'...Тихо капает кровь в стаканы: Знак обмена и знак охраны... На конюшню ведут коней...' Михаил Кузмин. 1927 год. 'Носферату, симфония ужаса' вышел в далёком 1922 году. До изобретения звука в кино оставалось ещё около 5 лет (Певец джаза, 1927 г.), а до появления полноценного цветного кино целых 12 лет (Бекки Шарп, 1935 г.). Современный зритель, который мало видел кино той эпохи, а чаще и вовсе не видел, ассоциирует фильмы того жанра с кривляниями, явным переигрыванием актёров и комедийным повествованием в принципе. Но это далеко не так. В ту эпоху появилось очень много шедевров, которые цитируются и по ныне в современном кинематографе. Появились они в самом его начале, задавали тон и сделали популярными приёмы, которые сейчас являются либо неотъемлемой частью жанра, либо закоренелыми штампами. Но это сейчас, а тогда это всё было в новинку. Каждый ремесленник пытался привнести что-то своё, что-то новое и необычное. Так Фридрих Мурнау одним из первых стоял у истоков хоррор-жанра и явил миру вампира. Своей кинокартиной он сформировал черты стиля фильмов про этих существ. Достоверности ради, стоит отметить, что ранее вышел фильм 'Смерть Дракулы' (1921 г.), но тот вышел на экраны лишь в 1923 году и не сохранился до наших дней. Существует еще версия про Российскую экранизацию Дракулы 1920 года, но так же как и Венгерская картина, она считается не сохранившейся. Сам фильм является своеобразной адаптацией 'Дракулы' Брэма Стокера, но поскольку киностудия Prana Film не смогла приобрести права у вдовы автора, Мурнау изменил имена основных персонажей и немного переделал сюжет чтобы фильм смог увидеть свет. Сюжет. Некий владелец замка граф Орлок желает приобрести дом в городе Бремен и направляет письмо владельцу агенства по недвижимости мистеру Кноку, а тот в свою очередь, отправляет своего агента Томаса Хуттера заключить выгодный контракт в поместье графа. Хуттера ждет впереди долгое путешествие на родину Орлака в карпатские леса. Когда он прибывает во владения графа, его встречает необычного вида кучер. Но на этом странности не кончаются, ведь после знакомства с самим Орлоком и от пребывания в его замке, Томас начинает испытывать страх к хозяину поместья и его мучают ночные кошмары. А позже выясняется, что мрачный граф Орлок может быть порождением самого зла - вампиром Носферату. Впечатления. Итак, Мурнау блестяще передаёт атмосферу готического хоррора, мастерски используя художественные приёмы и нестандартный, для того времени, метод съемки на натуре, а не в павильоне. Большая часть съёмок проходила в Германии, а обиталище графа-вампира перенеслось из Румынии в Словакию. Лично меня, поразила постановка кадра в некоторых сценах. Я не ожидал, что постановщики так художественно снимали уже тогда (например момент ожидания кучера). В фильме использовались ещё несколько интересных приёмов. Например, эффект ускоренной съёмки, небольшие спецэффекты и цветное тонирование различных частей ленты, которое подчёркивает настроение сцены. Также стоить отметить работу гримёров. Очень удачно получились Кнок и конечно граф Орлок. Во многом ужасающим и мрачным графа Орлока сделал актёр - Макс Шрек. Он не моргал в кадре и выглядел максимально убедительно в своих сценах, хоть появлялся всего 9 минут из 94, но отработал их все просто блестяще. Он был настолько хорош и пугающе реалистичен, что поползли слухи о том, что он никакой не актёр, а Мурнау нашёл для съёмок настоящего вампира. По мотивам этой легенды вышел фильм - 'Тень вампира' 2000 года. Музыка идеально вписывается в атмосферу фильма, подчёркивая повествование и придавая нужный звуковой окрас сцене. Естественно, звука диалогов в кино нет, но они и не нужны, ведь титры ещё больше играют на антураж и мрачную стилистику. Итог. Фридрих Вильгельм Мурнау создал одну из лучших экранизаций о вампирах. В Носферату убедительный и мрачный злодей, выверенная мистическо-готическая атмосфера, великолепное музыкальное сопровождение, грамотно дополняющее ленту, очень красивая игра со светом и тенью. Я безусловно понимаю, что современному зрителю может показаться эта картина весьма устаревшей, а кому-то даже скучной. Ведь мы повидали всякого в кино. Но мы же смотрим кино не только ради красивой картинки и звука, а в первую очередь ради сюжета и атмосферы. А Это у Носферату не отнять.
Фильм действительно воздействует нехило. А чем? Конечно, многими ухищрениями по отдельности, и ими всеми в совокупности. Но для меня наиболее близка одна из граней этого воздействия. А именно то, как тебя будто затягивают в кадр, ловя на сладкие приманки, будто бы предлагают там пожить. Сначала мы наблюдаем светлые и лёгкие сценки, сладостные, но всё же не переслащённые, и это вполне даже импонирует. Идиллические моменты из жизни молодой семьи, нежная забота друг о друге, переживания, грядущая разлука, изъяснения преданности, длительное прощание, щемящая грусть при воспоминании о дорогом человеке... Благородные, достойные уважения чувства, и хочется вмесие с героями ощущать их и в своей груди снова и снова. Ну а ещё есть детали, так изящно создающие атмосферу заманчивого уюта. Прельстительно украшенные интерьеры, вышивание, даже юркая кошка — всё это обеспечивает расслабляющую, непринуждённую обстановку. В таком мире хотелось бы жить — но, попав туда хотя бы мысленно, одновременно делаешь и себя уязвимей для того ужаса, тень которого уже нависла над честным бытом приличных граждан... Постановка довольно аскетическая; тем более примечательно, какими скудными техническими возможностями достигается нужный эффект. Тут так и хочется дискутировать на тему того, как вообще ограниченность средств способствует расцвету воображения! В немом кино тоже у разных режиссёров были свои хитрости, припомнишь, как, допустим, Хичкок добивался требуемой силы воздействия в своём «Жильце». Что-то общее, конечно, характерно для всего немого кино — это мощь, отточенность, даже некая преувеличенность поз, жестов, выражений лиц, что просто необходимо, если ещё нельзя пленять публику ни голосом, ни красками. Большая часть как героев, так и сюжетных линий из книги остаётся за кадром — но это, пожалуй, позволяет особенно сфокусировать внимание на тех моментах, которые остались. К примеру, поездка молодого человека в замок и пребывание там в итоге создают нужный градус напряжённости и жути. Да и потом, во всех экранизациях «Дракулы» сюжет, мягко говоря, хоть в чём-то да и отличается от оригинального. Я навсегда сохраню привязанность к книге, но отнюдь не стану и сожалеть о том, что удалось послушать симфонию такого ужаса. Того ужаса, у которого есть своё лицо, взор, и даже свой собственный неповторимый нос!
«Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау – одна из самых знаменитых картин в истории кино, одно из лучших творений немецкого экспрессионизма, картина-легенда, которая уже давно прошла испытание временем и которая до сих пор удивляет и восхищает своего зрителя. Удивителен тот факт, что этот шедевр в своё время мог так и не выйти на экраны и не сохраниться до наших дней. Дело в том, что «Носферату» – это неточная экранизация самого знаменитого творения Брэма Стокера «Дракула». Неточная в силу того, что вдова писателя никак не хотела продавать права на экранизацию продюсерам «Prana Film». Но будущие создатели картины были уже настолько увлечены идеей этого фильма, что пошли на хитрость, переименовав всех персонажей и значительно изменив сюжетную линию. Но и после всего этого вдова не успокоилась: после выхода фильма на экраны, она через суд добилась уничтожения всех копий фильма. Но уничтожить все копии, которые к тому времени уже распространились по всему миру, к счастью, так и не удалось. «Носферату» был первым фильмом в истории кино про вампиров (не считая несохранившиеся короткометражные картины). Создание фильма пришлось на ту эпоху, когда кино только становилось на ноги: многое в фильмах тех лет придумывалось с нуля, параллельно создавался так называемый «киноязык», к которому современные зрителю относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. И действительно, в «Носферату» благодаря гению Мурнау было найдено много потрясающих находок, которые в дальнейшем изменили как конкретный жанр фильма ужасов, так и весь кинематограф в целом. Именно в нём были впервые использованы эксперименты с негативом плёнки и причудливая игра с тенями (например, в одном из эпизодов тень вампира появляется задолго до самого её хозяина, рождая тем самым чувство напряжения и беспокойства у зрителя). Поскольку воображение человека может нарисовать более страшные образы чем то, что показано на экране, камера не обязательно должна постоянно показывать злодея, достаточно лишь чувство того, что сейчас произойдёт что-то ужасное. Где только этот приём не был использован позже?! Ну и, конечно же, фильм не был бы тем, чем он есть, если бы не Макс Шрек. Его образ вампира с выпученными, не моргающими глазами, с лысым черепом, с белой, как мел, кожей, с острыми клыками и длинными когтями на руках – самый яркий и жуткий из всех, когда либо созданных в кино на эту тему. Образ был настолько потрясающий что, что позже распространилась легенда, будто бы Макс Шрек и в действительности был вампиром. Конечно же, по прошествии более чем девяноста лет, «Симфония ужаса» смотрится не так, как в годы его выхода. Могу предположить, что тогда люди буквально падали в обморок от происходящего на экране. Фильмы за этот долгий промежуток времени поменялись так же, как и их зрители, и сейчас вряд ли кто-то упадёт в обморок. Но по-прежнему в фильме осталась та неповторимая атмосфера мистики и таинственности, которая притягивает взгляд зрителя к экрану и вряд ли даст оторваться на протяжении всех полутора часов экранного времени. 10 из 10
'Комары просто безумствуют. Меня укусили в шею сразу два!' Свой юбилейный, сотый отзыв, я решил посвятить общепризнанной классике фильмов ужасов и всего кинематографа в целом - картине Фридриха Вильгельма Мурнау 'Носферату. Симфония ужаса'. Лента была снята ровно 90 лет назад (!) и было бы лукавством говорить, что она смотрится на одном дыхании и в состоянии напугать. Взможно потому, что картина Мурнау - первый и единственный немой фильм, который я посмотрел в своей жизни. Я смотрел 'Носферату' с неподдельным интересом, фильм вызвал у меня восхищение и в некоторых моментах приятно позабавил. Первое, на что обращаешь внимание - это музыка. Она действительно приятно впечатляет и ее безостановочное звучание на протяжении всего фильма абсолютно не надоедает и не раздражает. Мелодии, звучащие в фильме, по настоящему жуткие и дадут фору многим саундтрекам современных фильмов ужасов. Особенно мне понравилась динамичная музыка, звучащая во время прибытия графа Орлока в гавань Висборга. Интересно то, что даже пение птиц в некоторых эпизодах фильма складывается в пугающую мелодию. Несмотря на то, что фильм немой, необходимости услышать человеческую речь во время просмотра не возникает. Все понятно и без слов. Впечатляет масштаб и размах фильма. В 'Носферату' зритель сможет увидеть и панорамные виды маленького, уютного Висборга, дремучие леса, горы, бурные горные реки, величественные замки. Никаких искуственных декораций, никакого намека на павильонные съемки. Даже если они и присутствовали, то это невозможно заметить в самом фильме. К сожалению, я смотрел вариант картины с цветовым тонированием отдельных эпизодов. Это якобы было сделано для более глубокой передачи атмосферы фильма. Этот ход мне показался не совсем оправданным, нивелирующий особую магию черно-белого кинематографа. Как я уже отметил, в ленте Мурнау присутствует несколько забавных и комичных эпизодов. Например, меня рассмешил момент, где граф Орлок собирается в дорогу после приобретения недвижимости в Висборге. Игру актеров довольно сложно оценить. Она соответствует канонам того времени и в глазах современного зрителя выглядит уж слишком манерной. Но, несмотря на это, отдельные персонажи блестяще сыграны даже с учетом современных требований к актерскому мастерству. Прежде всего, я имею ввиду неподражаемого Макса Шрека в роли графа Орлока. Очень понравился также Кнок в исполнении Александра Гранаха. Уж слишком убедительно он сыграл роль обезумевшего агента по недвижимости. В отличие от романа Брэма Стокера (экранизацией которого является 'Носферату'), фильм Мурнау не объясняет нездорового интереса графа Орлока по отношению к Элен Хаттер. Этот факт делает сюжет фильма несколько затуманенным в двух последних актах (забыл отметить, что фильм разделен на 5 актов). 'Носферату' Фридриха Мурнау является знаковым и культовым фильмом, имевшим огромное значение и влияние на все дальнейшее развитие жанрового кинематографа. Достаточно вспомнить оскароносный фильм 'Дракула', являющийся практически покадровой калькой первых трех актов картины Мурнау. И дело тут далеко не в литературном первоисточнике... 9 из 10 P.S. 'Вам предстоит чудесное путешествие. Ничего, если это Вам будет стоить боли или даже немного крови...'
В 1920-е годы в Германии зарождались истоки жанра хоррор. Переломным моментом стал фильм 'Кабинет доктора Калигари', в котором использовались новаторские декорации, отображающие сознание безумца. 'Калигари' послужил началом новому течению в кинематографе, известному как Немецкий Экспрессионизм. Главными особенностями данного течения были: необычные декорации с искаженными пропорциями, тема безумия с налётом тёмного романтизма, события сюжета, разворачивающиеся в воображаемом мире, всевозможное использование игры теней, и намеренно утрированная игра актёров. «Носферату. Симфония ужаса» - один из наиболее ярких представителей Немецкого Экспрессионизма. Фильм является неофициальной адаптацией самого знаменитого романа о вампирах «Дракула». Режиссёр фильма Фридрих Вильгельм Мурнау был одним из величайших режиссёров эпохи Экспрессионизма. Мурнау изменил имена главных героев, поскольку вдова Брэма Стокера отказывалась продавать права на экранизацию. Граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан Харкер – Томасом Хаттером, Мина - Эллен, и т.д. Место действия перенеслось в вымышленный немецкий город – Висборг (соединённые вместе названия двух городов: Висмар и Любек) в 1838 год. Таким образом, сюжет фильма во многом отличается от книги, и стоит его рассматривать как отдельное произведение. В фильме Мурнау граф не выглядит привлекательным и соблазнительным, каковым он был в книге, а скорее – наоборот. В своём фильме Мурнау ориентировался на восточноевропейскую мифологию о вампирах, в которых облик вампира был таков: лысая голова, остроконечные уши, длинные когти и резцы как у крысы. Имя этому вампиру – Носферату, что в переводе с греческого означает – «переносящий болезнь». Этот миф возник во времена чумы, переносчиками которой были крысы. Исходя из этого мифа, Носферату был лидером крыс, переносящих чуму и смерть. Поэтому он имел крысиноподобный облик. В фильме Мурнау всё было именно так – граф Орлок прибыл в Германию с огромным количеством крыс, распространяя чуму на всех обитателей Висборга. Ещё одним отличием от оригинала было то, что после укуса жертвы графа не становились сами вампирами. Они умирали от его укуса. В результате чего умирает и Эллен. Она приносит себя в жертву вампиру ради спасения остальных. Граф в фильме умирает от лучей восходящего солнца. Впервые эта идея появилась именно в этом фильме. Поскольку, в книге Дракула спокойно передвигался по Лондону в дневное время. Просто в дневное время он был не настолько силён. Именно благодаря Мурнау появился миф о том, что вампир может умереть от солнца. Одним из художественных достижений фильма стала сцена, снятая в негативе, в которой Орлок везёт Хуттера в замок, а также – ускоренное воспроизведение плёнки, чего раньше не применяли в кино. Готические декорации фильма мастерски создают ощущения напряжения и отрешённости. Невероятно завораживающие съёмки на натуре, сделанные в Словакии. Будучи полностью просвещённым в мистике и оккультизме, Мурнау изобретательно использовал свои познания для создания страха и ужаса в своём шедевре. Исполнитель заглавной роли Макс Шрек (чья фамилия переводится как «ужас») гениально сыграл роль графа. Он создал канонический образ вампира, который пугает по сей день. Эта роль прославила его на всю жизнь. И сделала самым узнаваемым кино-вампиром всех времён. Роль Эллен достойно сыграла Грета Шрёдер – актриса театра и кино, и к тому же – жена Пауля Вегенера (известного немецкого экспрессиониста, прославившемся в фильме 'Голем'). Она привнесла немалую глубину в роль Эллен, которая была готова пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимого и остальных людей. Итог: истинный шедевр классического хоррора, пугающий и по сей день. 10 из 10
Зараза эта вдова Стокера, скажу я вам - ее стараниями мировая культура едва не обеднела на этот, по меркам немых фильмов, впечатляющий образец. Стокера тут довольно сильно переиначили, поменяли всем имена, повыкидывали половину сюжета, взамен добавили одну линию (эпидемия чумы), сменили трактовку образа и финал. Что ж, вышла вполне цельная история. У фильма есть два несомненных плюса. Это замок Орлока, в роли которого выступил величественный Оравский Град в Словакии, и сам Орлок. В отличие от классического графа в исполнении Лугоши, импозантного аристократа, злого и жестокого, но не инфернального, Орлок - жуткая тварь, порождение ада, длинный, ненормально длиннорукий, с отвратительной рожей... его ужасная миссия - разносить чуму по миру, он - повелитель крыс, а питье крови - так, небольшая слабость. И лишь чистая душой женщина может избавить мир от него. Эта трактовка образа вампира невозвратно ушла. Унылый, бессмысленный, неизвестно за что расхваленный критиками римейк 1978 года показал это как нельзя лучше - уже во второй половине XX века образ вампира-демона, разносчика чумы, выглядит тупо и ненатурально. Мы больше не боимся чумы, черная смерть повержена современной медициной, лишь изредка огрызаясь локальными вспышками - она никогда больше (если, конечно, мы вдруг не скатимся в средневековье) - не выкосит пол-Европы, и нынешний обыватель никогда не назовет чуму как причину своего страха перед будущим. В 1922 году, до Второй мировой, до атомных взрывов, до повальных терактов - чума еще пугала. Ее бессердечное, нечеловеческое воплощение - граф Орлок - и сейчас-то выглядит впечатляющей тварью, а в момент выхода фильма, наверняка тоже пугал людей до колик. Таких вампиров, воплощающих не личное, а природное зло, больше не будет в кинематографе. Конечно, в фильме есть и все признаки немых фильмов - специфические понятия о красоте (на современный взгляд Элен страшновата), гротескная игра актеров, куча наивностей и условностей. Менее масштабный и менее дикий по нынешним меркам (в нем нет устаревшей научной фантастики, а мистика не подвластна времени), этот фильм не так потрясает, как 'Метрополис', но по-своему впечатляет не меньше.
До создания вселенной Монстров от американской студии Universal воплощением вампира на экране мог похвастать знаменитый режиссёр немецкого экспрессионизма Фридрих Вильгельм Мурнау. Сейчас такой раритет смотрится как нельзя лучше: во-первых, это история кино; во-вторых, это один из первых фильмов ужасов и про вампиров в целом; в-третьих, это возможность прикоснуться к тому, что пугало зрителей 101 год назад – в 1922 году. Образ Макса Шрека (без болота, заполнившегося сказочными существами) стал культовым: экранизация произведения Брэма Стокера «Дракула» на немецкий манер, художественный фильм о фильме «Тень вампира» (2000), подъём жанра в эпоху немого кино. Хоть режиссёр не смог получить права на экранизацию именно истории «Дракулы», он снял своего графа Орлока в замке в Галатце и показал пагубное влияние солнечного света на вампира. История берёт начало в 19 веке, когда молодой агент по недвижимости Хуттер отправляется в замок графа для заключения сделки по покупке недвижимости. Именно за счёт съёмки, разных цветов плёнки и субтитров картина разделена на акты. После экспозиции мы переносимся через границу владений графа и настораживаемся. Впечатляет, как показаны испуганные горожане, как тень сгущается над владениями нечисти, как встречает путника слуга из замка. Конечно, когда ты уже знаешь историю и понимаешь, кто есть кто, то остаётся наслаждаться зловещими моментами. По пути к замку как-то весьма случайно попадается книга о носферату, предостерегающая людей и показывающая зрителям, с чем придётся столкнуться Хуттеру. Жутко и мрачно предстаёт вампир. Зловещий Орлок, вставший из гроба и блуждающий во тьме, действительно пугающее зрелище. Не смотря на постепенное раскрытие, предчувствие жены Элен, режиссёр делает акцент на совпадениях: укусы комаров на шее, весьма точно расположенные рядом друг с другом; зловещая тьма и страх. Одновременно с этим фильм делает акцент на слуге вампира Кноке, который вызывает опасения и предсказывает страшные события. Всё это в записках Джонатана Харкера описывал Стокер, поэтому мы просто видим тех же персонажей «Дракулы», только с другими корнями. Путешествие на корабле вызывает восторг: грандиозная демонстрация того, что что-то зловещее происходит, а капитан корабля, ведущий бортовой журнал, описывает увиденное как нечто мистическое, не поддающееся описанию. Лента предостерегает, ужасает и приписывает вампиризм к чуме, которая тайно прокралась в город, а между тем ясно всплывает книга о носферату. Вот тут немецкий режиссёр позволил себе вольности, выдавая и пророчество, и способ победы над вампиром. Что же, картина вызывает саспенс, создаёт напряжение, и хоть очевидного мы не видим, но каждая помеченная крестом дверь, каждый вынесенный гроб, каждый заброшенный дом, всё ведёт к ужасающему кадру Орлока в окне напротив дома и длинным, жутким пальцам, тянувшимися к шее своей жертвы. «Симфония ужаса» не лишена иронии, игра слов со словом «кровь», вина комаров и странные предчувствия, появляющиеся во снах, окрашивают это кино. Тут нет прямого взгляда на питьё крови (жертвы не обращаются, а умирают), нет конкретных эпизодов злодеяний и сцен убийства – именно то, что остаётся за кадром, пугает больше всего. Вышедший из тьмы Макс Шрек со своим гримом, большими глазами, длинными пальцами – этот образ запоминается надолго.
У вашей жены такая прекрасная шея… (примерно 31-ая минута фильма) Носферату, симфония ужаса Это не первое упоминание кровавого графа в кинематографе. Проблема только в том, что предыдущие картины, типа “Смерть Дракулы” 1921 года – не сохранились, утонули в прошлом. Поэтому, все упирается в хоррор Мурнау “Носферату”. Прадедушка клыкастых, если можно так выразиться. Самое интересное, что и данный фильм мог бы не дожить до наших дней. Мурнау уже собаку съел на различных экранизациях. Например, в 1920 году он обратился к Стивенсону и его “Доктору Джекиллу”. А спустя два года, посягнул на Брэма Стокера. Мурнау проникся книгой и хотел снимать кино, как можно быстрее. Вдова Стокера отказала. Мурнау пошел на хитрость. Поменял некоторые сюжетные ходы, особенно обратите внимание на финал (в книге он другой). И, конечно же, главный антагонист носит имя Орлок, а не Дракула. Режиссер захотел обмануть вдову, типа у меня своя история. Кто такой этот ваш Брэм Стокер, впервые слышу. Готовы? Вдова Стокера все равно приказала сжечь копии фильма Мурнау, а-ха-ха. Вот он испугался, схватил одну копию, побежал, споткнулся, упал, вскочил на коня, отдал кому-то, тот увез еще дальше. Короче, смогли кое-как сохранить, распространили по всему миру. С годами собрали и восстановили. Положа руку на сердце, кино выглядит вполне прилично (для 1922 года). Шикарное музыкальное оформление от Ганса Эрдмана, опять же. Лицезрел с широко открытыми глазами. Все-таки режиссура Мурнау творит чудеса. Мне кажется, этот режиссер обладал каким-то космическим чутьем. Снимал бессмертные картины. Через три года - фильму стукнет уже 100 лет! Вдумайтесь. Невозможно оторваться. Настоящая симфония ужаса – страшная и жуткая. От одного взгляда Макса Шрека – становится не по себе. Единственный момент, который немножко смутил, когда Орлок таскал гроб по городу на своих двоих. Откровенно говоря, можно вырезать. С другой стороны, есть в этом некая изюминка. При любом раскладе, обязательно к просмотру. Хотя бы один разок, как часть истории вампирского кинематографа. P.S. В 2000 году вышел фильм “Тень вампира”, где рассказали о съемках “Носферату”. Картина спорная, но любопытная. 8 из 10
Смотреть сейчас фильм, снятый почти век назад, конечно, забавно. Все время приходится напоминать себе, что актеры не переигрывают, а сознательно перебарщивают с экспрессией и жестикуляцией по причине своей 'немоты'. Поэтому остается восхититься гримом, декорациями и спецэффектами. Черт возьми, должно быть, тогда люди в обморок падали на показе и не спали потом ночами! Чего стоит гиена в роли оборотня? Самая обыкновенная гиена, видимо, одолженная в ближайшем зоопарке, но ведь додумались же до такого! У бедной зверушки секунд двадцать экранного времени, и она явно сама не понимает, как ее занесло в кадр. Вообще, гиена прекрасна. Но главный герой, который не граф, а который замещающий Джонатана Харкера и нареченный немцами Хуттером, - он раздражает. Переделка оригинала привела к тому, что Хуттер-Харкер выглядит Иванушкой-дурачком (нос картошкой и кудри идут в комплекте). Нарочитая беспечность и простодушие вкупе с мимикой и иванушкодурачковыми жестами производят удручающее впечатление. Потому что нельзя быть на свете тупеньким таким. Впрочем, Хуттер становится незаметен на фоне графа Орлока, самого носферату. Сложно переоценить влияние созданного образа. Увидев его единожды - уже не забудешь. Это не человеческий образ нечисти, популярный уже много десятилетий, а Тот Самый Монстр, приходящий в душных кошмарах. Те, кто не читал Брэма Стокера, вероятно, имеют о Дракуле весьма романтическое представление. Но в оригинале он - чудовище, лишенное всего человеческого. В романе Стокера нет любовной линии и нет никаких оправданий для вампира; он не вызывает ни малейшего сочувствия. И носферату 1922 года - тот самый. Жуткие застывшие глаза, следящие за тобой. Взгляд, от которого хочется закрыться руками. И... граф - единственное стопроцентное попадание в этой 'несанкционированной' экранизации 'Дракулы'. В остальном персонажи и сюжет слишком сильно изменены. 9 из 10 P.S. Размышляя над судьбой фильма, натыкаешься на сложный этический вопрос. Вдова Брэма Стокера не давала согласия немецкому режиссеру, возжелавшему экранизировать 'Дракулу'. Но тот не успокоился и все равно снял фильм, просто поменяв имена и место действия, немного перекроив сюжет, и вот - вуаля! - появился граф Орлок. После выхода фильма в прокат вдова через суд добилась уничтожения всех копий фильма... но, так как копии уже расползлись по миру, несколько уцелело. И вот с одной стороны, с точки зрения истории кинематографа, конечно - счастье, что копии уцелели. Но с другой стороны - разве можно спорить с правообладателем, против воли которого была создана экранизация?..
Во время просмотра этой ленты, у вас может возникнуть ощущение, что симфонию эту вы уже слышали. И окажетесь правы. Почти. Вообще-то Ф. Мурнау, просто хотел снять 'Дракулу'. Но не смог сговориться со вдовой Б. Стокера, ибо та заломила слишком высокую цену. И в итоге она осталась ни с чем. Ф. Мурнау нашёл изящный выход из ситуации, он переименовал графа Дракулу в графа Орлока, снабдил его резцами грызуна и немного изменил сюжет, так что досмотреть картину до конца имеет смысл. Несмотря на абсолютную предсказуемость (все мы знаем, какой конец ждёт нежитей, покушающихся на юных и любящих, а также на всех остальных:), фильм затягивает своей необыкновенной атмосферой. Ф. Мурнау использует уникальные приёмы, самый известный из которых - съёмка леса на негатив в сцене с экипажем Орлока, изумительно работает со светом: темнота, в которую погружается герой в гостинице после чтения книги о вампирах начинает угнетать. Но, пожалуй, самую значимую роль в том, что фильм стал тем, что он есть, сыграл Макс Шрек. С ним связана мистическая история, вполне соответствующая духу фильма. Во время съёмок поползли слухи, что Шрек сам по себе такой уродливый, что ему не нужно гримироваться. Говорили, что никакого Шрека на самом деле нет, а играет в ленте сам Ф. Мурнау. Это, конечно, неправда. Макс Шрек не такой уж и страшный, просто он сыграл хорошо. Его движения в фильме такие пластичные, такие уродливые - просто восхитительны! Ещё одна маленькая фишечка, которую он использовал и, которую сложно заметить - Шрек не моргает в кадре. Ты не обращаешь на это внимание, но твой мозг замечает, что этот человек не моргает, как нормальные люди, он - не нормальный человек. К слову сказать, был какой-то документальный фильм, где говорилось, что в фильме снялся настоящий вампир. Это я всё к чему. К тому, что фильм производит сильное впечатление, его интересно смотреть. А даже, если на вам он не покажется таким замечательным, как я его здесь представила, то, во всяком случае, этот фильм как бы приобщает к эпохе начала кинематографа, а это тоже интересное переживание. Как ни крути, вы останетесь в выигрыше.
Перед просмотром этой картины, я знал что он был снят в далеких временах с черной-белой картинкой и немыми актерами. Я представлял себе ту же самую классику как Дракула - вот тебе молодой человек запертый в замке, боится Дракулы. Но тут немного иное. Конечно, начало очень похожее. Все от первого до второго акта. Молодой клерк приходит к старику, который хочет купить дом. Он живет в местах которых все боятся. А наш герой не верит суевериям и идет. Знакомо?Классика. Но второй акт заканчивается тем что главный герой в ОТКРЫТОМ замке перелезает через окно с другой стороны замка когда увидел что внизу несут гробы на корабле. С этого момента начинается поворот сюжета который не похож на классику Дракулы и держит зрителя в интересе событий, ведь это иная классика. Ведь вся эта идея с чумой, женой, кораблями и помощником смотрится очень бодро потому что мы этого в классике ужастика еще не видели. Стоит добавить что фильм, если честно скорее смешной моментами чем страшный, но он заставляет тебя смотреть его с интересом и воспринимать как ремейк Дракулы. 8 из 10
Фильм потрясающий. Смотрел его ночью, и это создало еще большее впечатление. Музыка и картинка создают очень мистическое ощущение. В некоторых моментах было действительно жутковато и это при том, что в фильме нет новомодных спецэффектов, и отсутствует поднадоевший уже прием с резким появлением в кадре различного рода монстров! Всем ценителям фильмов ужасов - советую! 10 из 10
Кинематограф уже давно отошел от первоначального образа вампира, бытовавшего в народных поверьях, с увлечением создав свой собственный уникальный тип. Если первоначально упырь являлся отвратным созданием мрака и ночи, выползавшим из могилы или пещеры, чтобы насытить свою мертвую плоть кровью живых, то теперь его черты существенно изменились. Вампир стал неким изгоем из общества, вызывающим более жалость и сочувствие, нежели животный страх и брезгливость; несчастным страдальцем, коротающим одинокие ночи в поисках жертвы, а дни - в каком-нибудь укромном особняке. Или превратился в эстета, ищущего новых впечатлений, и оттачивающего свое смертоносное искусство на ничего не подозревающих людях. Вампир приобрел свои характерные черты в массовой культуре, по которым он нам сейчас более знаком: страдающий от собственной кровожадности человек. Или почти человек. Но антигерой не становится героем, что не мешает, впрочем, ему быть символом эпохи. Эпохи, которая ищет своих героев там, где их никогда и не было. Еще начиная с Брэма Стокера, Дракула при всем аристократизме обладал какой-то внутренней потусторонней силой, не способной укрыться за внешним изяществом и пугающей главных героев одноименной книги. Однако, со временем создатели фильмов ужасов перестали обращать на это свое внимание. «Носферату» несколько выбивается из этих рамок. Фридрих Мурнау создал образ графа Орлока, даже не столько опираясь на произведение Б. Стокера, сколько на легенды и суеверия, бытующие у различных народов мира. Вряд ли вампир, созданный воображением режиссера, может вызвать у кого-нибудь чувство сострадания: острые уши летучей мыши, тонкие паучьи пальцы с длинными когтями, немигающий взгляд и телодвижения, менее всего говорящие, что перед нами находится живой человек. И все это в окружении мрачноватых, готических декораций. Конечно же, Ф. Мурнау не пытался задаться целью с точностью воспроизвести все то, что можно услышать о вампирах и вурдалаках или прочитать о них в средневековых бестиариях, и, собрав все вместе, воплотить в кинокартине. Стоит только приглядеться и увидишь совершенно своеобразный мир, в котором эмоциональность Хуттера, взвинченность и повышенная чувствительность Эллен смешиваются с картинами природы, как в ее диком состоянии (в Трансильвании и на берегу Балтийского моря), так и в искусственном (в лаборатории профессора Бульвера). А на заднем фоне, то появляется, то вновь исчезает сам вампир – оживший мертвец, роковым образом вторгающийся в жизни главных героев, принося с собою в вымышленный городок Висбург лишь чуму и смерть. Немецкий экспрессионизм и выразительность характеров персонажей достигают здесь одной из своих вершин в только еще осваиваемом жанре хоррор. А граф Орлок остается навсегда одним из самых запоминающихся монстров в кинематографе, болезненно притягивая своим обликом зрителей, несмотря на уже устаревшие приемы актерской игры. И самым реалистичным из созданных образов вампира, если конечно верить древним преданиям.
Достаточно сложно написать чётко слаженную рецензию на фильм, который повлиял не только на развитие кинематографа, но и на становление его как отдельного вида искусства. К такому роду минимального количества кинолент безусловно относится и классика немецкого экспрессионизма 'Носферату, симфония ужаса', снятая мэтром жанра Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Вышел фильм на экраны ровно столетие назад и считается безусловным мировым достоянием, с чем никто спорить не собирается. А ведь этот шедевр мог вообще не добраться до наших дней. Всё дело в том, что ни для кого не секрет, что 'Носферату, симфония ужаса' является вольной экранизацией другой классики, но на этот раз уже литературной - готического романа ирландского писателя Брэма Стокера 'Дракула', опубликованного в ещё более далёком от нас 1897-ом году. Но вдова Стокера не дала разрешения на экранизацию по своим неизвестным причинам, хотя Мурнау это мало смутило и фильм появился на свет, но впоследствии наследники Стокера пытались добиться запрета на показ 'Носферату, симфония ужаса', но на это все смотрели сквозь пальцы. А уже затем после множества политических и социальных потрясений группа энтузиастов смогли отыскать несколько копий нетленной классики и нынче все могут получить наслаждение от фильма, ставшего олицетворением эпохи и образцом жанра. И всё-таки Фридрих Вильгельм Мурнау косвенно пытался сделать свою картину более авторской, почему главный антагонист романа был переименован из графа Дракулы в графа Орлока. И воплощение этого образа стало каноничным, а сыгравший роль графа Орлока немецкий актёр Макс Шрек получил культовый статус, являясь настоящей находкой для 'Носферату, симфонии ужаса', ещё более упрочив картину в своём непревзойдённом статусе. Можно практически с полной уверенностью говорить о том, что именно благодаря книге Брэма Стокера и её вольной экранизации от Фридриха Вильгельма Мурнау мы имеем тот набор примет вампиров, их характерных черт и особенностей. И многие при этом считают, что фольклорные легенды о вампирах основываются именно на творениях Стокера и Мурнау, а не наоборот. Вот такой вот вклад внесли эти гении в образование образов мифических кровопийц, в коих некоторые даже склонны верить. И найти более выразительного и шокирующего персонажа как граф Орлок в исполнении блистательного Макса Шрека надо ещё сильно постараться. Актёр передал настолько ужасающий до дрожи образ, что даже несмотря на то, что ему в этом году исполнилось сто лет со дня появления, он и сейчас вполне может стать причиной ночных кошмаров для особо впечатлительной публики. Чего только стоит его немигающий взгляд и стать, схожая на тень призрака с непомерно длинными пальцами и ногтями! Но, разумеется, что не только удивительно необычное произведение Брэма Стокера и неизгладимо впечатляющий образ от Макса Шрека сделали 'Носферату, симфонию ужаса' шедевром искусства кинематографа. Тут необходимо учитывать и тот факт, что Фридрих Вильгельм Мурнау был настоящим гением, если можно так выразиться, то экспериментатором-самородком, который не боялся вносить авторские новшества, став настоящим новатором, перевернувшим кино и направившим его в новое русло. Его находками в 'Носферату, симфонии ужаса' пользуются и по сей день, раз за разом создавая условные оммажи гениальному режиссёру, порой даже не подозревая об этом. Лично меня впечатлила сцена того, как агент по недвижимости Томас Хуттер в исполнении актёра Густава фон Вангенхайма впервые оказывается в вотчине графа, которого до ужаса боятся местные суеверные жители. Эта чёрно-белая картинка так и стоит перед глазами, а когда её видишь в первый раз, то и тебя пронзает мощный поток необоснованного, какого-то подсознательного страха. От одного вида этого дремучего леса, по которому держит путь Хуттер, хочется бежать не оборачиваясь. И есть ещё несколько сцен, поставленных гением Мурнау, делающих 'Носферату, симфонию ужаса' впечатляющим зрелищем, до которого даже современным блокбастерам с их многомиллионными бюджетами весьма и весьма далеко. И вернёмся ещё раз к образу Макса Шрека - графу Орлоку. Он действительно двигается как тень, неся в себе суеверный ужас, испытываемый от вида настоящего монстра. И тут хочется отметить выдающуюся операторскую работу, где нам графа Орлока представляют под такими ракурсами, не имея развитой техники, что ты буквально вкушаешь каждую сцену с появлением главного антагониста, а ведь его времени в кадре не так уж и много - всего лишь девять минут, но каждая миллисекунда дорогого стоит! И вот на фоне культового персонажа, навсегда вписавшего себя в хронику самых незабываемых монстров из фильмов ужасов, несколько теряются уже упоминаемый Густав фон Вангенхайм в роли Томаса Хуттера, Грета Шрёдер в роли Эллен Хуттер и Александр Гранах в роли Кнока. Но не надо думать, что их игра не оставляет впечатлений, это не так, потому что играют они на высочайшем уровне и передают всю выразительность их архиважных персоналий в 'Носферату, симфония ужаса'. Они лишь на фоне Макса Шрека и его графа Орлока затмеваются им в прямом и переносном смысле. Но психологическая нагрузка их героев передана настолько точно, что остаётся только восторгаться. Интересно то, что впоследствии фон Вангенхайм и Гранах вели переписку и затем вместе работали на территории формировавшегося СССР, а фон Вангенхайм вообще получил советское гражданство, поддерживая коммунистические взгляды. В общем и целом, подводя итог, можно со всей уверенностью констатировать, что 'Носферату, симфония ужаса' - это выдающаяся работа гениального новатора. Фильм повлиял на общее понимание кто такие вампиры и как они выглядят и какими силами обладают, хотя многое из этого было лишь плодом фантазии писателя Брэма Стокера и режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау. Но это вовсе не снижает оценку 'Носферату, симфонии ужаса', а даже напротив - только увеличивает её значение, которое трудно недооценить. Итак: этот готический шедевр немого экспрессионистского кино должен бережно хранится и изучаться теми, кто хочет вписать своё имя в летопись кинематографа. Как и другие достойные представители тех времён - 'Кабинет доктора Калигари' (1920) Роберта Вине и 'Метрополис' (1927) Фрица Ланга. 10 из 10
Это твой гроб. Радуйся. Другим не узнать каково там. Вампир Лестат Шесть веков минуло с тех пор, как сидел на валашском престоле воевода Влад третий, прозванный Цепеш. Прославился тот воевода борьбой с турецкими ордами, терзавшими мир христианский и жестокостью удивительной даже для того темного времени. История пишется победителями, а проигравшим малюют рога, поэтому, что вымысел, что истина в сказаниях о деяниях его неизвестно. Возможно, так и осталось бы имя Дракулы только в исторических хрониках, и прах его покоился мирно в Снагове, если бы не сон, приснившийся однажды Брэму Стокеру, и сделавший владельца мрачного Поенари не просто кровопийцей образным, но самым что, ни наесть натуральным. А мир за один только век буквально охватила одержимость вампиризмом, в основном благодаря кинематографу, который «оживил» Дракулу и его детей ночи. Сам лик вурдалаков менялся от десятилетия к десятилетию. Утонченные аристократы в черных плащах, изящные, с нежно голубым оттенком, проклятые Райс и даже вампирши-лесбиянки честно заработавшие свою страничку в «Википедии». Настоящая эпидемия. Чума. «Носферату. Симфония ужаса» первый из сохранившихся фильм о вампирах. Шедевр немецкого экспрессионизма, в котором смерть от укуса не-умершего жители города, где нашел себе новую обитель граф Орлок, связывают с чумой. В самом названии уже заключен намек на заболевание, с которым практически невозможно бороться. Ибо одно из возможных значений слова «носферату» - «несущий болезнь». И вот мрачная процессия шествует по улицам Висборга, медленно пересекая границу экрана, выходит в мир и несет эпидемию вампиризма дальше в кинематограф, литературу, музыку. Фильм Мурнау не совсем экранизация «Вампира» Стокера. «Prana Film», компания выпустившая «Носферату» не смогла приобрести права на произведение «сумасшедшего ирландца» и пошла на хитрость, немного изменив сюжет, имена персонажей, время и место действия. Последствия были печальны для компании, шалость ей, увы, не удалась, но не для фильма, который перемены сделали уникальным. Вампир в исполнении Макса Шрека не утонченный аристократ, сексуально улыбающийся, обнажая сверкающие, как кожа Эддика Каллена клыки. И даже не книжный Дракула, который хоть и был существом весьма отталкивающим, но все же сохранил некоторые занимательные черты своего «предка». Это упырь, нежить, восточноевропейских преданий, страх перед которыми еще хранился в двадцатых годах прошлого века в сердцах крестьян, но был изгнан из просвещенного наукой общества больших городов, как тени под кронами деревьев древнего леса на рассвете, когда солнце уже согревает опушку, но в глубине еще царит ночная тьма. Мурнау вернул этот страх на девяносто минут, дав зрителям возможность не только еще раз убедиться в величии науки и кино с помощью натурных съемок и спецэффектов, но и пустить в свой мир сомнения и частичку ужаса перед тем, что невозможно измерить и объяснить посредством разума и логики. Возможно сейчас некоторые сцены «Носферату» покажутся комичными, например, как Орлок бегает по городу в обнимку с гробом, но девяносто лет назад при виде Макса Шрека зрители наверняка в спешке искали нюхательную соль и вытирали выступивший внезапно пот шелковыми платочками с вышитыми инициалами. И все же не смотря на частично измененный сюжет, основная идея книги осталась не тронутой, зло должно быть наказано и мертвым не место среди живых. Однако при всей мифологичности финала «Носферату», добро побеждает не с помощью суеверных осиновых колов, чеснока и распятий, а через чистоту и стойкость Нины, внутреннюю силу человека, готового пойти на жертву ради любви. И солнечного света, света, как противоположности тьме, которую собой воплощает граф Орлок. Не просто мертвец, восставший из могилы, но чужеродная, неправильная частичка, клетка из которой вырастает раковая опухоль. Даже метания с гробом под таким углом выглядят, как лишнее подтверждение его неуместности в пышущем здоровьем и благополучием городе. Тихие улочки Висборга не готовы принять такого жильца, ему нет места в этом мире, единственный приют, который его не отторгнет это собственный гроб, как напоминание о мертвой сущности и том, что Орлок потерял и уже никогда не обретет. Как ни странно, но именно в «Носферату», фильме без слов и надрывных диалогов это состояние отверженности и инородности показано лучше, чем во всех последующих лентах о вампирах вместе взятых. Реальный Влад Цепеш использовал заразу в борьбе со своими врагами, посылая переодетых в турецкий костюм воинов больных чумой в стан противника. Интересно кукловодами или марионетками в чалмах были Стокер и Мурнау, посеявшие первые прижившиеся семена «вампиризма» в массовой культуре? Фильмы и книги, посвященные вурдалакам, растут, как конопля под зорким оком наркоторговца. Пригламуренная готика соблазняет с глянцевых страниц, а девочки-подростки мечтают бегать, как собачонки, визжа и рыдая, за Сальваторами и Калленами. Сам шедевр Мурнау цитировал Коппола, переснимал Херцог, а Полански, поместил сильно напоминающий графа Орлока «портрет» вместо майеровского льва в заставке «Бесстрашных убийц». Однако стоит заметить, что после «Носферату» многие фильмы о не-умерших выглядят, как реклама «нового» товара в витрине сэконд-хэнда. Вот и получается, что вампиры действительно бессмертны, легенды правдивы, а чума, поразившая массовую культуру в двадцатом веке – вурдалако-мания.
Подобные фильмы оценивать тяжело, ибо они вышли очень давно и тут нужно обдумывать, фильм действительно хороший или всё же продукт своего времени? Например фильм 'Гражданин Кейн' вышел в 1949 и даже сейчас его приятно смотреть. А Носферато? Может кто-то скажет, что тогда не было звука или голоса и сейчас из-за этого такие фильмы смотреть тяжело. Но я скажу, что подобные фильмы смотреть можно и даже интересно, например 'Лечение. Чарли Чаплин', скорее всего Носферато смотреть тяжело, потому что он идёт полтора часа и из-за этого для нас он просто уникальный фильм с некоторыми интересными кадрами вошедшие в историю киноиндустрии и не более. Подводя итог скажу: Носферату - это прорывной фильм среди хорроров (я думаю с этим никто спорить не будет ибо многие приёмы для хорроров были взяты оттуда), как не странно в некоторых моментах действительно жутко от крупных планов носферато. Я люблю историю и мне всегда было интересно посмотреть старые фильм, просто узнать как тогда снимали фильмы
Наконец-то я наткнулся на кино, вызвавшее во мне желание написать рецензию. Вероятно, это можно объяснить тем, что в течение долгого времени мне не попадалось ни одного фильма, мысленная рецензия на который не сводилась бы к фразам 'заурядное говно', 'очередной дерьмовый ужастик, сам виноват - знал на что шел' или 'что-то неименуемое заставило меня получать удовольствие при просмотре'. Заслуживает упоминания факт, что это первый немой фильм, просмотренный мною. Актерская игра. The... Horror, как сказал бы полковник Курц. Одна из первых сцен фильма, где главный герой видит свою любимую и дарит ей цветы, заставила меня опешить и с содроганием подумать о ста минутах, которые мне предстояло провести в компании этих актеров и их !!!ЭМОЦИЙ!!!. Похоже, актер имел в виду 'любимая, я так рад тебя видеть', но получилось скорее 'любимая, я та... а-а-а! Мои лицевые мышцы, мой рот! Как хорошо! Иди сюда, я сожру твою плоть!' Понятно, что за неимением реплик, все актеры должны были играть так, чтобы даже самый тугой зритель смог понять, какую эмоцию они изображают, но это уже слишком. Если во всех немых фильмах актерская игра так же карикатурно нелепа, то мое знакомство с этим жанром будет неглубоким и весьма болезненным. Не все актеры были ужасны: исполнитель роли Нока был неплох (для over-the-top злодея). Но главный герой... Стараясь играть как можно хуже, я бы сыграл лучше. Атмосфера. Помимо актерской игры, погружению мешает плохой монтаж и кадры, снятые днем, в которых действие якобы происходит ночью. И первое, и второе, очевидно, объясняется техническими возможностями того времени. У меня мощное воображение, но если я ясно вижу, что за окном день, то ничто не заставит меня поверить в обратное, кроме отсутствия солнца на небе и темноты. Даже если все будет синего цвета. И это наносит значительный урон атмосфере: все же ночью все кажется страшнее и загадочнее. Днем же куда проще включить цинизм и скептицизм. Ближе к концу фильма было несколько слегка жутковатых сцен (скорее даже кадров), но к тому времени я уже был слишком далек от погружения. Скверный монтаж не сильно отвлекает. Но он скверный. Не графоманствуя лукаво, вот в принципе и все. Фильм ужасов, как и фильм любого другого жанра, должен вызывать эмоции или заронять поводы для размышлений. Размышлений помимо 'как же они затащили пудовую камеру на крышу в 1922-м году, вот молодцы изобретательные'. И эмоции помимо скуки и желания закрыть глаза и все оставшееся время наслаждаться диалогами, лишь бы не видеть больше этой актерской игры. Перечитав все это, удивляюсь, откуда такая высокая оценка. Надо бы понизить. 5 из 10
Это классика. Классика, на которую равняются многочисленные постановщики новых версий 'Дракулы'. Между тем, еще не один 'Дракула' не был настолько хорош - страшен и инфернален. Можно только восхищаться таланту и удаче Мурнау, разыскавшего Макса Шрека и доверившего ему роль. Можно восхищаться и точности и реалистичности многих сцен. В них мало крови, ужасов и пыток. Однако, только вид графа Орлока, ненадолго появляющегося в окне вызывает дрожь. Еще нужно заметить потрясающие пейзажи. Для меня оказалось удивительным, что Мурнау превосходно умел выбирать виды природы. Тем более, что каждый показ неба, деревьев или моря - несет в себя насыщенный заряд визуальной информации. Мурнау демонстрирует настоящее величие экспрессионизма. Те направления, которые только наметил (или попытался наметить) Роберт Вине в 'Кабинете доктора Калигари', в полной мере расцветают в 'Носферату'. Фильм оказал огромнейшее влияние на становление фильмов ужасов. Практически все вампирские фильмы делаются в рамках координат, заданных Мурнау. Например, в 'Бале вампиров' Романа Полански обыгрываются очень многие эпизоды из фильма Мурнау, а исполнителей ролей Дракулы традиционно сравнивают с Максом Шреком.. Думаю, что автор фильма не ожидал такого успеха, особенно после скандала вызванного иском от вдовы Брэма Стокера, доказавшей нарушений авторских прав. Если смотреть на фильм в сравнении с другими картинами 1922 года, то картина безусловно входит в пятерку лучших (по моей версии). Но, я не назвал бы 'Носферату' безусловным лучшим фильмом года. Хотя, режиссура Мурнау и игра Макса Шрека (как актера второго плана) вполне заслуживали самых высоких наград. В итоге: это классика жанра, а заодно и один из лучших представителей хорроров. Фильм смотрибелен и в наши дни, создавая конкуренцию множеству современных картин. Это настоящий успех. 8 из 10
'Вампира' Брэма Стокера впервые я прочитала лет в десять. Это был ужас. Очень атмосферная книга, рекомендую. Поэтому я ждала того же эффекта от первой ее экранизации - 'Носферату - симфония ужаса'. Я нашла её, выключила свет и приготовилась погрузиться в этот фильм. Но мне было весело: странная, устаревшая игра актеров, в частности Густава фон Вангенхайма; жеманный мужчина, как мне казалось, в роли невесты Нины, сегодня узнала, что это Грета Шрёдер и она женщина; сокращенная и упрощенная история; безумное музыкальное сопровождение, не совпадающее с происходящим. Будьте готовы именно к этому. Фильм переворачивает понимание фильма ужасов, он банален, глуп и примитивен. Но! Это первый подобный фильм и все, что сегодня мы называем банальностью, в 1922 году было оригинальной задумкой режиссера. 80% картинки современного фильма ужасов - заслуга Фридриха Вильгельма Мурнау. Именно поэтому это абсолютная классика и именно поэтому всем ценителям смотреть обязательно. 5 из 10
Фильм Мурнау обладает зверской для немого кино втягивающе-подавляющей силой: он поглощает, пугает, гнетёт, закрадывается в душу и чёрт бы меня побрал, если вытрясти его из глубин своей бездонной души не в пример сложнее, чем впустить его туда. Растиражированные приёмчики хоррора, стандартизировавшиеся и опопсевшие к настоящему моменту, в фильме, их породившем, выглядят так, словно не было этих девяти десятилетий с их многократным перемалыванием-пережёвыванием всего того, что кинематограф 10-20-30-х гг. изобрёл, усовершенствовал и завёл на конвейер, который и не думает останавливаться, разве что нуждается в косметическом ремонте и визите ребят из дезинфекции. Напротив, приёмчики, которым лет стукнуло больше, чем кинокомпании эмджиэм, в своём материнском фильме смотрятся органично, естественно, главное – задняя мысль о том, что 90 лет их потом насиловали как бесплатную шалаву, пропадает, уступая место хрен пойми откуда взявшемуся соображению об их чистоте, но они ведь и вправду чисты. Это ещё ребёнок, а не опустившаяся шалава. Есть несколько моментов, которые на полном серьёзе кажутся мне вполне примечательными. Один из них касается общей судьбы немых фильмов. Я уверен: немое кино, оставаясь номинально в статичном и давным-давно застекленевшем положении, непрерывно при этом развивается и эволюционирует на протяжении всех тех лет, когда на смену немоте приходил звук, на смену чёрно-белым теням подваливали все цвета радуги и ещё чёрт знает чего, на смену малому экрану заводили широкий и тд, – все эти годы на фоне объективного технического развития привычного нам кинематографа немой кинематограф, брошенный и забытый где-то в далёком и неприятном прошлом, медленно и уверенно приближался и приближается к той исторической отметке, за которой уже никто не подвергнет сомнению его актуальность в современной нам действительности, его неповторимость и его оригинальность. В новых условиях кинематографическая стилистика 10-20-х гг. получает новое рождение. Эволюция кино от корявого и однообразного к высокотехнологическому и разноликому должна была преодолеть все те стадии, которые она преодолела, только лишь для того, чтобы выработанная в процессе этой эволюции философия кино обосновала необходимость возвращения к активной жизни стадии №1. Цепь сомкнулась. Звуковое и цветное кино, в своё время убившее немое и чёрно-белое, отдало должок за грехи юности и возродило своего предшественника под маской постмодернизма и гиперкреативизма. Одновременное и равновеликое существование кино из разных эпох нивелирует различия прошлого с настоящим и допускает их нивелировку с будущим. Немое кино 1920-х и 3D-многотонники 2010-х годов оказываются в положении равнозначимых постоянных величин. Наступила эра бесконечности. С точки зрения киновселенной она характеризуется характеризуется как нигде и никогда и как везде и всегда. Второй момент, который меня жутко интересует, уже непосредственно касается заявленного фильма. А именно он касается внешнего облика и сценарной прописанности заглавного героя фильма Мурнау. Почему граф Орлок изображён столь кричаще явным, столь очевидным монстром? Не по деяниям его даже, но по морде лица и прочим ужимкам. Орлок у Мурнау – это абсолютное зло. И для того, чтобы понять это, нам достаточно на него взглянуть. Что в этом от застарелой традиции награждать отрицательных героев в немом кино нарочито отталкивающими данными, а что – от авторского расчёта Мурнау изначально абсолютизировать зло в облике данного персонажа и оградить тем самым зрителя от излишних вольностей в деле самостоятельной характеристики героев? Режиссёр не оставил зрителю ни тени сомнения: вот граф, посмотрите на него, - он явный плохиш, его надо бояться. Какую цель преследовал Фридрих наш Вильгельм, облачая Макса Шрека в столь режущий глаз инфернальный облик? У меня только один ответ на это: да, он действительно таким образом вместо зрителя, но именно для зрителя, расставил галочки «свой» - «чужой». Орлок и в принципе не может быть «своим», но Мурнау почему-то решил подстраховаться. Но что же символизирует этот персонаж? Он появляется в Бремене издалека, завозя с собой полчища крыс – разносчиков захлестнувшей город эпидемии чумы. Это – нововведение Мурнау, у Стокера ничего про крыс, несущих алую смерть, не было. То самое абсолютное зло, доселе формально выраженное лишь в отвратительной фактуре Орлока, находит своё выражение и в делах его – он опасен не только и не столько сам по себе. Намного более значительную опасность он представляет в качестве инициатора зачумления просвещённого и цивилизованного мира. Орлок убил цивилизацию. Судя по некоторым эпизодам фильма, Бремен вымер. Побочная миссия Орлока выполнена – жизненное пространство, кишащее людьми, пространство столь чуждое и таящее в себе столько опасностей для одинокого вампира, пребывающего в евротуре за свой счёт, наконец расчищено для наведения новых порядков. Впрочем, сложно сказать, собирался ли Орлок прям уж строить новый мир взамен прежнего. Он остаётся таинственным и загадочным в этом плане. Его помыслы остаются за пределами позволения понять их. Он, как и любой абсолютный монстр, вселенский зверь, олицетворение космического ужаса, не преступает ту прелестную грань, которая отделяет страшное и непознанное от карикатурного и банального. Образ Орлока остаётся в тени, он приходит на сцену всего на девять минут отведённого ему экранного времени, незримо суетит всех вокруг, и, не выходя из сумрака, покидает подмостки так, как свойственно ночному кошмару. Внезапно. Ну и напомню, что чумной мотив у Мурнау не может не быть прямым отголоском небезызвестной «испанки», терзавшей за два-три года до появления «Носферату» всю Европу. Возможно, именно в таком облике, в облике Носферату, Мурнау, как истинный художник-экспрессионист, сконцентрировал антропоморфное воплощение исходной причины беспримерного всеевропейского зла. Носферату как зримое отображение абстрактного облика пандемии. В итоге мир получил такого вампира, о котором и не помышлял. Эталоннейший образец отвратительного упыря. Пугает ли Орлок сейчас? О да, он страшен. Он необъяснимо страшен. Внешнее уродство в этом случае остаётся не у дел. Бояться уродов глупо. Но ужас, вселяемый Орлоком, достигает своего адресата не прямым визуальным влиянием, а пробуждая этим визуалом в головах и сердцах зрителя его собственные потаённые страхи. Вроде детских бабушкиных сказок про домашнюю нечисть, которая благодаря Орлоку обзаводится осязаемым, пусть и на уровне подсознания, воплощением. Правда, иногда он бывает нелеп, но в целом он производит эффект рычащей годзиллы одним своим внешним видом, обходясь для этого очень скромными, почти минималистичными средствами. Ну и игра теней помогает: Мурнау один из первых, кто по достоинству оценил возможности теневых экспериментов для игры в рок-н-ролл на нервах зрителя. А ещё он не моргает. Не разговаривает. Не жестикулирует. Не спешит. Никогда и никуда. Он последователен и он неумолим. Он – это тень вампира. Вампир – это тень его. Это то, что называется тихий ужас. 9 из 10