У этого фильм крайне лаконичная аннотация («Как родителям справиться с невыносимой утратой?»), которая вроде как спойлерит управляющую идею, однако структура пролога, буквально с первых кадров дает понять, что тут не всё так просто. Первое что бросается в глаза – это то, что повествование в прологе идет от лица подростка, который уже приговорен аннотацией и тут возникает логичный вопрос – какая цель этого действия? Второй звонок, намекающий на то, что тут не всё просто – это длина этого самого пролога, который даже для стандартного хронометража в 90 минут длится долго, а для 65 минут, так явно является чем-то значительно большим, чем просто введение зрителя в привычный мир картины. Далее без спойлеров сложно, поэтому позволю себе обратить внимание, на ключевые особенности, которыми автор намекает зрителю куда и как смотреть. Как писал выше, в начале повествование ведется от лица подростка, уже приговоренного аннотацией, что прямо намекает на то, что автор хочет показать реальность именно с точки зрения подростка. Первое что он говорит – это про то, что его город разделен на 2 части и тут очень важно понимать, что открывающие фразы, как правило являются ключами для понимания авторской задумки. В данном случае, будь то город, страна, планета или вселенная – можно воспринимать как в прямом, так и переносном смысле. Далее, не менее важный нюанс заключается в том, как подросток видит семейные взаимоотношения, в которых за время пролога родители обменялись, буквально парой фраз. Имея такую экспозицию, становится понятно, что автор, эмулирует ситуацию, которую совершенно точно видел каждый, однако большинство, ровно, как и этот подросток стараются игнорировать. Автор показывает покой, который прикрываясь маской внешних атрибутов благосостояния пытается выглядеть как счастье. Еще, очень важно понимать, что в основе классической драматургии лежит конфликт осознанного и неосознанного желаний и если инициирующее событие запускает путешествие героев, первичной целью которого является достижение осознанного желания, то в процессе этого путешествия герои осознают существование неосознанного желания, которое противоречит осознанному и выбор между ними является хрестоматийным кризисом любой драматической истории. В данном случае, автор прямо озвучивает управляющую идею истории последней осознанной фразой, сказанной в фильме. К осознанию этой истины каждый герой пришел по-своему и именно это осознание позволило им нащупать направление движения, которое позволит выйти из состояния вечной зимы, но это, как говориться, уже совсем другая история. Резюмируя, скажу так – работа эта не сказать, что идеальна, однако для дебюта более чем стоит того, чтобы обратить на нее внимание. Именно как авторское высказывание она, как минимум, оригинальна и позволяет посмотреть на привычную ситуацию с нового угла. В качестве самостоятельного художественного произведения, честно говоря, сыровато. Для массового зрителя, скорее всего, сюжет сведется к тому, что указанно в аннотации. Для тех же, кто сможет разглядеть артефакты истории, указывающие на истинный авторский замысел, интрига, по сути, пропадет в момент инициирующего события, поэтому интерес от дальнейшего просмотра будет заключаться не в том, что покажет автор, а как, однако именно как дебютная работа, фильм однозначно заслуживает внимания и очень надеюсь, что это не последняя авторская работа. 7 из 10
Трагедии, в большинстве своём, случаются неожиданно, тем самым ломая обыденный расклад жизни. Родители не могут (и не хотят) ожидать, что их ребёнка не станет. Но, к сожалению, ужасные вещи случаются. От них никто не застрахован, особенно население отдалённых, маленьких частей страны, так как среда в таких местах часто оказывается менее благополучной. В одном из таких городов жил молодой парень. Ему не особо нравился футбол, но нравилось играть на гитаре, вести дневник, собирать важные штучки в большой коробке воспоминаний. А ещё он был влюблён в девушку, и проявлял это очень кротко и нежно. Зрители запомнят его именно таким – мягким, бережным, хрупким, тёплым человеком. Почему-то я совсем не ожидала того, что сначала будет показана жизнь до случившегося. От этого смерть Дениса ощущается вдвойне болезненно - мы переживаем утрату не только со стороны родителей, но также со своей. Потому что нам рассказали, каким он был. Оттого его смерть кажется ещё более несправедливой. На фоне родительского горя сурово орудует уральская зима. Погода, в целом, идёт здесь параллельно происходящим событиям. В конце мы наконец-то наблюдаем рассвет с ярко выглядывающим солнцем – значит, жизнь продолжается. Насчёт передачи чувств героев точно не могу сказать. Не могу даже представить, что бы я делала, говорила, ощущала на их месте. Но про актёрскую игру скажу только хорошее. Я искренне поверила в родство этих трёх людей, как будто нам показали самую настоящую семью. Сергей Грузинов так честно и искренне сыграл мальчика- подростка, а Александр Робак просто вылитый папа! И это проявлялось во всём – речь, жесты, интонации, отдельные «отцовские» черты. Юлия Марченко влюбляет своим молчанием, сквозь которое изредка можно услышать негромкий, дрожащий голос, через который она пытается донести, что ей тяжело. Я верила им всем, включая второстепенных героев, от начала и до самого финала. Диалоги звучали очень живо и натурально, что, как по мне, является довольно редким явлением. Единственный минус, который не могу не озвучить – частенько реплики отца были жёваными и непонятными. Это, конечно, помогает ещё больше попасть в манеры персонажа, но в идеале хотелось бы слышать всё, что он говорит. Естественно, не могу не упомянуть саундтрек! От и до, каждая композиция идеально дополняет пространство, в котором существует. Понятное дело, что это также игра на нашей ностальгии, но зато какая. Приятно слышать дорогие сердцу песни в отечественном кино. Собственно говоря, какой итог? Как можно ответить на вопрос, поставленный в самом начале? Зима непременно закончится. Как и каждое большое потрясение, встречающееся на нашем пути. Нужно обязательно дать себе время, чтобы стало легче, чтобы боль перестала мучать на постоянной основе, чтобы можно было жить дальше. Мать и отец, к сожалению, проходят через непринятие к прощению порознь – любить всё же правда сложнее, чем быть сильным. Но это не значит, что любви не было и не будет. Финал остаётся открытым, но я искренне хочу верить, что всё произошедшее помогло им сплотиться и стать ближе друг к другу. Я искренне надеюсь, что они справятся с этим. 9 из 10 Как здорово осознавать, что в России снимают такое замечательное кино! Такое качественное, глубокое, чарующее по всем параметрам. Не зря пишут, что это плотный и эмоциональный дебют. Желаю Николаю Ларионову всяческих успехов и много классных проектов – над которыми снова захочется горячо плакать и легко смеяться.
Фильмы с хроном в 70 минут обманчиво подкупают. Их делают либо новички, набивая руку. Либо прокуренные мэтры, умеющие укладывать историю под часовой каток. Николай Ларионов - дебютант, но работает как прожженный ремесленник. В 'Вечной зиме' нет практически ни одного лишнего кадра, а все смыслы с тотальной педантичностью уложены в расстояние от титров к титрам. Октябрьский Магнитогорск. Зима наступила привычно рано. На левом заводском берегу живет семья. Папа Александр Робак в стандартной роли работящего бати, знающего, как воспитать мужика. Спойлер: надо уметь выносить мусор, водить машину, драться и чистить картофан. Мама Юлия Марченко, шаблонно для роли воспитывающая детский хор. И сын - Сергей Грузинов - робкий, сочиняющий стихи, может быть и жаждущий стать мужиком, но явно не успевающий. В перепалке со случайным хулиганьем его жизнь обрывается. А семья окончательно погружается в зиму. У мамы и папы разные способ пережить боль. Она внезапно открывает, что не знала сына. Пытается побольше узнать о нем, приклеивается к его друзьям, девочке, которую тот тайно и кротко любил. У бати иной метод. Ему надо найти уродов и наказать их. Отец пускается в бессмысленную Одиссею, от которой страдают случайные люди, чаще всего он сам. Путь типичного токсичного наставника, растящего не кунг-фу панд, а панельных мстителей в трико. Ирония 'Вечной зимы' в том, что оба родителя бессильны перед горем. Им не победить мир холода и равнодушия. Не найти правды. Еще одна дискуссия с 'Братом', от которой веет не просветлением, а какой-то бессмысленностью. Беззубостью правды. Сильнейший кадр фильма - дискотека в том же спортзале под ту же музыку, где она была до гибели сына. Жизнь не заметит смерти кого-либо. Музыку никто не выключит. Пережить травму легко не удастся никому. 'Вечная зима' заботливо укрывает этот закон жизни в суровый уральский сеттинг. С одной стороны показывать боль на материале холодных неприветливых улиц просто. С другой - попробуй заточи ее в лучины оконных ламп, где, как мы знаем с провинциального детства, единственный островок земли в игре 'пол - это лава'. 'Вечная зима' рождает простой, но принципиально новый нарратив в кликушничестве российского кино. 'Сильным легко быть, любить сложно'. Пронзительно и просто. Чем не итоговый ответ 'Брату'? В конце концов, 'Вечная зима' - это фильм про то, что умение преодолевать не важнее, чем умение быть родителем. Вопросы маскулинной токсичности, христианского прощения здесь объясняются очень простым, понятным каждому языком. Пацаны всегда останутся пацанами, а бати батями - ничего не изменить. Насилие порождает насилие. И иначе в мире без любви не бывает. А без нее зима не кончится