Фигура Эрнста Любича в кинематографе является неоднозначной. Одни критики относили его к революционерам, другие обвиняли его в излишней любви к монархизму. Но именно эта широкая полемика по поводу его фильмов и доказывают то, что Любич оказал огромное влияние на мировой кинематограф и создал свой, узнаваемый «почерк». Знакомясь с фильмографией данного режиссёра сразу замечаешь, что любимым его жанром была комедия. Его комедии резко выделяются на фоне других фильмов этого жанра того времени. Искромётный тонкий юмор, сатира и гротеск — вот, что отличает его кино. Творчество Любича приходится на время, когда в Германии к власти пришли фашисты. Эрнст родился в Германии, его семья жила в Германии, но, несмотря на это, в его фильмах отсутствует истинный немецкий дух. Возможно, это связано с тем, что сам он был евреем. «Быть или не быть» — антифашистская комедия, «абсолютный шедевр Любича». Название сразу задаёт направление фильму. Это должно быть нечто серьёзное, о жизни, о выборе, нечто, затрагивающее человеческие чувства и заставляющее задуматься (чем, собственно, и является монолог Гамлета в одноимённой пьесе У. Шекспира). Анализируя этот фильм, можно обратить внимание на такую проблему, как режиссёрское восприятие фашизма и человеческой жизни в целом. На мой взгляд, «Быть или не быть» является своеобразным «размышлением» Любича о войне и жизни. Свою карьеру Эрнст начал на подмостках немецкого театра. Именно влияние театра наиболее полно отразилось в фильме «Быть или не быть» (само название уже указывает на это). Если для Любича жизнь — это театр, то события, происходящие в ней — это спектакли. И в этом фильме он умело разыграл перед зрителем спектакль под названием «Война». Как и в любой пьесе, здесь присутствует две стороны: добро, в роли польского народа, и зло в роли нацистов — актёров, которым нипочём любая цензура. Главные действующие лица — актёры театра. Главные свои роли им приходится сыграть, когда начинается война. Польскому актёру Юзефу Туре приходится перевоплотиться в роль немецкого шпиона, и от того, как хорошо ему удастся исполнить эту роль, зависит судьба всей Польши, ему говорят: «Помни, от твоей игры зависит жизнь всех нас». Все актёры театра перевоплощены в новые роли, теперь они шпионы. Для Любича жизнь — это игра. И каждый человек никогда не является самим собой полностью, люди постоянно играют какие-либо роли, и «Быть или не быть» отлично это демонстрирует. Есть в фильме один актёр, актёр, которому не доверяют крупных ролей. Его мечта — роль Шейлока. И именно ему Любич доверяет сказать главные слова, озвучить ту идею, которую он проносит через весь фильм: «…что ему (фюреру) нужно от нас? Что ему нужно от Польши? Зачем он явился сюда? Кто его звал? Разве мы не такие же люди? Разве у нас нет глаз? Разве у нас нет рук? Разве у нас нет тех же самых чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же пища насыщает нас? Разве не подвержены мы тем же недугам? Разве не студит и не согревает нас те же самые зима и лето? Если нас уколоть, разве у нас не идёт кровь? Если нас пощекотать, разве мы не смеёмся? И разве мы не умираем, если нам дают яд? А если нас оскорбят, разве мы не должны мстить?» Очевидно, что не просто так Любич доверяет высказать главную мысль именно этому персонажу. Шейлок — герой пьесы У. Шекспира «Венецианский купец», он, так же, как и сам режиссёр — еврей. Из этого можно сделать вывод, что Любич олицетворяет себя с Шейлоком, а Шейлока — с актёром даже не второго, а третьего плана, то есть с обычным народом, а Гитлера, к которому обращена эта речь — с Государством. Таким образом получается, что Любич обращается от имени народа ко всем правителям государств с мыслью о том, что война — абсолютно бесполезное занятие и пользы оно никому не приносит. Но Любич был бы не Любич, если бы он не преподнёс это как утончённое блюдо юмора, приправленное сатирой и гротеском. Несмотря на всю серьёзность и масштабность поднимаемой им проблемы, зритель может в волю посмеяться над глупыми немцами и понаблюдать за любовными перипетиями главной героини. Не стоит забывать, что фильм был снят в самый разгар войны, и как любое американское кино (Любич к этому времени уже живёт в Америке) должен был нести идеологическую нагрузку: высмеять немцев и тем самым укрепить надежды народа в скорой победе над фашизмом. Ведь юмор — это лучшее лекарство в жизни.
Хороший фильм «Быть или не быть» был создан в период Второй мировой войны о ней самой. И самое главное, что необходимо сделать перед просмотром, это настроится на то, что во время просмотра мы не почерпнем ничего исторически ценного. Да, этот фильм затрагивает волнующий вопрос о фашистской оккупации в Польше, но на самом деле это просто комедия, в которой американцы высмеивают Гитлера, его систему и его народ. Приключенческая комедия повествует нам о времени установления в Польше фашистской власти. Американские создатели опустили все ужасы тогдашних реалий и оставили лишь ту основу, которая дала бы им почву для взлета фантазии. Итак, в Варшаву вступают немецкие войска и наводят там свои порядки. Общество попадает под тотальный контроль, однако есть еще порох в польской пороховнице в виде подполья. Центр ее находиться среди бывших артистов театра, и вся бы их деятельность заглохла очень быстро, если бы не судьбоносное стечение обстоятельств. Шпион вермахта в Англии выведывает адреса родных тех людей, которые эмигрировали вместе с польским правительством. С этой информацией он отправляется с острова в Варшаву, чтобы начать поимку всех из списка. Одно из имен принадлежало известной театральной артистке Марии Тура, и с этого момента начинается самое интересное. Самым ярким персонажем была, естественно, Мария Тура в исполнении Кэрол Ломбард. Если опустить факт о том, что это был ее последний фильм и отчасти пророческий, и расценивать лишь ее талант и мастерство, то роль сыграна безупречно. Актриса сыграла актрису, Мария оказалась очень способной, ведь теперь от ее игры зависит уже не успех спектакля, а жизнь нескольких десятков людей. Другое дело Джек Бенни и его герой Йозеф Тура, у последнего проблем еще больше, он может потерять все и даже свою жизнь, поэтому ему необходимо было сыграть еще лучше. 1941—1942 гг. Мир в страхе и ужасе от зверств, совершаемых в Европе. Людям необходима кратковременная разрядка, необходимо осознать, что все это творит человек, который не может здраво мыслить. Именно поэтому Гитлера высмеяли, сделали глупым и несерьезным, людей верящих ему и в его тоже. И получилось у создателей все на отлично! 8 из 10
Немного боязно было начать смотреть эту картину, т. к. она была снята в 1941 году, уже два года как Польша была оккупирована фашистской Германией, и смех в то время, я думаю, был в то время неуместен (особенно полякам). Конечно, мы сейчас можем судить что американцам было все равно, ведь война велась в Европе, а не в Штатах. Но все же это не так. Режиссер Эрнст Любич нес в своем фильме антифашистский, антивоенный посыл, высмеивая нацизм. Сейчас, мы конечно смотрим этот фильм под другим углом. Я лично вышла на него благодаря актрисе Кэрол Ломбард, фильмографей которой я сейчас активно увлечена. Она играет здесь звезду театра, актрису Марию Тура, у которой самовлюбленный муж, но все же неплохой актер Юзеф Тура (Джек Бенни). Ей постоянно присылает цветы молодой офицер, а в последнем послании вообще попросил о встрече, Марии это льстит и она соглашается его принять в своей гримерке. Отсюда все и начинается. Вскоре Польшу оккупируют и наши герои (молодой офицер и семейство Тура) активно пытаются противостоять одному двойному агенту, профессору. Мне этот фильм очень понравился, особенно юмор, конечно тут взята очень тяжелая тема, но на фоне того, что происходит в этом фильме, юмор тут ни капли не мешает. 8 из 10 P.S. Вечная память, Кэрол Ломбард…
В 1940 г., в самый разгар Второй мировой войны, великий Чарли Чаплин наблюдая за этапами становления страшной и разрушительной «нацисткой машины» дал громкий, едкий, горький но честный и искренний ответ чудовищно растущему на глазах гитлеровскому режиму- «Великий диктатор». Спустя два года, следующий и пожалуй один из самых важных ходов в жанре сделал голливудский режиссер немецкого происхождения -Эрнст Любич, поставивший фильм, вставший в одну шеренгу и в последствии оказавшимся таким же ключевым, как и «Диктатор», в жанре антифашисткой комедии — «Быть или не быть». «Быть или не быть» — один из самых величайших смешных фарсов в истории кино и при этом серьезнейшая антивоенная, антидиктатурская, антигитлеровская сатира, а в купе с этим в контексте сюжета разворачивается прелестная романтическая мелодрама, и все в одном флаконе ! Этот замечательный старый, хоть и потрепанный неумолимым ходом времени но ни сколько не потерявший очарования, интересности и качества фильм был призван не только высмеять глупость, напыщенность, абсурдность и тщеславие нацизма, но также как и «Великий диктатор» Чаплина указать в бессмыслии, в совершенной ненужности войны, и не только Второй мировой. Не все комедии живут в памяти людей долго, некоторые забываются с десятилетиями, а некоторые и вовсе через пять минут после просмотра. Но этот фильм вечен, он, не принятый зрителем тогда стал такой же классической антивоенной комедией, как и «Мистер Питкин в тылу врага», «Большая прогулка», «Доктор Стрейнджлав» и даже наш потрясающий «Иван Бровкин». Главное отличие гамлетовского опуса «Быть или не быть» от того же самого «Диктатора» в первую очередь стилем и глобализации подачи — если Чаплин концетрировал свое внимание на влиянии войны и ее ответственности перед всем миром без исключения, то фильм Любича больше погружается в атмосферу оккупированной Польшы, страны погруженную в террор, хаос, ужас и вынужденное повиновение фашисткому режиму. В каком то смысле фильм Чаплина глубже, насыщенней и философичней. Однако и лента Любича скрывает в своих недрах нечто большее чем история о постановке известной шекспировской пьесы и о том что из этого в итоге получилось. Что касается актеров, выделять кого-либо отдельно не хочется играли блестяще все, экспрессивно, эмоционально, чудесно, талантливо. А актерская работа в нем крайне нестандартна, совершенно не типична для приемов американских актеров 30х-40х, а больше напоминает итальянскую и французскую школу комедии второй половины 20 века. В 1983 г. вышел весьма и весьма неплохой ремейк с Мэлом Бруксом в главной роли, не могу сказать что версия 80-х получилась хуже, она просто современней, динамичней, фееричней, больше похожа на бурлеск, мюзикл, со слегка грустным обращением в страшные события 40-х. А фильму Любича и обращаться никуда не надо — он пропитан духом того времени, он отражает то время и делает это блестяще, без фальши, честно, и можно сказать гениально ! Увы, но как часто бывает в кино, ленту в период выхода совершенно не приняла публика, назвав картину «слишком чёрствой». В Польше «Быть или не быть» и вовсе вышел на экраны только спустя аж 20 лет. Однако со временем, к счастью, первичное впечатление у зрителей стёрлось, и кинофильм обратился в золотую, блистательную и знемененесущую прекрасную классику мирового кино. 10 из 10
Варшава до времен нацисткой оккупации. В одном из театров Варшавы работают знаменитые актеры, которые являются так же и супругами — Иосиф и Мария Тура. Красавица Мария очень привлекательна и не удивительно, что в нее влюбляется молодой летчик Станислав Собински. Что бы не вызвать ненужной ревности у мужа, Мария соглашается на свидание с летчиком — тот должен прийти к ней в гримерку когда Иосиф начнет на сцене знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть?»… Но тут начинается война и Станислав вынужден отправится в Великобританию. А вскоре все герои фильма окажутся, втянуты в опаснейшую шпионскую игру, очень рискованную и опасную, и играть придется уже не на театральной сцене. Фильм стал последней ролью в кино знаменитой Кэрол Ломбард и первым фильмом, который я посмотрел с ее участием. Ломбард полностью закончила съемки в фильме, однако вскоре погибла в авиакатастрофе — по этой причине из фильма изъяли сцену, где ее героиня произносит «Что может случиться в самолете?». Действительно, фильм — замечательнейшая комедия, смешная, позитивная и довольно злободневная на период выхода. Недаром Американский киноинститут включил фильм в сотню лучших американских комедий (49 место). Странно, что на момент выхода фильма, многие обрушились с критикой на фильм по поводу того, что он не отображал действительных реалий, а отделывался шутками-прибаутками и выставлял все как фарс. Конечно, можно понять, но юмор всеже лучшее средство для обличения, а по нацистским порядкам и над Гитлером в фильме постебались довольно прилично. В качестве интересного факта, Любич являлся евреем немецкого происхождения, однако в фильме он всячески избегал упоминания о евреях, даже в словесном выражении. Фильм был номинирован на премию «Оскар» за музыку для комедийных/драматических фильмов.
Отличный фильм! Комедия об антифашистском подполье в Польше. Великолепная игра актеров, интересный сюжет, остроумные диалоги. Совершенно не похоже на типичные американские комедии 30—40 лет, скорее напоминает французские комедии 60—70 годов. Для тех, кто предпочитает умные комедии с нетрадиционными сюжетами.