Практически каждый харизматик и ключевая историческая личность рано или поздно обзаводиться фильмом имени себя. И дело даже не в том, каким видом деятельности они занимались, будь то спасение невинных (Оскар Шиндлер и Пол Русесабагина) или просто режессирование плохих фильмов (Эд Вуд) – причиной всему их энергетика, след, который они оставили в истории, хороший или плохой. «В маленьком теле – полный энергии и благородства дух» - выражение, как никогда подходящее главному герою фильма - Махатме Ганди. Сказать, что он был просто энергичен – не сказать ничего – он просто струился энергией, и с первых кадров фильма это бросается в глаза. Даже идя на встречу шайке хулиганов, желающих очистить свой квартал (в мини-роли главы которых дебютировал сам Дэниэл Дэй-Льюис), Ганди только ещё больше заряжается энергией, утверждая, что в квартале хватит места для всех. Но причиной начала борьбы за свободу были не хулиганы – согласитесь ведь, что они есть везде и по сей день. Махатму Ганди возмущало социальное неравенство, охватившее не только Индию, но и все территории проживания индусов, включая Южную Африку. Поэтому Ганди решил начинать действовать и сжег свой пропуск. Так был пройден первый шаг по пыльной дороге справедливости от жемчужины королевы Виктории до самостоятельной страны. Чем дальше Ганди шагал, тем сильнее становилась борьба. Если на мирной демонстрации со сжиганием пропуска все обошлось побоями, то уже по возращению Махатмы в Индию британские власти стали действовать изощреннее, и не раз бросали его в тюрьму, а сами сроки заключения колебались от недели до целых шести лет. Но после выхода из тюрьмы Ганди каждый раз как ни в чем не бывало шел в народ проповедовать свою политику ненасилия, желая убедиться, что его не забыли. Диалоги Ганди со всеми персонажами фильма – отдельный разговор и, вероятно, одна из основных причин триумфа фильма на «Оскаре». Махатма умел умерить пыл как слишком сильно желающей поскорее вступить в борьбу молодежи («Сначала научись прясть») так и деятелей суда, беспричинно обвиняющих его в разжигании бунта («Я готов понести строжайшее наказание в соответствии с вашим законодательством»). Говоря о первой (и пока что единственной) оскароносной роли для Бена Кингсли, хотелось бы подчеркнуть её необычность на фоне других ролей с аналогичной премией. Здесь не будет всплесков эмоций, криков, чудес мимики – будет только картинное спокойствие, сияющее энергией и верой, которые Махатма Ганди пронес через всю свою жизнь, а Бен Кингсли пережил в течение всего фильма, так как за исключением кадров с реальным Ганди, как молодого, так и старого Махамту играл Кингсли, отлично передав угасание жизни. «Ганди» - необыкновенная история о рабе, победившем своего феодала без оружия, разворачивающаяся на фоне превосходных индийских пейзажей, жемчужина творчества Бена Кингсли и Ричарда Аттенборо. Обязательно смотрите, но не забудьте сделать паузу – специально для этого в середине фильма предусмотрена трёхминутная интермиссия.
Я смотрела множество байопиков, я их очень люблю, но никогда не видела биографию человека, философия которого так близка моей душе. Я всегда знала, кто такой Ганди, частенько пользовалась его мудрыми изречениями в качестве мотивации, но почему-то никогда не задумывалась о том, каким он был, что навело его на такие размышления, почему он пришёл к таким выводам. Он не делил людей на мусульман, иудеев, христиан, он любил всех одинаково и призывал всех и каждого к миру и терпимости друг к другу. 'Обычно, когда я в отчаянии, я вспоминаю многие эпизоды истории. На протяжении веков правда и любовь всегда побеждали. Да, много в истории было всесильных тиранов, но в конце концов все они терпели крах. Помни об этом в трудные минуты жизни' (c) Он никогда не стремился к власти, вёл пуританский образ жизни, сам ткал себе одежду, кормил коз. И это было не напоказ, он действительно так жил. Но именно он останавливал войны, именно ему внимал каждый человек в Индии. Откуда такая мудрость? Я весь фильм думала, как это, как он к такому пришёл? И мне кажется, что это шло из его души. Ведь никакие книги, изученные им в университете в Лондоне, не могли такому научить. Его философия ненасилия и терпимости шла изнутри. В нём не было злости, обиды. Он мог стать великим адвокатом, жить безбедно и думать только о себе, но он посвятил свою жизнь народу, миру среди него и праву на его свободу. Каждое его слово - мудрость. Он много молился, постоянно очищался, поэтому, думаю, его словами говорили высшие силы. Ему суждено было родиться во благо своему народу, во благо всему миру. Он преподал всем урок мира, добра и правды, и его невозможно не принять. Рано или поздно. Простому человеку тяжело до этого дойти, ведь когда нас обижают, нам хочется дать сдачи, и зачастую мы это делаем. А если не делаем, то затаиваем злость и обиду, которые потом выливаются в нечто не менее ужасное, чем сделали нам. — Разве не сказано в Новом Завете: «Если тебя ударят по правой щеке — подставь левую»? — Мне казалось, эту фразу надо понимать метафорически. Господь не имел в виду... — Господь именно это и имел в виду. Он учил человека быть мужественным, уметь сносить удары, не нанося ответных, не отступая ни на шаг. Когда ты поступаешь именно так, в душе твоего врага возникает совершенно новое чувство. Ненависть сменяется уважением к тебе. Разве Христос не пример тому? (c) Честно говоря, мне тяжело к этому прийти, ведь мир жесток. Но возможно, мир жесток именно потому, что всем тяжело к этому прийти, а возможно, кто-то не дошёл до того, чтоб хотя бы захотеть к этому прийти. Я лично очень хочу и очень хочу, чтоб все захотели. В фильме англичане вечно повторяли, что не хотят сделать из Ганди мученика, но в моих глазах он был мучеником, ибо то, что казалось ему простой истиной, люди не хотели принимать. Для него это было просто, а для других было проще воевать друг с другом, и это доставляло ему неимоверную муку, ведь внутри него сидела не только его великая душа, но и душа всего народа Индии, которая кровоточила всякий раз, когда кого-то, будь то мужчина, женщина или ребёнок, убивали. И я не понимаю, почему мы не можем сейчас пользоваться тем, к чему он хотел нас призвать через такие мучения. Ганди был однозначно великим человеком с великой душой, и я благодарю этот фильм за возможность узнать о нём. Великолепный Бен Кингсли в роли Ганди просто потряс! Это был не тот Бен, которого я привыкла видеть, совсем не тот. Это был Ганди. Всех Оскаров в мире мало, чтоб оценить глубину его взгляда, боль в глазах за весь народ... Эти глаза много стоят. В них тонешь, именно они заставляют верить, что мир можно изменить. Я рада, что фильм был оценён по достоинству всеми известными кинопремиями, однако, на мой взгляд, фильм выше всего этого. Этот фильм никогда не потеряет актуальность, потому что в нём хранится мудрость веков. 'Ганди' по праву занял самое почётное место в моём личном списке любимых фильмов. Будьте терпимее, любите друг друга и живите в мире, как завещал нам Ганди-джи! 10 из 10
Знаете ли Вы зритель, что такое Сатьяграха? Думаю, что положительно на этот вопрос могут ответить процентов 25-30 читающих эту рецензию. А слышали ли Вы что-нибудь о Мохандасе Ганди? Предположу, что около 50-60 процентов людей могут сказать 'да'. Тогда последний вопрос: Верите ли Вы в то, что достичь любой цели можно путём добродетели? Думаю, что ответившие отрицательно ещё не смотрели фильм 'Ганди', так как после просмотра 100 процентов зрителей, если и не поменяют свой взгляд на жизнь, то уж точно дважды задумаются, прежде чем сказать 'нет'. На мой взгляд, не существует достаточно ёмкого определения для этого фильма. Он, как и сам главный герой, слишком величественен в своей простоте, чтобы назваться просто 'шедевром', слишком неповторим, чтобы быть просто 'ещё одной биографией', он слишком 'элитарен' по своей сути, чтобы слыть 'хитом в прокате'. Наверное, этот фильм можно назвать явлением. Попытаюсь рассмотреть это уникальное в своём роде творение с разных ракурсов. Философия: Начну с того, что фильм, посвящённый такому истинно Великому человеку, как Махатма Ганди не может обойтись без философии. Однако при этом он не является философским в общепринятом смысле: это не документальное биографическое кино, исследовавшее глубины души великого мыслителя и создателя учения Сатьяграхи, это не фильм о триумфальном восхождении на Олимп Славы национального героя Индии. Это фильм о простом человеке из плоти и крови. О человеке, который с одинаковой любовью относился к друзьям и врагам, который в равной степени уважал работу за прялкой и работу над новой Конституцией Индии. Наверное, в этом и состоит главное преимущество фильма: он не пытается навязать зрителю идею мессии в лице Ганди, он доказывает, что каждый в состоянии стать в высшей степени добродетельным. При этом, философия фильма многогранна: она касается любви к жизни и к людям в ней, веры в истину и в справедливость Благодаря многообразию идей каждый зритель находит в этом фильме что-то личное. Каждый найдёт афоризм, который тронет именно его сердце. Сюжет: 'Ганди' - это не только и не столько история жизни одного человека, сколько фильм о жизни вообще. Основная сюжетная линий, то есть жизнь Ганди, причудливо переплетается с историей страны и мира в целом. Философия во многом соприкасается с политикой и дипломатией: борьба Индии за освобождение происходит на фоне раскола в самой стране. Кроме этого, ближе к концу фильма в сюжет будет вплетена ещё одна нить - борьба с фашизмом в Европе. Фильм наполнен историческими событиями, которые показаны более чем правдиво. Ещё одним плюсом является то, что сюжетная линия не прерывается: кольцевая структура фильма помогает зрителю полностью проникнуться главной идеей: несмотря на то, что Ганди убили, он живёт в сердцах миллионов людей. Самые смелые мечты и идеи этого человека воплощены в жизнь. Разве это не является своего рода 'счастливым концом'?! Образы: Лично хочется пожать руку режиссёру за то, что сделал образы героев каноническими. В фильме Вы, Зритель, наверное не найдёте персонажа, который остро не вписывается в сюжет. Кроме того, сходство между прообразами и героями фильма поразительно. Могу только предположить, какой титанический труд был вложен в то, чтобы так правдиво воссоздать историю. Возможно, есть ценители-историки, которые скажут, что есть неточности и ляпы, но неискушённый зритель вряд ли их заметит. Они слишком незначительны по сравнению с тем, что по-настоящему завораживает, а именно игрой актёров. Актёры: 'Верю!' - кричал бы Станиславский, если бы ему посчастливилось быть в числе зрителей. И действительно, можно ли не поверить? Любоваться на игру профессионалов можно часами, даже не замечая этого. Поверьте, Зритель, в фильме не будет и секунды, когда Вы перестанете верить в то, что Бен Кингсли - это действительно Ганди. Дело тут не во внешнем сходстве. Просто актёр перестал им быть. Он стал персонажем. Причём это можно сказать почти о всех главных героях. 'Ганди' - это фильм, в котором речь действительно может идти об актёрском составе, где каждый дополняет каждого. Актёры не просто пытались выбежать на первый план с криками: 'Я, я, я, я, я, смотрите на менЯ!!!', они гармонично слились в единое целое. Безусловно, каждый из них уникален, начиная от незначительных второстепенных персонажей и заканчивая главными героями, однако индивидуальность не помешала им слажено работать вместе. Этим нельзя не восхититься. Пейзаж: При всём своём глубоком содержании фильм также изобилует замечательными, радующими глаз видами Индии. И дело даже не в роскоши и богатстве, а в какой-то простой тихой красоте, присущей и самому Ганди. Не могу сказать, что природа как таковая занимает значительное место в фильме, однако с эстетической точки зрения фильм очень и очень приятен. В заключении хочу сказать, что фильм 'Ганди' можно смело отнести к числу тех, которые хоть раз в жизни, но стоит увидеть. Не знаю, повлияет ли фильм на Выше мировосприятие или изменит ли он Ваши взгляды, но я уверена в одном: те из Вас, кто ответил отрицательно на вопросы в начале рецензии, смогут найти на них ответы в этом необыкновенном фильме. Приятного просмотра!
После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем. – Владимир Путин Как он и предсказывал, смерть стала для него чудесным избавлением. Ведь лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии. Индии, которая только что наконец-то освободилась от оков из прочной английской стали двухвековой закалки и, не успев вздохнуть полной грудью, попала в ещё более тяжёлое рабство межконфессиональных раздоров. Индии, которая свои врождённые миролюбие и жизнерадостность принесла в жертву безумным страстям бесконечного самоутверждения человеческой личности – в этнической, варновой, кастовой, религиозной принадлежности. Он, Мохандас Карамчанд Ганди, прозванный Великой душой – Махатмой, всю свою долгую жизнь неуклонно следовавший идее ненасильственного освобождения, после обретения его родиной независимости почувствовал, что устал. Он не желал слушать о яростных распрях между индусами, сикхами и мусульманами, он видел, что его идеи сатьяграхи бессильны справиться с новой бедой, и, хотя глаза его по-прежнему лучились бесконечной любовью к людям, улыбка его становилась всё печальней. О, он предчувствовал свою смерть, давно поджидавшую его за порогом лачуги, выглядывавшую из-за спин поклонников, поселившуюся даже в глазах верной жены. Смерть последний раз взглянула на него 30 января 1948 года дулом револьвера убийцы и положила чёткий предел его проповеди ненасилия. А началось всё с того, что молодой индусский адвокат, получивший образование в Лондоне, в 1893 году приехал в поисках работы в Южную Африку. По наивности своей он взял железнодорожные билеты в купе первого класса, не подозревая о том, что в Южноафриканской колонии британской короны не бывает смуглых адвокатов, а просто смуглые должны ездить третьим классом. Будучи душою чистой, открытой и правдолюбивой, Мохандас не смог забыть позора своего изгнания из поезда и начал интенсивно думать о том, как, оставаясь в рамках закона, выражать свой протест против открытой и узаконенной дискриминации цветных. Путь, найденный им, требовал не только терпения и смирения, но прежде всего беспримерного мужества: ведь далеко не всякий сможет со спокойной твёрдостью протестовать против притеснений, просто и открыто глядя своему противнику в глаза. Сам Ганди утверждал, что бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь? И спокойное бесстрашие удивительного индуса в равной степени привлекало к нему сторонников и повергало в смятение его врагов. Свой путь Махатма совершал в точном соответствии с собственной заповедью: сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь. Биографический фильм «Ганди» признают лучшим фильмом английского актёра, режиссёра и продюсера Ричарда Аттенборо, что подтверждается количеством его наград (Оскар, Золотой глобус и BAFTA). Фильм стал настоящим откровением для западной общественности начала 1980-х годов, когда холодная идеологическая война ещё не перестала быть насущной проблемой, а разнообразные зачастую непредсказуемые конфликты на Ближнем и Среднем Востоке служили повседневным фоном мировой политики. Идеи ненасилия оказались живучи и востребованы, что в немалой степени способствовало признанию «Ганди» лучшим фильмом. Если же отринуть злобу дня и попытаться бросить беспристрастный взгляд, можно увидеть, что сейчас этот фильм интересен не столько своими идеями, и не режиссурой – качественной, добротной, но не выдающейся, – сколько уникальной личностью главного героя и блестящим исполнением этой роли Беном Кингсли. Кингсли, и внешне чем-то напоминающему индийского старца, удалось невозможное: сыграть не просто человека, а его душу – душу, исполненную добра, излучающую добро, глядящую на мир и людей с простым и великим спокойствием. Такого правдоподобия не достигнуть одной лишь подводкой глаз и тщательным подбором антуража и манер. Возможно, эта ранняя роль является лучшей в немалой фильмографии актёра. Не зря говорят, что смерть человека является продолжением его жизни. Смерть заслуживается жизнью, так же как и жизненные блага. Случайно ли, что Махатма Ганди, великий проповедник ненасилия, умер насильственной смертью? Не является ли такая смерть его поражением, свидетельством несостоятельности его идей? Едва ли. Ганди в практической жизни был носителем миссии хотя и великой, но всё же ограниченной – миссии роста национального самосознания индийцев и национального освобождения индийского народа. Колониальная зависимость – это ещё не всё мировое зло, но Ганди и не ставил перед собой задачу борьбы со всем злом мира. Вместе с тем найденные им рецепты могут быть признаны универсальными для всех людей, приверженных идеалам добра и справедливости. Способствовав уничтожению всего лишь одного лика зла, Ганди открыл людям новые пути противостояния злу как таковому. И своей жизнью дал им нестареющий образец такого противостояния. Так что смерть Ганди – это лишь окончание его земной миссии. В жизни духовной Махатма Ганди не умер, он по-прежнему с нами, в наших сердцах. И тихий голос его слышен всякому, ищущему истины.
С 1747 года Индия была всего лишь огромной колонией Великобритании, мирным зверем гипертрофированного размера целой страны. Но с течением времени и развития определенных сфер жизни индийского общества такое положение дел становилось недопустимым. Конечно, существовали страны, сочувствующие индийскому народу, но, как и на протяжении всей жизни человечества, вряд ли можно развязать войну за чужую независимость, не имея определенных намерений в рукаве, несущих свою пользу и выгоду. Британская Индия оставалась вне досягаемости для солидарности и зрелой толерантности. Сами индийцы не оставались в стороне от решения собственной участи, но нужен был лидер, человек, способный выявить наиболее острые проблемы народа и возглавить шествие во имя сохранения индийской самобытности и возвращения независимости. Мохандас Ганди не был человеком своего времени, но именно ему судьба уготовила роль национального героя. Быть может, именно потому ему удалось объединить под своим учением почти все население Индии (а это около трехсот пятидесяти миллионов индийцев!). Ганди вёл переписку с русским мыслителем Л. Н. Толстым, из некоторых трудов которого и почерпнул необходимую истину, в которой его плененный народ нуждался, как в воздухе. Казалось бы, насколько опасен темнокожий человек, противопоставляющий агрессии лишь обе щеки, твердую веру в Бога и в свои силы на пути к поставленной цели? Его легко оттолкнуть, применив силу, нисколько не оправдывающую поведение этого всегда спокойного индуса. Ведь он все равно не позволит себе поднять руку, на кого бы то ни было! Сия деятельность получила название “ненасильственного сопротивления”, и главным оружием сторонников этой “странной” (в сравнении с обыкновенными способами решения конфликтов между людьми) кампании стала мысль, слово и единство тех, кто верит в победу. Всю жизнь Ганди отдал борьбе за свою страну, на основе событий которой поставлен художественный фильм “Ганди” Ричарда Аттенборо, которого после этой работы можно окрестить “выдающимся”. Ответственность главной роли взял на себя Бен Кингсли, актер индийских и британских корней. Внешность его уже сделала ему честь – никого более похожего на Махатму подобрать не удалось. Должно быть, во многом способствовали индийские и британские корни, в глубине ушедшей истории, сплетшиеся в кровавых распрях и рабском подчинении. Герой Кингсли в центре внимания на протяжении всей трехчасовой киноленты, но это никоим образом не умаляет достоинства других актеров, многое “переживших” на кадрах. Печаль и горести гонений себя и своего народа, радость первых незначительных продвижений в истинно правой борьбе за правое дело, счастье крепости духа, в самообладании их лидера и в “чувстве локтя” индийцев. Герои, получив возможность говорить по-русски, облагородили фильм “советским” романтизмом и пропитали его олимпийским спокойствием, после которого никогда не заболит голова, никогда не барабанит сердце, никогда не холодеют руки. Человек насыщен мыслями высокого полета, в которых еще предстоит разобраться. С первых минут зрителю показывают, чем все кончится, чтобы он не питал лишних иллюзий и полностью углубился в жизнь великого освободителя. 10 из 10
Выдающийся английский кинорежиссёр Ричард Аттенборо, к сожалению, ушедший от нас в 2014-м году, с самого начала своей деятельности заявил о себе, как о весьма способном постановщике. Но первые его картины не пользовались особым успехом, хотя и получила положительную критику. Мгновение славы у Ричарда Аттенборо настало, когда он начал свою работу с трудоёмким процессом съёмок биографической картины про великого деятеля нашего времени Махатмы Ганди, совершив попытку отобразить практически всю жизнь этого эпохального человека, стоящего по роли в обретении планетой законов гуманизма на одной ступени с Нельсоном Манделой и Мартином Лютером Кингом. Всё же таки, 'Ганди' охватывает не всю - от рождения и до гибели - жизнь Махатмы, вначале мы знакомимся с ним, как с уверенным в себе юристом, едущим поездом. Но, оказывается, 'небелокожим' пассажирам запрещено путешествовать первым классом, Ганди пытается прогнать билетёр. Ганди не видит ужаса в том, чтобы он, индиец, мог передвигаться первым классом. Именно отсюда даёт старт фильм и знакомит зрителя с несломленной стойкостью и желанием равноправия у Махатмы Ганди. Дальше будут издевательства, его будут бросать в тюрьму, его горячо любимая Индия получит статус независимой страны, но в ней начнётся гражданская война на религиозной почве, но только один человек - Махатма Ганди мог остановить кровавую вакханалию одним своим поступком. Говорят, Бог забирает лучших... Ганди погиб от пули религиозного фанатика, не доведя процветание Индии до конца, но он столько сделал, что для некоторых это хватило бы на несколько жизней. И когда мы говорим слово 'доброта', то где-то, хоть и отдалённо, вспоминаем патриота этого чувства Махатму Ганди. Фильм длиною в более, чем три часа, рассказывает не только про одного, пусть и очень весомого в мировой политике, человека; на его фоне мы наблюдаем историю целой страны, народов, её населяющих, то, как они находились под гнётом англичан, а затем без оружия добивались независимости и доказывали, что они сами в состоянии решать, что для них лучше, а что нет. Ричард Аттенборо и операторы ленты Ронни Тэйлор и Билли Уильямс создали не раз и не два громоздкие, масштабные, панорамные сцены. Количество массовки поражает, а то как смог передать всё происходящее в жизни индийца того времени режиссёр - это достойно уважение и большой похвалы. Неудивительно, что 'Ганди' получил сразу восемь (!) заветных статуэток 'Оскар', в том числе за главные номинации - 'Лучший фильм', 'Лучший актёр', 'Лучший сценарий', 'Лучшая работа оператора'... Действительно, Ричард Аттенборо сумел всё чётко связать в своё фильме, создав поражающий воображение своей драматургией байопик. 'Оскар' за 'Лучшего актёра' получил никому неизвестный тогда актёр Бен Кингсли. Он родился в Англии, а вот его имя - это псевдоним, так как рождён он был под именем Кришна Бханджи, так что понятно за счёт чего Кингсли получил главную роль в этой крупномасштабной постановке. Но хочется сказать слова благодарности за прекрасное воплощение образа Махатмы Ганди не только самому актёру, но и Аттенборо, который 'откопал' его и нашёл подход, чтобы талант Кингсли заискрил таким бриллиантом, что ему сразу же вручили самую престижную награду в киномире. Кстати, ни разу не усомнился при просмотре, что передо мной натуральный Махатма Ганди, вот так вот перевоплотился Бен Кингсли. Правда, чуть смех вызывали его сильно оттопыренные уши, но за это можно простить, потому что, что актёр, что его персонаж много хорошего принесли нашему миру. Обращает на себя внимание нахождение в картине ещё двоих актёров индийского происхождения - Рошана Сета и Амриша Пури, которых помнил ещё по 'Индиане Джонсу и Храму судьбы'. В принципе, это понятно, потому что в 80-е прошлого столетия не так много было актёров из Индии, способных легко влиться в английскую или же американскую манеру съёмки. Среди известных личностей стоит отметить ещё и Мартина Шина, а также Кэндис Берген, двух хорошо знакомых актёров, да ещё и обладателей 'Золотых глобусов'. Ричард Аттенборо поставил фильм таким образом, что он до сих пор смотрится со всей его актуальностью. Все визуальные эффекты - это заслуга не компьютерной графики, а трудоёмкой работы всех создателей этого масштабного байопика, ставшего триумфатором 'Оскара' 1983-го года. 9 из 10 P.S.: Ровно через десять лет Ричард Аттенборо снимет ещё один биографический фильм 'Чаплин' и вновь покажет всем, как надо снимать кино данного жанра!
«Ганди»… Фильм ставшей для меня открытием, он поразил своей тонкостью, глубиной, своеобразной атмосферой, неспешным и образным темпом повествования… Вот поезд мчащийся по далекой африканской стране, молодой человек, индус по происхождению с невероятной искренностью во взгляде…Чиновники, они же цепные псы системы, сеющей ненависть среди людей, разделяющей живые существа по мельчайшим отличиям, сеющей ненависть и нетерпимость, выбрасывают его на пыльный перрон… Все та же искренность во взгляде, умножена на желания доказать всему миру – все люди, в независимости от цвета кожи, убеждений, вероисповедания должны жить достойно… И единственным способом сломать такую систему есть не сжатый кулак и камень в руке, но лишь великая сила Любви… Так вот начинается путь, длинною в жизнь, маленького человек с великой силой Духа… Махатма Ганди… Всего лишь несколько минут понадобилось господину Ричарду Аттенборо, дабы полностью окунуть меня в водоворот событий и полностью проникнутся происходящим. Всего лишь несколько мгновений, блеска в глазах, жестов и реплик потребовалось великолепному актеру Бену Кингсли дабы поверить в реальность своего персонажа, обрести твердое убеждения в том, что перед взором зрителя разворачивается жизнь Ганди настоящего со своими переживаниями, страхами, маленькими и большими радостями и разочарованиями. Удивительно, но весьма внушительный хронометраж, длинною в 191 минуту воспринимается на одном дыхании. С молниеносной скоростью перед нами проносится история одной страны, одной семьи, одного человека… И пусть режиссер прибегает к некой идеализации своего персонажа, и тем не менее, все это использовано с единой целью – отобразить всю суть мировоззрения главного героя сей картины. Странно, но саму идею фильма, я увидел именно в ключе противостояния человека по имени Ганди и общества в целом. Есть коллективная жесткость и ненависть, проявляющаяся в доминировании Британской империи над Индией, позднее гражданской войной в самом обществе. И любая революция в подобном свете является далеко не примером просветления общества, но лишь свидетельством того, что люди не способны более принимать существующую модель власти, терпеть всю несправедливость, обрушившуюся на их головы… Есть личный пример просветления, познания величия силы Любви. Именно таким примером является Махатма Ганди. Нет, он не просто выступает с подобными идеями, он использует их в своей жизни. Только достигнув личной гармонии, твердого убеждения в том, силой Любви, способностью возлюбить ближнего, он зажигает огонь в миллионах сердец. Ибо лишь человеколюбия, поиск себя и Бога, а в итоге любовь всеобъемлющая, способны сотворить настоящее чудо. Отдельно хочу отметить отличную техническую часть картины. Пейзажи, поезда с пассажирами на крышах вагонов, странствующие по улочкам, залитым солнцем, быки, великолепные костюмы в полной мере передают атмосферу Индии и создают эффект присутствия. 9,5 из 10
Это очень масштабное кино. Во всех отношениях. И хронометраж (целых три с лишним часа), и количество массовки (сцена, попавшая в книгу рекордов), и сама идея, то есть жизнь Ганди, требующая огромной работы для её воплощения на экране. Безусловно, Ганди очень значимый человек, как для Индии, так для всемирной истории в целом. И, когда я смотрел эту картину, я еще больше узнавал об этом человеке. И уважение к нему также возрастает. Порой задаешься вопросом – «А смог бы я вот так четко и строго стоять на своих принципах». С этим человеком можно не соглашаться в его убеждениях, в его взглядах на жизнь, но, не уважает его, мне кажется, просто невозможно. Также, как нельзя не уважать всю съемочную группу, которая взялась за эту сложнейшую, громадную по масштабам экранизацию. Это очень красивое, интересное, запоминающееся кино, которое достойно всех своих наград.
Сразу хочу сказать, что, в целом, оцениваю фильм совсем не низко: 7 баллов из 10. Безусловно, есть у фильма плюсы: его делали старательно, по-своему веря в добро и любовь. Но... Если вы почитаете реальную историю жизни Ганди, то убедитесь: в его жизни было много конфликтов (гораздо больше, чем показывает фильм), и далеко не со всеми ему удалось справиться. И это нормально: Ганди - ЧЕЛОВЕК, которому свойственно не на все вопросы находить ответы, в некоторых случаях ошибаться. Каждый человек имеет право на ошибку. И когда я вижу (в жизни или в кинематографе) искреннего человека, который в процессе развития осознает свои ошибки, а, также, естественную всем людям ограниченность в силах и возможностях, я сочувствую такой личности. Но режиссер, нарисовав из Ганди практически просветленное божество, лишил меня возможности сочувствовать своему герою! Подчеркиваю: я сочувствую реальному Ганди, который не смог решить своей человеческою ограниченностью глобальные конфликты внутри индийского общества: 1.Межрелигиозный (он и сейчас достаточно серьезен) 2.Между кастами (в фильме этот конфликт совсем не отражен, но почитайте биографию и убедитесь, как остро стоял и стоит сейчас вопрос о дескриминации 'неприкасаемых'). 3.Между классами общества (редко в каких странах сосуществует так близко супер-роскошь и критическая нищета). Такие конфликты в принципе не может решить один человек, насколько бы искренним и самоотверженным он ни был! Почему же режиссер три часа упорно рассказывал сказку о святом (то есть о нечеловеке - СУПЕР ГЕРОЕ), который, если судить по фильму, НИКОГДА не ошибался, творил чудеса преображения людей и целых народов, а поэтому достоин некоего фанатического к нему отношения (подобного показанному в фильме героическому пути под под палки солдат во имя своего вождя)??? А потому что это Голливуд - фабрика грез! Потому что эта фабрика по инерции штампует СУПЕР ГЕРОЕВ и хэппи-энды! Потому что эта фабрика привыкла штамповать попсовую сентиментальность вместо реальной любви, 'бурю в стакане воды' вместо настоящей жизненной драмы! Потому что, при всей искренности, режиссер не мог иначе - просто не умел, иначе был бы гением вроде Тарковского. Тогда зачем этот режиссер взялся за столь сложную задачу? Просто потому, что эта тема была обречена на прибыль и успех, особенно в силу политической конъюнктуры 80-ых. И что мы имеем в остатке: раздвоенный режиссер: вроде бы и искренний, старательный, а вроде и сказочник-конъюнктурщик. А ведь Ганди проповедовал как раз о решении конфликта в самом себе! Режиссер же взялся описывать в картине фундаментальные человеческие конфликты, не разобравшись с собой... Наш народ любит сказки... 30 хвалебных рецензий, и я пишу только первую отрицательную... Значит конъюнктура востребована! Люди любят обманываться... Ганди как раз искренне хотел призвать людей к миру внутри самих себя, чтобы освободиться, найдя свое мирное 'Я', от внешних манипуляций. В результате же на его имени и взглядах манипулируют другие... Теперь о том, почему я не считаю Ганди святым, но считаю искренним и целостным. Потому что он был последователен и искренен в своих взглядах, даже в ошибочных. Его ошибка - это наивность о собственном безнасилии. Он жил в эпоху, когда эта наивность была простительна, даже необходима порой. Он бы просто не вынес добровольно возложенного на себя бремени (вести свой народ), и без того очень тяжелого, если бы осознавал некоторую наивность, как собственную, так и своего народа в целом. Даже режиссер, рисуя сказку, не смог скрыть реальную биографию: Ганди иногда как вождь принимал решения (пусть и подавалось все это под соусом великого 'смирения'), обрекающие часть его народа на кровь, лишения, а порой и гибель. Вождь не может быть совсем безнасильным. Иначе он не вождь, а отшельник-печальник. В конце концов Ганди вероятно это и осознал, почему все дальше дистанцировался от власти перед смертью. Но в процессе осознания он принимал решения, внешне выглядящие как ненасилие, на деле же им и являющиеся. Любая борьба - самооборона - в некотором виде насилие. Вопрос в том, чтобы борьба за личностное достоинство (то есть позволительное насилие) не перекипала в разрушительное для самой личности упоение насилием. Если совсем без насилия - это мазохизм, добровольный переход в опущенное состояние. И если бы не 'грубые' (совсем не страдающие наивностью ненасилия) русские солдаты, защитившие мир от фашизма, то 2-3 расстрела мирных жителей в Индии, показанные в этом фильме, превратились бы в системный геноцид. Бог смилостивился над Ганди: на его глазах не происходил тот геноцид, который пережили наши предки. Именно поэтому он (особенно в данной киноверсии) предстает нам в некоторой степени 'чистоплюем', за которого 'грязные кровавые делишки' борьбы против фашистов за собственных детей вынуждены делать другие. Но не суть. Не нужно судить ЧЕЛОВЕКА, старающегося делать максимум в тех условиях времени и места, которые были ему даны Богом. То, что Англия оставила свои африканские, азиатские, американские, тихоокеанские колонии - это во многом необратимость исторического процесса, а не победа Ганди, как показал сказочник-режиссер. Тем не менее внутри этой победы и победа искренности Ганди также! Да упокоит Бог его душу! 7 из 10 (это оценка - скорее искренности Ганди, чем режиссеру).
Этот фильм я смотрю уже третий раз. Первый раз был в 2015 году, хотя снят фильм аж в 1982, но я о нём не знала до 2015 года. Когда увидела название фильма, то просто не могла не посмотреть его. Фильм о главном человеке всея Индии, об «отце нации»; о великом борце за свободу своей страны, имя которого упоминается, и портреты которого висят на стенах в кабинетах министров почти в каждом болливудском фильме; о человеке чей день рождения празднуется 2 октября и является официальным выходным днём в стране, как и день Независимости Индии (который празднуют 15 августа); об очень почитаемом всеми индийцами человеке имя которого Мохандас Карамчанд Ганди, которого каждый житель Индии с любовью называет Ганди-джи, известного всему миру под именем Махатма Ганди, Махатма переводится с хинди, как Великая душа - (Маха - Великая, Ма - душа), (не просто так ведь главный эпос Индии называется «Махабхарата» - Маха - великая, Бхарат - Индия - Великая Индия). Его имя связано со становлением Индии, как независимого государства, однако по сути его биография начинается в ЮАР, куда он прибыл, будучи юристом с лондонским образованием, но тут же столкнулся с непониманием и неприятием белого населения, которое индусов и мусульман считало чёрными, как негритянское население, поэтому притесняло по полной программе. Произведя там несколько значимых перемен, применив свой принцип, который сделает его тем самым Великим Ганди, он возвращается на родину, где видит, что часть населения живёт процветая и подумывает о том, как бы стать независимым от Британии, тогда как большая часть - прозябает в нищете. Ганди не может отделиться от народа и не соглашается с местными революционно настроенными элементами, однако люди тянутся именно к нему, понимая при этом, что путь непротивления насилию гораздо более сложный и тяжёлый. Но если все объединятся единой целью и у них будет примером жизнь такого великого человека, то добиться можно практически всего. Тяжелей эти достижения потом удержать. Биографический фильм повествует, о жизни известного человека. В данном случае - о Махатме Ганди, его неустанной и крайне тяжкой борьбе за права индийцев и мусульман во времена, когда Индия была под властью Британской империи, и за становление самой Индии независимой страной. Причём через некоторое время просмотра личность Ганди отходит на второй план, настолько скромно и необычно он выполняет свою работу. За основу своей деятельности он избирает сатьяграху - тактику ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. И именно эта тактика и её практическое применение захватывают даже большее внимание, нежели личность главного героя. Сатьяграха - целая философия, и для полного её понимания не достаточно и нескольких толстых книг. Фильм захватывает, смотрится на одном дыхании, несмотря на свой трёхчасовой хронометраж. Авторы, в предисловии к фильму написали следующее: «Ни одна человеческая жизнь не может быть описана в одном повествовании, и особенно это касается Ганди, чей жизненный путь был так тесно переплетён с борьбой его народа за свободу. Невозможно в достаточной мере рассказать о каждом событии, всех деяниях и жертвах великих мужчин и женщин, кому он и Индия обязаны так многим. Всё, что мы могли сделать - быть верными духу в описании его пути и найти в каждом зрителе путь к сердцу человека...». И невольно в этом с ними соглашаешься, и понимаешь, что данное утверждение справедливо по отношению к любой биографии. Звёздный состав здесь возглавляет Бен Кингсли, знаменитый британский актёр индийского происхождения, его настоящее имя - Кришна Пандит Бханджи. За безупречное исполнение главной роли он получил премию Оскар, который, впрочем, был у фильма не единственным. Смотреть фильм с детьми можно, но не с самыми маленькими конечно, лет, может, с 10-ти. В фильме нет ненормативной лексики или обнажёнки, но в лёгкой форме показаны кровь и насилие, показаны очень жизненно, и поэтому дают пищу для формирующегося ума. Награды: фильм получил множество наград, вместе с уже упомянутым Оскаром, были ещё пять «Золотых глобусов», пять «BAFTA», три «Давид ди Донателло», две премии Национального совета кинокритиков США и одна премия Гильдии режиссёров США. Не сужу о необходимости просмотра фильма, исходя из количества полученных премий, но для кого-то это может быть важно. Сюжет фильма отсекает все юношеские годы и заранее настраивает зрителя на нужный лад, показав сцену убийства и похорон Ганди в самом начале фильма. Никакие дополнительные и косвенные сюжетные линии не тянут на себя внимание, лишь изредка пересекая и обогащая в нужных местах основную историю. Любимая жена, дети, отношения с друзьями – всё это показано через призму важности личности Ганди для истории Индии и мира. Ничего лишнего, ничего, что выбилось бы из основной колеи. Конечно, порой это напоминает иллюстрацию к учебнику истории, чем фильм, но если ты берёшься за столь важную и большую фигуру, как Ганди, будь любезен проявить всё уважение, на которое способен. Фильм интересен и большим постановочным размахом, и, в первую очередь, великолепным Беном Кингсли в главной роли. Поразительно талантливый и разносторонний актёр, где он только не играл: в исторических, историко-биографических, приключенческих фильмах, комедиях, фэнтези, триллерах. Роль Махатмы Ганди сыграл превосходно, и портретное сходство с героем безупречное. Вот на Ленина (фильм «Ленин... Поезд») не очень был похож, но играл интересно. Кроме того, сама история «тихой борьбы» этого Великого индийца впечатляет. Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. 10 из 10
'Ганди' стал для меня открытием: редкой и тонкой актёрской игры, прекрасной страны Индия и конечно же великого человека Ганди, который по моему мнению, этого заслужил Три часа, довольно таки большой хронометраж для фильма, но для фильма снятый о Ганди - это чертовский мало. Фильм приковывает к экрану с самых первых минут. Сколько я не смотрел фильмов, такие ощущения у меня были довольно редко. Во время просмотра я мог: улыбнуться, пустить слезу, загрустить, задуматься. Видел я довольно много фильмов данного жанра, 'Ганди' сразу же стал моим фаворитом, встав на один уровень с такими фильмами как: 'Список Шиндлера', 'Игры разума', 'Эд Вуд'. Все эти фильмы привлекли меня разными качествами: историей рассказанной в фильме, игрой актёров, режиссерской работой, а в данном фильме есть все перечисленные пункты и даже больше - это душа. Данный фильм заставил меня восхищаться Ганди, я хотел быть похожим на него. Бен Кингсли честно говоря я был ошарашен его игрой. Первый раз я такое вижу, одним взглядом он приковывал меня к креслу, я плакал, я радовался, я испытывал счастье благодаря ему. Заслужил ли он Оскар? Конечно! Не буду говорить все подробности его таланта и его игры, скажу просто - это надо видеть. Спасибо создателям за эти три часа счастья. 10 из 10.
Не ожидала, что фильм-биография продолжительностью 188 минут, будет отсмотрен на одном дыхании. Безусловно, все эти прописные истины о любви к ближнему и т.д. набили многим оскомину. Но зачем морщить лоб и отмахиваться руками и ногами от того, чего мы никогда не сможем достичь. Мы не сможем отказаться от ненависти. Мы никогда не воспитаем чужого ребенка (чужого по крови и чужого по вере) как своего собственного сына. Мы никогда не подставим левую щеку после удара по правой, скорее мы ответим ударом на удар. Мы никогда не научимся быть ближе друг к другу, ведь даже вопрос веры нас только отдаляет. 'У Бога нет религии'. Но кому до этого есть дело? Махатма Ганди реальный пример того, что, 'Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории'. 10 из 10
До этого фильма я считал Ганди 'одним из' политических деятелей. Теперь я считаю его Человеком. Личностью. Оказывается он предельно прост в своей философии. Она заключается в одном слове - Любовь. К ближнему своему, к стране, к людям, вообще в миру. Две тысячи назад был уже такой человек с подобной философией, но его никто не называет политическим деятелем. Три часа фильма - долго, но хочется еще и еще смотреть на Ганди. Он завораживает простой своих суждений и их искренностью. Главная роль сыграна блестяще. Все, что хотел донести Ганди до людей тут полностью передано. Безо всяких спецэффектов - просто история, как она была. Порою, это самое захватывающее, что бывает в жизни. Возлюбите ближнего своего. 10 из 10
Эта оскароносная картина повествует об одном из самых знаменитых и влиятельных людей в человеческой истории. О человеке, который не боялся высказывать своё мнение, основанное на гуманистических истинах. О человеке, чей вклад в развитие свободы от навязываемых условий жизнедеятельности невозможно переоценить. О человеке по имени Махатма Ганди. Режиссер Ричард Аттенборо несколько десятилетий пытался запустить производство фильма. Киностудии не желали финансировать его. Однако пройдя сквозь непростой путь, как и её герой, картина всё же вышла в свет и стала одним из самых запоминающихся кинопроизведений о свободе. На протяжении своего жизненного пути Ганди не раз сталкивался с несправедливостью. Но используя разумное видение ситуации, святую веру в праведность своих поступков и опору священных писаний, он выходил победителем в борьбе с империалистами, с каждым выигранным сражениям подходя к всецелой свободе и независимости от них. Его любил народ Индии и поддерживали многие люди из других государств, чувствуя естественность, праведность и всесильность слов Ганди. Он сделал гораздо больше, чем кажется. Он подарил мысль о возможности быть независимым всем народам, которые ощущают силу и самостоятельность в самих себе. Он доказал, что только опора на истинные вещи может позволить человеку стать лучшей версией себя. И не важно какое вероисповедание стоит во главе тебя. Главное, ощущать и исполнять то, что и так заложено в нас Природой, Богом или Вселенной. Остается лишь верить, что такие люди как Ганди будут в каждом новом поколении человечества. Глядя на их веру и силу, мы сможем лучше понять свое предназначение, которое сделает нас поистине непобедимыми.
«Обычно, когда я в отчаянии, я вспоминаю многие эпизоды истории. На протяжении веков правда и любовь всегда побеждали. Да, много в истории было всесильных тиранов, но в конце концов они терпели крах. Помни это в трудные минуты жизни.» Фильм о таком знаковом человеке в истории – Ганди потрясает. Удивительно, как воля одного человека может повлиять на целую страну. Поражает внутренний стержень Махатмы Ганди. Это очень целостный человек, и своей задачей он видит объединение всего народа на территории Индии в единстве против колонизаторской Англии. Его путь неповиновения прост, но как трудно исполним! Только тот, кто осознаёт внутреннюю ценность каждого человека на этой планете, может прийти к пониманию ненасилия. Но и у Ганди есть что-то более. Это честь. Это огромная сила духа. Это вера. Он готов обличить власть своим примером несопротивления злу. Поистине ужасают картины, где солдаты бьют демонстрантов, которые готовы принять эти удары. Это становится невыносимым для страны-колонизатора. И всё это за Ганди! Его простую, но потрясающую идею! Да, можно сказать что люди борются. Но это другая борьба, это отстаивание чести своего народа. Это осознание своей собственной ценности перед всем миром, собой, Богом. Люди пробуждаются из сознания рабства. Не всё, конечно идёт так, как понимает внутри Ганди. Если для него все едины, то не все индусы и мусульмане думают также. Возможно, в чём-то Ганди и оступился, но он дал народу силу для отстаивания собственного достоинства и чести как народа с великим духовным наследием. Я считаю его поистине великой душой. Такие люди, как Ганди, истинно помогают вспомнить о своей нравственности и чести и задуматься о том, в каком мире я живу и что на самом деле ценно. Я восхищаюсь мужеством Ганди быть двигателем мирных перемен. Просто потрясающий фильм.
- Там, где несправедливость, где есть насилие, я всегда готов к борьбе, Господа. Вопрос в том, за что мы боремся: чтобы изменить положение или за то, чтобы наказать виновных. Виновных накажет Господь, а для того, чтобы изменить положение, есть способы лучше, чем пускать под откос поезда. Фильм в свое время перекрыл на Оскаре такие легендарные картины как 'Инопланетянин' и 'Тутси'. Причем что самое интересное, так это то, как сложилась дальнейшая судьба проектов. Получив 8 статуэток, 'Ганди' попросту выветрился из памяти людей, в отличие от остальных номинированных фильмов. И если бы не Топ 250, я бы вряд ли когда-нибудь столкнулся с этой лентой. Даже без режиссерской версии, 'Ганди' длится порядка трех часов. Как ни странно, но я первый раз вижу чтобы такой дикий хронометраж действительно уместен. Эту историю не уложишь в стандартные полтора-два часа. Все происходящее в фильме весьма важно для сюжета, и ничего, что могло бы показаться лишним, здесь нет. Все находится на своих местах, и важны даже мельчайшие подробности. Из актерского состава я практически ни с кем не знаком. Разве что с исполнителем главной роли Беном Кингсли, да и видел пару работ Мартина Шина. Поэтому оценивать актерскую игру в целом для меня сложновато. Да и оценивать в принципе не особо нужно, ведь когда на первом плане сюжет, то на актерку меньше всего обращаешь внимания. Но недочеты в этом плане не видны, и Оскар за лучшую мужскую роль получен заслужено. Действительно хороший фильм. И даже спустя 35 лет он смотрится легко, несмотря на хронометраж. К просмотру рекомендуется. 8 из 10
Сложно не испытывать уважения к такому великому человеку как Ганди, а после просмотра фильма и вовсе невозможно. Человек, который всю свою жизнь посвятил борьбе за независимость своей страны, борьбе БЕЗ насилия. Ганди шёл вперед, на помощь людям, ничего не боялся, отказался от всего материального и следовал пути, который подсказывало ему сердце. Как же больно ему было смотреть на пустые войны между людьми, злость и кровопролитие. Столько выстрадал этот человек, который хотел только добра. Весь его народ страдал, но следуя священному писанию, они не отвечали, а подставляли 'другую щеку'. Я бесконечно восхищаюсь силой его духа и терпению. Нам всем нужно бы поучиться у него. Способен ли вдохновить этот фильм? Ещё как! Хочется сказать спасибо режиссеру, которого увы, уже с нами нет. Огромное спасибо! И всей съёмочной группе выразить благодарность. Все постарались на славу. Спасибо за фильм! После него смотришь на мир другими глазами. Хочется большего и лучшего для себя, для людей вокруг и для мира в целом. Его преподнесли так, чтобы зрители задумались о своей жизни и душе наконец. Вспомнив всё, что они сделали или не сделали, начать заново, с чистого листа. Жить в мире и любви. Бен Кингсли - просто нет слов. Он не играл роль. Он как будто сам был Ганди, как бы смешно это не звучало. Уверенность в каждом шаге, в каждом действии, в каждом слове. Очень хорошо посредством фильма передали реальные события, происходившие в те года в Индии и жизнь самого Ганди. Странно, что многие не знают о таком фильме. Обидно, что есть люди, которые и не знают о таком человеке. Как киностудии не захотели финансировать этот фильм - разве не такие идеи надо продвигать? Быть может, моя рецензия вдохновит кого-нибудь из Вас посмотреть этот фильм, а он в свою очередь вдохновит на переосмысление ценностей и своей жизни в целом. Или хотя бы представит Вам такого великого человека как Махатма Ганди. Мне кажется никого этот фильм не оставит равнодушным. Смотреть рекомендую обязательно.
Самая короткая рецензия, верная и точная выглядела бы так: 'Фильм о Человеке'. И всё. Но я напишу более. Не смотрите на обложку к фильму, не смотрите трейлер к фильму, не читайте биографию, не читайте отзывы, а смотрите фильм! До того как я не посмотрел фильм, я очень мало знал о М. Ганди. После просмотра, я заинтересовался этим человеком, узнал подробнее о Ганди, потому что так захотел. Это один из немногих фильмов, который получает высокие оценки и к тому же, является фильмом-биографией, основанной на реальных событиях. Игра актёров, постановка, развитие событий, музыка на высшем уровне. Перед просмотром, я не думал, что фильм 'Ганди' произведёт на меня такое большое впечатление, и что я буду пересматривать его и советовать друзьям, но так и вышло. Фильм тронул меня. Это фильм, который без всяких сомнений, получает мою высшую оценку 10 из 10
Был честно в шоке узнав, что на эту картину ни кто не возлагал надежд и средств на ее съемку. Очень стыдно за этих людей. Наверно даже узнав имена тех, кто отказался от интереса в ее съемке, поменял бы мнение о той компании... (вот так вот задело меня) Ганди. Махатма Ганди, что означает дух миро всего. До просмотра этой ленты, Я не проявлял особого интереса к этой личности, да и честно говоря, об истории его не знал. Эта личность, на мой взгляд действительно дала брешь в мировом восприятие о религии и отношению к человеку разных слоев. Его огромнейшее число учений, которые Я в цепной реакции начал потихоньку изучать, действительно заставляют думать обо всем на свете. Историю конечно можно рассматривать с разных сторон, но почему то по инерции хочется ему верить, потому-что его мысли исходили не от негатива, а от чистого сердца - 'его мысли, душа и сердце - были чисты'. О истории и о деятельности Ганди уже не мало написано, и сказано, поэтому Я не буду выдумывать, чего то нового. Фильм снят очень добротно, режиссерская команда превосходно сработала. Очень часто, Я начинаю задумываться о том, как снимали раньше кино, с современным кинематографом его и близко не сопоставишь. Ощущение, что актеры не играют роль и живут ей. Этот фильм входит в их число. Придраться не к чему. Очень жаль, что мало кто смотрел эту картину, даже заядлые киноманы как оказалось не слышали о нем. Картина сильная и очень духовная, для желающих получить заряд эмоций - Рекомендую. 9 из 10
Это великолепный фильм про необыкновенного человека, и про сложнейший период жизни его страны! Какую же надо было иметь внутреннюю силу, чтобы так последовательно идти к своей цели! Ганди переписывался со Львом Толстым, можно сказать, что они вместе развивали философию ненасилия. Фильм снят так, что за три часа просмотра совсем не устаешь. Приковывает к экрану, заставляет переживать и плакать. Одна сцена, где люди подходят по одному, чтобы мирно выразить свой протест и поплатиться за это, чего стоит — это невозможно смотреть! Бен Кингсли- молодец, невероятно похож на прототипа, но, кроме внешнего сходства, актёр сумел показать самое главное - очень доброго и сильного человека. Ведь решиться пойти против системы очень страшно, люди инертны, их раскачать очень трудно. Махатма Ганди отдал свою жизнь на благо страны, и непереносимо жаль, что после ухода британцев началось кровопролитие, оказалось, что они не только угнетали народ, но и не давали выливаться взаимной ненависти. Фильм получил множество наград: 8 премий 'Оскар', 5 премий BAFTA, 5 премий 'Золотой глобус', и много других! В 1995 году картина была включена в список 45 величайших фильмов всех времен, составленный Ватиканом к 100-летию кинематографа. 'И если на вас останется лишь одна набедренная повязка, носите ее с достоинством'. 'Единственные дьяволы в мире- это те, что гнездились в наших сердцах. Вот где нужно вести борьбу!' Далеко не каждый фильм жанра 'биография' производит настолько сильное впечатление. Всем, кто считает себя ценителем хорошего кино, смотреть обязательно! 10 из 10