Когда речь идет о биографических картинах, то у создателей должна быть одна цель - ознакомить аудиторию с историей жизни той или иной исторической личности. С деталями, подробностями, точностями. То есть представить зрителям такую себе визуальную версию странички в Википедии. Человек после просмотра должен получить максимально полное представление о жизни, характере, ключевых событиях, которые повлияли на формирование, развитие, судьбу, модель поведения и прочее. В данном случае речь идет о Марии Каллас - всемирно известной оперной певице. 'Мария' - фильм альтернативный и действительно фестивальный. Видение режиссером, а, возможно, и самой Джоли последней недели жизни Каллас привело к донельзя растянутому повествованию, медленному, но при этом малосодержательному. Да, во флэшбэках мы увидим фрагменты выступлений Марии Каллас, ее знакомство с несчастной любовью Аристотелем Онассисом, ее юность во время оккупации Греции, но этим важным событиям было уделено очень мало экранного времени. Недостаточно для того, чтобы зритель понял, прочувствовал, насколько сильно они повлияли на психоэмоциональное состояние певицы. А повлияли они существенно. Что и продемонстрировала Анджелина Джоли своей игрой. Но об этом чуть позже. По факту зритель действительно, в буквальном смысле, увидит, как протекали последние дни жизни Каллас. В компании с самой собой, своими чувствами, переживаниями, галлюцинациями (это не спойлер, если что), дворецким и кухаркой. Прошлое Марии сценаристы раскрыли скудно, уделив максимум экранного ресурса самой Джоли-Каллас. Это лично мое мнение: я о звезде оперы мирового масштаба узнал намного больше из Википедии, чем из фильма. А так быть не должно. Теперь же что касается актерской игры Анджелины Джоли. Да, читал, что многие ее не восприняли в образе Каллас, разглядев лишь Джоли. В каком-то смысле это действительно так. Сложилось впечатление, что актриса была в большей степени заинтересована в представлении автобиографии, нежели биографии Каллас. Но лично мне это не помешало оценить ее актерский талант. В который раз. Статная походка, величественный, но холодный взгляд, скрывающий переживание трагедии всей ее жизни, накал эмоций ровно в те моменты, когда это было необходимо и оправдано - Анджелина очень точно передала неизбежность, отчаяние, внутреннюю пустоту человека, для которого единственной ценностью была музыка, пение, овации и признание. А поскольку она этого всего лишилась, то бегство от реальности, депрессия, таблетки - это вполне себе адекватная, объяснимая реакция на потерю. И это Джоли продемонстрировала блистательно. Вообще эту картину пронизывает атмосфера стремления человека вернуть утраченное. Даже если подобные попытки могут навредить здоровью. Я лично именно под таким углом воспринимал 'Марию'. Желание уцепиться за то, что будет тебя держать на плаву хотя бы какое-то время. Пусть тебе будут лгать. Пусть ты создашь иллюзию, в которой тебе будет хотя бы немного комфортно, хотя при этом есть четкое понимание того, что ты обманываешь сам себя. Но делаешь это сознательно. Только для того, чтобы сохранить некое подобие прошлой жизни, поскольку настоящей у тебя нет. Вот это все Анджелина Джоли передала на высочайшем уровне. 'Мария' - это не эффектный, динамичный байопик. Фильм больше про эмоции, трагедию, нежели про биографию. Трагедия не может быть интересным зрелищем. Это важно понимать. Понравилась линия взаимоотношений между Каллас и дворецким, кухаркой (единственными друзьями по факту). Они ее любили, переживали за нее. Несмотря на то, что это была всего лишь их работа. Вот это взаимодействие я бы тоже раскрыл несколько больше, раз речь идет о не биографии. Не о ней в широком понимании этого слова, термина. Вполне возможно, что сама актриса сталкивалась с подобными чувствами, эмоциями, в связи с чем решила сделать акцент именно на эмоциональной составляющей последней главы жизни певицы. Это если действительно она выступала в роли второго режиссера. Просто чувствуется ее рука, режиссерский взгляд. Вспомните 'Лазурный берег'. Подытожу. Сам фильм, если честно, мне не понравился, однако Анджелина Джоли своей игрой вытянула провисающий, скажем так, сюжет из пучины однообразия и скуки. Номинацию на Золотой Глобус получила вполне заслуженно. Уверен, что и на Оскар ее тоже номинируют. 10 из 10 Исключительно из-за чувственной игры Джоли.
Что было в голове Марии Каллас в последние годы жизни, знала только Мария Каллас. Сторонний наблюдатель, основываясь на фактах ее биографии, мог только стоить догадки и данный фильм мог бы быть одной из таких догадок, если бы не опускал или не перевирал ключевые факты. Не буду строить из себя эксперта и пройдусь исключительно по верхам: Мария обрела известность в 1949 и в том же году вышла замуж за итальянского промышленника Джованни Баттиста Менегини, который продал бизнес, для того чтобы продвигать свою жену, которую боготворил – в 1957 Мария познакомилась с Аристотелем Онасисом - в 1959 развелась и стала открыто жить с Аристотелем - Кеннеди убили в 1963 – последнее выступление Марии было в 1965 - Жаклин (вдова Кеннеди) вышла за Аристотеля в 1968 – Аристотель умер в 1975 – Мария умерла в 1977 ведя затворнический образ жизни. На вышесказанном материале любой, кто действительно хотел снять что-то по мотивам биографии Каллас, мог бы это сделать без проблем. Чтобы заработала драматургия данной ленты создатели сознательно переврали тотально всё, в частности: - В фильме жирнейшим образом намекается, что Мария в период 2-й мировой занималась проституцией в оккупированных Афинах вместе с сестрой и под патронажем матери, тут даже сказать нечего. - Последнее выступление Марии было в 1965 г., что было связанно с потерей голоса, а умерла она в 1977 г., т.е. спустя 12 лет, в то время как в фильме говориться что «перерыв» составил 4,5 года и связан с каким-то конкретным заболеванием. Тут тоже без комментариев. - Первый муж Марии Джованни Баттиста Менегини был серьезным промышленником, который продал всё, чтобы вложиться в свою жену. В последние годы жизни она не могла о нем не вспоминать. - Аристотель Онассис, который в данном фильме назначен любовью жизни Марии, сам по себе заслуживает экранизации, однако в контексте данной ленты надо знать простой факт - он долго встречался с Марией, но никогда не предлагал выйти замуж, при этом при первой же возможности женился на Жаклин Кеннеди. В фильме же это дело извращено до того, что есть «воспоминание» в Котором Мария разговаривает с Джоном Кеннеди о том, что его жена и Аристотель буквально на кануне разговора спали вместе в отеле где происходит разговор. Каждый из вышеизложенных фактов – это прямое надругательство над памятью актрисы, однако на этом авторы не остановились и последние дни жизни человека, который фактически не выходил из дома, превратили в откровенный фарс, с целью натягивания биографии на какую-то свою заготовку. Честно до конца надеялся, что финал как-то намекнет что весь фильм - это своего рода путешествие по чертогам памяти увядающего сознания, что в принципе могло бы объяснить любые не состыковки, но нет. Фильм четко разделен на фактическую реальность и, скажем так, «дополненную». В таком виде «биографию» из жанров смело можно вычеркивать и крайне желательно вставить вступительную плашку о том, что создатели тут рассказывают о чем-то своем, только вдохновляясь великой актрисой, поэтому все совпадения с реальностью надо считать совпадением. Про мискаст в лице Анжелины Джоли даже писать не буду, т. к. если правильно понял логику создания фильма – он строился вокруг нее, однако если по задумке создателей, заманухой на фильм была исключительно Джоли, что почему нельзя было снять ровно тоже самое, но без упоминания Марии для меня осталось загадкой. Резюмируя скажу так – в сферическом вакууме это нормальная драматическая история, созданная по лекалам жанра и имя которой Легион. Конкретно у этой версии фишки 2 – Джоли, которая действительно хорошо сыграла и к ней, как и глобально к технической стороне проекта вопросов нет. Вторая же задуманная фишка – это биография великого человека, которая в процессе натягивания на сценарий, превратилась в уродливую пародию, которая к реальной биографии не имеет никакого отношения, что полностью нивелирует все положительные стороны проекта. 5 из 10
Опера - один из самых прекрасных и ценных видов искусства, а ее исполнителей и силу их таланта нельзя недооценить. Одной из них (можно сказать, и самой великой) была Мария Каллас, певица американо-греческого происхождения, которая в середине прошлого века подняла оперное исполнение на совершенно иной уровень. Она же и стала героиней нового фильма Пабло Ларраина в его триптихе-трилогии об известных женщинах, которые оказали огромное влияние на культурную, светскую, политическую жизнь, которые были законодательницами моды, которых обожали по всему миру, и... которые были бесконечно несчастны в личной жизни. 1977 год. Мария Каллас, некогда величайшая оперная певица известная на весь мир, теперь живет затворницей в Париже в огромной квартире, заполненной театральным реквизитом, мраморными бюстами, обширным гардеробом и прочими безделушками. О ней заботятся двое слуг - дворецкий Феруччо и экономка Бруна, которые выполняют порой странные просьбы бывшей дивы, пытаются следить за ее здоровьем, делать множество комплиментов ее таланту и контролировать ее зависимость от таблеток. Сама же Каллас понимает, что прием таблеток вызывает у нее видения, но кажется она совсем не против них. Гуляя по Парижу, предаваясь воспоминаниям о своей сценической карьере и бурной личной жизни, и посещая аккомпаниатора в театре, Мария Каллас пытается восстановить утраченный голос и вернуть то, ради чего ей стоит дальше жить... Фильм не является байопиком в традиционном смысле слова: о биографии Марии Каллас здесь рассказано кратко и обобщенно. Вот ее роли в Норме, Пуританах, Медее, Мадам Баттерфляй, вот ее детство в оккупированной Греции, а вот ее знакомство с главной любовью всей ее жизни - Аристотелем Онассисом. Действие сконцентрировано на последних днях жизни некогда великой певицы, на нее рефлексии об прошедших годах, об ушедшей славе и об утраченном голосе, и главное, на ее эмоциональном состоянии, в котором она потакает своим видениям, своим воображаемым собеседникам, с которыми она вновь и вновь может делиться своими воспоминаниями, мыслями и душевной болью. И все это насквозь пропитано атмосферой оперных постановок - что делает фильм эстетически красивым. Все-таки такое неспешно-тягучее кино и должно быть красивым - чтобы у зрителей было достаточно времени, чтобы насладиться красотой осеннего Парижа, по которому не спеша гуляет главная героиня, или же полюбоваться восхитительными костюмами, где можно наблюдать как и фантастические сценические наряды, и роскошные меховые пальто, пышные платья и украшения, вдохновленные стилем (а некоторые прямиком из гардероба) самой Каллас (номинация Массимо Кантини Паррини на Оскар за костюмы будет вполне заслужена). И, самое главное, послушать знаменитые арии Casta diva, O mio babbino caro, Vissi d’arte, Sempre libera, Piangete voi, Ave Maria, которые довершают этот изысканный и возвышенный образ мира великой оперной дивы. В таком кино, где не так много действия, сюжетных поворотов и неожиданностей, все держится по большей части на актерской игре. И выбор Анджелины Джоли на роль Марии Каллас был определяющим. Несмотря на то, что у многих ее игра не оставила однозначного впечатления (некоторые утверждали, что она мол переигрывает), лично я осталась в полнейшем восхищении от ее образа Марии. На мой взгляд она буквально растворилась в роли - на мой взгляд это признак высочайшего мастерства (когда актер заставляет тебя забыть, что он играет эту роль, а практически становится тем, кого играет, пропуская эту роль через себя, проживая эту жизнь вместе со своим героем). Мария Каллас в исполнении Джоли предстает перед нами уже на закате своей жизни: дни ее блистательных выступлений остались в прошлом, ее голос не обладает такой же мощью как раньше, она живет затворницей, но Мария все еще нуждается в обожании публики, ей нужны комплименты восторженных почитателей (даже если они не слишком разбираются в опере) и ей особенно не хватает любви, потому она и потворствует своим видениям, в которых она видит уже скончавшегося возлюбленного и молодого журналиста, который постепенно в нее влюбляется... Трагедия Марии здесь заключена в том, что хотя она и оставила сцену, но все не может уйти с нее: в голове звучат музыкальные арии, видятся исполнители хора, а оркестр играет на улице под дождем, ожидая когда дива начнет петь... Не вызывает удивления, почему Мария так жаждет восстановить свой голос - хотя и наверняка понимает, что он не станет таким как раньше. Но все же, она не оставит попыток и в итоге споет свою главную арию... Мария - кино зачаровывающее, медлительно-тягучее, но удивительно красивое. Его стоит посмотреть не ради достоверных фактов из жизни великой оперной певицы, а ради эстетического удовольствия от великолепно игры Джоли, чудесной атмосферности, чарующей музыки и великого голоса Божественной Каллас. 8 из 10 Приятного просмотра!
Греческая оперная дива Мария Каллас - очередной портрет в женской галерее Пабло Ларраина. После Жаклин Кеннеди и принцессы Диана чилиец исследует еще одну легенду XX века, снова через формы фирменного киноязыка. Главная тема на этот раз - смерть и увядание. Про первое Ларраин говорит в стартовом и финальном кадре, про второе - во всех оставшихся. Мария - безусловный титан оперных арий. После пика музыкальной карьеры, неслучайно заключенной в фильме между партией 'Тоски' в почти родных Афинах и 'Аидой' в Ла Скале, Каллас доживает дни в роскошной барочной квартире в центре Парижа. Ее окружают два пуделя, таскающий рояль дворецкий с радикулитом и кухарка, слабо разбирающаяся в опере, но по зову профессионального долга отвешивающая диве бесконечные комплименты. Все другие существуют лишь в воображении Марии, что, впрочем, не мешает ей с ними периодически прогуливаться и общаться. Ключевая галлюцинация - молодой репортер (Коди Смит-Макфи), которому она доверяет свои тайны и которого она к концу повествования влюбляет в себя. Еще одна - рандеву с тапёром, с которым она наивно репетирует в пустой Парижской Опере. Видения обусловлены кучей седативных. Так Мария помогает себе пережить конец жизни, ставшей бессмысленной обузой после ухода со сцены. Ларраин почти не касается биографических тонкостей, справедливо полагая, что для них существует Википедия. Лишь набросково мы видим детство в оккупированных Афинах, где даже родная мать (Каллас ее не простила) ради выживания готова подложить дочерей под нацистов. Мария отбивается пением, которое завороженно слушает немец. Мимоходом клипами пролетают главные сцены в жизни Каллас - Метрополитен, Ла Фениче в Венеции, несколько раз Ла Скала. Единственное, на чем мы останавливаемся на подольше - история любви с греческим медиамагнатом Аристотелем Онассисом. Хотя есть подозрение, что так Ларраин создает мультивселенную своих фильмов. Миссис Кеннеди, будущая жена Онассиса, появляется в фильме лишь в разговорах, в отличие от первого мужа - JFK тут играет тот же актер, что и в 'Джеки'. Чилиец создает кино лишенное эмпатии. Барьером к ней служит общая мелодраматичность. Нет более набившего оскомину образа, чем осенний Париж, увядающий вместе с героиней. В этом ноябре оперного матриарха не будет декабря, не будет Рождества. Кульминация - Мария поет для себя, то, к чему она пришла в конце жизни. Типичная концовка-амаретто - сладенькая конфетка с горьким ликерным вкусом. Фильму вредит то, что Ларраин слишком преклоняется перед своей героиней. Иконографический характер этой живописи мешает увидеть в Марии что-то человеческое. Она - образ времени, своего вида искусства, женщины своего века. Мария, для режиссера, восьмое чудо света. И разлучившись с оперой, она теряет божественный свет, умирая, затухает. На удивление сильно мешала и Джоли, помпезно вжившаяся в наряды Каллас. Внешне девушки непохожи совсем. Да и кажется, Ларраин не ставил такой задачи. 'Мария' - это фильм про Джоли в роли Каллас куда больше, чем про Каллас, сыгранную Джоли. Впрочем, для наградного сезона это даже плюс. Как итог, 'Мария' - слегка искусственное кино про человека в искусстве. Точнее про его дар, поцелуй Бога, максимальную непостижимость остальными. Ларраин не рассчитывает, что мы поймем боль тех, кто теряет инструмент своей гениальности. Он только приоткрывает двери в роскошные апартаменты затухающего символа. Поэтому тут так много кадров из створа. Фильм-подглядка, ни в коем случае не вторжение. Поэтому если кому-то станет скучно, предполагается, что это покроет козырь красоты, великой эстетики дивы. Всё, как в опере. Большинству людей там тоже скучно
Прошло много времени с тех пор, как Анджелина Джоли в последний раз показывала игру, которая достойна Оскара, и ее последняя главная роль в фильме Мария, которая знаменует ее возвращение к актерству после фильмов 2021 года похоже, обеспечит ей номинацию. С тех пор, как фильм дебютировал в Венеции под восьмиминутные овации стоя, исполнение Джоли покойной известной оперной певицы Марии Каллас было позиционировано как фаворит на премию «Оскар» в категории «Лучшая актриса» следующего года. Те, кто видел «Марию», в основном были отмечены ее игрой, и мне стало интересно, оправдала ли она шумиху. Наконец-то посмотрев фильм, я восхищаюсь преданностью Джоли своему ремеслу. По информации из интервью, она провела почти семь месяцев, проходя вокальную подготовку, чтобы сыграть оперную певицу, и это ей удается довольно хорошо, поскольку в фильме ее собственный голос смешивается с записями Каллас. Она также заслуживает похвалы за то, что с достаточной грацией и уравновешенностью воплотила личность Каллас, напоминающую диву. Но самоотверженной игры Джоли недостаточно, чтобы перекрыть неторопливую и скучную режиссуру Пабло Ларраина. «Мария» — его третий и последний фильм в трилогии, исследующей культовых женщин 20 века, которая началась с Жаклин Кеннеди (Натали Портман) в «Джеки» (2016) и принцессы Дианы (Кристен Стюарт) в «Спенсере» (2021). История в основном фокусируется на последних днях жизни Каллас в Париже. Мы видим изможденную и уставшую героиню, потерявшую голос на закате своей карьеры. Но она все еще полна решимости петь и тратит время на репетиции, стимулируя себя лекарствами. Наркотики вызывают у нее галлюцинации, что приводит к размытию границ между реальным и воображаемым. Один из таких моментов них вращается вокруг интервью с ее фантомным тележурналистом Мандраксом (Коди Смит-Макфи), поскольку Ларрейн использует различные визуальные приемы, чтобы изобразить все более нечеткое психическое состояние Марии. История перескакивает между прошлым и настоящим с использованием монохромной и цветной эстетики, представляющей части воспоминаний Марии. Другие технические заслуги также заслуживают упоминания, включая роскошные костюмы и воссоздание исторической эпохи. Если бы не восхитительная игра Джоли, то я возможно не стал бы досматривать фильм. Для меня кино о великих людях, должно давать краткую выдержку их жизни, чтобы лучше понять персонажа, его становление и развитие. В фильме очень мало самой истории жизни Марии, короткие и обрывистые флешбеки не воссоздают жизнь героини. «Мария» - это авторское и фестивальное кино, меланхоличное, затяжное и местами скучное.
Фильм «Каллас» посвящен последним дням жизни великой оперной дивы Марии Каллас. Это не биографический фильм в полном смысле слова, скорее, зарисовка, попытка заглянуть в душу угасающей звезды, окруженной тенями прошлого и призраками несбывшихся надежд. И, знаете, после просмотра у меня остались довольно смешанные чувства. Сюжет, как я уже упомянула, концентрируется на финальном периоде жизни Каллас. Мы видим её одинокую, измученную воспоминаниями и болезнями женщину, которая живет в своей парижской квартире, окруженная лишь прислугой и воспоминаниями о былой славе. Фильм построен как череда флешбэков и галлюцинаций, в которых Каллас вспоминает ключевые моменты своей жизни, свои триумфы и разочарования, свою страстную любовь к Аристотелю Онассису. Начнем с самого очевидного – Анджелина Джоли. Она… просто невероятна. Серьезно, кажется, что она рождена для этой роли. Джоли не просто играет Каллас, она перевоплощается в неё, передавая не только внешнее сходство, но и внутреннюю драму, боль и величие этой женщины. Её взгляд, жесты, мимика – всё говорит о глубоком понимании персонажа. Она прекрасна в каждом кадре, и это, пожалуй, главный аргумент в пользу просмотра фильма. Параллель с реальной Каллас проведена очень тонко, чувствуется работа над образом, изучение архивов. Джоли удалось передать не только внешнюю хрупкость, но и внутреннюю силу и страсть, которые были присущи Каллас. Визуально фильм тоже выполнен на высоком уровне. Атмосфера Парижа 70-х годов передана очень достоверно. Камерная обстановка, приглушенные тона, игра света и тени – всё это создает ощущение интимности и погружает зрителя в мир Каллас. Однако, несмотря на все достоинства, фильм не лишен недостатков. Главная проблема, на мой взгляд, – это некоторая статичность повествования. Фильм слишком сосредоточен на внутреннем мире Каллас, и из-за этого ему не хватает динамики. Действие развивается медленно, временами даже монотонно, что может утомить неподготовленного зрителя. Кроме того, фильм оставляет ощущение некоторой недосказанности. Он как будто боится углубиться в самые болезненные темы, связанные с жизнью Каллас. Например, отношения с Онассисом показаны довольно поверхностно, хотя они сыграли огромную роль в её судьбе. Хотелось бы больше глубины и эмоциональной насыщенности. Что касается других персонажей, то они, к сожалению, остаются в тени Джоли. Они выполняют скорее функцию статистов, чем полноценных действующих лиц. Это, конечно, объясняется тем, что фильм фокусируется исключительно на Каллас, но всё же хотелось бы видеть более проработанные образы. Музыкальное сопровождение, ожидаемо, великолепно. И не просто великолепно, это - сердце и душа фильма. В фильме звучат аутентичные записи голоса Каллас, ее неповторимый тембр, ее драматическая выразительность и техника. Музыка в фильме не просто фон, она- полноценный участник повествования, она связана напрямую с трагедией героини, что создает неповторимую атмосферу. Слушать её пение – это настоящее наслаждение. Суммируя можно сказать, что «Каллас» – это фильм, который стоит посмотреть хотя бы ради великолепной игры Анджелины Джоли. Она действительно блистает в этой роли и создает очень убедительный образ. Визуальная составляющая фильма тоже на высоте. Однако, статичность повествования и некоторая недосказанность не позволяют назвать его шедевром. Это скорее красивая, но немного грустная зарисовка о последних днях великой оперной дивы. Если вы цените актерское мастерство и интересуетесь жизнью Марии Каллас, то фильм, безусловно, заслуживает внимания. Но не ждите от него захватывающего сюжета и динамичного развития событий. Это скорее медитативное погружение в мир одинокой и угасающей звезды, оставляющее ощущение тайны, окружавшей эту неординарную личность, усиленное мощью ее бессмертного голоса.
Фильм провален с точки зрения драматургии и сценария. Снят подчеркнуто неторопливо и казалось бы в мучительно долгие моменты наведения камеры на точеный профиль Джоли можно было бы и рассказать подробнее о внутреннем конфликте, драме и трагедии Каллас. Но нет. Камера медленно наезжает на Джоли просто для того чтобы в кадре была Джоли. Диалоги напыщенны и отвлечены, от того подчеркивают глупость и пустоту героев. Они невыносимо шаблонны, скучны и созданы лишь для того, чтобы Вы не скучали те 3-4 минуты пока камера снимает лицо Джоли. Кстати, роль такого плана должна быть у успешного актера, и выбор Джоли понятен. Однако зрителя не обмануть. Благодаря стараниям режиссера и сценариста совершенно непонятно, за что именно Каллас полюбила Онассиса, а к середине фильма начинает откровенно бесить ее манера таинственных и недосказанных ответов на вопросы журналиста (конечно, я же ДИВА). Пожалуй, только вещи кое-что рассказывают про эту женщину. Но окружающая роскошь тоже нужна только для того, чтоы Джоли хорошо смотрелась в интерьере. Каллас - это одно из имен оперы. Невозможно показывать путь ее жизни без обращения к собственно пению, как она СТАЛА оперной звездой, в чем противоречивость и ценность ее опыта, как и из чего сложился ее характер и стиль. Все это при должном внимании режиссера раскрыло бы без лишних пояснений и ее личный выбор - сначала мужа, а потом Онассиса, а там и трагедия стала бы очевидной даже для самого скептически настроенного зрителя и вызывающей сочувствие. Но все это опущено, о былой славе мы слышим в основном от самой Каллас, да от журналистов, но нет в этом правдивости. Все кадры с Джоли - это одно и то же выражение лица, одна и та же манера смотреть и опускать глаза, рисоваться и говорить с придыханием. Она не умерла, потому что и не жила. Ее личный опыт жизненных страстей совсем иной, но она явно старается, показывает хорошие ракурсы, застывает надолго в одной позе, не слишком попадает в пение и не говорит ни одного умного слова. А может быть это хитрая отсылка к ее греческим корням - позерство и замирание в одной позе. Типа пантомима из древнегреческой трагедии... В общем, фильм не стоит потраченного времени.
'Опера начинается задолго до поднятия занавеса и заканчивается нескоро до того, как он опускается'-говорила великая оперная певица Мария Каллос. Родом из маленького греческого городка, благодаря своему таланту и работоспособности, Мария взлетела на самые высокие подмостки истории оперы двадцатого века... что бы остаться там навсегда! В прокат вышла трогательная лента Пабло Ларриана, посвящённая оперной диве Марии Каллос... Это трогательное сочинение в осенне-золотых тонах и интерьеров парижских переулков погружает зрителя в воспоминания Марии о Марии... А память - штука трогательная, мы избегаем грустных моментов и припудриваем яркой листвой моменты наших домыслов... Кино красивое, немного новогоднее... и одно из тех, что безупречно смотрятся на большом экране! 'Она начинается в моем воображении, становится моей жизнью и надолго остается частью моей жизни после того, как я покинула оперный театр' Мария Каллас
Фильм повествует о последних днях или неделях одной из величайших американских оперных певиц Марии Каллас. Я прекрасно понимаю, что многие сейчас обвинят меня в безвкусии и вообще в необразованности и ограниченности, но я терпеть не могу оперу. Я признаю, что это серьезный вид искусства, что это прекрасные голоса, что это сложнейший вид пения, но я мой слух никак не хочет мириться и воспринимает это, как раздражающие завывания. Простите. Оперы (на мою радость) в ленте будет не так много. Здесь разговор пойдет скорее о том, как человек переосмысливает свою жизнь, когда понимает, что конец этой жизни очень близок. Нам также покажут основные вехи биографии Марии – признание, любовь, слава, здоровье. После просмотра я немного ознакомился с некоторыми факторами из реальной биографии этого человека, присовокупив пару негативных рецензий от зрителя, и, надо сказать, что, похоже, общего между реальными событиями и тем, что мы видим на экране не так уж и много. Если это действительно так, то, с точки зрения памяти о человеке, это, конечно же, плохо. Если это требуется для наполнения истории красками, чувствами и переживаниями (например, сцена в кафе вызвала у меня безумное сочувствие к героине), то, наверное, это нужно. Вопрос лишь в том, стоит ли так делать в фильмах про реальных людей. Это весьма печальная драма, которая по началу, используя манеры, пластичность движений оперной дивы и перенося их в тянущееся и тягучее повествование, кажется вот-вот свалится в откровенную вялость и прозаичность. Но, героя начинают раскрывать, историю начинают рассказывать и в какой-то момент ты уже чувствуешь себя в маленьком мирке главного персонажа, соболезнуя ему, желая пожалеть и помочь. Анджелина Джоли, без которой режиссер ленты Пабло Ларраин отказывался снимать это кино, играет очень хорошо. Особо хочется отметить, что Анджелина поёт свои партии сама и больше полугода брала для этого уроки. Однако, бенефисом Джоли этот фильм, конечно, назвать не получится. Есть у неё вещи намного глубже и интереснее. А ещё возможно и впереди. Также смутила номинация «Операторская работа» на Оскаре. При всем уважении к оператору и съемочной группе, лично я что-то такого, что достойно номинации, не увидел.
Этот фильм обещали так давно, что я даже и забыла, что когда-то ждала его. Помню, как нашла на моей старой странице в ВК репост ссылки «Биография Марии Каллас обзаведётся экранизацией». Этому репосту 10 лет. И тогда я, наверное, подумала: «Для чего нужен ещё один байопик, если уже есть один достойный?». Просто в ту пору мне нравился «Каллас навсегда», снятый Франко Дзефирелли, где в роли Марии блистала Фанни Ардан. Я солгу, назвав себя фанатом Каллас. Я ничего не смыслю в опере, мои знания об этом элитарном виде искусства поверхностны. Но когда слышу «O Mio Babbino Caro» в исполнении Марии Каллас, меня окутывает необъяснимая нега. Ни в чьём другом исполнении я эту арию слушать не могу. А это очень многое говорит о таланте певицы. Что ж, перейдём к фильму «Мария» (2024). Это единственный фильм Павла Ларраина, который я смогла осилить. Пыталась в 2017 году посмотреть «Джеки», но не получилось, а фильм про Принцессу Диану глянула крайне невнимательно и невдумчиво. Думаю, всё дело в том, что конкретно в данной работе сыграла Джоли. Анджелина Джоли не является талантливой актрисой в моих глазах, но у неё очень сильная аура. Она настоящая суперзвезда, женщина редчайшего магнетизма. Но мне было странно, что именно её выбрали на роль темпераментной гречанки Марии Каллас. Вроде бы на эту роль прочили Пенелопе Крус, или Монику Беллучи. Но казалось бы, причём тут Джоли? У неё совершенно неподходящий для этой роли северный типаж красоты, вы б ещё Шарлиз Терон предложили её сыграть. Решение казалось мне странным вплоть до финальных титров. В итоге, весь фильм так и держится на харизме Анджелины, но это его не спасает. Потому что мискаст абсолютно очевиден, Анджелина Джоли — ни на секунду не Мария Каллас. Она холодная, неживая, в ней нет огня. Даже в тех сценах, где по задумке Мария ещё молода и полна сил, лицо актрисы обездвижено. Энджи полностью заторможенная. И сколько бы грима на ней не было, ты видишь только Анджелину Джоли. Бывает так, что артист не обладает внешним сходством с человеком, роль которого воплощает. Но ты забываешь об этом, потому как он погружается в образ. И ты уже не видишь этого актёра, ты видишь другую историческую фигуру. Здесь подобного не наблюдается. Не соглашусь, что это самый знаковый перформанс в карьере Анджелины Джоли. Для меня её лучшая роль — Кристин Коллинз в «Подмена». Там я смотрела на её героиню и верила ей. А тут я увидела красивый бенефис, да, но не перевоплощение. Поэтому отсутствие номинации на «Оскар» за сие исполнение ни то что бы удивительно. Кино даже не назовёшь типичным байопиком о музыканте, потому что увидеть Ла Каллас поющей тут доводится редко. Фильм Ларраина не фокусируется на том, чем Мария покорила мир. Речь идёт о последней неделе её жизни, в течение которой уходящая звезда отчаянно цепляется за возможность обрести утраченный голос. Но гораздо большее внимание уделено внутреннему миру легенды: её страданиям, её безумию, воспоминаниям, фантазиям, наркотическим галлюцинациям и детским травмам. Подытоживая, могу сказать, что Энджи одновременно и главный плюс, и главный минус данной кинокартины. Думаю, её поклонники оценили фильм куда выше, чем почитатели Марии Каллас. 5 из 10 На один просмотр.
В центре фильма находится стареющая Мария Каллас, которая когда-то была сияющей звездой мировой оперной сцены, а теперь одиноко обитает в своем замкнутом мире. Казалось бы – это хорошая драматургическая основа для биографического фильма, но, к сожалению, драматургии здесь, практически, нет. Как и самой Марии Каллас. Вместо Каллас, которая на закате своей жизни овеяна блистательной славой минувших лет – мы видим бесконечное самолюбование Анджелины Джоли, которая полностью вымещает собой своего персонажа. Анджелина старательно старается изобразить фирменное вселенское сострадание своими полными небывалой трагедии глазами и снисходительной любовью к «меньшим» созданиям – своим служанкам и лакеям, которых она пригрела и теперь благородно окармливает, как настоящая мать всего мира. В общем всеми флюидами своей выстраданной актерской игры она показывает, о ком на самом деле этот фильм: за скромным названием «МАРИЯ» беспощадно просвечиваются буквы, составляющие громогласное «АНДЖЕЛИНА». Но и если бы этот фильм не лукавил, и на самом деле был бы о Джоли, то он все равно был бы так же плох. Просто потому, что в нем нет ничего, кроме главного персонажа. А в главном персонаже нет ничего, кроме наигранного страдания, жалости к себе, невыносимой стервозности и, простите, ужасно тошнотворного тщеславия – «Я дива», «Я бесподобна», «Мои арии – идеальны». Тьфу! И, самое главное, в фильме практически нет голоса Каллас – его здесь совсем мало. Ее арии обрывисто зажаты в блеклых воспоминаниях, кухонных распевах или в проигрывателях в кафе, не производя никакого впечатления. Единственный раз, когда нам пытались показать Каллас на пике ее звездного восхождения – это куцая сцена выступления Каллас в Венеции в 1949 году. И все. Да, главный лейтмотив фильма – стареющая Мария, которая тоскует по прошлому. А прошлое то где? В казино? В романах с богатыми стариками? В беглом интервью? Где непревзойденный фурор в миланском «Ла Скала»? Где греческий шарм, ограненный бриллиантами, сверкающими в свете софитов? Где тот самый голос, который искрился как огонь, растопляя сердца людей? Нам почти не дают сравнить стареющую Каллас с молодой сияющей Каллас – нет развития «было и стало», а поэтому и нет драматургии, а потому и нет фильма. «Афины»! Нам постоянно повторяют с экрана. А Афины то где? Один сплошной Аид. Помимо прочего, Марии страшно не хватает оппонента, который бы отражал или дополнял бы саму Каллас. Из фильма напрочь вычеркнут весь XX век, который окружал Марию во всем его многообразии, сложности, полете, а ведь это огромный мир, который мог отразить и внутренний мир самой Каллас. Кто она среди всех этих великих творцов XX века? Какое место она занимает среди них? Почему именно она стала величайшей оперной певицей? Тут вспоминается фильм Последний император Бернардо Бертолуччи, где китайскому императору Пу И было передано величайшее царство, которым он должен был управлять. Но XX век совсем по другому определил его судьбу и он закончил свою жизнь обычным садовником. Вот как внешний мир может поменять человека. Как говорится: «человек предполагает, а Господь располагает». В Марии же весь мир сходится только на Каллас, что значительно упрощает этот сюжет. Но абсолютно неинтересен и сам персонаж Каллас, сыгранный Джоли. Тут также невольно вспоминается фильм Амадей Милоша Формана, который повествует о противостоянии Моцарта и Сальери. Почему фильм Формана занял место среди величайших фильмов, когда-либо снятых? Да потому что Моцарт в нем изображен как полный идиот, в возвышенном смысле этого слова – маленький несуразный человек с диким смехом, который, при этом, способен сочинять музыку ангелов. И только Сальери, который на его фоне абсолютно бездарен – может по достоинству оценить эту музыку. Каллас же в Марии, как говорится, абсолютно без изюминки, а потому и неинтересна, да и ее еще и никто не дополняет. Сальери отражает Моцарта, Пу И отражает весь XX век, а Каллас в Марии – не отражает никто. Единственная сцена, которая действительно производит впечатление та, в которой Каллас играет не Анджелина, а Аджелина, Аджелина Пападопулу – никому неизвестная актриса, которая как и сама Каллас – гречанка. Именно в ней есть то, что видишь в Марии Каллас, глядя на ее фотографии – заветность шума черных волн Древней Греции, бьющихся о белый песок забытых берегов чарующих песен и танцев. Благодаря ей самой сильной сценой фильма становится та, где эта, настоящая Каллас – поет арию из «Кармен» перед офицером SS. Вот она, сила ее голоса, сила ее сердца – услышав его, даже на обезображенном преступлениями лице нациста проявляется человечность. Марию пытается спасти номинированный на «Оскар» оператор и иногда ему это удается. Особенно запомнился кадр, где Мария смотрит в зеркало, а отражается сразу в трех – нам показывают, что Мария разбита на части своего прошлого. Только оператор иногда заполняет страшную драматургическую пустоту Марии, находя в операторских решениях новые образы. Очень хочется, чтобы какой-нибудь хороший режиссер взял этого оператора, взял Аджелину Пападопулу на главную роль и снял бы мощное, сильное кино про Марию Каллас, про ее жизненный путь, ее славу и, самое главное, про силу ее духа, навеки запечатленным в ее голосе. Ну прямо очень. Напоследок, горячо рекомендую послушать арию Каллас «Ebben? Ne andro lontana» из оперы «Валли» Альфредо Каталани. Там, простите за просторечие, можно рехнуться от бесконечного полета стремительной красоты. Смотря же «Марию», можно рехнуться только от тоски.
16 сентября 1977 года легендарная оперная певица Мария Каллас умерла от сердечного приступа после многих лет изоляции в своей парижской квартире, и именно с этой трагедии начинается фильм Пабло Ларраина «Мария». Позиционируемый как последний фильм в трилогии режиссера о выдающихся женщинах XX века, после «Джеки» о Жаклин Кеннеди и «Спенсер» о принцессе Диане, «Мария», пожалуй, самый артхаусный из всех. Действие фильма происходит в последнюю неделю жизни Марии Каллас, показанной в многочисленных флешбеках, которые мало что рассказывают о жизни певицы. Каллас впадает в своего рода безумие, страдая от надвигающейся сердечной и печеночной недостаточности, что, с трудом отгадывается в гламурном образе Анджелины Джоли. Актриса изображает певицу как галлюцинирующую сумасшедшую, грубую работодательницу и пленницу собственного прошлого. Это звучит интересно, но на деле оказывается утомительным. Несмотря на все усилия создать визуальную симфонию — и при этом прекрасно поставленную визуальную симфонию с ослепительной операторской работой Эдварда Лахмана и поразительным дизайном костюмов, — «Марии» не удается попасть в нужную ноту. Это связано с тем, что Ларраин возможно, слишком далек от понимания того, кем на самом деле была Каллас, и предлагает импрессионистское исследование внутреннего мира Каллас, а не прямолинейную драматизацию, как режиссер делал в своих предыдущих фильмах. Однако здесь это не имеет того же эффекта, ведь в случае с «Джеки» и «Спенсер», речь шла о более известных личностях, чьи жизни знакомы общественному сознанию, тогда как за пределами мира оперы Мария Каллас остается скорее загадкой. И учитывая, насколько повествовательно и часто эмоционально пуст фильм, кажется, что она слишком большая загадка и для создателей этого фильма. Привлечение интервьюера для рассказа о ключевых моментах ее жизни является одновременно ленивым и неуклюжим, даже невзирая на то, что молодой человек, жадно внимающий каждому слову певицы оказывается лишь плодом ее воспаленного воображения. И это не значит, что Ларраин не сочувствует своей героине, просто он не может перевести эти чувства ни во что, кроме изысканного, манерного китча. Финальный монтаж показывает то, чего фильму действительно не хватало – настоящую Каллас, демонстрирующую полный спектр эмоциональной выразительности в короткой серии любительских видео. Всего за несколько мгновений Каллас передает теплоту, женственность, грусть, уязвимость, игривость и радость, которую не смогла выразить Джоли своей бледной великодушной улыбкой и трагичными трепетными жестами. Джоли технически хороша как актриса и безусловно обезоруживающе привлекательна, но в основе ее актерской игры отсутствует глубина и выразительность. Джоли не растворяется в роли. Греко-американский акцент кажется наигранным. Манеры – театральными и искусственными. Помимо прочего, ее музыкальные выступления ослаблены сбоями в синхронизации губ, из-за чего трудно поверить, что чудесный звук на экране исходит от актрисы. Лучшие сцены в «Марии» даже не связаны с Каллас, а принадлежат домоработникам Ферруччо Медзадри (Пьерфранческо Фавино) и Бруне Луполи (Альба Рорвахер), которые ведут проницательные беседы на кухне о психическом благополучии своей хозяйки. Фавино и Рорвахер настолько хороши в «Марии», что хочется, чтобы весь фильм был показан с их точки зрения, а Джоли была отодвинута на второстепенную роль. Фильм Ларраина послушно отсчитывает минуты до неизбежного, возвращаясь к началу и рассказывая зрителю то, что он уже знает – это грустная история, окруженная богатыми излишествами, малым счастьем и великолепными европейскими пейзажами. «Мария» принимает форму изысканного вялого марша к смерти, так и не дав зрителю понять, что сделало Каллас сенсацией. В конечном итоге все что удалось показать режиссеру – это печальная разлагающаяся роскошь в исполнении увядающей актрисы.
Мария Каллас – знаменитая оперная дива – подводит итоги своей жизни в узком кругу преданных слуг, собачек и вымышленных собеседников. Как снять кино об одной из самых известных оперных певиц мира? Показать ее первые шаги в искусстве? Становление карьеры? Соперничество и первые триумфы? А может быть, какой-то самый-самый концерт – кульминацию всего жизненного пути? Авторы байопика «Мария» идут по не самому очевидному пути, показывая свою героиню на закате, на финишной прямой, буквально конспектируют ее последние дни (надеюсь, не будет спойлером сказать, что в сентябре 1977 года в возрасте 53 лет Марии Каллас не стало). Это все равно, что снять байопик о Фредди Меркьюри не про Live Aid, а про его угасание от СПИДа. Впрочем, такое решение позволило совместить камерность постановки (бОльшая часть действия происходит в роскошной парижской квартире Каллас) с вкраплениями пышных премьер – а заодно дать роль оперный дивы диве другого порядка – Анжелине Джоли, которая не появлялась на экранах уже три года после спорного кинокомикса «Вечные» и посредственного триллера «Те, кто желает мне смерти». Разумеется, Джоли – царица экрана, она это осознает, и царственность ее каждого присутствия в кадре идет в зачет звездности Каллас – пусть мы и видим ее в момент угасания. Более того, Джоли сама поет на экране – правда, именно в тех сценах, в которых Каллас удрученно понимает, что волшебство ее голоса безвозвратно ушло, и ей остается только грустная имитация самой себя. Да, лучшее, что может выдать у микрофона Джоли – это худшее пение Марии Каллас, но от этого история только становится более осязаемой. Конец жизни – тем более такой незаурядной – это всегда драма. Но мне все же драмы не хватило. Мария (авторы намеренно отделяют имя от знаменитой фамилии, как знак возвращения иконы оперы к обыденности жизни) явно не бедствует в своей парижской квартире, у нее несколько верных слуг на побегушках, которые весь фильм двигают туда-сюда рояль – то ли каприз, то ли последняя вспышка жизнелюбия героини. Мария не в ужасе – она скорее на последнее стадии принятия своего нового статуса обычного человека – не Марии Каллас, а «просто Марии». И все же смятение в ее душе остается – авторы изображают это с выдумкой и стилем, показывая воображаемого интервьюера (в исполнении внезапно выросшего Коди Смита-Макфи из «Впусти меня. Сага» и «Дороги») и других ушедших из ее жизни людей – мужа Джованни Менегини, почти любовника Аристотеля Онассиса (кстати, о его жене Джеки Кеннеди был один из предыдущих фильмов режиссера «Марии» Пабло Ларраина). Главным же препятствием для того, чтобы увидеть на экране драму Марии Каллас, стала для меня... сама Анжелина Джоли. Я просто в каждом кадре вижу не Марию. Я вижу Анжелину – играющую саму себя – слишком уж она дива. Уметь раствориться в роли так, чтобы вместо тебя появился другой человек, персонаж – для меня в «Марии» этого не получилось. Это не делает «Марию» плохим фильмом – напротив, это по-хорошему сентиментальное, величавое, печальное кино. И оно возит по экрану драму Марии Каллас, как этот пресловутый рояль – из комнаты в комнату, туда-сюда. А ведь стоило Марии – настоящей Марии Каллас – запеть, как все рояли и все комнаты в мире испарялись. Оставалась только она и ее голос. Вот фильм об этом я бы очень хотел посмотреть.
Фильм красив, насколько это вообще возможно. Работа с цветом, дизайн костюмов, интерьеры, зернистые кадры хроники, медленно плывущая камера – фильм явно создавался как произведение искусства. Глаз не оторвать как красиво и высокохудожественно. А вот относительно смысла увиденного... Джоли...очень много намеренной драматизации, особенно в крупных планах. Глаза, выдавливающие из себя скорбь и боль...драма гораздо более ощущается таковой, когда в ней нет пафоса. Отсюда же видна и игра Джоли – именно игра, она будто придумала в своей голове образ Каллас и довольно талантливо имитирует манеру говорить и некий поверхностный слой эмоций, но игнорирует все остальное. Иначе говоря, в ней не видно реальной женщины, которой Каллас как раз-таки была. Бросается в глаза и отношение к своим работникам, она с ними как с родными, подчеркнуто слащаво, но это крайне не естественно выглядит. Никакого воздуха. При этом парадоксально, но в какой-то момент Джоли резко переключается на такой же, как и всегда, холодный, экзальтированный образ шпиона-спецагента, 'железную женщину', взгляд сверху...Я все понимаю, это может уживаться в одном человеке. Но не так пафосно, не так наигранно. В итоге мы опять имеем Джоли-дива-героиня-миссионерка, где человеческое, простое, ни к чему не привязанное? Дайте мне Мэрил Стрип, я хочу глотка настоящей актерской игры. Учитывая, что бОльшую долю хронометража фильма составляют крупные планы Джоли, где она драматизирует отсутствие у нее былого вокала, а также ищет таблетки – мне не хватило реальной драмы, кроме тех невероятно талантливых слез на лице Анжелины, которые, я уже поняла, она умеет из себя выжимать. Слезы безусловно могут быть важным элементом драмы, но при этом нужно все-таки и какие-то другие художественные средства использовать. То, что она не может-не может-снова не может-поплакала-и о чудо–выдала блестящий вокал – это не драма. За весь фильм я ни разу не посочувствовала героине на экране. Красивая Джоли, гламурная, в целом что-то в ней есть от Каллас, если применить воображение, но весь этот образ такой костюмерный, приклеенный. А еще костлявые руки с длинными когтями – это страшно. Наверное картина и задумывалась как фестивальное кино, максимально разговорное, раскрывающее в диалогах суть Марии. Была хорошая подача о гадком утенке и плохом отношении матери, но все это вскользь. На вопрос, почему Аристотель Онассис не женился на ней, Каллас-Джоли отвечает: 'Потому что он знал, что не может меня контролировать'. Ответ заурядный, претенциозный и просто пошлый. А ведь отличная возможность была для драмы – настоящей, жизненной. На вопрос, почему она полюбила Онассиса, еще один странный ответ: 'С ним я чувствовала себя девочкой'. Кхм, что, простите? И это говорит якобы Каллас, которая по сюжету больше всего на свете любит все контролировать. Ну да. А ведь по словам самой Марии Онассис был первым человеком, который 'обращался с ней как с женщиной'. Собственно, к чему этот странный, не естественный нарратив? Зачем превращать биографию в фарс? Реальные чувства Марии Каллас к Аристотелю, где было все – боль, одержимость, страсть, привязанность – не показаны, а то, что есть в фильме – вообще непонятно что. Сам Онассис – с его любовью к женщинам, с особенным, может даже специфическим отношением к Каллас, где все это? В чем суть их привязанности? Ноль, просто ноль. В итоге: Джоли, которая переигрывает, идеальная визуальная составляющая, совершенно невнятная история и нераскрытые характеры героев, но очень понятная и реализованная повестка сильной женщины.
Имя Марии Каллас знакомо пожалуй любому человеку, даже не увлекающемуся оперной классической музыкой. Так что снять биографическую картину, основываясь на личности великой оперной дивы двадцатого столетия - было изначально беспроигрышным вариантом. А если на главную роль взять Анджелину Джоли, то успех был гарантирован вдвойне. Картина снята очень размеренно, никаких ярких и потрясающих событий, никаких больших откровений, да даже, чёрт побери, ни одной 'постельной сцены' за два часа. И при этом смотреть кино приятно, ощущение такое, будто прикасаешься хотя бы ненадолго, хотя бы немного, к действительно 'большому искусству' в его абсолюте. Шикарные приёмы, компании 'только для своих' в которую вхожи лишь магнаты, президенты да артисты уровня Марии Каллас и Мерилин Монро - всё это чередуется с меланхоличными, полными одиночества и парижской роскоши последними днями на этой бренной земле величайшей артистки. Последние годы жизни Каллас были омрачены смертью Аристотеля Анасиса, главного мужчины её жизни, а главное, то, с чем она не могла смириться - потерей голоса по причинам, от неё не зависящим. В итоге погрузившаяся в депрессию дива ведёт полу-затворнический образ жизни, окружив себя лишь двумя преданными слугами да двумя пуделями. Принимать жестокую действительность ей помогают россыпи разнообразных таблеток, приём которых робко пытается контролировать её дворецкий. Он же, руководствуясь действительно лучшими побуждениями, настаивает, насколько вообще может настаивать слуга, на том, чтобы Каллас сдавала анализы и занималась своим, очевидно сильно сдавшим здоровьем. В общем, два часа хронометража под прекрасный саундтрек из выступлений настоящей Марии Каллас, отличную игру Джоли прошли незаметно, оставив после себя только лёгкую грусть о том, что всё это осталось где-то там, ближе к середине прошлого века. Чтобы моя рецензия не выглядела откровенными 'дифирамбами' напишу и пару слов о том, что мне в этой картине немного резало глаз. Первое - это 'вольности' создателей фильма с хронологией. В кино Каллас говорит совершенно определённо, о том, что она не выступает на сцене уже 4 с половиной года. И это неправда. К моменту своей смерти Мария Каллас не выступала уже более десяти лет. Зачем так искажать исторически точные цифры во время съёмки биографической картины - мне не понятно. Второе - я бы назвал некоторой вольностью допущение о галлюцинациях Каллас - с которыми она якобы общается, будто давая им интервью о своей жизни. Никто не знает доподлинно что там было на самом деле, каким было её психическое здоровье. Я бы всё-таки реализовал этот момент как-то иначе. Ну и третье (хотя это уже скорее просто моя придирка) - это сконцентрированность всей картины на фигуре Джоли. Может, я и несколько несправедлив, но мне казалось временами, что она переигрывала, будто бы в кадре присутствовало некое самолюбование уже не Марии Каллас, а именно и непосредственно Анджелины Джоли. Будто бы она старалась заявить себя как фигуру в мире искусства 'калибром' не уступающей той, о ком снята картина. Повторюсь, это сугубо личное впечатление, наверняка со мной многие не согласятся, и возможно, будут правы. В итоге могу сказать - картина получилась стоящая. Исключительно приятная глазу (и уху) с точки зрения эстетической подачи. И наверняка, кого-то просмотр этой работы подтолкнёт к тому, чтобы открыть энциклопедию и познакомиться поближе с историей жизни одной из величайших оперных исполнительниц прошлого. 7 из 10
Биографическая драма Пабло Ларраина о последних днях жизни оперной певицы Марии Каллас начинает историю с роковых моментов, чтобы во флэшбеках представить нам звезду, которая постепенно теряет свою уникальность. Возраст, проблемы со здоровьем и свои внутренние «демоны» сочетают в себе стервозный характер великолепной дивы оперной эстрады. Конечно, для полной биографии Марии не хватило 124 минуты хронометража, поэтому режиссёр уделил внимание на естественную степень угасания и вспоминания грехов. Подобный ход использовала Корали Фаржа в «Субстанции», чей пример угасающей звезды был ужасающе пугающий. Возвращение Анджелины Джоли на большие экраны, и сразу такой сложный байопик. Мария, которая выпускает на зрителя свои помпезные причуды, психи и странные просьбы. Её действиям есть основное, медицинское объяснение. Это для массового зрителя она великая Мария, а для её дворецкого и кухарки – заносчивая, грубая хозяйка, которая сходит с ума от безделья и тоски. Картина раскрывает прошлое певицы во время интервью журналистам, которые пишут биографию Марии. Тут и вступают в ход монохромные флэшбеки, из которых мы узнаём об отношениях Марии, о покорении высоких пьедесталов не без помощи влиятельных людей. Перед зрителем раскрывается человек, который жаждет поделиться своей историей. Великолепная операторская работа передаёт скрытые за оправой очков печальные глаза дивы. Мелкие элементы, которые позже смогут образовать переломный момент этой истории, уже присутствуют в повествовании. Сначала ты задаёшь вопрос сам себе, потом вроде свыкаешься с нелинейной системой режиссёра. Эта деталь, как «чеховское ружьё», выстрелит в третьем акте. Сложность для человека её масштабов осознавать свой упадок. Оружие, которое сражало наповал слушателей, может сыграть с женщиной злую шутку. Драматически в её жизни появляются постоянные врачи и обеспокоенные слуги. Это только на первый взгляд кажется, что кухарка Бруно старается поддерживать Марию духовно, а дворецкий Феруччо выполняет всю физическую и организационную работу. Два человека, которые остаются с Марией рядом, терпят её выходки и причуды. Вера в человека и воспоминания о былой славе раскрывают перед нами иную диву. Все видят в этой примадоне былую славу, в то время как Анджелина Джоли отыгрывает помешательства и загоны «от» и «до». Ключевым выступает то, что Мария не прослушивает свои старые записи, так как всегда стремиться к лучшему и понимает, что необходимо исполнять песни лучше предыдущего раза. А что делать, если сил уже не хватает? Здесь в биографию подкрадываются и психотропные вещества, и любопытные репортёры, что в итоге поражает и обескураживает зрителя. Флэшбеки акцентируют внимание на каких-то одних деталях, чтобы уже при помощи разговора дополнить эту историю. Как рассказ о жизни, выходит слишком слабо. Вырванные важные факты, конечно, интересны, но при просмотре чего-то не хватает. Хочется больше узнать о судьбе и о былой славе, но нам специально дают только кусочки, отголоски прошлого, чтобы показать, что из себя сейчас представляет Мария Каласс. Ужасающая правда о журналистах поражает так, что ты просто не веришь в эту реальность. Повествование специально оставило эту важную деталь на конец, чтобы больше добавить драмы и осознание неизбежного. Режиссёр Пабло Ларраин в 2023 году снял «Граф», что довольно сильно сменило его фильмографию, где основную часть занимают биографии женских персонажей («Спенсер» о принцессе Диане, «Джеки» о Жаклин Кеннеди), поэтому байопик о Марии Каласс вернул постановщика на свою тропу. По сути «Граф» был омажем на жизнь чилийского диктатора Пиночета. Так что тоже в своём роде байопик. «Мария» – это отличная игра Анджелины Джоли, это взгляд на закулисье творческих людей, которые, не смотря на всю славу и поклонников, вынуждены прозябать в одиночестве. Грустно!
Я не вижу никаких конкурентов для Энджи на Оскаре наступающего года. Тот перформанс, что она выдала в «Мария» (2024) - это нечто, находящееся за гранью понимания. Это та роль, которой она, должно быть, ждала всю жизнь. Джоли, и без того очень холодная актриса, здесь воплощает образ прям лютого дэд инсайда. Поначалу мне не нравилась такая трактовка персонажа, ибо реальная Мария Каллас не производила впечатления настолько мёртвой, безжизненной женщины. Это особенно бросается в глаза во время показа заключительных титров картины, в ходе которых демонстрируются кадры хроники настоящей Марии: страстной, оживлённой, пышущей эмоциями. Но следует учесть, что эта роль (и, возможно, весь фильм) писалась скорее всего именно под Анджелину Джоли. Поэтому образ Каллас, по всей вероятности, был переписан под конкретную актрису, его исполняющую. Что ж, задумка удалась сполна. Кому как не Анджелине, главной кинодиве современности, поручить перевоплощение (пускай и вольное) в величайшую диву мировой оперы? И она прожила эту роль непревзойдённо. Её Мария - сломленная, травмированная, утратившая самое главное для любой артистки: свой дар. Столько усталости и горя ещё не было в предыдущих актёрских работах Анджелины. Лишь играя Марию Каллас она смогла полностью обнажиться и показать миру всё, на что способна. Весь свой актёрский талант. Кажется, она выплакала всю боль, что держала внутри. И никогда уже не сыграет ничего сильнее. По поводу пения актрисы мне сложно что-либо сказать, поскольку я ничего не смыслю в опере. Знаю лишь, что был проделан большой труд со стороны Анджелины. Но поскольку для вокальных сцен голос Энджи был смиксован с голосом Марии, затруднительно понять, насколько хорошо Джоли справилась с этой задачей. Мне не очень понравился кинофильм в целом. Слишком уж он эстетский для меня и чересчур много в нём красивости, этот упор на форму меня оттолкнул. Но с другой стороны, именно вычурным визуалом и достигается особый психологизм ленты: благодаря всем этим операторским находкам, необычным режиссёрским решениям. Ведь это фильм о жизни и смерти великой артистки. Невозможно передать весь масштаб истероидной личности оперной певицы, не прибегая к такой странной съёмке. Становление Марии вспоминается лишь краткими флэшбэками, но их достаточно для понимания природы хрупкости главной героини. Такое детство разве может не повлиять на стабильность психики? И к финалу Энджи разошлась, что называется, не на шутку. Я, возможно, впервые в жизни поняла, насколько она большая актриса. Я плакала вместе с ней. Я поверила ей. Удушающие страдания Марии Каллас никогда прежде не были переданы столь обескураживающе убедительно, ни в одном из предыдущих байопиков. Это прожито. Момент, когда исхудавшая, находящаяся при смерти и теряющая огонёк надежды Мария мысленно берёт за руку маленькую себя, немного напомнил похожую сцену из байопика об Элтоне Джоне, когда тот проделывает то же самое на сеансе психотерапии. Чистый катарсис. Работа выполнена с любовью, авторским стилем и безупречным подбором актрисы на главную роль. Вот что я называю данью уважения. Сама Мария, я уверена, оценила бы этот фильм. В конце-то концов, это ведь всегда большущий комплимент, когда тебя играет Анджелина Джоли. 10 из 10 За сногсшибательную игру Анджелины. Она продемонстрировала уязвимость, которую нельзя подделать. Браво, Дива, ты меня растрогала. Выложилась по полной программе.
Фильм «Мария» переносит нас в сентябрь 1977 года, в парижскую квартиру Марии Каллас — когда-то великой, теперь забытой и отрезанной от сцены. Она живёт в почти музейной тишине, где рядом с ней — кухарка, обязана говорить ей комплименты, и дворецкий, который таскает по дому рояль и уговаривает не разговаривать с призраками прошлого. Это история о женщине, для которой слава осталась в прошлом, а настоящее — в воспоминаниях и в одиночестве, скрашенном только рутиной и пуделями. Пабло Ларраин продолжает свой путь режиссёра «портретов одиночества»: раньше он показывал так принцессу Диану, теперь — оперную легенду. Всё снято красиво, камерно, с привычной для него деликатной меланхолией. Но, честно говоря, не покидает ощущение, что фильм слишком застыл в своей форме. Анджелина Джоли в образе Каллас выглядит элегантно, но её игра местами кажется на расстоянии — сдержанной, даже отстранённой. Да, есть внутреннее напряжение, есть красивые крупные планы, но нет ощущения, что мы видим настоящего человека, живого, уязвимого. Скорее — статуэтку на постаменте. Визуально фильм хорош: мягкий свет, утонченное оформление интерьеров, почти музейная эстетика. Но за всей этой красотой не всегда удаётся разглядеть живую эмоцию. Драма Марии разворачивается медленно, почти без событий — это больше созерцание, чем повествование. И не всем зрителям такое кино подойдёт. Посмотреть можно, но ждать от этого фильма откровения или сильных эмоций, пожалуй, не стоит.
Эта женщина живёт для того, чтобы её обожали и хвалили. При жизни она вошла в вечность со своим талантом и органично жила среди тысячелетних статуй в своём будуаре. Пик славы и любви позади, вкус к жизни утрачен, чем заполнять оставшееся время в этом мире? Фильм «Мария» построен по принципу троемирия, прям как «Мастер и Маргарита» Булгакова, только вместо мистического мира мы попадаем во фрейдовские сны наяву героини. Они отражение желаний Каллас — вновь пережить признание поклонников, любовь мужчины, пропустить через себя музыку. Героиня верит, что журналист придёт снимать про неё фильм, составит компанию на прогулке по местам воспоминаний, обязательно в неё влюбится. Прогулки возбуждают воспоминания о пережитых чувствах, отбрасывают героиню в прекрасное прошлое, в которое она не может закрыть дверь, хотя совершает попытки — сжигает костюмы. На одно физическое место, в котором находится героиня, 3 мира — реальный, придуманный влюблённый журналист и мир прошлого, в который отбрасывает её воспоминания. Весь её талант — это результат пережитых событий, и ни одно из них, даже травмирующих, нельзя перешагнуть и забыть, как предлагает в финале ей сестра. Героиня не поёт, она тянет музыку из кишок до рта, эта музыка трогает людские души и влюбляет. История голоса — её силы, тоже делится на 3 этапа: когда мать заставляла петь, как любимый мужчина запрещал петь, когда она наконец-то может петь для себя. Но к последнему этапу её голос уже на небесах и в миллионах записей. Самое живое, что есть у героини — голос. Она не признаёт его записей, только уникальное живое исполнение. Сначала свою жизненную энергию Мария сублимирует в оперу, потом в любовь к мужчине, а когда ни первого, ни второго не остаётся, жизнь теряет смысл в настоящем моменте. Пианино, которое слоняется из комнаты в комнату, как символ музыки, не находящее места в жизненном пространстве Каллас. Преданная прислуга — не та, что неукоснительно выполняет приказы, а та, что борется за благо хозяйки. Самые близкие, честные не в словах, а поступках, любящие люди. Зритель увидел 2 недели сходящей с ума от одиночества без голоса и любви женщины. Таблетки отвлекали героиню от мыслей об утратах и никакого осуждения Марии и её страсти заглушить мучительные мысли не возникает. С первого кадра режиссёр даёт интеллектуальный пасс зрителю — что привело героиню к такому исходу событий: осознанный выбор? Могла ли она пройти свой жизненный путь иначе? Была ли эта женщина счастлива? Любила ли? Или любила любовь, которой любили её? Жизнь Марии Каллас прожита, голос есть в записях, любовь ушла в вечность.
«Мария» (2024) — художественный фильм режиссёра Пабло Ларраина, созданный совместными усилиями Германии, США, ОАЭ и Италии. В центре сюжета — легендарная оперная певица Мария Каллас, роль которой исполняет Анджелина Джоли. Действие фильма разворачивается в Париже в 1970-х годах на закате её карьеры. Премьера фильма состоялась 29 августа 2024 года на 81-м Венецианском кинофестивале, где он сразу же привлек внимание зрителей и критиков. Отзывы о фильме «Мария» неоднозначны и во многом зависят от личных впечатлений зрителя. Меня больше интересует психологический портрет героини: Судьба этой женщины — это истинное лицо грандиозного успеха, топливом для которого были внутренний конфликт, ненависть к матери и стремление психики всё это переработать. Стремление к любви и признанию Желание получить любовь и признание, которых Мария была лишена в детстве, заставляют её идти вперёд и быть совершенной. Стремление заполнить эмоциональную пустоту известностью стало основой для развития её успеха. Публичные овации заменили ей родительскую любовь, и она полностью посвятила себя сцене. Неуверенность в себе Обстоятельства рождения и детство Марии не давали ей ощутить свою ценность. Она всегда искала повод, чтобы ассоциироваться с чем-то, что придавало её жизни хоть какой-то смысл. Так сформировалась зависимость от признания и привычка заслуживать любовь: «Только когда я пела, я чувствовала, что меня любят». Повышенная требовательность к себе Если что-то не получалось с первого раза, она могла повторять репетиции снова и снова, пока не достигала желаемого результата. Так сформировалась привычка доводить себя до истощения. Склонность к депрессии На протяжении всей жизни певица страдала от депрессий, и только бурные эмоциональные качели с Аристотелем Онассисом давали ей возможность почувствовать себя живой. Неприятие своей внешности Всю жизнь Мария боролась с лишним весом и проблемами с голосом. Повышенная критичность к своей внешности и способностям привела к проблемам со здоровьем, которые в конечном итоге стали причиной краха её карьеры. Мария Каллас — символ эпохи, чья история — это триумф на оперной сцене и трагедия души. Её путь к успеху был полон борьбы и саморазрушения. В фильме «Мария» (2024) мы видим не только её внешнюю оболочку, но и внутренний мир, полный боли и стремления к совершенству. Этот фильм напоминает, что за каждым успехом скрывается своя цена и величие измеряется не только достижениями, но и способностью любить и принимать себя и других. Мария Каллас оставила неизгладимый след в истории музыки, но её история служит предупреждением для тех, кто стремится к совершенству любой ценой. Важно помнить, что успех — это не только признание и аплодисменты, но и умение быть счастливым, любить и быть любимым.