Калев: отзывы и рeцензии

Ig_N
Ig_N4 октября 2022 в 12:01

Трудно отказаться от соблазна и перестать сравнивать «Калев» с российской суперкассовой спортивной драмой «Движение вверх»: тут вам и баскетбол, и СССР, и политика, и кэгэбэшники, и человеческие судьбы. На первый взгляд, общего гораздо больше, чем различий, но это только на первый взгляд. На дворе 1991 год. Империя, именуемая Союзом Советских Социалистических Республик, агонизирует, доживая свои последние месяцы. Руководство страны вроде бы готово дать волю республикам, но делается это все несмело, и советские военные не готовы сдаваться. На фоне роста национальных движений, попыток самоопределиться, выйти из состава СССР, январских событий в Вильнюсе (протесты, танки, столкновения: 15 погибших, более 700 раненых) эстонский баскетбольный клуб «Калев» участвует в чемпионате СССР, которому суждено стать последним в истории. Слишком долго ждавшие свободы люди готовы обрушить свою ненависть и ярость даже на национальную гордость - баскетболистов. Их, а в первую очередь тренера Яака Салуметса, подвергают обструкции, нападениям - за участие в советском первенстве, когда Эстония стремится к независимости, и за приглашение в команду российского игрока. Перед клубом стоит выбор - отказаться от игры в свете политических событий или сохранить верность спорту и делу, которому посвятили жизнь. Выбор не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. И в фильме нет героической решительности, порванных на груди рубах - есть место и страхам, и сомнениям. Режиссер Ове Мустинг сумел не только без излишней патетики воспеть подвиг «Калева» (второй раз в истории и впервые за 42 года, после тартуского УСК, эстонские баскетболисты выиграли чемпионат СССР), но показать слепок эпохи. Все соответствует духу времени - прически, одежда, трудный быт, политизированность всего, обшарпанные и серые советские города, убитые спортивные залы, мутные схемы, коммерция, подкупы и предвкушение новой жизни, без стальных оков и железного занавеса. Звездами того «Калева» были: главный тренер Яак Салуметс, способный игрок, но мало выигравший со сборной СССР из-за конфликтов с тренерами, в том числе по этой причине проехавший мимо победы на Олимпиаде-1972 (тут история как бы подмигивает «Движению вверх»); умный разыгрывающий защитник, олимпийский чемпион Тийт Сокк; мастер трехочковых бросков Айвар Куусмаа; тяжелый форвард Мартин Мюйрсепп, впоследствии ставший первым и до сих пор единственным эстонским игроком в НБА; находчивый и предприимчивый генеральный менеджер Рихо Сооник. Но особого упоминания по фильму достоин 20-летнимй на тот момент атакующий защитник Герт Кулламяэ - тихий парень, просиживающий по сути весь легендарный сезон «Калева» на скамейке, больно переживающий свое положение, но готовый на все ради команды, помогающий, подающий, подносящий, успокаивающий. И вот если бы фильм был блокбастером, допускающим исторические неточности ради более героического повествования, молодой Герт вышел бы где-нибудь в финале вместо получившего травму или дисквалификацию партнера и перевернул бы все с ног на голову. Но его вклад в общую победу был иным, его судьба была иной - он уже впоследствии, после того сезона, стал одним из самых титулованных эстонских баскетболистов. Поразительно, насколько своевременное и актуальное кино. На дворе 2022 год. Империя снова агонизирует. Гипотетически под ударом могут оказаться все соседи, и это оказывает влияние на все сферы жизни. И не случайно картину выдвинули на премию «Оскар» от Эстонии. Она не просто хороша, но еще и на злобу дня. 8 из 10 P.S. Баскетбол показан неплохо. Возможно, не на уровне «Движения вверх», но динамично, натурально. Даже меня, человека, непонимающего красоту этой игры, захватило в какие-то моменты - болеЛ так, словно смотрел матч в режиме онлайн.