У киноленты практически незаметное промо и, в целом, ощущение появления на киноэкранах ниже радара, не смотря на поддержку ФК и участие канала 'Россия 1'. Трейлер обещает, что зритель увидит какой-то абсурдистский гротеск, но видимо, такова задумка. И чем-то подобным, этаким 'веселеньким кинцом' о 1990-х '1993' пытается прикидываться где-то первую треть хронометража. Но по факту, фильм оборачивается стопроцентной и довольно тяжелой драмой с примесью арт-хауса. Добавлю, что я совершенно не знаком с первоисточником, романом Сергея Шаргунова, да и вообще про книгу узнал исключительно из трейлера кинофильма. Итак, бывший учёный Виктор (отлично подобранный на эту роль Евгений Цыганов), в СССР отвечавший за что-то электрическое, что чуть более полно раскрывается в процессе, в 1993 году работает сантехником, с комбинацией интереса и усталости наблюдающим за историческими процессами и пытающимся определить свое место и место собственной семьи в этой запутанной развивающейся историчности. Зрителю с первых минут доставляется набор хронотопических признаков, довольно аккуратно приведенных, расцвет гласности и 'девяностости', тут и молодой бандит Егор уже в 'медведковских', гоняющий на мотороллере 'Карпаты' - позже он пересядет на Ford Taunus, чьи собратья действительно заполонили Россию на самом раннем этапе покорения страны иномарками, тут и обнищавшие учёные, совмещающие изучение потери устойчивости с продажей календарей в электричках, и много чего еще. Среди еще, например: супруга героя (Екатерина Вилкова) яростно ищет свое место в новой России и хочет 'бизнес', но не очень понимает, какой. Прежние деньги все ещё в ходу, 'пока принимают'. По телевизору абсолютный плюрализм и поет БГ, да и вообще расцвет русской музыки, отлично выраженный в звуковой дорожке. С первых кадров бросается глаза, что все герои, включая главного, общаются фразами-шутками, что местами вызывает ощущение легкой назойливости всю первую треть фильма. Есть и неплохие, вроде 'запаха осциллографа', но все же. По причине постоянного потока шуток и демонстрации ироничности практически всех персонажей, по итогу первая треть фильма не особо внушала, что из кинотеатра я выйду, мягко говоря, настроенным позитивно к увиденному. В процессе разворачивания сюжета вопрос 'за красных или за белых' поднимается несколько раз и вообще, за кого кто, задаётся многократно. Все, буквально все, ищут свой путь и задаются вопросами, что дальше и где горизонт планирования. У молодежи и более продвинутых - это концерт Майкла Джексона, у людей постарше и более приземленных - это 'до осени бы дотянуть'. В той же первой, разгонной части фильма, '1993' иногда как бы рассыпается на местами не очень связанные эпизоды - тут постараюсь без спойлеров, но одну из сцен в начале можно было бы полностью удалить из фильма без какого-либо ущерба для сюжета или раскрытия персонажей, а это минут 10 хронометража. Все постепенно меняется с развитием сюжета, который к середине фильма становится очень плотным и линейным. Из событий практически исчезает комичность, насилие буквально увеличивается в масштабах, к концу превращая фильм в совершенно инфернальное путешествие по октябрьской Москве 1993 года к тем самым событиям 3 октября с разгаром того самого имманентного насилия. Фильм, безусловно, превзошел мои ожидания. Тема, раскрываемая сюжетом, мне интересна и, возможно, околокомедийная первая треть должна работать на тех, кто не в курсе, про что, собственно, фильм, на который их заманили бодрым трейлером. Но что-то мне кажется, таких в кинозале будут единицы и я не уверен, что эта комедийность поможет удержать их в зале до финальных титров. Некоторая однозначность тональности фильма и настроения героев, по сути, отлично, нивелируется самым финалом фильма и это то самое ощущение, с которым я в итоге вышел из кинотеатра. Инфернальный трип сквозь 'исторические события' приводит героя к собственной вакуумизации, как единственной для него возможности сохранить себя. На вопрос, нашел ли герой для себя ответ, за кого он, по итогу, каждый зритель может ответить самостоятельно, задав этот вопрос лично себе.
– Позвольте вас спросить – почему от вас так отвратительно пахнет? Шариков понюхал куртку озабоченно. – Ну, что ж, пахнет… Известно: по специальности. Вчера котов душили, душили… М. А. Булгаков \'Собачье сердце\' Скорее уж трагикомедия, нежели просто драма. Элемент комичного присутствует. Хотя специфика такова, что не до смеха зачастую. Душевное кино получилось у Александра Велединского. Оно не пресное и не кислое - оно в самый раз. Оно и острое и солёное, но с умеренностью. Грусть с весельем здесь переливами, перекатами. Нельзя сказать - сплошной минор, чернуха полнейшая, \'бросай гранату, туши свет\'. И так и эдак автор коверкает людские судьбы. Всё в духе того самого времени - исторического 1993-го года. Когда власть закачалась, когда страна готова была в пучину начала прошлого века в повторном пике завалиться, когда хватило ума выправиться, подняться, отряхнуться и идти далее... Вертикаль государственная перед нами. Людская вертикаль. Все и всё. От Президента и до простого работяги. Верха - в документалистике кадров. Низа - в прозе жизни, в навозе... Ой, прошу прощение за описку - в говне. Грустно? Смешно? Как есть. Трагикомедия. В России, так зачастую. Трагикомедия. Светлая голова, учёный муж, эрудит Виктор (Евгений Цыганов) приспосабливается к новым реалиям времени. Упадок в стране, \'закрытие\' науки заставили \'в чернорабочие\' податься - в пучину клоаки - в канализацию ежедневно окунаться. Аварийная служба. Так просто? Да не совсем. Смотри шире. ВСЯ СТРАНА - АВАРИЯ. А он, стало быть - чинит, крутит, вертит и т.д. То там аврал, то тут беда... Не заскучаешь. ПРОРЖАВЕЛО ВСЁ в ветхости лет... А жена его Лина (Екатерина Вилкова) - тоже... \'авралиха\'. По АВАРИЯМ диспетчер. Рядом они. В одной лодке стало быть плывут. Ей хочется такого... - \'чегой-то эдакого\'. Но чего и сама не знает... Захотела \'сдуру\' из московской квартиры в лесную подмосковную глушь перебраться однажды и вот они в бревенчатом срубе обосновались семьёй навеки. С ними пятнадцатилетняя дочь, с ними коза, молоко дающая. Зачем перебрались, она и сама не понимает? Блажь минутная осенила \'дурную\' голову. А теперь ей широты бизнеса хочется - дела с достатком. Однако какого именно дела, на каком поприще, в какой \'теме\' - она и сама сказать не может. В итоге и \'мотает\' её от \'барина\' нефтяника до гробовых дел туза в насмешничестве авторском... ПОТЕХА! Тут же перед зрителем и новое поколение разворотом - подростки. Юноша прямой дорогой в криминалитет \'намылился\'. К Медведковским. Пацанки в поре пубертата прибывают - презервативы, отношения полов - главенством вопроса для одних, сроки наступления критических дней - животрепещущей темой для других. И как наступление этих \'самых\' дней - неожиданная смерть родителя. Тут явная потеха отцов сценаристов угадывается - вот ведь, дескать, когда \'прорвало\' девочек... Комедия? Трагикомедия? Нет смысла пересказывать далее сюжетные коллизии. Картина полна забав. Их стоит лишь разглядеть. И подтекст уловить предлагаемый. И про Циолковского - интересно. И про \'фашистов\' в форме - ничего себе... Да и коллектив БРИГАДЫ - несказанно хорош в своей пестроте... А Яниса как не отметить? Просто Чудо! \'1993\' - это про жизнь \'до и после\'. Что было и что стало. Каждый попробовал себя в \'наслаждениях\' и пришёл к закономерному для себя итогу... Верно? Или я ошибся? 8 из 10
Картина вышла отнюдь не оптимистичная – может, построение маленького счастья и налично как идея в фильме, но никаких иллюзий финальные титры не оставляют – звучит отрезвляющая приглушённая композиция Мёртвый сезон (лучшая из альбома Здорово и вечно, дающая понять, ЧТО победило, и ЧТО оно будет делать). Сцена с мороженым, на мой взгляд, добавлена не для того, чтобы показать наладившуюся жизнь, а для для обличения пира во время чумы, всеобщего лицемерия и капитуляции перед случившейся катастрофой. Если обратите внимание, люди в очереди за мороженым один за другим говорят 'Можно шоколадное?', 'Дайте шоколадное!', 'А мне вот, пожалуйста, шоколадное!'. То есть, все переобулись, заняв одну 'шоколадную' сторону. Заметно, что весь фильм пронизан мыслью о выборе между примирением с изменившейся реальностью, либо ее изменением – Брянцев, говорящий о приспособлении его семьи к новым условиям; Руцкой в телепередаче с Карауловым, утверждающий, что политик не должен подстраивать свои убеждения под изменяющуюся реальность, а должен изменять ту действительность, в которой живёт народ. IMHO, это вопрос фильма, который не до конца преодолён. Постройка летнего туалета из гробовых досок рухнувших мечт – это гвоздь в крышку гроба нынешней мертвой эпохи. Но мертвые воскреснут и старые конфликты непременно обнажатся. Присутствует в фильме и тема лишнего человека – Циолковский-таксист, физики-ядерщики в переходах, инженер-разнорабочий. Эти мотивы знакомы нам по 'Географу'. Кстати о Циолковском, мечтательный оптимизм русского космизма в картине тоже присутствует, ведь неспроста за два с половиной часа хронометража дважды звучит лунная соната и заводятся разговоры о воскрешении мертвых (Федоров, Циолковский) и освоении новых планет. Это в фильме связывается в единую конструкцию с молитвой символа веры, также обещающей воскрешение мертвых. На мой взгляд, красивая дань памяти погибшим за так и не наступившее по сей день прекрасное будущее космического оптимизма. Будучи материалистом, считаю это прекраснейшим ходом, отражающим поразительную синергию/эклектику, до сих пор присутствующую в душе многих соотечественников (вера в блаватскую, вера в Бога, соседствует с научным мышлением) и в данном случае этот ход очень уместен (перекрестился с левого плеча). Недостатком фильма считаю плохо прописанного персонажа дочери – она слушает Дягилеву и Летова, сама при этом будучи аполитичной. Да, наверняка такие люди могли присутствовать в среде фанатов, но в таком случае музыка сибирского панка здесь превращается в картонную декорацию эпохи, хотя именно это звучание ДОЛЖНО быть диегетическим. Еще одним неприятным моментом стала мотивация главного героя и его новой знакомой учительницы присоединиться к протестам в Останкино – сущее интеллигентство. Они там, потому что 'это История. С большой буквы И'. Не потому, что 'Полыхал закат, умирал рассвет', не для того, чтобы отстоять хоть какую-то власть народа, а потому что хочется прикоснуться к истории. В общем и целом я бы оценил фильм как историю о разочаровании в возможности повлиять на несправедливый ход истории, о разочаровании в космическом оптимизме и о преодолении вызванных этой неудовлетворенностью ресентиментов с помощью конструкта филистерского счастья, помноженного на аскетичность русской бытовухи. Фильм 9/10. Те, кто ожидал революционную агитку – посмотрите 'Чудотворную' Невзорова и поймите, что снять на государственные деньги кинопамфлет, обличающий самое основу этого самого государства, практически невозможно. Михаил Лифшиц говорил о такой вещи как ирония истории – непрямой путь к прогрессу, путь через революционную трагедию. Будем надеяться, что мы свидетели исторической иронии диалектической победы через поражение.
Безумно важное кино про современную историю! Неужели сняли достойную картину не о подвигах СССР, а об историческом периоде, который играет главную, а не фоновую роль. За счет хорошей работы оператора и художника атмосфера эпохи выглядит качественно. Жаль, что слишком чувствуется первоисточник. Толстые метафоры (особенно финальная сцена), характерные и уместно смотрящиеся в тексте книги, здесь выглядят чересчур претенциозно. Недосказанность и бросание некоторых сюжетных линий, закрытых в романе, портит общую картину. Однако, это прекрасный шанс взглянуть на банальную истину - каждая сторона противостояния состоит из самых обычных людей, практически ничем не отличающихся друг от друга. За эти 30 лет абсолютное большинство даже не думали о лагере защитников СНД, как о своих возможных друзьях, родственниках и т.п. Здесь это показано ярко. Нет четких политических утверждений, как их нет и в бытовой жизни обычного человека, лишь собственное мироощущение ГГ. Хорошо, что финал специально не сделали выжимающим слезу из зрителя. Трагедии судеб можно понять благодаря актерским работам и диалогам персонажей, без очевидных смертей под грустную музыку. А идея необходимости участвовать в Истории прекрасно передана через фон. Фильм заставляет думать, переосмысливать события, а что может быть важнее для образованного человека? Правда вначале этому мешают постоянные шуточки и подколы в разговорах всех со всеми. Так авторы показывают якобы настоящие характеры людей, забывая, что эти способы уже изрядно надоели.
Фильм Александра Велединского, снятый по мотивам известного романа Сергея Шаргунова, хорош уже тем, что из двух главных версий событий осени 1993 года за основу берёт безусловно одну – ту, что на протяжении трёх десятилетий выражала сторона, проигравшая в вооружённом противостоянии, но победившая в борьбе за души и умы. Правда этой стороны, пришедшей вечером 3 октября к Останкино требовать справедливости, теперь выражена в кино, остающемся важнейшим из искусств. Главный герой Виктор Брянцев в блестящем исполнении Евгения Цыганова, работавший когда-то на космос и даже оставивший отпечаток своего пальца на советском луноходе, а ныне, в 93-м, устраняющий аварии коммунальных систем Москвы, приходит к Останкино, как пришли герои романа Виктора Гюго «Отверженные» на улицу Сен-Дени. За правдой и справедливостью. Вопреки льющейся с экранов ТВ лжи и агрессии обывателей, включая собственную супругу Виктора Лену (Екатерина Вилкова), желающую во что бы то ни стало вписаться в рыночную реальность, в которую сам Виктор вписываться не желает. Именно Останкино становится полем битвы добра и зла, и здесь уже герой не рассуждает, как раньше, о том, что добро уже умерло, а бьётся одно зло с другим. Здесь всё отточено, всё чётко, без оттенков. Зло засело с той стороны АСК-3, вооружило до зубов «витязей», открыло огонь на поражение. Когда на руках Виктора умирает молодая женщина, учительница начальных классов, с которой они только что познакомились и которая пришла сюда соприкоснуться с разворачивающейся на глазах историей, никакие сомнения в духе «каждый по-своему прав (неправ)», его уже не мучают. Остаётся только боль, горечь и злоба, которую Виктор вымещает позже в электричке на случайных хулиганах. Останкино – главное место действия фильма Велединского, всё остальное лишь фон. Но и сам фон показан достоверно и ярко. Здесь и телепрограммы, где Караулов* берёт интервью у Руцкого, и Александр Любимов из «Взгляда», и пресловутый Майкл Джексон, приезжающий в Москву на гастроли, и сектанты, и протестующие против политики Ельцина демонстранты, и кабинки гласности, в которых можно сказать в эфире всё что хочешь. И все эти дела семейные, и подростковые проблемы (вино, сигареты, первая любовь, первый секс, первое разочарование и всё такое прочее), и противостояние «отцов и детей». Здесь и отлично воспроизведённый быт и атмосфера того времени: от стоящего на столе жёлтого магнитофона «Романтик» до рекламы вентиляторного завода, которую хорошо помнят люди постарше. Но все пути неизменно ведут туда – к Белому дому и Останкино, без чего фильм не был бы фильмом с лаконичным и много говорящим названием «1993». И по ходу развития событий происходит смена тональности фильма от иронической к трагической. Как и Шаргунов, Велединский, выступая в роли документалиста, насыщает картину реальными людьми того времени и характерными типажами: телевизионный и реальный Макашов, «мятежный» депутат на баррикадах, казаки, националисты, коммунисты, анархисты – кого только нет! Знаменитые фразы защитников Дома Советов, вошедшие в историю, также приводятся абсолютно дословно, иллюстрируемые кадрами хроники событий. Например, макашовское: «Больше нет ни мэров, ни пэров, ни...», сказанные им после захвата московской мэрии, или призыв Руцкого «формировать отряды и… взять штурмом мэрию и Останкино. Детально показан и сам так называемый штурм телецентра с разбитыми армейским ЗИЛом стеклянными воротами, и последовавший за ним расстрел демонстрантов. И многое-многое другое, что пытливый зритель, если и хотел узнать, уже узнал - прочитал, посмотрел, а может, и сам был свидетелем или участником тех событий. Трагедия гражданской войны чувствуется особенно остро, когда видишь пришедших по призывам своих лидеров активистов обеих сторон – советской и ельцинской. Кажется, что это одни и те же молодые люди с одинаковыми причёсками, прилюдно целующиеся и слушающие и там и здесь одни и те же песни Виктора Цоя, которым, казалось бы, нечего делить, но которые стали врагами в ходе развязанной на улицах Москвы войны. Автор романа «1993» Сергей Шаргунов назвал его «Семейным портретом на фоне горящего дома». Хотя собственно горящий дом и в книге, и в фильме занимает мало места, самые драматические события разворачиваются под вечер третьего октября, когда Дом Советов был ещё белым, а не чёрным от копоти. Самая, как говорится, «жара», занимает от силы треть фильма. Но именно эта треть, являясь кульминационной, и производит наибольшее впечатление. Характерный звук и яркий блеск смертельных трассеров, сражённые тела демонстрантов, падающих на землю, коктейль Молотова, запускаемый одним из восставших в здание телецентра, от чего угол его загорается, убитый иностранный репортёр с лежащей рядом камерой, продолжающей снимать, ельцинские бэтээры, расстреливающие людей буквально в упор и колесящие по скверу Останкино в поисках новых жертв – погружают зрителя в душераздирающую реальность тех дней, заставляя вновь и вновь переживать и сопереживать участникам событий. Всё это показано практически с документальной точностью. К Останкино приходит Виктор Брянцев, правдоискатель и борец за справедливость, ещё недавно предпочитавший пить по старинке за женщин. Здесь же, но с другой стороны – со стороны тех, кто по призыву Гайдара пришёл защищать «демократию», оказывается его жена Лена, отношения с которой и без политики уже давно перестали быть доверительными. Они не встретились. Но Останкино как будто перепахало почву, на которой рос их брак. И в финале появляется надежда, что много пережившие и много осознавшие, они начнут строить совсем другую жизнь. Может быть, не и столь благополучную, как хотелось, но свою – честную, размеренную и свободную от навязанных стереотипов. Картина, посвящённая памяти всех погибших осенью 1993 года, станет им замечательным памятником, установленным в дни 30-летней годовщины октябрьского противостояния. ___ *Андрей Караулов внесён Минюстом РФ в список иноагентов