем «Супермене», уверен, сделает актером известным гораздо более широкому кругу людей. В «Укрытии» Майкл Шеннон воплощает образ Кертиса, простого работяги из небольшого американского городка. Он женат на красивой и заботливой Саманте (Джессика Честейн), вместе они растят маленькую дочь, которой требуется лечение речевого аппарата. С самого начала фильма Кертиса начинают посещать видения надвигающейся бури, его преследуют галлюцинации торнадо, странные полеты птиц и другие кошмары. Причины этого помутнения возможно кроятся в генах главного героя Его родная мать уже давно находится в лечебнице для психически больных, у нее шизофрения. Кошмарные сны и галлюцинации учащаются. Кертиса обуревает страх прежде всего за судьбу дочери, которую он безмерно любит. Он честно пытается поставить диагноз и пройти курс лечения, но одновременно начинает строить и подготавливать убежище на случай бури. На это убежище уходят все накопленные семьей средства. По мере прогресса болезни отношения Кертиса с близкими людьми ухудшаются. Молодой режиссер Джефф Николс снял прекрасный и жизненный фильм, который нельзя охарактеризовать какой-то одной жанровой категорией. Это очень сильная семейная и личностная драма с элементами триллера и неожиданной и открытой концовкой. Майкл Шеннон, несмотря на свою довольно таки демоническую внешность, играет очень трогательного и эмоционального молодого отца. Его поступки, вызванные психическим расстройством, вызывают одновременно жалость и восхищение тем, чем они продиктованы. Кертис это не очередной эгоцентричный маньяк-психопат, а человек, которого действительно жалко. Болезнь заставляет его совершать действия, которые приводят его к разладу с женой, родственниками и близкими друзьями. Но в его голове эти действия единственно верные для безопасности тех кого он любит. Джессика Честейн добавила еще один замечательный фильм в действительно прорывной и выдающийся для себя 2011 киногод. Ее Саманта это мечта любого женатого мужчины, в минуты трудности она не пакует чемоданы и не уезжает «к маме», а борется за сохранение семьи и делает все чтобы помочь супругу вернуться в реальность. Режиссура Николса очень аккуратна и точна. Он не форсирует события и не использует избитые клише фильмов о душевнобольных. Сюжет раскрывается постепенно, перемежаясь иногда гипнотическими сценами галлюцинаций Кертиса (вроде странного поведения птиц) или его кошмаров (сон с автокатастрофой снят в лучших традициях хорроров о зомби). Помимо этого в фильме удалось показать бытовую сторону жизни простых американских семей. Очень обидно, что киноакадемики не оценили по заслугам этот фильм, показанный на фестивале в Санденсе еще в начале 2011 года. На мой скромный взгляд, и Шеннон и Честейн вполне заслуживали номинаций на Оскар за свои актерские работы. 9 из 10

cyberlaw
cyberlaw21 августа 2013 в 22:03
2011. Укрытие

Пророчество. Какое место оно занимает в нашей жизни? Было ли предвидение в жизни Вашей? Это вопросы к которым человечество будет обращаться постоянно. Помните как к этому вопросу подошел Лермонтов в 'Герое нашего времени'? Устами одного из героев 'Фаталиста' он вопрошал вполне сходные вопросы: 'И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?'. Развивая тему, нельзя не напомнить о Достоевском, который в своем дневнике 1877 года писал такие слова: 'Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира всего... Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются'. Свою смерть предвидели Линкольн и Ломоносов, а роман Моргана Робертона 'Тщетность' о крушении самого большого в мире корабля 'Титан', предшествовал известной трагедии. Если все еще не верите - просто взгляните на обложку одного из альбомов группы The Coup. он вышел в 2001 году, совсем незадолго до гибели 'близнецов' в США. Именно этой проблеме и посвящен фильм. Тут все будет просто: обычная семья из трех человек терпит не лучшие времена. Отца семейства предшествует видение - смертоносная буря, убивающая все живое. Он становится одержим своими переживаниями и не скрывает своих опасений. Общество его не понимает, а он, подобно Ною, строит убежище для своей семьи. Однако, не шизофрения ли это? Ведь душевнобольные нередко мнят себя пророками. Эти вопросы будут интересовать внимательных зрителей на протяжении всей картины. стилистически фильм очень напоминает 'Знаки' М. Найта Шьямалана, и, как я полагаю, выглядит одним из его отражений. Режиссер стремится скрывать эмоции и до определенного момента не раскрывать интригу, добиваясь напряжения от банальных бытовых сцен. Это показывает его хороший профессиональный уровень. Но при этом, картина получилась затянутой и слишком уж односложной. Майкл Шэннон и Джессика Честейн здорово усилили ленту своей игрой. Они вытянули не одну сцену на приличный уровень Так что, просмотрев фильм могу уверенно сказать, что он переоценен. Два приза в Каннах - это безусловный успех, но не добивавшиеся подобных титулов 'Знаки', на несколько порядков интереснее и смотрибельнее. 5 из 10

HalForD
HalForD26 сентября 2012 в 19:33
Довольно мучительная драма о безумии.

Американский независимый кинематограф не перестает радовать новыми режиссерскими именами. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Появление всё новых и новых способных постановщиков обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, существует преемственность поколений, и в работах нынешней молодежи легко найти отголоски творчества классиков вроде Мартина Скорсезе или Стэнли Кубрика. Во-вторых, в Северной Америке проходят крупнейшие в мире фестивали независимого кино ('Сандэнс', Торонто), позволяющие начинающим режиссерам продемонстрировать свои таланты и умения широкому кругу зрителей, а также возможным дистрибьюторам. В-третьих, студии и те же самые дистрибьюторы сейчас как никогда голодны до новых идей и сюжетов, а потому охотно предоставляют стартовую площадку для людей, способных их предложить. Твори - не хочу. Если ты по-настоящему талантлив, то обязательно проявишь себя. Наглядный тому пример 33-летний Джефф Николс, в столь юном для режиссера возрасте уже ставший завсегдатаем Канн. Два года подряд его фильмы демонстрировались на каннском фестивале. А это уже очень серьезно. Серьезным является и его фильм 'Укрытие', который и принес ему известность сначала в фестивальном кругу (приз от прессы в тех же Каннах в 2011 г.), а потом среди киноманов. Это мучительное двухчасовое исследование пограничного состояния человеческой психики, когда ты стоишь на краю пропасти и только от тебя зависит - сумеешь ли удержаться или стремительно полетишь вниз навстречу бездне. В центре внимания Николса тот самый мрак души, который сидит в подкорке у каждого и который может вылезти наружу в самый, казалось бы, неожиданный момент. У Кёртиса, главного героя 'Укрытия', есть всё, о чем только может мечтать мужчина его возраста: личное счастье, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Но вдруг этот мрак начинает буквально сжирать его изнутри. Ему кажется, что грядет природная катастрофа. Но страшна не сама катастрофа, а то, что она принесет - неминуемую потерю семьи, привычного уклада жизни. Очень тонкий психологический момент, еще раз подтверждающий тезис о том, что страх всегда внутри человека, а не вовне. Все мы боимся потерять то, что у нас есть, что нам дорого. И все равно непременно потеряем - рано или поздно. Так устроен мир. И укрытие - это отчаянная попытка Кертиса не потерять, но сохранить, законсервировать свою жизнь. Все умрут, а мы останемся. Это вызов самим первобытным силам природы. Что, конечно, несомненное безумие. Пророк Кертис или псих - на самом деле не так уж важно. Он в любом случае обречен проиграть. Не даром Николс в концовке фильма предлагает зрителям сразу два финала: один - ложный, второй - окончательный, настоящий. Это похоже на особое, изощренное чувство юмора древних богов, где-то там, в своем потустороннем мире смеющимся над человеком: ты слаб, ты ничего не можешь изменить, от тебя ничего не зависит. И последние кадры 'Укрытия' удивительным образом перекликаются с последними кадрами 'Серьезного человека' братьев Коэн. Грядет буря, мистер Уэйн. Надо сказать, что 'Укрытие' - довольно камерная драма. В ней почти ничего не происходит. Только болезненный разум Кертиса то и дело озаряется новыми странными и страшными видениями (стаи птиц, выписывающие зловещие узоры в небе, собственная собака, намеревающаяся сожрать хозяина, жена, бросающая недвусмысленный взгляд на разделочный нож). Николс вместе со своим главным героем погружает в атмосферу этого безотчетного, иррационального страха и зрителя. Не каждый это осилит, потому что 2/3 фильма в общем то не совсем понятно, чего бояться: кругом умиротворенные пейзажи Огайо, Джессика Честейн, вновь (как и в 'Древе жизни') играющая ангела во плоти, люди все замечательные и отзывчивые. Но, наверное, такая подача сюжета (по мнению некоторых, еще и затянутого) требовалась режиссеру для того, чтобы с должным эффектом обрушить на зрителя финальные сцены. И этот подход оказывается вполне уместным, потому что заставляет прочувствовать всю глубину отчаяния Кертиса. Многое здесь зависело и от исполнителя главной роли. Даже не многое, а практически всё. Нужно было сыграть такое тихое, не нарочитое безумие. Примерно как Рэйф Файнс в 'Пауке' Дэвида Кроненберга. И Майкл Шеннон блистательно справился с поставленной задачей, явив миру лучшую, пожалуй, свою роль на сегодня. На протяжении почти всего фильма он образцово-показательно уравновешен и спокоен. О терзающих его героя демонах можно узнать лишь по выражению лица, на котором отражается вся его душевная боль, все страхи. И от того, кстати, особенно громоподобной выглядит сцена, когда Кертис в какой-то момент вдруг срывается и в исступлении начинает орать про грядущий апокалипсис и смерть всего живого. Словом, Шеннон, как и весь фильм, взрывается в самую нужную и единственно подходящую для того минуту, благодаря чему всё это и приобретает смысл. 8 из 10

Harvestman
Harvestman14 октября 2014 в 06:46

Две главные идеи фильма – вера и доверие, а если быть точнее, вера в самого себя и доверие близким. Слово «укрытие» в заглавии фильма обозначает семью. Семья для Кертиса (Майкл Шеннон) становится спасительной дланью в той нелегкой ситуации, в которой он оказывается благодаря своим пугающим видениям и тем действиям, которые эти видения провоцируют в дальнейшем. С Кертисом происходит то, что сами мы часто можем увидеть, последив за тем, как относятся к людям, чьи действия и взгляд на мир отличаются от общепринятых. Его начинают считать сумасшедшим. Из-за этого, конечно, возникает множество проблем. И всё же, при всех стараниях жены (Джессика Честейн) поверить своему быстро отдаляющемуся от «реального» мира мужу, как-то поддержать его, именно вера в себя, свою правоту, не дает Кертису сдаться с самого начала, добровольно облачившись в липкие одежды безумца. Прав он или нет, это даже не главное, человек должен хотя бы попытаться поверить себе, прежде чем сдаваться мнению окружающих. Важна сама это попытка, а что из этого выйдет, покажет время. Тут надо думать, две идеи сплетаются в одну, - доверие близкому, как себе самому. Только непонятно, кто кому должен больше довериться, жена мужу или муж жене, - голос рассудка уступить иррациональной вере, или иррациональная вера ясному голосу рассудка. Джефф Николс, режиссер и сценарист данного фильма, намеренно выстроил сюжет таким образом, что зритель вплоть до финальных кадров не может понять, что же на самом деле происходит с главным героем. Финал поражает своей драматичностью. После всех страданий и слез, пережитых и пролитых главными героями, терпеливый зритель в самом конце вознаграждается незабываемым эффектом, описать который можно лишь как – эмоциональный ступор. Итог Очень красивое, эмоциональное и умное кино. Блестящие актерские работы Майкла Шеннона, Джессики Честейн и Товы Стюарт (маленькая дочь главных героев). Поглощающая атмосфера. Потрясающий саундтрек. Если громыхнет в вашем сердце, так громыхнет на ура. 10 из 10

caperca
caperca7 октября 2020 в 15:07
Бред и галлюцинации

«Бред и галлюцинации». Отличная фраза из фильма, которая описывает содержание всего этого «шедевра». Я крайне лояльно отношусь к авторскому кино, являюсь любителем фильмов про апокалипсис. Но это самый нудный, самый затянутый и один из самых депрессивных фильмов, которые я смотрел. Я даже могу посмотреть очень затянутый сериал (и смотрел такие не раз). Но это «Укрытие»… по скучности и тягомотине переплюнуло даже худшие сезоны «Ходячих». В роли «ходячего мертвеца» у нас главный герой Кёртис – крайне медлительный, заторможенный, грустный мужик. Нет, я ничего не имею против грустных людей. Я сам такой. Но этот фильм только нагоняет депрессию и уныние. Вялое, тягучее повествование изредка разбавляется галлюцинациями в небе. Типа, апокалипсис грядёт. Здесь восторженные критики и зрители увидали Библейские мотивы. Допустим. И что? С чем связан восторг? «Ангелы трубят Апокалипсис?» Так это тема лучше раскрыта в замечательном сериале «12 обезьян», который, кстати, был оплёван как кинокритиками, так и зрителями. Вот, что у людей в голове? Откуда такая любовь на депрессивные и гнетущие малобюджетные фильмы? Никакого «морально-социального аспекта», как пишут другие зрители, я в этом фильме не разглядел. Имелось ввиду, что главный герой как пророк предупреждал о грядущем, а ему никто не верил? Ну, афигеть теперь. Этот «аспект» применим к кому угодно, например к ТПЗ’шникам, которых оплевывают за попытку доказать что Земля плоская. Именно доказать, а не просто заявить: «Земля не шарообразная, потому что я увидел это во сне». Как главный герой просто сказал толпе, мол «страшное грядёт». И все такие… молчат, потупив взор. Никто даже не кинул тухлое яйцо и помидор. С фильмом «Ной» это творение вообще ни в какое сравнение не идёт. Даже близко не стоял. Пишут, мол это образ современно Ноя. Извините, но таких «Ноев» в психиатрической больнице Кащенко навалом. Уверен, и Наполеоны найдутся. Ни один шизофреник ещё не предсказал будущее. Во всяком случае, науке подобное не известно. Рекомендую к просмотру только если вы ярый любитель фильмов про апокалипсис, Конец Света. Если вы, как я, смотрите все фильмы подобного содержания. Если вы очень терпеливый человек. Ну, либо если вы тащитесь от негативных эмоций, депрессии и тоски. 3 из 10

Moon_grass
Moon_grass30 апреля 2012 в 22:23
Всё в порядке?

В век рационализации появляются новые грани отношений между людьми, между человеком и обществом, и, в первую очередь, меняется отношение к самому себе. Мы умеем управлять эмоциями, читаем умные книжки и не верим в маловероятное. Но что делать, если нерациональное захлестнуло с головой? Как реагировать? Это ведь не где-то далеко с кем-то другим, а прямо здесь и с тобой. Кертис, ведущий тихую спокойную жизнь, имеет постоянную работу, небольшую семью, хорошего друга, с которым можно поговорить 'за жизнь', и больше ему ничего не нужно. Нормальная ячейка общества, как и тысячи других. Но внезапно приходит то, что не вписывается в рамки нормы. И, пожалуй, было бы не так страшно, если бы это было массовое помешательство: выходишь утром на площадку, встречаешь соседа, обмениваешься впечатлениями о вчерашних апокаллиптических кошмарах, и спокойно идешь строить общественный бункер. Но весь ужас ситуации в том, что никто, кроме Кертиса, больше ничего не видит. Он не понимает, откуда это взялось, и что это вообще такое. Общество продолжает жить, но уже без него. Оказавшись в незнакомой, враждебной среде, он пытается жить, как раньше, думая, что если делать все, как раньше, то и думать будешь, как раньше. Но он ошибся, ведь раньше ему не приходилось думать самостоятельно - общество всегда подсказывало ему путь. Человек, оказавшись в такой сложной ситуации, разрывается между тем, что есть, и тем, как должно быть. Он понимает, что это всего лишь сон, но он стал частью его реальности. Знать. Чувствовать. Что важнее? Ведь выбрать невозможно. Это две части одного человека, и отказ от любой из них - тяжелый удар. Важным элементом повествования является глхонемая девочка, дочь главного героя. Она является яркой метафорой его состояния. Будучи неспособной говорить, она может выразить смысл, и окружающие его поймут, но они никогда не услышат звук ее голоса, смех. В целом мне понравился фильм. Конечно, есть что-то нелепое в сочетании реализма и спецэффектов, но на это можно закрыть глаза. Вернее, направить их взор на реалистичную часть, воспринимая тучи птиц лишь как вспомогательный элемент. Хорошая драма о человеке, не знающем, какой половине себя можно доверять.

SumarokovNC-17
SumarokovNC-176 марта 2013 в 10:16
Предчувствие грозы

Тяжелые иссиня-черные, клубящиеся, словно густой дым, грозовые тучи нависают над маленьким городом и маленьким человеком Кертисом, служа напоминанием о чем-то страшном, еще готовящемся произойти. Однако не является ли это всего лишь дурным сном, помутнением, конца которому не видно доселе? Фильм 'Укрытие' 2011 года является второй полнометражной работой независимого американского режиссера Джеффа Николса, которая достаточно успешно прокатилась по многим престижным кинофестивалям, в том числе Каннском и Санденсе, поучив при этом массу вполне заслуженных наград. 'Укрытие', несмотря на свою жанровую принадлежность к триллерам, таковым нисколько не является, ибо данная картина - это, в первую очередь, психологическая драма о маленьком человеке, зашедшем в духовный тупик и медленно сходящем с ума под гнетом внешних обстоятельств, о человеке, лишенном перспектив и предчувствующем не столько внешний Апокалипсис, сколько внутренний, человеке, ощутившем свою ничтожность в этом мире и не способном что-либо изменить. Безусловной удачей фильма стал исполнитель главной роли Кертиса Майкл Шеннон, актер многогранный, но второплановый, сумевший в полной мере раскрыть свой недюжинный талант драматического актера в этой неоднозначной картине(ранее, в 2007 году, режиссер Джефф Николс снял Шеннона в своем кинодебюте, потому алхимия между актером и режиссером присутствует в 'Укрытии'). Только ради его великолепной игры фильм достоин пристального зрительского внимания. Также неплохо справилась со своей ролью Джессика Честейн, хотя все-таки Майкл Шеннон своей харизмой затмил в ленте всех остальных. Оператор Адам Стоун снял фильм в мрачной и дико депрессивной манере, окрасив буквально каждый кадр картины гнетущими цветами предгрозового неба, создающими в итоге очень напряженную атмосферу даже в спокойные моменты фильма. Эффект депрессии умело создает в ленте и саундтрек Дэвида Уинго, полный меланхолии и грусти. Я рекомендую этот необычный драматический фильм всем поклонникам драм и авторского независимого кино и, думаю, картина Вас не разочарует. 8 из 10

Igor Veress
Igor Veress14 января 2013 в 16:32
Гроза, которой не было

'Укрытие' повествует нам о первых проявлениях шизофрении у порядочного семьянина и работяги Кёртиса. Он живёт в провинциальном городе размеренной жизнью, день ото дня занимаясь однообразной работой, проводя досуг за однообразными делами и воспитывая дочь, живущую в мире тишины. Некую новизну в его обыденность начинают вносить невесть откуда взявшиеся видения, причём далеко не приятные. Эта история проста и понятна - жил себе жил Кёртис, а тут появляются какие-то сны и портят ему размеренный быт. Естественно, он поступает, как поступили бы многие - пытается ничего не замечать сначала; когда видения наносят ущерб психическому здоровью, он нехотя обращается к врачу, при этом наивно старается скрыть всё от жены, и так не отличающейся вниманием к мужу, да и сам не очень-то усердно снабжает свои действия какими-либо эмоциональными излишествами. Признаться, иногда смотреть на них было скучно. Но несмотря на неторопливость действия на экране, два часа проходят незаметно и фильм не кажется затянутым. Наверное потому, что благодаря стараниям режиссёра и актёров зритель словно сам погружается в напряжённое состояние сознания Кёртиса, ощущая, какая буря скрывается за спокойным выражением лица. И он находит способ противостоять этому - строит укрытие. Как и вполне материальное, во дворе, так и психологическое внутри своего сознания, куда стремится поместить семью чтобы даже в самых безумных своих видениях всегда оставаться с ней. И бункер у дома в данном случае лишь помогает ему лучше разобраться в самом себе, лучше справится со своими страхами, или, вернее сказать, найти правильный путь борьбы с ними. Ведь каких бы стараний не прилагали врачи, наше сознание всегда способно само сформулировать свои цели и пути их достижения. Как не банально это звучит, но у каждого в голове свои тараканы. У каждого свой собственный мир, и если он по большинству позиций совпадает с мирами окружающих, то человека считают 'нормальным'. Если же законы вашего государства отличаются от соседей, то отношения уже будут сложными, сопровождаемые недопониманием. И чем глубже вы погружаетесь в анархию своих мыслей, тем труднее наладить отношения с 'соседями'. Навязчивая идея заставляет Кёртиса выполнять определённые действия, неподвластные логике окружающих, в том числе и семьи, что, понятное дело, приводит к конфликту. Но на то она и семья, чтобы в трудную минуту не бросать друг друга... 6 из 10

ProActor
ProActor18 марта 2012 в 14:44
'Снова глюки'

Посмотрел я эту бюджетную драму режиссера Николса, и не заметил в ней ничего такого, за что можно выдавать Пальмовые ветви и прочие награды. Кино, конечно, поначалу интересное, Майкл Шеннон, у которого обычно второстепенные роли страшноватых персонажей, здесь на первом плане и его персонаж достаточно интересен, чтобы хватило терпения на пол-фильма. Но вот дальше как-то не пошло. 'Укрытие' необычно начинается, и даже красиво. Ожидание перед бурей, как известно, довольно волнительно, особенно для тех, кто ждет от полу-авторских картин чего-то такого необычного. Поэтому нет ничего удивительно в хвалебных отзывах, киношка выделяется из тучи однотипных голливудских драм об одном и том же. Тут авторы не идут напролом, постоянно подкидывают сюрпризы, но к сожалению, ничего из ряда вон не показывают. Ну да, у Кертиса постоянно дурные сны, видения, угрожающее ощущение надвигающегося шторма, так сказать. Режиссер демонстрирует красивые кадры сельской местности, грозовое небо, дождь, музыка соответствует зрелищу. Но вся эта тягомотина начинает надоедать примерно через 40 минут просмотра, когда понимаешь, что должного развития эта странная история не получает. У меня было ощущение, что они хотя бы красивый смерч покажут, как-нибудь напугают или что-то в этом роде. То есть, понятно что 5 млн. бюджета - это сущие копейки, особенно если в главной роли такой актер, хех) Справедливости ради можно отметить, что развязка действительно неплохая, ради нее можно и досмотреть. Но 'Укрытие' - просто еще один авторский фильм неизвестного режиссера, в послужном списке которого прежде была всего одна работа. Это ничего не значит, в конце концов не обязательно быть гением или снимать по десять киношек в год. Может, через несколько лет автору дадут крупнокалиберных 'звезд', в десять раз больший бюджет и более простой, 'поп-корновый' сценарий, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. А пока - лишь неплохая попытка поставить драму, наполненную метафорами и кадрами, которые по большей части понятны лишь его творцу. Тратить время на пвоторный просмотр вряд ли захочется, а один разок ради хороших актеров и красивых кадров посмотреть не зазорно. На мой взгляд - неплохая вдумчивая драма, под настроение.