Переулок счастья: отзывы и рeцензии

Малов-кино
Малов-кино12 декабря 2012 в 10:36
Не всё прогнило в датском королевстве

Сара живет в шикарном особняке обеспеченной жизнью, как и подобает супруге управляющего крупной фирмы. Приобретя очередную обнову, она первым делом спешит узнать мнения мужа: «Только правду, дорогой, умоляю!». «Ты хочешь услышать правду? Ну что ж… Я люблю другую… Молодую и красивую… Свою секретаршу». Так в одночасье рушится многолетняя идиллия ее безмятежного существования у «Христа за пазухой». Представьте положение «мужниной жены», во всем зависящей от своего кормильца. И все же гордость оскорбленного достоинства берет верх: Сара, не имеющая «за душой ни цента», вынуждена съехать в дешевенькое пригородное бунгало — в район, где прописан исключительно средний класс. Теперь на шестом десятке ей придется все начать сначала, и, главное, научиться зарабатывать себе на жизнь. Кое-как найдя работу уборщицы, она параллельно начинает устанавливать контакты с окружающими — с теми, кого ещё вчера в упор не замечала. Так постепенно она сближается с угрюмым соседом, который, мало того, что не расположен к контактам с внешним миром, но и на 15 лет моложе Сары. Но благодаря всё же завязавшейся «дружбе» в отношениях двух одиноких сердец начинают просматриваться кардинальные перемены… Датская «Догма», образованная в середине 1990-х, вдохнула свежий воздух в хиреющий организм не только национального авторского кино, но и того кино, которое делает кассу. Осознав, что без этой самой кассы дальнейшее развитие датского кино может стать весьма проблематичным: не сидеть же, в самом деле, на шее у государства, — некоторые мэтры решили попытать счастья в традиционных — a la голливудских — жанрах. Здесь надо оговорить, что в датском кино самыми популярными всегда были две темы — семьи и больницы (этим отчасти объясняется феноменальный успех национального хита «Итальянский для начинающих»). Вторую из них тщательным образом разработал сам Ларс фон Триер в знаменитом сериале «Королевство». А первую он отдал на откуп Мортену Арнфреду — своему давнему соавтору и по совместительству второму режиссеру на том же «Королевстве» и на картине «Рассекая волны». В результате у Арнфреда получился Lykkevej — образцовая романтическая комедия для старшего и среднего возраста, соединяющая в себя два важных сюжетных мотива: самоутверждения женщины пост-бальзаковского возраста, вдруг выброшенной за пределы привычной социальной среды и семейного круга, и любовного мезальянса, когда мужчина оказывается на порядок моложе своей возлюбленной, не собирающейся мириться с приближением старости. Фильм хоть и не стал суперхитом, как тот же «Итальянский…», но всё же составил серьезную конкуренцию заокеанским блокбастерам: почти четверть миллиона зрителей, пришедших в кинотеатры, для маленькой Дании — очень даже весомый показатель. Так датские зрители в который уже раз продемонстрировали, что свои проблемы, по-любому, «ближе к телу», равно как и свой сироп слаще, нежели заокеанская патока. Дания, кстати остаётся одной из немногих европейских стран, что не пали ниц перед экспансией Голливуда. У местных кинопроизводителей хватает разумения, технических и творческих ресурсов, чтобы обеспечить себя работой, а зрителя — нужными ему эмоциями, не идя при этом на поводу у дядюшки Сэма. «Переулок счастья», где режиссер вроде бы наступает на горло собственным авторским амбициям, у нас парадоксальным образом смотрится почти чистым арт-хаусом. А всё потому, что создатели этого и подобных ему фильмов не пытаются заигрывать с международной аудиторией, не скрывают своего провинциализма и снимают кино про датчан и для датчан. Теряя зарубежный рынок, они укрепляют позиции на своём, а это и есть самая надёжная защита от оккупации «Made in Hollywood».