Герой наших снов: отзывы и рeцензии

+79651522840
+7965152284028 ноября 2023 в 11:46
Тебя называют Фредди Крюгером! А ты знаешь, кто это? Я гуглила…

Пол Мэтьюз (Николас Кейдж) – заштатный преподаватель, являющийся ходячим стереотипом образа «неудачник из среднего класса». У него есть жена, престижная работа и какой-никакой капитал, позволяющий ему проживать стандартную жизнь учёного-обывателя, лекции которого являются хорошим снотворным для его студентов, а научная деятельность, о которой он больше говорит, чем ведёт интересна лишь ему самому. Его жизнь внезапно меняется, когда он начинается приходить в сны огромного числа людей – сначала к своей дочери, а затем…к большинству жителей Америки. В них он как правило нечего не делает, являясь отстранённым наблюдателем, но этого феномена достаточно, чтобы он вмиг стал любимцем медиапространства, а его обычая жизнь вдруг заинтересовала многих людей. Это является хорошим толчком для раскрутки себя в современном мире – наивный главный герой поначалу даже полагает, что таким образом, он может раскрутить свой ещё ненаписанный научный труд, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения почв. Но после того, как его герой перевоплощается в снах большинства в жестокого маньяка его жизнь меняется в худшую сторону… «Герой наших снов» - очень даже остроумная и интересная трагикомедия на злобу дня. Герой Кейджа здесь смотрится как влитой – как представитель этой профессии хочу отметить, что он проделал впечатляющую работу над своим образом, удивительно точно изобразив среднестатистического преподавателя-учёного. Сам же фильм – умная и тонкая сатира, главной мыслью которого является сон обычного человека, его глубокая неосознанность всего происходящего вокруг. Став заложником независящих от себя обстоятельств герой Кейджа в короткое время проходит путь от забытья до всенародной славы, а затем - порицания, и наконец – обратно до популярности, при этом никому кроме его жены совершено неинтересно, что собственно он как человек из себя представляет. Очень показательна в этом плане сцена его переговоров с молодыми имиджмейкерами, предлагающими ему попробовать себя в рекламе на волне успеха, в то время как он пытается им продать свою ненаписанную книгу – ей-Богу, столь остроумных сцен с участием Кейджа я не видел со времён шедеврального «Оружейного барона». Здесь даже традиционное для кино сталкивание лбами противоположных эпох воспринимается не как драматургический приём, а как наша обыденность, в которой представители разных поколений не могут друг друга понять, но в конечном счёте и те, и другие заняты сплошной бестолковщиной. Фильм режиссёра Боргли подчёркивает именно нелепость происходящего, в котором отношение к герою Кейджа масс меняется как по щелчку пальца с предсказуемостью смены дня и ночи, при том что он сам он совершенно не при чём - не по своей же воле он вдруг становится во снах людей форменным Фредди Крюгером, кошмаря своих жертв по полной! Ну а концовка фильма с идеей о «внедрении» в сны людей с целью рекламы своих продуктов настолько нелепа, настолько же и гениальна (и пугающе реалистична учитывая сколько рекламы приходится выносить рядовому киноману, чтобы посмотреть новинки кино, в т. ч. и эту). Что по итогу? Кейдж вновь приятно удивил, сыграв сильную роль в очередном странном фильме. П.С. Более смешной сцены соблазнения, чем в этом фильме, я больше не видел нигде.

Мэрилин_Монро_Читает_Книги
Мэрилин_Монро_Читает_Книги13 декабря 2023 в 17:41
Николас Кейдж против культуры отмены

«Травмы нынче в моде!» Кристофферу Боргли, режиссеру «Dream Scenario» 38 лет. Мы почти ровесники. Можно предположить, что в юности мы смотрели одни и те же фильмы блиставших в то время инди-режиссеров, таких как Мишель Гондри, Чарли Кауфман, Спайк Джонс, София Коппола. Ну а знакомство с его последним творением не оставляет сомнений, что источником вдохновения для режиссера стали индивидуалисты нулевых, поднявшие планку сценарного мастерства на новый уровень, и сделавшие единство «режиссер-сценарист» - визитной карточкой периода сновидческого визионерства. Но как отличить подражателя от почитателя? При всех очевидных симпатиях и реверансов в сторону «кауфманства», Кристоффер Боргли обладает собственным голосом. И если эстетика «Dream Scenario» вызывает некое дежавю (порой ностальгическое, что приятно), то поднимаемые в фильме конфликты звучат злободневно. Такое невозможно представить 20 лет назад, даже при просмотре «Быть Джоном Малковичем», что границы частного и общественного будут настолько размыты, а жизни простых обывателей рушиться по щелчку компьютерной мышки. Николас Кейдж, давно разменявший третью сотню фильмов, начавший свой путь в кино, когда режиссер «Dream Scenario» только готовился появиться на свет, переживший за этот промежуток времени взлеты и падения, и снова взлеты, своей карьерой доказавший, что он не просто актер какой-либо категории, а само воплощение кинематографа, в тех самых нулевых уже сверкавший в спайкджонсовской «Адаптации», делает это снова – удивляет и восхищает. В «Dream Scenario» он воплощение самой обыденности. Скучный, как говорит его старый товарищ. А для современности быть скучным – это приговор. Никто не хочет быть зеброй. Но несмотря на непримечательность, личная жизнь Пола Мэтьюза вполне удачна. Он счастлив в браке 15 лет, у него замечательные дочери, вот только с карьерой не складывается. Кажется, Пол Мэтьюз не умеет себя продавать, и его идеи расходятся тиражом из-под пера бывшей одногруппницы. Это грызет Пола Мэтьюза, не дает ему покоя. И когда на него неожиданно наваливается слава (незаслуженная, и это факт!), Пол Мэтьюз решает сыграть по-крупному, нарушить границы частного и общественного, границы сна и реальности, и тем самым разрушив все – свою маленькую жизнь. В фильме есть один вопрос, который как «стоп-сигнал» привлекает мое внимание. Его задает младшая дочь Мэтьюза – Софи. Почему все изменилось? Почему из стороннего наблюдателя в чужих снах Пол Мэтьюз превратился в Фредди Крюгера? Мы, как зрители, сторонние наблюдатели чужих фантазий, знаем ответ (неловкая и смешная попытка адюльтера снята с такой нежностью, с полным осознанием устройства внутреннего мира Пола Мэтьюза и каких нервных реакций можно от него ожидать, что не проникнуться персонажем Николаса Кейджа просто невозможно). Пол Мэтьюз – догадывается. Жена и общественность чувствуют это интуитивно. Отсутствие уверенности в любом из миров в том, что он из себя представляет, превращает Пола Мэтьюза в жертву. И это то, в чем фильм Кристоффера Богрли хорош – он не нарушает границ «фильм» - «зритель», не выносит вердиктов, а дает возможность оценить свое творчество как с социально-прозаичной, так и с поэтической стороны. Как по мне, для такого видения фильма необходимы три составляющие, исполненные на высоте. Это великолепная актерская работа, способная на себе одном вынести все сценарные злоключения. Это идея. Зерно, как награда, обнаруженная под слоем шелухи. И это визуальное исполнение. Ведь это самое сложное в любом виде искусства – без пошлости рассказать (и показать) чужие сны (привет Бернардо Бертолуччи!) В «Dream Scenario» свое видение бессознательного. Для Кристоффера Боргли сны – это не повод к романтизации или детализации внутреннего мира, это метафора личного пространства, не колонизированного социальными условностями. Во снах мы можем все. Мне нравится как Боргли представляет сны. В большинстве своем они максимально приближены к реальности и поэтому могут удивлять и выглядеть тревожными в первой половине фильма, когда происходящее кажется забавным и нелогичным, и пугать, когда складывается все наоборот, и уже ночной кошмар проникает в реальность. При такой визуальной нагрузке крайне необходима достоверность. И Николас Кейдж влегкую ее преподносит. Мне близко его желание быть значимым, мне близка его растерянность. Мне не хочется его судить, потому что завтра я могу быть на его месте. Эта идея, на которой фокусируется Кристоффер Боргли, желание каждого человека быть видимым, быть оцененным социумом, но с сохранением личного пространства в мире, где каждое сказанное тобой слово рассматривается на предмет оскорбления и ущемления в проекции 360 градусов, уже кажется фантастической. В нашей реальности, плоской и продуманной до мелочей. В финале герой Николаса Кейджа скучает по утраченному личному пространству, я же скучаю по тем временам, когда художник мог выражать себя без страха, что границы его частной жизни будут разрушены. Возможно, что такие фильмы, как «Dream Scenario» возвратят нас во времена, когда индивидуальность стояла превыше вежливости. Ну, или хотя бы заставят о них вспомнить, и поностальгировать.