Посмотрела фильм «Бери да помни» Байбулата Батуллы. Чувствую столько тепла и наполненности после фильма! Кино о важности беречь детство детей. У взрослого, если он по-настоящему взрослый, одна забота — обеспечить ребёнка детством. Несмотря ни на что. Шестилетний Ильхам гостит у дедушки с бабушкой в деревне. Ждёт звонка мамы. Но мама и папа никогда не приедут… Бабушка с дедом не находят силы сказать внуку о случившемся. Дед вспоминает игру ядащ с куриной косточкой. Эта игра отодвигает страшную весть от мальчика. Ребёнок должен верить в чудо. Для деда и для всех односельчан — это закон. В селе не нашёлся ни один «доброжелатель», который бы «пожалел сиротинушку». Игра ядащ всколыхнула всех жителей села. Всё ожили, и начали делать хорошее, отложенные на неопределённое «потом» дела, осуществлять мечты. Меня всегда восхищает глубина понимания молодого и, скорее всего, городского режиссёра внутреннего мира пожилого сельского человека. Как можно знать и чувствовать так точно и глубоко совершенно другую эпоху, другое измерение? Много лет назад я задавалась этим же вопросом после просмотра фильма «Ловец ветра» Айсуака Юмагулова. Видимо, это талант. Поразило бережное отношение режиссёра к Ильхаму, ко всем героям и даже к зрителю. Нет никакой спекуляции на горе. Зритель не слышит, что говорит дед, когда, наконец, сообщает внуку о страшном горе. Зритель слышит только песню, до боли знакомую, глубокую, родную. В современном мире это настолько непривычно. Идея бережного отношения к детству напомнила мне фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи. В концлагере отец сказал маленькому сыну, что все происходящее — большая игра за приз в настоящий танк. Отец сделал все, чтобы сын поверил в игру и остался жив. Смог сберечь детство даже в условиях концлагеря. Ядащ. Бери да помни. Помни, что ты живой. Помни, что можешь сделать много хорошего. Помни, что ты человек. Помни о тех, кто ушёл навсегда. Бери да живи.
Все, начиная с татарской речи и заканчивая каждой тарелочкой напоминает о моей деревне, о моих эбилэр и бабайлар. Удивительно, как что-то вспыхивает в груди, когда в кадре крупным планом показывают именно ту тарелку, из которой ты ел и ешь всю жизнь, приезжая в деревню. Меня больше всего зацепила красота кадров, свет, цвет и атмосфера. Все эти ажурные тени от занавесок, закаты в поле — все это делает свое дело и помогает и тебе оказаться там, в этом деревенском деревянном доме, в этой слегка опустевшей деревне. Следующая любовь — музыка. При чем гармонично вписываются как татарские легендарные песни, так и что-то новое. Ну и бабай, то есть персонаж Рабита Батуллы, вызывает одно восхищение Спасибо за такой фильм
Дедушка с бабушкой решают сыграть с внуком в игру. На татарском игра называется Ядэш, на русском «Бери и помни», на английском «Wishbone» (косточка желаний). Если коротко, это фильм о желании деда отвлечь внука, бабушки – пережить то, что на всех языках называется кризисом, а у внука желание одно – взлететь. Начавшаяся невинной забавой игра переполошила всю деревню. Из дома в дом куриная косточка наводит суету, исполняет давние мечты, помогает обрести веру в себя и свое дело, заставляет некоторых бросить пить (ненадолго), а, главное, помогает главным героям сохранить и собрать оставшиеся силы, чтобы перестать отвлекать внука и самих себя. Жили ли вы когда-нибудь в татарской деревне, приезжали ли к бабушке с дедушкой на лето или нет – этот фильм в любом случае откроет в вас ностальгирующие отзвуки детства, беззаботного (не всегда) прошлого, где каждое лето для нас становилось отдельной жизнью, полной смеха, вкусной еды бабушки, уроков плавания и вождения с дедушкой, слишком жаркой бани, скрипучих полов, жужжания мух на клейкой ленте, протертых скатертей, искусственных цветов на деревянном подоконнике, белых платков на пирамидах подушек, стога колючего сена, пугающих роев пчел, сладких яблок, парного молока, банок с заготовками, кроватей с сетками и многого-многого другого, что помнит каждый из нас. Это фильм-воспоминание и фильм-игра, который на 83 минуты вернет вас в прошлое, отвлечет от тяжелых тем и вопросов, окружающих каждый день. Посмотрите его с бабушкой и дедушкой, с которыми вас объединяют такие же воспоминания, с родителями, которые сами не раз играли в ядэш, со своим парнем/девушкой, чтобы познакомить их с вашим детством, со своими детьми, чтобы показать им, что, чтобы взлететь, не обязательно нужны крылья, достаточно близких людей и их любви.
Добрый фильм о главных ценностях: любви, надежде, мечте. Очень интересные и необычные герои: бабушка с дедушкой, внук, председатель сельсовета, его сын, участковый. И у каждого есть мечта, о которой они или не говорят, или не предпринимают попыток осуществить. В этом им и помогает игра 'Яд?ч/ Бери да помни' - спусковой механизм, благодаря которому вокруг героев закручиваются ранее невозможные события. Еще отмечу прекрасно подобранные песни, детали, передающие атмосферу лета в деревне у бабушки с дедушкой. Фильм, в начале которого смеешься, а потом шмыгаешь носом вместе со всем залом. Но грусть эта светлая, окунающая в ностальгию по беззаботному детству, играм, летним каникулам. С начала проката посмотрела уже три раза и рекомендую всем.
Стать на один день Бэтменом, попробовать себя в роли комика или принять ванну с газировками — у каждого в этом фильме своя мечта. Часто мы забиваем на свои желания, находя оправдания и фокусируясь лишь на недостатках этой жизни. А реальность, как этот фильм, идет вперемешку с счастьем и неудовлетворенностью, комедией и трагедией, достижениями и проблемами. «Бери да помни» — фильм, который учит не откладывать жизнь на лучшие времена, а воплощать все мечты здесь и сейчас. Так, в деревне Малая Мечта появляется обновленная школа и кафе с татарскими блюдами, а в семье Расима и Суфии — игривость, энтузиазм, интерес к жизни, что спасает в моменты принятия неизбежного и приводит к решению проблем путем юмора и игривого отношения к жизни. В фильме я также увидела альтернативный взгляд на татарскую деревню — идея, что современная деревня может преобразиться, а жизнь в ней стать увлекательной и занятной (это особенно важно подросткам, которые считают, что в деревне «скучно»). Я росла в татарской деревне, и мне очень близки все «времяпровождения», которые были в фильме. При этом, я каждый раз поражалась, когда видела те занятия, которые могли бы быть в деревне сейчас. И это, несомненно, вызывает ностальгию по сельской жизни. А какая может быть бабушка?! Актриса Роза Хайруллина прекрасно продемонстрировала, что бабушка может быть разной — в первую очередь она женщина, она не будет всем угождать, она достойна лучшего. Момент, когда Суфия смотрела на себя в зеркале, тронул меня до глубины души. Я будто прочувствовала кризис, который испытывают все женщины — когда к тебе неминуемо подступает старость, и ничего не поделаешь — остается лишь принимать неизбежное. И сохранить молодость внутри. Цветокоррекция, звуковое сопровождение, слова на татарском языке, знакомые пейзажи села — все это погружает в татарский менталитет. Только татары поймут отсылку к загадочной цифре 1552, игру «песием прес», любовь к пчелам и аудио на фоне. Рекомендую фильм хотя бы ради того, чтобы терапевтично провести время, пролив слезу на песнях легендарного татарского певца Ильхама Шакирова. 10 из 10
'Бибинур', 'Оч аяклы ат', 'Яд?ч'... Что объединяет эти три замечательных фильма? Детство. Детство в деревне у любимых и самых теплых бабушки и дедушки. После просмотра фильма у меня осталось сладкое послевкусие деревенского «корта» (кстати, идея с «кортлы банан» - просто огонь) и горькое послевкусие полыни, растущей в деревне. Ильхам напомнил мне меня, когда в детстве родители оставляли у бабушки с дедушкой с ночевкой и тебе вроде бы весело, но при любом удобном случае ты сидишь и тоскуешь и ждешь, когда тебя заберут. Напомнил он меня еще и потому что, к сожалению, «бабаи» у всех зачастую безмерно пьющие и выкидывали ровно такие же номера, как, например, Рабит абый в фильме. Так что, ничего кроме как «О, жиза» у меня это не вызвало. Что касается бабушек, бабушки всегда такие сдержанные и женщины -бедолаги, измученные такими мужьями. Отдельный восторг - Сирень Байрамов. Образ участкового вышел таким теплым, таким бажайским, что, стоит ему появится в кадре, как мое сердце тает от родной интонации, акцента и такого колоритного юмора. Фильм мне понравился безумно, все внутряки зашли аккурат в центр сердечка. Ждала, мечтала и надеялась на супер счастливый конец, но увы и ах, такое бывает только в сказках, а как я уже говорила - эта история сплошная «жиза».
Чудесное, доброе и щемящее сердце кино. А вы играли в игру Бери да помни? Можно было действительно исполнить любое желание, хочешь туфли - играй! Фильм о многом, несмотря на длительность в 83 минуты. Пытливый ум найдет о чем подумать, например как прожить горе, кроме как найти в жизни луч света, и здесь он пробивается в виде куриной косточки. Нам показана история инициации мальчика, отношение в семье героев создает почву для вопросов: а как у меня в семье, а мы так смогли бы? Фильм приковывает к себе и не позволяет оторваться от экрана, история сюрреалистична и тем самым отсылает к творчеству Ларса фон Триера. Если вам понравилась 'Танцующая в темноте', то здесь вы точно получите эстетическое удовольствие. Татарская музыка вплетена в канву, татарский акцент героев делает фильм самобытным и очень атмосферным. Хотелось бы увидеть фильм и на родном языке с русскими субтитрами. Но в Уфе такого не было. Очень приятно было услышать группу Ba?karma.
'Бери и помни' - это не просто фильм, а настоящая жизнь, в которой всегда есть место игре и веселью! Жизнь, со всеми ее радостями и печалями, развлечениями, потерями, волшебством, и судьбоносными событиями. Игра 'Ядэч' становится утешением для переживания непростого периода произошедшей в татарской семье. Действия проходят в деревне. В последствии в эту игру подключаются все жители, жизнь которых меняется к лучшему. Режиссёр фильма Байбулат Батулла создал по истине чудесную работу! На высшем уровне игра актеров, несмотря на то, что много дебютов. Каждый актер показал свои искренние настоящие эмоции, каждый на своем месте! Приятно смотреть на саму картинку, которую сопровождают татарские ретро песни. Много деталей задействовано, которые так сильно напоминают мне детство, мои летние длинные каникулы в деревне у бабушки с дедушки. Понравилось, что всех персонажей показали добрыми! Нет корысти, зависти, вражды. Фильм подойдет для просмотра всей семьей. Заставит и улыбнуться и погрустить. Откликнется что-то свое каждому.
На просмотр 'Бери да помни' мы с мужем засобирались сразу, как только увидели отрывки фильма в социальных сетях - не так часто на большом экране удаётся посмотреть наше, татарское кино. В первую очередь хочется сказать, что фильм превзошёл все ожидания - из зала мы вышли полные эмоций и впечатлений. Это ни на что не похожее чувство - видеть на экране жизнь главного героя, которая будто соткана из лоскутков твоей собственной жизни, ты все это уже точно видел, слышал, проживал: подпортившиеся яблоки на подоконнике, скрипучие полы, морщинистые руки бабушки, полки с закрутками, мороженое с бумажной этикеткой... Коротенькая сцена вечернего деревенского дома со звуками сверчков и лая собак на фоне буквально переносит в детство. Картинка, ракурсы, цветовая палитра фильма выбраны, на мой взгляд, просто идеально. Безусловно, трогает и сама история, она хоть и грустная, но наполнена любовью, непосредственностью, заботой героев друг о друге, осторожностью по отношению друг к другу, которой так не хватает в современном мире. Приятно было сходить на по-настоящему доброе кино, спасибо большое создателям!
Фильм 'Бери да помни' режиссера Байбулата Батуллина - это настоящая. Захватывающая и интригующая комедия, которая не оставит зрителя равнодушным. Сюжет фильма описывает историю мальчика Ильхама, который в деревне вместе с бабушкой и дедушкой ждёт звонка от родителей, пропавших на всё лето с радаров смартфона. Но вскоре становится ясно, что старшие знают и скрывают ужасную правду. Режиссер Байбулат Батуллин мастерски создает атмосферу загадочности и неожиданности, держа зрителя в постоянном напряжении. Одно из самых сильных преимуществ фильма - это актерская игра. Рабит Батулла, исполнивший роль Бабая, просто превосходен. Он великолепно передает эмоции и переживания своего героя, что заставляет зрителя полностью погрузиться в историю данной семьи. Остальной актерский состав также отлично справляется со своими ролями, принося яркие и запоминающиеся выступления. Роза Хайруллина иногда выбивается из этого состава и показывает настоящую себя, свои настоящие переживания. Сценарий фильма хорошо проработан и увлекательно развивается. Острота и неожиданность сюжетных поворотов заставляет зрителя буквально приклеиться к экрану: невозможно отвести глаз от странностей, происходящих в тихой татарской деревушке. Байбулат Батуллин, Тагир Мингазов, Дарья Беседина не только создают увлекательное действие, но и задают важные философские вопросы о природе памяти, личности и семьи, основываясь, возможно, на детских воспоминаниях и мечтах: ванна с газировкой, ведро мороженного, полёт в космос. Отдельно стоит отметить операторскую работу и визуальный стиль фильма. Каждый кадр пропитан особой атмосферой и символизмом. Режиссер умело использует цветовые палитры и композицию, чтобы создать красочное и игривое настроение, соответствующее сюжету фильма. В этом ему помогает и музыкальная составляющая, пришедшая на наши экраны с 60-х-80-х годов прошлого века. После фильма так и охота послушать на проигрывателе старые пластинки Ильхама Шакирова или финской группы 'Baskarma'. Однако, несмотря на все положительные стороны, 'Бери да помни' не лишен некоторых недостатков. В некоторых моментах сюжет может показаться несколько запутанным и сложно воспринимаемым, ведь нам не говорят о некоторых действиях и поступках персонажей напрямую. Также фильм имеет некоторые длительные эпизоды, которые немного замедляют общий темп и отвлекают от главной истории. Юмористические вставки не в счёт. В целом, 'Бери да помни' - это фильм, который стоит посмотреть и пересмотреть много-много раз. Режиссёр создал прекрасную мелодраму с интересным сюжетом и великолепной актерской игрой. Фильм удерживает внимание зрителя до самого финала, оставляя ощущение удовлетворения и некоторой ностальгии.
Фильм произвёл неизгладимое положительное впечатление! Великолепно подобранные актёры во всей красе раскрывают ценности и простые истины человеческой жизни. По сюжету дошкольник Ильхам приезжает на лето к своим бабушке Суфие и дедушке Расиму. По прошествии определённого времени мальчик начинает скучать по своим родителям, которые всё никак не приедут его забрать. Чтобы отвлечь мальчика его дедушка учит его играть в старую народную игру 'Ядещ', суть которой заключается в споре на желание, а главным символом игры является куриная вилочковая кость. Игра начнётся после того, как игроки, взявшись мизинцами за концы косточки, разломают её. При передаче какого-либо предмета игроки должны говорить 'Помню', а если игрок забывает сказать это слово, то соперник, говоря 'Ядещ', выигрывает своего оппонента. Со временем к игре включается и бабушка Ильхама, которая с помощью игры имеет возможность влиять на своего мужа. В конечном итоге к игре присоединяется почти всё село. Авторы фильма через призму этой простой народной игры сумели показать зрителю важность семьи, родных и близких людей в жизни каждого человека. Ценностные ориентиры, которые демонстрируют авторы близки каждому человеку нашей необъятной Родины. Именно поэтому фильм никого не оставит равнодушным. Безусловно, основной лейтмотив фильма построен на минорной ноте, что, конечно же, придаёт ему эмоциональность и осмысленность. Но, несмотря на это, он не загружает зрителя, а воодушевляет его, заставляет задуматься о многих вещах, связанных с добром, милосердием и в целом с его жизнью. От фильма веет добром и душевностью. Конец фильма по-доброму грустный. Но этот грустный конец не оставляет впечатления потерянности жизни, а, наоборот, вверяет надежду о счастливом её продолжении. Рекомендую к семейному просмотру!
Байбулат Батулла, бесспорно, является на данный момент феноменом татарстанского кинематографа, потому что такой пиар-кампании за последнее время, где о фильме говорят даже ленивые, не было ни у кого давно. Разве что так громко чествовали спортсменов и пилота татарского происхождения, но к кино их триумфальное явление не имело отношения. Сейчас судьба кино, наделенное татарским и о-татарском, возложена на талантливого и креативного, на мой взгляд, режиссера. Честно сказать, я немного устал от постоянного восхищения людей татарстанским кино, если речь в нем заходит о чем-то ностальгическом, народном и непрекословном. Как будто они говорят за это спасибо режиссеру, но не замечают в фильмах важное. Это как если бы сейчас Грету Гервиг благодарили за возвращение в детство за, прости господи, «ама-барби-гёрл», отбросив все смыслы и посыл нашумевшей кинокартины. Также и с фильмом Байбулата «Бери да помни», чью короткометражку «Показалось» я периодически пересматриваю, потому что это очень комично и актуально... by the way. Как увидел фильм я? Для меня это хорошая задумка, если авторы сетуют на «поверь в мечту», то народная игра — волшебная палочка, благодаря которой мечты воплощаются в реальность. То дядя полицейский со своим «ильфаком» выходит в стендаперы, то ремонтируется школа, то почтальонша уезжает в NY, то в семье главных героев, куда пришло горе, становится все сладко да гладко. Забудьте про «почему погибли родители» – они в этом ключе здесь не нужны. Доморощенный деревенским бытом внук пытается «оживить» жизнь дедушки и бабушки (игрой, суши и бургерами, дискотекой и т.д.), которые потерялись в непонимании друг друга, оторвались от реальности и вдыхают кислород, когда внучок приезжает в деревню. А здесь жизнь уже априори должна быть изменена окончательно и бесповоротно. И всем персонажам по итогу это даже удается. Финал получился немного печальным и трогательным, но зачем всюду разводить патоку? Иногда не помешает и перчинки. После предпремьерного показа фильма собрались с друзьями обсудить его, и многим была непонятна игра бабушки. Кому-то она показалась равнодушной и пресной, но опять же — каждый выражает свою любовь и боль по-своему. И эмоциальный эквивалент больше передавался у нее, ведь важно чувствовать на таких фрагментах, а не искать по лекалам собирательные образы и при ненахождении 'оплевывать' то, что создал художник. Художник дал шанс зреть в корень, но некоторые во время обсуждения только и уходили в детские годы из-за народной игры, да и как бы да здравствуют детские вопросы: А почему мальчик не плакал в конце? Слежу за Батуллой и обожаю его специфически мощнейшее чувство юмора. Использование пасхалок в виде «а я думала сова» и УСАЛовское «без бары тик ит» на мониторе во время одной сценки выглядело весьма эпично. У меня в комнате сейчас даже почернело. Добротный юморок старичков, высмеивание одного времени другим, любимая режиссером игра слов с именами и прочее — делают фильм нестандартным и «своим», что ли, потому что почерк Батуллы не должен оставаться незамеченным. Поучительно, однако… Но у меня накопилось масса вопросов к режиссеру. Касательно его работ. Где все-таки истинный творец Байбулат Батулла? В клипах татарских рэперов или в фильмах про татарские семьи? Или же это говорит о нем, как о многогранном таланте? Следим и восхищаемся дальше. Берем и запоминаем, надолго...
Бомбический фильм! Ге ни аль ный! Все вспомнят 'Королевство полной луны' - так вот 'Бери да помни' Баубулата Батуллы лучше 'Королевства'! Это даже лучше '100 дней после детства', хотя я не думала, что вообще когда-нибудь скажу такое. И татарский язык - лучшая метафора того, что 'лето - это маленькая жизнь', что детство - это другая страна, у детства даже язык другой. Мы его забываем, когда взрослеем. Покрываемся гладкими словами, не трогающими, не волнующими. Я не знаю, как проходит детство в русско-язычных регионах, но в национальных республиках лето у бабушки с дедушкой - это же вылет в космическое путешествие с инопланетянами и туземным языком. Вот точно так же наша марийская бабушка деду говорила на марийском, и тут же к нам - городским внукам - обращалась по-русски. И этот великий момент, когда традиционные национальные блюда вдруг начинают подавать по-новому, не так, как принято! Губадия с мороженым, талкыш-келеве с шоколадом, банан с кыртом А мы брали деревенскую сметану, какао-порошок 'Золотой ярлык' с бабушкинной полки и пакетик желатина. Замешивали деревенскую сметану с сахаром, какао и желатином и делали - я только теперь знаю, что это называется 'пудинг', а в детстве мы называли это 'мороженое'. Деревенское мороженое из своей сметаны Каждый кадр - узнавание. Узнавания себя в детстве. Каждый кадр - узнавание своих взрослых катастроф.. Роза Хайруллина только начала слюнявить косметический карандаш для бровей - а я уже заревела ревмя. Потому что мы, девочки, знаем это состояние полной женской катастрофы. Когда всё, ради чего ты терпела, ради чего лишалась, ради чего все эти твои обломанные ногти и сгорбленные плечи - всё рухнуло. И ты берёшь карандаш для бровей.. помаду.. идёшь стричь волосы и красить их в самые нечеловеческие цвета. Волосы бабушки Суфии-апы - это ведь причёска Жанны Агузаровой. Ведь, в принципе, они ведь ровесницы, если задуматься... Каждый кадр - узнавание. Цена ведра мороженного - 1552 - узнавание. Каждый казанец нервно хмыкнул в этот момент Роза Хайруллина сидит с невидящими глазами и произносит: 'Бельмим. Бельмим' - а ведь это её слова в финале фильма 'Золотая орда', где она играла ханшу-мать, сыновья которой раскололи орду. Ания из группы JUNA увидела, что компьютерная игра на компе - это песня татарской группы 'Usal' - Мин бары тик ит - 'я всего лишь мясо'. Каждый кадр - узнавание. Узнавание себя, узнавание своих, узнавание своего потерянного детства - как самой большой потери. Даже не потеря родителей Я ХОЧУ ВИНИЛ С САУНДТРЕКОМ ЭТОГО ФИЛЬМА! У меня в моей вятской деревне есть бабушкин патефон для него. У меня под креслом есть советская большая деревянная радиола с радио и проигрывателем сверху, у меня на балконе есть компакт красненький пластиковый проигрыватель пластинок - я по очереди буду слушать этот винил на всех трёх этих приспособах. Я должна его заполучить любой ценой! Я готова сыграть в 'ядэщ' с Батуллой за этот винил. Кстати, о Батуллах. Ведь у Рабита Батуллы это кинодебют. В 84 года. Кино - самое демократичное искусство! Ты можешь начать себя в кино, когда уже прожил большую другую жизнь. Боже, как же я люблю такое! Ну, и стендапер-участковый Ильфак - это смешно, что даже шутить не надо.
«Бери да помни» — дебютный полнометражный фильм татарского режиссёра, вышедший 14 сентября в Российский прокат и имеющий все признаки отличной отправной точкой для развития регионального кино. Его создателем является Байбулат Батуллин, который хорошо знаком публике по культовому ролику на ютубе 2013 года «А я думала сова». Одной из главных отличительных черт данной трагикомедии является то, что она снята на татарском языке и продублирована самими актёрами на русский. Не являясь фанатом современного отечественного кинематографа отмечу, что фильм, победитель фестиваля короткометражного и дебютного кино «Короче», действительно приятно удивил. История о потери близких людей, и том, как с этим справляться, представлена в самом удачном её выражении. «Бери да помни» — гармонично сочетает в себе фундаментальную скорбь с непринужденным юмором, ностальгию по детству с историей о силе духа. Камерная лента выжимает у смотрящего все эмоциональные соки от радостного смеха до горьких слёз, а визуальный ряд погружает зрителя в аутентичный мир татарской деревни с её колоритными персонажами. Кажущаяся на первый взгляд банальной сюжетная обертка способна тронуть сердце, а операторская работа — придать мерцающему экрану художественную силу. Понятное всем доброе трогательное кино, которого так не хватало нам в эти непростые времена, почти что идеально прописанное сценарно (за исключением скомканного финала) пример того, что делая с душой, работа не может не получится убедительной. 8 из 10
Деревянный дом с узорами; лук, растущий на подоконнике; суп из крапивы; молитва перед едой; холодная вода из кувшина; белый платок; сундук; печка; есть яблоко, отрезая от него ножом по кусочку; морщинистые руки с зелёными веточками вен — в этом фильме так много деталей, замечая которые, радуешься, словно в детстве, потому что всё это так живо и ярко напоминает родное, близкое: деревню бабушки и дедушки, встречи с родными людьми. Особенно ценной для меня, живущей сейчас далеко от дома, стала возможность увидеть фильм на татарском, погрузиться в эту языковую стихию. Картина есть и на русском — и это, я думаю, отличная возможность сохранить и передать ценности и смыслы, заложенные в произведении, большему кругу людей. А смыслы эти общечеловеческие и универсальные, напоминающие о том, что важно всегда и для всех: переживание и проживание утраты, стремление оберечь близкого человека от горя, налаживание связи между поколениями, доброта, нахождение в себе смелости на то, чтобы отважиться на исполнение мечты, и, конечно, любовь к жизни, которая точно-преточно окажется сильнее всего — даже смерти. Сопутствует фильму знакомые с юности мелодичные татарские песни, тонкий лиризм которых проникает в глубь души. На экране вы увидите взаимодействие нескольких поколений, которое оказывается благотворным для каждого и порождает и забавные ситуации, и непредсказуемые итоги того, что начиналось как простая народная игра с куриной косточкой. Одна из самых важных мыслей фильма — о том, что, чтобы взлететь на небеса, недостаточно летательного аппарата и других внешних атрибутов, необходимо поверить в чудо. Мы, зрители, видим и понимаем, что чудо каждый из героев этого фильма сотворил сам, своими руками. И это очень окрыляет!
Детство в деревне всегда ассоциируется с теплотой, неповторимой атмосферой и яркими эмоциями. Ведь когда ты маленький - тебе все интересно. Особенно у дедушки с бабушкой. Они все разрешают, и всегда поддержат твои сумасшедшие идеи! Дедушка Расим вспомнил старую добрую игру 'Бери да помни', чтобы развлекать своего внука Ильхама. Это был портал в детство: в эту игру мы играли всей семьей. И когда находили заветную косточку - спорили, кто с кем будет играть. Такие потрясающие воспоминания, которые так ценны для меня. Стоит ли писать о том, что были слезы от самого начала фильма, и долго после окончания? Сюжет фильма - замечательный. Весь зал смеялся, плакал, аплодировал. Мы, зрители в кинотеатре, испытали целый букет различных эмоций. Каждый увидел себя. После просмотра с подругами смеялись: всех бабушек, дедушек и татарских деревень создают где-то на одном заводе? Почему все так откликается и многое в детстве было одинаковым? Даже шутки, фразы из фильма как будто сняли с языка членов моей семьи! Они сняли фильм о жизни каждого из нас. Делюсь откровенным: у меня открылась травма. Я проживала это снова и снова, после фильма не могла встать и выйти из зала. Внутри меня все рушилось, как пару лет назад. Для меня фильм оказалась настоящей терапией: я поняла, как боль является моим источником силы. Это настоящая трагикомедия, и таких исцеляющих фильмов должно быть больше. Режиссер Байбулат Батулла очень ответственно подошел к созданию: фильм получился действительно уникальный и настоящим шедевром. Глубина, мудрость, искренность, счастье, традиции - все показано наивысшем уровне. Были мгновения, когда я представляла себя на месте некоторых фрагментов и говорила: 'Это же я. Моя бабушка со мной поступала точно так же. А дедушка так же разговаривал со мной'. Каждый зритель находит свои ответы во время просмотра. Я сделала несколько выводов: 1. Все мы родом из детства; 2. Любое испытание проживается легче, когда рядом есть поддерживающие близкие; 3. Татарская культура - очень мощная и исцеляющая; 4. Сила в семье и единстве; 5. Юмор - верный помощник в проживании боли; 6. Никогда не стоит забывать, откуда ты родом и какие истины есть в тебе; 7. Традиции и правила в семье очень сильно влияют на сегодняшнюю жизнь; 8. Поддерживать бодрость духа, когда все рушится - настоящая зрелость и проявление несокрушимой силы; 9. Мы не выбираем обстоятельства. Но всегда выбираем свою реакцию на них; 10. Один добрый поступок вдохновляет на новые. 'Бери да помни' - фильм о настоящей и искренней жизни, где есть место каждому. Зритель, который увидел фильм, уже не будет прежним. Каждый найдет свою нить, по которой он вернется в детство и вспомнит самое главное - любовь своей семьи, которая есть всегда. И это и есть источник силы.
Смотрела 'Бери да помни' на премьерном показе. Потом еще раз в 'Октябре'. И теперь жду на Кинопоиске. Фильм не отпускает. Сделан очень мастерски, на полутонах, при всей казалось бы простоте он совсем не прост и нежными касаниями добирается до самой глубины твоей души. Сидишь, улыбаешься, а в горле ком и в глазах слезы. Я не росла в татарской деревне. Но это совсем неважно. Потому что люди по сути своей очень похожи, и проблемы у них похожи, и жизненный уклад. Много лет Расим и Суфия жили так, как живут тысячи семей - вместе, но порознь. Беда, пришедшая в их дом, не оставляет возможности жить по-прежнему, потому что рядом мальчик, которого любой ценой нужно уберечь от боли. Тонко и с изумительным юмором (казалось бы, а вот нет) авторы подводят нас к простому открытию: человек рядом с тобой - великая ценность, даже если вы рядом 50 лет и привычная рутина сделала его практически незаметным, хоть и полезным, как робот-пылесос. И даже после самой страшной потери жизнь может продолжаться, а мечты - сбываться. Обязательно посмотрите этот фильм, очень-очень рекомендую!
История про то, как непростые ситуации и времена могут менять в положительную сторону людей и Мир вокруг. Фильм основан на сильных чувствах, эмоциях. Любовь к семье, родителям, своим корням, страхи перед чем-то новым и желанным, мечты и общественная сплоченность - все это пропитано кадрами данного фильма. Чего только стоит момент, где далеко не молодая бабушка проигрывает пари и отправляется в Нью-Йорк. Уже звучит как сюжет для нового фильма! История хороша обыграна как с точки зрения взрослого отношения к жизни, так и детского, где весь мир для тебя игра, в том числе и сложные жизненные обстоятельства. А что если взрослые научатся быть немного несерьезными и принимать жизнь как игру? Фильм будто бы переносит тебя в беззаботное детство в деревне. Вспоминаешь ту самую деревянную избу, дороги без асфальта, безграничное поля и леса, баню, крапивный суп. Лепота! Несмотря на всю комедийность происходящего на экране, сюжет все же довольно трагичный, из-за чего фильм время от времени раскачивает на разные эмоции: либо это слезы от шутки, либо от грустного момента. Спасибо за прекрасную работу! Ждем больше кино на татарском!
Татарское кино, которое не стыдно показать нетатарской аудитории. Кино, в котором чередуется грустное и весёлое. Кино про бабушку, дедушку и их внука, которые столкнулись с непростым этапом в их жизни. Чтобы преодолеть этот этап, дедушка (роль исполняет Рабит Батулла, известный драматург) решает сыграть со своим внуком Ильхамом (Юнус Таиров) в игру, которая известна по всему миру. Эта игра называется 'Бери да помни' (тат. 'Яд?ч! Ист?!'), смысл которой заключается в исполнении желаний, а игра начинается, которая участники ломают куриную косточку мизинцами. Вслед за мальчиком Ильхамом и дедушкой к игре присоединяется целая деревня. Некоторые находят в этой игре успокоение, а кто-то исполняет несбывшиеся мечты. Бабушка (Роза Хайруллина) тоже вскоре присоединяется к игре, лишь бы отвлечься от катастроф, которые случились в их семье. Бабушка и дедушка являются антиподами друг друга. Пока бабушка мучается от осознания происходящего и пытается рассказать Ильхаму о случившемся, дедушка придумывает как отвлечься от этого. Ильхам является связующим звеном между ними. Эта немаловажная деталь сыграла в конце фильма важную роль. Почему фильм 'Бери да помни' - это фильм с элементами артхаусного кино? В фильме присутствовали много эпизодов, которые нужно было не просто посмотреть, но и прожить, как например финальная сцена с 'полётом' Ильхама на самодельном 'самолёте' или вид с вафельным белым полотенцем, на которое прилетели бабочки. Ещё важный момент в фильме - это незнание, но понимание Ильхамом татарского языка. Байбулат Батулла (режиссёр картины) будто с себя списывал образ Ильхама за исключением знания языка. Когда Байбулат вместе со съёмочной командой ездили по Татарстану в поисках той самой колоритной и не застроенной новыми постройками деревни, он понял, что дети, живущие в деревне, не говорят на татарском языке. Так что Байбулат принял решение сделать Ильхама нетатароговорящим, но понимающим татарский язык. Говоря про колорит деревни, хочется отметить очень точную передачу атмосферы татарского быта, которую воссоздала в фильме съёмочная группа. Начиная от уже упомянутых полотенец до сундуков, которые были в каждом доме и в котором хранили все самые дорогие вещи. Это поистине семейное, весёлое, но в то же время грустное кино, которое нужно продвигать в массы.
Режиссер Байбулат Батуллин понравился мне после просмотра его короткометражной работы «Половинки» - легкой и необычной истории любви. Полнометражная работа «Бери да помни» тоже получилась легкой для восприятия маленьких зрителей и при этом заставляет задуматься зрителей постарше. Лично моя особая благодарность ему за популяризацию такой замечательной игры под названием «Яд?ч» и следом сразу же вопрос: «Сколько кур пострадало при создании этого фильма?» Перед походом на фильм лучше поесть, потому что еды в фильме будет много - национальная кухня и напитки (например буза, о которой я, будучи татаркой из деревни, узнала впервые и сразу же захотела попробовать), а также знакомое всем лакомство и детства. Хочется сказать спасибо всем актерам за правдоподобную игру. До просмотра фильма единственной знакомой актрисой для меня была Роза Хайруллина. В этом фильме её домашняя деревенская бабушка с одной стороны чем-то напоминает нам всех наших бабушек, а с другой стороны это очень глубокий персонаж со своим взглядом на мир, порой в очень причудливой требуемой ролью форме. Отец режиссера Рабит Батулла для меня стал настоящим открытием - надолго запоминающийся образ с динамичной ролью - по-настоящему главный герой этого фильма. Не могу не отметить хорошую операторскую работу: уютный и теплый взгляд на татарскую деревню, глубинные кадры и другие интересные решения при съемке сцен внутри дома, и порой детский и сказочно-волшебный взгляд на окружающий мир. Татарский колорит достигается также благодаря звуковому сопровождению: современные песни инди-групп поддерживают легкое настроение фильма, а песням таким легендарных татарских певцов, как Альфия Авзалова и Ильхам Шакиров, хочется подпевать в голос сидя в зрительном зале кинотеатра. На этот фильм обязательно нужно сходить со своим чадом. Это хорошая возможность не только приобщить его к татарской культуре посредством национального колорита, песен, кухни и игры, которую вы обязательно захотите потом сыграть вместе, но и для обсуждения с ним такой серьезной и очень важной темы, как смерть. Даже если в фильме напрямую это не показывается и об этом вслух не говорится, вопрос «как сказать об этом ребенку» является ключевым с первых минут до последнего кадра и каждый родитель сам должен для себя ответить на этот вопрос