После увиденного тотального поехавшего бреда в анимационной адаптации даже с одним томом печатного варианта знакомиться категорически отказываюсь — боюсь пробить себе голову насквозь от нескончаемой череды фейспалмов. Хотя было и светлое пятно — вступление. Первый эпизод получился невообразимым: чуть ли не готовая тонкая социальная короткометражная драма, в коей человек от всей души радуется тому, что во время апокалипсиса больше не надо работать. Причём перед нами не какой-то лоботряс, а настоящий трудяга, чьи мечты о прекрасном будущем разбились о стену тотального угнетения человека человеком. Авторы тем самым показали предел людской души, когда разум уже не просто страдает от накала бесконечного самоотчуждения, но и разрывается им на части. Зададимся же обыденным вопросом: жизненно ли это? В Японии, увы, я не бывал, сужу по знанию местного менталитета и опыту других стран: везде без исключения трудящиеся — натуральные рабы под игом бумажной «свободы». Оную несправедливость аниме демонстрирует прекрасно, пусть и в гиперболизированной форме, особенно в тот момент, когда Акира Тэндо, главный герой, во время зомби-апокалипсиса — о, чудо! — встречает своего начальника в добром здравии, занимающегося привычным порабощением всяко дышащего в радиусе ста километров. Разумеется, тот, не долго думая, одним лишь оскалом физиономии мгновенно превращает нашего жизнерадостного бедолагу в дрожащую тень, подчинив его первородным страхом — всё с тем же акцентом на «свободу воли» и «свободу выбора». Прямо как в «1984», где один только лик Большого Брата напрочь парализует и тело, и волю. Хорошо, допустим. Звучит логично. Вот только создатели аниме двинулись по пути наименьшего сопротивления: всё показано до невозможности прямо, без прикрас, будто зрителя держат за идиота в духе блокбастера из «Идиократии». В чём мотивация героя к абсолютному подчинению? Через флэшбеки нам показывают, что он не уходит с работы лишь потому, что не хочет перекладывать свои обязанности на плечи товарищей. Порыв, конечно, благородный, но с едким привкусом натянутой совы на глобус. И дальнейшие события лишь усугубляют впечатление: стойкий дух всех протагонистов — в теории, на деле же оказывается той гиперболизированной уже через край фальшью. Кто-то справедливо возразит: в первом эпизоде чётко показана деградация личности — от жизнерадостного и уверенного в себе до опустошённого и забитого мальчика-дебильчика. Да, но, как уже сказал выше, шизофазия накапливается в геометрической прогрессии и к финалу взрывается фонтаном неимоверной, непроходимой «гениальности». Герой рос над собой, возвращая былое величие, но по щелчку сценарюги процесс был перечёркнут, и Акира Тэндо вернулся в исходную точку, вновь став лишь тенью самого себя. Притом переломный момент мог бы стать прекрасной аллюзией на угнетение как абсолютную неотвратимость — ежели бы Акира-кун полностью или хотя бы частично собственными силами вернул самообладание. Ему же полностью помогли друзья, то бишь подмяли под своё влияние, вытащив из-под власти злого начальника. Выходит следующее: на протяжении половины тайтла становление персонажа было бесполезной и ни к чему не ведущей водой, после вообще остановилось. Хотя в список адекватных серий можно включить ещё и вторую. А дальше начинается падение. Виной тому — первоисточник? Фух, выдохнул, ладно. Прежде чем окончательно перейти к минусам, поделюсь двумя последними мажорными аккордами: визуал и годное звуковое сопровождение да музыкальное оформление. Во-первых, рисовка достойная, а самобытная цветовая палитра придаёт оригинальности — ловкий трюк, благодаря коему авторы не вышли за рамки R-17. Во-вторых, звук — сочный: удары, топот, рычание — всё на месте. А задорные саундтреки хоть как-то разбавляют градус абсурда. (Сюда же утайкой припишу, в-третьих, озвучку. Уверен, субтитрофаги порыв мой не разделят, но любители дубляжа точно оценят наличие русской профессиональной дорожки.) (Рецензия сильно порезана для сайта, посему не отражает всей глубины мысли, даже её четверти.) В результате перед нами — страшная картина. После двух тонких вступительных эпизодов следует нечто диаметрально противоположное, причём невероятно бестолковое. Структура трещит по швам, будто сшита белыми нитками. В манге углы хоть чуть-чуть, но сглажены. Здесь — всё разваливается. Особенно финал, где авторы либо не хотят, либо боятся приморить персонажей, тем самым уничтожая даже малейший намёк на сопереживание и добиваясь абсолютного равнодушия к их судьбе. Ведь в эпилоге оказывается: страшные события остались лишь в теории, на практике же — ни потерь, ни перемен, деревня зажила лучше, чем прежде. И вот тогда становится ясно: «Предсмертный список зомби» можно и нужно воспринимать исключительно как анимационную короткометражку о проблемах современного общества. Иначе любой, кто рискнёт вкусить оную похлёбку прямиком с лопаты, упрётся лбом в суровую реальность — где нет ни заявленной в начале социальной драмы, ни свойственного любому зомби-произведению треш-экшена. Первое можно простить. Второе — увы, нет. На одной лишь музыкальной теме и визуале положение не спасти, их сил недостаточно, чтоб вытянуть мёртвое тело из болота сценарного безумия.
Если работа в конец утомила, и у вас начинается (или уже вовсю идет) эмоциональное выгорание, то я рекомендую обратить внимание на произведение «Предсмертный список зомби». Сериал основан на манге «Зомбиапокалипсис и список из 100 дел, что я выполню перед смертью». В этом произведении офисный клерк Акира (отсылки на одноименное аниме прилагаются) оказывается перед лицом зомбиапокалипсиса. И для него это не трагедия, не катастрофа, а начало новой жизни, шанс попробовать то, чего раньше он не мог/не успевал из-за работы. Три года Акира впахивал в офисе, постепенно теряя амбиции и надежды: бесконечные переработки и давление со стороны начальства и старших коллег доводили его до изнеможения. Но в одно прекрасное утро всё перевернулось с ног на голову. Проснувшись, Акира обнаружил, что весь город заполонили зомби. Ещё ни разу в жизни ему не удавалось почувствовать себя более живым и свободным, а мир, поблекший от бесконечных переработок, вдруг засиял яркими красками. Теперь, когда в работе больше нет нужды, Акира решает исполнить всё, о чём так долго мечтал. И никакие зомби ему не помеха. Вдохновляет ли это? Определено! Студия BUG FILMS постаралась на славу. Привлекательные цвета, яркие герои, в совокупности с приятной сюжетной динамикой и причудливым юмором обеспечивают глубокое погружение в происходящее на экране. Особенно, если вы столкнулись с чем-то подобным в своей жизни (речь, конечно же, про зверские переработки). Если с технической точки зрения все выполнено на высоте, то и с сюжетом в сериале все тоже очень неплохо. Ведь главный посыл этого произведения, пожалуй, заключается в том, что нужно стремиться получать удовольствие от жизни, даже если апокалипсис, на который вы надеетесь, так и не приходит.
Сериал легко отнести к комедийному зомби-трэшу, этакой деконструкции жанра. Сейчас правда в этом жанре всё деконструкция, классические истории про зомби присутствуют только в фильмах категории Б. Зомби-апокалипсис здесь только декорация для стандартной вдохновляющей истории про то что жить надо сегодняшним днем. И с задачей подать такую идею аниме, в принципе, справляется. Иногда подача гипертрофирована, а герои отчасти карикатурны. Герои ближе к персонажам из ситкомов. Я понимаю что это такая задумка автора, но персонажи слишком добродушные и миролюбивые, не используют огнестрельное оружие и не применяют насилие против людей, иногда это выглядит просто тупо. Основных персонажей четыре они будут появляться в истории по очереди, приблизительно каждые 2-3 серии. За счет яркости персонажей и событийности истории, за этим приключением увлекательно наблюдать. Приключенческая, комедийная часть удалась куда лучше чем серьезная, драматическая которой пытаются разбавить повествование. Чаще всего для этого используют флэшбеки, даже для 4 злодеев которые появляются в 2 сериях дали каждому по флэшбеку зачем то. Достаточно качественный яркий визуал, в целом можно выделить качественную работу режиссера и аниматоров, анимация используется для подачи истории, а не просто иллюстрирует её. Очевидно очень сильно вложились в первую серию, но и в дальнейшем определенный уровень анимации будут держать. Получилось качественное роуд-муви, с интересной завязкой и приятным визуалом, без претензии на что-то большее.
Одно из самых жизнеутвержадющих аниме, что я только видел. Оно выводит любовь к жизни на новый план и использует крайне радикальную для противопоставления тематику зомби-апокалипсиса. Вместо борьбы за выживание изображается борьба за человечность и мечты, пересмотр жизненных ценностей в пользу лозунга Carpe Diem. При этом крайне тонко и аккуратно балансирует между комедией и драмой, что отпечатывает и реальную жизнь. Даже сам заголовок списка, которую ведет ГГ, пропитан амбициями к проживанию настоящей жизни. Крайне сильный упор сделан и на то, что ГГ не смог бы справиться в одиночку, без друзей, как и все, что мы делаем в реальности. Первая серия отдельно цепляет и заставляет задуматься о пути человека в этом мире, хочется начать менять жизнь не дожидаясь зомби-апокалипсиса. А дальнейшая инфантильность ГГ, которая выплескиваются в его желания, заставляют восхищаться и побуждают написать такой же список дел, чтобы по настоящему прочувствовать жизнь и пройти ее вместе с близкими. Отдельно хочется отметить один из лучших визуалов для аниме, великолепные кадры передают динамику происходящего. Игра с соотношением сторон экрана для подчеркивания флешбеков, которая передает серьезность и тяжесть прошлого у персонажей. Отличное решение изображения зомби в красках демонстрирует нам яркость жизни даже в самых тяжелых ситуациях Из минусов отметил бы крайне простого и скучного антагониста, который является не сильным персонажем, но лишь ширмой для того, чтобы подраскрыть ГГ и его друзей + привнести в экшена и драмы в концовке. Хотя, не могу не отметить, что все маленькие истории антагонистов хорошо раскрывают проблему эгоизма и отдают дефицитарным нарциссизмом. Как итог, получилось аниме, которое можно смотреть как расслабившись и под пиво, так и вдумчиво, переосмысляя свои ценности и позволяющее посмотреть на свою жизнь и желания под новым углом. 9 из 10