Резюме. Дорогие родители, если вам некогда читать весь текст, то сразу отвечу на вопрос, идти ли на 'Финиста'. ОДНОЗНАЧНО ДА. Берите детей в охапку и бегите в кинотеатр. Почему? Потому что это самая красивая сказка на русском языке с безупречной картинкой, снятая за всю историю кино как советского, так и российского. А теперь подробнее. Мало кто уже помнит, как умерло отечественное кино в 90-е. И главный показатель этого - в 90-е перестали снимать детские сказки. Вообще. Это было планово убыточное дело. Что-то начало появляться только во второй половине нулевых, но чтобы полноценные костюмированные детские сказки стали снимать на большом метре - о таком мы не мечтали. Покажи нам тогда, что будет на экране на Новый Год 2025 - я бы не поверил, что такое у нас возможно в принципе. Зачем вообще нужно именно смотреть (а не читать) сказки? Ведь книги же есть. Ответ простой – в первую очередь, а также во вторую и третью чтобы погрузиться в красивую и яркую атмосферу волшебного мира. А только уже потом познакомиться с сюжетом, извлечь какую-то мораль и т.д. Сказка на экране всегда и во все времена - это яркая и сочная картинка. Без яркой картинки на экране нет сказки, а есть просто история с необычным сюжетом. Вот зачем сказки и снимают - это окно в другой мир. И чем оно ярче и колоритнее, тем лучше сказка. Что является визуальным киноэталоном сказочного мира? На все времена это трилогия 'Властелин Колец'. Идеал сказки, превзойти который невозможно. Поэтому умные создатели современных сказок должны, да и просто обязаны опираться на эстетические нормы, заложенные Джексоном в своей бессмертной работе. Копировать великих - это нормально. Это признак ума и хорошего вкуса. Как и в 'Волшебнике Изумрудного города' создатели 'Финиста' не стали делать дешевый лубок а ля Роу. Сказки Роу для своего времени - это гениальные работы, снятые после войны на копеечные бюджеты, и там все сделано на мастерстве режиссера и могучей театральной школе актеров. Но сейчас смотреть 'Бременских музыкантов', снятых в таком стиле - это уже моветон. Раньше так снимали от бедности, сейчас такое снимать - признак либо скупости, либо творческого бессилия. Создатели 'Финиста' как и создатели 'Волшебника' вдохновились трилогией Джексона и постарались воплотить настолько же масштабную картинку. И могу сказать, что им это удалось. Местами это выглядит просто шедеврально, и это мировой уровень, причем хороший мировой уровень. Фильм можно резать на отдельные кадры и вешать на стену - настолько тщательно выстроены кадры (мечта фотографа). В картине невероятные панорамы, роскошная просто природа (от лесов до моря и пустынь), и это наша природа, которую можно, как оказалось, красиво показать. Не только в Новой Зеландии она есть. Художники постановщики и особенно художники по реквизиту - мой вам виват. Кадры ломятся просто от количества колоритнейших вещей, разнообразных интерьеров, сказочных предметов и диковинок. Все сделано добротно, основательно и не выглядит бутафорией. Создатели спецэффектов - мой вам поклон. Нарисовать ТАК живой сказочный мир, глядя в окно на слякоть русских улиц в пасмурные дни - это что-то невероятное. Ну а джин из лампы - это вообще какой-то космос, полет и феерия. Дайте этим людям Оскар! А лучше 'дайте два!' (с). Оператор фильма - это обычный гений, и это стало сейчас привычным уже, т. к. в нашем кино сформировалась мощнейшая операторская школа. В фильме использована масса разных операторских решений, включая самые современные, и это выглядит очень органично и круто. Даже монтажник не подвел (монтаж у нас пока делают не всегда хорошо), а в фильме очень сложный монтаж из-за обилия экшн-сцен. Картинка неизменно динамичная, действие не провисает, внимание не отвлекается, провалов в видеоряде нет. А какие же шикарные тут драки! Мечта пацана просто! Тут и Джексон угадывается, но не только он - увидел удачные решения из разных картин, причем совершенно неожиданных. Даже хорошие драки из 'Обитаемого острова' (а там хорошие драки) пригодились, и это было приятно увидеть. Музыка... Она прекрасная. Становится хорошим тоном не поделки на коленке Фадеева в сказках использовать, а работы приличных композиторов, сыгранные большими оркестрами. Это большой стиль, друзья. Он вернулся в наше детское кино. Музыка тоже стремится к эталону, заданному Джексоном во 'Властелине'. Что еще похвалить? Сама история нетипична, интересно подана. Я ожидал какую-то традиционную сказку, тут же ребята сделали более объемный и глубокий вариант. Тут вам и сказки хватит для детей, и к были отсылок для взрослых предостаточно. Имеющий уши - услышит. И на лбу зарубит. Ну и ода режиссеру: он смог весь этот Праздник Жизни, созданный коллективом гениев, сформировать в одну единую картину, и она смотрится цельно, бодро и живо. И глаз радует, и развлекает, и задуматься о серьезных вещах заставляет - здесь есть вообще все. А что же минусы? Главного героя надо в качалку и кормить. Чтобы поздоровее был хотя бы на десять кг. Иначе не понимаешь, откуда там силушка богатырская. И какое же счастье, что у фильма будет продолжение! 9 из 10
Среди российских кинематографистов последнее (и не только) время с завидной регулярностью поднимается тема создания собственных супергероев, однако, как известно, все новое – хорошо забытое старое. Нашими отечественными героями испокон веков были богатыри, пусть они и не отличались особенными магическими способностями, а главными преимуществами этих людей были недюжинная физическая сила и удаль молодецкая. Заметим, ум вовсе не был приложением «по умолчанию» к указанным достоинствам, что, видимо, и послужило источником вдохновения для очередного весьма примечательного персонажа франшизы «Последний богатырь» Финиста Ясного Сокола, первого богатыря. Обаятельный недотепа теперь обрел свою собственную легенду, вышедшую на экраны в наступившие новогодние праздники и радующую (или огорчающую) своих многочисленных зрителей. Сказка ложь, да в ней намек, как написал когда-то великий поэт, однако, намека от нашего «Финиста» приходится ждать добрую половину экранного времени, когда, наконец, начинает формироваться основной сюжетный конфликт, связанный с сопоставлением волшебного, представляемого центральными героями во главе с непутевым богатырем, и условно научного, олицетворяемого новым, что характерно, заморским персонажем этого фильма. Поначалу к «химическому-механическому» картина относится, как и основные герои, скорее, нейтрально, и даже настороженно, демонстрируя результаты прогрессивной мысли как некое совершенно необязательное баловство, нежели действительно ценные изобретения, облегчающие повседневную жизнь людей. То, что можно было бы назвать настоящим прорывом, в «Финисте» подчеркнуто не доведено до ума и еще несовершенно, и не факт, что будет когда-то. Неоднозначное, вовсе не положительное отношение к рациональному ощущается даже по пока безобидному контексту, и дальше – хуже. С учетом финала, где магическое мышление явно имеет преимущество перед научным, можно точно сказать, что картина содержит в себе нехорошее, даже дурное послание своим зрителям, просто вредное для самых младших из них: она предлагает не полагаться на свои силы, на свой ум, логику, не рассчитывать на возможность всего добиться собственным старанием и умением, но надеяться только на чудо, что что-то необыкновенное произойдет, и все, непременно, разрешится само собой. Такая моральная установка, попросту, опасна, она поощряет инфантилизм, даже социальное иждивенчество, и совершенно непонятно, как подобная идея могла попасть в условно доброе и поучительное новогоднее кино. Примечательными являются заявленные в первых кадрах страдания Финиста по несовершенному настоящему подвигу, что формирует вопрос, какова, собственно, природа данного явления. В общепринятом представлении подвигом можно назвать самоотверженный поступок во имя высокоморальной цели, не обязательно пафосной, но действительно важной и безупречной с нравственной точки зрения. Словом, поступок ради чего-то значимого. Учитывая переживания Финиста, именно к пониманию этого он должен прийти к финалу рассматриваемого кино. То, что указанное ему непонятно, подчеркивается не столько отказом передвигать камни, сколько кратким разговором с конкурентами по вызволению красавицы от чудовища, из которого следует, что последствия предпринимаемых усилий герою глубоко безразличны, и важен только, говоря по-спортивному, «счет на табло». Собственно, дальнейшая «игра» и ее результаты выглядят весьма символично, поскольку визуализируют состояние Финиста и до его похода, как и производимые им – морально или материально – действия. Таким образом, авторы картины явно завязывают необходимое герою понимание с избавлением от «результатов», назовем их так, но, увы, не справляются с должным раскрытием выбранной темы. Дело в том, что на протяжении всего фильма богатырь так и не совершает Поступок – ни намеренно, ни случайно, и даже в битве с главным злодеем он защищает не высокие идеалы, а лишь спасает собственную «пятую точку». Проблема же с «результатами» решается без малейших усилий со стороны персонажа, что лишь подтверждает, что Финист не просто не нашел ответа на поставленный в начале вопрос, а вовсе забыл о нем. Финал картины в деревне с отсылками к новым малым добрым делам героя не опровергает сказанного, так как герой так ничего и не понял, в частности, что намеренно подвиг совершить невозможно. Не все благополучно в картине и с выбором центрального злодея, причем, не только по причине формирования плохой основной идеи, но и по чисто формальным признакам. Во-первых, у нашего злодея нет великой злодейской цели, ради которой он совершает те гадости, предотвратить которые решает компашка главных героев. Во-вторых, не вполне подтверждено, что этот персонаж вообще злодей: источником и «жертвенным топливом» его силы является нечто явно злой, темной природы, и обратное не продемонстрировано. Да, в конце фильма он угрожает положительной героине, но, заметим, что в обычной трактовке она – совсем не светлый и добрый герой сказок. Технически, антагонист от зла избавляет мир. Наконец, ожидаемое торжество условного добра совсем не обязательно означает, что мир стал лучше и добрее, поскольку фильм не содержит никакого отрицания совершаемых злодеем все-таки добрых дел, а его угроза простым людям не сформулирована и не очевидна. Таким образом, стало ли в результате развязки лучше или наоборот, тот еще вопрос. Нельзя не отметить весьма спорную подачу ряда персонажей Финиста. В первую очередь, это касается его помощника Мелехи, типичного приспособленца, выбирающего того, на чьей стороне сила. Невозможно осознать, как подобный герой может прийти к финалу без малейшего намека на наказание или хотя бы раскаяние. Неужели фильм считает его поведение допустимым примером для подражания?! Неужели такой персонаж может рассматриваться как положительный?! Словно в противовес ему, единственными или оставшимися на тех же позициях, что в начале картины, или худших, являются героини-женщины, причем, обе. Примечательно, что показанный финал без этих двоих был бы невозможен, и одновременно, у них обеих все было относительно нормально, пока в их жизнь не вломились эти горе-герои. Прямо читается, что все проблемы от мужиков. Шутка, или не вполне?.. Зрелищный, с юмором снятый фильм с довольно обаятельными героями, как ни странно, относительно прилично детализирован, но за этим вниманием к мелочам он совершенно безразличен к целому. Трудно предположить, что его дурная идея была заложена намеренно: просто так получилось. К сожалению, неприятный осадок от ее понимания не могут скрасить даже хорошие актерские работы, как Кирилла Зайцева (Финист), так и Юлии Пересильд (Яга), и, конечно, Федора Добронравова (Анариф). Также отмечу, что по динамике фильм небезупречен: возможно, мне не было скучно, но многое можно сократить без всякого ущерба.
В Голливуде любят 'доить' успех, создавая франшизы, - это все знают. Бывает, что успешно, бывает, что не очень, но явление давнее и логичное. Наши киноделы тоже иногда этим балуются, что не зазорно. Из таких особенно успешных можно упомнить только 'Троих богатырей', которые как будто бы бесконечны. Но это мультик. И ещё, конечно, пресловутые 'Ёлки'. Теперь появился новый 'богатырский' цикл, который расширяет сюжет трилогии о сыне Ильи Муромца - приквел о Финисте-Ясном соколе, самом бесячем (после Ивана, конечно) персонаже 'Последнего богатыря'. Ранее вышел сериал-продолжение, который выглядит бодренько, хоть и самоповторяется. И вот теперь 'Финист: Первый богатырь' с бюджетом 980 миллионов рублей и сборами под 2 млрд рублей. Дмитрий Певцов назвал этот фильм 'циничным' и 'вредным для детей' (видимо, из-за отсутствия песен Стаса Михайлова), хотя создатели честно удержали всё в рамках 6+ как по уровню жестокости, так и по уровню пошлости. Последней тут практически нет. Снимала киностудия 'Yellow, Black and White', это их первый проект франшизы без 'Диснея', что сразу сказалось на качестве истории. Это больше не исекай, а нормальная удобоваримая сказка про типичного богатыря, который, может, и не семи пядей во лбу, но честный, сильный, храбрый и охоч до подвигов в силу молодости. Сама история довольна проста, но правильно подана, с обязательной моралью, как и положено сказке. 'Первый богатырь' показал, что Финист так-то приятный и харизматичный парень, а Кирилл Зайцев способен тянуть главную партию ничем не хуже Виктора Хориняка, да и прописан его персонаж органичнее, без лишних ужимок. Хмурится герой, удаль демонстрирует или смущенно улыбается - всё это выглядит естественно. Вот рядом с ним даже Пересильд не раздражает, неплохо отыгрывает Ягу, 'сидящую' на молодильных яблочках. Фёдор Добронравов - это сразу моё почтение, а Паша Прилучный замечательно отыграл говорящего верблюда, я его голос даже не распознала. Слабый момент этого фильма - поведение Финиста в момент беды, что с ним приключилась. Так себя герои не ведут, тем более, что после сериала мы в курсе, кто его папа. Этот момент бы из фильма выкинуть, чтоб не позорил честь богатырскую, и всё было бы замечательно. По итогу, 'Первый богатырь' получился хорошим детско-подростковым блокбастером на Новый год. Смотреть можно даже самым маленьким зрителям, стыдно не будет. Такой вот 'Ведьмак' для детей, с лёгким юмором и неперенасыщенной картинкой. Только приходить надо в кинотеатры с опозданием минут на десять, чтобы прошли все ролики про Чебурашку и прочая реклама. 8,5 из 10
К чему точно не придраться, так это к графике. Шикарная детализация, красивые фоны и захватывающие внимание роботизированные изобретения на втором плане. Животные-монстры, с которыми борется главный герой, почти всегда выглядят реалистично и эффектно. Работа оператора отлично погружает в происходящее и оживляет диалоги или визуальный юмор картины. А вот из-за чего сложилось впечатление, что это просто спин-офф ради спин-оффа, так это главный герой, а точнее его нераскрытость. Каким бы ты был, таким ты и остался — строчка, которой можно описать всю сюжетную линию Финиста. Отсутствие развития у персонажа — это проблема, которую, казалось бы, давно пора научиться решать нашим киноделам, но нет. Наш богатырь принимает все решения без чёткого морального компаса, а движет им только желание быть лучше остальных. В нём нет качеств, из-за которых героем захотелось бы проникнуться. Это однобокий и устаревший образ, в который не добавили ничего нового. По части морали, присущей сказочному жанру, тоже какая-то лажа. Ни Финист, ни его прихвостни не становятся интереснее или сложнее к финалу. Не осознают каких-то новых законов жизни и остаются верны собственному эгоизму. За их похождениями было интересно наблюдать только из-за второстепенных героев или злодеев. А также локаций, которые планомерно сменяют друг друга и из-за которых фильм обретает хоть какую-то динамику. Не сценарную, но визуальную. Из плюсов ещё хочу выделить шутки. Больше половины из них оказались действительно смешными. Особенно позабавила сцена с дыркой в двери, в которой стоит крестьянская семья. Сцену нам показывают один раз, а потом ещё пару раз к ней отсылаются: в другой локации и в сцене после титров. И все три раза это добавляло картине приятной комичности и разряжало обстановку. Также выделю хороший сюжетный троп, где Финист оказывается в достаточно сложной ситуации, из-за чего фильм становится, хоть и ненадолго, но интереснее. Зрителю любопытно, как он выберется из этого, и до поры до времени эта самая ситуация порождает немало занятных или забавных эпизодов. Ещё жму руки составу художников, маэстро, отвечающим за костюмы и продумку визуала пространства. Всё это сделано на высшем уровне и заслуживает оценки в 10 из 10. Но невероятно скудный сценарий, неприметные герои, состоящий из двух-трёх слоёв и без занимательной философии, сильно бьют по общему впечатлению от произведения. Делая продукт довольно любительским. «Финист. Первый богатырь» — это пёстрый, яркий и сказочный фильм, рассчитанный на семейную аудиторию. Что, возможно, в глазах создателей картины даёт проекту право быть несложным и выезжать за счёт гэгов и около-супергеройских квестов. Но я так не считаю. Было-бы гораздо интереснее, если бы Финист перебарывал себя и своё беспечное геройствование. Если бы его спутники не только смешно шутили, но и помогали ему становиться лучше, а затем становились лучше и сами. Но тут все сложности команды решаются почти сами по себе или с помощью магии (чит-код для сценаристов, к слову), неприязнь сменяется дружбой не по чёткой причине, а где-то за кадром. И так далее. Любой фильм, независимо от жанра, должен в первую очередь брать не только визуалом, но и историей. Героями, которых зритель полюбит, в которых он узнает себя, или за приключениями которых ему будет интересно наблюдать и во время первого просмотра, и во время девяносто первого. В нашем же случае я несколько раз посмеялся, насладился графикой и был таков. 6 из 10
Почти складывается из хорошего, скорее удовлетворительного сюжета, придуманного авторами не передранной в испорченном виде советской сказке, хорошей, без оговорок, картинки, видеоряда. И всё. Все остальное сильно хуже. Что не так с сюжетом? Вроде оригинальным: Представление ГГ Финиста. Как самовлюблённого метросексуала, не чуждого барыжной стороны жизни. Вроде тут и заявлена дуга характера с его трансформацией по итогу сказочных приключений, но НО. Самолюбование и самореклама наравне с продвижением собственного мерча сейчас является одной из составляющих жизни в соц. сетях. И для целевой аудитории (детям до 12-13 лет, я правильно полагаю?) месседж о неправильности подобного поведения может не дойти. Не дойдёт именно из-за привычно видимого ими подобного вида контента, ничем не отличающегося от увиденного в фильме. Экспрессивно, не выделив ярко, не накачав глупой патетикой и пафосом реакции ГГ, авторы провалили хорошую задумку дать увидеть юному зрителю всю глупость и пошлость такого поведения, а просто продублировали и так ими виденное в пространстве соц. сетей. Сюжет мог бы ещё ярче заиграть, добавь авторы разумные и оригинальные, остроумные диалоги. А то шутки: дурак - сам дурак и простейшие словесные реакции на происходящее не добавляют интереса к несколько растянутому повествованию. Сюда же отнесу и псевдо-пафосное музыкальное сопровождение всего происходящего на экране. Эта тематика роднит детский фильм с кинопродукцией КНР и КНДР в их патриотическом формате. И собственно об оркестровке. Словно владельцу 16 битного синтезатора, изуродовавшего своей 'музыкой' переозвучку советских мультфильмов 50-60 годов в конце 90х-начале 2000х, словно ему докинули плагинов до полифонического звучания. Такая музыка не даёт развития сюжету. А постоянное её нахождение в пафосном ключе не даёт возможности выделять ею именно ключевые, напряжённые моменты действия. Тут к месту были бы и 'Песняры' и 'The Hatters', но увы, заплатили КоМпоЗитору. К оригинальности сюжета. До конца не смогли - вспомнили о Голливуде с его клише: злодеями и 'Диким, диким Западом'. Игра актёров. Её нет. Ни Зайцев, ни Пересильд, ни Лавыгин не работают своими проф. инструментами - мимикой, речью, движением. Одно и то же выражения лица на все случаи жизни. Один и тот же словарный гэг - выражаемся по современному в фильме-сказке. Тут одаль стоят Добронравов и Яковлева, вот где работа лицами, интонациями, словом, движениями. И не то чтобы это мощно и фактурно, но на фоне 'игры' остальных актёров выделяется. Опять об киноискусстве как об комплексе мастерства многих цехов речь не идёт. Всё должна тянуть картинка и незамысловатый сюжет - родители принесут деньги в кассу, по любому.. 3 из 10
'Финист. Первый богатырь' — это не просто очередная история о том, как красивый и сильный парень спасает мир, а увлекательное путешествие, где приключения, философия и юмор переплетаются, создавая оригинальную сказку. Ну и да, Кирилл Зайцев тут тоже есть) Главный герой, Финист Ясный Сокол — да, тот самый, который за Василисой ухаживал, но в контексте этого фильма еще не ухаживал, так как сюжет разворачивается до событий 'Последнего богатыря'. Хотя из-за того что создатели в мультивселенную решили поиграть, события могут происходить вообще в другом мире. Ох, Финист... идеал русского богатыря с мышцами, которых больше, чем умственных способностей, решает, что славы ему недостаточно, несмотря на то, что каждый в Белогорье его обожает. Так сказать, нет предела совершенству, да личный бренд развивать надо. И вот наш богатырь узнаёт о том, что красавицу надо спасти. Но, не желая делить славу с кем-то другим, он идет один, что в итоге оказывается плохой идеей. А дальше сюжет так закручивается, что основное действие фильма происходит вообще где-то на востоке. Есть в этом фильме интересная сценарная дилемма: персонажа за фильм надо как-то развить, ведь он главный герой. Ну хоть какой-то путь он должен совершить, однако всё упирается в то, что это приквел, и мы уже знакомы с Финистом, точнее, с тем, каким он будет (по предыдущим фильмам). То есть мы знаем, что к концу фильма он должен быть влюблённым в себя и всё так же мечтать о подвигах. Из-за этого получается, что в сериале 'Последний богатырь: Наследие' Финист раскрывается больше, чем в его собственном фильме. Или как бы сказал Джозеф Кэмпбелл: 'Вам чай с сахаром или с моими слезами?' Стоит отметить, что, несмотря на то, как легко оступиться и повториться, создатели этого не делают. Главный герой сильно отличается от предыдущего главного героя франшизы (Вани), а из всех героев знакомы мы только с Финистом. Можно поспорить о Бабе Яге, ведь мы уже её видели и до этого. Но молодую версию играет Пересильд, а с этим образом мы только начали знакомство. Милёху (Сергея Лавыгина) мы видим в первый раз, как и главного антагониста Анарифа (Фёдор Добронравов). Так ещё и основное действие теперь происходит не в привычном нам Белогорье. Но всё это может и спугнуть зрителей, ведь это уже не привычная нам картина этой вселенной. Здесь нет Вани с его сарказмом и отсылками на современный мир, нет новых персонажей из славянских мифов и былин, нет взаимодействия Белогорья с современностью ('фотографии с путешествия за кладенцом', 'споров волшебного зеркальца с умной колонкой', 'богатырь и генератор'). Это рискованный ход — таким образом можно потерять уже сложившуюся аудиторию. Отдельно хочется сказать про то, что российское кино наконец-то нащупало ту жилу, которую так искало. Ох, как же сильно мы хотели делать франшизы в стиле 'Мстителей', а получались только 'Ёлки'... А что у нас есть на начало 2025? Трилогия 'Последнего богатыря', сериал 'Наследие' и фильм о Финисте. И это точно не конец — он уже окупил себя вдвое. Подытожив, могу сказать, что это то самое кино 6+. Ну нельзя его смотреть на серьёзных щах. Это сказка, направленная на всю семью, за что можно сказать спасибо. Некоторые фильмы, которые у нас делают для детей, делают только для детей. Взрослым обычно на таких фильмах становится скучно. И этим хороша богатырская вселенная: тут хоть взрослой компанией приди, хоть детей приводи — поймут и понравится всем.
Если сравнивать сие творение режиссерской мысли с предыдущими частями франшизы и сериалом, то фильм 'Финист. Первый богатырь' скучный, пресный и несмешной. Даже если не сравнивать, все равно ничего не поменяется. Такое ощущение, что выпущено это кино было только ради двух целей: чтобы дать больше экранного времени Юлии Пересильд в роли молодой Бабы Яги и денег. А сейчас подробнее. Сюжет Банальный и понятный с первых минут фильма. Все сюжетные повороты, которые задумывались как неожиданные твисты, способные удивить зрителя, считывались на раз два и эффекта 'Вау, вот это да! Я такого не ожидал' не было. Посмеялась я всего пару раз за весь фильм. И то с верблюда, да с Сени (ой, в этом фильме его же Мелехой кличут). Они весь фильм и вывезли. Без них уже десятый сон на десятой минуте фильма и видела бы. Не стоит забывать, что это кино для семейного просмотра. А значит интересно должно быть как деткам, так и взрослым. Но с таким сюжетом только дети и могут заценить это творение. Стоит также отметить логические несостыковки, которыми буквально пронизан от начала и до конца фильм. Это хоть и фэнтези, но логику то никто не отменял. Я привела бы несколько примеров, но это спойлеры. Персонажи/актеры Финист как главный герой откровенно смотрится не очень. Вот прям хуже, чем не очень. Финист - это второстепенный персонаж, эпизодический, но никак не главный герой. Да, актер сыграл его отлично. Эта роль Кириллу Зайцеву очень подходит. Но за самим персонажем на экране скучно наблюдать. В нем нет харизмы, присущей главным героям. Баба Яга, которую сыграла Пересильд, и Баба Яга, сыгранная Еленой Яковлевой, по ощущениям абсолютно два разных персонажа (хотя меняется у Бабы Яги, по сути, только внешность; в фильме даже верблюд подметил, что главное, то, что внутри человека, а не его внешность). Поэтому разный характер одного героя вызывает у меня много вопросов. В первую очередь к сценаристам. Похоже молодую Бабу Ягу и ее более взрослую версию писали два разных сценариста, находясь при этом в разных частях света без телефонов и других девайсов. Чтобы точно меньше совпадений было. К тому же, более взрослая версия Бабы Яги в исполнении Яковлевой смотрится органично. Она и саркастичная, и ироничная, и смешная. Настоящая Яга. Пересильд же никакая. Вроде сыграно неплохо, но нет того шарма и обаяния, что у взрослой Бабы Яги. В этом фильме этот диссонанс бросился в глаза, так как молодая версия заняла больше экранного времени, чем в сериале. Кстати, Светлана Колпакова в роли молодой Яги смотрелась лучше (из фильма 'Последний Богатырь'). Средняя оценка только из-за уважения к отечественному кинематографу, за верблюда, Сеню и то, что это экранное 'произведение' является частью франшизы, которую я очень люблю. Такие дела. 6 из 10
Одним из фильмов, открывших российский кинопрокат 2025 года, стала работа Дмитрия Дьяченко «Финист. Первый богатырь» с Кириллом Зайцевым в главной роли. Также в ролях – Юлия Пересильд, Сергей Лавыгин, Елена Яковлева, Фёдор Добронравов, Кристина Строителева, Фёдор Гамалея. Действие фильма разворачивается в чужеземье, где перед нами уже не русские народные, а восточные сказки с джинами, песчаными дюнами и пахлавой. И тут хочется сказать браво художникам по костюмам, операторам и декораторам, потому что картинка выглядит и вправду впечатляюще, а на фоне «Волшебника Изумрудного города» графике хочется аплодировать стоя. Но на этом плюсы фильма как будто бы заканчиваются. Фильм является приквелом франшизы «Последний богатырь», что позволяет раскрыть зрителю старых персонажей с новой стороны. Ну, по крайней мере так должно было быть. «Финист» не даёт абсолютно никакой новой информации про героев франшизы, хотя, по сути, перед нами предыстория, где должна раскрываться мотивация всех последующих действий персонажей в других частях «богатыря». Очевидно, что данный спин-офф существует в качестве подложки для последующих работ про Финиста. Возможно, нас ждут три полнометражных фильма и сериал, как было с «Последним богатырём». Тут уж «куй железо, пока горячо», как говорится, раз ниша не занята. В приквеле появляется новый персонаж, которого играет Фёдор Добронравов, – Анариф, который непонятно как оказался на Востоке и непонятно какие цели преследует, про него не рассказывается ровным счётом ничего. Персонаж ради персонажа. За почти два часа хронометража мы не узнаём никакой его предыстории. И это не добавляет ему загадочности, а лишь подсвечивает огрехи сценаристов. Так дела обстоят со всеми персонажами фильма: нам показывают уже известных героев и просто ставят перед ними новые испытания. Финист здесь и Финист в «Последнем богатыре» абсолютно одинаковы, персонаж не претерпевает никаких изменений. Зачем тогда называть фильм приквелом – непонятно. Гораздо интереснее сюжет развивается в любовных линиях Финиста и загадочной красавицы Златы, а также Яги с заколдованным верблюдом (которого, кстати, озвучил Павел Прилучный). За романтикой в фильме гораздо интереснее наблюдать, чем за развитием основного действия, хотя обычно бывает наоборот. Между персонажами чувствуется химия, отношения Финиста и Златы напоминают первую влюблённость, которая хоть и дарит нежные и искренние чувства, но очень редко когда заканчивается хорошо. В конце хочется ещё раз похвалить создателей фильма именно за вложенные деньги в костюмы и графику, сразу видно, что режиссёр привык работать с большим бюджетом. Бескрайние виды Казахстана (а именно там проходили съёмки) радуют глаз, особенно зимой. Колоритный Восток прекрасно передан через основную цветовую палитру фильма: золотые, красные и синие оттенки. Создания Анарифа выглядят очень реалистично и во время просмотра хочется, чтобы механическая черепаха принесла на спине тарелку с горячим пловом. В целом, фильм выполняет свою функцию – развлекает народ на каникулах, и если совсем нечем заняться, можно сходить с семьёй в кино. Однако глубокого сюжета и какой-то морали ожидать не стоит.
«Богатырская» кинофраншиза оказалась настоящим событием для рынка отечественных блокбастеров, заимствующих фабулу и персонажей из классических русских сказок. Эти фильмы смотрятся как безобидные побегушки ярких персонажей в пестрящих не менее яркими красками локациях, переносящих сознание зрителей в волшебство фантазии. Завершив на мажорной ноте историю «Последнего богатыря» Ивана, артель Дмитрия Дьяченко переключилась на идейного предшественника Вани – сильного, отважного и невероятно самолюбивого Финиста – Ясного сокола, что впервые мелькнул ещё во второй части оригинальной трилогии. Действие сквозного сюжета переносится в прошлое, когда белокурый молодец только шёл на пути к почитанию в родном королевстве Белогорье. Охочий до всевозможных подвигов – посерьезнее да опаснее – чтобы блеснуть во всей красе, Финист нарывается на достойного противника, лишается зрения, а вскоре их с вертлявым спутником Мелёхой, сыгранным Сеней из комедийного сериала «Кухня», и с молодой версией Бабы-Яги от Юлии Пересильд, забирают таинственные воины, чтобы продать в рабство на Востоке. По пути возникнут неожиданные гостей из других мифов и легенд, рукопашных схваток с остроумными замечаниями и взаимными подколками здесь выше крыши, поэтому скучать не придётся. Завязка фильма не блещет оригинальностью, будем честными, но неожиданными ходами лента на удивление щедра. Во многом это заслуга Фёдора Добронравова, исполнившего роль загадочного купца-изобретателя, что привечает заморских героев со своими, лишь ему одному понятными, целями. Хотя образ Анарифа и нельзя назвать полностью оригинальным, поскольку корни явно растут из диснеевского «Аладдина», где имелся очень похожий персонаж Механикус, а колорита ему не занимать. Вообще, эта вроде бы детская кинокартина выделяется сильными актёрскими партиями: помимо Добронравова, блестяще выступила и Пересильд, на стремлении которой сохранить молодость строится значительная часть местного юмора. Да и сам Кирилл Зайцев в роли Финиста по-своему забавен и обаятелен, его бахвальство скорее умиляет, а гордость не перетекает в совсем уж вредное качество – гордыню. За актёра, конечно, многое делает его статная внешность, но и как личность он вполне органичен своему герою. Щепотку обаяния от себя добавляет и Павел Прилучный, чьим голосом тут разговаривает заколдованный верблюд. Дамский угодник остаётся верен себе даже в непривычном виде, образуя очень любопытный тандем с Ягой. Ну и куда же сказке без очаровательной принцессы! Кристина Строителева замечательно вписалась в опять-таки родной женский типаж, улучшенный связанной с нею сценарной находкой. Событийностью «Финист» весьма богат: фильму пошёл на пользу перенос основной части действия в клишированный восточный город по типу Аграбы из всё того же «Аладдина». Впрочем, оформление заставляет вспомнить совсем уж далёкую классику – «Багдадского вора» с легендарным немцем Конрадом Фейдтом в роли злодея Джаффара. При этом наши авторы бережно адаптируют великое наследие, стремясь показать обаяние песочного края так, чтобы он смотрелся актуально и свежо. Этому способствует и простой, без излишних анахронизмов, язык, на котором разговаривают персонажи. Российское фэнтези уверенно обособляется от книжных первоисточников в отдельный поджанр массового кино. Оно выгодно выделяется в сопоставлении с куда менее удачными экранизациями наших сказок типа «Летучего корабля», «По щучьему велению» или «Конька-Горбунка». Чувствуется, что и самому Дмитрию Дьяченко конвейерность производства не вредит, и команду свою он держит в тонусе, чтобы выдерживать достойный уровень. Другое дело, что «Финист» едет по накатанной колее, развивает старые идеи и не привносит во франшизу чего-то радикально нового – если не считать восточного антуража. Первый фильм о Ясном соколе получился во многом «пристрелочным». Творческой бригаде необходимо было понять, насколько жива «богатырская» серия и не пресытилась ли Белогорьем публика. Судя по цифрам, результат не слишком обнадёживающий, что отчасти объясняется конкуренцией в сегменте кино для новогодних каникул. В отрыве от всякой мишуры, «Финист» вышел фильмом примерно на уровне первой части об Иване-Светозаре. Новое лицо сказочной эпопеи способно приятно удивлять и дальше, если предоставят такую возможность…
Вчера вечером сходили в кино, смотрели «Финист. Первый богатырь» от Yellow, Black and White. Всю франшизу я не смотрела, но первый фильм точно видела, до остального то ли руки не дошли, то ли времени не было. Но, так как мне давно нравится творчество исполнителя главной роли Кирилла Зайцева, было принято решение обязательно сходить в кино. Фильм мне понравился – прекрасные пейзажи, глаз не отвести. Часть съёмок прошла в Казахстане. Среди съемочных локаций были Поющий бархан, Чарынский каньон (эпизод вылета Финиста из пещеры), город Конаев и Алматы (леса и горы в окрестностях города), национальные парки и степи. Один из блоков был снят в декорациях крепости Номад, которая была построена в 2004 году для фильма «Кочевник». Чудесные декорации и костюмы, огромное спасибо тем кудесникам, которые были ответственными за сотворение этого чуда. Хорошие шутки, не пошлые, не банальные. Интересный сюжет, хорошо прописанные персонажи. Прекрасный подбор актеров, буквально 100% попадание. Правда вот некоторые моменты расстроили, не буду спойлерить сюжет, но жители Белогорья те еще подлецы оказались, и это еще мягко сказано, и яркий их представитель Мелёха (Сергей Лавыгин), сын славного Лепёхи – редкостный м…к и предатель. Но несмотря на это, Финист защищает и бережёт их. Кирилл Зайцев в роли Финиста, Ясного сокола, настоящий русский богатырь, проходящий путь становления своей личности, и то, что мы видим в конце, очень радует сердце и душу. Юлия Пересильд в роли Бабы-Яги в молодости: прекрасна, кокетлива, очаровательна. Фёдор Добронравов в роли Анарифа, какой элегантный красавец-учёный, прямо-таки типичный «Человек эпохи Возрождения». Злата (Кристина Строителева) – настоящая красавица эпохи Ренессанса. Фильм мне понравился, и я с удовольствием еще посмотрю другие приключения Финиста. С чистой совестью советую и рекомендую к просмотру, как взрослым, так и детям. Перед началом сеанса было 35 минут рекламы, но в нее входила и милая короткометражка про Чебурашку и новый год.
Скучно! Да ёлки-палки, имея такую идею, так обделаться, простите, с качеством текста! Картинка - супер, пейзажи, анимация, компьютерная графика, костюмы-глаз не оторвать! Сочно, ярко, натуралистично. И на фоне этой эйфории красок и красот звучат вот эти грустнейшие диалоги. Именно в диалогах, в общении героев нет никакой динамики, жизни нет! Интереса нет! У нас же столько юмористов остроумных с экранов телевизора вещают, рвутся всех насмешить, каждый второй книги пишет, а качественный искрометный сценарий для сказки некому сваять? Ладно текст. Неужели на роль Бабы Яги другой актрисы не нашлось? Которая смогла бы проявить всю гамму эмоций на экране, а не самолюбоваться долгих два часа киношного времени? Почему Баба Яга, один из центральных персонажей, говорит обрывками себе под нос и как-то очень непонятно местами? Это фишка сценической речи современных актеров? Короче, грустно. И скучно. Но хотя бы видно динамику в качестве съемок, это уже радует. И игра Кирилла Зайцева понравилась. Сергей Лавыгин просто протащил на себе весь фильм. Герой Фёдора Добронравова в рамках этого повествования оказался каким-то неинтересным. А ведь такого могли наворотить, в хорошем смысле слова, имея такую картинку и, думается, такое финансирование! Но нет. Что-то пошло не так. Но мы верим и с надеждой смотрим в будущее. И вспоминаем прошлое, когда советские, а потом и российские режиссеры снимали такие фильмы, которые с трепетом будут пересматривать и через сто лет.
Пошел на «Богатыря» ради любимого актера и на завышенных ожиданиях после первых двух фильмов, которые оказались крайне удачными. Итак, мы снова в сказочной стране Белогорье. Второстепенный персонаж франшизы Финист Ясный Сокол, теперь — главный герой. У него есть непутёвый напарник, который ищет для него «заказы» на выполнение подвигов. Наш Финист как бы «комплексует» из-за отсутствия у него настоящего великого подвига (попадаются только мелкие «заказы» — вроде летающей свиньи из трейлера). Да, в картине есть красивые природные локации (съемки проходили в Казахстане) и отдел дизайнеров можно поблагодарить за достойные визуальные эффекты. На этом плюсы заканчиваются. В данном богатырском спин-оффе я ожидал увидеть весёлую комедию на основе русского фольклора с современными актуальными шутками (как было в основных частях). А получил гремучую смесь «Мумии», Марвела и кибернетического «Дикого Дикого Запада» с Уиллом Смитом. Фейспалм. Кирилл Зайцев это один из двух моих любимых современных актёров. Кроме него, остальной кастинг катастрофически неудачный. Не хочется совсем уж докапываться до мелочей, но, уважаемые авторы фильма: какие славяне могут быть в горах? Ну камон! А если они живут в высокогорье, то как же татаро-монголы на лошадях их достанут? Откуда у горцев-славян деревянные лодки (которые заметны в кадре)? Молчу про архитектуру и вышивку национальных нарядов! Это просто какой-то славянский винегрет из тематического парка развлечений. Безликая пафосная музыка на протяжении всего фильма совершено не соответствует происходящим на экране событиям и эмоциям. Если бы существовал сериал про Финиста (в духе старых добрых «удивительных странствий Геракла»), то представленный нам сюжет мог бы быть отличной двадцатиминутной 14-й серией 8го сезона такого сериала. Но, на полный метр «это нечто» ну никак не тянет. В итоге: отвратительный сценарий, кастинг, костюмы, саундтрек и режиссура и 2 часа зря потраченной жизни. Скука смертная! За спецэффекты и красавца Кирилла: 2 из 10
Эта сказка вышла на новогодние каникулы 2025-го года. Мораль проста: «Один в поле не воин». Обидно, что всем русским богатырям это приходит в голову после ряда поражений в боях. Юлия Перисильд играет молодую Бабу Ягу. Играет со страстью и желанием помогать богатырю. Зритель, взращенный картинами про «последнего богатыря» уже заждался продолжения. Это приквел «Последнего богатыря» (2017). Мне фильм понравился. Понравился своей непредсказуемостью сюжета. Режиссёр Дьяченко обыгрывает истину «Восток – дело тонкое». Все эти восточные мудрецы и шейхи никогда не откроются незнакомцам. Приключения главных героев Белогорья очень красочные и динамичные. Необходимо оставаться лучшим. Это важно не только для богатыря Финиста, но для Милёхи и Бабы Яги. Ничего нет лучше своего родного дома и русской земли. Эта тема проходит красной линией всего фильма. Русская земля рождает богатырей, а чужая сторона – это поле для подвига. Командный дух вырабатывается у героев не сразу, ведь Финист хочет быть единственным самым лучшим героем. Слава рождает гордыню, а гордыня приводит к глупости и излишней самоуверенности. Русская самоуверенность – это шанс врагу одержать победу. Сказка интересно разыгрывает понятия свободы и подвига. Графика мощная: сразу напомнила голливудские блокбастеры. Бюджет почти в один миллиард рублей освоен правильно. Видно, что спецэффекты мощные и органично смотрятся комбинированные съёмки. Один в поле не воин – это сказано про всех русских богатырей. Я испытал радость после просмотра. Конечно же, я жду продолжения. Композитору Каллису ставлю 5 с плюсом за качественную музыку. Музыкальная дорожка соответствует настроению главных героев. Это идеальный новогодний подарок зрителям от создателей «Чебурашки» (2022). Актёр Кирилл Зайцев мощно показал богатырскую самоуверенность, но русская влюблённость ему тоже удалась. Подвиг, слава, успех, любовь – вот схема приключений Финиста. Это шикарная сказка, где спецэффекты дают раскрыться командному духу героев. Мне фильм очень понравился. Продюсеры сделали сказку не только для россиян, но и для мирового проката. Фильм вызывает только положительные эмоции после просмотра. Научились же, делать хорошее кино!
В первую очередь необходимо отметить, что сюжет фильма не имеет ничего общего ни с русскими народными сказками про Финиста ни с советским фильмом 1975 года. Хорошо это или плохо? В данном случае, скорее хорошо, по крайней мере позволяет избежать сравнения с ними и обвинений в слишком вольном обращении с классикой. «Финист. Первый богатырь» это оригинальный фильм-сказка, что само по себе уже заслуживает внимания. Возможно, конечно, не совсем оригинальный, а скомпилированный из сюжетов разных произведений, ну так практически все кино так снимается, просто где-то более явно, где-то менее. В данном случае сюжет получился вполне достойный, интересный и местами труднопредсказуемый. Более насмотренный и начитанный зритель его может быть и сможет предугадать какие-то повороты, но мне во время просмотра это явно в глаза не бросалось, было на самом деле интересно. Стилистический фильм достаточно эклектичен, порой, как и в случае с сюжетом, кажется компиляцией не сцен, но духа ряда произведений. Во время просмотра не оставляло ощущение стилистической схожести с произведениями Жуля Верна, не слишком удачным голливудским фильмом «Лига выдающихся джентльменов» и каким-то еще, который распознал только уже придя домой – конечно же «Анжелика», кто еще такую помнит. Ну а что – восток дело тонкое. Причем на уровне идеи это все мне кажется довольно интересным, а вот реализация немного подкачала. Как говорил Станиславский «не верю». Но, возможно, это исключительно моё личное впечатление. Как и в случае с «Волшебником изумрудного города» создатели фильма, хотели поразить зрителя великолепными пейзажами, но, как и в «Волшебнике» качество картинки для этого явно слабовато, на уровне хорошего мультфильма, а не CGI художественного фильма. Все-таки на текущем техническом уровне нашего кино если стоит задача поразить видами надо снимать натурные пейзажи и добавлять в них только необходимые объекты. Сейчас это элементарно делается с коптера. Понятно, что все нарисовать проще чем искать подходящее место и проводит натурные съемки, но впечатление получается совершенно не то. Ну не дотягивают пока наша CGI до уровня Аватара. Тоже самой можно сказать про различные показанные в фильме «чудеса науки» - идея сама по себе вроде отличная, чисто визуально все достаточно красиво, но не впечатляет. Может потому, что уже приелись подобные вещи, а может просто снято не слишком удачно. В общем, хотелось бы более ярких впечатлений в этой части. В результате фильм получился немного затянутым, и, в отличие от «Волшебника», тут это на самом деле чувствуется. Лучше бы было его уложить часа в 1,5, да еще и сюжетом поднадбить при этом. Из героев наиболее яркой мне показалась Баба Яга. В фильме представлена оригинальная и нестандартная концепция данного персонажа, а Юлии Пересильд удалось неплохо раскрыть её характера, за её Бабой Ягой интересно наблюдать. Кистины Строителевой, как мне кажется, тоже удалось неплохо передать характер Златы, хотя экранного времени у неё было минимум. Порадовали и персонажи «массовки» с их меткими шутками и острыми комментариями. Кирил Зайцев Финиста сыграл в целом неплохо, особенно хорошо удалось, так скажем, сложно состояние героя в определенный момент, вот тут прям «верю». Но в целом характер его раскрывается скорее сюжетом, чем актерской игрой. Ну и раз уж про Финиста речь – нельзя не задать уже сценаристам вопрос «почем свинку обидели?». По сюжету то оно логично, и в сказках богатыри всякой нечисти головы направо и налево рубили, но в современных детских фильмах порой даже главных антагонистов перевоспитывают, а не повергают, а тут совершенно безобидный хряк. Ну это уже мелкая придирка. С остальными героями совсем плохо, их образы получились какими-то плоскими и бесхарактерными. Характер Анарифа совершенно не раскрыт, даже из начитанного текста представление о его личности складывается весьма поверхностное, а актерская игра если и была, то вся под бородой спряталась. Зайцеву хоть как-то удалось показать самовлюбленность Финиста, а Анариф совершенно бесхарактерный, хотя по сюжету личность совершенно неординарная и крайне интересная. Еще хуже дела обстоят только с Мелёхой, но в этом случае скорее недостаток сценария. С точки зрения актерской игры у Сергея Лавыгина получился интересный комический персонаж. Но по сюжету то он значительно сложнее, совершает весьма неоднозначные действия, внутренняя мотивация которых при этом в фильме совершенно не раскрыта. Адекватной реакции окружающих на его поведение тоже нет, что выглядит прям совсем уж странным. Ну и в конце фильма слишком уж растянули анонс следующей части. Честно говоря, вообще не припомню столь длительного фрагмента после финальных титров. Было бы вполне достаточно крупного плана страницы волшебной книги. Стало бы понятно и что следующий фильм будет, и как-то более загадочно, интригующе было бы. А так почти прямым текстом все рассказали не понятно зачем. Резюмируя, можно сказать, что «Финист. Первый богатырь» неплохой чисто развлекательный фильм, который было интересно посмотреть. Скорее всего один раз, но следующую часть смотреть обязательно буду. В таком качестве могу рекомендовать его к просмотру. Но чего-то большего от этой картины ожидать не стоит. Важные и глубокие мысли по сюжету вроде как предполагаются, но при просмотре в душу не западают. Чисто художественная ценность фильма также не на уровне. Смотреть можно, но потенциал сюжета не раскрыт, могло бы быть намного лучше.
Даже не знаю с чего начать… Если говорить о трилогии «Последний богатырь», то эти фильмы были действительно интересные. Закрученный сюжет, юмор, зло и добро, любовь, естественно, и все это воплощено потрясающими актерами - Еленой Яковлевой, Сергеем Буруновым, Константином Лавроненко. Виктор Хориняк ничуть не уступал своим опытным коллегам. Мила Сивацкая хоть и молодая актриса, но она органично влилась в этот состав и отлично справилась со своей ролью, на мой взгляд. А вот так называемый приквел про Финиста сильно разочаровал. Жажду продюсеров можно понять. Все три фильма «Последний богатырь» стали одними из самых кассовых по сборам. И, конечно, упустить возможность создать еще фильмы из той же серии (потому что первые три «выстрелили») с такими же миллионными доходами, было бы глупо. Идея сама по себе неплохая. Например, Marvelовские фильмы взять - они шикарные (какие-то больше, какие-то меньше, но все же), а их там много. Но у наших сценаристов на 4 фильме что-то «сломалось». А может, потому что про Финиста писали другие (кроме Василия Куценко)?.. Этот вопрос останется без ответа. Начало сильно затянуто и скучно (я чуть не уснула). Но сама идея фильма неплохая. Финист Ясный Сокол - самый лучший во всех смыслах богатырь. Но он уже всю нечисть в Белогорье и за ее переделами победил и сражаться не с чем и не с кем. Поэтому, когда он прознал про красавицу, которую держит в башне зверь, решает совершить очередной подвиг и вызволить девушку из лап чудовища. А дальше нас ждут приключения Финиста со своим напарником и молодой Ягой (Юлия Пересильд) в заморских странах, где героев ждут разные приключения. Жутко раздражало постоянное хвастовство Финиста, в итоге он, конечно, понимает, что «Один в поле не воин» и друзья - это сила, но он же – богатырь и у него априори не должно быть таких жутких качеств, которые несвойственны истинным богатырям. Да и вообще, они в этих восточных землях такого накрутили… Что смотришь и диву даешься, как они до такого додумались?.. И это уже не сказка, а фантастика какая-то. Выдумки сумасшедшего. Пожалуй, самым интересным персонажем был Верблюд, которого озвучил Павел Прилучный. Сценаристы, похоже, забыли, что богатырь — это не просто герой с невероятной силой, а символ мужества, благородства, чести и самопожертвования. Вместо этого мы наблюдаем поверхностный подход к культуре, который сводит все к трюкам и визуальным эффектам. Персонажи лишены глубины, за исключением, пожалуй, Яги, как ни странно. Сюжет примитивный и для некоторых моих знакомых оказался даже незапоминающимся. Ожидание столкновения с истинными испытаниями, которые проверяют дух и характер богатыря, так и не осуществилось. Ключевые элементы русского фольклора, включая философию, мораль и дух единства, заменены на банальные и неуместные шутки. А главное, полное отсутствие поучительной морали. Что должны взять для себя дети? Все показанные отрицательные качества Финиста и Мелехи это разве нормально? Да, в конце концов все меняются, но это уже не так важно. С самого начала такой подход лишь подрывает основы, на которых строилась русская культура, и оставляет зрителей с горьким осадком. В итоге, вместо того чтобы праздновать историю и традиции, создание фильма «Финист. Первый богатырь» становится лишь еще одной неудачной попыткой адаптировать классику, не понимая, что делают. Актёры отличные: Кирилл Зайцев, Федор Добронравов, Сергей Лавыгин, Юлия Пересильд, немного появилась Елена Яковлева. Да, Дмитрий Дьяченко (режиссер) тоже постарался - снято красиво! А костюмы, декорации - чего стоят… В общем, понятно, нужно было «отбивать» затраченные деньги. Итог: насколько мне понравилась трилогия «Последний богатырь», настолько я разочаровалась в фильме «Финист. Первый богатырь».
Вот и Финист Ясный Сокол дождался своего фильма во франшизе «Последний богатырь». И вышел этот фильм достаточно интересным и красочным по форме. По содержанию у меня возникли некоторые вопросы, о чем напишу ниже. «Финист. Первый богатырь» рассказывает о событиях, произошедших в сказочном Белогорье задолго до рождения других богатырей франшизы. Финист Ясный Сокол (Кирилл Зайцев) — настоящий герой, статный красавец и удалец, при этом не без отрицательных качеств, которые авторами и актером подаются с иронией и вполне обаятельно. Финист истребил и победил большое количество всякой нечисти, такой как Идолище озерное, Стражи Каменных гор, Дух-повторитель, Четырехногий шестирукий двоеголовец, Колдун-чернобров и готов к новым нескончаемым подвигам. У Финиста есть помощник оруженосец Мелеха. Такой хитрован, предприимчивый, подстраивающийся под любую ситуацию мужичок. Играет его Сергей Лавыгин. Он таскает за богатырем его снаряжение, сопровождает в пути к очередным подвигам. Третий главный персонаж фильма - молодая, эффектная и язвительная Яга (в этой роли Юлия Пересильд), у которой, впрочем, как и у Финиста, тоже есть свои человеческие слабости. Сказочные события разворачиваются как в Белогорье, так и в далекой заморской стране. Виды Белогорья сменяются картинками, как из восточных сказок. Фильм очень красочный и яркий, начиная от домов и теремов жителей Белогорья, их костюмов, внешнего облика главных героев, лесных и пустынных пейзажей. Вполне впечатляет компьютерная графика, с помощью которой созданы различные сказочные существа; забавные колдовства Яги наподобие зубастых шапки и сапог, летящих арбузов; булавы-самострелы; волшебный эликсир. Интересным персонажем показан Анариф, его, такого импозантного и благообразного, играет Федор Добронравов. Он предстает добрым гением-изобретателем, который говорит о себе, что «внедряет прогресс, но жаль, что люди понимают лишь силу и богатство». Анариф удивляет различными механическими и оптическими изобретениями, зачаровывает мудрыми мыслями и научными рассуждениями. Из персонажей также привлекают внимание верблюд Джамал («Лосиха горбатая», как смешно называют его те, кто не знает такого животного) – говорящий, умный и рассудительный и его красавец-погонщик (Федор Гамалея). Есть еще один персонаж – женский, но развернутая линия с этой героиней, надо понимать, предстоит в следующем фильме о Финисте. Говоря о кино в целом, могу сказать, что оно достаточно увлекательное, в нем есть юмор и ирония, но также присутствуют страшные сцены, даже жестокие, которые могут напугать детей. Фильм показывает, что мир вокруг сложный, нет стопроцентно положительных и отрицательных личностей, а первое впечатление может быть обманчивым. При этом у меня возникли вопросы к моральной оценке поведения некоторых персонажей, например, Мелехи. Все-таки так не должно быть в детских сказках. Понятия дружбы, товарищества, благородства должны быть представлены однозначно. Ведь дети смотрят сказку и делают соответствующие выводы, как можно поступать, а как нельзя. «Финист. Первый богатрь» заканчивается так, что подразумевает продолжение. Значит его снимут. А вот смотреть мне его, наверное, уже не захочется.
Честно скажу, сама по себе «вселенная Белогорья» мне нравится до чрезвычайности. Мне нравится наблюдать, как она обрастает плотью и деталями, нравится самоотдача, с которой создатели подходят к работе – и респект от филолога за словечки из диалектов и словотворение. А ещё мне очень зашли персонажи, самым интересным, недосказанным, сложным и противоречивым из которых внезапно стал Финист. После того, как персонажа углубили и развили в недавно вышедшем сериале «Последний богатырь: Наследие» - просмотр сольника Финиста стал делом обязательным. Впрочем, сюжетно фильм никак не связан ни с сериалом, ни с предыдущими фильмами франшизы. Перед нами глубокий приквел, где действия происходят лет за сто до канона. Плюс попаданчество и стык эпох на этот раз вроде бы отсутствует… однако это прекрасно компенсировалось погружением в восточную сказку! Самого восточного колорита тут не то чтобы много, но он безумно выразителен: и яркий базар, и пустыня, где ноги по щиколотку вязнут в песке, и тончайшая вязь в дворцовых постройках… А ещё всяческие научные механизмусы: ползающие черепахи, вихрелёт – и магия с чудовищами и джиннами пополам, и всё это отлично утрамбовано и уплетено в сюжет. Вполне себе логично, последовательно и с юмором – юмор хочется отметить особенно, потому что «эффект попаданца», когда герои вынуждены постигать бананы, перцы, лаваши и прочие чудеса – тут во всей красе. И с ним связано немало забавного. Однако история строится не только на юморе. Мимоходом в фильме поднимаются достаточно интересные и непростые темы. И это я не только об «один в поле не воин», о котором кричали даже трейлеры. И не о явном «быть самонадеянным хвастуном плохо», с которым Финист ходит поперек лба со второго фильма про последнего богатыря… Но здесь можно задуматься и о людской неблагодарности, о короткой памяти и краткосрочности славы. И о том, что для нас главное в герое в конечном счёте – слова ли или всё-таки поступки. Ну, ещё всё немножко посыпано размышлениями о внешней и внутренней красоте, тщеславии и прочем. И, разумеется, тут-то Финист сияет во всей красе. Кирилл Зайцев развернулся в полную мощь: он то неимоверно комичен, то беспросветно трагичен, то радует фирменным богатырским сарказмом. И оттого воплощает отличный многослойный образ хвастливого – и уязвимого, самовлюблённого – и отчаянно жаждущего совершить больше, временами грубого – а временами жалостливого и великодушного, требовательного к подвигам – но внезапно снисходительного к предательствам своих же соратников. Образы богатыря, проходящего или не прошедшего «медные трубы» не редкость в сказках (как минимум у того же Роу), но здесь-то не сказка, здесь вполне себе подростковое фэнтези, и образ получается многомернее, объёмнее и глубже. Достаточно интересными получились и образы Мелехи (сына славного Лепёхи), Бабы Яги (Пересильд не дотягивает до Яковлевой, однако сыграла лучше, чем в сериале, как мне кажется, и в целом вписалась очень даже хорошо), Анерифа… да даже верблюд отлично вышел, чего уж там! Прибавить к этому несколько хороших боёвок, пару-тройку крайне неожиданных сцен, в которых есть арбуза и механические черепахи, сдобрить финальным замесом – и вот уже перед нами хорошее развлекательное кино, которое позволяет посмеяться, полюбоваться, посочувствовать, поразмыслить… О занесённых в киношку деньгах жалеть не собираюсь. И очень, очень надеюсь, что создатели не остановятся. Что нам в продолжениях фильма или в сериале наконец-то полностью раскроют предысторию героя – затронут его детство, продолжат твист насчёт родителей, начатый в сериале, решат проблему с нестарением. Наконец – что продолжат менять его характер к лучшему… ну и что он сложит наконец-то свою былину, само-то собой. Благо, фильм оставляет жирнющий такой намёк на продолжения. И задел на них действительно огромный.