Присцилла: Элвис и я: отзывы и рeцензии

kinokidd
kinokidd28 декабря 2023 в 00:42

14-летняя Присцилла Болье (Кейли Спейни) и 24-летний Элвис Пресли (Джейкоб Элорди) знакомятся на вечеринке в Германии в 1959 году и становятся самой обсуждаемой парой Америки. Новый фильм Софии Копполы рассказывает об их совместной жизни вплоть до расставания в 1973 году. В основу сценария положена книга «Элвис и я», написанная Присциллой Пресли в 1985 году. Фильм трудно назвать биографическим, поскольку это вовсе не рассказ о жизни Присциллы, а скорее ее впечатление о жизни с Элвисом, которого из-за постоянного отсутствия почти незаметно в фильме, за исключением моментов, когда он появляется, чтобы внезапно разозлиться и бросить в нее стулом или сказать, что ей не идет ее новое платье, потом неожиданно засыпать поцелуями, подарками и пустыми обещаниями после чего вновь пропасть на неопределенное время, оставив скучать в компании прислуги и маленькой собачки. В фильме также напрочь отсутствуют хиты Элвиса Пресли и не только потому, что София Коппола не получила разрешение на использование его песен, но и потому что эта гулкая пустота отлично подходит для целей Копполы. Как лучше представить Элвиса властным холодным бесчувственным эгоистом, чем игнорировать то, что сделало его величайшим артистом современности? Если убрать его сверхчеловеческие таланты, то он опустится до уровня обычного человека. Элвис Софии Копполы слишком высокий, но это было сознательным решением создателей фильма сделать его возвышающимся над Присциллой, используя разницу в росте как метафору. Рост Элорди 196 см, а Спейни 155 см – настоящий Элвис был ростом 182 см, а Присцилла – 163 см. Присцилла вынуждена смотреть на Элвиса снизу вверх, что еще больше увеличивает его значимость в ее жизни в глазах зрителя. Действие фильма происходит в уютном полумраке, лучи света лишь изредка пробиваются сквозь окна озаряя лицо Присциллы. С одной стороны цветовое решение придает фильму аутентичность 60-х и 70-х годов, создавая теплое ощущение комфорта, с другой создается впечатление замкнутости и отрешенности от окружающего мира, как будто вся жизнь молодой девушки проходит за закрытыми шторами. Кейли Спейни 25 лет и ей удалось убедительно сыграть девочку 14 лет трепетно переживающую первую любовь и разочарованную женщину 27 лет с ребенком на руках. За роль в фильме Спейни была удостоена Кубка Вольпи – престижной награды жюри Венецианского кинофестиваля. Кубок Вольпи в свое время получили Вивьен Ли, Софи Лорен и Катрин Денёв. В 1966 году советская актриса Наталия Аринбасарова также удостоилась кубка Вольпи за лучшую женскую роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель». Если в «Элвисе» База Лурмана Присцилла в исполнении австралийской актрисы Оливии Дейонг кажется самостоятельной и далеко не робкой девушкой с хищным цепким взглядом, подчеркнутым ярким макияжем, которая знает чего хочет, то в фильме Копполы Присцилла представлена как жертва харизмы влиятельного артиста, ослепленная его обещаниями и собственными мечтами, лишенная голоса и мнения наивная и одинокая пленница короля рок-н-ролла в золотой клетке, из которой ей не хватает смелости выбраться. Зрителю так и не удастся познакомиться с супругой Элвиса Пресли, ее личность останется загадкой. Как только Элвис появляется в ее жизни, все начинает крутиться вокруг него, девушкой движет непреодолимое желание быть рядом с артистом, она растворяется в нем и теряет себя. Вскоре после прибытия Присциллы в Грейсленд, поместье Элвиса в Мемфисе, штате Теннесси на юге США, фильм превращается в серию пустых постановочных кадров, в которых воссоздание знаковых образов ставится выше внутреннего развития персонажа. Режиссер уделяет мало экранного времени внутренним переживаниям девушки и зрителю остается только любоваться ее нарядами и макияжем, как это делал сам Элвис. Жаль, что к финалу фильма зритель так мало о ней понимает.

Мэрилин_Монро_Читает_Книги
Мэрилин_Монро_Читает_Книги26 декабря 2023 в 20:25
Решение уйти

«Let me live my life» С годами понимаешь, что самое важное в жизни – это независимость. Интеллектуальная. Материальная. Эмоциональная. Софии Копполе, дочери большого режиссера, известно это как никому другому. Решившая связать свою жизнь с кинематографом, она с азартом джек-рассел-терьера бросилась доказывать всему миру, что фамилия – не приговор, а связи не исправят положения, если нет таланта. Своими первыми кинематографическими работами София Коппола задала высокую планку и это сыграло с ней злую шутку. С момента выхода «Трудностей перевода» прошло 20 лет. София Коппола сняла еще 5 полнометражных фильмов и ни один из них и близко не подобрался к успеху «импрессионистических акварелек» дебютных картин. Забавно, что успешно начавшая свой путь в кино, когда поблажек на половую принадлежность не существовало, ее голос и влияние поутихли и почти сошли на нет сейчас, когда ажиотаж вокруг женщин-режиссеров накален до предела. София будто бы сама стала героиней своих фильмов – пленницей на распутье. Именно о них она снимает всю свою жизнь. Хрупких и растерянных, но бесконечно упрямых. Идеальное воплощение «I`m not a girl, not yet a woman». И если бывают в фильмографии режиссеров такие картины, что вбирают в себя все стилистические характеристики присущие только ему, то «Присцилла» именно такая, подводящая воображаемый итог 25-летней карьеры и будто бы призывающая саму Софию сделать следующий шаг – выйти из добровольного плена. Ведь чем больше я думаю о «Присцилле», тем больше мне кажется, что этот фильм она снимает не о Присцилле Пресли, а о себе. Конечно же у этого фильма есть своя история с реальными героями – в «Присцилле» есть и великий артист и его единственная жена, и чувствуется как эта история давит на Софию Копполу, как на автора, сковывает ее воображение и не дает получить от процесса творения полного удовольствия. Но сквозь скованность реальных событий и подлинных (?) фраз, упрямо выглядывает она – пленница своей фамилии и своего таланта. Ведь если верить представителям поэтического реализма – атмосферу не пропьешь. А в «Присцилле», при всех ее явных несовершенствах, фирменная софиевская атмосфера хлещет через край. В этом фильме Софии Копполе повезло с актрисой. Как в свое время с Кирстен Данст и со Скарлетт Йоханссон. Игра Кейли Спейни – яркое воплощение того домашнего бунтарства, которое характеризовало первые работы Копполы в кино. Уютная покладистость юной Присциллы Болье очаровывает уже познавшего вкус славы Элвиса Пресли. Он просит Присциллу оставаться такой, какая она есть и никогда не меняться, но эта 14-летняя девушка, сидя с ним в одной машине, уже понимает, что ей, чтобы остаться с ним и не затеряться в толпе группис, нужно пойти на бунт, домашний протест. И ведь сколько в ней, такой, казалось бы, еще психологически незрелой, стойкости и самообладания, парадоксальной уверенности при всей шаткой иллюзорности ее положения – кумир миллионов и поклонница, находящиеся даже на разных материках, - чтобы выдержать давление внешнего мира, и не психануть. Подростковые капризы Присцилла Болье позволяет только в семейном кругу, да и они выглядят уравновешенно интеллигентными. Вообще первая, досвадебная, половина фильма смотрится очаровательно и соответствует всем канонам софиевского кино. Здесь и подростковое томление по первой влюбленности, и такие любимые Софией предметы интерьера девчачьей комнаты (София с такой любовью акцентирует каждую деталь быта подростка, что кажется будто это ее пространство и ее личные вещи). При этом игра Кейли Спейни невероятно хореографична, и напрочь лишена манерности. Может быть это я извращенка и фетишистка, но сочетание Кейли Спейни + София Коппола гипнотизирует меня и будоражит. Но есть моменты, которые портят это впечатление. В плане сюжета у фильма интересная завязка, впервые у героини Софии Копполы есть предыстория. Она по собственному желанию становится домашней пленницей. В данном случае – поместья Грейсленд. За ее ловкими, почти невидимыми манипуляциями интересно наблюдать. Опять же, Софии удалось передать атмосферу закрытого сообщества – тесного семейного круга Элвиса Пресли и то, как естественно и нетравматично Присцилла вливается в него. Конечно, невозможно избежать параллелей, что роль ее в этой семье больше похожа на роль домашнего питомца и постельные сцены, лишенные какой-либо сексуальности, только усиливают эти предположения. Насколько они достоверны, не мне решать, но все же не хватало в них интимности. Лично я так и не поняла, когда они перешли черту лобзания и наконец-то сблизились. На эмоциональном уровне эта неясность тормозит сюжет, чувствуется его механичность, возможно даже тень самой Присциллы, нависшей над сценарием, не дает прочесть точные слова, поэтому интимность заменяется моральным и физическим подавлением, вспышками ярости, всей той буквальностью, приземленностью, что никогда, ну просто никогда не могли ассоциироваться с творчеством Софии. От фразы «либо карьера, либо я, детка» веет надуманностью. Даже при всей ее правдивости, Элвис скорее бы посмеялся над попытками Присциллы устроиться на работу, вместо того, чтобы воспринимать ее жест как угрозу своей автократии. По мне, ироничные зарисовки образа Элвиса Пресли (чтение эзотерики в постели, примерка комбинезонов) удались Софии куда лучше, чем попытки изобличить в нем тирана. Но что больше всего заставляет меня относиться к Присцилле с недоверием, или даже с эмоциональной прохладностью, так это ее полное отсутствие желания быть интеллектуально независимой женщиной. Я не могу не проводить параллелей с Шарлоттой из «Трудностей перевода», и воображаемый персонаж оказывается мне ближе и роднее. Финал «Присциллы» банален и невозмутим как клочок белого облака на ярко-синем фоне. Он не заставляет меня переживать и ломать голову над судьбой главной героини (хотя, как для киномана, мне достаточно одного факта, что где-то в далеком будущем ей предначертана встреча с Фрэнком Дребином). Но стимулирует на другую фантазию, что за рулем машины сидит сама София, готовая сбежать из собственного плена. Насколько ей это удастся, покажет время. Я лишь могу пожелать ей удачи.