Десять дней до весны: отзывы и рeцензии

Декад
Декад22 марта 2024 в 07:54

Очередной, бесспорно, качественный проект совместного производства Wink, НТВ и ИРИ «10 дней до весны», недавно показанный на отечественном телевидении и онлайн-платформах Premier и собственно Wink получился не только весьма драматичным, но и очень политизированным. Это не хорошо и не плохо, это просто очевидный факт: лента в 11-серийном формате демонстрирует реальные исторические события недавнего прошлого, свидетелями которых мы все в той или иной мере были в 2014 году. События трагичные и драматичные одновременно, которые не оставили никого равнодушным — ни в Москве, ни в Киеве, ни даже в Вашингтоне, я уже молчу о самом городе-герое Севастополе и стойком полуострове Крыме. События, эхо которых мы слышим сегодня в новостных сводках, которые так или иначе касаются всех нас. И сегодня, учитывая тяжелое время, в котором живет мир и конкретно наша страна, включая самих крымчан, пожалуй, рассказать эту трогательную историю по-другому не представлялось бы возможным. Меня искренне поражает, почему раньше нельзя было снять подобное кино вместо провального и смехотворного «Крыма» с бездарной режиссурой и актерскими работами. Но это так, небольшое отступление. Вернемся же к обсуждаемому сериалу. Центральная сюжетная линия — история одной большой семьи, члены которой после распада Советского Союза оказались гражданами разных стран, являются представителями разных профессий, имеют, казалось бы, мало общего, и у которых не самые гладкие отношения. Множество личных неурядиц, семейных конфликтов и споров, которые помогают развивать линию их отношений, но в то же время абсолютная любовь друг к другу, ведь ближе у них никого нет. И объединяет их, помимо прочего беззаветная любовь к своей Родине, которой Крым и является. История вхождения Крыма в состав России и сам Евромайдан — это сперва некий исторический фон, позже плавно сливающийся с основной сюжетной линией развития отношений этой семьи. Причем авторы дают высказаться и противникам, и сторонникам Майдана. События, конечно же, демонстрируются в соответствии с российским нарративом, но назвать фильм пропагандистской агиткой язык не поворачивается: а разве не было всех тех кошмаров, которые мы видим на экране, в 2014 году? Разве не было документальных подтверждений реальности этого, демонстрируемых и в новостных лентах, и в многочисленных документалках? Набор действующих персонажей тоже весьма разношерстный. Настоящий патриот и потомственный офицер из «Беркута» в типичном исполнении Александра Голубева, его брат-нейрохирург (Петр Рыков), жена-журналистка на грани развода (Анна Попова), сестра-учительница (Карина Андоленко), заблудший сын (идеально вписавшийся в эту роль Максим Сапрыкин из недавней «Жизы»). Центральный злодей — разумеется, собирательный образ отъявленных отморозков из радикальной и запрещенной структуры «Правый сектор» (Николай Клямчук реально старается в роли лидера последователей Бандеры). В целом все играют на необходимом уровне, не показывая ничего выдающегося, но создавая необходимое настроение, драматизм, заставляя зрителя почувствовать себя на месте жителей Севастополя, которые не могли понять, что с ними будет дальше и как жить. Страх за распад страны, страх за будущее своих детей — это все передается с экрана на должном высоком уровне. В какой-то момент в кадре появляются и представители спецслужб: олицетворение как честного и принципиального российского (фактурно идеально подобранный Андрей Соколов), так и хитрого, скользкого и беспринципного украинского (Юрий Батурин) чекистов. У каждого из них своя правда, каждый служит своей родине, но не каждый выбирает методы, которыми стоит добиваться поставленных задач. И повторюсь, сбушник Батурина тут далеко не главный антагонист — психопат из «Правого сектора» всем фору даст, и по экранному времени в том числе. Кроме них в кадре засветились весьма известные актеры: Михаил Богдасаров, Валерий Скорокосов, Андрей Иванов, Иван Стебунов и, конечно же, красавица Лиана Гриба («Постучись в мою дверь в Москве»), которой тут уделили несправедливо мало экранного времени, но того требовал сюжет. Отдельно хочу похвалить как операторскую работу (как всегда у Wink, очень качественная и приятная глазу картинка, не телевизионный формат), и особенно художников-постановщиков и декораторов. Воссоздать такой Майдан в огромном специально отстроенном павильоне, снять жуткие и масштабные сцены протестов и ничего не сжечь (отдельные слова благодарности пиротехникам и художникам по спецэффектам) — такая кропотливая и тяжелая работа однозначно достойна похвалы. Ведь когда смотришь на столкновения протестующих с «беркутами» реально веришь, что это почти документальная съемка, и сам как будто погружаешься туда. А самая трогательная для меня лично сцена — передача воинского знамени нашими военными бойцам ВСУ, покидающим территорию полуострова и, соответственно, их прощание. Авторы показали ту историю, которая давно заслуживала качественной экранизации, показали ее скрупулезно и подробно, с точки зрения России, но при этом никого не обидев. Это кино об истории, которой Россия может гордиться. 8 из 10