очень неслучайная фраза в истории. Гитлер не был первым, кто сделал это. В 1915 году Турция вырезала 1,5 миллиона армян и около 300 тысяч греков — остальные бежали. В 19 веке Россия уничтожила и выслала больше 2 миллионов черкесов и тысячи абхазов, провозгласив последних официально «виновным народом». Чуть раньше американцы придумали поговорку «хороший индеец — мертвый индеец», оправдывая массовые убийства и вытеснение коренного населения континента. В конце 15 века под лозунгом «один народ, одна вера» Испания сходным образом избавилась от евреев и морисков (арабского населения). А еще раньше, после затяжных Иудейских войн римляне изгнали выживших евреев из Иерусалима. Так империи избавлялись от неугодного и неблагонадежного населения, пытавшегося бороться и отстаивать свои права. Но этот фильм не о судьбе империй. Он — о судьбе тех, кого перемалывали жернова истории. Не о тех, кто был уничтожен, не о тех, кто выбрал изгнание. О тех, кто остался. «Страшна жизнь превращаемых», — написал как-то Юрий Тынянов. Страшна. Страх — основная эмоция, не отпускающая ни днем, ни ночью. Страх ничем себя не выдать — ни жестом, ни словом, ни взглядом, ни пищей. Но еще сильнее страх того, что выдаст кто-то другой. Рвутся связи дружбы, любви, родства. Почти все отступает перед этим страхом. Почти все, но не зависть и не жадность. Как скорпионы, запертые в банке, жалят друг друга те, кого и так ненавидит вся Испания. Единственная ценность и единственная задача каждого — обеспечить выживание собственной семьи. Любой ценой. Но, притворяясь испанцами, некоторые тайно все еще чтут традиции своего народа. Понимая, что это опасно. Понимая, что это очень опасно. Просто потому, что не могут иначе. Другие пытаются забыть, пытаются на самом деле стать теми, за кого себя выдают. Но им не легче. Погребальным камнем на гроб межнационального брака ложится фраза «значит, мои дети нечисты». Это потрясающий фильм о страшной, но давно забытой трагедии, о вечной и неприглядной науке выживания. Такие фильмы не снимают ради кассовых сборов, их снимают потому, что невозможно промолчать. Не у всех евреев сохранились те самые ржавые ключи от оставленных когда-то домов. У морисков, армян, черкесов и многих других их нет, но это не значит, что «пепел Клааса не стучит в их сердца». Империи приходят и уходят. Народы, если они сильны, выживают.
Вообще не люблю детективы. В большинстве случаев из-за их недалекости и предсказуемости. Этот взялся смотреть только потому, что в главной роли Ламберт. На мой взгляд недооцененный актер. В свое время, сыграв в Горце, он так и остался ассоциацией в первую очередь с этой ролью. А зря. На мой взгляд могли бы продюсеры ему и чего по-интереснее подыскать. Того же Рейдена в Мортал Комбате сыграл превосходно. Циничный и юморной такой бог. Ну да вернемся к Суду. Фильм отличный. Кто любит экшен и спецэффекты, конечно не оценят, а вот кто знает толк в актерской игре и сценарии — то, что надо. Ламберт на удивление гармоничен в главной роли. Даже и не знаю какого бы еще можно было в ней представить. В меру герой, в меру неудачник, умен, но не заумен, в общем — как раз. Остальные актеры — как с картинки. Режиссер явно чувствовал эпоху, о которой снимал кино. Даже то, что нам может показаться перегибами, на самом деле является правдой того времени. Смотрел фильм не раз и еще посмотрю с удовольствием. Не так давно узнал, что события описываемые в этом кино, имеют реальную историческую подоплеку. Был удивлен. Читал описание — жуть, похуже чем в фильме. А. Да. Оценка. 9 из 10 Я максималист, но осторожный.
Превосходный исторический фильм. Один из тех, которые еще раз показывают, что тайна, не вовремя раскрытая, может навредить намного больше, чем скрытая вовсе. Фильм в какой то мере может перекликаться с «Именем Розы» с Шоном Коннери в главной роли. Хорошие костюмы, отличная детальность. Ей, конечно, далеко по детальности до кровавых Страстей Христовых, но, благодарение всем, фильм и не загажен «динамичностью» галифудских боевичков. Отлично сыграла актриса Филлида Ло (жена шерифа) — показана именно такая тупая вера, вера вплоть до полного самоотвержения. Даже на дыбе в пыточной она продолжает верить, что это ошибка…
Пожалуй, лучший фильм со стареющим Кристофером Ламбертом в главной роли. Фильм понравился своим жанром и выбранной темой, взятой из исторического источника. Фильм основан на реальных событиях и тем мне нравится, кстати, другое название фильма «День Гнева». Ну и не важно, главное, что фильм интересный. За закрученный сюжет фильма отдельное моё спасибо и за игру актёров, а также за костюмы и исторические детали (особенно в эпилоге — от инквизиции в Испании окончательно удалось избавится католической церкви только в 1965 году). P.S: Единственное чего может не хватает, так это страсти может чуточку побольше, а так всё окей. Моя окончательная оценка 8 из 10.
Довольно своеобразный исторический детектив, которому не хватает зрелищности и динамичности. По правде говоря, я был уверен, что это-телефильм. Показалось, что снято телекамерой. Короче фильм на любителя.