От автора: 'Всегда считал, что изучение фильмов 50летней давности неэффективно для современного творчества' Однажды 27летний кинокритик Франсуа Трюффо показал миру картину. Картину о мальчике, который имеет семью с ярко выраженными дефектами (измены, ночные крики, нищета, интеллектуальная ограниченность), а также ненавидящий образование. Разумеется, школьные преподаватели мальчика тоже обладают дефектами. В контексте 1959ого года картина 'Четыреста ударов' вызвала резонанс: она была новаторской, дерзкой, остросоциальной и даже по-своему красивой. Всем надоели фильмы с гротескными, утрированными персонажами с неестественной театральной игрой. И тогда началась новая эпоха: Зародилась французская новая волна Прошло шестьдесят два года... Мир увидел Игру Престолов, Паразитов, Милые Кости, Джокера в исполнении Хита Леджера, а также поиграл за мальчика в фильме 'Черное зеркало Брандашмыг'. Каково сегодня наблюдать за непослушным мальчиком в черно-белом кино? Внутренне профессор активно скандирует: 'Это легендарное кино! Для истории ценно оно! Без него не было бы героев в цветастых трико! Трантины и Ноланы, Гослинги и Ди Каприо Все жизнью обязаны великому Трюффо!' Все бесспорно, профессор, но Этот фильм уже стал такой же мыльной оперой, от которой когда-то уходил упомянутый Трюффо. Будем откровенны, сегодня данную картину смотреть почтительно больно. Процесс погружения в фильм стал актом осознанного мазохизма в формате искусства. В эпоху, когда созданы летающие машины, реальность имеет дополненную и виртуальную версию, а искусственный интеллект создает смешные видеоигры, нам, потомкам, приходится наблюдать через боль за мальчишкой из Четыреста Ударов. Однако посмотреть картину все-таки стоит. Что-то необъяснимо полезное в ней присутствует до сих пор. - Возможно, искренность, с которой автор говорит со зрителем. - Возможно, внутреннее бунтарство, которое имеет каждый читатель данной рецензии. - А возможно, циклирующий стих Внутреннего Профессора... „Искусства не бывает без боли; вместе с тем, искусство существует для того, чтобы компенсировать боль.“ — Тилль Линдеманн
Ах, эта юная школьная пора! Разбирая многие детские советские фильмы, я с удовольствием просматриваю сюжеты про школьную жизнь, про взаимодействия одноклассников, их взгляды и наивные мечты. Теперь же Франция подарила мне подобный продукт со своей стороны, где главный герой – скользкий школьник, мальчишка, живущий своими взглядами и ставящий важные для себя задачи против системы образования, против семейных ценностей. Подростковый максимализм, который выражен в сложное время в стране. «400 ударов» - это аналог нашему «33 несчастья», подразумевая, что с персонажем одни проблемы, за что бы он не взялся. Что же, приключения могут завести в разные места, а здесь культура и быт французской семьи, где каждый член семьи – индивидуален, живёт своей внутренней жизнью, а только внешне присваивает себе ярлычок к «ячейке общества». Поэтому хоть лента и про трудного ребёнка, но она великолепно отражает и взрослую жизнь, и отношения друг к другу близких людей. В первую очередь сквозь призму ленты можно рассмотреть воспитание сына. Какие бы беды не случались с ним, это вина родителей. Режиссёрский дебют Франсуа Трюффо делает на этом акцент. Поведение матери и замечания отца говорят, что ребёнок не нужен в этой семье. Проходя через презрение и имитацию любви, главный герой отождествляет себя с изгоем, для зрителя раскрывается внутренний, загнанный в угол зверь, который используя способ «нападение – это лучшая защита», будто специально ведёт себя из рук вон плохо. Тут нет акцента на каком-то насилии, всё косвенно, но очень наглядно. Школа. Это уже не институт знаний, а место где малыш Антуан становится сам с собой, имея под боком товарища, который и помогает ему в трудных ситуациях. О каком воспитании может идти речь, если родители: а) всё время работают; б) они каждый раз уставшие после работы и в) им нет дела до жизни сына? Конечно, когда случаются жалобы или вызовы в школу, то меры наказания находят свой объект, но в данном ключе из «кнута и пряника» мы имеем только «кнут». Сложная пора, аргументированная возрастом, положением в семье и отношением в школе, дарят зрителю интригующие эпизоды двух друзей, которые стараются стать независимыми от взрослых. Многие эпизоды радуют своими локальными аспектами: ткацкая фабрика, дом одноклассника, работа отца, парк аттракционов – все элементы воодушевляют при просмотре, а портрет главного героя в глазах зрителя создаётся вполне обычный для мальчика, который ищет развлечений. Именно такая разница в первой и второй половинах фильма – сначала детская наивность и развлечения, а затем суровость взрослой жизни, опасные дела и попытки стать независимым, стать взрослым. Опасный момент, который можно даже было переписать, как страх детства, намерено переворачивает отношения матери к сыну, рождая недоумения в глазах отца, а зрителю показывая, что даже взрослые и вроде бы правые люди сами не идеальны. Раскрывает данный фильм поступки, совершённые взрослыми людьми, но открывающиеся нам сквозь глаза ребёнка. Под финал мы узнаём главный родительский секрет, который вызывает больше вопросов, чем ответов. А отношения каждого родителя к сыну можно теперь перевернуть с ног на голову. Ход великолепный, а впечатления от него незабываемые. Откровения главного героя под конец проливают свет на все действия в картине, отчего недоумения по поводу воспитания проходят сами собой. Это интересная картина о сложной жизни, о взрослении и отражении поступков взрослых через действия подростка. Знакомство (пусть и преждевременно) с системой наказания и правосудием. Это отражение старшего возраста в глазах детей. Это родительское воспитание, которое играет ключевую роль в социальной драме.
Я пачкаю классные стены…и порочу французскую поэзию. Антуан Дуанель - ребенок, нелюбящий свою мать. Не оставляя не отомщенными свои обиды, он бежит навстречу взрослой жизни, не оглядываясь и не задумываясь о правильности намеченного пути. Всякий раз ему приходится открывать первую увиденную перед собой дверь, лишь бы поскорее выбраться из очередной комнаты, стены которой захотели раздавить его сразу, как только он туда вошел. А за каждой выбранной дверью вместо долгожданной свободы, его ждёт комната ещё меньше, ещё темнее, чем раньше. Назад повернуть нельзя, остается только выбираться на ощупь, попутно роняя всё, что попадется под руку. Выделив несколько таких «комнат», являющихся последовательной цепью выборов до того, как «дом» был покинут, режиссер наполнил свою историю дерзкими выходками главного героя, которые, находясь в связке с диалогами, описывающими реакцию окружающих его людей, буквально сразу начинают вызывать недоумение и толкать заинтересованного зрителя на поиск разумного объяснения столь неразумных поступков. Но чем дальше развиваются события, тем яснее слышен извечный вопрос: не являются ли реакцией выходки главного героя, а реакция взрослых катализатором последующих его разрушительных действий? Разрушительных в первую очередь для самого Антуана. Страдает бедный Антуан Дуанель, несправедливо был наказан он… Антуан Дуанель – ребенок, которого не любит мать. Антуан не знает, как себя вести. Вытирая руки об шторы, он накрывает на стол, ведь родителям так важно, чтобы их сын был если не чрезвычайно умён, то хотя бы полезен, а ещё лучше - незаметен. И Антуан уже давно согласен с их условиями, да только зов сердца не всегда позволяет сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, а отсутствие любви и должного воспитания практически лишает возможности делать правильный выбор. И так от каждого шага в темноте, всё начинает с грохотом падать, привлекая к себе внимание и мешая пройти дальше. Суть поступков Антуана в явной и неявной форме раз за разом рисуется в течение фильма. Пытаясь отмыть школьную стену, Антуан только всё размазывает. Ему, оглушенному командой уйти прочь, становится ясно: попробуй всё исправить, и станет ещё хуже, лучше просто убежать и попытаться начать всё сначала. Но под пристальным наблюдением оператора действия одноклассника Антуана подсказывают, что, не исправляя ничего, а просто открывая новую страницу, в конечном счете можно остаться ни с чем. Франсуа Трюффо, положив, хоть и не полностью, в основу идеи своё детство, с помощью проницательной актерской игры Жан-Пьера Лео, представляющего образ несчастного Антуана Дуанеля, и работы остальной съемочной группы смог сделать свой полнометражный дебют ярким и многогранным. Операторские приёмы Анри Декэ, не греша однообразием, позволили наблюдать за жизнью Антуана со стороны: иногда из-за угла, иногда издалека, чтобы усилить его незначительность и незаметность. А музыка композитора Жана Константена добавила фильму детской веселости, беззаботности, и, конечно же, щемящей сердце тоски. До сих пор не теряющий актуальности и убедительности фильм, трогающий тем, что практически каждая сцена либо ненавязчиво эмоционально груба, либо печально метафорична, хоть и не дает однозначно верного ответа на поставленный вопрос, но и не оставляет зрителя ни с чем, рассказывая вполне правдивую историю вполне обычного ребенка. И, как и всем героям, зрителю самому приходится решать для себя: Так что же лучше, колючки в лесу или розы в клетке?
Сказать о том, что фильм мне понравился, все равно что ничего не сказать. Фильм меня потряс. Посмотрела его два раза подряд и до сих пор нахожусь под его впечатлением. Начинается картина с волшебной удивительной музыки Жана Константена. В ней все: тревога, напряжение и любовь к прекрасному городу, который мы сразу узнаем. Какие-то магические черно-белые пейзажи, кружева голых деревьев и башня за рядом парижских домов. Мы окунаемся в эту пронзительную атмосферу. Но привычных парижских символов мы не увидим. Лишь мелькнет Монмартр, Сакре Кер и Пляс Пигаль. Почти нищая квартира Антуана, заплеванные лестницы, убогие классы и такие же убогие и скучные уроки французского языка! Даже квартира друга Антуана, родители которого богаты, грязная и неухоженная. Но все-таки это Париж, хоть и послевоенный. Огни магазинов, кино, карусели, игры - все манит к себе. Чтобы быть частью этого мира, надо лгать и изворачиваться. Лгут все: родители, мужья, жены, дети. Трюффо убеждает нас: дети принимают правила игры. Мать Антуана изменяет мужу, друг Антуана скрывает, что мать пьет, Антуан говорит своему товарищу, что все воруют деньги у родителей. И все-таки режиссер оставляет нам надежду. Душа ребенка тянется к правде, к искренности, к красоте. Дети, которых Трюффо снимал в кукольном театре. Это поразительная сцена. Эти маленькие французы так переживают за Красную шапочку, что становится ясна позиция режиссера: обратите внимание на детей, посмотрите, какие они живые и искренние. Начните разговаривать с ними, заинтересуйте их. Ведь Антуан любознательный и добрый. С каким упоением он читает Бальзака! Жан-Пьер Лео в роли Антуана не просто убедителен, он органичен, как могут быть только дети и животные. Очень поражает его разговор с психологом. В этой сцене многое раскрывается в его характере. Он уже часть этого мира, где есть проститутки, брошенные дети и одинокие матери. Советую всем посмотреть съемки проб маленьких актеров, которые сохранились на пленке. Становится ясно, что Лео играет самого себя. Много написано о финале. Море как мечта, ка олицетворение свободы. Все правильно, но мне пришла еще одна мысль. Антуану больше некуда бежать, впереди море. Поэтому он повернулся назад и посмотрел нам прямо в глаза. Во второй раз я смотрела фильм вместе со своим шестнадцатилетним сыном. Его реакция была неожиданной. Фильм ему очень понравился. Он долго удивлялся, почему в современном кино так мало внимания уделяют сюжету и так много внешним эффектам. Эта история, рассказанная Трюффо 55 лет назад, поразила его больше, чем многие современные картины.
Cahiers du Cinema Происходившие во Франции изменения в конце пятидесятых годов были важным периодом в истории кино, они представляли собой смену парадигм и устоявшихся клише в отношении содержания, идей и стиля сьемки кино. Революция в представлении о кино так таковом, оказавшая влияние на всю киноиндустрию и последовало благодаря молодым кинокритикам журнала Андре Базена “ Кайе дю синема”, не согласным с общим, укоренившимся направлением в кино того времени, они выступали против абсурдной наигранности, нелепости и нереальности диалогов, банальности повествования. Решившись к действиям на практике, редакторы журнала становятся режиссерами. Их основными принципами были: отказ от коммерческого кино и отстранение от театральных концептов в пользу живой натуральности. Так называемая “Французская новая волна” была учреждена такими громкими именами, как Жан Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт и Франсуа Трюффо. Главными отличительными особенностями нового направления были - радикализм, свободная камера, импровизация в кадре и уличные сьемки вне павильонов. Самыми нашумевшими фильмами еще только зарождавшегося направления были “На последнем дыхании” Годара и “Четыреста ударов” Трюффо, которые произвели фурор своей свежестью и неформальностью, что привлекло внимание общественности ко всему течению в целом. Faire les 400 coups Жизнь парижского двенадцатилетнего школьника Антуана не из самых приятных. Ни дома, ни в школе ему нет покоя. Отношения с родителями и учителями оставляют желать лучшего. Безответственная и наплевательски относящаяся к сыну мать и халатность с слабохарактерностью отчима только усугубляют его положение. Бунтарская натура, безразличие родителей, враждебность и непонимание учителей, беззаботные школьные годы, увлекательные пропуски занятий с одноклассником, хулиганство, попытки самопознания, дерзость, максимализм и нонконформизм - все это основа, фундамент полнометражного дебюта Франсуа Трюффо. Из стремлений преуспеть в учебе у Антуана ничего не выходит, несправедливый предвзятый учитель мгновенно их пресекает, попытки угодить родителям и стать послушным ребенком также оборачиваются неудачей. Постоянные наказания, конфликты, проступки и вдобавок, измена матери, замеченная им собственными глазами невозвратимо ведут Антуана по неблагополучному пути. Под давлением происходящего и страшась очередной расплаты за провинность, Антуан решает бежать. Мысли о свободе и независимости руководят им. Поселившись у друга, непоседливость Антуана разрастается из мелких шалостей в воровство. Попавшись на краже, отчим решает отправить его в исправительное учреждение. Жизнь там несладкая и, учитывая, что родители окончательно открестились от него, Антуан снова совершает побег. Эта выходка уже не сойдет ему с рук, теперь ему грозит колония для несовершеннолетних. Reconnaissance d'erreur В финальной сцене на морском берегу безнадежность, растерянность и отчаяние внутреннего состояния, выражается глубоким сожалением и раскаянием в лице трудного ребенка, как бы пытающегося разобраться как все зашло так далеко. Никакого восторга не осталось от прежних наивных фантазий о самостоятельности и взрослой жизни. Стоило ли это всех страданий? Взгляд говорит сам за себя. Les Quatre cents coups – это 14-ти летний Жан-Пьер Лео в главной роли, автобиографический нарратив, вдохновение поэтическим реализмом Виго, супротивность, строптивость, беспечность, вольность духа и борьба индивидуальности с общественным порядком; это - ноль за поведение.
Пока на берегу шла эта кутерьма, Я плыл, куда несло, забыв о капитане. (Артюр Рембо, 'Пьяный корабль') _____________________________________________________ Напуган, удивлен, ошарашен взгляд бунтаря, обретшего, наконец, желанную свободу. В кругах людей думающих всегда существовала негласная традиция: как можно скорее разорвать путы общества, чтобы впоследствии, как правило, остаться наедине с неизбежностью тяжких перемен. Это мазохистское стремление к свободе духа и плоти разгрызает человека, как орех, не оставляя защитной скорлупы. Но тот все равно стремится быть свободным. На то он и человек, всё-таки. Герой автобиографической истории Трюффо «400 ударов» за свободой бежит к морю. Вечно переменчивое море здесь - самая точная метафора свободы, понимаемой обычно однопланово. «Свобода это хорошо!», кричат из всех переулков, и мы не задумываемся над обратным смыслом. А ведь свобода предполагает еще и самостоятельную ответственность. Общество, вопреки расхожему ныне мнению, не только угнетает человека, оно также дает ему щит в виде иллюзии неодиночества, выдуманной нравственности, имитаций прав и свобод. Без него личность поставлена лицом к лицу с собой: нет ограничителей, но нет и перил, за которые можно ухватиться в шторм. Мальчик-двойник Трюффо бежит от родных стен, от опостылевших лиц и косных порядков. Оставляя позади друга, предпочетшего морю велосипед, он готов порвать с прошлым. Но ведь и в новой жизни его никто не ждет… В '400 ударов' Трюффо не дает ответа, как быть с новообретенной свободой, а будто бы хитро-задумчиво подмигивает: 'Держись, парень... Учись плавать.'
Фильм мне не понравился. Но прежде чем объяснять, почему, отдам режиссёру полагающиеся ему пять копеек: фильму действительно удалось войти в историю кинематографа благодаря новаторскому монтажу и методу съёмки. Актёрская игра Лео тоже хороша – ему удалось без кривляний и переигрываний сыграть своего менее благополучного ровесника. Франсуа Трюффо после премьеры стал одним из известнейших режиссёров «новой волны», что не мешало ему впоследствии заниматься самолюбованием почти в каждом фильме. «Четыреста ударов» это тоже касается. А в чём же загвоздка? Режиссёр на протяжении всего фильма пытается растрогать зрителя и вызвать сочувствие, но если мы взглянем на происходящее на экране максимально честным и беспристрастным взглядом, то поймем, что юный Антуан нуждается в чём угодно, но только не в нашей жалости. Он не предпринимает никаких попыток что-то изменить в своей повседневности, он предоставлен самому себе и делает со своей жизнью, что хочет: захотелось развлечься – сбежал, разругался с родителями – сбежал, надоело сидеть в исправительном лагере – сбежал. Нелёгкое детство? Если честно, мне так и не удалось понять, чем его детство так «нелегко». Равнодушные родители? Отнюдь – с отчимом у него вполне нормальные отношения, мать, действительно, без царя в голове, но ведь и она пытается найти с ним общий язык. Учитель достал? Да это ты его достал своими выходками и враньём! Разберём два эпизода: в первом Антуана ставят в угол за то, что во время урока тот разглядывал картинку с женщиной в корсете. Мальчик стоит и мысленно мечтает врезать учителю когда-нибудь после армии за ту красавицу, «сошедшую с небес». По идее, тут у зрителя должны возникнуть два чувства – некая гордость за Дуанеля и злость на учителя, который тут же предстаёт перед нами ханжой и душителем свобод. Но послушайте, он ведь попался, в сущности, за то, что занимался на уроке не тем, чем нужно, и только потом уже за девушку. Или вот ещё один момент: отличник принёс в класс игрушку, и, пока он отвечает у доски, Антуан решил развлечься и сломал её. Просто так. Из чистого хулиганства. Чтобы знал потом, как учителю нравится. После этого момента я окончательно перестала жалеть главного героя. И ещё напоследок. Послушайте его допрос в исправительном лагере. Ладно, чёрт с ним, с воровством – но если мальчик в таком юном возрасте уже пытался снять девушку, то по-прежнему называть его ребёнком, как многие зрители, я не могу. Конечно, когда главный герой – подросток, а не ребёнок, его как бы уже и не особо жалко. Ладно бы «Четыреста ударов» был внесерийным фильмом, но даже последующие кинокартины показывают Антуана как эгоистичного («Антуан и Колетт»), скучного («Украденные поцелуи») и равнодушного к чувствам других («Семейный очаг») человека. Над чем тут лить слёзы – не понимаю. 5 из 10
400 ударов За свой дебютный полнометражный фильм “400 ударов” французский режиссер Франсуа Трюффо получил приз на Каннском кинофестивале за лучшую режиссуру. У этого фильма нет определенного сюжета. Франсуа Трюффо просто покажет несколько дней из жизни двенадцатилетнего подростка Антуана Дуанеля. “Французская новая волна”, которая только зарождалась в те годы, очень сильно повлияла на весь кинематограф и перед нами очень яркий представитель этого направления. Хотя фильм Годара “На последнем дыхании” будет намного популярней фильма “400 ударов”. Очень жалко, что сейчас мало кто помнит про фильм Трюффо. Ведь он снял очень честную и очень жизненную картину. Вообще про жизнь подростков было снято очень много хороших картин, но практически все они были сняты в жанре – комедия или мелодрама. А Трюффо снял настоящую драму про маленького человечка, который давно вырос внутри. Ему неинтересна школа и родители его не замечают. А вокруг кипит жизнь, от которой невозможно убежать… Главный плюс этого фильма – это актер Жан-Пьер Лео. Трюффо очень повезло с этим маленьким актером, потому что он сыграл в фильме очень сильно. На секунду может показаться, что смотришь фильм не про маленького мальчика, а уже про взрослого мужчину. Трюффо очень понравится игра Лео, и он будет приглашать его на главные роли в другие свои картины. И еще нужно сказать, что Трюффо снял свой самый личный фильм. Главный герой фильма – это сам Франсуа Трюффо в молодости. Данный фильм снят в черно-белых тонах и в нем очень мало диалогов, а про музыкальное оформление я вообще промолчу. Современному зрителю этот фильм может даже не понравиться из-за своего очень медленного темпа. Поэтому я хочу посоветовать посмотреть этот фильм всем тем, кто интересуется таким направлением в кинематографе как “Французская новая волна” и просто хорошими фильмами про жизнь. Классика кинематографа, которую нужно уважать.
Во многом с этой картины начинается одна из самых невероятны страниц в истории кино. Какая-то кучка кинокритиков, уставших от традиционных французских фильмов, почти в одночасье перевернули целый вид искусства. До сих пор неясно, как им это удалось, но мир кино уже не будет прежним. 'Четыреста ударов' же рассказывает о трудном подростке, Антуане. Он живёт в не самой благополучной семье и очень быстро спускается вниз по кривой дорожке, начиная с систематических прогулов. Но мы видим, что паренёк это делает абсолютно не со зла. Он несчастен и не имеет особенных целей в жизни, кроме моря. Он никогда его не видел. Эта картина стала дебютом для Франсуа Трюффо, во многом она автобиографична. Оттого трагичная история потерянного подростка выглядит во многом искренней и настоящей. Этот фильм абсолютно точно жив, а сквозь чёрно-белую гамму, многим кажущуюся не более чем отражением старины, пробивается самые настоящие яркие краски. Даже ничего додумывать не нужно. Хочется всего лишь стремглав бежать к морю и смотреть вдаль, не думая ни о семейных проблемах, ни о бесполезных уроках. 'Четыреста ударов' - это общепризнанный шедевр, потрясающая и жестокая история взросления. Бескомпромиссно, дерзко и очень умно. А четырнадцатилетний Жан-Пьер Лео в одночасье стал кинозвездой. Предприимчивый и талантливый Франсуа Трюффо ещё обратится к его персонажу. И не раз. Обо всех этих обращениях я уже скоро расскажу.
Фильм меня потряс и сильно повлиял на мою жизнь, хотелось чтобы чаще снимали такие фильмы. Картина удивительной силы, поэзия и грязь так смешаны, так переплетены тюрьма и улица, что начинаешь видеть общество по другому. Дунаэль - имя свободного человека, вечного ребенка, который хочет взять от жизни все, но на которого обрушивается “33 несчастья”. Я думаю Дунаэль является автобиография самого Трюффо, возможно в детстве он все время откуда-то бежал - из детского лагеря, школы, армии. Этим мальчик и привлекает к себе внимание,- этой неподкупной наивностью, жаждой жизни.В общем фильм можно охарактеризовать стихотворением Самуила Маршака. Столько времени прошло с малолетства, Что его вспоминаешь с трудом. И стоит вдалеке моё детство, Как с закрытыми ставнями дом. В этом доме все живы, здоровы – Те, которых давно уже нет. И висячая лампа в столовой Льёт по-прежнему тёплый свет. «Четырестa ударов» - одна из таких историй, где сквoзь смех слышно неподдельное сочувствие неудачам героя, где в простом незатейливом преподнесении фaктов кроется вера в лучшее в человеке, что бы ни происходило. И бесспорно, этот фильм можно причислить к тем произведениям, которые будут aктуальны во всех поколениях читaтелей и зрителей, потому как правдa, приправленная человечностью и нерaвнодушием, не устaревает никогда. 10 из 10
В который раз пересматриваю киносагу Франсуа Трюффо о жизни и взрослении Антуана Дуанеля. Сама история начинается с фильма «Четыреста ударов», который, пожалуй, является моим любимым. Рассказывая о нём, невозможно не упомянуть остальное фильмы, входящие в этот цикл: «Любовь в 20 лет», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Сбежавшая любовь». Это кино так называемой «Новой волны» во Франции, когда появились такие режиссёры как Рене, Годар, Трюффо, отвергавшие традиционные методы съемки кино в павильонах, с искусственными декорациями, театральную манеру игры. Именно этот период был знаковым, появилось само понятие «авторское кино» - квинтэссенция мировой кинематографии. Так вот, теперь о самом фильме. Он отчасти является автобиографическим, повествует о тяжелом периоде взросления мальчика Антуана, спорах с родителями и учителями, непреодолимой тяге к справедливости («Четыреста ударов»). Далее идёт фильм «Любовь в 20 лет», где продолжается история о безнадежном романтике и бунтаре: сложной юности, неудачах в любви, поиске самого себя. Потом «Украденные поцелуи», где Антуан наконец-таки находит своё счастье. Ну и далее уже о семейной жизни и всех ее атрибутах (детях, изменах, интригах) - «Семейный очаг», «Сбежавшая любовь». Это мои самые любимые фильмы. Наверное, потому что главный герой очень близок мне по духу, да и само кино смотрится легко. Секрет кроется в манере подачи Трюффо - простоте и искренности. (У Годара, например, фильмы более агрессивные, как мне кажется) Кстати, именно благодаря этой саге мир узнал о Жан-Пьере Лео. Трюффо нашёл его по объявлению в газете и вручил главную роль на целых 20 лет. В заключение хочу уверенно заявить, что подобная классика бессмертна!
В 1959 году с выходом фильма “400 ударов” произошла революция во всём французском кинематографе. Фильм-триумф Каннского кинофестиваля критика Франсуа Трюффо из авторитетных “Кинематографических тетрадей” (Кайе дю синема) - брошенная перчатка в лицо “папиного кино” (каноничного, студийного). “400 ударов” - живой, дерзкий, автобиографичный фильм о судьбе 12-летнего Антуана Дуанеля. Антуан - герой-аутсайдер, не находящий места в своём окружении. Все его попытки понравится, подстроиться - изначально уже провальны. “Иногда лучше соврать, чем сказать правду” - признается Антуан. Даже если это вранье заходит настолько далеко - он врет о смерти собственной матери, оправдываясь перед учителем о прогуле школы, потому что альтер-эго Трюффо так, правда, легче. Антуан, как и любой “несносный ребенок”, по мнению Трюффо, жаждет независимости от проблем и обстоятельств, поэтому единственно верным решением для невезучего подростка - бегство от них. Весь фильм Антуан бежит от одних проблем прямиком в широкие объятья других, которые с каждым разом всё больше и больше. Побег для уже смирившегося с обстоятельствами Антуана - вовсе не способ найти себя, а попытка себя уберечь. Знаменитый стоп-кадр с растерянным выразительным взглядом в кадр Антуана в конце фильма - момент, когда герой сбегая к морю, уже не понимает, куда бежать дальше. Встречаясь взглядом со зрителем, юный герой французского актера Жан-Пьера Лео ломает четвертую стену и словно ждет зрительского совета.
Только любовь Бога к нам или, если угодно, Чудо — оставляет человечеству раз за разом шанс сохранить человеческий облик. Слабость наша, слепота наша, себялюбие наше уже давно должны были вернуть род человеческий в болото «естественности» пожирания ближнего как пищи, как конкурента, да просто, как помехи на горизонте… Но раз за разом Вечность находит себе пристанище в душах даже тех, кто по всем «естественным законам» должен был бы чувствовать полное право думать только о себе, своем брюхе и своей мести… *** «Четыреста ударов» — фильм, в котором с гениальным без всяких скидок, а потому с душераздирающим мастерством нам всем показано, как метастазы зла прорастают вокруг самых нежных человеческих существ — вокруг детей — прорастают, разрастаются… но не могут их погубить… возможно, что лишь пока — но не могут. Зло. Мы, в своих утешающих нас представлениях, всегда хотим думать, что зло творят злодеи. Что есть такие специальные люди, которые живут и думают — как бы сейчас сделать зло. Мы ищем таких злодеев вокруг себя, нам их показывают в кино, про них сочиняют книжки. Конечно, мы требуем «правдоподобия» — мы требуем, чтобы у злодея был логичный мотив, чтобы свое зло он делал, получая выгоду, или, на худой конец, чтобы нас убедили, что злодей — жертва своих маниакальных наклонностей — своего злодейского внутреннего устройства — и потому он «вполне логично» и совершает свои злодейства. Еще нас может убедить расклад, при котором злодей — жертва обстоятельств, а потому мы даже можем его немного пожалеть… При всем разнообразии неизменным остается одно — нам очень хочется верить в то, что зло живет в злодеях, полу-злодеях, слегка-злодеях, которые сами вполне могут быть жертвами природы/обстоятельств, но которые живут своей злой жизнью и портят мир вокруг… Реальностью же является то, что нет никакой метки на человеке, который буквально в следующий миг совершит зло. Человек живет своей обычной жизнью, он подчиняется каким-то правилам, он выполняет какие-то обязанности, он потакает каким-то своим слабостям, он стремится к каким-то своим целям… Но вот ход его жизни подводит его к развилке, при которой на одной чаше весов оказывается «всего лишь» комфортный (а может и не комфортный, но вполне привычный) ход его жизни или, даже, «всего лишь» необходимость совершить усилие для обдумывания/контроля своих предстоящих слов или действий, а на другой — поступок/бездействие, который будет иметь последствия в жизни другого… И этот человек (вполне чаще всего приятный и для своих знакомых, и для своих домочадцев) спокойно действует/ не действует так, что жизнь этого другого превращается в ад… Например — учитель в какой-то момент оказывается озабочен вдруг показавшейся ему страшно важной вещью — чистотой кусочка побелки в опостылевшем ему классе и одним махом уничтожает робкий росток интереса к словесности своего ученика… А чуть погодя добивает его последнее усилие подчиниться правилам школьной жизни своей ленью сверить текст книги с сочинением мальчика… Или — мать, «уставшая» от трудного быта (а на самом деле, не любящая тех, «ради кого», а потому не понимающая, зачем она для них что-то делает), живущая себялюбивыми мечтаниями молодости, болтающая нескончаемо внутри себя и во-вне, вдруг «проговаривается» о когда-то сделанном ёю «хорошем деле» из-за которого «теперь страдает» — выборе родить, а не сделать аборт… — но вот «незадача», она не потрудилась заметить, что эти её излияния услышал её сын, которому теперь всю его жизнь придется жить с осознанием, что его мать хотела его убить… Или — скучающий коллега отчима, желающий всего лишь получить одобрение от начальства, вдруг отказывается видеть, что мальчик вносил, а не выносил машинку в офис и одним телефонным звонком превращает мальчика в сироту… Или — ведь был еще шанс — единственный относящийся к герою с нежностью взрослый — его отчим — вдруг решает, что лучше проучить мальчика «как положено» и тем оказывается самым большим садистом в этой нехитрой истории… А так — до всех этих развилок, через которые и приходит в наш мир зло — все люди как люди… живут, смеются, возятся со своими проблемами, позволяют себе маленькие удовольствия, страдают как все… Человек не может не ошибаться и прожить свою жизнь так, чтобы не причинить другим людям страдание. Но титул «злой человек» все же существует? Существует. Просто есть те, кто «чуть» больше открывает дверку для зла… те, кто в своих маленьких жизнях раз за разом выбрасывает в окружающий мир отраву зла и делают они это тихо — легко находя себе оправдание в «законах мира»… и спокойно после этого спят — равнодушные ко всем, кроме себя-любимых. Это и есть злодеи — люди как люди… Могут ли они быть/стать другими — надеюсь, что да… Если же нет — остается надеяться на Чудо, что они не будут слишком часто пересекаться с другими людьми в дни, когда решаются судьбы… P.S. Фильм бы не был великим, если бы разворачивал перед нами только чёрную сторону. Нет. Он, на самом деле (и это Чудо), — остается гимном свободы —свободы стать и быть человеком — свободы человека не поддаваться злу…
Очень странное ощущение осталось после этого фильма - эдакое горьковатое послевкусие. Режиссер показал нам огромную трагедию маленького человека - трагедию мальчика, который никому не был нужен и оказался всеми брошен. Ребенок в двенадцать лет вынужден серьезно задумываться о том, что же он будет делать дальше. Он не может выносить безразличное отношение к себе в стенах родного дома и не может терпеть деспотию в школе. Обыкновенный подросток, влюбленный в творения Бальзака, обожающий кино и разглядывающий фотографии обнаженных девиц. Как неприкаянный он бродит по Парижу с целью найти свое место в жизни, потому что из-за родителей, а в частности, из-за своей матери, был его лишен. Юная душа, оказавшаяся отверженной. В одной из серий сериала «Доктор Хаус» главный герой сказал, что именно родители повинны в том, что происходит с их детьми, потому что они сами же их и уродуют. И здесь Франсуа Трюффо продемонстрировал зрителю это. Никто не задумывается о том, что происходит внутри мальчишки, вынужденного бежать от своих проблем, потому что самостоятельно их решить он не в состоянии. Все только кричат, ругаются, говорят о его никчемности, но никто не пытается помочь ему. Ребенок, который все видит и все замечает, очень тонко и остро ощущает происходящее. Антуану сломали жизнь, которую он так и не начал. Вероятно, именно поэтому в последствии он так и не смог жить спокойно – он все время бежал, теряя равновесие и пытаясь найти что-то, но это «что-то» постоянно ускользало от него. В этом фильме нет ничего лишнего, только мир, показанный глазами ребенка, лишенного детства. 10 из 10
Фильм напоминает мне о том, какой я иногда бываю учитель и родитель. На своих уроках позволяю себе кричать на некоторых детей и допускаю грубое с ними обращение. Такое отношение не остается учениками незамеченным. Они могут подшучивать, издавать специально какие-нибудь раздражающие звуки на весь класс и забавляться бумажными самолетиками. Большая часть детей конечно себе подобного не позволяет, но у нас в школе специально собирают такие классы, состоящие из хулиганов. И этот фильм болезненно прошелся по моим моральным комплексам, например, угрызениям, что плохо готовлюсь к урокам или оказываюсь равнодушным к ученикам. Дети же протестуют и мстят посредством различных выходок за авторитарность, скуку и высокомерное отношение. Признаться, родителем быть не проще. Возникает желание отправить свое чадо, надоедающее шумом и глупыми разговорами, в детский сад или школу, (в фильме родители дошли до исправительной колонии). В особенности это касается мужчин, они часто не обладают достаточной эмпатией в общении с младшими. Когда ребенок никому не нужен, легко и быстро начинают развиваться пороки, которые не могут быть самостоятельным образом остановлены в силу полусознательного возраста. Поскольку такой человек не получил необходимой моральной помощи от общества на начальном этапе своего развития, то он предоставляет себе право ответить будущими преступлениями, что в действительности и происходит. 10 из 10
Этот фильм не рвет сердце, нет ситуаций, которые бы были наполнены чрезмерной жестокостью, насилием, страданьем бьющим через край. Но это самое страшное, потому что это повседневность. Это банальность. Это привычно. Это в каждом доме. Это рядом. Это Мы. Ничего из ряда вон выходящего. Ребёнка не насилуют, не истязают, не морят голодом. Подросток сыт, одет, у него есть ключ от квартиры, он ходит в школу. У него есть мама и отчим, который не является стереотипным «самцом», который по природе своей ненавидит потомство чужака и всеми силами старается уничтожить его. Он просто слабый человек, которых большинство ( возможно меньшинство, потому что остальные ещё хлеще). У героя фильма не простая, но самая обычная ситуация. Не будучи замужем, мама родила ребёнка. Хотела избавиться, от не нужного балласта, но ей запретила мама. Раз маме он нужен, пусть мама его и воспитывает. Но случилась корректировка судьбы, мама (бабушка) умерла. Мама, красавица, жаждущая жизни, успеха. Чувствует себя связанной ребёнком. Мама считает мальчика, причиной своей скудной, скучной жизни. Для неё (невольно, подсознательно), он причина её неудачной жизни. Он ей не нужен, она и сын чужие люди. А тем более он не нужен, совсем чужому человеку, отчиму, который прилюдно старается «воспитывать» парня, дав ему пощёчину. Нельзя осуждать людей. И мама, и отчим неплохие люди. Не хуже нас. Просто так выпала карта. В середине фильма показана сцена в кукольном театре. Дети 3,4,5 лет смотрят спектакль. Искренность, подлинность, честность чувств. Горящие глаза. Что нужно сделать, с этими ангелами, чтоб морально изуродовать их?
Сейчас прочитала краткое описание фильма и поняла, что ничего не поняла. Конечно, все дело в семье - 'трудные' подростки с неба не сваливаются. Нерадивые родители, озлобленный учитель, который вспоминает о человечности только когда у ученика 'умирает мать' - вот тебе и Антуан-золотая-ручка. Помните выражение, мол, 'ребенок - чистый лист бумаги'? на эту мысль меня натолкнула сцена в кукольном театре. Какая мать не любит своего ребенка? Сначала я считала его мать редиской, нехорошим человеком, но после того, как она его хватилась, начала за него беспокоиться - ну ведь можешь же быть хорошей матерью, что как этот-то ну. Ну и, конечно, поиск себя в подростковом возрасте. Перед тобой все дороги (именно все, потому что в двенадцать лет не поздно стать на путь 'истинный' (ставлю истинный в кавычках, потому что черт ногу сломит что это значит). Последние минуты фильма свели меня с ума! Долгий, долгий путь - конца нет, зато неизвестности достаточно. За французские пейзажи, улочки и мощенную дорогу отдельное спасибо. 9 из 10
Откровенно говоря, я не привык погружаться в суть фильмов, выискивая возможно не существующие посылы. Поэтому я привык анализировать то, что вижу визуально, не всегда прибегая к каким-то символам или небрежно сказанному слову, которое должно заставить о чем-то задуматься. Четыреста ударов, несомненно, больше, чем просто картина о мальчике-беспризорнике, но да сварят меня в кипящем котле, для меня, 400 ударов - именно история о мальчике-беспризорнике, который стал им не просто так. Франсуа Трюффо показывает истоки такой проблемы. Окружение, в котором существует Антуан в буквальном смысле агрессивно: Мать не занимается его воспитанием, про отчима проще промолчать, а школьный учитель его все время третирует, не пытаясь понять его проблемы. Уже не трудно догадаться, по какому пути пойдет Антуан, и к чему этот путь приведет. Пройдя путь сквозь огонь, воду и медные трубы, главный герой все равно попадает в тупик. Финал, где Антуан стоит у берега моря ясно дает понять это. Что дальше? Каждый в праве дальше размышлять над судьбой мальчика, но этих полтора часов, которые нам дает Трюффо, более достаточно, чтобы понять, что Четыреста ударов - трагедия о судьбе парня, пошедшему по неверному пути. Самое интересное, что находить его виноватым в этом действительно сложно на фоне черствого и жестокого общества, в котором существует и не факт что будет существовать главный герой.
Хорошее кино оставляет ряд проблем, вопросов, которые надолго остаются в голове. Периодически мысли, которые хотел донести режиссёр, прокручиваются в голове с той атмосферой, а порой даже и музыкой, что были использованы в фильме. '400 ударов' же - отличное кино, и я более чем уверен, что данная картина будет вспоминаться, когда я буду размышлять о проблемах, косвенно или прямо упомянутых в картине. Собственно, о проблемах. Помимо избитой темы 'отцов и детей' Трюффо новаторски для того времени заснял принцип 'общества конвейера' с обыденными типичностями и железной дисциплиной. Условия такого социума не позволяют многим раскрыться и проявить себя, что показано на примере сочинения Антуана. И что же остаётся ждать в в таких условия? - лишь старое доброе ультранасилие и иже с нею, все больше плодящихся как грибы на старом пне. Бег к свободе, бег от темницы - эти позывы первостепенны у Человека, не испорченного стопой государства, Трюффо довольно символично отобразил это на примере юной души Антуана. Интересен и образ темницы, лично я замер перед экраном, когда шла сцена в приемниках жандармерии: лица людей прижатых к решётке вызывает чувство абсурда: 'такое невозможно! Как? как можно засадить человека, рожденного жить, познавать, любить, за грязную решётку. ' - думаешь ты. Первый фильм, который я посмотрел с Жаном-Пьеро, был 'мужское - женское'. Тогда я выделил особый взгляд этого актёра, интересно было наблюдать, что этот момент есть с первого фильма, где Жан снялся еще мальчишкой. Отличный актёр. Пожалуй, один из любимейших, и в '400 ударов' - он не отразим, вне сомнений. 10 из 10
Превосходный фильм от Франсуа Трюффо. Превосходный и очень серьезный, несмотря на большую дозу юмора. В фильме, идёт рассказ, про двенадцатилетнего мальчика по имени Антуан, с которым родители никак не могут справиться. Мальчик отчаянно прогуливает школу, и на угрозы преподавателя о том, что он позвонит матери, главный герой отвечает – «ну и звони, она умерла!». Преподаватель верит, и приходит в ужас, от того, что, возможно нанес травму юному подопечному, своей строгостью. Однако, очень скоро выясняется, что мать жива и даже интересуется, как дела в школе у сына. Дел у сына, в школе нет, потому что его и самого там давно не видели. Режиссер показывает нам историю, о чудовищном непонимании родителей, своего сына и развязка не то чтобы трагична, но и смеяться, точно не захочется. Бесценный пример того, как себя нельзя вести с детьми, точнее, пример того, что будет, если вы не будете их воспитывать прилежным образом. Сама история рассказана, возможно, несколько односторонне, но это режиссерская привилегия – рассказывать истории так, как хочется, а не так, как на самом деле было. 10 из 10