Носферату, симфония ужаса: отзывы и рeцензии

LegionTeney
LegionTeney19 июля 2020 в 19:25
Самый памятный из первых вампиров в истории кино.

'...Тихо капает кровь в стаканы: Знак обмена и знак охраны... На конюшню ведут коней...' Михаил Кузмин. 1927 год. 'Носферату, симфония ужаса' вышел в далёком 1922 году. До изобретения звука в кино оставалось ещё около 5 лет (Певец джаза, 1927 г.), а до появления полноценного цветного кино целых 12 лет (Бекки Шарп, 1935 г.). Современный зритель, который мало видел кино той эпохи, а чаще и вовсе не видел, ассоциирует фильмы того жанра с кривляниями, явным переигрыванием актёров и комедийным повествованием в принципе. Но это далеко не так. В ту эпоху появилось очень много шедевров, которые цитируются и по ныне в современном кинематографе. Появились они в самом его начале, задавали тон и сделали популярными приёмы, которые сейчас являются либо неотъемлемой частью жанра, либо закоренелыми штампами. Но это сейчас, а тогда это всё было в новинку. Каждый ремесленник пытался привнести что-то своё, что-то новое и необычное. Так Фридрих Мурнау одним из первых стоял у истоков хоррор-жанра и явил миру вампира. Своей кинокартиной он сформировал черты стиля фильмов про этих существ. Достоверности ради, стоит отметить, что ранее вышел фильм 'Смерть Дракулы' (1921 г.), но тот вышел на экраны лишь в 1923 году и не сохранился до наших дней. Существует еще версия про Российскую экранизацию Дракулы 1920 года, но так же как и Венгерская картина, она считается не сохранившейся. Сам фильм является своеобразной адаптацией 'Дракулы' Брэма Стокера, но поскольку киностудия Prana Film не смогла приобрести права у вдовы автора, Мурнау изменил имена основных персонажей и немного переделал сюжет чтобы фильм смог увидеть свет. Сюжет. Некий владелец замка граф Орлок желает приобрести дом в городе Бремен и направляет письмо владельцу агенства по недвижимости мистеру Кноку, а тот в свою очередь, отправляет своего агента Томаса Хуттера заключить выгодный контракт в поместье графа. Хуттера ждет впереди долгое путешествие на родину Орлака в карпатские леса. Когда он прибывает во владения графа, его встречает необычного вида кучер. Но на этом странности не кончаются, ведь после знакомства с самим Орлоком и от пребывания в его замке, Томас начинает испытывать страх к хозяину поместья и его мучают ночные кошмары. А позже выясняется, что мрачный граф Орлок может быть порождением самого зла - вампиром Носферату. Впечатления. Итак, Мурнау блестяще передаёт атмосферу готического хоррора, мастерски используя художественные приёмы и нестандартный, для того времени, метод съемки на натуре, а не в павильоне. Большая часть съёмок проходила в Германии, а обиталище графа-вампира перенеслось из Румынии в Словакию. Лично меня, поразила постановка кадра в некоторых сценах. Я не ожидал, что постановщики так художественно снимали уже тогда (например момент ожидания кучера). В фильме использовались ещё несколько интересных приёмов. Например, эффект ускоренной съёмки, небольшие спецэффекты и цветное тонирование различных частей ленты, которое подчёркивает настроение сцены. Также стоить отметить работу гримёров. Очень удачно получились Кнок и конечно граф Орлок. Во многом ужасающим и мрачным графа Орлока сделал актёр - Макс Шрек. Он не моргал в кадре и выглядел максимально убедительно в своих сценах, хоть появлялся всего 9 минут из 94, но отработал их все просто блестяще. Он был настолько хорош и пугающе реалистичен, что поползли слухи о том, что он никакой не актёр, а Мурнау нашёл для съёмок настоящего вампира. По мотивам этой легенды вышел фильм - 'Тень вампира' 2000 года. Музыка идеально вписывается в атмосферу фильма, подчёркивая повествование и придавая нужный звуковой окрас сцене. Естественно, звука диалогов в кино нет, но они и не нужны, ведь титры ещё больше играют на антураж и мрачную стилистику. Итог. Фридрих Вильгельм Мурнау создал одну из лучших экранизаций о вампирах. В Носферату убедительный и мрачный злодей, выверенная мистическо-готическая атмосфера, великолепное музыкальное сопровождение, грамотно дополняющее ленту, очень красивая игра со светом и тенью. Я безусловно понимаю, что современному зрителю может показаться эта картина весьма устаревшей, а кому-то даже скучной. Ведь мы повидали всякого в кино. Но мы же смотрим кино не только ради красивой картинки и звука, а в первую очередь ради сюжета и атмосферы. А Это у Носферату не отнять.

Ilya Mitrofanov
Ilya Mitrofanov18 марта 2016 в 13:21
Носферату, симфония ужаса

«Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау – одна из самых знаменитых картин в истории кино, одно из лучших творений немецкого экспрессионизма, картина-легенда, которая уже давно прошла испытание временем и которая до сих пор удивляет и восхищает своего зрителя. Удивителен тот факт, что этот шедевр в своё время мог так и не выйти на экраны и не сохраниться до наших дней. Дело в том, что «Носферату» – это неточная экранизация самого знаменитого творения Брэма Стокера «Дракула». Неточная в силу того, что вдова писателя никак не хотела продавать права на экранизацию продюсерам «Prana Film». Но будущие создатели картины были уже настолько увлечены идеей этого фильма, что пошли на хитрость, переименовав всех персонажей и значительно изменив сюжетную линию. Но и после всего этого вдова не успокоилась: после выхода фильма на экраны, она через суд добилась уничтожения всех копий фильма. Но уничтожить все копии, которые к тому времени уже распространились по всему миру, к счастью, так и не удалось. «Носферату» был первым фильмом в истории кино про вампиров (не считая несохранившиеся короткометражные картины). Создание фильма пришлось на ту эпоху, когда кино только становилось на ноги: многое в фильмах тех лет придумывалось с нуля, параллельно создавался так называемый «киноязык», к которому современные зрителю относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. И действительно, в «Носферату» благодаря гению Мурнау было найдено много потрясающих находок, которые в дальнейшем изменили как конкретный жанр фильма ужасов, так и весь кинематограф в целом. Именно в нём были впервые использованы эксперименты с негативом плёнки и причудливая игра с тенями (например, в одном из эпизодов тень вампира появляется задолго до самого её хозяина, рождая тем самым чувство напряжения и беспокойства у зрителя). Поскольку воображение человека может нарисовать более страшные образы чем то, что показано на экране, камера не обязательно должна постоянно показывать злодея, достаточно лишь чувство того, что сейчас произойдёт что-то ужасное. Где только этот приём не был использован позже?! Ну и, конечно же, фильм не был бы тем, чем он есть, если бы не Макс Шрек. Его образ вампира с выпученными, не моргающими глазами, с лысым черепом, с белой, как мел, кожей, с острыми клыками и длинными когтями на руках – самый яркий и жуткий из всех, когда либо созданных в кино на эту тему. Образ был настолько потрясающий что, что позже распространилась легенда, будто бы Макс Шрек и в действительности был вампиром. Конечно же, по прошествии более чем девяноста лет, «Симфония ужаса» смотрится не так, как в годы его выхода. Могу предположить, что тогда люди буквально падали в обморок от происходящего на экране. Фильмы за этот долгий промежуток времени поменялись так же, как и их зрители, и сейчас вряд ли кто-то упадёт в обморок. Но по-прежнему в фильме осталась та неповторимая атмосфера мистики и таинственности, которая притягивает взгляд зрителя к экрану и вряд ли даст оторваться на протяжении всех полутора часов экранного времени. 10 из 10

xiaze_jerzy
xiaze_jerzy19 августа 2011 в 13:33
Прогулка в страну призраков

'Комары просто безумствуют. Меня укусили в шею сразу два!' Свой юбилейный, сотый отзыв, я решил посвятить общепризнанной классике фильмов ужасов и всего кинематографа в целом - картине Фридриха Вильгельма Мурнау 'Носферату. Симфония ужаса'. Лента была снята ровно 90 лет назад (!) и было бы лукавством говорить, что она смотрится на одном дыхании и в состоянии напугать. Взможно потому, что картина Мурнау - первый и единственный немой фильм, который я посмотрел в своей жизни. Я смотрел 'Носферату' с неподдельным интересом, фильм вызвал у меня восхищение и в некоторых моментах приятно позабавил. Первое, на что обращаешь внимание - это музыка. Она действительно приятно впечатляет и ее безостановочное звучание на протяжении всего фильма абсолютно не надоедает и не раздражает. Мелодии, звучащие в фильме, по настоящему жуткие и дадут фору многим саундтрекам современных фильмов ужасов. Особенно мне понравилась динамичная музыка, звучащая во время прибытия графа Орлока в гавань Висборга. Интересно то, что даже пение птиц в некоторых эпизодах фильма складывается в пугающую мелодию. Несмотря на то, что фильм немой, необходимости услышать человеческую речь во время просмотра не возникает. Все понятно и без слов. Впечатляет масштаб и размах фильма. В 'Носферату' зритель сможет увидеть и панорамные виды маленького, уютного Висборга, дремучие леса, горы, бурные горные реки, величественные замки. Никаких искуственных декораций, никакого намека на павильонные съемки. Даже если они и присутствовали, то это невозможно заметить в самом фильме. К сожалению, я смотрел вариант картины с цветовым тонированием отдельных эпизодов. Это якобы было сделано для более глубокой передачи атмосферы фильма. Этот ход мне показался не совсем оправданным, нивелирующий особую магию черно-белого кинематографа. Как я уже отметил, в ленте Мурнау присутствует несколько забавных и комичных эпизодов. Например, меня рассмешил момент, где граф Орлок собирается в дорогу после приобретения недвижимости в Висборге. Игру актеров довольно сложно оценить. Она соответствует канонам того времени и в глазах современного зрителя выглядит уж слишком манерной. Но, несмотря на это, отдельные персонажи блестяще сыграны даже с учетом современных требований к актерскому мастерству. Прежде всего, я имею ввиду неподражаемого Макса Шрека в роли графа Орлока. Очень понравился также Кнок в исполнении Александра Гранаха. Уж слишком убедительно он сыграл роль обезумевшего агента по недвижимости. В отличие от романа Брэма Стокера (экранизацией которого является 'Носферату'), фильм Мурнау не объясняет нездорового интереса графа Орлока по отношению к Элен Хаттер. Этот факт делает сюжет фильма несколько затуманенным в двух последних актах (забыл отметить, что фильм разделен на 5 актов). 'Носферату' Фридриха Мурнау является знаковым и культовым фильмом, имевшим огромное значение и влияние на все дальнейшее развитие жанрового кинематографа. Достаточно вспомнить оскароносный фильм 'Дракула', являющийся практически покадровой калькой первых трех актов картины Мурнау. И дело тут далеко не в литературном первоисточнике... 9 из 10 P.S. 'Вам предстоит чудесное путешествие. Ничего, если это Вам будет стоить боли или даже немного крови...'

Ваня Старостенко
Ваня Старостенко1 сентября 2014 в 10:43
Шедевр немецкого экспрессионизма

В 1920-е годы в Германии зарождались истоки жанра хоррор. Переломным моментом стал фильм 'Кабинет доктора Калигари', в котором использовались новаторские декорации, отображающие сознание безумца. 'Калигари' послужил началом новому течению в кинематографе, известному как Немецкий Экспрессионизм. Главными особенностями данного течения были: необычные декорации с искаженными пропорциями, тема безумия с налётом тёмного романтизма, события сюжета, разворачивающиеся в воображаемом мире, всевозможное использование игры теней, и намеренно утрированная игра актёров. «Носферату. Симфония ужаса» - один из наиболее ярких представителей Немецкого Экспрессионизма. Фильм является неофициальной адаптацией самого знаменитого романа о вампирах «Дракула». Режиссёр фильма Фридрих Вильгельм Мурнау был одним из величайших режиссёров эпохи Экспрессионизма. Мурнау изменил имена главных героев, поскольку вдова Брэма Стокера отказывалась продавать права на экранизацию. Граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан Харкер – Томасом Хаттером, Мина - Эллен, и т.д. Место действия перенеслось в вымышленный немецкий город – Висборг (соединённые вместе названия двух городов: Висмар и Любек) в 1838 год. Таким образом, сюжет фильма во многом отличается от книги, и стоит его рассматривать как отдельное произведение. В фильме Мурнау граф не выглядит привлекательным и соблазнительным, каковым он был в книге, а скорее – наоборот. В своём фильме Мурнау ориентировался на восточноевропейскую мифологию о вампирах, в которых облик вампира был таков: лысая голова, остроконечные уши, длинные когти и резцы как у крысы. Имя этому вампиру – Носферату, что в переводе с греческого означает – «переносящий болезнь». Этот миф возник во времена чумы, переносчиками которой были крысы. Исходя из этого мифа, Носферату был лидером крыс, переносящих чуму и смерть. Поэтому он имел крысиноподобный облик. В фильме Мурнау всё было именно так – граф Орлок прибыл в Германию с огромным количеством крыс, распространяя чуму на всех обитателей Висборга. Ещё одним отличием от оригинала было то, что после укуса жертвы графа не становились сами вампирами. Они умирали от его укуса. В результате чего умирает и Эллен. Она приносит себя в жертву вампиру ради спасения остальных. Граф в фильме умирает от лучей восходящего солнца. Впервые эта идея появилась именно в этом фильме. Поскольку, в книге Дракула спокойно передвигался по Лондону в дневное время. Просто в дневное время он был не настолько силён. Именно благодаря Мурнау появился миф о том, что вампир может умереть от солнца. Одним из художественных достижений фильма стала сцена, снятая в негативе, в которой Орлок везёт Хуттера в замок, а также – ускоренное воспроизведение плёнки, чего раньше не применяли в кино. Готические декорации фильма мастерски создают ощущения напряжения и отрешённости. Невероятно завораживающие съёмки на натуре, сделанные в Словакии. Будучи полностью просвещённым в мистике и оккультизме, Мурнау изобретательно использовал свои познания для создания страха и ужаса в своём шедевре. Исполнитель заглавной роли Макс Шрек (чья фамилия переводится как «ужас») гениально сыграл роль графа. Он создал канонический образ вампира, который пугает по сей день. Эта роль прославила его на всю жизнь. И сделала самым узнаваемым кино-вампиром всех времён. Роль Эллен достойно сыграла Грета Шрёдер – актриса театра и кино, и к тому же – жена Пауля Вегенера (известного немецкого экспрессиониста, прославившемся в фильме 'Голем'). Она привнесла немалую глубину в роль Эллен, которая была готова пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимого и остальных людей. Итог: истинный шедевр классического хоррора, пугающий и по сей день. 10 из 10

LonelyThrowBack
LonelyThrowBack4 августа 2023 в 10:56
Первый кровопийца

До создания вселенной Монстров от американской студии Universal воплощением вампира на экране мог похвастать знаменитый режиссёр немецкого экспрессионизма Фридрих Вильгельм Мурнау. Сейчас такой раритет смотрится как нельзя лучше: во-первых, это история кино; во-вторых, это один из первых фильмов ужасов и про вампиров в целом; в-третьих, это возможность прикоснуться к тому, что пугало зрителей 101 год назад – в 1922 году. Образ Макса Шрека (без болота, заполнившегося сказочными существами) стал культовым: экранизация произведения Брэма Стокера «Дракула» на немецкий манер, художественный фильм о фильме «Тень вампира» (2000), подъём жанра в эпоху немого кино. Хоть режиссёр не смог получить права на экранизацию именно истории «Дракулы», он снял своего графа Орлока в замке в Галатце и показал пагубное влияние солнечного света на вампира. История берёт начало в 19 веке, когда молодой агент по недвижимости Хуттер отправляется в замок графа для заключения сделки по покупке недвижимости. Именно за счёт съёмки, разных цветов плёнки и субтитров картина разделена на акты. После экспозиции мы переносимся через границу владений графа и настораживаемся. Впечатляет, как показаны испуганные горожане, как тень сгущается над владениями нечисти, как встречает путника слуга из замка. Конечно, когда ты уже знаешь историю и понимаешь, кто есть кто, то остаётся наслаждаться зловещими моментами. По пути к замку как-то весьма случайно попадается книга о носферату, предостерегающая людей и показывающая зрителям, с чем придётся столкнуться Хуттеру. Жутко и мрачно предстаёт вампир. Зловещий Орлок, вставший из гроба и блуждающий во тьме, действительно пугающее зрелище. Не смотря на постепенное раскрытие, предчувствие жены Элен, режиссёр делает акцент на совпадениях: укусы комаров на шее, весьма точно расположенные рядом друг с другом; зловещая тьма и страх. Одновременно с этим фильм делает акцент на слуге вампира Кноке, который вызывает опасения и предсказывает страшные события. Всё это в записках Джонатана Харкера описывал Стокер, поэтому мы просто видим тех же персонажей «Дракулы», только с другими корнями. Путешествие на корабле вызывает восторг: грандиозная демонстрация того, что что-то зловещее происходит, а капитан корабля, ведущий бортовой журнал, описывает увиденное как нечто мистическое, не поддающееся описанию. Лента предостерегает, ужасает и приписывает вампиризм к чуме, которая тайно прокралась в город, а между тем ясно всплывает книга о носферату. Вот тут немецкий режиссёр позволил себе вольности, выдавая и пророчество, и способ победы над вампиром. Что же, картина вызывает саспенс, создаёт напряжение, и хоть очевидного мы не видим, но каждая помеченная крестом дверь, каждый вынесенный гроб, каждый заброшенный дом, всё ведёт к ужасающему кадру Орлока в окне напротив дома и длинным, жутким пальцам, тянувшимися к шее своей жертвы. «Симфония ужаса» не лишена иронии, игра слов со словом «кровь», вина комаров и странные предчувствия, появляющиеся во снах, окрашивают это кино. Тут нет прямого взгляда на питьё крови (жертвы не обращаются, а умирают), нет конкретных эпизодов злодеяний и сцен убийства – именно то, что остаётся за кадром, пугает больше всего. Вышедший из тьмы Макс Шрек со своим гримом, большими глазами, длинными пальцами – этот образ запоминается надолго.

zombion
zombion20 марта 2019 в 13:57
Мой кинематограф!

У вашей жены такая прекрасная шея… (примерно 31-ая минута фильма) Носферату, симфония ужаса Это не первое упоминание кровавого графа в кинематографе. Проблема только в том, что предыдущие картины, типа “Смерть Дракулы” 1921 года – не сохранились, утонули в прошлом. Поэтому, все упирается в хоррор Мурнау “Носферату”. Прадедушка клыкастых, если можно так выразиться. Самое интересное, что и данный фильм мог бы не дожить до наших дней. Мурнау уже собаку съел на различных экранизациях. Например, в 1920 году он обратился к Стивенсону и его “Доктору Джекиллу”. А спустя два года, посягнул на Брэма Стокера. Мурнау проникся книгой и хотел снимать кино, как можно быстрее. Вдова Стокера отказала. Мурнау пошел на хитрость. Поменял некоторые сюжетные ходы, особенно обратите внимание на финал (в книге он другой). И, конечно же, главный антагонист носит имя Орлок, а не Дракула. Режиссер захотел обмануть вдову, типа у меня своя история. Кто такой этот ваш Брэм Стокер, впервые слышу. Готовы? Вдова Стокера все равно приказала сжечь копии фильма Мурнау, а-ха-ха. Вот он испугался, схватил одну копию, побежал, споткнулся, упал, вскочил на коня, отдал кому-то, тот увез еще дальше. Короче, смогли кое-как сохранить, распространили по всему миру. С годами собрали и восстановили. Положа руку на сердце, кино выглядит вполне прилично (для 1922 года). Шикарное музыкальное оформление от Ганса Эрдмана, опять же. Лицезрел с широко открытыми глазами. Все-таки режиссура Мурнау творит чудеса. Мне кажется, этот режиссер обладал каким-то космическим чутьем. Снимал бессмертные картины. Через три года - фильму стукнет уже 100 лет! Вдумайтесь. Невозможно оторваться. Настоящая симфония ужаса – страшная и жуткая. От одного взгляда Макса Шрека – становится не по себе. Единственный момент, который немножко смутил, когда Орлок таскал гроб по городу на своих двоих. Откровенно говоря, можно вырезать. С другой стороны, есть в этом некая изюминка. При любом раскладе, обязательно к просмотру. Хотя бы один разок, как часть истории вампирского кинематографа. P.S. В 2000 году вышел фильм “Тень вампира”, где рассказали о съемках “Носферату”. Картина спорная, но любопытная. 8 из 10

GalaGramma
GalaGramma30 ноября 2016 в 07:35
Тот Самый Монстр

Смотреть сейчас фильм, снятый почти век назад, конечно, забавно. Все время приходится напоминать себе, что актеры не переигрывают, а сознательно перебарщивают с экспрессией и жестикуляцией по причине своей 'немоты'. Поэтому остается восхититься гримом, декорациями и спецэффектами. Черт возьми, должно быть, тогда люди в обморок падали на показе и не спали потом ночами! Чего стоит гиена в роли оборотня? Самая обыкновенная гиена, видимо, одолженная в ближайшем зоопарке, но ведь додумались же до такого! У бедной зверушки секунд двадцать экранного времени, и она явно сама не понимает, как ее занесло в кадр. Вообще, гиена прекрасна. Но главный герой, который не граф, а который замещающий Джонатана Харкера и нареченный немцами Хуттером, - он раздражает. Переделка оригинала привела к тому, что Хуттер-Харкер выглядит Иванушкой-дурачком (нос картошкой и кудри идут в комплекте). Нарочитая беспечность и простодушие вкупе с мимикой и иванушкодурачковыми жестами производят удручающее впечатление. Потому что нельзя быть на свете тупеньким таким. Впрочем, Хуттер становится незаметен на фоне графа Орлока, самого носферату. Сложно переоценить влияние созданного образа. Увидев его единожды - уже не забудешь. Это не человеческий образ нечисти, популярный уже много десятилетий, а Тот Самый Монстр, приходящий в душных кошмарах. Те, кто не читал Брэма Стокера, вероятно, имеют о Дракуле весьма романтическое представление. Но в оригинале он - чудовище, лишенное всего человеческого. В романе Стокера нет любовной линии и нет никаких оправданий для вампира; он не вызывает ни малейшего сочувствия. И носферату 1922 года - тот самый. Жуткие застывшие глаза, следящие за тобой. Взгляд, от которого хочется закрыться руками. И... граф - единственное стопроцентное попадание в этой 'несанкционированной' экранизации 'Дракулы'. В остальном персонажи и сюжет слишком сильно изменены. 9 из 10 P.S. Размышляя над судьбой фильма, натыкаешься на сложный этический вопрос. Вдова Брэма Стокера не давала согласия немецкому режиссеру, возжелавшему экранизировать 'Дракулу'. Но тот не успокоился и все равно снял фильм, просто поменяв имена и место действия, немного перекроив сюжет, и вот - вуаля! - появился граф Орлок. После выхода фильма в прокат вдова через суд добилась уничтожения всех копий фильма... но, так как копии уже расползлись по миру, несколько уцелело. И вот с одной стороны, с точки зрения истории кинематографа, конечно - счастье, что копии уцелели. Но с другой стороны - разве можно спорить с правообладателем, против воли которого была создана экранизация?..

Arantir_A
Arantir_A27 августа 2010 в 11:26
Приносящий смерть

Кинематограф уже давно отошел от первоначального образа вампира, бытовавшего в народных поверьях, с увлечением создав свой собственный уникальный тип. Если первоначально упырь являлся отвратным созданием мрака и ночи, выползавшим из могилы или пещеры, чтобы насытить свою мертвую плоть кровью живых, то теперь его черты существенно изменились. Вампир стал неким изгоем из общества, вызывающим более жалость и сочувствие, нежели животный страх и брезгливость; несчастным страдальцем, коротающим одинокие ночи в поисках жертвы, а дни - в каком-нибудь укромном особняке. Или превратился в эстета, ищущего новых впечатлений, и оттачивающего свое смертоносное искусство на ничего не подозревающих людях. Вампир приобрел свои характерные черты в массовой культуре, по которым он нам сейчас более знаком: страдающий от собственной кровожадности человек. Или почти человек. Но антигерой не становится героем, что не мешает, впрочем, ему быть символом эпохи. Эпохи, которая ищет своих героев там, где их никогда и не было. Еще начиная с Брэма Стокера, Дракула при всем аристократизме обладал какой-то внутренней потусторонней силой, не способной укрыться за внешним изяществом и пугающей главных героев одноименной книги. Однако, со временем создатели фильмов ужасов перестали обращать на это свое внимание. «Носферату» несколько выбивается из этих рамок. Фридрих Мурнау создал образ графа Орлока, даже не столько опираясь на произведение Б. Стокера, сколько на легенды и суеверия, бытующие у различных народов мира. Вряд ли вампир, созданный воображением режиссера, может вызвать у кого-нибудь чувство сострадания: острые уши летучей мыши, тонкие паучьи пальцы с длинными когтями, немигающий взгляд и телодвижения, менее всего говорящие, что перед нами находится живой человек. И все это в окружении мрачноватых, готических декораций. Конечно же, Ф. Мурнау не пытался задаться целью с точностью воспроизвести все то, что можно услышать о вампирах и вурдалаках или прочитать о них в средневековых бестиариях, и, собрав все вместе, воплотить в кинокартине. Стоит только приглядеться и увидишь совершенно своеобразный мир, в котором эмоциональность Хуттера, взвинченность и повышенная чувствительность Эллен смешиваются с картинами природы, как в ее диком состоянии (в Трансильвании и на берегу Балтийского моря), так и в искусственном (в лаборатории профессора Бульвера). А на заднем фоне, то появляется, то вновь исчезает сам вампир – оживший мертвец, роковым образом вторгающийся в жизни главных героев, принося с собою в вымышленный городок Висбург лишь чуму и смерть. Немецкий экспрессионизм и выразительность характеров персонажей достигают здесь одной из своих вершин в только еще осваиваемом жанре хоррор. А граф Орлок остается навсегда одним из самых запоминающихся монстров в кинематографе, болезненно притягивая своим обликом зрителей, несмотря на уже устаревшие приемы актерской игры. И самым реалистичным из созданных образов вампира, если конечно верить древним преданиям.

Tristo
Tristo2 июля 2022 в 08:44
Шедевр вековой давности

Достаточно сложно написать чётко слаженную рецензию на фильм, который повлиял не только на развитие кинематографа, но и на становление его как отдельного вида искусства. К такому роду минимального количества кинолент безусловно относится и классика немецкого экспрессионизма 'Носферату, симфония ужаса', снятая мэтром жанра Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Вышел фильм на экраны ровно столетие назад и считается безусловным мировым достоянием, с чем никто спорить не собирается. А ведь этот шедевр мог вообще не добраться до наших дней. Всё дело в том, что ни для кого не секрет, что 'Носферату, симфония ужаса' является вольной экранизацией другой классики, но на этот раз уже литературной - готического романа ирландского писателя Брэма Стокера 'Дракула', опубликованного в ещё более далёком от нас 1897-ом году. Но вдова Стокера не дала разрешения на экранизацию по своим неизвестным причинам, хотя Мурнау это мало смутило и фильм появился на свет, но впоследствии наследники Стокера пытались добиться запрета на показ 'Носферату, симфония ужаса', но на это все смотрели сквозь пальцы. А уже затем после множества политических и социальных потрясений группа энтузиастов смогли отыскать несколько копий нетленной классики и нынче все могут получить наслаждение от фильма, ставшего олицетворением эпохи и образцом жанра. И всё-таки Фридрих Вильгельм Мурнау косвенно пытался сделать свою картину более авторской, почему главный антагонист романа был переименован из графа Дракулы в графа Орлока. И воплощение этого образа стало каноничным, а сыгравший роль графа Орлока немецкий актёр Макс Шрек получил культовый статус, являясь настоящей находкой для 'Носферату, симфонии ужаса', ещё более упрочив картину в своём непревзойдённом статусе. Можно практически с полной уверенностью говорить о том, что именно благодаря книге Брэма Стокера и её вольной экранизации от Фридриха Вильгельма Мурнау мы имеем тот набор примет вампиров, их характерных черт и особенностей. И многие при этом считают, что фольклорные легенды о вампирах основываются именно на творениях Стокера и Мурнау, а не наоборот. Вот такой вот вклад внесли эти гении в образование образов мифических кровопийц, в коих некоторые даже склонны верить. И найти более выразительного и шокирующего персонажа как граф Орлок в исполнении блистательного Макса Шрека надо ещё сильно постараться. Актёр передал настолько ужасающий до дрожи образ, что даже несмотря на то, что ему в этом году исполнилось сто лет со дня появления, он и сейчас вполне может стать причиной ночных кошмаров для особо впечатлительной публики. Чего только стоит его немигающий взгляд и стать, схожая на тень призрака с непомерно длинными пальцами и ногтями! Но, разумеется, что не только удивительно необычное произведение Брэма Стокера и неизгладимо впечатляющий образ от Макса Шрека сделали 'Носферату, симфонию ужаса' шедевром искусства кинематографа. Тут необходимо учитывать и тот факт, что Фридрих Вильгельм Мурнау был настоящим гением, если можно так выразиться, то экспериментатором-самородком, который не боялся вносить авторские новшества, став настоящим новатором, перевернувшим кино и направившим его в новое русло. Его находками в 'Носферату, симфонии ужаса' пользуются и по сей день, раз за разом создавая условные оммажи гениальному режиссёру, порой даже не подозревая об этом. Лично меня впечатлила сцена того, как агент по недвижимости Томас Хуттер в исполнении актёра Густава фон Вангенхайма впервые оказывается в вотчине графа, которого до ужаса боятся местные суеверные жители. Эта чёрно-белая картинка так и стоит перед глазами, а когда её видишь в первый раз, то и тебя пронзает мощный поток необоснованного, какого-то подсознательного страха. От одного вида этого дремучего леса, по которому держит путь Хуттер, хочется бежать не оборачиваясь. И есть ещё несколько сцен, поставленных гением Мурнау, делающих 'Носферату, симфонию ужаса' впечатляющим зрелищем, до которого даже современным блокбастерам с их многомиллионными бюджетами весьма и весьма далеко. И вернёмся ещё раз к образу Макса Шрека - графу Орлоку. Он действительно двигается как тень, неся в себе суеверный ужас, испытываемый от вида настоящего монстра. И тут хочется отметить выдающуюся операторскую работу, где нам графа Орлока представляют под такими ракурсами, не имея развитой техники, что ты буквально вкушаешь каждую сцену с появлением главного антагониста, а ведь его времени в кадре не так уж и много - всего лишь девять минут, но каждая миллисекунда дорогого стоит! И вот на фоне культового персонажа, навсегда вписавшего себя в хронику самых незабываемых монстров из фильмов ужасов, несколько теряются уже упоминаемый Густав фон Вангенхайм в роли Томаса Хуттера, Грета Шрёдер в роли Эллен Хуттер и Александр Гранах в роли Кнока. Но не надо думать, что их игра не оставляет впечатлений, это не так, потому что играют они на высочайшем уровне и передают всю выразительность их архиважных персоналий в 'Носферату, симфония ужаса'. Они лишь на фоне Макса Шрека и его графа Орлока затмеваются им в прямом и переносном смысле. Но психологическая нагрузка их героев передана настолько точно, что остаётся только восторгаться. Интересно то, что впоследствии фон Вангенхайм и Гранах вели переписку и затем вместе работали на территории формировавшегося СССР, а фон Вангенхайм вообще получил советское гражданство, поддерживая коммунистические взгляды. В общем и целом, подводя итог, можно со всей уверенностью констатировать, что 'Носферату, симфония ужаса' - это выдающаяся работа гениального новатора. Фильм повлиял на общее понимание кто такие вампиры и как они выглядят и какими силами обладают, хотя многое из этого было лишь плодом фантазии писателя Брэма Стокера и режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау. Но это вовсе не снижает оценку 'Носферату, симфонии ужаса', а даже напротив - только увеличивает её значение, которое трудно недооценить. Итак: этот готический шедевр немого экспрессионистского кино должен бережно хранится и изучаться теми, кто хочет вписать своё имя в летопись кинематографа. Как и другие достойные представители тех времён - 'Кабинет доктора Калигари' (1920) Роберта Вине и 'Метрополис' (1927) Фрица Ланга. 10 из 10

Вещий Лосось
Вещий Лосось3 марта 2016 в 00:25
Не сыграть ли нам симфонию ужаса?

Во время просмотра этой ленты, у вас может возникнуть ощущение, что симфонию эту вы уже слышали. И окажетесь правы. Почти. Вообще-то Ф. Мурнау, просто хотел снять 'Дракулу'. Но не смог сговориться со вдовой Б. Стокера, ибо та заломила слишком высокую цену. И в итоге она осталась ни с чем. Ф. Мурнау нашёл изящный выход из ситуации, он переименовал графа Дракулу в графа Орлока, снабдил его резцами грызуна и немного изменил сюжет, так что досмотреть картину до конца имеет смысл. Несмотря на абсолютную предсказуемость (все мы знаем, какой конец ждёт нежитей, покушающихся на юных и любящих, а также на всех остальных:), фильм затягивает своей необыкновенной атмосферой. Ф. Мурнау использует уникальные приёмы, самый известный из которых - съёмка леса на негатив в сцене с экипажем Орлока, изумительно работает со светом: темнота, в которую погружается герой в гостинице после чтения книги о вампирах начинает угнетать. Но, пожалуй, самую значимую роль в том, что фильм стал тем, что он есть, сыграл Макс Шрек. С ним связана мистическая история, вполне соответствующая духу фильма. Во время съёмок поползли слухи, что Шрек сам по себе такой уродливый, что ему не нужно гримироваться. Говорили, что никакого Шрека на самом деле нет, а играет в ленте сам Ф. Мурнау. Это, конечно, неправда. Макс Шрек не такой уж и страшный, просто он сыграл хорошо. Его движения в фильме такие пластичные, такие уродливые - просто восхитительны! Ещё одна маленькая фишечка, которую он использовал и, которую сложно заметить - Шрек не моргает в кадре. Ты не обращаешь на это внимание, но твой мозг замечает, что этот человек не моргает, как нормальные люди, он - не нормальный человек. К слову сказать, был какой-то документальный фильм, где говорилось, что в фильме снялся настоящий вампир. Это я всё к чему. К тому, что фильм производит сильное впечатление, его интересно смотреть. А даже, если на вам он не покажется таким замечательным, как я его здесь представила, то, во всяком случае, этот фильм как бы приобщает к эпохе начала кинематографа, а это тоже интересное переживание. Как ни крути, вы останетесь в выигрыше.

Forest Woods
Forest Woods24 августа 2013 в 20:02
I won't drink your blood, just, please, stop acting

Наконец-то я наткнулся на кино, вызвавшее во мне желание написать рецензию. Вероятно, это можно объяснить тем, что в течение долгого времени мне не попадалось ни одного фильма, мысленная рецензия на который не сводилась бы к фразам 'заурядное говно', 'очередной дерьмовый ужастик, сам виноват - знал на что шел' или 'что-то неименуемое заставило меня получать удовольствие при просмотре'. Заслуживает упоминания факт, что это первый немой фильм, просмотренный мною. Актерская игра. The... Horror, как сказал бы полковник Курц. Одна из первых сцен фильма, где главный герой видит свою любимую и дарит ей цветы, заставила меня опешить и с содроганием подумать о ста минутах, которые мне предстояло провести в компании этих актеров и их !!!ЭМОЦИЙ!!!. Похоже, актер имел в виду 'любимая, я так рад тебя видеть', но получилось скорее 'любимая, я та... а-а-а! Мои лицевые мышцы, мой рот! Как хорошо! Иди сюда, я сожру твою плоть!' Понятно, что за неимением реплик, все актеры должны были играть так, чтобы даже самый тугой зритель смог понять, какую эмоцию они изображают, но это уже слишком. Если во всех немых фильмах актерская игра так же карикатурно нелепа, то мое знакомство с этим жанром будет неглубоким и весьма болезненным. Не все актеры были ужасны: исполнитель роли Нока был неплох (для over-the-top злодея). Но главный герой... Стараясь играть как можно хуже, я бы сыграл лучше. Атмосфера. Помимо актерской игры, погружению мешает плохой монтаж и кадры, снятые днем, в которых действие якобы происходит ночью. И первое, и второе, очевидно, объясняется техническими возможностями того времени. У меня мощное воображение, но если я ясно вижу, что за окном день, то ничто не заставит меня поверить в обратное, кроме отсутствия солнца на небе и темноты. Даже если все будет синего цвета. И это наносит значительный урон атмосфере: все же ночью все кажется страшнее и загадочнее. Днем же куда проще включить цинизм и скептицизм. Ближе к концу фильма было несколько слегка жутковатых сцен (скорее даже кадров), но к тому времени я уже был слишком далек от погружения. Скверный монтаж не сильно отвлекает. Но он скверный. Не графоманствуя лукаво, вот в принципе и все. Фильм ужасов, как и фильм любого другого жанра, должен вызывать эмоции или заронять поводы для размышлений. Размышлений помимо 'как же они затащили пудовую камеру на крышу в 1922-м году, вот молодцы изобретательные'. И эмоции помимо скуки и желания закрыть глаза и все оставшееся время наслаждаться диалогами, лишь бы не видеть больше этой актерской игры. Перечитав все это, удивляюсь, откуда такая высокая оценка. Надо бы понизить. 5 из 10

Cejevron
Cejevron6 ноября 2010 в 11:43

Фильм Мурнау обладает зверской для немого кино втягивающе-подавляющей силой: он поглощает, пугает, гнетёт, закрадывается в душу и чёрт бы меня побрал, если вытрясти его из глубин своей бездонной души не в пример сложнее, чем впустить его туда. Растиражированные приёмчики хоррора, стандартизировавшиеся и опопсевшие к настоящему моменту, в фильме, их породившем, выглядят так, словно не было этих девяти десятилетий с их многократным перемалыванием-пережёвыванием всего того, что кинематограф 10-20-30-х гг. изобрёл, усовершенствовал и завёл на конвейер, который и не думает останавливаться, разве что нуждается в косметическом ремонте и визите ребят из дезинфекции. Напротив, приёмчики, которым лет стукнуло больше, чем кинокомпании эмджиэм, в своём материнском фильме смотрятся органично, естественно, главное – задняя мысль о том, что 90 лет их потом насиловали как бесплатную шалаву, пропадает, уступая место хрен пойми откуда взявшемуся соображению об их чистоте, но они ведь и вправду чисты. Это ещё ребёнок, а не опустившаяся шалава. Есть несколько моментов, которые на полном серьёзе кажутся мне вполне примечательными. Один из них касается общей судьбы немых фильмов. Я уверен: немое кино, оставаясь номинально в статичном и давным-давно застекленевшем положении, непрерывно при этом развивается и эволюционирует на протяжении всех тех лет, когда на смену немоте приходил звук, на смену чёрно-белым теням подваливали все цвета радуги и ещё чёрт знает чего, на смену малому экрану заводили широкий и тд, – все эти годы на фоне объективного технического развития привычного нам кинематографа немой кинематограф, брошенный и забытый где-то в далёком и неприятном прошлом, медленно и уверенно приближался и приближается к той исторической отметке, за которой уже никто не подвергнет сомнению его актуальность в современной нам действительности, его неповторимость и его оригинальность. В новых условиях кинематографическая стилистика 10-20-х гг. получает новое рождение. Эволюция кино от корявого и однообразного к высокотехнологическому и разноликому должна была преодолеть все те стадии, которые она преодолела, только лишь для того, чтобы выработанная в процессе этой эволюции философия кино обосновала необходимость возвращения к активной жизни стадии №1. Цепь сомкнулась. Звуковое и цветное кино, в своё время убившее немое и чёрно-белое, отдало должок за грехи юности и возродило своего предшественника под маской постмодернизма и гиперкреативизма. Одновременное и равновеликое существование кино из разных эпох нивелирует различия прошлого с настоящим и допускает их нивелировку с будущим. Немое кино 1920-х и 3D-многотонники 2010-х годов оказываются в положении равнозначимых постоянных величин. Наступила эра бесконечности. С точки зрения киновселенной она характеризуется характеризуется как нигде и никогда и как везде и всегда. Второй момент, который меня жутко интересует, уже непосредственно касается заявленного фильма. А именно он касается внешнего облика и сценарной прописанности заглавного героя фильма Мурнау. Почему граф Орлок изображён столь кричаще явным, столь очевидным монстром? Не по деяниям его даже, но по морде лица и прочим ужимкам. Орлок у Мурнау – это абсолютное зло. И для того, чтобы понять это, нам достаточно на него взглянуть. Что в этом от застарелой традиции награждать отрицательных героев в немом кино нарочито отталкивающими данными, а что – от авторского расчёта Мурнау изначально абсолютизировать зло в облике данного персонажа и оградить тем самым зрителя от излишних вольностей в деле самостоятельной характеристики героев? Режиссёр не оставил зрителю ни тени сомнения: вот граф, посмотрите на него, - он явный плохиш, его надо бояться. Какую цель преследовал Фридрих наш Вильгельм, облачая Макса Шрека в столь режущий глаз инфернальный облик? У меня только один ответ на это: да, он действительно таким образом вместо зрителя, но именно для зрителя, расставил галочки «свой» - «чужой». Орлок и в принципе не может быть «своим», но Мурнау почему-то решил подстраховаться. Но что же символизирует этот персонаж? Он появляется в Бремене издалека, завозя с собой полчища крыс – разносчиков захлестнувшей город эпидемии чумы. Это – нововведение Мурнау, у Стокера ничего про крыс, несущих алую смерть, не было. То самое абсолютное зло, доселе формально выраженное лишь в отвратительной фактуре Орлока, находит своё выражение и в делах его – он опасен не только и не столько сам по себе. Намного более значительную опасность он представляет в качестве инициатора зачумления просвещённого и цивилизованного мира. Орлок убил цивилизацию. Судя по некоторым эпизодам фильма, Бремен вымер. Побочная миссия Орлока выполнена – жизненное пространство, кишащее людьми, пространство столь чуждое и таящее в себе столько опасностей для одинокого вампира, пребывающего в евротуре за свой счёт, наконец расчищено для наведения новых порядков. Впрочем, сложно сказать, собирался ли Орлок прям уж строить новый мир взамен прежнего. Он остаётся таинственным и загадочным в этом плане. Его помыслы остаются за пределами позволения понять их. Он, как и любой абсолютный монстр, вселенский зверь, олицетворение космического ужаса, не преступает ту прелестную грань, которая отделяет страшное и непознанное от карикатурного и банального. Образ Орлока остаётся в тени, он приходит на сцену всего на девять минут отведённого ему экранного времени, незримо суетит всех вокруг, и, не выходя из сумрака, покидает подмостки так, как свойственно ночному кошмару. Внезапно. Ну и напомню, что чумной мотив у Мурнау не может не быть прямым отголоском небезызвестной «испанки», терзавшей за два-три года до появления «Носферату» всю Европу. Возможно, именно в таком облике, в облике Носферату, Мурнау, как истинный художник-экспрессионист, сконцентрировал антропоморфное воплощение исходной причины беспримерного всеевропейского зла. Носферату как зримое отображение абстрактного облика пандемии. В итоге мир получил такого вампира, о котором и не помышлял. Эталоннейший образец отвратительного упыря. Пугает ли Орлок сейчас? О да, он страшен. Он необъяснимо страшен. Внешнее уродство в этом случае остаётся не у дел. Бояться уродов глупо. Но ужас, вселяемый Орлоком, достигает своего адресата не прямым визуальным влиянием, а пробуждая этим визуалом в головах и сердцах зрителя его собственные потаённые страхи. Вроде детских бабушкиных сказок про домашнюю нечисть, которая благодаря Орлоку обзаводится осязаемым, пусть и на уровне подсознания, воплощением. Правда, иногда он бывает нелеп, но в целом он производит эффект рычащей годзиллы одним своим внешним видом, обходясь для этого очень скромными, почти минималистичными средствами. Ну и игра теней помогает: Мурнау один из первых, кто по достоинству оценил возможности теневых экспериментов для игры в рок-н-ролл на нервах зрителя. А ещё он не моргает. Не разговаривает. Не жестикулирует. Не спешит. Никогда и никуда. Он последователен и он неумолим. Он – это тень вампира. Вампир – это тень его. Это то, что называется тихий ужас. 9 из 10

kino_guru
kino_guru9 апреля 2009 в 12:41
Самый старый шедевр

«Носферату, симфония ужаса» - фильм Фридриха Вильгельма Мурнау. Сюжет По долгу службы, агент по недвижимости Томас Хуттер (Густав фон Вангенхайм) покидает родной Бремен и отправляется в Трансильванию, дабы уладить формальности с графом Орлоком (Макс Шрек), который изъявил желание приобрести дом в его городе. В дороге Хуттеру открывается страшная тайна графа и тех мест, в которые он держит путь, однако с пути он не сворачивает. Встреча с Носферату станет ужасом для него самого и обернется кошмаром для всего города. «Носферату, симфония ужаса» - легендарный немой фильма ужасов далекого 1922 года, наследие послевоенной Германии и новый виток развития немецкого экспрессионизма. Он по праву считается знаковой картиной всего XX века и является, пожалуй, самым известным представителем времен зарождения настоящего кинематографа. Легендарность его далеко выходит за чисто «киношные» пределы и не ограничивается лишь на его нетленном статусе и несомненной ценности как произведения киноискусства, что делает эту ленту поистине бессмертной. Прежде всего, речь идет об известной истории, порожденной жуткими слухами о том, что главную роль в фильме играл настоящий вампир, который чуть ли не питался членами съемочной группы. В результате, спустя много лет, будет снят полудокументальный кинофильм «Тень вампира», основой для которого и стало переплетение реальных событий, вымыслов и мрачных поверий времен съёмок «симфонии ужаса» в таинственных чешских горах и лесах. Наличие такого потомка, который по истечении десятков лет фактически воспевает своего «прародителя» - одно это уже говорит о многом. Фильм во многом новаторский. Здесь и масштабные по тем временам съемки на живой природе, и немногочисленные, но чрезвычайно важные предки современных спецэффектов, вставленные там, где это действительно необходимо и даёт значительный «плюс». Отдельного упоминания заслуживает игра теней, которая в «Носферату» занимает огромную роль в становлении общей композиции кадра, а также вносит существенный и весьма оригинальный вклад в создание неповторимой атмосферы. Само творение Мурнау назвать экранизацией всемирно известного романа Брэма Стокера «Дракула» можно с большой натяжкой – уж слишком много расхождений. И касаются они не только, и не столько непосредственно сюжета, сколько самого посыла, подтекста, выразительных средств и вообще восприятия фильма в целом. Уникальная стилистика и художественное выражение картины представляет историю графа Дракулы под совершенно другим углом. Все изменения относительно оригинального произведения сделаны и продуманы именно таким образом, чтобы способствовать этому самому «новому восприятию». Они задают тон, дооформляют который уже кинематографические приемы. Актеры Их игра может показаться весьма своеобразной, но она типична для тех времен. Нарочито самозабвенный смех или картинный испуг, эдакий «театральный стиль». Однако, не надо спешить с критикой – отнеситесь с пониманием. Фильм немой, его единственный инструмент для воздействия на зрителя – «картинка». Редкие титры лишь выполняют второстепенную роль и являются не более, чем информатором. Макс Шрек - Носферату Образ графа Орлока в его исполнении шедеврален. Прежде всего, он разительно отличается от модернистских Голливудских вампиров, полных лоска и более знакомых зрителю. Здесь нет ни роскошного наряда, ни «прически за сто баксов», ни самодовольно-презрительного взгляда, в котором читается осознание собственного всемогущества вкупе с животной жаждой крови и чувством наслаждения от процесса её утоления. Нет. Граф Орлок диаметрально противоположен этим сексопилам и буквально «рвёт шаблон» зрителю. Главный герой проработан до мелочей - в буквальном переводе «носферату» означает «переносящий болезнь». Именно этот смысл с потрясающей точностью воспроизводит и переносит на себя персонаж Макса Шрека. Он идеально вписывается в общую концепцию фильма и, являясь её неотъемлемой частью, пропитан каждой её составляющей и представляет собой своеобразный обособленный концентрат, который вместе с тем, непосредственно находится в органичном взаимодействии со всеми остальными её составляющими. Жалкий, но одновременно пугающий старик, сгорбленный, худой, имеющий сходство с иссохшим гниющим деревом – таков его внешний облик. Он напрочь лишен какой-либо романтизации и возвеличивания. Напротив, он словно кара Господня, как наказанье на свете этом. Его тягостное существование, полное внутренней боли, вызывает противоречивые эмоции. Он живет в отторжении, наедине с собой и со своей сущностью. И не случайны здесь параллели с крысами – такими же разносчиками чумы. Вот они - «заклятые товарищи» его – крысы, которым соответствует он как внешне, так и внутренне. Крыса – низкое, отвратительное создание, являющееся объектом всеобщей ненависти и презрения, которое обречено на жизнь чуждого всем изгоя. Это же воплощает в себе граф Орлок, предстающий в образе юродивого отщепенца и затворника. Особая атмосфера Ещё большой вопрос – чего здесь больше: собственно самой атмосферы мистики происходящего, или атмосферы эпохи зарождающегося кино. И та, и другая, очень специфичны. И зависит то, в какую из них зритель больше окунется и насколько правильно прочувствует, от того, каков будет его подход к просмотру. Просмотр картины Отношение к «Носферату» исключительно как к фильму ужасов, или даже как к классическому фильму ужасов – недопустимо. Такая позиция практически неизбежно приведет к неверному восприятию, а в некоторых случаях – и к низкой оценке, поставленной неосознанно. К этому фильму нужно подходить прежде всего с эстетической точки зрения – это избавит от бессмысленного поиска ужасов там, где их нет, а также позволит тоньше прочувствовать как идейность картины, так и её художественные изыскания и авторские приемы. Безусловно, нельзя не отметить черно-белый формат этой ленты, являющийся не только напоминанием о времени создания фильма, но и заложником того самого времени. И это чрезвычайно уместно именно здесь – это дарует совершенно особенные ощущения при просмотре, создает неповторимый эмоциональный фон, словно помещает зрителя в магический мир, находящийся где-то между событиями самой картины и нескончаемым завораживающим мельканием старинных кинокадров. Вместо эпилога «Носферату, симфония ужаса» - это фильм, который не ведет борьбу со временем, ибо находится вне него. Он не может устареть, потому что уже давно устарел. Он не может потерять актуальности, потому что это понятие к нему фактически неприменимо. Он не может быть забыт, потому что течение времени – неотъемлемая часть этого процесса. Абсолютно также не имеет никакого смысла оценивать этот фильм в каких-либо баллах. Можно пытаться вычислять его значимость для всего мирового кино, его роль в развитии киноискусства, даже придирчиво разбирать достоинства и недостатки, как отдельно взятого кинопроизведения, а затем пытаться подытожить всё и конвертировать это в какую-то оценку. Но какой бы ни был результат, все эти старания глупы и невежественны, так как есть категория фильмов, по отношению к которым подобные «математические» подходы являются натуральным кощунством. «Носферату, симфония ужаса» именно в их числе. Он ни в чем из этого нуждается. Это классика мирового кинематографа.

Кинопоиск
Кинопоиск19 июня 2009 в 09:09

Давайте оглянемся назад, в двадцатые годы прошлого века. Какой был кинематограф в то время – не было звука, не было цвета, картинка оставляла желать много лучшего, но это не мешало людям организовывать компании и снимать кино. Ведь основной залог успеха фильма кроется в игре актеров, в силе постановки, а не в сделанных на компьютере роботах. Многим эти фильмы покажутся скучными, неинтересными, отсталыми и глупыми, но это классика. Классика очень редка, и найти фильм, выпущенный в первой половине прошлого века, очень нелегко. И вот, в двадцать втором году, на свет выходит «Носферату». Фильм произвел на публику сильное впечатление, у зрителей стыла кровь в жилах (по некоторым данным), а образ графа надолго остался в головах людей. Фильм был поставлен по роману «Дракула» Брема Стокера. Если не ошибаюсь, то это первая экранизация «Дракулы» в истории. К сожалению, создатели не смогли уладить проблемы авторских прав и поэтому имена персонажей были изменены – Дракула стал Орлоком, Харкер стал Хаттером. К счастью, имена персонажей не повлияли на атмосферу фильма. Все, кто интересуются произведениями о Дракуле, знают сюжет наизусть (да что говорить, этот сюжет должен знать наизусть каждый). Как я уже заметил ранее, в фильме отсутствует звук. То есть звук есть - на заднем плане играет музыка, это создает неповторимую атмосферу, вот нам показывают дневные поля и играет радостная мелодия, но вот Хаттера уже везет адский экипаж через глухие леса Трансильвании и музыка сменяется на мрачную мелодию. Говоря о качестве картинки, много на ум не приходит. Это двадцать второй год, так что изображения на пол стены ждать не приходится. В этом черно-белом изображении, местами с слишком яркими и слишком темными местами есть свой шарм, такая картинка усиливает эффект ужаса, мистики и мрака. Известно, что Фридрих Мурнау, чтобы добавить мистики в фильм, снял один эпизод в лесу в негативе - с белыми деревьями, но с черным экипажем. Получилось очень эффектно. Говоря об актерах. Сказать что-то можно лишь про Макса Шрека (Орлок). Собственно, граф Орлок это жемчужина данного фильма. Длинные ногти, клыки, уродливый корявый нос, безжизненные глаза. С самого первого взгляда этот персонаж внушает ужас. Крадущая тень надолго останется в вашей памяти, как и мертвое лицо Орлока. Может, образ Макса Шрека и остался в тени Белы Лугоши, но Орлок, несомненно, заслуживает внимания как один из самых пугающих персонажей кинематографа. В общем, о фильме можно сказать, что это 100% классика, фильм очень редкий и если вы еще не ознакомились с ним, то почему вы сидите и читаете отзывы, вместо того, что найти «Носферату» и посмотреть его. 10 из 10

ChampionOC
ChampionOC21 декабря 2016 в 14:39
Nosferatu, eine Symphonie des Grauens.

В этот прекрасный день, я готов Вам немножечко рассказать о классике фильмов ужаса, который я пересматривал достаточно много раз - это Носферату, Симфония ужаса. Мурнау хотел экранизировать всеми известный роман Стокера - 'Дракула', но киностудия не смогла купить права на имена и прочее, впоследствии чего режиссёр назвал персонажей слегка иначе и немножечко отредактировал сюжет. В фильме мы видим яркое разделение добра и зла, да и вообще фильм пропитан философской идеей и подобному. Перейдём к образу Носферату или Дракулы, кому, как привычнее. Макс Шрек - это актёр, который сыграл роль графа Орлока (Дракулы), думаю, именно образ злодея очень сильно насыщает фильм. Очень сильно боялся его раньше, особенно, когда смотрел впервые. А вот главные герой тут - обычный клерк и его супруга Элен. О них мне говорить нечего, так как мой любимый персонаж в данном фильме - Граф Орлок, но могу всё-таки сказать кое-что, актриса, которая сыграла Элен - не очень та и красива,*это так, чисто моё мнение*, но не будем об этом. Но знаете, что я ещё скажу, так это, что в данном фильме присутствует великолепный саундтрек. Мрачный мотив, который сыгран на пианино, звуки органа и. т.д., но так же есть и есть спокойные композиции, к примеру - Ellen, Knock & Hutter. Ух, обожаю музыку в этом фильме. Думаю я бы осмелился назвать этот фильм - самым лучшим немым фильмом в жанре ужасы, даже всеми любимый 'Кабинет доктора Калигари' не сравнится с ним. Так же хочу сказать, что фильм на меня в своё время произвёл немалое впечатление, но для многих он кажется не страшным, в данном случае мы обращаем внимание на год выпуска и делаем объективный анализ всего происходящего. Рекомендую к просмотру.

Horseofhell
Horseofhell16 июня 2015 в 11:23

Маленький, вымышленный немецкий городок Висборг. Жилищный клерк Хаттер (фон Вангенхайм) по поручению своего босса Кнока (Гранах) отправляется в Румынию, чтобы подписать договор с неким графом Орлоком (Шрек), желающим приобрести дом в Висборге. Прибыв в замок, Хаттер узнаёт что под личиной его хозяина скрывается ужасный, древний вампир Носферату, который решил сменить прописку. Ночью Орлок отплывает на корабле в Германию, спрятавшись в ящике с землёй, а Хаттер скачет ему вслед, чтобы уберечь жителей города и свою возлюбленную Элен (Шрёдер). Немецкий режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау так хотел экранизировать историю описанную в книге Брэма Стокера 'Дракула', что даже прямой отказ вдовы писателя не смог ему помешать. Изменив имена действующих лиц и несколько по-другому расставив акценты, Мурнау начал съёмки. В итоге у него получился один их первых фильмов ужасов, законодатель вампирского кинематографа и одна из тех классических лент, которая на слуху у зрителей даже спустя почти сотню лет после её создания. Конечно, я бесконечно уважаю Мурнау за то, что ему удалось создать столь шедевральное и вошедшее в историю кинополотно. Однако, если быть до конца честным, то проверку временем ему пройти всё-таки не удалось. Да, конечно, можно долго восхвалять тот вклад, который внесла эта картина в развитие кинематографа, однако в моём конкретном 'здесь и сейчас' 'Носферату' является достаточно скучной и совершенно не страшной лентой. По-настоящему я смог проникнуться только одной из самых известных сцен — той самой, где Носферату просыпается на корабле и уничтожает всю его команду. В ходе этой сцены, несколько кадров были действительно завораживающими. Однако, учитывая, что самому Носферату в этой полуторачасовой картине отведено только 9 минут экранного времени, весь остальной хронометраж занимают скучные мытарства Хаттера, идиотские гримасы Кнока и сомнамбулические припадки Элен. Поймите меня правильно. Я не отказываю этому фильму в праве на шедевральность в рамках того времени, когда он был снят. Но у меня недостаточно развито воображение, чтобы представить себе, как бы смотрелся этот фильм в 20-е годы прошлого века. Сегодня он показался мне пресноватым, а свои оценки я ставлю исключительно из своих же собственных ощущений в контексте того времени, в котором я нахожусь. Однако, безусловно, с чисто исторической точки зрения картину 'Носферату, симфония ужаса' смотреть просто необходимо. Хотя бы для того, чтобы понимать бесконечные отсылки к этому произведению, заложенные практически во все современные фильмы ужасов про вампиров. 6 из 10

MsScarlett
MsScarlett20 марта 2014 в 16:28
'Носферату! Разве не звучит это имя как зов полуночной смерти?'

«Носферату, симфония ужаса» фильм немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау, снятый по книге Брэма Стокера «Дракула». Вышел на экран в 1922 году. Только подумать, этому фильму, через какие-то 8 лет, исполнится 100. Невероятно, что мы вообще можем посмотреть его. Этот фильм - первоисточник всех историй о вампирах. Граф Оролок - это не добрый вампир, который сейчас, в 21 веке, все чаще появляется в фильмах. Нет. Это настоящий, злой вампир. По мнению многих критиков, этот фильм явятся одной из самых страшных и удачных экранизаций романа Брэма Стокера «Дракула». И хотя нам, сейчас, кажется, что ничего страшного нет, по меркам тогдашнего времени, фильм производил, надо подумать, сильнейшее впечатление. И на это есть причины. Да, в нем нет таких спецэффектов, к котором мы привыкли, в нем нет полета камеры, взрывов, летящих на тебя предметов. Зато есть масса всего другого. Чего стоит только великолепная игра Макса Шрека.. Когда видишь в кадре первый раз фигуру Носферату, волей неволей становится не по себе. Худой, высокий, сутуловатый, с торчащими бровями, сумасшедшими глазами, мрачно всматривающийся, словно в тебя. В кадре Макс Шрек находится не очень много времени, но все же мы чувствуем его незримое присутствие каждую минуту фильма. За это спасибо музыке. Органная музыка, сопровождающая нас на протяжении всего фильма, не надоедает ни на секунду, нет. Наоборот, она настолько вписывается в атмосферу, что воспринимается как неотъемлемая часть фильма. Она, то нагнетает обстановку, сгущает атмосферу и предвещает что-то ужасное, то словно успокаивает и дает передышку. А титры - это вообще то, что должно производить и производит на зрителя глубочайшее впечатление. В сочетании с музыкой они готовят нас, настраивают, объясняют, завораживают. Перенесись мы на миг в 1922 год, думаю, нам тоже было бы страшно.

Prew
Prew9 июня 2012 в 15:17
Как всё начиналось

Это несомненно классика. Сейчас, в нашем 2012-м, было бы полезно посмотреть, как выглядел кинематограф 90 лет назад. Эта чёрно-белая картинка, зловещие и пугающие мелодии, сопровождающие фильм. Несколько примитивная (хотя, по тем временам, очень достоверная) актёрская игра. А ещё грим. Грим и костюмы, соответствующие началу 20-х годов. С недавнего времени меня очень интересует кинематограф прошлого века, т.е. самые его истоки. Посмотрев 'Завтрак младенца' братьев Люмьер, мне на секунду показалось, что я нахожусь в том далёком 1895 году. А этот фильм рассказывает о 'рождении' такого жанра, как: ужасы. Фильм про Носферату, несомненно должен быть в картотеке прожжённого киномана, который увлекается фильмами ужасов, и особенно фильмами ужасов минувших лет.

KataRokkar
KataRokkar29 декабря 2011 в 14:03
Носферату — это, конечно, не Эдвард из «Сумерек»

...и слава Богу! Людям привыкшим к гламурным вампирам, наверное, не стоит тратить время на 'Носферату' - это фильм из другого класса. После просмотра остается впечатление, что прикоснулся к вечному и это так и есть. При уровне развития кинематографа в 20-е годы в фильме присутствует юмор, недосказанность, экспрессия... Я знаком со всеми экранизациями романа Стокера, но эта, однозначно, лучшая, возможно, потому, что сам Брэм участвовал в написании сценария. Среди всех фильмов о вампирах 'Носферату' - первоисточник. Режиссерская работа тоже приятно удивила - ничего лишнего (после 'Носферату' я уже пересмотрел все работы Мурнау, которые смог найти). Особенно хотелось бы отметить следующие моменты: 1. Игра Макса Шрека - нечто потрясающее, чего стоит хотя бы выражение его лица, когда он смотрит на Эллен из окна - голодное, жалкое, просящее. Чудовище со взглядом спаниэля. 2. Отличные субтитры: всё по существу, но в хорошем стиле и с юмором. Очень важная часть фильма, на мой взгляд. 3. Несколько сцен, которые остаются перед глазами еще долгое время после просмотра, например, момент, когда Эллен смотрит, как по улице черные люди несут черные гробы производит сильнейшее впечатление. Сложно поставить оценку... Люди, для которых кино - искусство, рано или поздно посмотрят 'Носферату', т. к. этот фильм - одно из первых произведений киноискусства.

akhakimova
akhakimova12 мая 2011 в 04:04

'Вампира' Брэма Стокера впервые я прочитала лет в десять. Это был ужас. Очень атмосферная книга, рекомендую. Поэтому я ждала того же эффекта от первой ее экранизации - 'Носферату - симфония ужаса'. Я нашла её, выключила свет и приготовилась погрузиться в этот фильм. Но мне было весело: странная, устаревшая игра актеров, в частности Густава фон Вангенхайма; жеманный мужчина, как мне казалось, в роли невесты Нины, сегодня узнала, что это Грета Шрёдер и она женщина; сокращенная и упрощенная история; безумное музыкальное сопровождение, не совпадающее с происходящим. Будьте готовы именно к этому. Фильм переворачивает понимание фильма ужасов, он банален, глуп и примитивен. Но! Это первый подобный фильм и все, что сегодня мы называем банальностью, в 1922 году было оригинальной задумкой режиссера. 80% картинки современного фильма ужасов - заслуга Фридриха Вильгельма Мурнау. Именно поэтому это абсолютная классика и именно поэтому всем ценителям смотреть обязательно. 5 из 10