Подняться на холм: отзывы и рeцензии

CinemaDiaries
CinemaDiaries10 ноября 2025 в 11:45
Jack and Jill went up the Hill

Когда я впервые увидел на экране люксембурженку Вики Крипс в чарующей «Призрачной нити», то сразу решил, что когда-нибудь ее имя обязательно мелькнет в числе номинантов на премию «Оскар». Увы, пока этого не произошло, но дальнейшие кинопроекты Вики, порой даже не шибко сильные в художественном плане, лишь убедили, насколько она сильна в драмах. Отличным примером спасения не самой сильной картины ее игрой стала австрало-новозеландская драма «Подняться на холм», где Вики играет женщину, стоящую перед моральной дилеммой - позволить ли душе любимого человека занять чужое тело ценой чьей-то жизни, либо посмотреть правде в глаза и спокойно отпустить потерю. На многих ресурсах «Подняться на холм» преподносится как мистический хоррор, но это совсем не так. Перед нами медитативная мистическая драма, самым сильным аспектом в которой (помимо игры Крипс) становится экранная передача зрителю рефлексии утраты. Пока еще не шибко опытный режиссер Сэмюэл Ван Гринсвен («Блестки в голубой комнате») превосходно передает через персонажей ощущение душевной боли, внутреннего раздрая и мучительной неопределенности, всматриваясь в их лица и аккуратно улавливая каждое движение. Очень неплоха идея относительно желания увидеть близкого человека в ком-то, кто представляет собой его частичку, как и лишнее напоминание о необходимости умения вовремя отпускать потерю, пока она еще не разрушила тебя самого и умерший близкий человек не потащил следом. С остальными деталями в фильме похуже. Увлекаясь смакованием чужой трагедии, Ван Гринсвен перегибает с медитацией и часто топчется на одном месте, невнятно обрисовав мистическую подоплеку, которая работает непонятно по каким правилам, а также урывками прописывает психологизм с непременными клише вроде детских травм и незакрытых гештальтов в отношениях «я - партнер», «родитель - ребенок». Многие из этих сюжетных ветвей то ведутся в никуда, то обрубаются как-то неловко, оставляя в итоге больше вопросов, чем ответов. Далеко не всегда эта многозначительность оправдана, поскольку кино кажется скорее сыроватым и недодуманным, нежели загадочно-таинственным, поскольку сложные вещи в нем поданы слишком просто, а простые - наоборот слишком усложнены. Спасают дело холодная, изысканная атмосфера, эффектная операторская работа и чудесная Вики, чья блестящая манера игры по обыкновению способна заставить зрителя ощутить боль ее персонажа как свою собственную.