Я узнал об этом фильме от нашей преподавательницы по теории игр. Она описала нам тот эпизод, где Джон Нэш объясняет сокурсникам лучший способ подката к девушкам с точки зрения теории игр. Именно тогда я понял, что теория игр — сила, и решил посмотреть этот фильм. Увы, руки дошли только тогда, когда Джон Нэш погиб. Вечная память ему, внёсшему огромный вклад в развитие и моей родной политологии в том числе. Что касается фильма, то он получился довольно впечатляющим, хотя и не до конца историчным. Глядя на Нэша в исполнении Рассела Кроу, я не мог отделаться от мысли: «Это же каково ему было с этим жить и работать?». Наиболее драматичным во всём фильме был, конечно, отрывок, где болезнь после долгого периода улучшения снова подступает к Нэшу, и его отношения с женой оказываются на грани разрыва. До чего же страшно, когда болезнь начинает поглощать любимого человека и превращать его в кого-то другого. Отдельно хочу отметить актёрскую работу Эда Харриса, сыгравшего роль агента Парчера — у него получился удивительно харизматичный и реалистичный ЦРУшник. Да и вообще, актёрская игра в «Играх разума» на высоте, на мой взгляд. В целом это довольно захватывающая история, порой милая, а порой немного жутковатая, но всё же скорее на один просмотр. Я вряд ли стану пересматривать этот фильм, но определённо запомню его. 7 из 10
Фильм Рона Ховарда «Игры разума» хорошо известен в нашей стране во многом благодаря невероятной работе Рассела Кроу, сыгравшего в нем роль Джона Нэша, — реального ученого, много лет боровшегося с шизофренией. Мы, христиане склонны порой роптать на Бога из-за житейских мелочей и неурядиц, не всегда понимая, какие серьезные испытания приходятся на долю действительно одаренных людей, в сравнении с которыми наши проблемы меркнут и скукоживаются до микроскопических размеров. Многие православные психиатры, опираясь на святоотеческий аскетический опыт, склонны полагать, что причиной большинства психических заболеваний является гордыня, невероятное самомнение и самолюбие, что приводит больных к социальной изоляции, разрушению межчеловеческих связей и в конечном счете — к потере ощущения реальности. Джон Нэш в начале своего профессионального пути, то есть при переезде в Принстон, воображает себя чуть ли не гением, человеком на порядок умнее других. Однако, ум, даже самый выдающийся, — это Божий дар, и герою придется пройти через большие испытания, для того, чтобы смириться и не приписывать себе то, что имеет внечеловеческое происхождение. Нэша мучают галлюцинации, воображаемые собеседники поют литания его гордыне, требуют внимания к себе, убеждают Джона в том, что он выполняет секретную миссию для правительства и является чуть ли не спасителем мира. Все это силы зла используют для того, чтобы свести Нэша с ума, чтобы он возгордился, приписал Божий дар себе. Нэшу кажется, что он видит таинственные закономерности в обычных текстах газет и журналов, что он — чуть ли не разведчик в тылу врага, он постоянно находится в состоянии страха оттого, что его раскроют. Герой Кроу находится в состоянии искушения мнимым всезнанием, что является одним из характерных симптомов шизофрении, он замыкается в себе, боится своих близких и вообще людей — все эти страшные, может быть, невыносимые для обычного человека приметы болезни раскрыты сценаристом и режиссером «Игр разума» с потрясающей достоверностью и убедительностью. В фильме нет ни слова о Боге, но сам способ раскрытия темы Божьего дара и цены за него — чисто христианский, я бы даже сказал, почти аскетический. Неизвестно, знали ли создатели картины о преподобных Антонии Великом, Исааке Сирине или Иоанне Лествичнике, читали ли они их творения, но после просмотра фильма возникает стойкое ощущение, что читали и знают. Ведь это картина о том, что испытания, искушения, страдания в человеческой жизни всегда соразмерны тому дару, который мы получаем от Бога: это делается Им, чтобы мы не возгордились и не приписали дар самим себе. А ведь именно к этому призывает Нэша его болезнь, потому от него требуется колоссальное смирение и самоумаление, чтобы употребить этот дар невероятного ума на пользу людям. И именно смирившийся Нэш, Нэш, научившийся бороться с искушениями, получает Нобелевскую премию, а не тот гордец, каким был он в начале своего пути. В начале «Игр разума» герой говорил, что не любит людей и сторонился их, в финале на вручении премии он произносит речь о любви, ибо как, говорит ему жена в одной из сцен: понять, где реальность, а где иллюзия, может только сердце, а не разум. Именно разум, спустившийся в сердце, способный молиться в Духе и истине, находится под защитой Бога от всех демонических искушений. Находится до тех пор, пока этот изменчивый человеческий разум вновь не возгордиться сам собой и своими способностями, ибо человек непостоянен. Нэш научился проходить мимо и не замечать искушающих его иллюзий, именно поэтому победил и был вознагражден Богом уже при жизни, нет, даже не Нобелевкой, а душевным покоем, твердым сознанием, что все его успехи — не от него, но от Бога. «Игры разума» — кино не об ученом-шизофренике, оно — о том, что победить искушения возможно лишь при условии смирения даже самого гениального разума, ибо Гений, Живущий и Приносящий плоды в нас Один — это Господь Иисус Христос, Который есть Любовь, объединяющая людей и изгоняющая страх. Соединение с Богом и ближними и даровало Нэшу уже на закате жизни тот покой, который блестяще показан Кроу, этот покой, эта радость в Духе Святом уже несовместима со страхом, отчуждением и замыканием в себе. Эта любовь и эта радость являются единственно верной реализацией Божественного дара и преодолением искушений, которые мучают человека лишь до тех пор, пока он горд, пока он возвышает себя над другими, не видя и не понимая очевидного.
Честно признать, когда я садился смотреть данную картину, наслушавшись разного рода положительных отзывов у меня было стойкое ощущение шедевра, как, знаете, один из тех фильмов, которые навсегда останутся в памяти и даже годы спустя с теплотой в сердце можно вспоминать бесконечно. Безусловно, снято кино очень хорошо, очень хорошо показана роль поддержки близких людей и любви. Но всё-таки так же стоит признать, что фильм — фактически ни о чём. Тяготы преодоления жизненных преград? Разумеется. История безумного гения? Естественно. Роль любви и преданности в жизни человека? Совершенно точно. Но как насчёт всех остальных пунктов? Изменение персонажей? Увлекательность? Как бы то ни иронично, логика? На эти вопросы ответов, к сожалению, кино не даёт. Весь фильм главный герой Рассела Кроу ведёт себя одинаково — никаких изменений на протяжении двух часов подряд, ну что это такое.. быть может, в реальной истории так и было, что до 70ти лет Джон Нэш не мог смотреть людям в глаза и, банально, научиться разговаривать, но всё-таки это кино. И на такого персонажа, местами, смотреть довольно тяжко. Так же к любовной линии есть вопросы, к примеру почему вообще в принципе такой человек мог кому-то понравиться? Он же отшельник, который во время знакомства даже не то что даже посмотреть даме в глаза, но и банально связать двух слов связать не мог. Нет никакой веской причины их схождения. Её просто нет. Это самое схождение даже не попытались как-то обставить. Просто так было надо чтобы они познакомились, вот что-что, а это выглядит очень рояльно-кустово. Разве что очень трогательная концовка не подвела и оставила хорошее впечатление о фильме, но всё же, я ожидал большего. 7 из 10
«Истинная математика, — говорит» Магикон», — есть нечто, с чем все высшие науки связаны; обычная математика — это только обычная фантасмагория, восхваленная непогрешимость возникает только от того, что его основой делаются материалы, условия и ссылки» Блаватская Е. П. Для того, чтобы дать дать оценку «Играм Разума»(A Beautiful Mind), нужно понимать кто такой был Джон Нэш и что подразумевает его «управленческая динамика» и «равновесие в теории игр». Джон Нэш разработал математический аппарат к своим «равновесным стратегиям» и получил за это нобелевскую премию. Согласно его «управленческой динамике», игрокам выгодно сохранять равновесие, так как любое изменение ухудшит их положение, но на практике видно, что установленное им равновесие имеет сильно смещенный центр тяжести как в политологии, так и в экономике (что, разумеется нельзя назвать равновесием), а в случае кооперативных и некооперативных стратегий положение дел и вовсе напоминает фильм Кин-дза-дза Георгия Данелия, где герои могли читать мысли друг у друга и потому все думали не то, что предполагали… либо, мысли навязанные извне, исключают равновесие и если и годится для кооперативных игр, то лишь в части ее непосредственных участников, а следовательно не годится вообще, поскольку для, хотя бы приблизительной установки действующих переменных, необходимо повсеместное и непрерывное участие всех без исключения жителей земли, не говоря уже о личной осознанности каждого в отдельности. Из этого видно что дальше математического аппарата его теория не нашла себе применение и если его равновесие и приблизится когда-нибудь к идеалу, то люди прежде должны избавится от личного и державного эгоизма, что с существующими мозгами Homo sapiens трудно даже и представить. И потому, «Игры Разума» Рона Ховарда с участием непревзойденного Рассела Кроу походит на типичную автобиографическую хронологию о том как американцы выбивали у несчастного Джона Нэша его «Beautiful Mind» с трогательным Хэппи эндом в зале вручения Нобелевских премий, из за чего ему пришлось пожертвовать психическим здоровьем. Трогательно это или нет — каждый видит по своему. Мое мнение это скорее печально и заслуживает сожаления, хотя далеко не факт, что его Параноидальная шизофрения была вызвана в результате вмешательства военных и его психическое расстройство было использовано лишь в качестве сюжетного решения для того, чтобы придать истории типичные, для голливудской драматургии, душещипательные нотки. Если смотреть на все это по этим углом, то Рассел Кроу справился, можно сказать, очень даже достойно…
Смотрел фильм несколько раз. История про профессора Джона Нэша привлекает внимание тем, что фильм основан на реальных событиях. В действительности на самом деле был такой нобелевский лауреат, который благодаря силе воле смог обуздать свой недуг и вернуться не только в общество, к работе, но и добиться больших высот. Здоровые люди такого не достигают, как смог достичь он! Во многом это произошло благодаря тому, что в него верили жена и его друзья — они не позволяли ему думать, что он не справится, давали ему шансы, когда, казалось бы, на их месте все бы отвернулись и поставили бы на нем крест. Вера в человека творит чудеса, но при условии, что это выдающийся человек — такой, как Нэш. Впечатляет эпизод, когда коллеги по работе в знак уважения отдали уму свои ручки — в знак признания его заслуг и уважения. И момент получения Нобелевской премии впечатляет! Если он нездоровый человек, смог добиться таких высот, то что мешает двигаться вперед здоровым? Ничего, кроме лени, неверия в себя, нежелания — в первую очередь причины именно в этом! Да, он был гением, но он был еще и очень волевым человеком, который смог себя контролировать и не давать волю фантазиям.
Было ли вам когда-нибудь интересно, как устроен мозг гения? Хотелось ли «залезть» в голову к человеку не от мира сего? Режиссер ленты Рон Ховард в интервью прямо заявлял, что он хотел позволить зрителю «заглянуть» в голову к персонажу. Некоторые интересные идеи были позаимствованы из биографии Теслы. Сюжет. Зрителям расскажут драматическую историю, основанную на жизни гениального математика Джона Нэша. Создатели честно признаются, что у них не было целью снять фильм-биографию, поэтому многие моменты жизни реального Нэша остаются за кадром. Также сам гений вспоминал, что страдал только слуховыми галлюцинациями, но выбор авторов был сделан в пользу их визуализации для того, чтобы зритель лучше прочувствовал переживания главного героя. В самом начале повествование может показаться немного скучным, но чуть погодя вы будете вознаграждены за то, что дали фильму шанс проявить себя. Вас моментально затянет в водоворот неожиданных событий, которые будут происходить в жизни протагониста. Ну а концовка натолкнет вас на мысли о том, как важна поддержка и сила любви для каждого из нас. Такое, наверное, действительно бывает только в кино… Атмосфера. Лента предложит вам увлекательные и колкие диалоги, видение мира глазами талантливого и немного странного человека, сильную драму и даже несколько экшеновых сцен. Но больше всего я восторгаюсь игрой актеров и работой гримеров. Великолепная игра Рассела Кроу (Джон Нэш), Дженнифер Коннелли (Алисия) и Пола Беттани (Чарльз Герман) просто поражает воображение, а люди, ответственные за старение персонажей, проделали поистине колоссальную работу и подарили зрителю невероятные эмоции. И пусть вас не смущает мое положительное мнение на сей счет. Я надеюсь, что вы получите хотя бы 50% того удовольствия, которое я получил от перечисленных выше факторов. Музыка. Замечательная музыка Джеймса Хорнера сопровождает Джона на всех трудных этапах его длинной жизни. Композиции блестяще подходят под самые разные настроения, которые испытывает гений на пути к своей цели. Итог. Ваши конечные впечатления от данной картины будут зависеть от того, чего именно вы от нее ждете. Расхождений с реальной биографией действительно много, будем честны. Придуманных фактов тоже хватает. На мой взгляд, здесь идеально соблюдается золотая середина. Баланс между скучной биографией и художественным вымыслом находится на нужной отметке, поэтому авторам пришлось пожертвовать некоторыми вещами. Оправдан ли этот ход? Ну разумеется. Перед нами великий фильм. 10 из 10 (97%), «моя первая учительница говорила, что у меня два мозга, и только половина сердца…»
Нельзя точно сказать, про кого эта картина. Трагичная история признанного гения математики Джона Нэша? Или же нам рассказывают о том, что чувствовала и испытала на себе его жена Алисия? С какой бы стороны не рассматривалось повествование, история в фильме имеет реалистичный фундамент. Джон Форбс Нэш был первым человеком, которому присудили и Нобелевскую, и Абелевскую премии (своего рода Нобелевка по математике). Его труды по теории игр оказали большое влияние на развитие мировой экономики. Но факт остается фактом: Нэш страдал от шизофрении. В 1998 году журналистка Сильвия Назар пишет биографию профессора, на основе которой Рон Ховард снимет фильм «Прекрасный разум». Несмотря на то, что картина старается рассказать о жизни Нэша, кое-какие детали были намеренно убраны. Например, в молодости Джон был бисексуалом, у него было несколько жен и внебрачный ребенок. Данные детали не раскрывают героя, а значит, сценарию они были бы нужны так же, как собаке пятая нога. В фильме делается упор, что Джон Нэш — в первую очередь гений своей сферы. Его увлечение математикой очень детально, он просчитывает графики походки голубей. Нэша сравнивали с Ньютоном, но по сути, он был просто человеком, забившимся в углу. Некоторые житейские аспекты ему чужды, Нэш даже не может завести разговор с девушкой. Он видит во всем шифр, декодирует его, и строит цепочку информации. Его талант замечают правительственные структуры, и просят о помощи в эпоху «холодной войны». Но не все так однозначно как кажется. В частности, я могу отметить отсылки на роман Джорджа Оруэлла «1984»: тут есть местный Большой Брат, а номер кабинета Нэша — 101. Создатели фильма детально подошли к рассказу о жизни психически нестабильного человека. Сценарист Акива Голдсман, будучи врачом, в свое время разрабатывал методики лечения душевнобольных. А на съемки для консультации пригласили настоящего Джона Нэша, который утвердил Дженнифер Коннелли на роль его жены, и его жестикуляцию пытался копировать исполнитель главной роли Рассел Кроу. Из Кроу и Коннели получился отличный дуэт. Актеры эластичны на чувства, он играет занятого человека с прогрессирующей шизофренией, её образ — любящая жена, которая по ночам может плакать из-за проблем мужа и от досады разбить зеркало. Также из актеров второго плана выделяются Эд Харрис и Пол Беттани (который спустя время станет мужем Коннелли). Раскрывать важность их персонажей не буду, ибо на спойлеры наткнетесь, просто знайте — они молодцы. Четыре статуэтки «Оскар», включая главную номинацию, говорят о том, что фильм определенно достоин вашего внимания. Рон Ховард не хотел показать байопик, смотрите глубже… Реальный Джон Нэш погиб со своей женой Алисией 23 мая 2015 года. Им было 87 и 83 года соответственно. Не было никаких политических игр, никаких заказов. Просто их водитель не справился с управлением.
Эпиграф: - В пресс-релизе вы выразились очень осторожно, сказав, что фильм только вдохновлялся событиями из жизни Джона Нэша. - Да, абсолютно так, потому что мы никогда не ставили цель снимать биографический фильм (байопик). Но это необычайная история, которую никогда не получилось бы рассказать, если бы она была выдумкой. Это одна из тех историй, которые очень странные, но в итоге триумфальные. Такая история должна иметь реальную основу, иначе она будет казаться надуманной и совершенно невероятной. Поэтому фильм имеет дело с основными событиями, ключевыми поворотными точками жизни Джона Нэша и, по-моему, способен уловить общий дух его жизненного пути и его отношений с Алисией. Из интервью режиссера Рона Ховарда для About.com. Как по мне, это интервью — шах и мат всем тем, кто возненавидел данный фильм из-за несоответствия его и реальной биографии Джона Нэша. Не стоит в художественном кино искать документальной точности, ведь оно часто не преследует цель рассказать в деталях, как все было на самом деле, а имеет свои, исключительно художественные, цели, плюс стимулирует нас узнать о том, как все было на самом деле. Для любителей точности, пожалуй, больше подойдет документалка от канала PBS, которая, говорят, довольно тщательно и подробно рассказывает о жизненном пути известного математика и нобелевского лауреата. Тем более, что часть художественных допущений и различий имеет вполне адекватное объяснение. Например, использование визуальных образов для воспроизведения «специфики мышления» Джона Нэша во всех ее аспектах способствует большей кинематографичности, а также дает возможность ввести в фильм экшн-детективно-шпионскую составляющую, которая, безусловно, является его украшением. Упрощенное представление математических теорий и размышлений Нэша — необходимое условие для того, чтобы фильм был интересен (и понятен) не только математикам, а визуализированно-эффектное отражение мыслительного процесса улучшает восприятие и словно дает возможность заглянуть в голову героя, в итоге повышая градус сопереживания. Церемония вручения ручек в Принстонском университете (полностью вымышленная) и речь на вручении Нобелевской премии — это все о «победоносности» и «триумфальности», о которой говорил режиссер в своем интервью. После многих лет беспросветности герою необходимо пережить катарсис, а зрители должны сделать это вместе с ним. С другой стороны, мне кажется, есть и довольно-таки неудачные отступления от реальности, такие, как кинематографическая линия верной и самоотверженной жены. На самом деле Алисия бросила Джона на целых 7 лет. Затем они снова стали жить вместе, но это скорее напоминало сожительство хороших знакомых: Джон снимал комнату в квартире бывшей жены с 1970 по 1994 годы. Поэтому похоже на то, что она просто протянула руку помощи человеку, за которым нужно было присматривать, но с которым она не готова была быть в браке (и я ее понимаю). И только в 2001 году, очевидно, после долгих раздумий, они поженились повторно, уже будучи пожилыми людьми. А еще у них был сын, также не совсем здоровый… Интересная же история, почему не рассказать, как было на самом деле? Но нет, надо в очередной раз впихнуть навязшие на зубах «семейные ценности»! Сам фильм довольно четко разделяется на три части: экспозиция, шпионский боевик и драма (с развязкой). Причем примечательно, что боевик иногда повторно проникает в драму, внося смуту в умы зрителей, которые не ознакомились с подоплекой заранее и этим обеспечили себе эффект неожиданности и постоянных сомнений относительно того, что же вообще происходит. Такому зрителю картина не будет казаться затянутой даже в последние 40 минут, ведь он постоянно будет ожидать какого-то очередного сценарного подвоха. Но даже зритель, изначально знакомый с историей, показанной на экране, может потратить время с пользой. Например, насладиться прекрасным актерским тандемом Рассела Кроу и Пола Беттани. Здесь, правда, впечатление немного портит начало кинокартины, где 37-летний Кроу играет 19-летнего на тот момент Нэша. Ведь, не имея заданных фильмом ориентиров касательно возраста и жизненного опыта героя, зритель до поры не понимает, как этого персонажа воспринимать: как молодого парня-студента или как взрослого дядю с неизвестной нам предысторией, который пришел получать «второе высшее». Можно окунуться в размышления о гениальности как отклонении, настолько отличном от нормы, что определенная степень психической неадекватности выглядит почти обязательной. Действительно, если человек на таком уровне наделен даром видеть неочевидные ассоциации, что может стать для него критической точкой и предотвратить отрыв его ассоциативных рядов от реальности? Можно окунуться в психологические поиски причин и прийти к выводу, что конечно же, значительно проще, например, придумать себе всепонимающего друга-фаната, чем построить подобные отношения с реальным человеком. Гораздо легче представить себя тайным спасителем нации, чем действительно им стать. Кто еще даст тебе то, чего ты хочешь, как не ты сам, в какой бы форме это ни проявлялось? При этом авторы вроде как дают достаточно четкий посыл о том, что настоящая реальность всегда лучше иллюзорного счастья. Более того, чтобы стать счастливым в реальном мире, иногда надо отказаться от всех иллюзий, вкупе с нереализованными мечтами, надеждами и ожиданиями. Посыл правильный, но есть моменты в фильме, когда возникает риторический вопрос: а не гуманнее ли иногда оставить человека в мире его иллюзий, где только и может он узнать полное счастье? Фильм так и не дает однозначного ответа на вопрос, каким образом Нэш решил свою проблему. Пожалуй, точно никто этого и не знает… Но высказанное элегантное интеллектуальное предположение о том, что надо осознать фикцию, отделить ее и пытаться игнорировать, одновременно отбросив ненужное чувство вины, в принципе, выглядит как-то реалистично, оптимистично, и, (по Рону Ховарду) действительно триумфально. 8 из 10
ЭТО. ПРОСТО. НЕЧТО. Когда в конце пошли титры, я покрылся мурашка с головы до пят. Речь в конце заставила всплакнуть. Вот настоящая любовь, которая должна быть в жизни у каждого, не смотря ни на что. Примечательно то, что этот фильм, я начал смотреть сразу после прочтения прекрасного произведения «Мартин Иден» Д. Лондон, поэтому меня просто разорвало от того насколько эти два шедевра противоречат друг другу, такая гамма чувств, УФ. Фильм очень впечатляющий, с самого начала и до самого конца. Рассел Кроу и Дженнифер Коннелли потрясающий дуэт, которому веришь. Примерно, с середины фильма, тебя просто бьют обухом по голове и ты начинаешь воспринимать фильм совершенно по-другому, сопереживать ГГ, пытаться понять, что вообще происходит, уловить ту тонкую грань между иллюзиями и реальностью, строить сотню идей, как вообще может закончиться фильм. Это просто шок! Пережить такое, не каждому под силу — основано на реальных событиях, то есть ты понимаешь, что такой человек был, а не выдумка или идея фильма сценариста. Я в восторге. Можно писать и писать, но лучше СМОТРЕТЬ. Отдельное спасибо Кроу, его актерская игра — просто невероятна в этом фильме, так живо сыграть настоящего Нэша — это оскар (мое мнение). К просмотру не то что советую, а просто призываю. Смотрите, пожалуйста. У меня всё. P.S. Первая рецензия, и я рад, что именно под этим фильмом. 10 из 10
В общем, я посмотрел «Игры разума». Если бы я составлял список фильмов, которые меня обманули, он был бы на самом верху. Можно сказать, до просмотра я не знал о фильме ничего, кроме того, что он о Джоне Нэше. Я люблю математику, потому, собственно и посмотрел фильм о известном ученом, сделавшем большой вклад в теорию игр. И сначала фильм меня вообще не порадовал. Вот Нэш, непризнанный гений, необычный малый, который не имеет успеха у женщин, который весь такой эксцентричный гражданин, пишет формулы на стекле, а потом на него западает фигуристая студентка. Наем его на секретную правительственную службу ничего особо интересней не делает. Кстати, снимающийся в фильме Эд Харрис, не так давно снимался в великолепном сериале «Мир дикого запада». Притом и там, и там, он носил черную одежду, черную широкополую шляпу и его персонажа звали Уильям, от чего я прям опешил. А фильм печалил все больше. Я думал, что попал в ту же ситуацию, что и со «Святыми из трущоб», что фильм не несет в себе конфликта, что мне жизнь главного героя абсолютно не интересна и не важна. Я подумывал даже выключить фильм и поставить ему 5 из 10. Как же хорошо, что я так не сделал. Фильм обманул меня так сильно, как ничто и никогда. Уже на сцене в больнице я понимал, с какой скоростью взлетает градус дискомфорта, что все, что было известно ранее — это все ложь и что происходит реальное серьезное дерьмо. Вся гениальность фильма заключается в том, что на правду зритель реагирует ничуть не слабее главного героя, что он испытывает тот же экстремальный стресс и переживания, ведь как и главного героя, зрителя тоже обманули. И когда я уже полностью понял, где зарыта собака, я уже держался за голову и орал от шока, ведь мне на корню переиначили бывшее представление о сюжете и персонажах, прогнозирование дальнейшего развития, и вообще все к чертям перелопатили. А ведь главный герой испытывает абсолютно то же самое. Жесть, короче. Внезапно эксцентричный сноб становится несчастным человеком, который ориентируется в новой для себя реальности как слепой котенок. Внезапно секс-бомба студентка становится последней его опорой и любящей женой. Внезапно секретная работа становится продуктом болезненных иллюзий неисправного мозга. Точнее, они не становятся таковыми, они раскрываются с таких сторон. И борьба, переживания, рушащаяся жизнь на глазах, семейные несчастья, отчаянная попытка главного героя вступить в честную схватку со своим собственным разумом, поддержка единственного близкого человека — все это стало идеальной конструкцией, построенной на разрушенном и вновь созданном фундаменте мировосприятия главного героя. Это реальный шедевр, который безусловно достоин такой оценки. Вот это то самое кино, которое заслуживает звания «легендарного»: оно не плоское, не прямое как рельсы, оно динамичное в понимании общения со зрителем, оно смело выходит за рамки экрана и плоскости своего повествования. 10 из 10
Нельзя точно сказать, про кого эта картина. Трагичная история признанного гения математики Джона Нэша? Или же нам рассказывают о том, что чувствовала и испытала на себе его жена Алисия? С какой бы стороны не рассматривалось повествование, история в фильме имеет реалистичный фундамент. Джон Форбс Нэш был первым человеком, которому присудили и Нобелевскую, и Абелевскую премии (своего рода Нобелевка по математике). Его труды по теории игр оказали большое влияние на развитие мировой экономики. Но факт остается фактом: Нэш страдал от шизофрении. В 1998 году журналистка Сильвия Назар пишет биографию профессора, на основе которой Рон Ховард снимет фильм «Прекрасный разум» («A Beautiful Mind» не переводится как «Игры разума», переводчики фантазеры хреновы!). Несмотря на то, что картина старается рассказать о жизни Нэша, кое-какие детали были намеренно убраны. Например, в молодости Джон был бисексуалом, у него было несколько жен и внебрачный ребенок. Данные детали не раскрывают героя, а значит, сценарию они были бы нужны так же, как собаке пятая нога. В фильме делается упор, что Джон Нэш — в первую очередь гений своей сферы. Его увлечение математикой очень детально, он просчитывает графики походки голубей. Нэша сравнивали с Ньютоном, но по сути, он был просто человеком, забившимся в углу. Некоторые житейские аспекты ему чужды, Нэш даже не может завести разговор с девушкой. Он видит во всем шифр, декодирует его, и строит цепочку информации. Его талант замечают правительственные структуры, и просят о помощи в эпоху «холодной войны». Но не все так однозначно как кажется. В частности, я могу отметить отсылки на роман Джорджа Оруэлла «1984»: тут есть местный Большой Брат, а номер кабинета Нэша — 101. Создатели фильма детально подошли к рассказу о жизни психически нестабильного человека. Сценарист Акива Голдсман, будучи врачом, в свое время разрабатывал методики лечения душевнобольных. А на съемки для консультации пригласили настоящего Джона Нэша, который утвердил Дженнифер Коннелли на роль его жены, и его жестикуляцию пытался копировать исполнитель главной роли Рассел Кроу. Из Кроу и Коннели получился отличный дуэт. Актеры эластичны на чувства, он играет занятого человека с прогрессирующей шизофренией, её образ — любящая жена, которая по ночам может плакать из-за проблем мужа и от досады разбить зеркало. Также из актеров второго плана выделяются Эд Харрис и Пол Беттани (который скоро станет мужем Коннелли). Раскрывать важность их персонажей не буду, ибо на спойлеры наткнетесь, просто знайте — они молодцы. Четыре статуэтки «Оскар», включая главную номинацию, говорят о том, что фильм определенно достоин вашего внимания. Рон Ховард не хотел показать байопик, смотрите глубже… Реальный Джон Нэш погиб со своей женой Алисией 23 мая 2015 года. Им было 87 и 83 года соответственно. Не было никаких политических игр, никаких заказов. Просто их водитель не справился с управлением.
Исторические картины-байопики, как принято, редко блистают импульсивностью и чрезмерной динамикой. Особенно явственно это проявляется в работах, посвящённых величайшим умам человечества, вся жизнь которых равномерно течёт по руслу науки с периодическими «толчками» судьбы. «Игры разума» выигрывают в этом плане хотя бы тем, что заставляют наблюдателя не просто смотреть на то, как оно там было, а чувствовать. Рону Ховарду удалось оказать воздействие и вонзить «кинематографический кинжал» прямо в сердечко рядового зрителя, помогая прочувствовать по-настоящему нелегкий путь Джона Нэша. Последний — неординарный юноша, превращающийся в седого старика. Но с течением всего времени нам показывают не только становление учёного, но и его внутренние метаморфозы. А это — предмет для визуализации ой какой не легкий. Помогает режиссеру в реализации данного вопроса и актёрский состав, где без недели удостоившийся Оскара Рассел Кроу, перевоплощается из римского полководца в помешанного Нэша. Реинкарнация прошла намного удачнее, чем в «Гладиаторе», но премии в 2002 так и не удостоилась. Данная фильм очень силён по отношению к жанру. Многие последователи, пытавшиеся дотянуться до подобного уровня («Хоккинг» Филипа Мартина, на пример) были хороши, но, что называется, точечно. «Игры разума» же — кино цепкое и очень и очень меткое, вызывающее в человеке внутренний спор: разум или сердце? При условии, что и то и то черновато последствиями… только непонятно какими. Вот вам и игра. 9 из 10
Фильм «Игры разума», не перегруженный компьютерной графикой и без лишних спецэффектов, расскажет нам, основанный на реальных событиях, достаточно оригинальный сюжет. Режиссеру фильма удалось сочетать в своей работе над этим творением только самое лучшее, что нужно для того, чтобы снять настоящий шедевр кинематографа. Начальные тридцать минут не дают особого понятия, чего же стоит ожидать от этой картины в дальнейшем. По правде сказать для меня эти тридцать минут прошли в невероятном ожидании, так как было очень интересно, а что же случиться после. И вот оно, диагноз поставлен — шизофрения. Не спорю, жестко, очень даже жестоко. Далее, понеслось: неожиданные повороты сюжета, совершенно непредсказуемые действия и поступки каждого из героев картины, душераздирающая кульминация и просто невыносимо грустные финальные титры. Сюжет этого фильма до определенного момента не дает нам понять, что мы наблюдаем за вымышленной реальностью. Мне кажется, что такой ход был придуман, чтобы зрители могли почувствовать себя так же, как и главный герой. Он научился мириться с этими иллюзиями и жить вместе с ними. Когда представляешь на себе его ситуацию, что за тобой постоянно ходят какие-то три человека, то становится немного не по себе. Ты спишь, они стоят рядом, ты идешь принимать душ, и тут они тоже рядом стоят, где бы ты не находился, они везде будут преследовать тебя, они ходят за тобой и мешают нормально жить. И самое печальное в этой ситуации, что тебе, вроде, никак от них не избавиться, кроме приёма препаратов и таблеток. Но Нэш показал, что и без лекарств с этим можно справиться, лишь бы было желание. Восхитительный фильм о не менее восхитительном уме, который прошел путь через физику, метафизику, галлюцинации и обратно. Сложно описать его словами, его надо просто увидеть и прочувствовать.
Игры разума. Я не ожидал такого острого поворота сюжета от этого фильма и относился к нему предвзято, после просмотра я понял, что ошибался. Фильм великолепный и вошёл в мой список любимого кино. Сюжет не простой, скажу сразу. Фильм о гении математики, по имени Джон Нэш. Он проделал большую работу в области теории математики, которая славится до сих пор. Но однажды его жизнь меняется не в лучшую сторону.. . и тогда весь фильм и сценарий начинает закручиваться. Сюжет оригинален и закручен. Меня очень удивил тот факт, что фильм основан на реальных событиях, никогда бы в это не поверил! Актеры. Рассел Кроу в этом фильме сыграл очень и очень хорошо. Я никогда особо не следил за ним и не считал его талантом, но после просмотра уверенно могу сказать- это лучшая его роль. Его мимика, открытость ко всей информации мира и своей жене и одновременно такая скрытность ко всеми остальному живому миру. Эта роль очень подошла Расселу Кроу, его выражение лица прекрасно погружало зрителя в атмосферу фильма, он мог одним только взглядом, одной улыбкой передать те эмоции, которые режиссёр хотел, чтобы мы увидели. Дженифер Конелли отлично примерила на себя роль верной жены. Ничего особенного для меня, просто талантливая девушка выполняет свою работу. Больше меня удивило, как героически настоящая жена Неша прошла через все это. Как сильно нужно любить казалось бы безумного и гениального, даже безумно гениально человека, чтобы через боль и слезы оставаться рядом с ним. Я не очень люблю смотреть старые фильмы. Но данная картина тронула меня до глубины души, до сих пор не верю, что вся история -реальна. Фильм обязателен к просмотру, как минимум — он откроет для вас одного из многочисленных гениев и ученых, как максимум — заставит многое переосмыслить.
Этот фильм рассказывает об очень сложной судьбе человека и его ситуации в целом. Картина захватывает с первых минут и держит до конца. Позже мы узнаем о появлении болезни главного героя. Во время фильма ты сам задаешься вопросом «а реальность ли это?», ведь иногда так хочется чтобы все воображаемые друзья главного героя были реальными, как и он сам. Так вот, когда окончательно стало ясно, что он болен, его жена была поставлена перел сложным выбором. Ведь это так сложно жить с безынициативным человеком, который ставит под угрозу всю семью. Она вполне могла сдать его в психологическую клинику до конца его дней, но все же она решила дать ему и его болезни шанс. Эта сильная женщина выбирает путь не из лёгких, ведь она понимала, что без неё он совсем сойдёт с ума. Это достаточно сильный, сострадательный и смелый поступок. Скоро он сам находит «обходной путь» своих галлюцинаций, он игнорирует их, не поддаётся на их провокации. Он сделал это намного профессиональнее всех врачей и терапий. Путь к этому был очень сложный, но это ещё не самое масштабное, чего он смог добиться. Фильм очень показывает, что сдаваться никогда не стоит. Наоборот, надо идти вперёд, преодолевать трудности, помогать близким и никогда не терять надежду на самое светлое будущее. Ведь «Перед рассветом всегда тьма». Так же меня очень порадовала игра актеров, они передали все переживания так, что смотря этот фильм ты сам «вживаешься в чувства героев». Так же главный герой очень ясно сыграл больного гения, раскрыл сложность бытия таких людей.
Главный герой фильма — Джон Нэш, гениальный математик, пытающийся найти формулу оригинальности. Он хочет быть не таким, как все, но над ним лишь усмехаются. История его одновременно очень печальна и трогательна, поражающая и навивающая страх. Атмосфера фильма пропитана чувствами, искренней любовью и безысходностью. Нэш живёт, как живём мы, имея свои собственные идеи, друзей и мысли, но в один миг все исчезает, будто этого никогда и не было. И верно. Всё, чем он жил никогда не существовало в реальности. Любому, даже столь гениальному человеку, каким являлся главный герой, сложно принять и поверить в то, что его мир — иллюзия. Это по-настоящему страшно. Представьте, что все, чем вы дорожите вдруг рушится, в один миг все заканчивается, а люди вокруг пытаются убедить вас, что этого никогда не было. «Игры разума» вызвали у меня массу эмоций. Не каждый режиссёр может сделать так, чтобы зритель проникнулся картиной с головы до ног, чтобы мог представить себя на месте главного героя, чтобы у нас перевернулся мир после фильма. Я раньше никогда не осознавала, что шизофреники такие несчастные. Я вообще не думала раньше о больных людях. Меня волновали только мои близкие, среди которых таких не было и в помине. Но Нэшу очень повезло. Его жена приняла все, что было с ним. Она искренне любила его и заботилась о нем, хотя, думаю, ей было еще сложнее, чем Джону. Ведь она не понимала, что происходит, не понимала, что чувствует муж. Она видела лишь страдания, когда его пытались вылечить. Она видела, что он не хочет расставаться с миром иллюзий, потому что чувствует себя там нужным. Джон был опасен, ей нужно было смириться с этим. Девушка оказалась крайне сильным человеком. Несмотря на жуткий диагноз мужа, она не бросила его, все время была с ним и помогла ему добиться цели. Мне очень понравилось, что фильм, хоть и длинный, но не затянут. Здесь нельзя выкинуть ни одну сцену, все они играют очень большую роль в понимании идеи и чувств героев. Жизнь Нэша показана полностью. С института до старости. Показано, как он всю жизнь боролся с болезнью и у него получилось. Это дает мне надежду. Отдельное спасибо Расселу Кроу, сыгравшего главную роль в этом фильме. Я считаю, что крайне сложно играть шизофреника. Если не являешься им, то не можешь показать все эмоции, которые они испытывают. Очень сложно сыграть хорошо и при этом не сойти с ума. Но у Кроу это вышло просто восхитительно. Меня лично больше привлекают современные фильмы. 2001 год, как ни сложно это осознавать, был 18 лет назад. Меня удивило, что относительно старый фильм дал мне столько эмоций и вошёл в топ 5 моих любимых. Здесь также присутствуют пара ляпов, которые я заметила, но они совершенно не перекрывают все плюсы, что я нашла в «Играх разума» В целом фильм потрясающий. Вызвал у меня колоссальное количество эмоций, заставил обдумать то, о чем я никогда даже не задумывалась и у меня появилась надежда, что люди способны на все, чего только они не захотят.
Рецензия на фильм ‘Игры разума’ Этот фильм заставляет задуматься о повседневной жизни гениев. Чем и как они живут. Картина приобретает очень неожиданный поворот событий, который мгновенно изменяет смысл фильма, и поэтому рассказывать весь сюжет я не буду. Скажу только, что эта картина о гении и лауреате на Нобелевскую премию Джоне. Все одаренные люди немного безумны, и это не секрет, но у Джон оказался безумен в прямом смысле этого слова. Фильм мне понравился с первых кадров. Он прекрасно передаёт атмосферу тех мест, и образ жизни людей. Нэш представлен как достаточно застенчивый и нелюдимый юноша, который живет только математикой. Его особо не интересуют друзья и противоположный пол. Все свои дни он проводит в библиотеке. Но вдруг фильм принимает образ детектива — ЦРУ, советские шпионы, фантастические задания и все в этом роде. Фильм стал набирать обороты. А когда стало понятно что все эти задания и шпионы -выдумка стало вообще невозможно отойти от экрана. Естественно Джону оказали помощь, и после этого из гения — математика он превратился в больного. Ему мешали думать и нормально функционировать его таблетки. И это показывает насколько быстро жизнь может превратиться из захватывающей и яркой в абсолютно безрадостное и никчемное существование. Эта история показывает что любые трудности в жизни можно преодолеть, и что не надо сдаваться. Как бы плохо все не становилось, если работать над этим, то обязательно получиться что — нибудь стоящие. Так что в фильме ‘ Игры разума’ присутствует не только красивая картинка и блестящая актерская игра, но и очень увлекательный сюжет, а главное мотивация и достаточно глубокий смысл.
Я задаю себе всего один вопрос «почему я не смотрела его раньше?» Это шедевр. Одно время я любила смотреть комедии и считала, что жизнь и так сложная, чтобы усложнять ее фильмами, про людей у которых что-то не складывается, но как же я была не права. Глядя на таких персонажей, можно понять, что в жизни все исправимо, из любой ситуации есть выход и как бы тебе не было сложно сейчас, завтра может быть лучше Кто эти люди гении? Какие они на самом деле? Как это быть ими? Как это жить и осознавать что ты не такой как все? Как это жить с ними? В чем на самом деле их сила, а в чем слабость? Фильм является экранизацией книги С. Назар, рассказывающей о жизни Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии по экономике Сюжет: Джон Нэш приезжает в Принстон. Он не находит контакта с окружающим, не посещает занятия, занимается исследованиями у себя в комнате. Карьеру блестящий молодой учёный продолжает преподавателем в Массачусетском технологическом институте. Нэш начинает отношения со студенткой Алисией, она становится его женой. Но вскоре Нэш получает удар судьбы, который переворачивает его жизнь Сюжет фильма настолько не предсказуем, что в итоге ты не можешь поверить, что на самом деле, правда, а что нет. Настраиваясь на один сюжет, в итоге вырисовывается совершенно другой. Актеры: Рассел Кроу (Джон Нэш) — игра достойна всех похвал, я не могла отозваться от экрана ни на минуту, так меня заворожил его персонаж. Актер прекрасно подготовился к роли, очень вжился в образ, мимика, жесты, манера поведения все так натурально, естественно, что кажется, что в жизни он ведет себя именно так. Персонаж получился надменным, но одновременно очень добрым, наивным как ребенок, робким и застенчивым. С первых кадров, нам показывают его не таким как все, выделяя не только поведением, но и стилем одежды. В течение фильма хорошо раскрывается Дженнифер Коноли (Алисия Нэш) — эту актрису я знаю по фильму из девства «Лабиринт». Видела не мало фильмов с ее участием, в каждой роли она по своему интересна. Но в этом фильме она предстала для меня в совершенно ином, удивительном для меня образе. Она настолько гармонична в кадре, из актеров получилась прекрасная пара, радующая глаз зрителя, за которой интересно наблюдать. Ее персонаж получился очень сильным, стойким, а главное любящим и верящим в чудо. Она помогла персонажу Рассела раскрыться, катализатор между ним и окружающим миром Пара Рассела и Дженнифер так органична смотрится в кадре, что можно их представить вместе и в реальной жизни. Прекрасно вписались в фильм: Эд Харрис, Пол Беттани, Адам Голдберг, Джош Лукас Спасибо оператору за его сочные кадры, за красивую архитектуру, за создание нужной атмосферы. В фильме нет агрессии, это заметно по первым кадрам которые «отдают» теплыми коричнево-оранжевыми оттенками с экрана. Качественный монтаж. Хорошая работа гримеров Несмотря на то, что фильм является биографическим, некоторые неточности, а так же добавления несуществующих моментов в жизнь главного героя, сделали фильм лучше и понятнее для зрителей. Сценарий превосходный, сюжет, который не дает скучать. Хорошо прописанные диалоги, звучащие естественно. Костюмы удачно выбраны, дополняют атмосферу и помогают в создании образа персонажей Декорации фильма облегчают восприятие, место действия: Манхэттенском Колледже, университетский городок Принстона, Университет Фэрли Дикинсона. Они помогают понять характер персонажа Музыка это отдельная тема, настолько красивая и настолько волшебная мелодия, которая указывает на волшебные моменты/ обстоятельства фильма Важно верить в чудеса, которые сбываются. А исполнять их нам помогают любящие нас люди, люди которые верят в нас тогда, когда мы сами уже отчаялись. Замечательная актерская игра, трогательная история любви На мой взгляд, именно такие фильмы способны показать талант актера, а возможно и его отсутствие. Фильм по праву заслужил все те награды, которые у него есть: четыре Оскара (лучший фильм, адаптированный сценарий, режиссура, актриса второго плана — Дженнифер Коннелли), награду «Золотой глобус» (в частности, приз получил Рассел Кроу за лучшую мужскую роль) и был отмечен несколькими премиями BAFTA Честно я плакала, так много трогательных сцены удержаться не было сил Всем кто любит смотреть фильмы о людях с трудной судьбой, я рекомендую 10 из 10
Что реальность, а что фантазия? Где настоящая, а где придуманная жизнь? Вроде так просто ответить на эти вопросы, но если в сознании человека есть поломка, то такие простые вопросы превращаются в личную трагедию. Шизофрения — страшная болезнь, по сути попытка манипулировать человеком. Для тех кто знаком с этим диагнозом, понятна глубина драматизма истории Джона Нэша. Я всячески благодарю Расела Кроу за эту роль, на мой взгляд одна из лучших в его фильмографии. Он не сыграл эту роль, он действительно воплотился в ней, прожил ее. Каждая деталь продумана им, прочувствована. В каждом жесте, в каждой мимической гримасе. Дженнифер Коннели также отлично справилась со своей ролью: красивая женщина, эффектная и не пустая. Притягательная особа, которая умеет любить и хранить в своем сердце любовь. Конечно ее самопожертвование впечатляет, не думаю, что большинство женщин сделали такой же выбор как она. На мой взгляд, причина болезни Нэша кроется в его ЭГО. С самого начало фильма это бросается в глаза. Он не просто хочет быть лучшим, он хочет возвышаться над другими людьми. Он настолько высокого о себе мнения, что другие люди ему и не нужны, он отвергает их, иной раз унижая и обижая. Таким образом размывается в нем человеческое начало, а эго занимает в нем так много место, что начинает управлять им. Фантазийные персонажи тоже объяснимы: Пол Бетанни в роли друга — роль поддержки и успокоителя, Эд Харрис — такой «подстегиватель» для него, стимулирует его мозговую деятельность и при этом держит в узде. И когда он начинает бороться с болезнью, он, по сути, усмиряет свое эго, разрешая реальным людям войти в его жизнь. Нэшу очень повезло, что он встретил Алисию, а еще больше повезло, что она полюбила его. Хотя в жизни так и бывает: она как бы в равновесие ему дана, что бы он мог через нее спастись. Фильм очень и очень достойный хотя его и нелегко смотреть. Рекомендую!
Одна из главнейших задач голливудского кино — дарить американцам надежду. Надежду, что их страна — величайшая в мире, единственный оплот демократии и гарант свободы, что именно здесь каждый может, приложив определенные усилия, добиться всего, что угодно. И иногда — при наличии действительно талантливой работы участников съемочного процесса и большой доли искренности — эту надежду им удается распространить на зрителей во всем мире. В конце концов, настоящий талант не имеет национальных и иных рамок. «Игры разума» — как раз такой фильм. Выполненный по всем лекалам большого голливудского биографического кино, призванного и рассказать историю о конкретном человеке, и зародить в каждом зрителе веру в себя и свои силы, этот духоподъемный фильм не только стал лидером оскаровской гонки 2002 года и одним из лидеров кинопроката (11-е место в США в тот год и 14-е — в мире), но и искренне полюбился людям по обе стороны Атлантики. После ошеломляющего успеха «Человека дождя», снимать фильмы про людей, борющихся с тяжелыми недугами, стало модно. Такие герои и сюжеты стали на Оскаре явлением частым и редко остающимся без внимания академиков. Рона Ховарда, конечно, можно было бы обвинить в манипуляции чувствами и эмоциями зрителей, стопроцентной ориентации на оскаровский формат, просчитанности каждой сцены и спекуляции на заведомо успешной теме, если б фильм не был так хорош. Но фильм действительно хорош, а победителей, как известно, не судят. Впрочем, в данном случае, проиграть было трудновато. Ховард — безусловно, достойнейший продолжатель новой голливудской волны (а это Богданович, Кубрик, Олтман, Аллен, Скорсезе, Спилберг и др.), можно сказать, ее облегченный вариант — умело синтезирующий традиционное неспешное вдумчивое повествование классического Голливуда времен Капры и Хоукса с новомодными жанровыми элементами, не свойственными байопикам, он монтирует пошлое с высоким, глубину с простотой, высокие материи с грубой реальностью и визионерскую любовь к красивым эффектам с чувственностью, эмоциональностью и экранной правдой. И получает на стыке всего этого — мейнстримное, но при этом вдумчивое и довольно изящное кино, построенное, с одной стороны на штампах, а, с другой, заставляющее прощать их — легкое, неглупое и очень зрительское, визуально богатое и эмоционально насыщенное. Трагедия искателя, одурманенного жаждой не только открытий, но и признания, своей полезности обществу, смешивается с шизофренией и заманивает в мир болезненно одинокого гения, заставляя обывателя, с одной стороны, проникаться трудностями жизни «конченого психа», а с другой, с воодушевлением наблюдать, как герой, отчаянно сражаясь с обстоятельствами, не без помощи любящих людей, выходит победителем. Аутист Чарли Бэббит, имбецил Форрест Гамп, летаргический паралитик Леонард Лоу из «Пробуждения» и умирающий от СПИДа Эндрю Бэккет в «Филадельфии» — проходят один и тот же обряд инициации, побеждая внутреннего демона (ну или заговаривая), превратившего их в тех, кем они являются. Джон Нэш вместе с ними проходит непростой путь социализации, учась непростому искусству жить в мире людей, кроме своей индивидуальной победы помогая зрителю одержать коллективную, доказывая, что нет ничего невозможного. До философских обобщений картина однако не дотягивает. Ховард, как и другие голливудские мастера, редко дает зрителю фантазировать — все делает за него. Сам рассказывает историю, сам дает ей моральную оценку, сам оправдывает героя, и старательно рассчитывает реакцию зрителя. Плохо это? Нет, не плохо. Это нормально, когда ты отвечаешь за десятки миллионов долларов, в современном блокбастеростроении это вообще на каждом шагу. Но это рождает единственный, пожалуй, серьезный недостаток картины — в ней все настолько по фэн-шую, настолько грамотно и правильно, что в итоге делает фильм скучноватым, а выхолощенная речь героя в финале не трогает ну совершенно, ибо была не порождением жизненной необходимости, а стандартным и обязательным элементом из учебника «Сценарий на миллион долларов». Лишь благодаря мастерству актеров и хичкоковскому саспенсу, который иногда не хило подстегивает воображение, фильму удается избежать уныния и пошлой банальности. Выбрасывая на экран разнообразный ассортимент событий и фактов, режиссер требует от зрителя участия и сочувствия, и получает их в полной мере. В основном, благодаря отличной игре выдающегося актерского ансамбля. Проделавший огромную работу Рассел Кроу доказал, что его прошлогодний Оскар не был случайностью и очень далеко ушел от роли героического гладиатора, представ трогательно беззащитным, неуклюжим, измученным и уязвимым, впечатляюще правдоподобно сыграв человека не понимающего, где иллюзия, а где правда. Нэш у Кроу какой угодно, но всегда живой и разный. Бьющийся каждый день за право жить не за высоким забором, а среди людей и именоваться не психом, а ученым, этот человек вызывает безграничное уважение и — да что уж там — искреннюю привязанность зрителей. Забавно, что за Оскар Кроу выпало сражаться с Шоном Пенном, сыгравшим умственно отсталого в фильме «Я-Сэм». Правда, симпатии академиков тогда оказались на стороне двуличного полицейского в исполнении Дензела Вашингтона. Великолепен и Эд Харрис, создавший настолько полнокровный образ правительственной мризи эпохи маккартизма, что легче поверить в то, что героиня Коннели — порождение фантазий Нэша, чем он. Классическая операторская работа снимавшего «Побег из Шоушенка» Роджера Дикинса роднит его с этим шедевром своей основательностью, плавностью камеры, подкупающей простыми, но при этом изящно-красочными кадрами. Едва слышная и нигде практически не вылезающая на первый план, но умело поддерживающая настроение музыка Джеймса Хорнера абсолютно солидарна с Ховардом в стремлении тронуть зрительские сердца, голливудский умелец Акива Голдсман, который по молодости немало пообщался с психами, благодаря своей первой профессии, наконец-то дописался до Оскара за свой масштабный и талантливый текст. Название фильма «Восхитительный разум» (конечно, «Игры разума» — очередные бредни наших прокатчиков), кстати, содержит игру слов, ведь «Mind» — это и разум, и рассудок, с которым у героя как раз серьезные проблемы. А вот у Ховарда и продюсировавшего фильм Грейзера с рассудком и разумом все в порядке. В очередной раз они прекрасно справились с перенесением на экран в какой-то степени реальной истории, сделав фильм не лучший среди подобных, но, безусловно, значимый и заметный, доставив любителям большого голливудского кино немало приятных и волнующих мгновений, серьезно поддержав на плаву тему ненормального, добивающегося неких высот. И это… нормально, потому что обыватель, готовый втоптать в грязь любого, кто лучше его, с восторгом примет историю гения, которого жизнь не пощадила так, что ему ну никак не обойтись без его, обывательской, поддержки. Хотя бы в кинотеатрах. И гениальность он в данном случае охотно готов прощать, ибо герой принес ей в жертву слишком многое из того, от чего обыватель не готов отказаться. 9 из 10