Роднина: отзывы и рeцензии

vikt.voronaya
vikt.voronaya12 марта 2025 в 19:59
Заявка на эмоции, но вместо эмоций — анекдоты

Отрывок в конце фильма с реальными кадрами победы Родниной был эмоциональнее, чем большая часть фильма. Мне понравилось описание фильма на сайте кинотеатра: 'родители отдают болезненную дочь Иру'... и, соответственно, условное разделение фильма на две части: 'до' болезни и 'после'. Меня очень трогают истории о людях, которые восстанавливаются после болезней и находят в себе новые ресурсы: в 'Родниной' была отличная заявка на такую историю. Сама по себе эта история – восстановления (да еще какого!) после травмы – крутая и нереальная. Но в фильме мне не хватило ни болезни, ни восстановления после нее. Восстановление после болезни заняло меньше экранного времени, чем разминка-'соревнование' с американцами на финальной олимпиаде; само это восстановление показалось мне внезапным 'чудом': была буквально пара кадров страдания, а затем снова все прекрасно. Не хватило кризисного переживания, переосмысления ценностей главной героини, хотя бы нарезки под музыку ее восстановления, что ли. И, возвращаясь к главной 'затравке' фильма, на которую я попалась: мне бы хотелось, чтобы акцент был больше сделан на Родниной, ее истории, эмоциях, ее борьбе и труде, болезни. Не на окружении. Это главное, что меня расстроило в фильме. Меня раздражало, что акцент сделан на анекдоте на свадьбе, а не на самой свадьбе; на, опять же, разминке-'соревновании', а не на 'слезе чемпионки'; во время непосредственно олимпиад – на реакциях зала или окружения, а не на самой Родниной и ее катании. Мне хотелось больше непосредственно Родниной, вот! Возможно, здесь я раздражаюсь зря, но меня раздражало, когда сцены выступления фигуристов, абсолютно чудесные, прерывали показом реакции зала или окружения. На мой взгляд, крупный план Родниной был бы чудеснее: ее переживания, ее эмоции, ее боязнь. Я расстроилась, что финальное выступление вообще практически не показали – и это грустно, потому что я была бы готова посмотреть его еще раз. Это же было совершенно иное выступление, с совершенно другими эмоциями, но, увы. Фильм красивый и вдохновляющий, но мне хочется больше, я считаю, что потенциала в истории Родниной больше, чем получилось уместить в фильм. Финальный видеоролик с реальной записью Родниной и ее 'слезой чемпионки' – то, что меня растрогало и сняло мое раздражение на концовку. Фильм не оставил равнодушной. Отношения главной героини с тренером меня очень растрогали, и сама история заинтересовала, и, вот, даже вынудила написать рецензию. 5 из 10

Екатерина Пантюхова - 5354
Екатерина Пантюхова - 535410 марта 2025 в 08:28
Пропаганда нашего времени

'Русских никто нигде не ждет', 'Мы не должны отвечать на провокации', 'Нас все ненавидят' — кажется, это главные идеи авторов, тщательно высказанные в занудно повторяющихся итерациях, благородных сценах с русскими спортсменами, и, конечно же, жующими жвачку хамоватыми американцами. Спортивная тематика выражена классическими тезисами жесткой конкуренции: 'Ты должна выступать, потому что этого ждет вся страна', 'Старайся, пока не получится', 'Пока не будет результата — не возвращайся'. Ни единства и поддержки спортсменов по миру, ни уважения труда каждого, кто доходит до больших соревнований, ни любви к спорту как искусству — всего этого и в намеках нет в данной картине. Раскрытия главной героини не случается: она молчит почти всегда и везде, судить о ней следует по поступкам и эмоциям, которые она переживает. Изменения не происходит: ее поведение и страхи в начале фильма, где ей 20 и она неизвестна не отличаются от поведения годами позже, признанной чемпионки, уже матери ребенка. Что, впрочем, вопрос к сценарию и задаче, нежели самой актрисе. Если не ходить в смыслы, то технически можно найти, за что похвалить: красивые кадры, художественная работа, передающая советскую новогоднюю эстетику, цветокоррекция, изящно выравнивающая всю картину, игра актеров второго плана. Хорошо подсвеченный набор стереотипов хорошо смотрится в комедии, однако в драме, отражает специфику времени. В общем, кино не досмотрели, из кинотеатра ушли. 3 из 10

tasha.solntseva.70@bk.ru
tasha.solntseva.70@bk.ru24 июня 2025 в 21:23
'Роднина' - разочарование фильмом и Легендой в настоящей жизни после побед

Сначала о хорошем. О плюсах в фильме 'Роднина'. Самый главный, на мой взгляд, плюс - выбор Евгения Ткачука на роль легендарного тренера Вячеслава Жукова (именно так в фильме зачем-то изменены имя и фамилия Станислава Жука). Единственный главный герой за которым интересно наблюдать, у которого есть настоящие, неподдельные человеческие эмоции, переживания, напор, поиск. Актер живёт в кадре, ему веришь. Благодаря своему профессионализму, вопреки слабо прописанной роли. И об одном жалеешь, что не дали актеру больше экранного времени, чтобы раскрыть своего героя, а не так пунктирно и эпизодично. Ещё понравилась операторская работа Вячеслава Лисневского. Особенно съёмки самих соревнований, т.е. самого фигурного катания. А в остальном, фильм состоит из сплошных шаблонов, штампов, сцен,'надерганных' из другого очень хорошего кино на спортивную тему, которого было снято много в последние годы. И ещё после просмотра осталось много вопросов и непонимания самого сценария. Как объяснить, почему имена героев изменены выборочно? Если Ирина Роднина, Александр Зайцев остались настоящими, то другие стали называться Вячеслав Жуков, Михаил Буланов (вместо Алексея Уланова). Это связано с предвзятым отношением команды сценаристов к ним или по другой причине? Зачем надо было выдумывать несуществующие факты в жизни главной героини? Несуществующую тяжелую болезнь? Чтобы обойти реальные острые углы в ее судьбе? Тогда зачем вообще снимать это кино? Почему нельзя было показать реальную причину распада пары Роднина-Уланов? Тогда бы в фильме реально были бы показаны отношения спортсменов, когда в спорт вмешиваются незапланированные чувства, любовь. Что уж говорить, если зритель даже не увидел, как была завоёвана первая золотая олимпийская медаль в фигурном катании. Хронометража не хватило, наверное? Зато мы наблюдали в начале фильма продолжительное, тягостное катание спортсменов на открытом льду. Это, конечно, важнее Олимпийского золота. А сцена в аэропорту, когда Жукова не пустили с командой за границу, как будто снята под копирку с фильма 'Мистер Нокаут'. И непонятно, почему поменяли тренера, приведшего спортсменов к выдающимся результатам на какую-то безымянную двушку? Фамилию Тарасова не удостоили даже в переделанном виде в фильме. А девушка, между прочим, вообще не производила впечатления тренера, она просто улыбалась всегда. Башаров, игравший роль функционера от спорта, вообще вызвал смех. Он как будто перекочевал из картины 'Движение вверх'. А зачем искать другой образ или актера - возьмём готового! Так и Жука по такой логике мог сыграть Олег Меньшиков из 'Легенды № 17'. Перечислять огрехи сценария можно бесконечно. Но на многое можно было бы закрыть глаза, если бы на экране была бы жизнь, прописанные диалоги, отношения, химия между героями, т.е. жизнь. Но этого ничего нет. Получились картонные персонажи. Когда я все-таки решила посмотреть 'Роднину', у меня была надежда что-то понять об этом человеке, который был для меня Легендой в детстве, Легендой для всей мой семьи, да что там говорить, для всего СССР. Такой же Легендой, как Дерюгина, Третьяк, Латынина, Харламов. За которую мы болели, затаив дыхание. И я вытирала слезы восторга, гордости, благодарности за Победу перед телевизором вместе Ириной Родниной, стоявшей на высшей ступени пьедестала в Лейк-Плэсиде, когда играл гимн нашей страны! А потом Легенда сдулась как личность... И пришло разочарование и непонимание... Вот и сейчас Ирина Роднина принимала активное участие в создание фильма о себе любимой, пытаясь рассказать, обыграть во многом другую историю, использовать чужие наработки, находки и практически обнулила фильм, не показав ничего личного, индивидуального. 3 из 10 И то только за игру Евгения Ткачука и за операторскую работу.

v.potapov@inostudio.com
v.potapov@inostudio.com18 марта 2025 в 07:12
Шаблон на шаблоне и политическая повестка

«Роднина» – пример того, как снять дорогую, но абсолютно бездушную спортивную драму. Казалось бы, 425 миллионов рублей бюджета, топовые актеры, громкое имя легендарной фигуристки, по мотивам чьей биографии создавалось это «чудо» – что могло пойти не так? Абсолютно всё. Сюжет: шаблон на шаблоне и политическая повестка История успеха советской спортсменки превратилась в приторную агитку, где спорту отведено второстепенное место, а все ключевые события выглядят так, словно их пересказал PR-отдел, ориентируясь не на драматургию, а на идеологический заказ. Всё здесь предсказуемо: юное дарование находит себя на льду, сталкивается с трудностями, побеждает вопреки всему – и всё это сопровождается максимально театральными диалогами и нулевой эмоциональной глубиной. Если бы в фильме пытались раскрыть внутренний мир героини, показать её терзания, психологическое напряжение, страхи – это было бы интересно. Но нет. Вместо этого зрителя кормят плакатными лозунгами и демонстрацией того, как Роднина преодолевает невзгоды исключительно силой воли. Героиня либо страдает, либо побеждает, без каких-либо оттенков и нюансов. Всё сводится к примитивной схеме «было тяжело – но я справилась». Измена партнера? Упомянуто вскользь. Конфликт с тренером? Разрешается так быстро, что не успеваешь задуматься, в чем его суть. Болезнь? Просто очередное препятствие, которое решается через очередной монтажный кадр с тяжелыми тренировками под пафосную музыку. Режиссура: «глянцевый спорт» без эмоций Константин Статский старательно копирует всё, что мы уже видели в российских спортивных драмах, но делает это настолько безвкусно, что временами кажется, будто смотришь рекламу банка, а не художественное кино. Красивые кадры? Да, есть. Но за ними – пустота. Визуальная часть фильма напоминает полированный лед, который блестит, но так же скользок и безжизненен. Сценарные ходы повторяются из раза в раз, сцены эмоциональных переживаний выглядят натянутыми, а моменты триумфа – абсолютно безразличными, потому что герои не вызывают сочувствия. Актерская игра: мимо кассы Владислава Самохина в главной роли действительно старается, но ей попросту нечего играть. В её исполнении Роднина – не живой человек, а статуя, застывшая в одном выражении лица: «сильная духом». Остальной каст – стандартный набор второстепенных персонажей, которые появляются лишь затем, чтобы сказать пару фраз и исчезнуть. Евгений Ткачук, Иван Колесников, Мария Миронова – все они как будто играют в разных фильмах, не взаимодействуя друг с другом. Никакой химии, никакой правды – только сухая отработка текста. Итог: фильм, который забудут через неделю «Роднина» – это кино, в котором есть всё, кроме души. Оно претендует на статус мотивационного байопика, но по факту оказывается серой массой из штампов, недосказанностей и стерильных эмоций. Ни ярких сцен, ни запоминающихся диалогов, ни действительно мощных актёрских работ. Всё, что остаётся после просмотра – ощущение, что тебя обманули, продав под видом «истории великой спортсменки» очередной пустой коммерческий проект. 2 из 10 за красивые костюмы и операторскую работу. Всё остальное – провал.

Артем Никонов
Артем Никонов5 июня 2025 в 09:55
Байопик о легенде фигурного катания, без фигурного катания

Сегодня разберем свежий байопик «Роднина» – историю про нашу легенду фигурного катания. Ожидал, честно, большего, потому что про глыбу нашего спорта можно было снять отличное кино. Сначала о плюсах, куда без них. Евгений Ткачук в роли тренера Жукова (ну, Жукова – имена-то поменяли, скорее всего не получили права на использование) – это просто космос! Его герой – хоть и стереотипный тренер, но живой и сложный персонаж. Видна и жесткость, и какая-то затаенная боль, и явная, хоть и не озвученная, привязанность к своей ученице Ире (Владислава Самохина). Костюмы – отдельный лайк, постарались воссоздать знаковые образы Родниной. И сама задумка – рассказать о железной воле чемпионки – вроде бы мощная тема. Но вот дальше начинается 'но'. И главное 'но' – это жуткая политизированность, которая просто душит спортивную историю. Ребята, ну серьезно? На каждом чемпионате – обязательно злые американцы, жующие жвачку и строящие рожи (стереотипно до зубной боли!), или европейцы с плакатами 'оккупанты!'? Да, политика влияла, но фильм превращает это в главный конфликт, задвигая на задний план саму Роднину и ее феноменальный спорт. Вместо того чтобы показать, как они с Зайцевым (Иван Колесников, старается, но персонаж плоский) ломали стереотипы скоростью и невероятными элементами, нам впихивают патриотический пафос про 'победу вопреки'. Сценарий... Это просто комплексный обед из штампов про 'жесткий тренер – болеющая героиня – завистливые соперники'. Сложности, с которыми реально сталкивалась Роднина? 11 пневмоний (в фильме об этом упомянули вскользь, адские тренировки, конфликты с партнерами, уход от Жука? Показано пунктиром, для галочки страданий. Период ее жизни в Америке (1990-2002), где она работала тренером? Вырезан полностью! Как будто его и не было. А ведь это важная часть ее биографии, показывающая ее как человека мира. В итоге вместо многогранной личности – получился лубочный образ 'идеальной советской женщины-патриотки'. Владиславе Самохиной (это ее дебют, кстати) просто нечего играть. Ей дали две ноты: 'несгибаемая воля' и 'красиво страдает'. Где ее сомнения? Где ее уязвимость? Где хоть капля той сложности, о которой она сама писала? Актрисе не дали шанса раскрыться – сценарий не предоставил материала. Жаль, потенциал у нее виден. И отдельно хотелось бы высказаться про съемки на льду. Не кажется ли, что это главное в фильме про фигуристку. А что у нас? Бесконечные крупные планы на лица да показ выступлений через экраны старых телевизоров или в мутных общих планах. Где динамика? Где красота движений? Где ощущение полета? Мы не видим, почему Роднина была революционеркой на льду. Это просто технически слабо и невыразительно. Очень сухо и безэмоционально, если честно. «Роднина» – это кино, которое могло быть мощным, но споткнулось о слабый сценарий, излишнюю политическую ангажированность и странные режиссерские решения. Ткачук – молодец, костюмы – красивы, но этого мало. Не хватило глубины, честности и смелости показать настоящую, сложную Роднину со всеми ее победами, падениями и жизнью «после» славы. Жаль, потенциал был огромный, а вымучили что-то средненькое.

aragorn_1978
aragorn_19787 июня 2025 в 17:48
Спорт был мягкой силой СССР

Как же трудно женщинам лидерам быть в мире мужчин. Это геройская сага про советскую фигуристку, чемпионку мира и Европы Роднину (её играет Самохина). Мне очень понравилась игра актёра Ткачука в роли тренера Жукова. Многие спортсмены признают роль тренера в своей карьере. Карьера спортсмена коротка: немногим удаётся стать трехкратными олимпийскими призёрами. Такой героине посвящён этот фильм. Это драма про советскую спортсменку, которая стала звездой в мире парного катания и в мире мужчин. Мне понравились слова тренера Жукова: «Маленькая девочка в деревне ставит будильник, чтобы посмотреть на Роднину». Надо собраться и сделать рывок, чтобы победа осталась за тобой. Серия фильмов «Лёд» дала старт и основы драматизма среди фигуристов. Это сильная драма режиссёра Статского. Он показал, как спортсменка-лидер пытается бороться с личными драмами. Аудитория 12+ обязательно сделает свои выводы. С таких фильмов наши дети берут пример в спорте и в жизни. Мне фильм понравился, но у него есть небольшой недостаток. Это музыка. Мне кажется, современные режиссёры не нашли ещё звук отражающий мощь Советского Союза и понятный зрителю XXI века. Режиссёр Статский как бы стесняется ставить советские шлягеры, а классическую музыку он избегает. Просто нет того звука, когда Роднина становится Олимпийской чемпионкой или чемпионкой Европы. Звук мирного мощного государства СССР нет для зрителя, родившегося в XXI веке. Фильм интересен тем, что Роднина становится мамой, но не забывает про спорт. Торжество традиционных семейных ценностей в этом фильме призывает к мирным соревнованиям с Западом. В спорте так важно вырабатывать волю к победе. Режиссёр Статский говорит: «Спорт это борьба за первые места среди сверхдержав». Меня фильм привёл в восторг. Спорт – это был мягкой силой СССР. Актриса Самохина классно сыграла смущение от первого поцелуя. Это хорошее российское кино, откуда можно брать пример детям.

vychirkov
vychirkov10 марта 2025 в 19:37
Когда вся страна собирается у экранов, не взирая на время суток

Картина показывает историю побед непревзойденной советской фигуристки Ирины Родниной. Съемка фильмов по реальным событиям всегда ставит перед создателями сложную задачу – показать известную историю так, чтобы её было интересно смотреть на большом экране, но при этом не слишком сильно искажая фактический материал, чем часто грешат многие сценаристы и режиссеры. В данном случае с этой задачей авторы фильма отлично справились. Сюжет захватывает, а многие моменты пробирают до глубины души. Фильм посвящен фигурному катанию, невольно напрашивается сравнение с вышедшими ранее чисто художественными «Льдами». И они на самом деле во многом похожи: визуально, концептуально и даже в чем-то по сюжету. Однако разница между ними просто колоссальная - фильм о Родниной настоящий, и этим все сказано! В нем нет надуманных, натужно вымученных сюжетных линий, выдуманных героев и несуществующих соревнований. Зато есть реальная история великой фигуристки, настоящие чемпионаты мира и Олимпийские игры! С художественной точки зрения фильм также снят на значительно более высоком уровне. Сюжет картины в целом отражает наиболее знаковые события карьеры Ирины Родниной. Однако при внимательном сравнении легко увидеть некоторые искажения и упущения. Однако, в данном случае, это даже интересно. Учитывая, что Ирина Роднина являлась соавтором сценария, думаю, что как минимум часть отступлений внесены не столько для повышения зрелищности и экономии экранного времени, сколько отражают взгляд героини на изображаемые события спустя несколько десятилетий. Это придает картине дополнительный смысл, хотя в неё их и так немало. В фильме освещены два очень важных вопроса. Первый из них проходит тонкой нитью через весь сюжет – что такое фигурное катание: спорт или искусство? И фильм дает на него свой ответ. Такой же, как дала вся спортивная карьера Ирины Родниной, которая перекрывала штрафы за любые ошибки невероятной сложностью и скоростью программы. Такой же, как лично я увидел в финале Олимпийских игр 2018 года в Пхёнчхане когда Алина Загитова, благодаря великолепной технике и стальным нервам, смогла победить более хореографичную Евгению Медведеву. Второй вопрос носит намного более общий характер – ради чего спортсмены прикладывают неимоверные усилия на тренировках, за что они выходят на соревнования и выкладываются там за пределами человеческих возможностей? За призы, за награды, за Флаг и Гимн? Несомненно, но не только. Ответ на этот вопрос практически в самом конце фильма пробирает до глубины души и стоит того, чтобы его просто посмотреть. Особенно порадовало, что, в отличие от многих фильмов, ранее снятых про советский период истории нашей страны, в данной картине, полностью отсутствуют «ритуальные плевки» в сторону Советского Союза, ранее считавшимися нашими киноделами практически обязательными. И даже наоборот, фильм содержит лёгкую иронию по данному поводу. Роднина - настоящий фильм о великих людях, живших в великое время, без каких-либо оговорок и исключений. Возможно, что кто-то даже назовет его политической агиткой, но пусть это будет на их совести. Мне же очень хочется верить, что такой подход не является особенностью данной конкретной картины, а станет стандартом для нашей киноиндустрии. Также нельзя не отметить отличную игру Владиславы Самохиной, которой удалось отлично изобразить на экране сочетание в одном персонаже простой девушки с очаровательной улыбкой и в то же время опытной спортсменки, олимпийской чемпионки. Ярким и запоминающимся получился и образ её первого тренера Станислава Алексеевича Жука, но, вероятно, в фильме он показан намного более приятным человеком, чем был в реальной жизни. Из недостатков, помимо исторических неточностей, о которых сказано выше, можно отметить отсутствие в сюжете становления спортсменки в её ранние годы и несколько монотонную, затянутую первую часть, когда она выступает в паре с Алексеем Улановым. Однако потом события начинают развиваться с неимоверной быстротой, сравнимой только с темпом катания Родниной. Повествование захватывает с головой и почти 2,5 часа экранного времени пролетают совершенно незаметно. Несмотря на то, что результат заведомо известен, эмоциональный уровень при просмотре сцен со льда сопоставим с трансляцией реальных спортивных соревнований в прямом эфире, когда любая ошибка может стоить участникам мест. А финальная часть фильма представляет собой просто фантастическую кульминацию духа спортивных соревнований! Именно так должен выглядеть настоящий фильм о спорте! Также хотелось бы немного остановиться на названии фильма, которое, как это не странно, вызвало у меня немного смешанную реакцию. С одной стороны, во время просмотра оно вызвало самые положительные эмоции – герои заслуживают иметь свои имена, не надо их прятать за красивыми, но пустыми словами! Однако после просмотра я задумался о том, что до просмотра представлял себе фильм скорее, как почти документальную биографию, монотонное изображение спортивного пути героини, а не яркий и захватывающий художественный фильм. Так что, возможно, такое название и не слишком удачно с точки зрения продвижения. В заключении хотелось бы сказать, что, смотря подобные картины, невольно задумываешься - а зачем нам вообще чисто художественное кино, когда сама история нашей страны дает бесчисленное количество самых ярких сюжетов и великих героев? Лично мне хотелось бы видеть на экране как можно больше именно таких фильмов, показывающих реальные события нашей великой истории. И столь же высокого качества.