Это сейчас имя Юрия Быкова у всех на устах, но еще 10 лет назад о нем практически никто не знал. В 2010 году это кино случайно попалось мне на глаза, и меня заинтересовало описание. Отвел для него время, а после уже и душу. Уж очень сильно оно меня поразило. Фильм 'Жить' является режиссерским дебютом Быкова в большом кино, до этого он срежиссировал и сам же снялся в короткометражке 'Начальник', если посмотреть короткометражку, то можно сложить свое первое мнение о манере съемки Юрия: серость, мрачность, безысходность, а главное - атмосферность. Видно, что Быков снимая ленту решил поставить буквально всё, как раньше это сделал Балабанов с фильмом Брат. Быков выступил в картине в качестве режиссера, сценариста и даже композитора. Чувствовалось, что бюджета нет, что у съемочной группы горели сроки, что надо было снять быстро, но качественно, иначе окно в большое кино будет закрыто. Быков рискнул, и сделал себе имя... Жить не стал прорывом в мире драм, но это пример того, когда можно снять стоящую и атмосферную драму за счет голого энтузиазма '— А Бога не боишься? — А он есть? — А как же! — Это на иконах, что ли? Так это люди нарисовали. Боль есть, смерть есть, а Бога я не видел.' Как режиссерским дебютом стал фильм Жить для Быкова, так и дебютом в главной роли фильм стал для Дениса Шведова. До этого актера держали на задворках, максимум подпуская ко вторым ролям. Но у Быкова талант находить таланты (простите за каламбур). Герои у Шведова всегда получались неоднозначные, буквально у каждого есть второе дно, каждый в одинаковой мере мог вызывать как симпатию, так и напротив неприязнь, но в любом случае - они притягивают к экрану. В этом фильме он играет роль Андрея, бандита скрывающегося от своих братков в сельской глуши, который случайно натыкается на обычного охотника, с которым его плотно сплела судьба. Герой отнюдь не положительный, но ему в какой-то мере сопереживаешь, хоть и понимаешь к чему все идет. Сценарная работа в фильме хороша, но не за счет сюжета, он обычный, а вот диалоги тут прекрасны. Охотник, который старался честно прожить жизнь в тени и бандит, который в тени скорее существовал. Именно за счет диалогов, раскрывающих суть персонажей приходишь к простой но грустной истине - в этом фильме нет положительных героев. Быков раскрывает в ленте суть выражения из комедии Плавта 'Homo homini lupus est' ('Человек человеку волк'), чтобы выжить в этом мире, каждому приходиться быть эгоистом. Я не хочу судить тут картинку, операторскую работу и техническую часть. Понятно, что фильм снимался с минимальным бюджетом. Об этом говорят и локации, и эффекты, и антураж. Но за счет созданной атмосферы - на это просто закрыть глаза. Итог: Это очень депрессивная и мрачная криминальная драма. Фильм тяжело советовать за счет того, на какие мысли после просмотра он наталкивает. Но именно с него и нужно начинать своё знакомство с творчеством Быкова (хотя, лучше сразу короткометражку Начальник изучить). 'Жить' - не зря так называется, картина задаёт этот вопрос зрителю после просмотра. 'А на что ты способен, чтобы жить?!'. И от этого как-то не по себе. 8 из 10
'Жить' - режиссёрский дебют Юрия Быкова в полном метре. После будут 'Майор', 'Дурак' и 'Завод', объединённые всё той же идеей: человек и система и тщетные попытки человека бороться с ней. Каждый раз эта тема будет подаваться по-новому, поэтому у зрителя не возникнет ощущения, что автор, подобно заезженной пластинке, из года в год снимает одно и то же. Снимает Быков хорошо, режет по живому, выбирая в качестве объекта самое злободневное, самое нелицеприятное. Оптимистичными его картины сложно назвать, но и упрекнуть в выдуманной 'чернушности' язык не повернётся. Пусть персонажи его слишком тщательно подобраны по типажу, а сюжет порой кажется излишне гиперболизированным, всё-таки мы чувствуем, что это про нас, про нашу страну, про наболевшее и непроходящее. В фильмах Быкова нет плохих и хороших - есть обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками. Постепенно раскрывая характеры своих персонажей, режиссёр то демонстрирует их добродетель, то выворачивает наружу самые тёмные стороны. Главные действующие лица его картин - то, что в литературоведении принято называть термином 'не герой': персонаж, лишённый традиционных героических черт. И вправду: даже те, кто по-началу вызывает симпатию, впоследствии могут вызвать отторжение. И наоборот. У всех - плохих, хороших - есть свои мотивы, свои оправдания, все они лишь винтики в огромной системе, которую побороть из-за её масштабности просто невозможно. Скорее винтик выпадет, чем система изменится. Поэтому, несмотря на обилие в фильмах Быкова личностей неприятных, - эгоистов, лицемеров, коррупционеров и лжецов - в какой-то момент почти каждого из них хочется понять и простить. Это, конечно, не совсем живые люди - скорее, типажи (оттого картины Быкова кажутся не историями о судьбах людей необычных, исключительных, а скорее историями-притчами, историями-размышлениями), и перед нами всегда некий город N, олицетворяющий собой среднестатистический российский населённый пункт. Из всех картин Быкова эта, пожалуй, больше всего радует глаз с эстетической точки зрения. Возможно, потому что она единственная, где действие происходит не в городе, не в замкнутом пространстве, а на фоне лесных пейзажей. Нет в других фильмах Быкова синего неба над головой и бескрайних степей под ногами. 'Жить', пожалуй, самая философская и самая абстрактная картина режиссёра. Про героев мы почти ничего не знаем, судьбы и характеры их рисуются скупо, их биографии почти лишены конкретики и каких-либо подробностей. Оттого, наверное, их гораздо легче соотнести с собой. 'Жить' - это не повесть о Михаиле и Андрее, это повесть о двух случайно встретившихся людях, которые борятся за своё право на существование. 'Какой ценой ты готов... Жить...' - гласит слоган фильма. Морщится и противится убийству собаки охотник, которая лаем может выдать беглецов; ссорятся и размышляют о судьбе раненого товарища бандиты, ведь он становится обузой в их погоне за добычей... Жестокость это или необходимость? Не случайно эти сцены у Быкова идут параллельно: жизнь человека, жизнь собаки - кажется, нет меры, нет предела, которые человек способен переступить ради собственного выживания. Об этом же и финал картины. Быков нарочно раз за разом помещает своих героев в такие тиски, в такие обстоятельства, что их равно сложно и осудить, и оправдать. Смотришь и в горле щемит, нервы оголены, хочется распять всех этих нелюдей за их преступления... но судить за что? За желание жить?
Почему фильмы Быкова можно считать уникальным творческим явлением в современном российском кинематографе? Что именно столь привлекательного, удивительного и своеобразного можно в них наблюдать? В связи с чем он обрел культовый статус и стал настоящим флагманом свободного киноискусскуства, который к сожалению, доплыл не слишком далеко? Ответ прост – главное свойство его картин не в художественной насыщенности и виртуозной киносъемке, не в гениальном раскрытии характеров, а в простоте и ослепительной ясности общечеловеческих, глобальных проблем нашего нравственного существования. Разве при просмотре его картин ни у кого не возникает четкого понимания того факта, что он подхватил практически утраченную и стертую в современной русской культуре традицию Достоевского? Нетрудно заметить общие черты между двумя этими художниками – оба правдивы и радикально реалистичны, оба не слишком успешно тяготеют к формам массовой культуры, пытаясь контрабандой под видом детектива, вестерна или блокбастера выйти к широкому зрителю с великой и ужасающе простой мыслью - как надо «Жить»? Моральные диссонансы персонажей обоих художников также имеют явные параллели – за личиной убийц, насильников, воров ясно проглядывается какая-то глубинная святость, которой попросту не дают выбраться наружу и, наоборот, святые и праведные зачастую оказываются большими грешниками, чем само-осужденные преступники. Можно всего на секунду остановиться в восхищении перед этой неисчерпаемой темой столкновения добра со злом в душе человека, которая почти с энциклопедической точностью была выражена у двух наших творцов. Уже одного взгляда на происходящее, лишенного всякой рефлексии и глубоких познаний в области психоанализа, достаточно, чтобы совершенно точно уловить грань плохого и хорошего. Никакие устоявшиеся моральные и церковные догматы, никакая проверенная веками народная мудрость, ни, тем более всем известные понятия о правилах поведения не отвратят Вас от зла, на которое вам придется пойти в определенных ситуациях. Мы видим, что мир у Быкова и Достоевского немногим отличается от царства Мордора, любого попадающего в его цепкие лапы он принимает к себе не службу. К сожалению, это не пустые слова или напыщенные гиперболы, сила творчество дуэта этих борцов именно в том, что они не пускаются в приукрашивание действительности фальшивыми и мертвыми приемами пацифизма и гуманизма, не строят оптимистичных прогнозов на ближайшее будущее, но показывают наш внутренний мир во всей его откровенно-ужасающей наготе. Если так называемая реальность не поглотила Вас окончательно, Вы почувствуете тяжелую, почти невыносимую боль от бремени быть человеком и ясно разглядите всю леность нашего духа, консервацию и паралич моральной чувственности, страшную слабость и неспособность борьбы, оттого, что духовные мышцы уже давно атрофировались от непомерной изнеженности духа развлечениями, возлияниями, продажным смехом и иллюзорным отчаянием. Пока мы, оглушенные окружающей нас «реальностью» повседневных забот – оплатой счетов, отпусками, покупками со скидкой, обеспечении старости, лицемерными и фальшивыми разговорами, укреплением навязанных понятий, моральных сентенций и прочее – счастливо и дружно маршируем в пустоту, настоящая жизнь с искаженной от гнева и ужаса гримасой следует за нами в одном-единственном шаге. Кто не хочет повернуться к ней лицом, тех она заставляет это сделать, и кто-то плача и стеная, кто-то гордо и надменно, но рано или поздно (пусть даже как Иван Ильич у Толстого прямо перед смертью, ведь и «умирание» - часть жизни) все начинают следовать за ней. Но это путь индивидуальный, наперекор коллективу, идущему в другую сторону. По нему идут только «Идиоты» и «Дураки». Еще одно, и, пожалуй, самое паказательное сходство в творчестве обоих художников состоит в изображении злодеев, подонков и негодяев. У Быкова и Достоевского это не просто плоские образы-схемы, играющие роль противовеса или наглядного примера для каких-то моральных сентенций, нет…это ходячее диалектическое противоречие, резонирующий диссонанс человеческой натуры, способной преступить самые высшие законы, которые ею же и были поставлены. Преступники из «Мертвого дома», бандиты с большой дороги из рассматриваемого фильма, князь Валконский и заммэра из Дурака, друг майора в исполнении Быкова, попирающий все Божьи заповеди ради благой цели спасения друга-товарища и коммунистофашист Раскольников, занявшийся тем же, но ради целого человечества. Все это персонажи-скалы, недвижно стоящие под натиском критики и любых психоаналитичсеких или этических интерпретаций, ведь они много живее большинства живущих людей, вынужденных постоянно лицемерить, играть на публику и подделываться под общий тон. И в то же время сколь несчастны, слабы и немощны все добрые персонажи и даже элементарные начинания у главных героев, но в то же время сколь мощны, величественны их жертвы и состоявшиеся благие поступки. Но ради чего? Где тот высший идеал, ради которого стоит бороться и даже умирать? Всем своим творчеством Быков и Достоевский пытаются ответить на этот главные вопрос и сохранить блекнущий лучик надежды в светлое начало нашего погребенного заживо духа. Отклоняясь от темы сравнений двух грандиозных художников, следует обратиться непосредственно к данному фильму Быкова, являющемуся его полнометражным дебютом. Идеологическая подоплека здесь скрыта под смешанной формой боевика-преследования из девяностых (типа «Трудной мишени») и вестерна шестидесятых. Как это обычно и бывает в дебютной работе, режиссер решил представить на суд публики весь свой стилистический потенциал и при самых скромных бюджетам выдал действительно добротную с визуальной точки зрения картину, с которой по современным меркам мало кто смог бы конкурировать. Правда актерская игра, может быть и не самая выдающаяся, зато пролеты камеры, сцены перестрелок, погонь, крупные планы в стиле Сержио Леоне – все это присутствует и доставляется немалое эстетическое удовольствие. С дискурсивной же стороны, «Жить» именно переходный фильм Быкова, в котором гениально выстроена экзистенциальная ситуация и ребром поставлен вопрос этического выбора между своей и чужой жизнью, а также проведена проба «расхожей» пуританской добродетели обычного человека, которая, к сожалению, не выдерживает проверки. В то же время, колоритность отрицательных персонажей (т. е. бандитов с человеческим лицом) тут только набирает вес, чтобы по полной развернуться в чисто ницшеанском имморализме «Майора» и по-философски оправданной политике чиновников из «Дурака». Резюмируя, можно сказать, что «Жить» один из нескольких десяток постсоветских фильмов которые не только можно, но и нужно посмотреть. По сути это канат, который удерживает нашу российскую культуру в целом, и ее традиции в частности, на плаву, и в то же время не дает ей сгинуть в хаосе повального гедонистического отрицания и капиталистического киношторма, что с недавнего времени стал активно поддерживаться самим министерством культуры. В форме экшена, вестерна и детектива, казалось бы наиболее далеких от великой русской мысли кроется та нить, которая связывает поколения русских людей, что выживают при любой формации. А пока художники уровня Быкова несут сквозь пелену времени нашу внутреннюю правду будет теплиться жизнь и в великой русской душе.
Я люблю Юрия Быкова! Просто обожаю его фильмы. Как же обидно, думается, что их так мало. С другой стороны, может, и к лучшему? Конвеер, конвеер... Почему все так боятся конвеерности фильмов? Ведь если режиссер творит, он ведь не отрывает от себя по куску каждый раз, а наоборот, да? Хотя, если творческий процесс копает в тебя очень глубоко и задействует все силы головы, души и тела одновременно, может быть, непросто решиться на такое, да и здоровье утратить не долго! А, неважно. Быков не может (не мог (не может) снимать чаще, потому что денег нет, вот досада. Поэтому и титры к фильму идут недолго, и в хронометраже записаны не солидные час двадцать три, а всего лишь час одиннадцать. Короткий, получается, фильм! Да, короткий. И слава богу. Спокойно, я это субъективно. Это не значит, что короткий фильм точно лучше, чем длинный, это значит, что этот фильм длится столько, сколько нужно (было мне, чтобы прямо сейчас им проникнуться). Ну и как не проникнуться-то! Посмотрите: картинка настоящая, лес со степью, кожанки бандитские черные, страшные, а мужичок-то наоборот - бежевый, коричневый, сероватый. Ляжет на землю - не заметишь, со степью сольется, ну, или с лесом, смотря где ляжет. А он ляжет. Он ведь не боец, не стрелок, ага, сэй. Мне не нравится актер, который играет главного героя. Нет, он крутой, даже очень, и ему веришь. Такой взглядом к земле буквально пригнуть может, а если говорит этим своим суровым голосом, что он - Хищник в этом мире, таким уж его мать родила, - веришь. Хищник. Проходите, можно без документов. Только вот я 'Майора' до этого смотрел. Он там, зараза, почти такой же. Нет, конечно, с одной стороны, персонажи по темпераменту там очень схожи, так что эта одинаковость очень оправдана; с другой стороны, внутренние различия есть, и развитие персонажа по-другому построено (ну, орать он начинает в разных местах, то есть). Но смотрит одинаково, говорит одинаково, и вообще, это тот же самый человек! А в 'Майоре' его настолько плотно вписали, что не выкраевается новый образ, ну никак. Ладно, это так, личные придирки. Из более объективного (и мне это тоже не понравилось, хоть и объективно) - ребятки-бандиты из машины. Они вообще никакие. Совсем. И им не то чтобы линии своей не хватает, не знаю, это бы общую картину могло поломать - они какие-то недостаточно абстрактные, что ли. Ведь не просто так не прописывается, кто, что и у кого украл, дается общий настрой - вот, они с детства были вместе, потом ЖИЗНЬ заставила встать друг против друга. Ок. Вот и оставались бы условными близнецами главного героя. А так у каждого актера на лице написано такое искреннее желание быть личностью, что все скатывается в сериальные перепалки. Ты не личность, если ты не убер-харизматичный чувак, или же если твой персонаж не раскрыт. Тут не то и не другое. Поэтому провал. Не умею говорить про хорошие стороны так, чтобы этому верилось. Но как можно говорить про что-то цельное описательно? Красиво снято, картинка хороша, сюжет примитивен, но довольно неплох, финал достаточно депрессивен, чтобы удивлять, а хитрые ходы не слишком избиты, чтобы испортить впечатление... Да какая разница! Искусство это все-таки что-то неуловимое, но то, к чему подключаешься. Тут подключаешься. Когда машина останавливается в поле, из нее мужик выходит с собакой, начинает ружье собирать - уже видно, что это красиво, с душой и для тебя. А вот что будет дальше? Не выпустит режиссер душу из пальцев? Не выпустит. Ура. Простите за сумбурные мысли - ну нельзя писать хорошие рецензии сразу после просмотра с неспокойной головой - но только с неспокойной головой их и получается писать. Просто услышьте мысль, которую я для себя фиксирую этой рецензией: это - хороший фильм. Очень. Черт, я начинаю любить русское искусство больше, чем все иностранное вместе взятое, почему так. Это же самоограничение. Ладно. Хорошего мало, нужно больше хорошего. 8 из 10
Если честно, то я фанат Юрия Быкова. Это человек, который вопреки современным российским реалиям снимает качественное кино, не пытается выпендриваться, да, его картины не будут рекламировать по федеральным каналам, да, он не так знаменит как другие известные режиссеры (в большинстве своя имхо не заслуживающие своей известности), наверное потому что не снимает уже окончательно приевшийся ширпотреб. Фильмы Быкова имеют под собой мысли, кому-то они могут показаться не глубокими, кому-то глубокими, но они однозначно есть. В фильме нам показывают двух мужиков, судьбы которых по воле случае пересекаются в местах, где вокруг только леса да поля усеянные рожью. И так уж произошло, что оба они должны как можно скорее добраться до города, ведь за ними гоняться люди, желающие им смерти. Фильм 'Жить' ставит перед нами вопрос - на что человек готов пойти ради того чтобы жить? Я если честно и сам задавался таким вопросом, ответ на него кроется в человеческой сущности, которую нам и пытаются вывернуть наружу в фильме через разные ситуации, в которые попадают главные герои. Актеры, их игравшие - Толдыков и Шведов сыграли правдоподобно, характеры персонажей раскрыты, не смотря на то, что кино длится 70 минут. Первый - деревенский простак, второй - прохаванный жизнью и похожий на типичного отморозка из 90-ых мужик, образы не шаблонные. Взгляды на жизнь героев очень расхожие, что позволило создать между ними конфликт. Простая схема - Интересные персонажи + Конфликт = Вкусное взаимодействие. Очень сложно найти в этом кино минусы, потому что смотря на него чувствуется, что бюджет у картины был не так велик, так что как по мне, то он отбил все по качеству продакшена. Но минусы у картины все же есть, в ней мало музыкального сопровождения, всего одна грустная мелодия на клавишах, да, она прибавляет атмосферы, но все же музыкальное повествование играет важную роль в кино и может создавать саспенс и обострять чувства, этого время от времени не хватало. Фильм 'Жить' - яркий пример того, что можно сделать качественное визуальное повествование без огромного бюджета, в кинокартине это преимущественно темные оттенки желтого, то есть, в основном рожь и серое-серое небо, некоторые кадры получились очень атмосферными и сочными. Чувствуется что в кино вложена душа, в нем есть свой оригинальный сценарий, он простенький, но преподнесен красиво, с режиссерским почерком. Концовка не выглядит заштампованной, однако, все же у нее имелся больший потенциал чем был реализован, могли бы сделать еще лучше, хотелось больше эмоционального накала и хотя бы малюсенький диалог между главными героями в конце. Но в целом это удачный режиссерский дебют, тут больше нечего добавить, кроме пожеланий хорошей карьеры Юрию Быкову. 7 из 10
Все мы люди. Существа из крови и плоти, и все люди, независимо от их социальных слоев, нации, или же моральных принципов хотят жить. Даже люди, которые обрекают себя на самоубийство, всё равно где-то в глубине души хотели жить. Но из-за каких то тяжелых обстоятельств обрезали жизнь. Но даже смотря на это, можно сделать вывод, что в человека вложено — жить и бороться за неё любой ценой. И если признаться честно, как и было сказано в этом фильме. Я цитирую «Все мы мрази, жить захочешь и не то сделаешь». А ведь правда. Человек — существо наполненное не только кровью и дыханием, а еще и эмоциями, какими-то своими то мечтами и идеями. Человек живой, поэтому жить в его понятии — просто необходимо. И он сделает всё, чтобы сохранить её. В некоторых случаях просто ради себя, в остальных же, ради близких, родных и друзей. Он хочет вернуться к ним, хочет обнять и сказать «Я вернулся». Вот именно это и преподносит режиссёр Юрий Быков в своей картине. А затрагивает он такую мысль, что человек хочет жить. Даже само название «Жить» об этом говорит. Ну и начну я с того, что фильм мне понравился. По мне, прекрасная лента. Чернушная, жёсткая, с хорошей актерской игрой российских актеров, и конечно благодаря таким отличным актерам, живые, не шаблонные персонажи. Далее, это конечно атмосфера. Атмосфера безысходности и жестокости людей. Мысль такая во время просмотра: «Как же мы люди скатились, брат на брата идёт». Сценарий у фильма очень хороший, этим-то мне и нравятся фильмы Быкова, они о простых людях, о социальном обществе, ну и про «грязь», человеческие пороки Быков тоже любит снимать. Каждый герой, а их за весь фильм всего два, говорят то, что нужно и по существу. Никаких ненужных диалогов или банальной болтовни в картине нет. Всё строго и грустно, я имею в виду и разговоры. Особенно герой актера Дениса Шведова очень хорош. Бандит, который общается дерзко и чрезмерно грубо. И герой актёра Владислава Толдыкова - добрый, честный семьянин, который волею случая оказался в не в простом положении. И вот эти два актёра отлично взаимодействуют, общаются и решают какие-то ставшие на их пути проблемы. Вот, смотреть на них, лично мне, было одно удовольствие. Потому что актеры очень хорошо справились со своими ролями. Как говорится «свой хлеб отрабатывают». Множество неожиданных сцен и всего печального. Ну господа фильм-то Юрия Быкова, а у него только такие и есть, но «Жить» отличается еще большим трагизмом, и поэтому смотреть его — значит смотреть правде в глаза. Однако что ни говори, но до трагизма 'Жить' Сигарева не дотягивает. После просмотра этого фильма у вас будет, словно, ком в душе. Ком отчаяния и грусти, понимания того, что мы ведь люди и вправду такие. И нам судить — как мы, род человеческий, будем жить. Мы решаем, как и что нам делать, и в каком направлении идти. Дай бог, чтобы не было у нас в жизни таких финалов, как тут.
На самом деле, я только начала знакомиться с творчеством Юрия Быкова и 'Дурак' с 'Майором' зашли у меня довольно хорошо. И, наверное, к этому фильму мои ожидания были завышены. Весь фильм меня не покидало чувство нелогичности. Самый большой диссонанс вызывали эмоции Михаила. Почему он ведет себя так, будто весь день ждал, что произойдет то, что произойдет? Почему о семье он вспоминает только к середине фильма, если для него это так важно? Почему он не злится на все это? Откуда такое спокойствие и уверенность, что все закончится тем, что он пойдет домой кушать драники? Было тяжело смотреть этот фильм, я все время ждала просто бури эмоций от простого мужика, которого втянули непонятно во что. Должно же было у него бомбануть. Но и в конце я ему не поверила. Просто представьте, вы идете себе по своим делами и тут неожиданно вы уже должны под дулом ружья убегать от другого дула. Вы абстрагируйтесь и будете ждать вечера, когда вас отпустят домой? Не думаю. И, кстати, относительно Михаила, ко мне почему-то в конце фильма пришло ощущение, что этот день он забудет всеми силами, как страшный сон, и останется тем же человеком, что и раньше. И здесь я имею в виду прилежным семьянином, охотником, перекроет теще крышу, заведет собаку и т.д. Также я не до конца поверила и Андрею. Он превратился в 'гниду', но сам в это не верит в диалогах с Михаилом. И в конце фильма он это доказывает. Ведь раньше (такое ощущение, что совсем недавно, вчера) он был прилежным семьянином и другом, а теперь уже мочит всех, кого не попадя. В фильме не раскрыта тема раннего криминала 4 друзей, но очевидно, что никто не хочет убивать, кроме одного героя. В остальном, в фильме очень понравилась музыка (насколько я поняла, написанная самим Юрием Быковым), невероятной красоты локации, выбранное время года и суток. И осень, и закат дня олицетворяют закат нескольких жизней. Но для кого-то смерть физическая, для кого-то смерть духовная. Сложно однозначно оценить этот фильм. Один из главных критериев, что он меня сильно задел (из-за сцен со стариком и собакой), вроде бы еще не значит, что фильм хорош. Некоторая неясность в сюжете, отсутствие логики в некоторых местах, живых эмоций все-таки сложно компенсировать хорошей музыкой, атмосферой и красотой природы. Наверное, это будет 5 из 10
В очередной раз я насладился идейным взглядом и глубокой философской мыслью молодого перспективного российского режиссера. 'Жить'- это больше чем кино, это сильнейшая и в то же время сложнейшая мысль Быкова. Его артхаусные фильмы - есть нечто большее, чем идейная философия о социальных проблемах общества. С его творчеством я познакомился в фильме Дурак, где Быков доносил до зрителя весь многогранный мир проблем коррупции, социальной нищеты и душевных терзаний человека, поставившего на кон все, ради помощи ближнему. Все это было в фильме 'Дурак', но 'Жить' это другой фильм, это фильм выбора, который остается за человеком загнанным в угол, ведь у человека, как и у любого живого существа есть страх. Этот страх даже не в самой смерти, а в том, что последует за ней, страх за близких людей, за ценности, которыми каждый из нас дорожит. Смотря этот фильм передо мной не раз вставал вопрос 'а смог бы я?' Смог бы я помочь человеку напрочь лишенному нравственных ценностей? Смог бы пожертвовать тем, что люблю, ради человека, который, как казалось бы, этого не стоит? И наконец, смог бы я сделать тот же самый выбор, что предстал пред главным героем в эпилоге этой картины? Быков сумел поместить в хронометраж 75 минут, столь глубокую и сильную мысль, которая завораживает и держит от самого начала до самого конца. В фильм, после которого остается осадок и множество вопросов, которые останутся без ответов до тех пор, пока сам не окажешься перед подобным выбором. И каков же итог данной картины. Последний вопрос, который я задал себе 'а стоил ли этот человек таких потерь?' Ответ я нашёл быстро в действиях и изменении персонажа, который поначалу казался отрешенным эгоистом, готовым бросить товарища в агонии ужаса, страха и неизведанности. Жить - потрясающая картина, сложенная в небольшой временной отрывок, донельзя наполненная эмоциями сострадания, печали, гнева и жалости. Под гармоничную музыку безысходности, и наполненную, пусть и не продолжительными, но все же великолепными диалогами. Были небольшие недочёты, в основном связанные с нелогичискими действиями персонажей, но они забываются, затмеваются и просто пропадают под столь впечатляющей идеей. Просмотр строго рекомендую, это один из небольшого количества сильных фильмов. Понятен он будет не всем, тут нет спецэффектов, нет масштаба, зато есть все, то что я описал выше и 7 персонажей, которые идеально воплотили в жизнь мысль этого чуткого российского режиссера. P.s монолог деда из пустой деревни заставил задуматься, а некоторые слова и вовсе запали в душу. 'Никому ничего не надо, каждый под себя гребет.' 'Плесень кругом, гниль. А вы? Брат брата?' 8 из 10
Проблема авторского кино в том, что изначально оно задумывалось как вызов, эксперимент дающий право на поединок с маститыми режиссерами. Не трудно догадаться, что за все годы авторского кино, появились фестивали авторского кино, где любая работа протирается до дыр. В каждой кинокартине, у которой, в описании, если слово 'авторское' ищут скрытый смысл. Оттого данный жанр постигла общая беда, а именно искусство, поставленное на конвейер. В каждой ли работе есть что-то отличающее ее от многих? Нет конечно, это было бы идеально но увы. Раз за разом можно наблюдать как премии даются за то, что кто-то взял в руки камеру и начал снимать кино, так как он видит. Чему же учит нас эта история? Тому что в любой момент, с тобой может случиться опасность и тебе придется выбирать, между своей и чужой жизнью. И это все, увы но больше ничего зрителю не предлагается. На экране мы видим прекрасную природу, музыку и одного поистине характерного персонажа в лице Сергея Сосновского. Я понимаю что дебют, что придираться смысла нет. Но режиссер выносит на обозрение публики готовый продукт, а не эксперимент. Если зритель плохо относится к работам то нужно принимать критику как должное. Персонажи ведут себя мягко говоря неадекватно, мало того что они сбежали со съемок Брата и Бумера, так они пытаются учить нас как нужно жить. Вы услышите совет о том что работать на заводе не комильфо. А убивать и делить награбленное хорошо, и если ты вырос таким то все вопросы к родителям. И вот такая философия отхватившая самое плохое из фильмов про девяностые, обильно смазанная 'чернухой' плодит индивидов что с затуманенным взором взрослеют превращаясь в подобных героев. Как жаль что спойлеры запрещены, иначе сотни зрителей могли прочитать что смотреть не на что. И мотивацию вам придется искать вооружившись металлоискателем. К примеру у Уилла Смита была мотивация, убить близкого друга в 'Я легенда'. А у кого-то были лишь предпосылки. Меня разочаровал фильм, неужели выцвели хорошие идеи и нас будут пичкать отголосками Данилы Багрова, неумело слепленными из обрывков фраз. Пора двигаться дальше, заявлять о себе во всеуслышание. Картина 'Дурак' показала насколько далеко можно зайти сочиняя оригинальную историю.
Каждый наш день — это череда сделанных выборов. Некоторые из них мы делаем осознанно, другие бессознательно. Каждый сделанный вывод ведет к последствиям, и как следствие, к новым задачам и решениям. Это непрерывный круг, который и определяет течение жизни. Плыть же по течению, или против решает для себя каждый сам. Снятая в этом ключе, криминальная драма «Жить» наглядно демонстрирует цикл человеческих решений, а также их итог. По сюжету, обыкновенный сельский мужик Михаил спасает человека, вынужденного бежать от пуль своих же друзей и ввязывается в непонятную аферу. Михаил рискует своим здоровьем, своей жизнью, жертвует дорогими, ценными, любимыми вещами во имя простого человеческого инстинкта самосохранения и человеческой гуманности. Михаил старается сохранить в себе человека до последнего, но в итоге, простое жизненное кредо «Хочешь жить — умей вертеться» определяет ход событий. Начиная смотреть фильм, я ожидала увидеть очередные бандитские разборки. Однако, все оказалось намного-намного глубже. Каждый кадр фильма буквально наполнен смыслом. Режиссер поднимает много вопросов, на которые не так-то легко найти ответы. Человек воспитывается в социуме; общество способствует определению и становлению характера людей. Оставаясь «диким» - не выжить. Но, кидаясь в омут с головой, можно и вовсе пропасть. Главный герой Михаил сделал выбор, спас незнакомого человека, поступил согласно зову совести. Андрей, спасенный им, сделал ответный шаг — в определенный момент он выбрал Михаила, а не путь к спасению. Казалось бы, взаимовыгода, взаимопомощь, никто никому ничего не должен. Но, у всего есть предел. И у человека в том числе. На какие жертвы и поступки пойдет загнанный в угол? Что важнее: семья или честь? Жизнь или душевный покой? Михаил сделал свой выбор. В итоге, драма «Жить» - это фильм о превратностях и подвохах жизни. Андрея Денис Шведов и Владислав Толдыков, блестяще сыгравшие Андрея и Михаила соответственно, блестяще демонстрируют борьбу за жизнь в ограниченном пространстве. Кино получилось очень реальным, настоящим, душевным. Такие искренние, достойные, честные фильмы всегда будут находить свое место и никогда не останутся без должного внимания. 8 из 10
Все мы люди. Существа из крови и плоти, и все люди, независимо от их социальных слоев, нации, или же моральных принципов хотят жить. Даже люди, которые обрекают себя на самоубийство, все равно где-то в глубине души хотели жить. Но из-за каких то тяжелых обстоятельств обрезали жизнь. Но даже смотря на это, можно сделать вывод, что в человека вложено - жить и бороться за нее, любой ценой. И если признаться честно, как и было сказано в этом фильме. Я цитирую 'Все мы мрази, жить захочешь и не то сделаешь'. А ведь правда. Человек - существо наполненное не только кровью и дыханием, а еще и эмоциями, какими-то своими то мечтами и идеями. Человек живой, поэтому жить в его понятии - просто необходимо. И он сделает всё, чтобы сохранить её. В некоторых случаях просто ради себя, в остальных же ради близких, родных и друзей. Он хочет вернуться к ним, хочет обнять и сказать 'Я вернулся'. Вот именно это и затрагивает режиссер Юрий Быков в своей картине. А затрагивает он мысль такую, что человек хочет жить. Даже само название 'Жить' об этом говорит. Ну и начну я с того, что фильм мне понравился. По мне прекрасная лента. Чернушная, жесткая, с хорошей актерской игрой российских актеров, ну и конечно благодаря таким отличным актерам, живые, не шаблонные персонажи. Далее, это конечно атмосфера. Атмосфера безысходности и жестокости людей. Мысль такая во время просмотра: 'Как же мы люди скатились, брат на брата идет'. Сценарий у фильма очень хороший, этим то мне и нравятся фильмы Быкова, они о простых людях, о социальном обществе, ну и про 'грязь',человеческие пороки, он тоже любит снимать. Каждый герой, а их за весь фильм всего два, говорят то, что нужно и по существу. Никаких ненужных диалогов или банальной болтовни в картине нет. Все строго и грустно, ну я имею ввиду и разговоры. Особенно герой актера Дениса Шведова, ну очень хорош. Такой бандит, который общается дерзко и чрезмерно грубо. И герой актера Владислава Толдыкова добрый, честный семьянин, который волею случая оказался в непростом положении. И вот эти два актера отлично взаимодействуют, общаются и решают какие то проблемы. Вот, смотреть на них, лично мне, было одно удовольствие. Потому что актеры очень хорошо справились со своими ролями. Как говориться 'свой хлеб отрабатывают'. Много неожиданных сцен и всего печального. Ну господа фильм то Юрия Быкова, а у него только такие и есть, но 'Жить' отличается еще большим трагизмом, и поэтому смотреть его - значит понижать свое настроение. После просмотра этого фильма у вас будет, словно какой-то ком в душе. Ком отчаяния и грусти, понимания того, что мы ведь люди и вправду такие. И нам судить - как мы, род человеческий, будем жить. Мы решаем как и что нам делать и в каком направлении действовать. Дай бог, чтобы не было у нас в жизни таких финалов как в этом фильме. Смотреть рекомендуется всем, но помните, после фильма плохое настроение и печаль обеспечена.
К этому фильму подошёл осознанно и его просмотр откладывался, как нечто ценное, к чему нужно быть готовым. После просмотра работы 'Дурак' я восхитился режиссером (а по совместительству комбайном 'все в одном') Юрием Быковым. Фильм заставляет быть в напряжении всё время. Это драма, сделанная по канонам триллера. Словно 'Старикам здесь не место', 'Жить' заставляет нас переживать бесконечные преследования и опасные перестрелки. Однако за всем этим кроется та самая драма. Режиссер выворачивает на изнанку вопросом о том, что же такое человек и почему человечность так дорого стоит. Почему так дорого стоит сама жизнь. И возможно поднимает вопрос 'человечна ли жизнь?' и 'Кто такой человек?'. Давайте для начала поговорим на чистоту. В фильме мало персонажей. Раскрывается из них всего 2 и то 'раскрывается' можно сказать с натяжкой, так как узнаем мы о них катастрофически мало. Нам не раскрывают большую часть вопросов об этих героях. То есть образы получились плосковатыми. Чего уж говорить о других 'бандитах', про которых информации вообще на грамм. Однако, важно ли это здесь вообще? Режиссер хотел поговорить о другом и говорил, без оглядки на правила и нормы. С самых первых кадров фильм привлекает картинкой. Приятная, тёплая, под стать атмосфере. Сложно сказать, уместны ли далее такие тёплые тона, но они точно не отталкивают. Оператор старался, но местами видна сильная ограниченность в технике. Например, сюжет с рыбаком, снятым с другого берега, имеет ужасное качество. Нареканий особых заметить не могу. Хорошие, живые крупные планы людей. Работа оператора сильно изменилась в следующем фильма Юрия, 'Майор'. Разница существенна. Достойная работа композитора. Мотивы максимально простые и понятные, но заставляют прочувствоваться. И в этом их главное преимущество, остальное становится не важным. Быков умело продвигает свою идею под оболочкой крепко свинченного триллера с элементами драмы. Многие могут сказать, что 'Майор', 'Жить' и 'Дурак' об одном и том же. И да, в фильмах практически одинаковая структура сценария. Однако между этими работами достаточно большая разница. Это можно сказать именно по концовке. И 'Майор' является своебразным переходным моментом, где человечные люди вроде как есть, но они все неоднозначны. Две крайние позиции же занимают 'Жить' и 'Дурак'. 8 из 10
Рыжее осеннее поле средней полосы, подсвеченное теряющим силу солнцем. Тишь и благодать, изредка нарушаемые тревожными звуками выстрелов – то пожилой охотник безуспешно пытается добыть немного дикой птицы к семейному столу. Тепло свитера домашней вязки, медово-пыльный запах сухой травы, шелест птичьих крыльев и возня преданной собаки неподалеку, городская суета, вычеркнутая, вынесенная за пределы того, что видит и объемлет взгляд. Таково начало фильма Юрия Быкова, кажущееся зарисовкой из жизни простого, ничем не примечательного человека, – пройдешь на улице мимо такого и даже не заметишь. Но вскоре уютную неторопливость повествования с хрустом разорвет появление грязного, отчаянно вопящего молодчика, явно принадлежащего, выражаясь протокольным языком, к составу «криминализированных структур». Его фигура ознаменовывает собой развертывание сюжета, в дальнейшем чуть менее чем полностью состоящего из погони, в которой роли и жертв и преследователей распределены между представителями рода человеческого. Бандиты «от Юрия Быкова» обличьем неотличимы от своих сородичей из лихих девяностых (черная одежда, бритые головы у некоторых особей, танкоподобный «Гелендваген»), но по внутреннему содержанию они куда ближе к «героям нашего времени». Даже водка, сколь милая сердцу мужиков отечественного производства, столь обязательная к поглощению в кадре, здесь предается анафеме, будучи вылитой из походной фляжки в мертвую травяную поросль. В этом заключается странность, едва ли не парадоксальность режиссуры Быкова – при всей насыщенности всем сугубо русским, что дышит и живет в этом фильме, «Жить» наотрез отказывается от постсоветских штампов, бывших в почете у целой когорты отечественных режиссеров. Обманчиво думать, что насилия в этом фильме нет. Напротив, эта тема, как сейчас принято выражаться, раскрыта полностью, с должным уровнем поддержания жестокости, но, – и за это надо отдать должное, – без излишнего смакования. Режиссер не спекулирует на ней, не стремится искусственно вызвать побольше эмоций, тем самым выгодно отличаясь от многих неумех, что пыжатся всеми (уродливыми, спорными, запрещенными) методами выдавить зрительскую слезу, ведь иной, здравый отклик на их творения им заказан. Быков не торгашествует, он по-настоящему, искренне сочувствует. Жестокость, выбранная в качестве красной сюжетной нити, призвана стать антагонистом, подчеркнув человечность, долгие годы пылившуюся на чердаке незаслуженно забытых ценностей. Что мешает виновнику всей этой заварухи Андрею, выходцу из мира, где беспощадность правит бал, на счету у которого уже несколько смертей, плюнуть на судьбу случайно подвернувшегося незнакомца? Убивая или обрекая на смерть то или иное существо – неважно, тварь это дрожащая или право имеет, возможно ли оставаться человеком? Слушая рассуждения Андрея о Боге и вере, о семье (вот тут раскрывается, на мой взгляд, самое верное замечание за последние десятилетия: «Это пока молодой за друга хоть в огонь. Потом жизнь пригрела, у всех жены, дети – никому умирать не охота »), об истинной ценности жизни, четко осознаешь, что этот герой, пусть и не положителен, но неглуп, не лишен принципов, и придерживается правды, которая, как известно, у каждого своя. Юрий Быков чурается балабановских натурализма и отстраненности, избегает вкрадчивого, интеллигентного самолюбования Звягинцева, не стремится к сублимированной документальности фильмов Алексея Учителя. В этом кино набившая оскомину «чернуха» безоговорочно капитулирует в пользу ощущения куда более свежего и не загаженного многочисленными копированиями и осуждениями; на смену обязательному к исполнению мату приходит неиспохабленное человеческое общение, а нудной псевдофилософской болтологии тут и вовсе нет (да и не развернуться ей на семидесяти хронометражных минутах) – все то, что сказано, наотмашь бьет спартанской лаконикой и звучит глухо, страшно, правдиво. С успехом освоив звание «человек-оркестр» Юрий Быков не только стоял у руля и ветрил режиссуры, но также приложил руку к созданию саундтрека и сценария, вынеся на страницы последнего собственное видение, с которым можно спорить и можно не соглашаться. Но определенно нелишним будет прислушаться к размышлениям, вложенным в уста персонажей не по годам мудрой сценарной задумкой. Как и проникнуться саундтреком – нарочито неумелым, вступающим краткими отрывками, состоящим из нескольких повторяемых нот, будто наигранных детской рукой, и оттого еще более понятным и щемящим сердце. Для этого фильма другого и не надо, другой бы все испортил. Финал выдержан под стать всему фильму и разочарования не принесет. Во всяком случае, не должен. Близость смерти, нависшей дамокловым мечом, меняет каждого, так уж сложилось. А уж предсказуемы ли были финальный твист и расстановка сил, неожиданны ли, либо вовсе индифферентны – покажет просмотр. Все живое подчиняется неписанному правилу, рождаясь и умирая согласно законам природы. И все же все мы до последнего вздоха носим в себе это слово, звучащее то заклинанием, то молитвой. Жить. Неспроста оно было выбрано в название фильма – несклоняемое, упорное, неудобное даже в произношении, когда язык на секунду спотыкается о краткий непокорный слог, определяющий, пожалуй, всю нашу натуру, всю сущность человека, которая веками жглась и предавалась гонениям, поролась плетьми и опускалась на плаху, но так и осталась непознанной, непобежденной. 10 из 10
И сказал атаман Руки сунув в карман Вот нож, вот возьми его Коли хочешь жить, убей друга своего (c) Андрей Князев В небольшом лесу охотник по имени Михаил (Толдыков) сталкивается с молодым парнем (Шведов), убегающим от 4 вооружённых людей. Добряк Михаил помогает беглецу, уехав вместе с ним на машине, которая, однако, вскорости 'садится брюхом' в большую лужу. Теперь они вынуждены идти в город пешком, постоянно оглядываясь: не маячат ли на горизонте 4 фигуры в чёрных, кожаных куртках. Посмотрев фильм 'Майор', я решил ознакомиться с другими картинами доказавшего мне своё мастерство молодого режиссёра Юрия Быкова, благо их у него совсем немного. И если в случае с 'Майором', который мне очень понравился, большинство отзывов в сети также были положительными, то вот картину 'Жить' люди оценивают совершенно по-разному: кто-то говорит, что она одного уровня с фильмами Тарковского, а кто-то отмечает её неправдоподобность, излишнюю прямоту и отсутствие внятной морали. Я, пожалуй, возьму на себя смелость не согласиться ни с теми, ни с другими. Нет, конечно, это не Тарковский (здесь вы можете вставить любое культовое имя советских времён). В фильме действительно достаточно натяжек, странных эпизодов и сценарных условностей. Вот, к примеру, к чему были нужны эти эпилептические припадки молодого беглеца? Ради фразы 'не надо меня жалеть'? Или чтобы сделать его хоть чуточку 'убиваемым? И как вообще с такими припадками можно стать крутым бандитом? Да и романтизация криминального образа смотрелась здесь несколько излишней. То, что хорошо прокатило в 'Бригаде', здесь вызывало лишь чувство неуместности. С другой стороны, фильм совсем не барахло, и я бы даже сказал, что он весьма и весьма хорош. За счёт неистовой игры Дениса Шведова, Быкову всё-таки удаётся донести до зрителя свою мысль: ради выживания ты сделаешь всё, что угодно. Любые моральные принципы и принятые нормы рушатся когда на кону твоя жизнь, особенно если на другой чаше весов нечто совершенно тебе незнакомое. Впоследствии Быков просто феерично раскрыл эту тему в картине 'Майор', но и здесь получилось неплохо. Также хотелось бы отметить отличное музыкальное оформление фильма (такие мелодичные и в то же время нудные гитарные переборы авторства всё того же Быкова), а также красивую, пейзажную картинку. В целом, Быков не разочаровал. В этом фильме уже просматривается всё то, что так понравилось мне в его следующей картине. Интересный, атмосферный фильм с небольшими провалами в сценарии, которые впрочем особо не бросаются в глаза и не портят общего впечатления. 8 из 10
Не сразу понимаешь чем же фильм так цепляет. Но незамысловатый сюжет, простота образов главных героев и примитивизм диалогов сполна искупаются общей атмосферой и какой-то внутренней полнотой произведения. Первоначальная завязка оставляет больше вопросов, чем ответов, и, кстати сказать, большинство из них так неразрешенными вопросами и останутся. Одинокий охотник случайно встречает в лесу бандита убегающего от своих 'коллег по цеху' и почему-то сразу соглашается помочь ему спастись от погони. Хотя сам 'потерпевший' отнюдь не располагает к сочувствию. Право выбора своей судьбы в этом фильме вообще отсутствует как факт. Думаю, совсем не случайно. По ходу сюжета этот момент подтвердится не раз и финальный аккорд также будет связан с отсутствием каких либо альтернатив. Дальнейшее развитие событий почти полностью строится на диалогах и взаимоотношениях двух главных героев 'охотника' и 'жертвы', вместе убегающих от погони. Правда, здесь эти термины очень условны, потому что охотниками выступают совсем другие люди и даже они, в конечном итоге, скорее жертвы обстоятельств. Это не боевик и не очередной популярный нынче фильм про бандитов. Элементы того и другого действительно присутствуют в картине, но являются скорее внешним обрамлением, подспорьем для основных размышлений. Темы их тоже, конечно, не новы: cмысл жизни и ее цена, прочность дружбы, существование Бога, жертва и милосердие. Над каждым их этих вопросов можно рассуждать годами, но режиссеру удалось вместить их в 70 минут одной картины. Вместить, конечно же, не значит ответить. Ответы будет искать зритель внутри себя самого. Отдельного внимания стоит окружающий мир кинофильма. Осень на самом излете, может быть всего в нескольких шагах от первого снега и зимнего сна (смерти?). Бескрайние поля, леса и холмы, заброшенная деревня и разрушенная церковь как олицетворение всего того что происходит и умирает в душах героев. Кажется и краски всего две — выгоревшая темно-желтая и черная, но сочетание их дает всю гамму оттенков и богатую палитру картины.
Честно говоря, совсем не люблю наши российские фильмы про крутые разборки, бандитов и прочих бумеров. Но и здесь в семье, как говорится, не без 'урода'. Один из таковых - это фильм 'Жить'. Сюжет довольно прост - разборки бандитов, один из них случайно пересекается с охотником, который оказался, как говорится, не в нужном месте не в нужный час. Далее бедному охотнику придется на некоторое время ознакомиться с незавидной судьбой 'засветившегося' партнера. Далее я думаю, пояснять особо не нужно, что их ожидает - охотник вместе со случайным попутчиком становятся дичью сами. И вот тут-то с какого-то момента начинается самое интересное - когда ты в роли дичи, то главная задача для тебя - выжить. А когда на кону жизнь, пусть даже с драниками и тещей - тут уже на первый план выходят совсем иные ценности. Главные герои в роли овцы, за которой гонятся волки, и охотнику даже удается немного пристыдить бывшего волка рядом с собой - наверно потому, что теперь этот волк тоже стал овцой. Но на настоящих волков слова о боге что горох об стену. Даже и пристыдить не получается. И в фильме четко дается ответ на вопрос - такими уж уродились. Далее рассказывать не буду - все будет спойлером. Скажу немного о героях и фильме в целом. Фильм достаточно сильный. Потому что похож на настоящую жизнь. Где одни волки, другие овцы. Где одни охотники, а другие - дичь. Где ради того, чтобы выжить, жертвуешь даже другом. Хорошо выбраны локации, атмосферности добавляют и случайно встречающиеся люди - рыбак, старик в заброшенной деревне.. Неплохо поставлены диалоги, кастинг проведен на должном уровне. В то же время не лишен фильм и штампов - непонятно почему преследующие бандиты так легко находят беглецов, как будто у них маячки пристегнуты, совершенно дурацкое поведение Андрея при попытке отобрать ключи у рыбака, за уши как-то притянуто. Но главная цель фильма - задуматься о том - а на что мы все готовы ради жизни, когда она у тебя на грани? А оказывается, мы все можем стать в этой ситуации гнидами и забываем о боге. А есть ли он на самом деле, коль в самую опасную минуту мы о нем забываем?.. 8 из 10.
И опять я посмотрел не тот фильм, который собирался изначально лицезреть. Первоначально хотел увидеть фильм Василия Сигарёва 'Жить', но в итоге увидел одноимённый фильм Юрия Быкова. И на сей раз, я остался недоволен. Хотя стоит отметить, что я не так сильно ошибался. Ведь эти режиссёры очень похожи, и снимают фильмы в одном стиле. Правда Сигарёв чуть больше в этом преуспел, но а Быков ещё только начинает подниматься по кинематографической лестнице. И режиссура - это единственное, что меня здесь не разочаровало. Слоган фильма гласит 'какой ценой ты готов... жить..', прям как у Шекспира. А философий, которой пытаются наполнить фильм, здесь больше чем у именитых философов в их трудах. А на самом деле, перед нами очередной фильм с бандитской тематикой, где всякая философия, и даже нотки драмы, мне кажется лишними. По сюжету фильма один бандит убегает от других бандитов, а заодно вовлекает в эти гонки, случайно попавшего охотника. Который ничего не знает об их конфликте, но тем не менее бежит, ведь надо соответствовать слогану фильма. Получился какой-то 'недобумер' или короткая версия 'Бригады', где все события, просто напросто вырваны из контекста. Поэтому зритель не понимает смысл всех событий, зато его ждёт сильная концовка. Собственно из-за которой стоит смотреть этот тягомотный фильм. Который снят за копейки, речь главных героев не разобрать, актёры играют как могут. И несмотря на то, что я люблю оригинальные фильмы в подобном стиле, где чуть отдаёт арт-хаусом, я остался недоволен. Весь фильм словно во сне, который видит один из главных героев, а после неоднозначного финала, он просыпается, и идёт есть драники приготовленные его женой, о которых он вспоминает в самый кульминационный момент. Что пытаются до нас донести этим фильмом понятно, но стоило ради этого делать полнометражное кино. Ведь его сюжет едва тянет на короткометражку. А слоган фильма, правильнее было бы обозначить как 'на что ты готов, когда жизнь на волоске'. Единственная мысль фильма говорит нам о том, что в нашей жизни каждый сам за себя. Вот и вся лирика. Хорошая попытка, но фильм, увы не вдохновил. Хотя мнения по поводу фильма существенно разделились. Многим критикам, он пришёлся по душе. Тем не менее будем ждать от перспективного режиссёра Юрия Быкова новых свершений в кино. А пока оценка итоговых впечатлений такова. 4 из 10
- Ну, и как мне теперь тебя называть? - Никак. А надо будет – сам позову. - Странный ты. Нам с тобой вместе хлебать, а ты даже имя свое не говоришь. - Че нам с тобой знакомиться? До города доберемся, я тебя там и забуду. - Как так? - Вот так. - Да ты хоть бы спасибо сказал. - За что? - Слушай, у тебя совесть есть? - Нет… - Ну и гнилой ты человек… - А все такие. - Да кто ж все-то такие? - Ты, например. - Я тебя с того света вытащил, слышь…Хорош земляк. - Страшно?! СТРАШНО?! - Не надо – не стреляй. - Что, про семью, про детей мне сейчас запоешь? Все мы герои, пока дуло в рожу не сунули?! Если б те трое меня догнали, уехал бы? Уехал бы?! - Их трое, я – один. Че бы я сделал? - Ну и что? Человека убивают! Уехал бы? - Да я тебя знать не знаю, че мне, сдохнуть рядом с тобой?! - Уехал бы?! - ДА! - Вот видишь, «земляк»? Над головой у тебя не светится, так что я тебе ничего не должен. Ты мне никто и я тебе никто. На том и порешим. Вот, как говорится, и познакомились два главных героя фильма Юрия Быкова «Жить». Мгновениями раньше молодой парень бежал от своих преследователей к машине пожилого охотника Михаила с криками «ЗАВОДИ!», а вслед за ним трое его врагов, которые еще вчера были ему верными друзьями с детства, чуть ли не братьями. Ошарашенному русскому мужику ничего не остается, кроме того, как завести свою старенькую «шестерочку», в которую ребята с пушками уже успели пострелять, и дать как можно больше газку. А на заднем сиденье уже молча заряжает ружье беглец и отстреливается. И вот теперь они в лесу, а машину бросили в грязи – свое откаталась. Герои бредут в направлении города, до которого порядка сорока километров, а вокруг глушь: леса, поля да речка. У каждого своя жизненная позиция, у каждого свое в голове. У молодого и сильного человека – «родился с зубами – живи хищником». У пожилого охотника – жена, дети, теща, собака, работа, Бог. И вот они идут и рассуждают о людях в различных ситуациях, семье, бандитах, дружбе, человеческих желаниях, деньгах, власти, вере. Песенки насвистывают, а время от времени «страдают мальчишескими забавами»: то друг на друга наедут, то в перестрелку со старыми «друзьями» вляпаются. Это второй фильм режиссера-дебютанта Юрия Быкова. Первым был короткометражный «Начальник», ошеломивший, наверное, каждого зрителя. В этот раз постановщик попробовал себя в полнометражном кино. Сам он отозвался о фильме «Жить» в интервью на «Кинотавре» в 2010г., как о попытке сделать жанровое кино, которое в России снимать толком не умеют. Ну да ладно. Ни к чему все эти премудрости. Ни что так не сближает абсолютно разных героев, как дикая российская природа и трагичная музыка на фоне. Музыку, кстати, написал сам Быков. И у него здорово получилось! Фильм не из замысловатых: чтобы понять суть, не требуется тяжелейших философских размышлений и строгих умозаключений. Все четко видно: простые речи, жизненные ситуации, дикая во всех смыслах Россия. В «Жить» нет такого, чтобы эти герои положительные, а те отрицательные. Все они зависимы от ситуации. Парень, убегающий от своих «вчерашних друзей» вовсе не бандит, нет. «Бандиты, - как он сам говорит, - люди несчастные: по тюрьмам сидят, наколки, цирроз - не дай бог». Именно бог, а не Бог. Ведь Бога согласно ему, герою, овцы придумали – волков стыдить, чтоб поменьше кусали. Итак, он не бандит, и в Бога он не верит, он всего лишь живет, как умеет. И друзья вывезли его в лес не потому что они негодяи, а потому что он засветился и потянет их всех за собой – обстоятельства. А позже они бросают еще одного из своих подыхать в чистом поле, ведь бедняге нужна помощь врача, а в город они без четвертого своего «друга» вернуться не могут. И российский мужик Михаил всего лишь оказался не в то время не в том месте и не знал, что ему предстоит сломать все его представления о жизни и стать гнидой. Ему просто тоже хочется жить. Очень даже кстати в фильме присутствие старика, который один живет в заброшенной деревушке из пяти домов и каких-то руин, где нет ни транспорта, ни ружья, но зато есть самогонка. И он правильно выразит одну из главных идей фильма: «Плесень кругом, гниль, а вы, брат – брата…» И именно в эту деревушку беглец придет, когда разойдется с Михаилом. И придет через часовню и кладбище, что символично, ведь он видел боль, смерть, а Бога не видел. И именно здесь, среди руин, зритель вместе с охотником Михаилом узнает, что героя зовут Андрей. И все с тем же Михаилом узнают, какой же ценой каждый из нас готов.…Жить. Рассуждения рассуждениями, а вопрос в фильме четко поставлен: «Какой ценой ты готов жить?» И ответ дан не менее четко: «Все мы гниды, если жить хочется». А в конце жирная точка, прозвучавшая роковым выстрелом. 9 из 10
Наверное самый «захейченный» и неоднозначный фильм Быкова для многих. Честно признаюсь, мне тоже по началу он не понравился, бессмыслица какая-то, подумал я, какой противный «герой» бандит и какой бедный мужик-работяга охотник. Сюжетная линия, в том числе смертей, с одной стороны и по другую сторону баррикад четко переплетаются, если заметить. Противопоставление человечности у тех кто догоняет и жестокости у главного «героя»-бандита. Только через некоторое время вот выясняется, что те люди оказались такими же жестокими. Главный герой не пытается убежать, увидев фору, а намеренно идет на жестокость и бой. Мужик-охотник пытается настроиться на дружелюбный лад, но наш главный герой показывает свое безразличие и хладнокровие, вперемешку с жестокостью, но оказывается, что это не так. Под конец фильма он для меня окончательно раскрылся, очень умные мысли в нем сказаны. И конечно же концовка, которая как маленькие иголочки укалывает сердце болью. Такой непростой вопрос, предать, убить или Жить, как сложно принять решение, когда прошел такую длинную дорогу, предательство человека, который казался весь фильм предателем, но повел себя не как предатель. Но выбор повисает в воздухе. Жить! И тишина. Сильный фильм. Кто бы что не говорил.
Жить - это первый фильм Юрия Быкова, работы которого уже получили достаточную известность и признание. В своих картинах Быков неизменно обращается к различным спорным, неоднозначным и больным темам русской действительности. В его фильмах нет хороших или плохих - есть только люди со всеми их пороками и слабостями и у каждого своя правда и каждого можно понять. Первый фильм Быкова 'Жить' стал своеобразным фундаментом, на котором режиссер создавал и продолжает создавать последующие фильмы. Серый, осенний русский пейзаж, люди, связанные с криминалом и простые работяги, моральные дилеммы и вопросы кто же прав, а кто виноват - все это есть во всех фильмах, снятых этим автором. Но так как в первом фильме все это еще смотрится свежо и в первый раз, то и впечатления от просмотра ярче. Фильм короткий и во многом видна неопытность Быкова, а также малый бюджет, особенно в сравнении с его последующими работами. Но, тем приятнее видеть прогресс режиссера и возрастающий к нему интерес. Первый фильм можно считать экспериментом и после просмотра других картин Быкова он уже может не так сильно впечатлить, но это не умаляет его достоинства как первой и пробной работы. Есть мнение, что Быков снимает про одно и то же, часто повторяется и зациклен на одних темах. Может и так, но тем важнее ознакомиться с его первым фильмом, где режиссер только вырабатывал свой стиль. 7 из 10