Пока весь мир поражался тому, насколько отвратительным получился музыкальный фильм 'Джокер: Безумие на двоих', незамеченным остался еще более ничтожный образчик жанра - 'Конец света'. 'Конец света' был одной из самых многообещающих и интригующих новинок 2024 года. Зрителям обещали апокалиптический музыкальный фильм про богатое семейство, которое 25 лет назад залезло в свой бункер, спасаясь от краха цивилизации. Помимо влиятельных супругов и их ребенка там только прислуживающие им повар, врач и дворецкий... Короче говоря, предполагалось что-то остросоциальное и юморное в стиле 'Не смотрите наверх' и 'Треугольник печали' 2021 г. К тому же актерский состав у 'Конца света' впечатляющий - Тильда Суинтон, Джордж Маккей и Майкл Шеннон. А режиссурой занялся прославленный документалист Джошуа Оппенгеймер, ранее снявший сенсационные 'Акт убийства' и 'Взгляд тишины'. Однако ожидания были абсолютно неоправданными. Кроме как наслаждение смотреть на трио Суинтон, Маккей и Шеннона 'Конец света' не предлагает ровным счетом ничего. Их герои абсолютно картонные, диалоги бессмысленные, а исполняемые ими песни скучные. Событий в фильме практически никаких не происходит, а надежда на наполненные смыслами диалоги абсолютно не реализована. Более того, после двух с половиной часов просмотра, 'Конец света' остается таким же безыдейным и пустым, как в первые секунды своего хронометража. В чем суть сей басни и что вообще хотел Джошуа Оппенгеймер сказать зрителям - загадка, которую даже не хочется разгадывать. По сути 'Конец света' просто-напросто продемонстрировал нам, что эгоистичные богачи спасутся от апокалипсиса в своих бункерах и продолжат вполне себе благополучно там жить. Да, их жизнь ограничится стенами подземного убежища, им будет очень скучно без общественной жизни, будни превратятся в бесконечно повторяющуюся рутину и воспоминания о былом. А еще иногда они будут сожалеть о своих ошибках прошлого и заниматься самообманом. Но жалость к самим себе и любовь к самим себе легко будет отодвигать в сторону самобичевание и конфликты. Вот собственно и все. Вообще 'Конец света' выглядит так, будто у кого-то в голове родилась отличная идея показать тупик, в котором окажутся люди, прожившие в бункере долгие годы. Но таланта создать интересный сценарий на основе этой идеи ни у кого не было. Истории интересной не получилось. Интересных героев тоже. А критиковать власть имущих и богатых кажется Джошуа Оппенгемейер не захотел. Или не смог. Эту идею будто вскормили не особо развитой нейросети и она на выходе выдала им прототип того, что в итоге стало фильмом. А абсолютная смысловая пустота была замаскирована бездарными и безликими песенками о любви. Авторы у 'Конца света' и 'Джокер: Безумие на двоих' обозначены разные, но по своей никчемности это прям братья близнецы. Не рекомендую 'Конец света' к просмотру никому, кроме огромных поклонников актеров, вляпавшихся в создание этого фильма.
Позиционируемый как мюзикл в стиле «Золотого века Голливуда», «Конец света» представляет собой апокалиптическую историю о богатой семье, которая, укрывшись в роскошном бункере продолжает жить так, словно ничего не произошло, пока однажды на пороге не появляется молодая женщина, грозящая разрушить их семейную идиллию. В центре сюжета безымянная семья. Сын двадцати лет (Джордж Маккэй) родился в бункере и никогда не общался со сверстниками. В перерывах между плаванием в бассейне и тренировками по технике безопасности он помогает Отцу, в прошлом нефтяному магнату (Майкл Шеннон) писать мемуары невзирая на то, что их вряд ли кто-либо когда-то прочитает. Тем временем Мать (Тильда Суинтон) изо дня в день перемещает по укрытию свою бесценную коллекцию искусства и мастерит бумажные цветы вместе с лучшей подругой (Брона Галлахер), которой, по-видимому, было предоставлено место в бункере, потому что она повар со звездой Мишлен. Также в бункере есть дворецкий (Тим Макиннерни), и врач (Ленни Джеймс), которые потакают каждому желанию семьи. Как это часто бывает с антиутопиями об убежищах, на пороге появляется нежданный гость – молодая чернокожая женщина (Моусес Ингрэм). Ее прибытие подразумевает основную точку напряжения и потенциального конфликта в сюжете, но режиссер не заинтересован в его исследовании, ведь даже ее местами неудобные и провокационные вопросы, задевающие бережно сконструированную реальность семьи, едва ли ускоряют чей-либо пульс. Достаточно скоро она оказывается в довольно пресных отношениях с Сыном и без особых усилий ассимилируется в семью. Несмотря на излишнюю доброжелательность Отца, подразумевается, что он сыграл значительную роль в конце человеческой цивилизации. Мать временами теряет самообладание и зацикливается как на своей воображаемой жизни балерины Большого театра до катастрофы, так и на сыне, которого она держит в состоянии заторможенного развития. Обслуживаемые персоналом и окруженные комфортом, эти люди время от времени прерывают свою повседневную рутину и начинают петь и танцевать, чтобы дать голос внутренним переживаниям и желаниям. Обычно музыкальные номера в мюзиклах используются, чтобы дать персонажам способ выразить то, что они хотят сказать, когда экспозиции и диалога недостаточно, однако драматическая и философская структура «Конца света» настолько схематична, а диалоги настолько пусты, что песни кажутся неуместными и прозаичными. В фильме четырнадцать музыкальных номеров, общей продолжительностью 32 минуты, которые можно без сожаления перемотать, если зритель смотрит фильм не в кинотеатре и тем самым сократить болезненное время просмотра и без того затянутого фильма, продолжительностью 148 минут. В отказе режиссера от внезапных прозрений, угрызений совести и нехарактерных для его героев трансформаций есть что-то принципиальное. Можно включить фильм наугад на любой минуте и получить всю суть того, что происходит, ведь самообман героев настолько стойкий, а иммунитет к сопереживанию настолько непоколебимый, что фильм буквально приходит в состояние застоя. Помимо прочего, несмотря на выдающуюся операторскую работу Михаила Кричмана, известного по сотрудничеству с Андреем Звягинцевым и безупречную художественную постановку Йетте Леманн, в списке лучших работ которой значатся «Меланхолия» и «Королевство» Ларса фон Триера, «Конец света» абсолютно не работает как фильм, и вероятно, постановка лучше бы смотрелась на театральной сцене, учитывая ограниченное количество локаций, персонажей и обилие монологов. Любопытное сочетание апокалиптической камерной пьесы с мюзиклом делает новый фильм Джошуа Оппенхаймера «Конец света» одновременно интригующим экспериментом и разочаровывающим провалом. Каким бы визуально ярким он ни был и насколько бы уникальным ни был его посыл, создатели фильма оказались не в состоянии выстроить свои масштабные интригующие идеи в захватывающую и визуально стимулирующую историю.