И всё же Лоранс: отзывы и рeцензии

Биомеханическая Балерина
Биомеханическая Балерина3 июня 2016 в 12:30

С момента дебюта с картиной 'Я убил свою маму' за именем Долана помимо хвалебных эпитетов вроде юного дарования и любимца каннского жюри прочно закрепилась слава эгоцентричного выскочки. И хотя он раз за разом уверенно делает всех своих хейтеров, после каждой премьеры срывая букет наград и вызывая лавину хвалебных рецензий, трудно не заметить, что сюжеты его фильмов действительно прямо или косвенно касаются самого Ксавье. Даже снимая экранизацию чужой пьесы или историю о мальчике с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, он остается собой, узнаваемым в каждом кадре, ведь что бы Долан не говорил - он говорит о себе. Особняком стоит только 'И все же Лоранс'. Это первый фильм, в котором Ксавье не снялся сам в главной роли, и на данный момент единственный, в котором сюжет не выстроен вокруг геев или взаимоотношений с матерью. Долан исследует проблему трансгендеров; его герой, некий Лоранс Алия, - преподаватель, лауреат литературной премии и человек уважаемый - в тридцать с гаком лет неожиданно для всех бьет кулаком по столу и говорит: хватит, я больше не собираюсь скрываться. Так начинается история принятия Лоранса как женщины - окружающими, родителями и, самое главное, его любимой женщиной. Однако с самого начала фильма где-то внутри зарождается пока еще смутное ощущение какой-то неправильности происходящего. В первой же сцене, начинающейся под песню Fever Ray, визуальный ряд раздражающе не сочетается с саундтреком, и это закладывает основу для последующего диссонанса. С каждым новым кадром ощущение только нарастает, пока не приходит понимание: в сюжете все по меньшей мере субъективно, если не ошибочно: и время действия, которое Долан не знает, поскольку слишком молод, и возраст, о котором он в свои двадцать пять еще не может судить, и - самое главное - проблема, с которой он не сталкивался, поскольку сам в ладах со свом гендером. Быть женщиной, по мнению Ксавье, - это носить юбки и каблуки, вычурные украшения и макияж. Cтоит ли говорить, насколько такое видение стериотипно и далеко от действительности? Лоранс лишь однажды упоминает, что собственное тело ему отвратительно, и не только продолжает физически оставаться мужчиной, но и до самого финала продолжает говорить о себе в мужском роде. На протяжении всего фильма чувствуются фальшивые ноты, и эпоха 90-х с ее поролоновыми подплечниками и синими тенями гротескно искажается, превращаясь в фарс и обесценивая историю любви. Скудные эмоции размазываются по хронометражу, сюжет буксует, натыкаясь на нагромождение декораций, а взрослые, состоявшиеся люди продолжают, как подростки, исследовать свою сексуальность и искать одобрения матери. Долан говорит, что все его фильмы - о невозможной любви, но если посмотреть внимательнее, станет заметно, что всякая любовь в его фильмах - воображаемая. 'И все же Лоранс' в этом отношении не исключение с той лишь разницей, что теперь сам Ксавье воображает любовь, какой она могла бы быть у тридцатипятилетнего трансгендера где-нибудь в девяностых. Ксавье фантазирует - о времени, о ситуации, о людях. И преподносит свои фантазии так, как понимает их предмет. Так что и этот фильм - все-таки снова о нем. Стоит это понять, как исчезают фальшивые ноты и все становится на свои места. Несмотря ни на что, Долан остается собой и снимает стильное, цепляющее кино. Здесь и фирменный визуальный ряд с привычными уже слоу-мо, и тщательно подобранная цветовая гамма, и заметная плакатность кадров, и акценты на мимику. А еще - эпизодическая роль Мануэля Тадроса, отца Ксавье. Так что в финале Долан говорит всем критикам устами своего персонажа Лоранса: - Вернуться на землю? Мне плевать на землю. Я не хочу на нее возвращаться, черт возьми! P.S. И еще порадовал Антуан-Оливье Пилон, своим мимолетным появлением в кадре словно отсылающий к следующей картине Долана - 'Мамочка'.

Kvertoff
Kvertoff1 февраля 2015 в 21:56

Моё первое знакомство с творчеством канадского молодого режиссера Ксавье Долана оказалось не самым удачным. Критики восторгались его смелостью в дебютной работе 'Я убил свою маму', а я увидел там только один сплошной нарциссизм, что сразу же меня оттолкнуло. Эта самовлюбленность чувствовалась во всем: отчасти автобиографичный сценарий, претенциозное название, исполнение главной роли... Так бы я и поставил крест на этом юноше с позерскими замашками. Но всё же трейлер очередной его драмы меня заинтересовал. Здесь сюжет действительно интересен. Главным героем стал 35-летний преподаватель, который вдруг осознает, что он живет не своей жизнью и ему надоело притворяться кем-то другим. Точнее он всегда себя идентифицировал, как женщину, но всячески подавлял свою природную сущность. Несмотря на то, что я уже пересмотрел много различных историй на тему принятия себя, мне все равно было интересно наблюдать за поведением главного героя, за реакцией его коллег, студентов, подруги, с которой он долгое время жил вполне счастливо... Вот эта мелодраматическая линия добавила фильму изюминку. Главной темой стало не столько трансгендерство, сколько любовные отношения Лоранса и Фред. Драматургия мне очень понравилась. Особенно пробрал до мурашек эмоциональный монолог Фред в кафе: 'Есть на этой планете уголок, где мы можем жить без заборов и проволоки? Почему мы не можем просто пройтись по улице, дышать этим проклятым воздухом, чтобы на нас не показывали пальцем в этом захолустье? Ты когда-нибудь покупала парик своему мужику, а? Нет! А ты боялась, что его могут отдубасить на улице до полусмерти, что его принесут домой по кускам? Ты когда-нибудь была в моей шкуре? Жила моей жизнью?' Вот именно за это и хочется поблагодарить режиссера, что он позволяет нам пожить чужой жизнью, испытать новые эмоции, попытаться поставить себя на место главных героев. Меня порадовало, что в этой ленте было меньше позерства. Нет, фирменный почерк Долана заметен. Он всё так же придает огромное значение прилизанной эстетике в кадре, хотя в таких драмах я особенно ценю натуралистичность. Он по-прежнему эксплуатирует ЛГБТ-тематику для продвижения. И всё-таки хвалю его за прогресс и взросление. А актерский состав вообще заслуживает самых громких оваций. Особенно зацепила игра Сюзанн Клеман. Она не зря стала музой юного режиссера и появляется практически во всех его проектах, принося ему успех и признание мировых критиков. Но итоговую оценку снижу немного, потому что в картинах Долана мне не хватает самого важного - искренности. 7 из 10

hatalikov
hatalikov18 сентября 2014 в 21:38
Между мужчиной и женщиной

Творчество Ксавье Долана сравнимо со свободным плаванием. Молодой режиссёр в каждом своём фильме смешивает множество компонентов: утончённость, красоту, эмоциональность, гламур, клиповую визуализацию, сексуальность… В своей третьей работе Долан рассматривает очень сложную проблему, стоящую для определённого человека на психофизическом уровне, а для сомневающегося во всём общества – являющейся своеобразным вызовом собственной первоначальной природе. Смена пола не обязательно чревата хирургическим вмешательством, но доля правды состоит в том, что даже без боли для тела осознание настоящего себя приносит боль душе, причём не только того, кто решил вопреки мужскому началу и навязанной стереотипности быть женщиной. Смог ли Долан справиться со своей задачей? Это известно только ему. Смог ли он справиться с задачей зрительских ожиданий? Это каждый решит сам. Лично мне фильм показался очень неоднозначным, хоть и достойным внимания. Именно поэтому термин «свободного плавания» в данном случае весьма удобен. Почти за три часа экранного времени нам даются в рассмотрение многие аспекты: реакция малознакомых или самых близких людей на изменения в Лорансе; отображение эмоционального состояния героев (часто воспроизводимое через красочный видеоряд); невозможность любить человека без оглядки на его отречение от прежнего образа жизни… Ксавье Долан бросается из одной ипостаси в другую, будто примеряет на себя разные наряды, пытаясь полюбить каждый и каждому найти применение. Цвета, фасоны, ткань - всё вскоре сливается в одно пёстрое полотно. Поэтому некоторые моменты в фильме для меня не сработали. Но, отходя от специфики личного видения режиссёра, стоит упомянуть, что иногда картина представала с самой лучшей стороны. Актёры сыграли отлично, их эмоциональные взрывы и смелые реакции впечатляли. Порой казалось, что фильм – это очень тонкое, умелое нагнетание зреющего конфликта, а в иных случаях происходящее напоминало некое любопытное исследование самого факта смены пола и его влияния на людей, в том числе на Лоранса. В то же время, любовная линия Лоранса и Фред умело вплетается в общее повествование, придавая сюжету больше жизненности и чисто французской романтичности. Хаос сцен, имеющих разную атмосферу и предназначение, неплохо скрепляется этой линией в единый клубок, не давая структуре фильма развалиться или потерять некоторые свои важные части. Каждый воспримет ленту по-своему, но само решение рассказать о таком сложном явлении в подобном авторском стиле, не опускаясь до морализаторства и не перегибая с драмой, не идя на поводу у зрительских ожиданий, весьма похвально. Если рассматривать это как спектакль двух актёров (так как наравне с Мельвилем Пупо ни разу не подвела и Сюзанн Клеман), то все эпизоды, сосредоточенные конкретно на них двоих, являются главным украшением истории, приносящим особое удовольствие. Что ни говори, главный дуэт для подобного сюжета многое значит. Несмотря на некоторые личные придирки от меня (куда же без них), «И всё же Лоранс» - многогранное, волнующее, смелое кино и хороший повод подружиться с таким жанром, как арт-хаус. Ксавье Долан не побоялся сплавить воедино очень нетипичную историю любви и самый настоящий бунт «добровольного изгоя» с ортодоксальным обществом, основанный на революции в стараниях найти путь к самому себе. Попытка дать ответ на вопрос, почему некоторые люди решаются сменить пол, что подталкивает их к этому и как в итоге может разрешиться данный конфликт, пусть и с нестабильным успехом, но всё же удалась на славу. 6 из 10

All-That-Yazz
All-That-Yazz18 сентября 2020 в 22:35
И всё же НЕТ

Фильм почти на три часа предполагает дыхание стайера, но перед нами чистый спринтер, который выдыхается в первые тридцать минут, а остальной путь волочится как замученная лошадь, которую благородный было бы пристрелить. Начиная с положительных моментов, в увертюре фильма на голову зрителя льется красота, которая проницательна во всех спектрах - актерах, костюмах, декорациях, планах и прочей мишуре, что поддевает на крючок любого зрителя. Жевачка моментально теряет свой вкус, когда в красоту вклинивается не одна ложка дегтя, а целая кастрюля. Краски выцветают на глазах, подобно подходу цитируемого в фильме французского писателя Селина. Российскому неподготовленному зрителю имена, которые произносит главный герой на литературном уроке, могут показаться простой болтовней, но цель у них однозначна - показать Лоранса, как глубокого интеллигентного человека, чтобы не оставалось сомнений, что Лоранс не простой транссексуал-наркоман: естественно, проблемы сексуальных меньшинств лучше подавать под соусом 'аля умно', чем показывать тривиального человека. Стоит заметить, что лучшие фильмы на тему определенности пола (Парни не плачут, Поцелуй женщины паука, Жестокая игра) обходили эти фэйспалмы стороной. Этот ход не дает никакой окраски фильма, поскольку фильм не о литературе. Он о страданиях любовной парочки, которая потеряла себя в конфликте идентификации личности. Какие это годы определить сложно, поскольку фильм поставлен в манере китча, то опираться можно на незначительные детали, в том числе музыку, которая подобрана настолько бездарна, как и литературные аллегории 'Анны Каренины'. Во-первых под Funeral party группы Cure не танцуют Slow Disco от St. Vincent. Во-вторых самые популярные хиты классической музыки не сделают фильм интеллигентнее. В-третьих режиссер так и не решился окончательно, как ему снимать фильм - то ли в стиле проекта Догма 95, то ли с рафинированными планами голливуда и рекламными вставками. В итоге - типичный китч, проданный по цене артхауса, рассказывающий о бытовухе с маскировкой под жестокий непонимающий мир, и слезы апреля.

SumarokovNC-17
SumarokovNC-1718 июня 2014 в 13:00
И это все о нем

Лоранс Алия - обычный преподаватель 35 лет от роду в обычном французском колледже. Однако Лоранс весьма необычный человек, ибо он поэт и литератор на верном пути к успеху, а еще он влюблен до исступленной неистовой безнадеги и томительной неги в теле в милую беззаботную Фредерику, или же просто Фред. На дворе завершает свой сверхскоростной бег 1989 год и наступают свободолюбивые и эпатажные в своей сексуальной и социальной раскованности 90-е. И во имя любви, под китчевый аккомпанемент бурлящего и звенящего нового времени, Лоранс решает сменить пол. Не самое невинное дитя канадского и французского кинематографа, решивший в одночасье сбросить с пьедестала и Кроненберга, и Эгояна, в свое время блеснувший яркой ролью в брутальной философической массакре ложьевской мартирологии, Ксавье Долан, снискавший славу вундеркинда от Цейса и главного фаворита искушенных Канн, во многом является режиссером с космополитическими взглядами на кино, впитав в свое творчество, вызывающее кардинально противоположное к себе отношение, все традиции классического и современного европейского кинематографа. Его провокационный дебют 2009 года 'Я убил свою маму' был сродни парафразу всей французской новой волне, мастерски переиначенной Доланом на лад современных постмодернистских игрищ; 'Воображаемая любовь' утонула и вовсе в аллюзиях на итальянский неореализм, а предпоследняя по счету крупная постановка Долана, открывшая в свое время Канны, фильм 'И все же Лоранс' 2012 года больше всего настроен на немецкую новую волну и изыскания испанца Педро Альмодовара. Причем с последним у Долана есть немало общего, ибо роднит этих двух неоднозначных творцов предрасположенность к чрезмерной эстетической совершенности, доведенной до состояния фетишистского перфекционизма, практически до броского китча, когда изобретательная форма попросту изничтожает содержание, а также определенная избирательность в выборе главных выразителей идей фильмов, центральных антагонистов и протагонистов, ибо все без исключения герои Долана, как и дона Педро, это фрики, геи и лесбиянки, а также трансвеститы и транссексуалы. Долан - это по сути более молодая копия Альмодовара, очищенная от утрированной мелодраматичности и превзошедшая своего учителя. Впрочем, если, говоря о последних представителях нетрадиционных меньшинств, Альмодовар в своих восьмидесятнического периода фильмах подразумевал своего давнего соратника Фани МакНамару, то Ксавье Долан в 'Лорансе' уже предельно условен и метафоричен, расширяя по сути историю одного конкретного индивидуума до границ универсальности и обобщенности, дабы через призму жизни Лоранса показать яркий слепок эпохи, людей в ней, не похожих на остальных, и обрисовать их трагедию как можно более рельефно и насыщенно в своем драматургическом и режиссерском наполнении. Словно лайтовая версия 'В году тринадцати лун' Фассбиндера, в центре всего нарратива ленты находится персонаж, переживающий кризис личности и проблему самоидентификации, возникшей у героя не по блажи и этакому капризу, а как естественный ход вещей. Герой Мельвиля Пупо перерос себя как мужчина, достигнув возраста собственной зрелости. Его выбор - это лишь его выбор и ничей другой, который он не стремится навязать кому-либо, но и оспорить его тоже не позволит. Лорансу привычнее стать женщиной, отказаться от надоедливого отростка между ног, чтобы потом сменить и свою социальную роль, и роль в любовных отношениях, которые лишь до определенного этапа своего развития были легки и непринужденны, эфемерны и забавны. Совершенно неслучайно временем действия всего длинного повествования фильма избраны именно 90-е годы, когда эмансипация достигла своего пика, и женщинам стало жить намного легче и комфортнее, чем мужчинам. И также не случайно возлюбленная Лоранса является больше Фредом, нежели Фредерикой. В этом альковном дуэте она активная сторона, а Лоранс - сугубо пассивная, избравший смену пола в качестве наиболее эффектного выхода из собственной маскулинной ничтожности, ведь быть мужчиной и являться мужчиной вещи очень разные. Первого женственному Лорансу не дано явно с самого его рождения, а второе легко исправит операция. Лоранс в прямом смысле вынужден противостоять всему окружающему его миру и преодолевать собственную инаковость вопреки всему, обретая свое Я. На выходе конфликт самоидентификации решен без тяжеловесности и аберрантной утомительной умозрительности финальных выводов. Странно, безусловно, что двадцатилетний паренек-режиссер еще не дорос до собственного персонажа. Физически, конечно, нет, но морально и ментально - однозначно да, ибо Ксавье Долан свой жизненный выбор уже давно сделал. Теперь дело за его ровесниками и современниками, для которых секс - это просто секс, любовь спасет мир в лучшем духе вычурного хипстерства, а ориентация вообще третьестепенна. 10 из 10

gordy
gordy11 мая 2013 в 21:48
Долгое обрезание

Ранним фестивальным успехом Ксавье Долан добыл себе признание кинематографической состоятельности и репутацию явления культового и даже культорологического, масштабами сравнимого с легендарными фигурами наподобие Бертолуччи или Каракса, чья анаморфная стильность и символьное расширение стали генератором напряжения зрительского интереса, сопровождающего появление каждой их новой работы в ожидании очередного прорыва, подъёма и покорения новых высот. Мощный всплеск, произведённый дебютной картиной ' Я убил свою маму', разошёлся у режиссёра двумя кругами, первым из которых оказалась 'Воображаемая любовь', а вторым, последовавший затем фильм с двояко переводимым названием 'И всё же Лоранс', где придерживающийся нетрадиционного движения Долан попробовал реализовать ещё одну тему сексуального риска, ступив на зыбкое поле трансгендерных состояний, используя персональную историю, как шокирующий предлог. Его герой уже перерос автора, представляя собой фигуру зрелого мужчины, казалось, давно нашедшего своё место в жизни, доказав всем свою профессиональную состоятельность, но так и не состоявшись индивидуально определённой личностью, внезапно укрепляясь в убеждении, что на самом деле он не тот. Странно, как это открытие не пришло к нему раньше, лет так в десять или пятнадцать, в восемнадцать или двадцать пять, чтобы не было так мучительно больно подруге, чей друг исповедуется в своей женской сути, меняя костюм благополучного университетского профессора на платье изгнанной писательницы, страдательно сживаясь со своей новой сущностью и уверяя в ней перепуганных родителей, идя по ломаному пути самоидентификации, растянувшемуся на многолетия мук и терзаний, которые режиссёр настоятельно выдаёт за романтический стих. Только это не сонет, а роман в письмах, бесконечно растягивающий время, заполняющееся гневными спорами и спорными словесными тирадами, из которых разнузданный режиссёр создаёт вязкую атмосферу бергмановского поиска, оформленную фордовской эстетикой, выливающейся в контрастирующее небрежными обрывистыми переходами сочетание разговорной бытовухи с хайтековской визуальщиной, украшающей световым шармом несусветную фантазию Долана, заставляющего Мелвиля Пупо по частям отрезать своё мужское достоинство, оставляя место бесконечно затянутым монологам, призванным драматизировать участь половых перерожденцев, отсвечивая манифестными замашками автора, откровенно эксплуатирующего ещё одну тему про сексуальное меньшинство.

remarkable71
remarkable717 июля 2013 в 18:51
Ксавье Долан. Чем дальше, тем скучнее.

Третий по счету фильм молодого режиссера, третья история о сложностях. Если сравнивать эту картину с 'Воображаемой любовью' и, тем более, с 'Я убил свою маму', то, на мой взгляд, она проигрывает по всем пунктам. Хотя тема взята новая и провокационная, и, при желании очень даже можно было снять нечто гениальное, однако у Долана на этот раз вышло что-то нелепое. Главной ошибкой этой работы является продолжительность фильма. Да, тема тяжелая; да, есть о чем поговорить. Но не три же часа! К тому же, ладно бы все три часа представляли собой динамику и интенсивное развитие сюжета... Так нет, по сути, на протяжении всего этого времени, картинка не меняется. Скажу честно, после первого часа я поймала себя на мысли, что с легкостью бы выключила этот фильм, но интерес к его автору пересилил, и довольно большой кусок из середины я просто пропустила. Обычно, когда пропускаешь часть фильма, потом какое-то время не понимаешь, что происходит, появляются новые герои или какие-то события происходят. А тут у Лоранса только волосы отрасли. Хотя, не могу не отметить и нескольких плюсов, потому что они все же есть. Например, потрясающая игра актеров, а особенно Сюзанн Клеман (Фред), побольше бы таких актрис (сравнить хотя бы с безэмоциональными лицами некоторых известнейших американских див). Очень реалистично переданы все истерики, метания и сложности взаимоотношений, что, несомненно, вытягивает картину. Еще из плюсов - безумно красивые планы, размытие фокуса, цвета. Это, безусловно, уже можно назвать авторской отметкой Долана, которую он переносит из фильма в фильм, и, кстати, небезуспешно. Ну, и, конечно, сюжет. Безусловно, тема затронута сложная. Человек, которому настолько противно быть собой, что он решает рискнуть всем, что у него есть, чтобы смотря утром в зеркало видеть то, чего он так долго ждал. Конечно, картинка получилась чуточку идеализированная, по крайней мере, в самом начале, когда главный герой пришел в школу в новом образе в первый раз. Подростки, они и есть подростки, не важно, во Франции или где-то еще. Вот представьте, вы учитесь в школе (класс 10-11), а ваш учитель-мужчина приходит на урок в платье. Что, во всей школе не нашлось парня-сволочи, который бы заорал что-нибудь некультурное? Я сомневаюсь. Хотя, у Лоранса и без этого трудностей хватало, не спорю. В общем, если бы он просто был немного короче, то, возможно, это бы спасло положение. Потому что, повторюсь, для гениальной работы у Долана было все: отличная тема, прекрасные актеры и, главное, талант.

MyTube
MyTube9 декабря 2012 в 16:55
По-любому Лоуренс!

Новый фильм Ксавье Долана не о подростке и не о молодых тусовщиках-фантазерах - героев его предыдущих двух творений. Третий фильм, и он, вероятно, уже знаковый в карьере режиссера - о 35-летнем мужике, в один день обнаружившим, что он больше не хочет быть мужиком и нацеливается на смену пола. Единственным аргументом 'против' выступает не социум (работа) и не создатель (мать), а любимая женщина. Ведь Лоуренс, как, наверное, и любой 35-летний мужик уже пару лет находится в романтических отношениях. Со странной и немного нервной Фредерикой. В своем будущем Лоуренс уверен, что сменит пол, но о смене партнерши он даже не задумывается, поскольку Фред - любимый и проверенный для него человек. Забавно, что автор начинает историю о Лоуренсе с 1989-го - года своего рождения, и останавливается на 1999 - годом, когда наступит новый век. Целых 10 лет из жизни Лоуренса и Фред: этап за этапом эти двое будут развиваться и устраивать свою жизнь, но никогда не смогут друг друга забыть. И если для Лоуренса, в принципе, все ясно: после 35-летия он собирается принимать гормоны, создавать свой новый стиль и учиться подавать себя как женщина (которой он, вероятно, и был рожден), то для Фред все планы на будущее оказываются под срывом. Она, безусловно, любит своего бойфренда, но не вряд ли представляет себе жизнь с женщиной. Она это озвучивает сразу после того, как Лоуренс расскажет ей о планах изменить пол. Он указывает на свои мышцы, щетину, первичный половой признак, говоря о том, как он это не ненавидит в себе. 'Черт, ты назвал все те вещи, которые я в тебе люблю', - печально отвечает ему женщина. Это и является началом конца: действительно ли связь Лоуренса и Фред - духовна, и смогут ли они жить друг с другом дальше. И такой фильм в карьере Долана просто необходим. В Германии 70-х Райнер Вернер Фассбиндер много снимал и писал о трансексуалах, однако немецкий классик слишком увлекался мелодраматизмом и социальным статусом людей, сменивших пол. Ксавье Долан, живущий в век Леди Гаги, которая призывает каждого раскрываться по принципу 'born this way', не старается шокировать или удивить зрителя своим героем (или героиней). Он ставит на первое место вопрос о партнерской привязанности и обязанностях. И если двум интеллектуалам весело и круто вместе, может ли один из них в корне изменить свою жизнь, уверенный в том, что второй его поддержит и примет. Или жизнь второго будет развиваться совсем по другой схеме, далеко отличной от привычной? Еще у Долана, как всегда, превосходный финал. Очаровательный и лиричный, стоящий всех финалов выдающихся мелодрам. Кажется, что режиссер изначально придумывает чем кончится его история. Так вот на этот раз все было гораздо проще.

Александр939
Александр9396 декабря 2012 в 10:06

Не буду повторять справедливую хвалу в адрес Долана по поводу музыки и работы с цветом. Хотя, мне показалось, что в данном фильме ничего нового в этой части по сравнению с двумя предыдущими фильмами он не показал. У меня впечатление, что основная интрига, на которой построен сюжет, автором не продумана до конца. Кого любит Фред? Мужчину или андрогина? Судя по ее жесту, когда она в шоке проверяет промежность Лоуренса (а он отвечает, что еще не успел все сделать до конца), - конечно, мужчину. Да она и кричит: 'Мне нужен мужчина!' Но тогда, очевидно, отношение Фред к 'Лоуренсу до' и 'Лоуренсу после' должно быть разным? Но нет, вновь роман - с женщиной? Окраска не сменилась, актриса не сыграла, да и наверно этого не было написано. И женщина из Пупо получилась, прямо скажем, не очень - мужик остался мужиком, только с макияжем. Но это противоречит всем разговорам героя о его внутреннем самочувствии: он хотел перевоплощения с детства - так вот же он попал в свою стихию! Выходит, ощущение женственности было фиктивным. Странно выглядит сама идея постепенного перевоплощения, начиная с внешнего вида. Вполне ожидаемо, что вид полноценного мужчины в женском обличье вызвал шок у всех окружающих. Зачем нужен был этот шаг? Чтобы проверить терпимость общества? Не только в 90-е годы, но и сегодня это зрелище навело бы многих на мысль о психическом нездоровье. Кстати лучший из эпизодов фильма - сцена бешеной отповеди Фред официантке в кафе - инициирован именно этой реакцией. Эмоциональный взрыв отнял последние силы Фред, и она перестала бороться за возвращение любимого. Через годы, при встрече героев всё должно было выглядеть иначе - две женщины и память о мужчине. Однако этого мы не видим. Невероятно сложная вещь - переход в противоположный гендер. Несмотря на желание и активное действие - как это: 'я' был мужчиной, 'я' -женщина? Даже необыкновенно талантливый Мерфи у Нила Джордана в 'Завтраке на Плутоне' играет не процесс перевоплощения, а результат. А какие стихи пишет женщина-Лоуренс? Каков в них лирический герой? Ксавье Долан - очень одаренный человек. В свои 23 года столько снять и так по-своему, и так ярко! Но удались ему по-настоящему первые два фильма 'Я убил свою маму' и 'Воображаемая любовь'. Можно упрекать автора в камерности тех сюжетов, но нужно признать, что оба фильма выстроены увереной рукой и, главное, со знанием этих жизненных историй, а потому необыкновенно достоверны. Смотрятся на одном дыхании. 'Лоуренс' же, похоже, во многом надуман, причем детским непосвященным воображением. Так и хочется вспомнить одну из детских записей Вересаева: 'Графиня, вы не можете ехать, вы не знаете, что у вас сейчас должен родиться ребенок!'

artyguy
artyguy11 января 2013 в 14:13
В любом случае Лоуренс, Ксавье Долан, Франция, Канада, 2012 год

Кратко оценить третий фильм Долана можно тремя словами: хорошо, но много. Дебютная картина режиссера, принесшая ему мировую известность и возвестившая ubi et orbi о его гомосексуальности называлась «Я убил свою маму» и рассказывала о непростых отношениях подростка — гея с матерью консервативных взглядов. Вторая - «Воображаемая любовь», где как и в дебютной ленте Долан сыграл заглавную роль (или почти заглавную) описывала историю, закрутившуюся в любовном треугольнике, вершинами которого являлись парень и его подруга, а также пришлый молодой человек, который умудрялся флиртовать как с первым, так и со второй. При этом во второй картине некоторые критики усмотрели тревожные признаки стагнации — картина как будто под кальку срисована с первой с той лишь разницей что поменялись диалоги, да имена главных героев. Однако в третья картина доказывает, что о таких неприятных для режиссера вещах применительно к Долану говорить еще очень и очень рано. Во-первых, он наконец, подобно барону Мюнхгаузену вытащил себя за волосы из кадра. А во-вторых в картине стали появляться ранее не мелькавшие там нотки. Вообще складывается впечатление, что Долан последовательно двигается дорогой позднего фон Триера или быть может, Тарковского (кстати первый нередко цитирует последнего), делая значительный акцент именно на визуальный ряд. Картина получилось очень стильной, одежда актеров подбиралась под цвет декораций, а декорации под цвет костюмов. Разноцветные контактные линзы просто откровенно бросались в глаза. При этом пару раз возникало ощущение, что на экране не кадры из фильма, а просто 24 или 48 быстро-быстро снятых фотографий в Инстаграмме. Вместе с тем, в картине сохранилась узловая для первого фильма проблема — отношения сына-гея (кроссдрессера/трансгендера) с матерью на фоне достаточно туполобого отца. Кстати, что у Долана всегда получается хорошо, так это показывать как бесконечно малыми и казалось бы абсолютно простыми вопросиками-замечаньицами грубые люди могут ранить человека. Эдаким толстокожим существами кажется, что несут они сущую безделицу, на которую они бы, как им казалось вообще бы не реагировали. Вместе с тем признавая несомненные достоинства картины стоит указать и на слабые стороны фильма. Прежде всего, это продолжительность. Если первый фильм был чуть меньше 100 минут, а второй чуть больше этого времени, то третий едва ли остановился на 160. Даже при наличие хорошего сценария и добротной игры актеров сделать такое полотно постонно-интересным для зрителя очень и очень сложно и тут, судя по всему, кроме таланта нужен и опыт, который у Долана пока только нарабатывается. Из-за этого середина картины вдруг провисает и даже бесконечно красивые картинки, призванные создать атмосферу, не спасают, а лишь еще более сбивают из без того угасающий темпо-ритм повествования. Подобные странный «крюк» к финалу делается и в конце, в результате чего последние минут 15 также лично мне показались ненужно затянутыми. Говоря об актерских работах, следует отметить смешение стилей, где одновременно с драматическими характерами попадаются и откровенно гротесковые образы, которые в известной степени оживляют действие. Мельвиль Пупо выгляд вполне себе транссексуалом, ну а Сюзанн Клеман в вполне себе откровенно закатывает ему истерики с битьем посуды и прочими изысками. Хотя даже отсутствие Долана в кадре не позволяет ни на секунду забыть, что именно он является (как бы пошло это не звучало) осью вокруг которой вертится весь механизм кинопроизведения. 9 из 10

10inok
10inok29 апреля 2019 в 11:37
Мир меняется, важно это понимать...

Фильм потрясающий! Сильнейший по энергетике, глобальности поставленных проблем, роскошной игре актеров, музыкальному сопровождению и искренности режиссерского высказывания. Кто из героев маргинал? Далеко не Лоранс... Но те, разнообразные, которые лицемерят, говоря, что отстаивают этические принципы, а на самом деле, пряча глаза от правды, попирают святую свободу; кто трусит и не борется за свою сущность, данную от Бога. Отличные от большинства, не всегда падшие и потерянные для общества люди. Они - ДРУГИЕ, такие, какими их создал Господь, и у них есть своя миссия на этой грешной Земле. Мир меняется. Вспомните сцену в фильме, когда студенты колледжа спокойно и уважительно отреагировали в аудитории на новый прикид любимого препода: '...мне кажется, наше поколение может это воспринять. Только небо нас ограничивает.' - так комментирует главный герой эту ситуацию. Да, зрители стали свидетелями драматического крушения почти неземной любви, но это того стоит, если речь идет о самоопределении личности. 8 из 10

vital4ikk
vital4ikk5 ноября 2016 в 12:44

После просмотра предыдущих картин Долана, которые не произвели на меня впечатления, к этой отнёсся с ещё большей опаской, всё же хронометраж нешуточный, а тема слишком модная и избитая, особенно в кинематографических кругах. Но опасения были более чем напрасны. Наконец-то Долан раскрылся, как полноценный режиссёр, а не как талантливый плагиатор. Ни грамма нарциссизма (его персона отсутствовала в кадре), только голые чувства. Не думал, что когда-нибудь буду сопереживать подобным личностям, но фильм мягко, но в тоже время бурно, усыпил мою консервативность. Всё настолько эмоционально доступно, что проникаешься даже пониманием, сочувствием. Единственно, Долан не смог пойти до конца в своих страстях и в итоге решил угодить более широкому зрителю, сделав историю любовным триумфом. Слишком сказочно, что порождает море вопросов и ни одного ответа. Что важнее - самопознание, самовосприятие или Любовь? Фильм не имеет логического завершения, всё провисает в розовом тумане, что несомненно может не понравиться зрителю, но учтите, это единственный минус картины. Если сравнивать фильм с его собратьями, например, безвкусная 'Девушка из Дании', или 'Новая подружка', которая любопытна, но не более, то этот фильм явно на голову выше не только упомянутых, но и всех мне известных на схожую тему. Что касается актёрской игры, то здесь никаких нареканий. Без лишней рефлексии, соплей, только лишь попытки жить-дружить с реальностью. Герои понимают, что им надо и почему и пытаются как-то с этим справиться. Перевоплощение из мужчины в женщину вышло весьма удачным, Пупо идеально справился со своей ролью, настолько, повторюсь, что градус сопереживания был очень высок. Фильм буду рекомендовать к просмотру, это пронзительная история, которая пролетит незаметно, не смотря на длительный хронометраж, но оставит след в душе каждого человека. Эта картина учит любить, даже когда это невозможно. Всем желаю приятного просмотра!!!

redkomarina
redkomarina1 сентября 2016 в 15:43
И всё же Долан.

Мне не нравится, что Долана в последнее время культивируют на французском пантеоне, но всё же в его трагикомедиях есть нечто цепляющее: К примеру, как он парит над сюжетом, первостепенно затрагивая темы, наиболее близкие каждому сегменту общества. В « И всё же Лоранс' сюжетной доменой является не тематика гендерной трансгрессии, а вещи, включённые во всякий базис: любовь, взаимоотношения, преодоление препятствий. Долан не впервые затрагивает злободневную проблематику ЛГБТ, но она плавно соприкасаются с сюжетом, а не является основной темой сюжетной линии. И, учитывая, что фильм построен на диалогах, а вернее является неким псевдо- интервью, заявлен катарсис, хоть и кульминация проявляется намого ранее, чем в жанровом классическом кино. Он ломает конструкцию, но делает это наиболее деликатно. Хочется отметить эпизодические роли, которые играют долановские любимицы- Монья Шокри, Анн Боссе. Персонаж Шокри завуалированная метафора, вернее обыгранное 'лицо общества' - в ней есть скепсис, отторжение, сопротивление, презрение и смирение. Ей можно было бы уделить чуть больше внимания и кадров фильма (имхо). Если вы визуальный эстет или любите длительные монологи в кино вперемешку с концентрированной констатацией жизненных событий человека- можете без страха и упрека выделить два с половиной часа на просмотр данного кино.

johny_cologne
johny_cologne19 января 2016 в 22:42
Подмена

Во время просмотра я побывал в преподавательской, в аудитории, в школьном коридоре, в кабинете директора, в столовой, в закусочной, в баре, в кафе, в огромном дворце-салоне эпохи модерн. Видел лето, весну, осень и зиму. Слушал звук воды в ванной, в кухне, в туалете и в домашней прачечной. Наблюдал за падающим снегом, разлетающимися листьями и смотрел как в воздухе кружится яркая разноцветная одежда. Ксавье Долан выбрал в художественные инструменты время и пространство. Огромное количество локаций, ситуаций, диалогов, затронутых тем свидетельствует о большом количестве времени, заключённого в один фильм. Сделана попытка показать человеческую цивилизацию, живущую на полном ходу. Попытка вышла изящной и ускользающей. Но красивая попытка - это декорация, на фоне которой разворачивается главная история. И тут кроется одна незаметная подмена. Заявленная проблема в фильме - это самоосознание героя, принятие себя и борьба за то, чтобы быть принятым таким, какой он есть. Это - не главная история. Отрывок жизни Лоранса рассказан лаконично и аккуратно. Все персонажи на строго отведённых местах, играют свои роли в соответствии строго определённой режиссёром мотивации. История представлена как бы со стороны: мы лишь свидетели действия. В фильме нет ничего, что помогло бы понять нам героя, раскрыть его мысли и чувства. Творящееся вокруг является ещё одним персонажем, пусть и независимым в какой-то мере от истории героя. К концу третьего часа Лоранс так и остаётся незнакомцем, каким был в начале. Главной историей тут является рассказ Ксавье Долана о себе. Тема: внутренний мир режиссёра, убеждения, ценности, и не через призму собственного лица и автобиографических переживаний, как в первых двух фильмах, а через визуализацию всех этих чувств временем, пространством и обществом. Первое явление публике автора в кино без самого автора. Весь фильм - это подмигивание молодого режиссёра зрителю. То самое подмигивание, которое кочует у Долана из фильма в фильм. А история Лоранса - это случайный прохожий, с котором можно встретиться в парке; увидеть и никогда больше не повстречаться с ним, не узнать его жизнь.

xxyesxx
xxyesxx27 января 2015 в 20:23
Канадский романтизм (no spoilers)

Сразу хотелось бы отметить, что рецензия целиком и полностью посвящена Ксавье Долану, человеку талантливому, незаурядному, успевшему за свою не столь длительную карьеру кинематографиста создать шумиху вокруг своего имени. О нем говорят. Говорят не только в его родной Канаде, но и за океаном. Ему пророчат, его восхваляют, а он продолжает снимать кино на темы, которые его волнуют. Он доказал, что может снимать фильмы не только о молодом поколении, не только о сверстниках (режиссеру всего лишь двадцать пять лет); и делает это виртуозно и с легкостью, которая присуща этому молодому дарованию из Монреаля. У Долана есть свой почерк, легко узнаваемый и в то же самое время неуловимый. Этот фильм о любви; о любви не простой, а с осложнениями. Главный вопрос фильма: что может стать препятствием на пути настоящей любви? Существует ли такая форма любви, которая могла бы не замечать условности? Фильм наполнен цветом. Если хочется окунуться в атмосферу начала 90-х - пожалуйста! И в этом фильме Долан затронул свою давно излюбленную проблему - проблему матери-сына (он поднимет ее снова и в своем следующем творении 'Мамочка'). Ну и, конечно же, музыка. Как можно не упомянуть треклист, который использует режиссер, благодаря которому мы с легкостью погружаемся в жизненную среду конца 80-х, начала 90-х. Музыкальная подборка продиктована модой на музыку, рожденной во времена навязчивой, претенциозной романтики 80-х. Это и делает ее великолепной. Самым ярким музыкальным пятном в фильме, пожалуй, является сингл британской синти-поп группы Visage - Fade to Grey. Стоит посмотреть этот фильм и ради того, чтобы задать себе вопрос: имя Сюзанн Клеман - почему до сих пор оно было не на слуху? 9 из 10

LutraLu
LutraLu3 марта 2013 в 19:31
Слишком сложно, чтобы быть гениальным

В 35 лет Лоуренс осознает, что больше не в силах сдерживать внутреннее напряжение и решается представить себя обществу в новом образе – женщины. До конца не осознавая всех тягот новой жизни, Лоуренсу стремится помочь его жизнерадостная подружка Фред, пока ее не накрывает волна осуждающего внимания общества. Фред понимает, что хочет видеть Лоуренса только мужчиной, и при всей внешней неординарности, по сути, хочет иметь самую нормальную жизнь. В итоге сюжет фильма вращается между желаниями Лоуренса – быть с Фред, но оставаться собой и желанием Фред иметь нормальные отношения. Наблюдая весь этот коктейль из неплохого сюжета и визуальной картинности, не покидает ощущение, что все это уже было в прошлых фильмах Долана: излюбленные приемы, вроде замедленной съемки, пауз, приумножающих тонкость ситуаций, цветовые решения. Из нового только сюжет, все более не личный и потерянный за обилием формы. В этом фильме всего слишком много, объемная тема потерялась в декорациях, растеряв целостность содержания. Тем не менее, фильм вышел неплохой, но если в «Воображаемую любовь» и «Я убил свою маму» веришь безоговорочно, то мотивы главных героев этой истории порой вызывают недоумение. Более честно тему транссексуалов раскрывают «Трансамерика» и «Завтрак на Плутоне», ну а в этом фильме есть все, за что любят Ксавье Долана, в излишке, поэтому 8 из 10

Rey Khmeleva
Rey Khmeleva11 февраля 2013 в 11:28
Пол и потолок

Думала, что подобного рода и 'начинки' фильмы не могут никого оставить равнодушным, но я ошибалась. Изумительный режиссер, снявший сие творение, поразил меня своим первым фильмом 'Я убил свою маму' и премьеры 'В любом случае Лоуренс' я ждала с нетерпением. Все очень противоречиво. Начало, конец фильма. Кульминации как таковой не было, 'В любом случае Лоуренс' идет без малого три часа (2 часа и 41 минута) и было крайне тяжело все это время следить за происходящим на экране. Думаю, что режиссер Ксавье Долан хорошо понимал о чем снимал свой первый фильм ('Я убил свою маму') и 'потерялся' в своем третьем творении. Истории о смене пола, о своей идентификации всегда очень трагичны априори. Но у Долана, помимо искания главного героя и принятия себя, все таки на первом месте стоит любовь. Тоже крайне противоречивая. Героиня Сюзанн Клеман, узнав что ее молодой человек решил сменить пол, мечется, то ли ей остаться с ним, то ли остаться с обществом. Скорее всего, искать себя нужно было ей. Вот кто действительно потерян в этом мире и не знает, чего хочет. Фильм не дает никаких ответов, ставя только вопросы. Что важнее - любовь или самопринятие? Режиссер, Ксавье Долан, мастер цвета, картинки, он удивительный художник и это видно в каждом его творении. От некоторых кадров бегали мурашки и стоял ком в горле. Это работа, как мне кажется, поиск самим режиссером тех ответов на вопросы, которые он задает себе. Я запуталась и почти не верю. Не ему, не его истории. 6 из 10

chekasina
chekasina20 декабря 2012 в 20:19
'Не супер-нормальные'

- Это восстание? - Нет, это революция. История-революция от Ксавье Долана. Очередная картина канадского режиссера о любви, снятая в 2012, но показывающая 90-е, эти события, конечно, были вызовом для того времени. Представьте, что однажды ваш молодой человек откроется вам: всю жизнь он хотел быть девушкой и он больше не будет терпеть, он хочет изменить себя. Он не гей, он любит свою девушку, Фредерику (Фред). Фред противоречиво реагирует на это. Конечно, она хочет помочь Лоуренсу, но она не планировала себе такую жизнь: она хотела детей, уютный дом, праздники с родными. Лоуренсу тоже не легко он пытается объяснится с коллегами, родными. 'Это твое решение, это свободная страна' - говорят они, однако не могут принять его новый облик. Фред изо всех сил пыталась остаться, но это было слишком трудно. В итоге, они пытаются каждый жить своей жизнью. Половину жизни Лоуренс пытается стать тем, кем он себя чувствует, борясь с собственными чувствами к Фредерике и с осуждением окружающих. - Взгляды для вас что-нибудь значат? - Не знаю, воздух значит что-нибудь для ваших легких? В финале, главные герои выбирают ту жизнь, которая кажется для них правильной. Ксавье показывает нам 'не идеальных' людей, как всегда прекрасно раскрывая их образы. Особый шарм его фильмам придают безмолвные сцены, где перед нами только действия героя и музыка, которая как всегда прекрасно подобрана. В конце остается вопрос, который актуален не только для времени картины, но и сейчас: а наше поколение способно принять это?

Hunger
Hunger2 декабря 2012 в 14:05

На этот раз Долан зашел гораздо дальше за грань нетрадиционных сексуальных взаимоотношений и продемонстрировал довольно-таки странную историю любви между женщиной и мужчиной, решившим сменить пол. Да-да, все мы знаем, что Долан давно является фаворитом Каннского фестиваля, но от фильма к фильму почему-то теряет хватку. Это как с писателями, однажды написавшими классный роман, но на протяжении всей последующей карьеры так и не прыгнули выше головы. Тот факт, что в фильме Долана все блестит и сияет – значит, ничего не сказать. Он прекрасный визуальный композитор, этого у него не отнять (некоторые сцены так и вовсе могут вызвать эстетическое наслаждение, как и с «Воображаемой любовью»). Но когда дело доходит до сценарного развития, то здесь наступает большая беда. Два его предыдущих фильма славились «авторским кризисом», когда действие фильма вдруг сбавляло обороты, а то и вообще тормозило всю суть интриги. В «Лоуренсе» та же проблема, за исключением диалогов, написанных явно не по годам развитым молодым человеком. Мне фильм почему-то показался историей Фред – девушки Лоуренса. Ведь наиболее поступательное развитие характера и формулы жизни проявляется в ней, нежели в ее возлюбленном. У нее самые «сильные» эпизоды фильма, когда ярость и гнев просто-напросто фонтанировали через край самообладания и самая тонкая «игра». Кажется, Ксавье и сам далеко не продвинут в понимании темы фильма, поскольку Лоуренс уж слишком резко перешел от обыденного и счастливого мировоззрения до ненависти к себе как к мужчине. Мне как человеку интересно было понять такой серьезный шаг, сделанный Лоуренсом, но по сути я увидел лишь любование Ксавье женского образа Мельвиля Пупо. С другой стороны, такую серьезную попытку предпринял пока только этот режиссер. Хотя у Нила Джордана получилось куда более грациознее.

oleeeja
oleeeja26 ноября 2012 в 20:15
-Fred Belair. -Laurence Alia. -Laurence who? -Alia. But... It's Laruence, anyways.

После этого фильма остались очень неоднозначные ощущения. С одной стороны я понимаю, что только что я посмотрел один из самых лучших фильмов, которых я когда-либо видел, а с другой — то, что я его уже посмотрел. Для меня до сих пор остается загадкой, как столь юный режиссер, Ксавье Долан, может снимать такие мудрые фильмы? «Я убил свою маму» и «Воображаемую любовь» я смотрел с превеликим удовольствием и этот фильм не стал исключением. Как и предполагалось, Ксавье переплюнул самого себя. Об этом фильме нельзя говорить много, если вообще можно говорить. Его нужно видеть и чувствовать. Этот чарующий слоу-моушн под отличное музыкальное сопровождение, этот простой, но четко сдержанный стиль, пленящий пафос… Изумительно красивые сцены, после которых хочется кричать. И не стоит связывать его сексуальную ориентацию и темы, которым он посвящает свои фильмы с тем, что он пытается передать, это совсем неуместно. Напоследок хотелось бы упомянуть о его фирменном 'начале в конце', это в очередной раз вызвало у меня бурю эмоций и оставило приятное послевкусие. Благодарю Ксавье за шедевр, который оставил след в моей душе, и который я буду пересматривать ещё огромное количество раз; и корю себя за то, что я не смог передать словами и сотой доли того, что ощутил. Браво, Долан! 10 из 10