Объяснять в России, кто такой Боб Дилан, сложно. Он никогда по-настоящему не был популярен тут. Даже старина Пит Сигер приезжал выступать в актовый зал МГУ. Боб же Дилан - какой-то фантом. Реальных причин этому три. Дилан жестко завязан на языке, который в эпоху его популярности знали не на том уровне. Дилан работал в форматах и без того сильных в русскоязычном пространстве. По сути, все от БГ до даже 'Машины времени' - его наследники. Наконец, Дилан - это магия живых выступлений, которая начала работать еще сильнее с каждым разом, когда бард бежал от коммерции и коммуникации с прессой Но для Америки Боб Дилан - это миф. Возможно, главный за всю ее музыкальную историю. Это классический американский роман, переложенный на куплеты. Это альфа и омега современного языка, где альфа - изворот глагольных форм, а омега - окончательный отказ от шекспировской ритмики. Дилан - это еще миф о гражданском обществе и сугубо национальном стандарте мудрости. Дилан многолик и непостижим. Его жизнь известная поминутно, биографии многотомны. Фолк-икона, рокер-революционер, борец за права и свободы, отшельник, нигилист и прожженный эгоист, эмпат, постигающий в песнях душу мира, пошляк и философ, тот самый Бобби из-за угла Ист-Сайда с губной гармоникой на мотоцикле и наследник еврейского гена Роберт Циммерман с претензией на изощренные формы. Поэтому кино про Дилана - это кино про ипостаси. Таким был 'Меня там нет' Тодда Хейнса, где певца играли шесть разных актеров, включая женщину. Джеймс Мэнголд пошел по иному пути. Теперь история Дилана напоминает крепкий байопик про выдающегося человека с более-менее стандартной линейкой 'становление-кризис-святость'. Накидав внутрь пару конфликтов, на выходе Мэнголд получает что-то вроде 'Форда против Феррари', но в мире музыки, хотя и снова в 1960-х. Последние, кстати, заявлены в фильме лишь с пролетающих титров на экране ТВ и заголовков газет. Время вписано в контекст Дилана, а не наоборот. 'Никому не известный' исследует три конфликта. Самый главный - очень задротский. В 1965-м Дилан сыграл электро-сет на фолк-фестивале в Ньюпорте. Это изменило музыку, навсегда разлучив любителей одного от фанатов второго. Это классический конфликт прогресса и старых устоев. Проповедник второго - Пит Сигер, в рутинном и будничном исполнении Нортона - выглядит слегка архетипично, хотя едва ли уходит далеко от реального персонажа. Сигер до конца жизни везде носил с собой банджо и не стеснялся называть себя коммунистом. Мало вам конфликта из-за того, на какой гитаре играть песни, Мэнголд закидывает в топку любовный треугольник. У Дилана есть умница Эль Фаннинг, здесь художница с выдуманным именем, не желающая быть всего лишь реквизитом в фокусе циркового артиста. У Дилана есть и Моника Барбаро, Джоан Баэз, томная фолк-королева, которая в реальной жизни написала толстый трактат о сексуальных похождениях с Бобом. Одна ревнует к другой, красиво гуляет по осеннему Нью-Йорку (спасибо, Вуди Аллену открывшему это) и хочет видеть любимого дома в кровати в четыре утра. Другая готова терпеть сравнения своих песен с картинами в кабинете дантиста и при необходимости может накрутить в кулак мужские причиндалы, даже если ты Боб Дилан. При этом обе актрисы - умницы, химия с Шаламе у обеих на каком-то запредельном уровне. Третий конфликт - совсем простой. Это пресловутый поиск свободы внутри мира условностей. Вокруг него выстроен весь хрон фильма. К нему подводят экспозиция, кульминация и развязка. И пусть сводить Дилана к высшим ступеньки пирамиды Маслоу - совсем условное допушение, в рамках отдельного фильма это работает. Глобально, этот фильм - хороший портал к ранним песням Дилана. Шаламе проводит сумасшедший актерский эксперимент - в кадре он неотличим от прототипа. Та же хрипотца, те же мимические полутона, тот же акцент, зажевывающий окончания в past simple. Это очень близкое к эталону перевоплощение, заслуживающее и номинации на 'Оскар', и потенциальной победы. Как и большому счету всё остальное - режиссер, сценарий, другие актеры, гримеры. Весь фильм, тем не менее, меня мучал вопрос, зачем он был нужен. Многоликость Дилана здесь проиграла войну кинематографическому профессионализму. Ради того, чтобы окончательно убедиться, что Шаламе грандиозный актер? Чтобы два с половиной часа слушать песни Дилана? Чтобы познакомить молодежь с персонажем, которого они знают лишь как прокуренного деда с Нобелевкой? Ответа у меня нет. Как итог, 'Боб Дилан: Никому неизвестный' - это блестящий фильм, существующий как бы в отрыве от всего того, чем жил и за что боролся его герой. Как он пишет песни, что там по внутреннему миру, почему Дилан так часто менялся? Да в конце концов, почему он перешел на электрическую гитару? Всё это как будто не важно. Боб Дилан здесь - просто важный дядька из учебника истории с непростой судьбой и узнаваемыми песнями, которые слушали ваши предки. Это если вы живете в Америке. А если в России, то поставьте точку после слова 'дядька'. И беда в том, что 'важных дядек' в мире и американской истории много. А вот Боб Дилан такой один. И похоже познать его до конца киноязыком все-таки невозможно. Like a rolling stone. Like a complete unknown.
Думаю мало кто будет спорить с тем, что изначально желание Джеймса Мэнголда создать фильм о Бобе Дилане казалось безумством. Так как уже давно Боб Дилан превратился из музыканта в настоящий символ и культурное наследие во плоти, которое каждый видит по своему. Особенно американцы. Тем более, когда уже есть «Меня там нет» Тодда Хейнса, который наиболее четко реализовал это в каждой минуте экранного времени. Показывая разные интерпретации Боба Дилана в разном исполнении других актеров. Тем не менее, можно смело заявить, что «Никому неизвестный» стала одной из главных приятных неожиданностей года. Имея на руках хронометраж в почти два с половиной часа экранного времени, режиссер и один из сценаристов данной ленты Джеймс Мэнголд пусть и вкратце, но крайне интересно рассказал историю одного из величайших в истории музыкантов и первого музыканта удосужившегося Нобелевской премии по литературе. При этом, одинаково достойно раскрывая Дилана на экране не только в качестве творческой личности, но и рядового человека. Именно на примере его восхождения к славе и размышляя о печальном закате золотого века музыки, которой Мэнголд признавался в любви еще и в других своих картинах. Джеймса Мэнголда определенно можно назвать одним из самых талантливых и сильных постановщиков настоящего времени, которому просто не повезло стать режиссером пятого «Индианы Джонса» и попасть под каток хейта просто так. Вот и в данном случае Мэнголду удалось создать поистине завораживающее произведение, почти два с половиной часа экранного времени которого буквально пролетают за пару мгновений. Особенно в великолепно поставленных музыкальных номерах без какой либо мишуры. Незадолго до премьеры данной ленты в интернете появилась информация о неподобающем поведении исполнителя главной роли Тимоти Шаламе на съемках, который якобы вел себя заносчиво и не общался с коллегами. Однако как оказывается в итоге, игра стоила свеч и практически не выходя из образа, Шаламе не просто сыграл, а буквально прожил своего персонажа на экране. На мой взгляд, сыграв одну из лучших ролей в своей карьере и впервые на моей памяти представ на экране настоящим актером с большой буквы. В добавок ко всему, усиливая впечатление не менее виртуозной игрой Эдварда Нортона, Эль Фаннинг, Бойда Холбрука и Моники Барбаро. 9 из 10 Боб Дилан: Никому неизвестный – это определенно один из лучших байопиков, что я когда либо видел, который представляет собой классическое воплощение жанра старой школы. В добавок ко всему, подкупая качественной и академической режиссурой, насыщенной историей и великолепными актерскими работами. Теперь я точно верю, что у Тимоти Шаламе большое будущее как у артиста.
Впервые увидел трейлер полгода назад в кино. Сразу обратил внимание на новый фильм с Тимоти Шаламе в главной роли. Когда он пел культовый хит «Blowin' in the Wind», мурашки пробежали по коже. И вот я наконец дождался. Фильм превзошел мои ожидания. Кажется, Шаламе справился с ролью на все сто процентов. Шикарная игра актера: мимика, жесты, Мало того, что все песни Боба Дилана он исполнил сам. Молодой, дерзкий, эгоист. Превосходно показан Нью-Йорк 1960-х, великолепно передана атмосфера того времени. В фильме упоминаются ключевые события эпохи: Карибский кризис, война во Вьетнаме, убийство Кеннеди. Главный герой словно пропускает через себя эти исторические вехи и переносит их в музыку. Что особенно важно, так это то, что в этот период времени происходит революция в мире музыки: на горизонте музыкального олимпа появляются Битлз и Роллинг Стоунз. Акустическая гитара, некогда олицетворяющая душу фолка, уступает место электрическому инструменту, который навсегда изменяет ландшафт музыкальной культуры. Фильм мастерски отображает разрыв и недопонимание между традиционными фолковыми музыкантами и новыми приверженцами рок-н-ролла, чья страсть и энергия противостоят устаревшим канонам. Этот конфликт поколений, вплетенный в ткань повествования, не только обогащает музыку, но и вызывает заметные изменения в общественном сознании. Динамика борьбы между старыми и новыми течениями становится неотъемлемой частью этой эпохи, наполняя её многогранными эмоциями и новыми идеями. В итоге, мир музыки переживает не просто изменение стиля, а целую культурную революцию, открывающую двери в неизведанные миры творчества и самовыражения. Однозначно одна из лучших ролей Шаламе и один из лучших фильмов о Бобе Дилане
Мы посмотрели «Боб Дилан: никому не известный». Я хотел посмотреть этот фильм, потому что начитался о том, как Тимоти Шаламе готовился к роли — то есть ждал от актёра чего-то очень сильного — и потому что очень ценю и уважаю творчество Боба Дилана. В какой-то момент, вроде когда ему дали Нобелевскую премию по литературе, я прослушал, если не все, то многие его песни. С другой стороны, когда садился за фильм, опасался двух конкретных вещей: первая — фильм по содержанию будет говном и мы просто посмотрим на набор хитов; вторая — я ничего не пойму, потому что Боб Дилан и все эти кантри-движения — это очень американская тема. В общем, фильм удовлетворил все мои ожидания. Начнём с конца. Фильм действительно очень сложно воспринимать, будучи не погружённым в контекст Америки 1960-х. Возможно, я немного туповат, а может, и режиссёр не дожал, но мне приходилось сильно стараться ловить отсылки к борьбе против расовой сегрегации, антивоенному протесту и панике в США во время Карибского кризиса. Ещё сложнее было понять, что происходит в музыке того времени. Что такое Ньюпортский фестиваль и почему это важно? Почему все так хейтят новое электронное звучание? Почему важно было делать каверы, а не свою музыку? Да и вообще, кто такие Вуди Гатри, Пит Сигер и Джоан Баэз? Всё это осталось нераскрытым. Приходилось догадываться и подключать какие-то общие знания, которых не всегда имеются при себе. Короче говоря, вышло сыро. По поводу сюжетной части — тут тоже мои опасения подтвердились. Но, кажется, это такие жертвы ради жанра. Тут либо мы смотрим на потрясающе поющего актёра, либо уж рассказываем, как он перевернул индустрию. Никто не готов смотреть фильм в кино 5 часов, а по-другому вместить и песни, и пассионарность героя невозможно. К тому же песни лучше продаются. Побрюзжали — можно и похвалить. Я думаю, что ни для кого не секрет, что Тимоти Шаламе — прекрасный актёр. Кому это ещё не ясно, может включить фильмы «Красивый мальчик», «Король» и вторую «Дюну». Не пишу про «Дождливый день в Нью-Йорке», потому что там Тим не играл, а как будто просто показали его обычный день — богатого еврейского мальчика с Манхэттена, влюблённого в провинциалку и не видящего перед собой реально классную девчонку (привет Кайли Дженнер и Эль Фаннинг). Да, Шаламе — безусловно, заложник образа: слащавого секс-символа и персика из «Назови меня своим именем». Но он всячески пытается вырваться, и роль Боба Дилана выглядит так, будто ему окончательно удалось. Как говорил выше, Тим очень готовился к роли. Он научился играть на гитаре и губной гармошке — причём делать это одновременно, как Дилан. Он научился петь в очень непростой манере. Все песни в фильме исполнены самим Шаламе. Параллельно с «Никому не известный» он снимался в «Дюне», и ходят легенды, как он всех задолбал на съёмках гитарой и гармошкой. Помимо музыки, Тимоти скопировал среднезападный говор Дилана. Он несколько раз ездил к Бобу, чтобы перенять его привычки и манеру общения, и весь период съёмок был с ним на связи. Всё это тоже стало испытанием для съёмочной группы, потому что у Боба Дилана скверный характер, а значит, и у Тимоти он был соответствующий. Шаламе поправился на 10 кг для роли, отрастил идиотскую бородку с усами и длиннющие ногти. Как итог — великолепнейшая роль и номинация на «Оскар». И да, я уж не знаю, что там показал Броуди в «Бруталисте» (пока не смотрел), но то, что ему венгерский акцент делали с помощью нейросети, а Шаламе старался сам — как бы намекает, что «Оскар» получился несправедливым в этом году. В общем, если вы хотите послушать классную музыку, которую не просто понять, полюбоваться бенефисом прекрасного актёра — без погружения в сложные дебри Америки 60-х, — то милости прошу к фильму. Но в целом, судя по реакции критиков и синефилов, фильм в России прошёл никому не известным, like a rolling stone.
Не знаком с творчеством Боба Дилана, но личность известная, поэтому интересно было посмотреть. Но оказалось, что не интересно, скучно и уныло. В фильме показаны первые годы творчества Боба Диллана, его становление и превращение в звезду. Оказалось, что он начинал с фолк-музыки, не путать с кантри, а рок там только в самом конце фильма появляется. Оказывается, в США песни под гитару называют фолком, это тоже самое, что во Франции именуют шансоном, а у нас бардовской / авторской песней зовется. А это все такой жанр, где главное текст, а не музыка. А если я английского не знаю, то я и не оценю эти песни и субтитры тут не помогут. И на сцене никакого трэша и угара не происходит, просто стоит чувак с гитарой и тихо поет. Такой американский Окуджава, интересный только носителям языка. Поэтому все музыкальные номера сразу на перемотку. И как личность Боб Дилан тоже оказался малоинтересен. Ни конфликтов, ни борьбы характеров, даже любовные линии пресные. Все его страсти сублимированы в творчестве, внешних проявлений немного. Ну разве что женщины его любили, а он этого не ценил и вел себя как гандон. Ну так на то он и рок-звезда, традиция у них такая. В общем особой движухи в фильме нет. Все происходящие события просто связки между песнями, этакий конферанс. Снято в целом неплохо, режиссура, актерская игра, камера все как надо, профессионализм съемочной группы чувствуется. Но кино не зашло. Это тоже самое, что 2 с лишним часа узбекского акына слушать, бренчит на одной ноте и ни слова не понятно. Поэтому не.
Сюжет В Нью-Йорке 60-х ярко вспыхивает новая звезда фолк-музыки Боб Дилан (Тимоте Шаламе) – песни под гитару этого сонграйтера становятся настоящим локомотивом для консервативного жанра. Но со временем Боб устаёт от однообразия и переходит на электрогитару, что могут не простить ему преданные поклонники и давние друзья по сцене. Мнение Для американцев Боб Дилан что наш Высоцкий – фигура эпохальная и мгновенно узнаваемая. Дилан, к тому же, единственный в мире музыкант, удостоенный Нобелевской премии по литературе. Уже существуют десятки проектов о легендарном исполнителе, включая две документалки от Мартина Скорсезе, экспериментальную драму 2007 года «Меня там нет» (в которой сразу несколько популярных актёров и актрис (!) примерили на себя знаменитый дилановский говор) и причудливую комедию 2003 года «Шоу века» (в которой Дилан сыграл самого себя, что правда не спасло фильм от разгромных отзывов и провала в прокате). Не хватало здесь только крупнобюджетного студийного байопика с претензиями на «Оскар». И крайне логично, что законопатить пустующую нишу подрядился именно Джеймс Мэнголд, режиссёр, который за 19 лет до этого уже сваял хитовый байопик «Переступить черту» о другом дико популярном парне с гитарой (Джонни Кэш). В отличие от стандартных биографических драм, старающихся объять необъятное и показать все периоды жизни героя от колыбели до могилы, фильм Мэнголда чётко фокусируется на небольшом отрезке времени в несколько лет. За это время Дилан сначала становится мегапопулярным артистом, а затем начинает экспериментировать со своим стилем, попутно слоняясь по любовному треугольнику с участием фолк-певицы Джоан Баэз (Моника Барбаро) и художницы Сильви Руссо (Эль Фаннинг). А главный акцент повествования делается на песнях и их самостоятельном исполнении отличным актёрским ансамблем - в сумме они наиграли 23 полноценных трека, которые были выпущены отдельным альбомом. Шаламе при этом избегает карикатурности, он великолепно попадает в по-мальчишески высокомерный образ Дилана, а его наставник Эдвард Нортон (в роли певца Пита Сигера) - милый порядочный человек, нежная душа, который, как и полагается по законам драматургии, оказывается растоптан своим протеже. Так что если вы ищете лучший трибьют Дилану, то вот он перед вами. Главное, чтобы вам импонировал этот музыкальный жанр и лица на постере. Злые языки, окрестившие в сети этот фильм «байопиком для старпёров», однозначно не правы - песни Дилана известны более-менее всем, так что при звучании эпохальной «The Times They Are a-Changin» у вас перед глазами могут мелькать как воспоминания о давно ушедшей молодости, так и вступительные титры «Хранителей». Но не ждите, что Мэнголд откроет вам завесу тайны над личностью Дилана, его фильм не пытается понять своего героя или объяснить его мотивации. Скорее всего, потому что Дилан и сам не понимает себя. В этом контексте название байопика оказалось буквальным.
В наше время фильмами об известных людях уже не удивишь. Чаще всего они представляют из себя набор ярких эпизодов из жизни той или иной личности, где практически отсутствует хоть какая-нибудь жанровая уникальность. Многие из этих проектов сделаны либо с прицелом на премии, либо же, как говорится, 'на заказ'. От нового фильма Джеймса Мэнголда, посвящённому восхождению легендарного Боба Дилана, ожидалось что-то примерно из категории под названием 'Оскар-бэйт'. Вопреки личным опасениям, байопик оказался приятным сюрпризом. Фильм рассказывает историю становления музыканта и фокусируется исключительно на периоде с 1961 по 1965 год. Он не пытается дотошно, словно документальный фильм, пересказать всю жизнь Дилана от детства до старости. История фильма охватывает именно тот временной промежуток, когда певец и гениальный автор песен появился из ниоткуда и за 4 года изменил культуру раз и навсегда. 'Никому не известный' - это не только реальная история о начале пути великого музыканта, это ещё и кино об эпохе. Атмосфера первой половины шестидесятых в фильме воспроизведена просто изумительно. Угроза ядерной войны, убийство Джона Кеннеди, война во Вьетнаме - все эти события очень ярко подмечаются режиссёром и позволяют на их фоне разглядеть истинную значимость фигуры Дилана для всей индустрии. Совсем юный паренёк со своим упёртым характером и искренними песнями смог достучаться до волнующий сердец людей того времени. Кино не пытается прямолинейно накидать значимые события из жизни музыканта, оно на эмоциональном уровне показывает именно то, чем в своё время всех так зацепил Боб Дилан. Некоторые сцены, вроде исполнения песни 'The Times They Are a-Changin’' на фолк-фестивале, заставляют прочувствовать всю ту удовлетворённость публики, увидевшей в непростое время человека, который не побоялся прямо и честно рассказать о проблемах мира. Совершенно другую эмоциональную ступень фильм берёт, когда показывает внутренние противоречия музыканта после нахлынувшей популярности. Здесь видны и эгоизм, и дерзость, и угнетённость человека, столкнувшегося с началом медийной жизни в большом городе. Но, пожалуй, это и позволило самому Дилану пересмотреть свои взгляды на творчество и переоткрыть слушателям своё видение мира с помощью рок-музыки. Кульминация фильма строится именно на этом. Лидирующий исполнитель фолк-музыки становится рокером и этот поворот в карьере Дилана становится резонансом. Эмоции от его финального выступления, полного скандала и недопонимания со стороны публики, вызывает неподдельный восторг, а постановка самой сцены заслуживает наилучшей похвалы. В этом эпизоде видна подлинная сущность Боба Дилана: даже под угрозой отмены, он не перестаёт верить в свои принципы и стремится хоть немного заразить ими свою аудиторию. Тимоти Шаламе - бесподобен. По сути, всё кино строится именно на его актёрской игре и ни в одной сцене он не заставляет тебя усомниться в том, что он - Боб Дилан. Его утончённость вкупе с кропотливой работой над воссозданием мимики и манеры поведения музыканта в реальности восхищает. Но реальным достижением актёра стало решение исполнить все песни Дилана самостоятельно. И, если вы послушаете его исполнение хотя бы в трейлере к фильму, то вы будете, как минимум, впечатлены. В общем, идеальная актёрская работа, заслуженно отмеченная номинацией на 'Оскар' за лучшую мужскую роль (надеюсь, Шаламе дойдёт и до победы). Помимо главной звезды, в фильме можно выделить и не одну прекрасную актёрскую работу. Эдварда Нортона всегда приятно видеть в кадре, особенно, когда он воплощает на экране таких душевных людей. Очаровательная Эль Фаннинг даёт фильму нужный заряд химии с Тимоти Шаламе, но, на мой субъективный взгляд, её сюжетная линия довольно блёклая и не самая обязательная. Самым ярким же второплановым персонажем стала фолк-певица Джоан Баэз в исполнении Моники Барбаро. Их совместные с Шаламе сцены позволили создать самые романтичные и музыкальные моменты в фильме. К слову, за свои роли Барбаро и Нортон также удостоились номинаций на 'Оскар'. Сидя на финальных титрах фильма и слушая великую песню Дилана 'Like a Rolling Stone', меня не покидало вдохновение, которым я попытался пропитать и эту рецензию тоже. Фильм получился невероятно эмоциональным и воодушевляющим. Особенно он будет интересен творческим личностям со стажем или же молодым и перспективным людям, которые стремятся оставить свой след в этом мире с помощью искусства. 9 из 10
Не скажу, что я поклонница Боба Дилана. Да, я знаю, чем он знаменит, знаю некоторые его песни, а то, что недавно он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, это знают все. И все же когда снимают новый байопик об известном музыканте (да еще с такими актерами, и снимает очень классный режиссер), то ты нет-нет, но заинтересовываешься. И после просмотра выходишь ошеломленный, поскольку испытываешь море впечатлений и остаешься в полнейшем восторге! 1961 год. Молодой парнишка по имени Боб Дилан с гитарой наперевес приезжает в Нью-Йорк, чтобы встретиться со своим кумиром Вуди Гатри. Тогда же он знакомится и с певцом Питером Сигером, который усиленно продвигает фолк-музыку в Америке. И Питера, и тяжело больного Вуди, впечатляет талант молодого исполнителя, и вот Бобби уже играет в клубах и на фолк-фестивалях, записывает пластинки, знакомится с выдающимися фолк-певцами. Его музыка воодушевляет, тексты песен заставляют задуматься, а сам Боб в свои 23 с небольшим получает звание «Голоса поколения». И вот достигнув вершины, Дилан жаждет уйти от фолк-музыки в совершенно другом направлении, чему всерьез противится Питер и другим фолк-исполнители. Думаю, не я одна заметила общую тенденцию в байопиках о музыкальных исполнителях – а именно как они развиваются. Начинается с молодости исполнителя (иногда с непростого детства), затем его постепенное восхождение к славе, признание и безумные фанаты, потом всегда испытание славой в виде зависимостей, саморазрушения, реабилитаций, и после всего этого – громкое возвращение. Конечно, все это утрировано, но, в общем и целом, по такому сценарному каркасу построены большинство байопиков (не только о музыкантах). Чем же фильм Джеймса Мэнголда (который когда-то снял шикарный фильм про Джонни Кэша) все же отличается от них всех? В нем все же присутствуют многие эти элементы, но так и чувствуешь, что он развивается не так стандартно. Во многом потому, что здесь идет повествование о самом начале карьеры Боба Дилана (и впереди у него больше 50 лет исполнительской карьеры), а громким событием, которое обычно символизирует вторую волну популярности, здесь стал переход от фолка на акустической гитаре и губной гармонике к рок-музыке и электрогитаре. Событие это было настолько громким и резонансным, что ему посвящена страничка в Википедии – этот факт меня прямо-таки поразил (много ли подобных статей о смене музыкального стиля мы читали?). И то, что такая статья существует, только подтверждает значимость (и не только для мира музыки). Весь этот путь показан в фильме хоть и сжато (как обычно бывает в байопиках), но настолько захватывающе, что забываешь о времени (лично у меня так и было – настолько я погрузилась в кино, что будто бы прожила эти несколько лет, наблюдая за карьерой молодого Дилана). Одной из главных причин, почему ты смотришь кино о популярных исполнителях, является то, ты хочешь услышать их знаменитые песни. После просмотра Совершенного незнакомца и прислушавшись к тексту песен, становится понятно, почему Дилан получил Нобелевскую премию по литературе: просто поразительно, какой глубокий (порой философский) смысл заключен в его песнях, и то, что они так резонировали с теми временами, когда все в мире менялось… И можно услышать такие хиты как Mr. Tambourine Man, практически юношеское звучание будущего революционера, Masters of War, сцена ее исполнения была буквально грозой во время шторма, Blowin in the Wind, нежный дуэт двух фолк-исполнителей, The Times They Are a-Changin, которая идеально иллюстрирует звание Дилана как «Голоса поколения», и наконец, Like a Rolling Stone, строка из которой и дала название фильму, и которая произвела революцию на экране и в жизни. То, что Тимоти Шаламе исполняет главную роль, стало еще одним стимулом к просмотру фильма: его кастинг - это безусловная победа. Один из ярчайших актеров в роли столь же выдающегося исполнителя за 60 лет до этого. Его Боб Дилан еще так молод, но настолько талантлив, что он просто не мог остаться незамеченным. Он нас подкупает тем, что его не интересует слава как таковая. Ему просто хочется исполнять свои философские песни, аккомпанируя себе на гитаре и играя на губной гармошке (то, что Шаламе самостоятельно исполнял все песни, еще один плюс – он влюбляет в себя с первой же песни, посвященной его герою Вуди Гатри). И даже став легендой до того, как ему исполнилось 25 лет, Дилану хочется скрыться от всей этой известности, петь то, что ему хочется, а не то, чего от него ожидают друзья и поклонники. Порой он кажется отрешенным, безразличным как к жизни, так и к возлюбленным, потерявшим интерес ко всему. И кажется то, что произошло на фолк-фестивале в Ньюпорте, это именно то, что должно было встряхнуть не только музыкальную карьеру Дилана, но и его самого, сделать его воистину свободным. От Шаламе просто невозможно отвести взгляд – он играет, поет и исполняет самозабвенно и зачарованно. Номинации на всевозможные премии абсолютно заслужены (этот парень когда-нибудь получит свой Оскар!). Компанию ему составляют герои, у каждого из которых есть статья в Википедии: это его девушка Сильви Руссо (Эль Фаннинг), которая основана на Сьюзи Ротоло, появившаяся на обложке альбома The Freewheelin Bob Dylan, и которая понимала, как сложно быть возлюбленной такого исполнителя; Питер Сигер (Эдвард Нортон), певец и популяризатор фолк-музыки, ставшим другом и наставником Бобби, и переживающий как бы он сбился с пути фолка; Джоан Баэз (Моника Барбаро), фолк-певица, переживающая сложные взаимоотношения с Диланом, как в профессионально, так и в лично (но пела она изумительно – особенно понравилось ее исполнение House of Rising Sun); Вуди Гатри (Скут Макнейри), выдающийся фолк-исполнитель, ныне проживающий в больничной палате из-за своей неизлечимой болезни, который буквально живет музыкой своих друзей; Джонни Кэш (Бойд Холбрук), кантри-певец, один из тех революционеров в музыке (что наверняка вдохновило Боба на нечто подобное). Никому неизвестный или Совершенный незнакомец – кино, которое поражает, кино, которое воодушевляет, кино, которое ошеломляет, и кино, которое очаровывает. Фильм оставил меня в восхищении — после него я незамедлительно включила все главные песни на повторное прослушивание. Без сомнений, фильм выполнил свою главную цель – побудить современных зрителей послушать, прислушаться и полюбить музыку Боба Дилана. 10 из 10 Приятного просмотра!
Можно ли по-настоящему проникнуться байопиком, если тебе не близка личность, о которой он снят? Особенно когда речь идет о музыканте, где каждая сцена в фильме построена вокруг песен, значимых для миллионов, но ничего не значащих лично для тебя. Ведь в таких фильмах музыка — это не просто фон, а часть нарратива, эмоциональный проводник. Если она не трогает, не вызывает отклика, тогда и сам фильм начинает терять силу. Я не могу назвать себя знатоком творчества Дилана. Знаю, что он — легенда, его культовость в США огромна. Но вот до нас эта волна не докатилась в полной мере. Поэтому погружение в фильм оказалось странным: я словно оказался на вечеринке, где все восторженно обсуждают человека, которого я даже не знаю. Неловкость этого момента передалась всему просмотру. Фильм сразу дает понять: он не пытается раскрыть Дилана. Это не портрет человека, не разбор его внутренних конфликтов. Это кино о его влиянии на людей. Нам показывают, как его воспринимали, как его обсуждали, как его обожествляли или не понимали. Дилан в этом фильме — не человек, а явление. Это работает интересно, но ощущается странно. Когда ты не знаешь его биографию досконально, сцены начинают напоминать строчки из Википедии: вот здесь он познакомился с этим музыкантом, вот тут он записал ту самую песню, ну вы точно ее слышали! Я поймал себя на мысли, что без любви к герою или хотя бы понимания его культурной значимости погружение даётся с трудом. Это, пожалуй, главная проблема байопиков о культовых музыкантах. Они часто говорят не столько о человеке, сколько о его влиянии. Но если ты это влияние сам не ощущаешь, то вместо проникновенного фильма можешь получить лишь череду сцен, которые кого-то взволнуют, а тебя — оставят в стороне. Если говорить про сами музыкальные номера, то они поставлены достойно. Актёры хорошо поют, песни передают атмосферу Америки 60-х. Однако все, что происходит между ними, вызывает желание посмотреть на часы и узнать, сколько же там осталось до конца. Отдельно, конечно, хочется выделить Тимоти Шаламе. Он не просто играет Дилана - он становится им. Это настолько органичное перевоплощение, что уже к середине фильма перестаешь видеть в кадре актера. Повадки, голос, стиль исполнения – все скопировано безупречно. Я начал увлекаться кино примерно в момент взлета Шаламе после «Назови меня своим именем», и сейчас особенно круто видеть, как он вырос. Из фильма в фильм он эволюционирует, а здесь еще и доказывает, что может тянуть на себе не только драму или блокбастер, но и музыкальный фильм. Особенно удивило, насколько естественно он поет. Это не караоке-имитация, а именно вживление в музыкальный образ. Но вот вопрос: достаточно ли одного талантливого актера, чтобы сделать фильм по-настоящему стоящим? Фильм ощущается ровным, без эмоциональных всплесков. Ни взлетов, ни падений. К середине уже понимаешь, что весь фильм пройдет в одном темпе: разговоры — музыка — разговоры. Вроде бы неплохо, но без глубины, которая могла бы зацепить. И вот под конец появляется сцена концерта на фестивале, которая вдруг ставит всё на свои места. Здесь наконец становится ясно: Дилан всю жизнь искал свободу. В творчестве, в людях, в музыке. Это мощный финальный аккорд, но не слишком ли поздно? «Боб Дилан: Никому не известный» — фильм, который воспринимается по-разному. Если вы знакомы с его музыкой, это станет приятным способом провести вечер с возможностью увидеть начало его пути (1961–1965). Но если Дилан вам далек, то 2 часа 20 минут могут показаться затянутыми — и к финалу вы будете ждать окончания. Так вышло у меня. 6 из 10
Номинант на Оскар 2025 года аж в восьми номинациях, среди которых самые главные. История о Бобе Дилане – американском музыканте, который в 60-х считался «голосом поколения», пел в стиле фолк, а потом кардинально сменил стилистику звучания. Данная картина как раз и поведает нам о начале пути этого музыканта и том самом переломном моменте в его творческой деятельности. Скажу сразу, что я весьма поверхностно знаком с творчеством данного исполнителя и его вкладом в американскую и мировую музыку. И, в этом смысле, для меня (как, на мой взгляд, для многих отечественных зрителей), данная лента имеет два среза. Первый, и, как ни крути, главный – это экранизация истории музыканта, которого чтит и любит американский народ. Поэтому и смотреть эту ленту они будут, в первую очередь, как байопик про кумира и, как выше было написано, «голос поколения». Поэтому, нам, зрителям, которые далеки от этого, достаётся второй срез – история становления человека, развития, как музыканта, его мысли, протесты, любовь и так далее. Перед нами молодой парень, который обожает музыку, знакомится со своими кумирами, которые признают его талант, скрывающий прошлое, почему-то очень некрасиво обходящийся со своими девушками, которые играют серьезные роли в его жизни и, главное, творческом становлении, и движущийся по жизни с каменным, отрешенным от чего бы то ни было, лицом. Про последние – наверное, Боб в молодости таким и был, но смотреть на это становится неинтересно уже после первых минут пятнадцати. Да, я читал, что Тимоти Шаламе, сыгравший Дилана, очень серьезно подходил к этой работе, входил роль по максимуму, как говорится. Собственно, наверное, не зря номинирован на Лучшую мужскую роль. Но, это из первого среза – для тех, кто «в теме». Что действительно понравилось, так это каст актеров второго плана: тут очень фактурный Эдвард Нортон, милейшая и очень хорошо визуально попадающая во времена шестидесятых Эль Фаннинг, и даже забавный Дэн Фоглер тут затесался. Общее же впечатление от этой картины весьма среднее. Это весьма длинный по времени фильм, который не преподнесет зрителю каких-то резких ошеломляющих поворотов сюжета, а местами, как мне кажется, даже будет топтаться на месте. Финальная мораль, конечно, очень неплохая и вдохновляющая, но, всё-таки, весь просмотр ждешь чего-то большего.