Всем рекомендую этот замечательный фильм. На редкость умный и продуманный сценарий с минимумом тупизма, нестыковок и сказочек про спецслужбы (из серии 'Код Апокалипсиса' и т.п. 'шедевров'.) Хороший подбор актеров, которые очень прилично играют. Напряжение некоторых моментов заставляет сидеть возле экрана, не шевелясь. Редкое свойство для нашего кино - заставить сидеть возле экрана, боясь отойти. Приличная постановка делает респект режиссеру. Единственный негатив - неудачная главная песня. А так все очень даже на уровне. Не зря ждал этот фильм полгода - наконец, он вышел и нисколько не разочаровал. Очень напрягло, что вышло к моменту написания рецензии только 4 серии - реально хочется смотреть, что же будет дальше. 8 из 10
Режиссеру Вадиму Шмелеву не часто удавались добротные сериалы. Последний успех сопутствовал действительно динамичному и интересному «Обратному отсчету» с Оксаной Акиньшиной, Олегом Штефанько и Андреем Ильиным. И было это аж в далеком 2006 году. С тех пор ничего достойного похвалы за Шмелевым замечено не было: ведь не станешь всерьез обсуждать похождения отморозка-мента Дикого (Лифанова) в одноименном сериале или гламурной агентессы Мари (Заворотнюк) в провальном «Коде апокалипсиса». Что-то не клеится в работе у Шмелева. Может, потому что заделался он 5 лет назад продюсером собственных работ и подчиняет с тех пор продюсерской логике режиссуру. Ну, вот крайняя работа режиссера – сериал «Лектор». Купил диск и (хоть в чем-то есть польза от простуды) в спокойной домашней обстановке посмотрел весь первый сезон. Удалось это не сразу. Пару раз засыпал где-то на 4 серии. Но выдержал и даже в отдельных моментах получил удовольствие. Итак, кратко о сюжете. Отставной, а точнее отставленный от дел оперативник ФСБ Максим (Д. Певцов), подрабатывая лекциями по политологии, попутно помогает своему бывшему работодателю решать сложные задачи в Москвеи за рубежом. Ему противостоят (именно пресловутому лектору, а не ФСБ в целом) сразу 3 западные разведки, ну и террористы всех мастей до кучи. Попутно лектор сражается с внутренними врагами, разоблачая оборотней в штатском, есть любовная линия, весьма мало экшена, но хорошие декорации на фоне Праги и Таллинна. Пожалуй, все. Что напрягает в таком, по сути, довольно стандартном наборе шпионской киноатрибутики? Во-первых, главный герой. Лектора-профессора авторы сериала буквально идеализируют и для чистоты эксперимента вообще выводят за штаты ФСБ. Этакий благородный фрилансер плаща и кинжала. Герой способен сам, благодаря своим хакерам-помощницам, проделать сложнейшую аналитическую и оперативную работу и выполнить поставленную задачу без особого напряжения, не отменив при этом ни одной своей лекции. Не зря босс из ЦРУ навязчиво вдалбливает нам мысль, что там, где появился Санта (дурацкий псевдоним Максима), опасность обостряется, а исход противостояния становится явно не в пользу западных спецслужб. На любовном фронте у Максима тоже победы. Еще бы немного мордобоя и юмора, и мы бы увидели российского Джеймса Бонда. Но с юмором в сериале не густо. Во-вторых, скука. И на лекциях, и в настоящей работе Максим старательно сохраняет серьезную мину. Под стать ему и все остальные герои с постными лицами, за исключением, пожалуй, подруги Максима Киры (Е. Гусевой) и разбитного торговца оружием Коржа (А. Макаров). Тут все серьезно – главный посыл киношников, которые забыли, что без чувства юмора герои становятся смехотворными. Откуда серьезность? Да от попыток поиграть с серьезными темами. Сценарист Д. Карышев попытался поработать с актуальным материалом и все представить в лучшем виде. Тут и международный торговец оружием, за которым охотятся западные спецслужбы, очень напоминающий скандально осужденного в США Виктора Бута. Тут и предатель из бывших, отравленный сильнодействующим веществом, подумать только!, в самом Лондоне. Прямая параллель с А. Литвиненко. Тут и отсыл к некому лидеру сепаратистов с кавказским именем, изменившему внешность в духе злодеев из уже упомянутой бондианы. С таким подходом, да и с такими зрителями в штатском не до юмора. Ну, и напоследок, немного добрых слов о том, что понравилось. Очень органично вписался в эту компанию Андрей Ильин в роли генерала ФСБ: рассудительный и вменяемый. С миссией справился. Если во главе контрразведки стоит такой руководитель, безопасность родины в надежных руках. Рецензия получилась длинной и, боюсь, тоже скучной. Поэтому резюмирую: средний по качеству, но вполне смотрибельный сериал для зрителя, уставшего от ментовско-бандитского беспредела на экранах, готового поверить хоть в черта лысого (это не о Ф. Бондарчуке), даже в благородных героев из ФСБ. 4 из 10
Как-то поначалу с сериалом «Лектор» у меня не сложилось – фильм, что называется, «не пошел». Люблю Дмитрия Певцова, но в первой серии в роли безэмоционального лектора он показался мне настолько скучным, что желания смотреть не возникло. И вот на днях я случайно наткнулась на этот сериал… и он меня зацепил. Что хотелось бы отметить сразу – фильм показался мне интеллигентным. Почему-то из всех характеристик именно это слово первым пришло на ум. Еще я бы отметила – он положительно сдержан и в меру динамичен. В последнее время наши телеэкраны заполонила «гопота», причем, гопниками выступают почти все – и олигархи, и менты, и братки, и суровые отслужившие в рядах ВС парни, и даже женские персонажи порой вызывают шок своей разнузданностью. Возможно, именно на этом фоне «Лектор» и привлек меня в первую очередь. В нем не все идеально, и не обошлось без непонятных и затянутых моментов, однако сериал смотрится отлично. Сама идея вербовки агентов стара и снята в кинематографе миллион раз. Но, на мой взгляд, авторам удалось найти интересную фишку, хорошо обыгранную проектом «Дилетанты». Конечно, никуда без классики жанра – поиска «крота» в одном из подразделений ФСБ, откуда некоторое время назад был уволен Максим (Певцов). И вот тут как-то у меня не все срослось. В ряде серий красная нить сюжета настолько уходит на второй план, что вообще теряется из вида. Есть еще некоторые моменты, которые напрягли. Например, периодически авторы фильма разжевывают происходящее на экране. Для детектива это просто неприлично. Мелодраматическая линия вплелась вполне удачно, не забивая главную идею, что немаловажно. Сам персонаж Киры (Е. Гусева) вызывает двойственное впечатление – с одной стороны, она нравится своей непосредственностью, с другой чем-то раздражает. Не смотря на это, Гусева здесь органична. Вообще актерский ансамбль подобран отлично. Что еще хотелось бы отметить из положительных моментов - это музыка. Она не забивает уши, не влезает в историю, а дополняет ее, как это бывает в приличных фильмах. По-моему, вполне достойный получился фильм, который можно рекомендовать к просмотру.