Бесс – ненормальная, психически нестабильная женщина. И чтобы там не писали про ее самопожертвование, любовь и тому подобное, дело это не меняет. Да, ее поступки побуждала любовь. Но это была безумная, всепоглощающая любовь нестабильного человека. Она улыбается, потом кричит, потом плачет. Переживает, что Ян болен, но затем в следующем кадре обзывает жалким калекой (сказать такое парализованному человеку!) и убегает в истерике, оставляя его одного. Потом ее преследует маниакальная мысль, что чем больше она будет заниматься сексом с чужими мужчинами, тем больше это поможет спасти ее мужа. Более того, она еще и с сама собой разговаривает, будучи в полной уверенности, что ей отвечает Бог. В конце она решает, что, покончив с собой и причинив себе максимум боли, она сможет излечить своего мужа полностью. И теперь вы говорите, что она просто… добросердечная? Да, она добрая. Психически нестабильные тоже могут быть добрыми. Она любила Яна по-своему, была готова пожертвовать всем, даже жизнью, чтобы спасти его. Но с чего вы решили, что если она любит, то это делает ее психически стабильной? Она именно любила любовью ненормального, блаженного человека, который уже сам не понимает, что правда, а что ложь. У меня вообще создалось впечатление, что Бесс вовсе не любила Яна, а скорее решала таким образом собственные психологические проблемы. Она всю жизнь живет в закрытом месте, в узком строго-религиозном кругу. Девушка приобрела массу комплексов, страхов. Она страдала от духовного одиночества. И тут появляется Ян – красивый, молодой. Он ее идеал, единственный положительный лучик света, который она смогла найти. Она стала к нему ближе, полюбила его. Но она любила его скорее не как человека, а как именно тот самый лучик света. Она даже сама не понимала, почему любила его, просто любила. Как любишь Бога. Что-то надежное, светлое, дающее надежду…. Бесс двигала огромная непонятная сила. Эта сила могла разрушить все препятствия и рассечь любые преграды (оттуда и название «Рассекая волны»). Но была ли этой силой любовь? Любовь, безумство, отчаянье, страх. Всего понемногу. Но назвать эту женщину просто «добродушной и наивной, которая любила настоящей любовью», извините пожалуйста, но уже чересчур. То что Бесс ненормальная видно еще с самых первых кадров, когда она кривляется и задумчиво смотрит в сторону. Когда же она злится и бьет Яна за то, что тот опоздал на свадьбу, сомнения и вовсе пропадают. Причина того, что она совершала была даже не любовь, а ее собственные психологически проблемы. Этот фильм не о любви, а просто о внутреннем мире ненормального человека. Она думала, что это была любовь. Мы видели мир так, как она воспринимала. И, конечно же, зрители с лозунгом «что суют на поверхности, то и правда», начинают верить и воспринимать все на экране, как любовь. Может я смотрел невнимательно, может и вовсе глуп по натуре. Но смотреть, как женщина бьется в истерике, занимается проституцией с мифической уверенностью, что это поможет ее мужу и говорить «О! Как она его любит!», я не стану. Хотелось бы мне, что меня любили, как любила Бесс? Определенно нет. С точки зрения стиля – пожалуй, один из самых слабых фильмов Фон Триера. Безусловно, в фильме есть определенная символика (ну конечно же, как же без этого в фильме Триера!), но сценарий слегка затянут (раньше это даже с трехчасовым Доггвилем не чувствовалось). Эмили Уотсон играет хорошо, но не гениально - исключительно на максимум своих возможностей. Бьёрк в «Танцующей в темноте» вызывала гораздо больше сожаления и эмоций. И вообще в «Танцующей» гораздо лучше была раскрыта тема добродушной, жертвующей девушки с несчастной судьбой. В итоге, первый фильм Триера, который мне откровенно не понравился. Я не увидел ни любви, ни каких-либо теплых чувств или глубокой морали. Есть только внутренний мир психически нестабильного человека. Фильм интересен только потому, что снят все же талантливо, но все равно считаю его откровенно слабым - этот фильм сам по себе ничего не несет.
На что вы готовы ради своих любимых? Вы готовы пожертвовать всю свою жизнь? Этого мало. Вы готовы еще отдать и всю душу? Тогда у вас может быть что-то и получится… Самым страшным на Земле всегда было не понимание, ведь то, что люди не понимают, то стараются уничтожить. Люди вообще очень забавные существа. Они с легкостью, непринужденностью и полной уверенностью в своих силах готовы подогнать под себя любой закон, даже закон Божий... Сострадание? Оно есть только на словах. Когда наступит действительно сложный момент, никто не поможет. Может, и найдутся те, кто захочет потратить какие-то усилия на тебя, помочь чем-то… но таких людей всегда будет меньшинство и их усилий всегда будет недостаточно. Это закон. Закон жизни. Но, не смотря на, это нужно стараться, нужно биться. Если необходимо, то переступать и через себя и через других. Как так может быть? Как может человек, живущий по совести переступать через остальных? А чем он собственно отличается от остальных? Абсолютно такой же организм, такой же разум и такое же наполнение головы. Так чем же он хуже остальных? В чем у них преимущественное право? Почему всегда нужно идти на поводу у общества, идти на поводу у большинства? Потому что страшно? Потому что тогда ты можешь стать изгоем? А тебе ли не все равно, если есть рядом человек, ради которого ты готов отдать всего себя без остатка… Вот и Тесс так решила. Ей было все равно. Для нее на Земле жил и существовал только один человек… Фон Триер самый злой, самый расчетливый и самый жестокий режиссер на свете, но благодаря этим качествам он снимает великолепные фильмы. Фильмы, которые пожирают тебя, фильмы которые повергают тебя в ужас, фильмы которые могут вышибить слезу у самого ярого скептика, фильмы, которые невозможно смотреть, но от которых не возможно оторваться.. Рассекая волны, пожалуй, лучший его фильм. Что еще о нем можно сказать? Этого вполне достаточно. О нем не надо говорить, его надо смотреть, т.к. невозможно передать словами гениальную игру Эмили Уотсон, не возможно передать словами чувства и атмосферу, не возможно выразить и десятую долю того, что дает фильм.
W o l f g a n g: Фон Триер, видимо, не удовлетворился тем, как он реализовал сюжет о святой дурочке, совершающей смертный грех ради самого близкого человека. Потому снял еще 'Танцующую в темноте'. Или решил, что идея беспроигрышная, каннское жюри обожает такие, - и был прав. A m a d e u s: Скорее, ему не давала покоя эта удивительная история. W o l f g a n g: Довольно избитая. А 'Танцующей в темноте' я поверил больше. A m a d e u s: Пересматривал его недавно и опять, как в первый раз прослезился. W o l f g a n g: 'Рассекая волны' же совсем не тронул. Наоборот, впечатление оставил неприятное. Эмили Уотсон, чем ближе конец, тем сильнее раздражала. Не думаю, что она хорошая актриса. Видел ее в других фильмах. Например, в 'Красном драконе' она почти такая же: только не слабоумная, а слепая. В общем, там, где надо надавить покрепче на жалость, она отлично справится с ролью. Только моя жалость даже не зашевелилась. A m a d e u s: Мне понравилось, как она разговаривала с Богом. W o l f g a n g: Вернее, от имени Бога. Да, это интересно. Как и то, что Бьорк в каждом звуке слышала музыку. У меня не каменное сердце, но героиню 'Рассекая волны' я просто возненавидел. Может, почувствовал фальшь? A m a d e u s: Какая фальшь?! Более реалистичного, снятого почти документально, фильма, трудно отыскать. W o l f g a n g: Слишком мистически для реализма. У Альмодовара, например, есть замечательный фильм - 'Поговори с ней'. Что-то подобное происходит и там. Но великому испанцу, несмотря на его буйную фантазию, - веришь. Девушка, забеременев, выходит из комы. А спасший ее таким образом врач в конце концов погибает. Зародыш, растущий в чреве больной, возвращает ее к жизни. Это как-то можно объяснить. Героиня 'Рассекая волны' всерьез думает, что чем сильнее страдаешь, тем лучше поможешь любимому человеку. A m a d e u s: Все-таки, надо признать, что фильм не оставляет равнодушным. W o l f g a n g: Иначе я бы и не подумал писать эту рецензию. Жаль только, что фон Триер то радует, то разочаровывает.
Ларс фон Триер, Ларс фон Триер, Ларс фон Триер... Даже далёкий от кинематографа человек, уверен, хоть раз за свою жизнь слышал имя этого кинематографиста. И далеко не всегда оно связано с большими достижениями, зачастую фон Триер несёт полускандальную ауру, заставляя до сих пор многих критиков и зрителей спорить между собой по поводу его творческих изысканий. Хотя поначалу ничего не предвещало того, что фон Триер станет столь обсуждаемой фигурой: первые фильмы датчанина вроде 'Элемента преступления' (1984), 'Эпидемии' (1987) и 'Медеи' (1988) хоть и привлекли внимание критиков, но довольно быстро были позабыты, но уже тогда начал формировать круг поклонников режиссёра. Первый большой успех к фон Триеру пришёл с выходом на экраны драматического триллера 'Европа' в 1991-ом году. Эта лента была удостоена нескольких престижных наград, в том числе и Каннского кинофестиваля. А в 1995-ом году фон Триер и его несколько соратников создали манифест движения 'Догма 95', с которым советую ознакомиться всех потенциальных зрителей фильмов фон Триера, чтобы иметь представление о взглядах режиссёра на создание кино. И первой лентой, которая создавалась по некоторым канонам 'Догмы 95', стала драма 'Рассекая волны', выпущенная на экраны в 1996-ом году. Она также стала первой в трилогии фон Триера под условным названием 'Золотое сердце', которая затем включила в себя картины 'Идиоты' (1998) и 'Танцующая в темноте' (2000). Действие фильма 'Рассекая волны' развивается на обдуваемом всеми ветрами западном побережье Шотландии. Главная героиня - девушка по имени Бесс МакНилл (Эмили Уотсон) - проживает там во немногочисленной коммуне со строгими религиозными традициями. Бесс только-только выходит замуж за работника нефтяной платформы в открытом море Яна Нимана (Стеллан Скарсгард), который явно старше её и опытнее, в том числе и в вопросах любовных утех, с которыми Бесс знакомится благодаря Яну и ей это явно начинает всё сильнее и сильнее нравится. Но вскоре Ян отправляется на место вахты, а Бесс остаётся в томительном ожидании любимого мужа. С трудом она справляется с разлукой, но затем приходит трагическое известие. И с этих пор мир и вся жизнь Бесс меняется, отчего она становится изгоем в родных местах... Одним из условий манифеста 'Догма 95' было то, что на главные роли стоит брать непрофессиональных актёров, однако в 'Рассекая волны' Ларс фон Триер поступился данным параграфом и взял несколько актёров, с которыми его связывала и будет связывать долгое совместное сотрудничество: помимо уже упомянутого Стеллана Скарсгарда, стоит отметить Жана-Марка Барра, Кэтрин Картлидж, Удо Кира и Эдриана Роулинса. Но в первую очередь стоит поговорить про Эмили Уотсон, сыгравшую главную женскую роль. И надо сразу сказать, что образ Бесс МакНилл стал первым в кинематографе для Уотсон, которая до этого служила в театре. И за эту роль Эмили получила ряд престижных наград, а также номинации на 'Оскар', 'Золотой глобус' и BAFTA. Надо проникнуться образом Бесс, чтобы понять насколько глубока оказалась роль Эмили Уотсон. Ведь изначально Бесс представляет из себя скромную и кроткую девушку, которая затем показывает нам все лучшие проявления любви к своему супругу, но когда тот требует от неё такие вещи, от которых любой морально воспитанный человек приходит в ужас, то перед нами уже совсем другая Бесс, но её жертва навсегда остаётся в воспоминаниях после просмотра фильма... Эпизодами невозможно без кома в горле смотреть на изменения внутри Бесс, которая, идя на поводу у явно психически сломленного мужа, из ангела превращается в падшую женщину в глазах окружающих. Но Ларс фон Триер так устроил свой фильм, что зритель в конечном итоге не может в чём-либо винить Бесс, её проблема лишь в том, что она оказалась податливой, а любовь к Яну затмила всё. А сцены, связанные с кораблём, где обитает персонаж Удо Кира, вызывают настоящий ужас, заставляя волосы шевелиться на голове. Единственную поддержку девушка получает от родственницы Додо (Картлидж), которая видит весь трагизм ситуации, но Бесс не внемлет словам подруги, хотя та не оставляет попыток вернуть Бесс на путь истинный. А вот к персонажу Скарсгарда возникают противоречивые чувства, потому что оправданий его поведению нет, а ведь он тянет на дно того человека, который бескорыстно и горячо любит его. На его фоне более привлекательным является персонаж Эдриана Роулинса (его многие знают по роли отца Гарри Поттера), но и он не может совладать с поведением Бесс, что приносит ещё больше горечи. И тем самым можно говорить, что каждый актёр, каждый персонаж, каждый характер в 'Рассекая волны' оставляет о себе воспоминания... Здесь у Ларса фон Триера всё продумано, всё чётко и чутко, всё пронизано глубокой драматургией, а финал картины заставляет эмоционально содрогнуться, настолько сильные чувства вызывает драма 'Рассекая волны'. Ещё раз хочется отметить выдающуюся игру Эмили Уотсон, которая продемонстрировала такую трагическую игру, из-за которой хочется аплодировать стоя, при этом, что по отношении к её героине наворачиваются слёзы, ведь эта девушка положила на алтарь всё то, что было лучшее в ней. И нельзя пройти мимо великолепной операторской работы от нидерландца Робби Мюллера, который передал не только натурные съёмки, благодаря которым буквально ощущаешь себя на суровом побережье Шотландии, но и все нюансы эмоционального состояния персонажей ленты, что делает 'Рассекая волны' ещё более волнительным фильмом и максимально похожим на реальность... Один из лучших фильмов Ларса фон Триера наравне с блестящим и таким же неоднозначным 'Догвиллем' (2003). 9 из 10
Первое, о чем подумала, когда закончился фильм, что Триер, наверное, просто решил поиздеваться над 'великими знатоками' артхауса, которые увидят тут красоту, философию, чудо, любовь и другое высокое вместо грязи. Но прочитав такое огромное количество комментариев людей, которые действительно увидели там любовь, я не поверила и до сих пор думаю, что это какой-то стеб. Да, книги и кинематограф очень романтизировали саморазрушающее поведение, а также разные нездоровые формы взаимодействия с людьми. Но чтобы откровенный ужас называть историей любви... не надо так. Для меня это кино о трагической судьбе больного человека, порожденного больным обществом. Жаль героиню, которая родилась слишком чувствительной и ранимой для того, чтобы принять существующие правила игры или противостоять им. Бесс сломалась задолго до того, как ее муж был покалечен и задолго до начала истории, которую нам показывают. Инфантильное поведение, детская наивность, неумение справляться с тяжелопереносимыми эмоциями - неосознанный побег героини от реальности. Реальности, в которой нужно подчиняться нелогичным антигуманным догмам. Где мать, которая узнает, о том что дочь вдруг начинает спать с другими мужчинами, сурово говорит ей стать на путь истинный вместо того, чтобы броситься на помощь, да что там, просто выслушать. В диалоге есть момент, где она прикрывает свой страх услышать болезненную правду тем, что как бы не хочет слышать вранья. Бесс туж же ей говорит, что никогда не врала ей, но мать даже не собиралась спрашивать, для этого нужно было бы обратиться к своей человечности, которая уже давно выветрилась. И это понятно, оставаться человеком в обществе, где родные закапывают близких, отправляя их в ад, опасно. О муженьке. Взять в жены девушку, которая чуть ли не бросается из скалы при мысли о расставании с ним на месяц, должно быть очень лестно. Особенно, если у тебя проблемы с головой. Поэтому с самого начала я ждала, когда он начнет издеваться над ней. Сначала удивилась, когда его покалечило, подумала, что ошиблась и сценарий повернет в другое русло, но нет, все очень предсказуемо. Но нашлись люди, которые считают, что он так заботился об их отношениях и о ней, такая вот любовь, да. Думаю, это те же люди, которые считают, что Гумберт Гумберт любил Лолиту. Это очень страшно. Подобное обращение - патология, которая только наносит вред субьекту 'любви', что и случилось с героиней. Конечно, не существует едино верного определения этого понятия, но люди добрые, сколько бы мы не кружили вокруг него, в конце концов любить, значит относиться к другому, как к ценности. Отправить жену лечь под кого-то, никак не вяжется с этим определением. Уродливая картина, в которой режиссер даже не скрывает громкого хохота, издеваясь над героиней. Страшно, что кто-то увидел здесь что-то возвышенное. Грустно, что это отражает некоторую реальность. Но не вся реальность такова.
“Рассекая волны” - тот фильм, с которого все советуют начинать изучать творчество Ларс фон Триера, он же открывает трилогию “ Золотое сердце”. Только вот непонятно, кто в этом фильме “Золотое сердце”, потому что Бесс - мне абсолютно не понравилась. Понятное дело, что в провинции особо нечем заняться, кроме как самобичеванием и набожной жизнью, но не до такой степени. Триер заставил испытывать отвращение к главной героине. Главный герой - Ян более приятный, но более простой, рабочий человек, поэтому тоже симпатии не вызывает. Вообще никто из героев на протяжении этих двух часов не вызывает симпатии, но Триеру так и хотелось. Сюжет оригинальный, нетипичный ни капли. Сам фильм разбит на несколько частей и каждая из них, как отдельный эпизод жизни Бесс. С каждым новым эпизодом все больше и больше становится жалко героев, но при этом есть ощущение, что они сами виноваты. Атмосфера фильма мрачная, но при этом красивая. Выдержаны пастельные и темные тона, лейтмотив дождя акценты на коричневом. Съёмка фильма была немного в рамках Догмы 95: где-то несвязный монтаж, тряска камеры, необоснованный зум, но это придаёт большей реальности и антуража, зритель погружается и живет внутри фильма. Остро и абсурдно поднимается тема религии, потому что, обычно, религия должна помогать, но здесь она наоборот мешает жить и двигаться дальше. Чем больше Бесс молится - тем больше неудач в жизни. Тем более в этой религиозной общине всё никак у людей: церковь без куполов, а Бесс разговаривает с богом не молитвами, а свободным диалогом, отвечая “грубым” голосом сама себе. В целом, фильм впечатляющий, но слегка растянутый и слишком много моментов, давящих на жалость.
Лучше всего Ларса фон Триера описал в своём ютуб-ролике Антон Долин: «Датский режиссёр, который с каждой следующей картиной перепридумывает кинематограф заново. Воплощение неполиткорректности. Человек, беспощадно экспериментирующий. Человек, который достиг вершин в визуальном и драматургическом совершенстве к началу 90-х годов, а затем начал это совершенство разрушать, делая в каждой новой картине одновременно что-то разрушительное и созидательное.» «Рассекая волны» - первый фильм знаменитой трилогии режиссёра «Золотое сердце», в которой речь идёт о женщинах, идущих на жертвы. В центре сюжета молодая девушка Бесс из отдалённой шотландской общины. Она по-детски наивна, излишне эмоциональна и очень религиозна. После несчастного случая, произошедшего с её мужем Яном, Бесс решает что её искренняя любовь и вера в Бога помогут ей исцелить любимого. Но жертвы, на которые она готова пойти, постепенно начинают выходить за все рамки моральных норм. Фон Триер - автор знаменитой фразы, что «кино должно быть неудобным, как камешек в ботинке». И действительно, картину смотреть тяжело, она шокирует, рвёт душу и вгоняет в уныние. Но зато после просмотра оставляет очень сложные и интересные эмоции: лично я не могу перестать думать о ней уже пятые сутки. Как искусный художник, фон Триер подал материал так, чтобы зрителю до конца не было ясно, что же все-таки было. Это можно расценить и как историю о невероятной неземной любви, и как гиперболизированную религиозную провокацию, и как философскую притчу о самопожертвовании с библейскими мотивами, и как метафору на современное общество. Ясно одно, «Рассекая волны» - уже современная классика, это выдающееся кино, оценённое и зрителями и критиками, и обязательная остановка на пути каждого любителя кино. Кстати, если вы, как и я, поклонник сериала «Чернобыль», то будете рады увидеть в главных ролях Эмили Уотсон и Стеллана Скарсгарда, игравших там Ульяну Хомюк и Бориса Щербину. 9 из 10
Прося о чем-нибудь Бога, подумай о последствиях. Героиня хотела, чтобы её муж всегда был рядом. И она получила его парализованного. Еще один фильм о странных людях, на Руси таких называли 'блаженные'. Женщина, любящая на столько, что теряет связь с реальностью, идет во все тяжкие, думая, что помогает своему любимому избежать смерти. А люди вокруг - обычные люди, немного жестокие, приземленные, видящие в вульгарно одетой женщине, вульгарно одетую женщину, а не Марию Магдалину. В итоге любимый спасен, но жить с ним и любить его будет теперь кто-то другой. Одна душа спасена, а другая - погибла. Стоила свечь такая рокировка? Мне кажется нет смысла рассуждать права героиня или нет. В подобных ситуациях каждый поступит так, как потребует его душа, его совесть, его чувство целесообразности. Помимо основного сюжета, было интересно наблюдать за обычной жизнью городка (Пишут, что это Шотландия, но в фильме я подтверждения не услышала. Хотя машины праворульные, значит Великобритания, скорее всего. А пейзажи улетные - море, скалы). Удивительно было видеть, что в конце ХХ в в Европе еще существовали общины, где женщинам нельзя разговаривать в церкви и присутствовать на похоронах. Как за 20 лет они пришли к разрешению однополых браков и признанию 40 с лишним гендеров. Удивительная трансформация.
В своём фильме «Рассекая Волны» Фон Триер всеми доступными способами старался вызвать отвращение, кажется, не только к происходящему на экране, а ко всей вашей жизни, которая довела вас до просмотра данного произведения. В ход пошли: цветокоррекция, ужасное звуковое наполнение с контрастными музыкальными вставками, внешний вид и поведение актёров, а также 3-х часовой хронометраж. Но несмотря на алогичность сюжета и необычную стилистику, направленную на усиление эффекта, картина затрагивает очень важную и острую тему влияния авторитета на личность через призму религии. Главная героиня — Бесс, крепко верующая девушка, соблюдающая все заповеди Бога. И именно это строгое следование внушённым правилам приводит к полному душевному и психическому разрушению Бесс. От нее отвернулись близкие, а церковь, которой она так верила, отплатила только проклятьями. Становится понятно, что люди, живущие в этой общине утратили реальное единство с Богом. И если лучшие из них, ощутив присутствие Божественного в себе, умирают, говорить о спасении других не приходится. Они уже мертвы, хотя живут, размножаются и свято чтут нормы морали. Лечащий психотерапевт Бесс твердил ей: Подумай о себе, подумай, что ты делаешь! И действительно, эта вера едва ли была отличима от шизофрении, но попытки заставить Бесс произвести переоценку ценностей и объективный анализ происходящего были тщетны. Если учитель ошибается (а он обязательно ошибается), то чем искреннее его ученик, чем он послушнее, тем сильнее он пострадает. Поэтому, чтобы не стать героем данной картины Триера, так важно не терять здравомыслие и подвергать сомнению даже собственные умозаключения.
«Рассекая волны», на первый взгляд — красивая история безусловной любви двух простых людей, яркий, красочный пример того, на какие страдания готов пойти человек ради своего любимого. Режиссер умело дергает за нужные ниточки и ловко передает зрителю эмоции через объёмных персонажей и живые диалоги, но что если копнуть глубже? Если попытаться выделить какой-то общий посыл фильма, то, помимо любви, через всё повествование жирной линией проходит тема веры в Бога, тема религии. Но тут-то и кроется главная проблема этого фильма — вся эта линия полностью ломается абсурдной концовкой. На протяжении всего фильма Ланс фон Триер как бы насмехается над религиозными людьми и над всей религией в целом. В качестве сеттинга для этого специально подобрана чересчур религиозная община со строгим, а порой неадекватным укладом жизни — женщинам не дают слово, за проступки даже родственники могут предать Вас забвению, а все действия людей должны иметь логическое обоснование одобрения Господом. Главная героиня, Бесс, будучи явно девушкой с психическими отклонениями, добавляет всему этому больший градус абсурда своими «диалогами» с Богом — на протяжении всего фильма она регулярно задает ему различные вопросы или просит совета, а потом, недолго подумав и изменив голос, сама отвечает себе фразами, которые, как ей кажется, мог бы сказать ей Всевышний. При всём этом случайные события по сюжету происходят таким образом, что всё больше и больше усиливают её глупую веру в собственную связь с Богом, в которой сомневаются все остальные персонажи фильма, да и зрители тоже (поверить что святой Господь отправляет её на поистине адские муки ради спасения своего возлюбленного, аккурат после того как сам обрек его на увечья и страдания, мне кажется по меньшей мере довольно сложным). И тут мы подходим к основной проблеме фильма — к концовке. Вместо того чтобы продолжить насмехаться над верующими и поставить точку в абсурдном «крестовом походе» главной героини, режиссер делает крутой разворот и показывает нам настоящее чудо. И это знамение происходит уже не в голове у сумасшедшей женщины, как раньше. Это происходит в реальном мире, со множеством свидетелей. Но все еще остается шанс обыграть это знамение каким-то случайным бытовым событием, втоптав в землю возродившиеся надежды на чудо с новой силой. Но автор решает иначе, и забивает последний гвоздь в крышку гроба повествования последними двумя секундами фильма, лишая зрителя всякой возможность логически додумать это событие уже у себя в голове после титров. Но этот недостаток ни в коей мере не делает фильм плохим. Произведение поднимает много интересных тем и заставляет нас задуматься, операторская работа завораживает, а музыкальные «обложки» к главам потрясают своей эстетичностью. И это всё то, что мы ценим в хороших фильмах.
Мне очень сложно было воспринимать фильм спокойно, что, наверное, хорошо для произведения. Меня очень колебала главная героиня - очень неприятны ее проявления. Бесс - очень противоречивый персонаж, потому что, заточенная в обязанность следовать определенным правилам по следу своей религии ее замыкало в рамки, из которых ее собственная натура лезет изо всех сил. При этом она не может отступиться от бога, в силу своих соображений, да еще с ним сама и разговаривает. У нее постоянно случаются некие припадки, в которых она полностью теряет свое прилежное лицо и выпускает из себя все накопившееся напряжение. И постоянное существование в этом волнении передается зрителю. Как мне показалось. В результате ощущения от фильма остались неприятные, хоть приемы использованы интересно, да и само построение сюжета мне понравилось. Однако сама героиня, на которую приходится смотреть почти два с половиной часа точно не симпатизирует - отторгает своим истерическим спокойствием. Такое чувство, да еще и во время карантина, выпускает в нервное состояние нестояния.
Действие картины, как любит режиссёр, разбито на главы, между которыми появляются клиповые заставки. Собственно, весь фильм – это рассказ о судьбе молодой девушки из строго христианской секты. Героиня фильма Бесс выходит замуж за рабочего-нефтяника, которому через неделю после свадьбы предстоит отправиться на вышку в океане. Дальше судьба начинает испытывать наших героев на прочность, во всех аспектах гиперреализма. Кто пойдёт на новые жертвы? Этот фильм, сплошное испытание на прочность. Триер ставит вопрос: где же Бог, если внешне благочестивые совершают неблаговидные поступки, а почти юродивая героиня способна на такую жертву? На протяжении всего фильма Бесс переживает стремительный распад личности: её не интересует общественное мнение и нормы морали провинциального общества. Она ведёт диалоги сама с собой - говорит и за себя, и за Бога. Безумная, потерявшая связь с реальностью, блаженная, практически святая. Женские роли у Триера, всегда очень сильные, тщательно проработанные характеры, героиня Эмили Уотсон занимает достойное место в пантеоне триеровских образов. Уотсон невероятно достоверна, её Бесс охотно веришь, сопереживаешь, иногда хочется пожалеть, иногда - огреть чем-нибудь тяжелым по голове - эмоций реально много, нет только одного - равнодушия. И в этом есть зацепка в восприятии происходящего. Мужская роль - Ян (Стеллан Скарсгард), стоит своим особняком. Он чертовски обаятелен, умудрён опытом, он по своему любит свою жену и готов на свои 'мужские жертвы' ради неё. Здесь то мы и понимаем, что история не только о любви и самопожертвовании - она о вере в собственную независимую духовную силу. Можем ли мы управлять событиями силой мысли? Зависит ли от нас мироустройство? А общественное мнение влияет на нас? То, что мысли материалы - правда или бредовая фантазия воспаленного разума? Триер филигранно играет на жертвенности любви, тем самым задавая темп познания своего внутреннего демона, который ведёт к неумолимому грехопадению. Признаюсь, на меня этот фильм произвёл невероятное впечатление. Он необычно обычный. Лишний раз убедился, что бывает и такая любовь. 10 из 10 Кнышов Андрей
Общее впечатление: Каждый раз начиная смотреть ленты Триера, я предвкушаю нечто удивительное. И самое интересное, все заходит! Помню после просмотра «Антихриста», было тяжело, неприятно на душе, картина раздавила меня, и я не знала как относится к ней, спустя время я поняла, что фильм мне нравится, но пересматривать я не буду. Что касается этой ленты, теперь я в замешательстве. И даже не знаю как выразить и собрать все мои мысли в кучу, дабы рассказать вам историю о любви, религии, желаниях. Молодая девушка Бесс (Эмили Уотсон) влюбилась в хорошего парня — Яна (Стеллан Скарсгард), работающего на буровой установке в море. Несмотря на противостояние родственников, они женятся. Бесс просит Бога, чтобы Ян всегда был рядом с ней, и Ян возвращается к ней искалеченным после несчастного случая на буровой. Что может сделать молодая женщина, чтобы ее любимый остался жив? На какую жертву может пойти? Бог посылает испытания сильным людям, но иногда кажется что это все так несправедливо. Бесс хотела чтобы ее милый был рядом, разговаривая с Богом тет-а-тет (к слову, в диалоге Бог ей отвечает немного другим голосом, кажется иногда, что у Бесс раздвоение личности, но это не точно), девушка молилась о скорой встречи с Яном. Но что же не так? Бойся желаний своих?.. Очень сложно описать словами происходящее на экране, это лишь стоит прочувствовать, пропустить через себя. Великолепная актерская игра и необычный сюжет, вплетенная религия, самопожертвование, проблемы в воспитании и их последствия, провоцируют на самые странные эмоции. Порою я не понимаю почему именно так Триер показывает любовь, шокируя своеобразным выбором. Но режиссер мастерски подходит к своему делу! Психологически фильм давит, после просмотра будто камень положили сверху, и давит, давит. Но таков Триер... Смотреть ли? Определенно стоит: а) если вы любите этого режиссера или знакомы с его творчеством; б) если не видели ничего у него, то в принципе можно начать и с этой картины. Но я б посоветовала ознакомится сначала с «Догвиллем». 7 из 10
Удивительный фильм обманка, посмотрев который многие восхитятся самозабвенной и всеспасающей главной героини - Бесс, приняв ее, как пример для подражания. В то время как запрятанный за ловушками режиссера, тащащего вас в неводе сопереживания и потрясения, единственный положительный герой фильма и действительно стоящий пример для подражания - это сестра Бесс. Не удивительно, что именно ее молитва, направленная не на утоление собственных слабостей, а на помощь другому, 'спасла' и поставила на ноги 'Яна'. Бесс же предстает лишь образцовым воспитанником, лучшим учеником царящей бездуховной клерикальной традиции во главе с бесчеловечными старейшинами. Избалованная и истеричная, полностью сконцентрированная на себе и своем эго, единственно возможный продукт их воспитания, Бесс лишь очень упорно претворяет в жизнь заученные ей уроки. И как легко поверить ложному следу автора, как просто принять торжество жертвенной любви и восхитится им, но Фон Триер явно проявил милосердие (доступное по фильму лишь сестре Бесс) оставив подсказки в виде издевательски живописных заставок и уж совсем фантастичных и нарочитых колоколов в конце. Иисус, Магдалина, многие скажут. Талант 'уметь верить', луч света в темном царстве. Но нет же, снова обман от Фон Триера, это всего лишь фанатичная преданность, фарисейтсво и жертвенная гордыня, с которой творятся самые жуткие дела на нашей планете уже сотни тысяч лет. Пересмотрите еще разок, если угодили в мастерски установленную ловушку от Фон Триера.
— Почему во время службы разрешено говорить только мужчинам? — Попридержи язык, женщина. Очень сильный фильм, полный эмоций и биение сердца. Начиная смотреть любой фильм Ларса фон Триера, приготавливаешься к чему-то из ряда вон выходящему. Данная кинокартина 'Breaking the Waves' одна из любимых мною работ этого сложного и талантливого режиссера. Ну, а главную героиню из этой истории забыть невозможно. Она как нечто неземное: чистое, светлое и теплое. 1970-ые, северо-запад холодной и ветряной Шотландии. Здесь в строгой религиозной общине живет милая и добрая девушка Бесс. Она без памяти влюбляется в Яна, работающего на буровой установке в море. Герои женятся, и Бесс так сильно не хочет отпускать любимого, но он должен уехать на работу для заработка. Каждый день она молится Богу, чтобы он поскорее вернул ей мужа - это все что ей нужно. Молитвы были услышаны, и Ян навсегда едет домой - только искалеченным из-за несчастного случая. Теперь он всегда будет с ней, и Бесс выполняет все просьбы своего прикованного к постели мужа, даже самые шокирующие. Она знает, что своими молитвами и 'добрым делом' сможет вылечить мужа... — Он будет жить? — Да. Жить будет. Вернее, существовать. Разрывается сердце, смотря этот драматический фильм. Фон Триер снова издевается над зрителем, окуная нас в настоящий ад, ведь все происходящее смотришь в холодном поту. Этот фильм глубже даже, чем кажется на первый взгляд, его финальную сцену забыть невозможно, и еще долгое время об этой картине думаешь, все анализируешь, прокручиваешь все мелочи и детали, чтобы головоломка сюжета сложилась. Потрясающая игра Эмили Уотсон. Англичанка очень сильная и вдохновляющая актриса, и это верхушка ее славы - одна из лучших ролей. Бесс она раскрыла именно так, как и представлял режиссер. Находишься в неком странном состоянии, смотря, как молится ее героиня и разговаривает сама с собой. Уотсон пропускает через себя роль на сто процентов, и просто браво. — Прости, но мне он напоминает старика, который подсматривает в замочную скважину. — Да. Мне даже не надо ему рассказывать, как и что. У нас с Яном духовная связь. Некоторые сцены в этом фильме настолько шокируют, что не можешь сидеть на одном месте. Психологически картина давит на зрителя с первого и до последнего кадра. Пропуская через себя эту необычную историю, как будто зрители узрели некую истину, нечто что выходит за грани воображения, и в этом весь режиссер - он гений своей профессии, и об этом его фильме можно долго говорить и очень спорно все обсуждать, в этом вся и фишка. В мужской роли был потрясающий Стеллан Скарсгард - любимчик режиссера. Актер родом из Швеции сыграл в огромном количестве фильмов и почти в каждой ленте фон Триера. Стеллан шикарный актер, и их дуэт с Эмили Уотсон получился гармоничным и то, что надо. — Господь наделил талантом каждого из нас. — В чем же талант Яна? — Он великий любовник. Что интересно, так это то, что зрители всего мира могут снова сейчас увидеть этих двух актеров в уже культовом, новом, американском сериале 'Чернобыль', который популярен во всем мире. Этот фильм о чистоте души и жестоком, суровом реальном мире на земле, 'лучике света в темном царстве', о ангелах и святых среди нас. Кинокартина лично в моем списке лучших кинодрам мирового кинематографа. 'Рассекая волны' - европейская драма 1996 года. Кино одновременно элегическое и разрывающее на части. Фильм заслуживает особого внимания и безусловно высокой оценки. - Один раз я уже спасла его, спасу и во второй. 9 из 10
О-хо-хо, любители потрясений... Как же мало вам надо, чтобы 'потрястись'... Похоже, вы горя не видели, а 'кто мало видел - много плачет', как известно. В какой же благословенной стране вы пребываете, ибо 'я такого угла не видал', где столь малой кровью можно откупиться от настоящей катастрофы, коей является травма спинного мозга. Нет у меня единомышленников и среди авторов красных рецензий, ибо рефреном звучащее 'своим телом жертвовать нельзя' улыбает невероятно. Полноте... Тоже мне, ценность великая - тело. Да всем, всем можно пожертвовать ради близкого человека. 'Толку-то, милая, мало-малёхонько'. Присоединюсь только к автору рецензии, прошедшему через опыт борьбы со смертью. Подтверждаю и своим аналогичным опытом: сексуальные утехи - это последнее, в чём нуждается умирающий человек. Да там вообще хочешь только одного: чтобы всё поскорее закончилось - так или иначе. Нет, не сексуальные 'жертвоприношения' необходимы неизлечимо больному, лежачему человеку. Но истинный подвиг любви и милосердия их близких так некиногеничен! Ежеминутный уход, чтобы не было пролежней: массаж, обтирание, возня с испражнениями - и только тогда парализованный человек... не встанет, нет - будет просто существовать на гОре себе и своим близким. Но, конечно, если вместо этих прозаических мероприятий жена начнёт шататься по кустам, она, действительно, сможет сильно сократить страдания своего мужа - быстрёхонько отправив его на тот свет. Но зачем же зрителю думать о прозе жизни, кому она нужна? А вот я хочу поклониться всем, несущим свой крест в непрестанной заботе о своих тяжело больных близких, потому что только их каторжный труд и есть свидетельство любви и самопожертвования, тем более в нашей 'социально ориентированной' стране, где ты остаёшься с такой бедой один на один. Хорошо, если семья большая и дружная, потому что совместить НЕПРЕРЫВНЫЙ уход с добыванием средств к существованию - одному абсолютно невозможно. А врачи что: дыхание-сердцебиение восстановят - а дальше сами, как хотите, медицина бессильна. Это только вокруг киношной Бесс идёт такая кипучая деятельность, чтобы дать ей возможность маяться дурью... Для меня этот фильм - настоящий плевок в души людей, оказавшихся в подобной ситуации, настоящее глумление над горем неизлечимо больных и жертвенным подвигом их близких. 'Романтики' возразят, что подвиги, они разные бывают, и жертва Бесс не была напрасной, судя по результату. Но вот какая неувязочка: мы не сказку 'Аленький цветочек' смотрим, история Бесс претендует на реальность, а в реальности спинальник (пациент с травмой спинного мозга) не встаёт... А от Триера мы ждём только правды, за неё мы его и любим, за правду и бескомпромиссность. Триер - как заботливый, но строгий родитель, не потакает нашим самообманам, сурово срывает с нас розовые очки, отнимает костылики иллюзий и отправляет нас в жизнь только с одной опорой - верой в свои силы. Ведь задача хороших родителей - не сюсюкать над детишками до их пенсионного возраста, а научить их жить в жестоком (что поделаешь) реальном мире. И основной лейтмотив произведений Триера - бесперспективность 'благих намерений' - гениально раскрывается в невероятно стильной 'Европе', пронзительнейшей 'Танцующей в темноте', мощнейшем 'Догвилле', но на удивление неубедительно звучит в 'Рассекая волны'. Возможно, явная реалистичность ситуации мешает мне предаться философским обобщениям, а вот притчевая форма 'Догвилля' и 'Мандерлея' позволяет автору легко оперировать идеями, не отвлекая меня на конкретику жизни, в которой 'так не бывает'. Кстати, в 'Рассекая волны' неубедительна не только конкретика жизни - с идеями здесь тоже прям беда. Помимо любовной истории, предназначенной для особо впечатлительных, здесь имеется и смысловой пласт для 'особо умных' - антиклерикальный. Желание разоблачить и покарать фанатизм и лицемерие священнослужителей у Триера так велико, что он не замечает, что этот велосипед не изобретён уже только ленивым. Любой учебник истории за шестой класс так наглядно живописует всё это, что мы с детства ошарашены и кострами инквизиции, и охотой на ведьм, и т.д., и т.п. Впрочем, отрицательный образ священника - такая же вечная тема, как любовь и смерть, и право на существование имеет. Но это должно быть сделано тонко и талантливо, а та лобовая атака, в которую идёт Ларс фон Триер в этом фильме, вызывает только усмешку. Пламенная речь, которую Бесс толкает в церкви, даже для мало-мальски сведущих людей - полное ни о чём, для верующих же - кощунство. Бог-то простит, это понятно. Грех на Бесс только один: уклонение от своего истинного долга - заботы о муже. Но Бог опять же простит: 'Это его работа'. Не ожидала от себя, что смогу замахнуться красным фломастером на автора великого 'Догвилля', причём, не воздав должное 'Догвиллю' отдельной зелёной рецензией. Но 'Догвилль' - это такая глыба, к которой и подступиться страшно: слишком несопоставИм масштаб творения и 'рецензента'. А тут - какое творение, такой и рецензент. Жаль. Я бы предпочла продолжать благоговейно взирать на Триера снизу вверх, но долг перед людьми, являющими НАСТОЯЩИЕ чудеса любви, доброты и преданности, не даёт мне смолчать. 2 из 10
У нас в университетском киноклубе заканчивается цикл «Насилие в датском кино». Я на него почти не ходила, потому что тема не очень близка. Однако друзья уговорили меня посмотреть один из последних фильмов - Breaking the waves с харизматичными Эмили Уотсон и Стелланом Скарсгардом. Никогда бы не подумала, что мне понравится фильм Триера, от китча «Танцующей в темноте» которого я плевалась! Казалось бы, целых 149 минут следить за страданиями женщины, которая слегка не в себе, не очень увлекательно, но меня буквально затянуло внутрь экрана, этой нелепой, жалкой, но по-своему величественной судьбы и истории, разворачивающейся на равнодушных ко всему просторах ветреной изумрудной Шотландии. Это история о героине настолько искренней, по-детски чистой и незамутненной, что людям проще считать ее скрытым шизофреником. Но если подумать, что плохого в том, чтобы вслух разговаривать с богом внутри себя, отвечая на свои же реплики от его имени? В каком-то смысле это дар - ведь ты никогда не остаёшься один. Это притча о силе веры, о великой, почти библейской жертвенности во имя любви. Не романтической и сентиментальной, но той самой любви к ближнему своему, в данном случае к покалеченному, обездвиженному мужу, балансирующему на грани жизни и смерти. Жертвенность по Триеру - грешить ради любимого человека, ради того, чтобы ему стало хоть немного лучше. Концовку можно рассматривать с двух сторон, как я люблю - можно поверить в суеверие и чудо, а можно списать на совпадение. Но разве совпадения - не те же чудеса? Тяжёлая, горькая лента, парадоксально оставляющая после себя тихий свет в душе и веру в то, что кто-то наверху нас все же слышит, пусть порой так жестоко с нами обращается. И музыка в фильме замечательная: на фоне разделяющих историю по частям заставок суровой Шотландии - Дэвид Боуи, Род Стюарт, Леонард Коэн, Элтон Джон и другие.
Сюжет: Молодая девушка Бесс из отдаленной религиозной общины на северо-западе Шотландии влюбилась в парня Яна, работающего на буровой установке в море. Несмотря на противостояние окружающих, они женятся. Медовый месяц заканчивается и Яну нужно лететь на вахту в море. Бесс очень тяжело переносит разлуку, не мыслит жизни без Яна, впадает в истерики и ступор. И тогда она просит Бога, чтобы Ян всегда был рядом с ней, и Ян возвращается к ней искалеченным после несчастного случая на буровой. Он почти полностью парализован ниже шеи и шансов на полное выздоровление мало. Конечно же, такое событие и положение дел полностью меняют «расстановку сил» и мировоззрений в их жизни. Ян начинает просить её делать эммм… не совсем нормальные вещи, которые идут вразрез с её понятиями о жизни. Она поначалу сомневается, но потом идёт этим путем, веря, что делает хорошее дело слушаясь своего мужа и веря, что это поможет ему выздороветь. Ни к чему хорошему это не приводит в итоге. Примерно год назад я посмотрел фильм Ларса фон Триера «Догвилль» с Николь Кидман. Мне он очень понравился: фильм очень депрессивный, тяжёлый, полный безнадеги, но сильный. Собственно, этот фильм очень похож на «Догвилль». Ну оно и понятно, один режиссер, один стиль, похожие темы, которые режиссер исследует. Первая половина фильма мне понравилась, больше чем вторая. Наверное, потому что вторая как раз тяжелая и, так скажем, не совсем адекватная. Ну, то есть как бы я понимаю, что хотел сказать и показать режиссер, но он слишком уж закручивает гайки и утрирует. Ну, просто смотришь и говоришь: ну, дура, пипец. Подобное было и в «Догвилле». Снова какая-то баба с очень странными мировоззрениями и странным рабским просто-таки до смерти подчинением. Как собака, которую бьешь вплоть до смерти, а она все равно тебе подчиняется, смотрит на тебя печальными глазами и терпит до конца. Снова псевдодокументальная неспешащая съемка, которая играет на руку, ведь фильм получается от этого довольно жизненный. Снова спорная концовка. Снова темы секса, эгоизма, непонятной доброты и самопожертвования на грани раболепства. Тем не менее, фильмы разные. Темы, направление и мораль вроде как бы правильные, но, повторюсь, уж слишком в абсолют он возводит всё это (включая религиозные отсылки в конце фильма). Фильм далеко не всем понравится. Кого-то оттолкнет документальная манера съемки. Кому-то не понравится очень неспешащий темп картины и человек выключит или даже уснет. Кому-то не понравится сероватая блеклая цветовая гамма и реалистичность/жизненность некоторых эпизодов (тут даже не раз покажут мохнатый мужской неэрогированный член). Кому-то не понравится тяжелая тематика. Однако это далеко не «Реквием по мечте», «Груз 200», «Лиля навсегда» и т.п. Так что посмотреть вполне можно, и даже сделать выводы и поспорить/обсудить некоторые аспекты. Тот, кто досмотрит, равнодушным не останется точно. Я очень не решался выставлять оценку этому фильму. То мне казалось, что фильм сильный, мощная драма, то я считал, что женщина делает глупость и религиозные аллюзии тут ни к чему и неправильные, в общем я остановился на 8 баллах. Хотя бы потому, что «Догвилль» у меня получил 9, а этот фильм всё же чуток хуже его. Хочу также отметить, что фильм получил несколько престижных наград разных фестивалей, в том числе и Оскара за лучшую женскую роль. Согласен, Бесс у Эмили Уотсон получилась своебразная. Этакая тепличная верующая девочка не от мира сего со странными полудетскими ужимками. Интересный вышел персонаж и сыграла хорошо. В принципе другие актеры тоже вполне на уровне. Резюмирую: тяжёлый, но сильный фильм с довольно оригинальным сценарием. Кому не стоит смотреть: кто не любит тяжёлые, неспешные фильмы в серой цветовой гамме, документальную и естественную манеру съёмок. 8 из 10
Ларса фон Триера часто называют скандальным режиссёром и это действительно так. Но его провокации создаются не столько ради самого скандала, сколько ради обличения тех или иных пороков общества. И получается у него настолько убедительно, что смотреть фильмы пророй действительно больно. Ведь несмотря на излишнюю театральность формы в них на редкость жизненное содержание. В Рассекая волны мы наблюдаем за девушкой по имени Бесс и за её моральным падением происходящим ради мужа. Было интересно увидеть как Триер подаёт её супружескую измену чуть ли не как выполнение библейского 'почитай мужа своего'. Думаю мало кто из авторов в принципе задавался вопросом моральной допустимости измены если супруг стал инвалидом. Всё таки это неприятная и явно неоднозначная проблема которая в этом фильме ещё и подаётся через призму забитости и религиозности главной героини. Мне очень понравилась актёрская игра большинства героев этой картины. Она по скандинавски сдержанная, можно даже сказать скупая на эмоции, но при этом очень искренняя. Особенно сильным вышел конечно же образ самой Бесс воплощённый на экране Эмили Уотсон. Изменения её характера происходящие в течении ленты поданы предельно аккуратно, мы всегда видим чего ей стоит решится на тот или иной отчаянный поступок. Очень непростой и неоднозначный фильм, именно поэтом после его просмотра так интересно читать диаметрально противоположения мнения о его героях и их поступках. 7 из 10
Ларс фон Триер одновременно талантливейший режиссёр и жестокий манипулятор. Снимая «Рассекая волны», он хотел одного: искупаться в зрительских слезах. Как он добивается своей цели? Очень просто: а) выдумывает чудовищную историю; б) делает вид, что у него не фильм, не художественное произведение, а сама Жизнь. Триер отбирает эпизоды с поразительной точностью, некоторые просто вырваны из той самой жизни. Далее – актёрский состав. Выше всяческих похвал сработала Эмили Уотсон, остальные от неё не отставали. Натуральность фильма– наполовину их заслуга. Красивые съёмки, музыка, грим? – нет! У фон Триера – Жизнь, какие могут быть украшения?! Фильм делится на две части – тёмную и светлую, с незаметным переходом между ними. Меня как будто плавно опускали на холодное, безнадёжное дно, твердя при этом: смотри и плачь, смотри и плачь, смотри и плачь! И я, как последняя овечка, рыдала в конце. Игнорируя чувство опустошённости и ненависти, я сквозь слёзы пыталась разглядеть в «Волнах» черты великого кино «не для всех». «Настоящее искусство – это не то, что хорошо выглядит, но то, что меняет нас» (Рой Адзак). Фильм «Рассекая волны» не изменил меня, а задавил своей тяжестью. Слёзы, которые я пролила, не были возвышающими. Желание лишний раз доказать свою власть над зрителем фон Триер попытался прикрыть идеей жертвенности. Декорация держится, пока на плечах лежит тяжесть, а в голове - пустота после просмотра. Когда «симптомы Триера» исчезают, спасительная ширма падает, и оказывается, что режиссёр просто изнасиловал доверчивых зрителей. 5 из 10