Венсан должен умереть: отзывы и рeцензии

sergiuss
sergiuss2 августа 2025 в 18:42
Безумный коктейль жанров

С самого начала радуют титры - выполнены в стиле геометрического абстракционизма, с бодрой музыкой, задающей ритм. Появляется ощущение, будто фильм уже идёт, и мы просто включились в процесс. Возникает ожидание чего-то необычного. Правда, религиозные фразы в начале немного отталкивают - звучат странно, вызывают ощущение символизма, возможно, даже с подтекстом. Но вскоре это перестаёт мешать Сначала фильм кажется простым: холостяк, работающий в офисе, получает по лицу от стажёра за безобидную шутку. Но потом следует ещё одно нападение, и сюжет начинает напоминать чёрную комедию. Затем - переход в тревожный хоррор. Героя пытаются убить без всяких причин. Кто угодно: коллеги, соседи, незнакомцы. Постепенно становится ясно, что это не случайность, а массовое явление. Возможно, заражение. Психоз. Или нечто ещё. Всё это сопровождается отличным саундтреком и приятной стилистикой. Фильм не стремится удивлять яркими сценами, он держит в напряжении другим - постоянным ощущением слома привычного мира. Одна из сцен начинается как туалетный юмор, но внезапно переходит в драму. Потом снова драма. Потом криминал. Переходы между жанрами - частое явление, и в этом фильме они особенно острые. Но эта резкость работает. Веселье после отчаянного одиночества, романтизм, прорывающийся сквозь страх, и в какой-то момент даже научная фантастика - всё это складывается в уникальный коктейль. Винсент появляется в кадре как человек, которого сложно полюбить сразу. Но по мере развития событий его одиночество становится ощутимым. Он не может доверять никому. Мир будто переворачивается против него. Это состояние: смесь тревоги, отчаяния и осторожной надежды — сопровождает большую часть повествования. Особенно интересно, как фильм использует взгляд: достаточно посмотреть человеку в глаза - и он бросается с кулаками. Контакт глазами здесь - не просто визуальный приём, а метафора уязвимости, доверия, которое больше нельзя позволить себе испытывать. Когда появляется Марго, всё вроде бы меняется. Она не заражена. Она остаётся рядом. Они сближаются. Но даже она в какой-то момент поддаётся. Винсент успевает закрыть ей глаза, как будто физически пытается остановить нарастающее безумие. Этот жест - один из самых сильных моментов фильма, символ попытки защитить любовь от разрушения. Режиссёр Стефан Кастан (это его дебют в полном метре) решается на сложную структуру. Он не боится разрывать сюжет, менять темп, перескакивать между жанрами. Сценарий Маттьё Наэрта поддерживает эту интонацию: вместо привычной арки здесь - сдвиги, искажения, почти психоз. Оператор Маню Дакосс позволяет камере жить рядом с героем. Много крупного плана, тьмы, неона, пыльных улиц. Этот визуальный язык тревожит. Музыка Джона Каседа не вырывается вперёд, но именно она собирает все элементы вместе. Легко представить, как этот фильм ложится на отечественную реальность. Мир, в котором за любую фразу или взгляд могут напасть - знакомая тревожная тема. Особенно для тех, кто работает в иерархичных, токсичных средах. Здесь хорошо чувствуется аллюзия на микросоциумы: офис, подъезд, маршрутка. И главное - на состояние человека, которого игнорируют до тех пор, пока не начинают ненавидеть. Это фильм про одиночество, которое не исчезает, даже когда появляется любовь. Про опасность быть увиденным. Про мир, где неясно, за что тебя ненавидят, но ясно, что это происходит повсеместно. Финал остаётся открытым - просто как будто продолжает происходить, но уже без наблюдателя. 

Johnny Walker
Johnny Walker29 июля 2024 в 06:04

Занятный в плане концепта триллер получился у французов. Режиссёр «Роя» Стефан Кастанг в этот раз решил сделать уклон на зрительское кино, не забыл о социальных аллегориях. Фильм как будто о зомби, но без зомби. Есть обычный человек, рядом с которым внезапно у окружающих начинаются вспышки агрессии и они нападают на него и пытаются убить, если они посмотрят ему в глаза. Нечто подобное про сюжет с глазами было, кажется, и в «Птичьем коробе». Фильм нехило держит в напряжении и обладает депрессивной мрачной аурой — и это одно из главных его достоинств. Постоянный напряг и реально страшно, ведь любой человек (даже ребёнок) может напасть и убить — в плане саспенса воплощено отменно. Есть тут и жёсткие моменты и моменты с юморком. Интересно вплетены моменты жизненной драмы и мелодрамы, ведь жизнь продолжается, несмотря на такие вот замесы. Карим Леклу в образе Венсана неплох и вызывает сочувствие, а вот кто крадёт фильм, так это мегаобаятельная Вимала Понс (видел её раньше в «Маленьком цветке») — притягательная и сексуальная, что глаз не оторвать. Остальные на месте и в фактуре, претензий нет. В плане сюжета мне хотелось бы большего развития, ведь уводить историю можно куда угодно, но авторы решили не вдаваться в объяснения и не копать вглубь (с одной стороны логично, раз сам герой и окружающие не знают и не понимают, но мне как зрителю интересно ведь что и как) и просто рассказывают историю обычного человека, который пытается выжить в новых жутких обстоятельствах, хотя в финале будет занятный твист и действие приобретет больший масштаб. В итоге получился крепко сбитый триллер с крутой атмосферой, интересным концептом и вставками человеческих отношений с аллюзией на социум. Смотрится хорошо, но будь у сценаристов больше фантазии, возможно получилось бы нечто иное, хотя и в таком виде фильм цепляет за жабры и не отпускает, что очень даже неплохо. 7,5 из 10