Мне вот интересно, а там в Нетфликсе ещё не устали получать тонны минусов и ненависти за свои псевдо толерантные лживые подделки? Я уже писал про провальные проекты, типа как 'Велма' и приквел 'Ведьмак: Происхождение', но там было исключительно по выдуманным вселенным и конкретно для американской культуры. Ладно, леший с ними, с огромной натяжкой можно допустить, если в фэнтези красуются черные эльфы или убер сильные женщины войны, которые рубят в капусту, как по их видению, никчемных плюшевых мужчинок. Постоянный и тотальный мискаст уже стал визитной карточкой этого цеха по производству ширпотреба. Лучше бы конечно писали свои сценарии и вселенные, а не брали уже имеющиеся. Вполне, кстати, возможно эти предыдущие их заскоки было прощупывание аудитории на реакцию, что бы сделать следующий их этот очередной нелепый шаг. Но в документалку то зачем свой маразм пихать то? А именно как документальный сериал они себя позиционируют, а то есть прямо подводя к историческим личностям как они были на самом деле, при этом фальсифицируя историю и подменяя понятия. Поэтому получайте черную Клеопатру (всё по секретным документам, не иначе) и её черную свиту в довесок, а это уже культурная апроприация как она есть, а то есть присваивание себе чужой культуры, которая к ним никак не относиться, к тому же ещё не стесняются нагло переписывать историю отсылаясь на некий свой исторический ревизионизм. Итак, знакомитесь: Джада Пинкетт Смит, та же Ниоба из Матрицы (единственная её известная роль), та же жена Уилла Смита и причина скандальной пощечины Крису Року. Именно из-за ее негативной реакции на шутку и какой-то неведомой властью над мужем, Смит своей выходкой чуть не лишился карьеры и пошатнул уважение к самому себе. Это ещё не говоря о том, что она ему часто изменяла и публично хвасталась этим, а тот ей всё прощал. Святая женщина и хорошая жена, ничего не скажешь. Но мы не об этом... Это что бы вы понимали какой человек взялся продюсировать 'истинно' документальный сериал. Именно она по совету какой-то бабушки и современной повестки сделала каст так, как посчитала нужным, взяв в команду режиссёра Тину Гаравии, которая придерживалась тех же взглядов, как итог, теперь это самый худший сериал из всех созданных на данный момент, которому удалось отыскать очередной уровень дна и пробиться ещё ниже. Хотя в каком-то плане это даже успех, хоть где-то первое место. Мне иной раз кажется, что у них там некое соревнование за то, кто сможет снять максимально хуже, чем это вообще возможно, удивит, так сказать, мир своей некомпетентностью и лицемерием. Что ж, если так, то у них здорово получается. Вы думаете они остановились на этом? Нет уж, падать так падать! Сначала они каким-то образом сняли петицию против них (надавили авторитетом), потом когда в Египте у людей уже терпение лопнуло, те составили коллективный судебный иск против Нетфликс, и их в этом подержали серьёзные историки. Мда... Аргумент там, кстати, о снятие этой петиции оказался максимально туманным, лишь бы снять, а потом тех кто был не доволен, там еще в довесок и самих жителей Египта, они обвинили в расизме (Карл!), за то что те посмели критиковать их 'исторически достоверный взгляд'. Эгоизм и хамство при этом просто зашкаливали своей откровенностью и глупостью, их призрение и неуважение к другим странам, к другим нациям вылезло далеко за хоть какие-то рамки и здравый смысл. А то есть, теперь им можно оскорблять других и надругаться над чужим мнением, а вот в обратку стрелочка то уже не крутится (ну, зато прозревать многие стали моментально, такое кого хочешь задуматься заставит). А то вон как оно бывает то, ведь получается только они теперь могут всех обвинять на право и налево абсолютно во всех случаях, театрально обижаться, и прикрываться то сексизмом, то расизмом, то гомофобией и так далее по списку обид, диктуя исключительно свою позицию. Есть емкое слово, характеризующие такое поведение, но мы его тут употреблять не будем. Даже не учитывая все эти скандалы, сериал снят максимально бездарно, насколько это возможно, ведь ставка и упор, скорее всего, было как раз на шумиху, которую он вызовет. Всё происходящее там типично для их стиля, белые все плохие, черные все хорошие, в общем повесточка сквозит их всех щелей. Сама актриса не чувствуется по характеру именно как Клеопатра, вот от слова совсем, а похожа на обычную слишком эмоциональную женщину, да ещё и с какими-то присвоенными воинственными качествами (хотели еще сильную и независимую, естественно), которая старается казаться именно как некий положительный персонаж, когда как белые мужчины все исключительно строят козни и всячески мешают прогрессивной королеве. Сама актриса, кстати, так же негативно высказалась о том, что мол если кому-то там не нравиться, кого она играет, пуст идут лесом (ну раз так, то взаимно). По итогу можно сказать следующее: Хорошо, что сейчас стали буквально сразу возмущаться об таком положение дел и попытках переписать или присвоить себе разные исторические события, ведь если таким людям позволить творить всё это безнаказанно, то нас ждет печальное будущее. А то вот в некоторых странах уже свыклись с тем, что их историю всячески коверкают, насильно заставляют это поддерживать и уважать, а те радостно приветствуют это абсолютно не понимая, что потом по этим фильмам и сериалам у будущих поколении будет представления именно об этой интерпретации. Будем надеяться, что финансовые потери, унизительные рейтинги и бесконечные скандалы отпугнут аудиторию и инвесторов от таких проектов раз и навсегда, а те в свою очередь благополучно загнуться с их 'уникальным и не оспоримым виденьем на мир'. Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.
«История - это порой то, чего никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был» (с) Энрике Хардиэль Понсела В мае этого года «Нетфликс» выпускает документальный сериал «Царица Клеопатра». Проект сразу же, буквально с первых тизеров, приобретает максимально скандальную репутацию и встречается в штыки… да практически всеми. Историками, деятелями культуры, широкими массами зрителей, белыми европейцами и американцами… Даже современные египтяне, имеющие, напомню, к Древнему Египту этнологическое и социально-культурное отношение примерно никакое, и те умудрились ущемиться. А всё из-за чего? Из-за темнокожей актрисы в роли Клеопатры. Одного этого факта оказалось достаточно, чтобы повесить на сериал ярлык «Очередная конъюнктурщина, сделанная на волне повесточки и не имеющая ни художественной, ни культурной ценности». Vox populi, как известно, безапелляционен и скор на расправу – а потому сериал сразу же получил рекордно низкие оценки на сайтах-агрегаторах рецензий от миллионов людей, которые его даже не смотрели и смотреть не собирались. Но, всё ли так плохо на самом деле? Давайте разбираться. Сразу же хочется обозначить свою позицию по поводу главной претензии к фильму - темнокожей Клеопатры. Я не отношусь к той части наиболее прогрессивной общественности, которая страдает (а, возможно, втайне и наслаждается) комплексом вины перед чёрной Африкой за грехи дедов-колонизаторов и эксплуататоров – благо, мои ни теми, ни другими не были, - и которая считает, что все дружно должны каяться и искупать грехи прошлого всеми возможными и невозможными способами. Темнокожие актёры и актрисы, безусловно, далеко не всегда уместны в тех ролях, которые им отворятся. Не может быть темнокожей русалочки – потому что есть сказка Андерсена, потому что есть оригинальный полнометражный мультфильм 1989 года и потому что это банально нелогично. Не может быть чёрного эльфа из вселенной Толкина, потому что у Толкина чернокожих эльфов не_бывает. Вот только с Клеопатрой не всё так однозначно. Многие считают, что Клеопатра была царицей из греко-македонской династии Птолемеев – и этого им достаточно, чтобы сделать однозначный вывод: Клеопатра – белая эллинка. Вот только эти люди забывают о синкретизме, взаимопроникновении культур, греческой и автохтонной, на протяжении всего птолемеевского господства. Проявлявшегося, в том числе, и в браках греческого населения с местным. А в Древнем Египте, напомню, было и вполне себе темнокожее нубийское население – более того, буквально за три века до походов Александра Македонского нубийская династия фараонов правила всем Египтом – от Мероэ до Дельты. Нам доподлинно неизвестна личность женщины, являвшейся матерью Клеопатры. Более того – неизвестной наложницей, чьего имени не сохранилось в веках, была и мать Птолемея XII – отца Клеопатры. Иными словами, возможно ли на сто процентов утверждать, что Клеопатра была белой эллинкой? Нет, невозможно. Можно ли быть уверенным, что она была чернокожей? Нет, конечно. С большой долей вероятности, мог быть какой-то промежуточный вариант – доподлинно этого мы никогда не узнаем, поскольку ни однозначных свидетельств современников, ни останков для генетической экспертизы не сохранилось. Возвращаясь к рассматриваемому сериалу, важным моментом является как раз то, что создатели не настаивают на непреложной истинности своей интерпретации образа – они подчёркивают, что их образ – лишь один из возможных. История, вслед за вектором развития человеческой цивилизации, долгие годы была европоцентричной. Это не хорошо и не плохо – это просто факт. Клеопатра – одна из «приватизированных» нами исторических личностей. Подчас, на ментальном, подсознательном уровне – отсюда и столь ярое неприятие любого образа, не укладывающегося в наш шаблон. Создатели сериала своей интерпретацией решили «поделиться» Клеопатрой с темнокожими. Дать тысячам чёрных девочек по всему миру ИХ героиню и ролевую модель. Возможно, привить интерес к истории – не искажая её, но давая понять, что так_могло_быть. Есть ли в этом что-то дурное? На мой взгляд, абсолютно ничего. Но миллионы людей по всему миру почему-то отреагировали так, словно у них пытаются отобрать что-то плоть от плоти их и только их, неотъемлемое, то, на что другие не имеют никаких прав… Говоря об историчности происходящего на экране – сериал на удивление правдиво рассказывает историю правления последней царицы птолемеевского Египта. Я, приступая к просмотру, опасался чрезмерной идеализации главной героини. К чести создателей, они смогли устоять: Клеопатра предстаёт не идеализированной, но комплексной и сложной личностью, со своими «скелетами в шкафу», более того, как и многие великие исторические фигуры – не чурающейся порой откровенно неоднозначных, с позиции человека нашей эпохи, методов для достижения своих целей. Фильм даёт возможность без прикрас проследить весь путь последней великой царицы Египта – со всеми её взлётами и падениями, победами и неудачами, несгибаемыми силой и упорством – и очарованием, перед которым падали ниц сильнейшие мира сего, восточным коварством – и любовью, легенды о которой остались в веках… Интересной, пускай и не бесспорной, показалась мне идея с чередованием лайв экшн-художественной съёмки с экспертными мнениями историков и культурологов в студии. С одной стороны, это немножко рвёт темп повествования, не всегда даёт возможность воспринимать происходящее целостно. С другой – всё это апеллирование к своему опыту, своему восприятию исторической фигуры Клеопатры, делает рассказываемую историю более личной и, в конечном счёте, упрощает её восприятие как чего-то живого, человеческого, а не высеченного незыблемо в граните истории. Говоря об актёрском касте, сразу же хочется отметить Джона Партриджа в роли Юлия Цезаря – на мой взгляд, одно из самых удачных киновоплощений Цезаря в кинематографе, в принципе. Казалось бы, небольшая роль, но насколько он в ней убедителен и аутентичен! Остальные, в том числе, и Адель Джеймс в роли Клеопатры, менее ярки и фееричны – впрочем, и совсем уж откровенного мискаста нет, все актёры стараются и отыгрывают свои роли на приемлемом уровне. Мне неизвестен бюджет проекта, но, полагаю, он был не слишком велик – сериалу порой недостаёт масштаба, размаха, широты. Батальные сценки, даже когда речь идёт о сражении при Акциуме – одной из величайших морских битв древности – выглядят откровенно куце. Впрочем, то, что в сериале есть (абстрагируясь от того, чего в нём нет), выглядит достойно – костюмы, декорации, антураж. Отдельной похвалы заслуживает операторская работа. Резюмируя всё вышесказанное – сериал, безусловно, не является великим произведением искусства, но и всего того потока нечистот, что обрушился на него и на головы всех причастных, он не заслужил. Оттого и хочется воззвать - не ориентируйтесь на чужие слова и волну ненависти, дайте сериалу шанс и хотя бы попробуйте его посмотреть. Уверен – многих он сумеет заинтересовать, поможет узнать что-то новое о весьма интересной эпохе в истории человечества и подарит три часа нескучного, а, главное, небесполезного времяпровождения. Главное – дать ему этот шанс. 7 из 10