Фильм рассказывает историю молодого паренька Милоша, который стажируется на железной дороге на маленькой и неприметной станции в Богемии. Идет 2-я Мировая война, но работники станции пытаются жить как будто войны нет. У каждого свои заботы. Начальник станции, хочет стать инспектором, шьет новую форму и в свободное время заботиться о голубях. Станционный смотритель Губички, кокетничает с девушками, и даже 'проштамповывает' зад телеграфистки станционной печатью, что впоследствии получило локальный резонанс, т.к. бабушка девушки показывает 'творение' во всех инстанциях, пытаясь привлечь виновного за такой 'стыд и срам'. Сам Милош, же потихоньку осваивает навыки работы на железнодорожной станции, через которую ходят 'поезда под пристальным наблюдением'. За это время в его жизни произойдет много событий - увлечение сопровождающей поезда Машей, попытка суицида из-за неудачного сексуального опыта, ну и приобретение этого опыта с 'более зрелой женщиной', а так же помощь партизанам в подрыве эшелона с оружием. Фильм покоряет своей простотой и наивностью, при этом затрагивает очень важные жизненные проблемы. Стоит отметить заслуженно полученный Оскар за Лучший иностранный фильм года. 8 из 10
Сам режиссер, один из отцов чехословацкой новой волны Иржи Мензель, говорил, что снял фильм о том, как чехи прогнали немцев. Кстати, юмор – это то, что отличало фильмы чехословацкий кинематографистов 1960-х от работ их польских или французских коллег. «Поезда…» - экранизация рассказа чешского писателя Богумила Грабалы, наследника чешских литературных традиций. Герои – простые, неприметные люди: работники маленькой железнодорожной станции в Богемии, которые, занятые своими ежедневными делами, в 1944 году не чувствуют ни оккупации, ни войны как таковой. На станцию устраивается юный Милош Хрма. Он очень мучается страстью первой любви, но боится сексуальных отношений с женщинами. Ну, откуда здесь взяться освободительному сопротивлению? Грабала и Мензель рассказали о том, что человек готов к самопожертвованию, когда ему хорошо, когда он достиг внутренней гармонии. И в этом разница между самопожертвованием и самоубийством. Уж не знаю, что не понравилось в фильме чешским властям, но после 1968 года Грабалу запретили публиковаться. А у Мензеля забрали даже сценарий сказки «Три орешка для Золушки»! Мензель мог бы ухать в Голливуд, как это сделал Милош Форман. Так как «Поезда под пристальным наблюдением» имели большой успех на Западе, было приглашение от студии Universal. «Я им сказал, что еще много должен чешской культуре и хочу делать фильмы на родине», - ответил на предложение Мензель. 7 из 10
1944 год. Чехия. Железнодорожная станция. В центре внимания молодой рефлексирующий человек, который быстро взрослеет. Режиссер уделяет главное внимание вовсе не его сексуальным переживаниям. Иржи Менцель превосходно воссоздает атмосферу того времени, рассказывая весьма простую и незамысловатую историю. Иржи Менцель демонстрирует в своем фильме все достоинства чешской 'новой волны'. Как я уже отмечал в других рецензиях, чешская 'новая волна' очень перекликается с итальянским неореализмом, правда 'приправленная' традиционным чешским колоритом. На мой взгляд, кино Менцеля сильно перекликается с фильмом 'Отец' Иштвана Сабо - автобиографичной драмой о молодом человеке в послевоенной Венгрии, снятой в том же году. Фильм Сабо больше напоминает 'живой дневник', а работа Менцеля - более стилизованна. Автор воссоздает замкнутый мир небольшой железнодорожной станции - показывая ее также глазами молодого человека. Менцель весьма прост в описаниях, но при этом он не лишен изысканности. Рассказывая простую историю он делает это так, что фильм вполне можно называть сюрреалистичным. При этом, объяснить в чем именно заключается его сюрреалистичность очень сложно. Цитата фильма: - Вообще-то все женщины падшие. Просто у некоторых это проходит постепенно. В итоге: оригинальное авторское кино, которое безусловно произвело влияние на кинематограф Восточной Европы (в том числе и на Эмира Кустурицу). 7 из 10
То, что мы смотрим, вряд ли можно назвать кино, это больше видео, то, что мы чувствуем, смотря на экран – скорее всего кино. И писать о кино порой не получается или даже не хочется. Режиссёры-Титаны, отношение к которым неоднозначно, но их место в мире кино неоспоримо, говорить о них, а тем более писать - задача порой непосильная. Или рука не поднимается комментировать их ленты, или же эмоции настолько сильны, что писать становится бессмысленно. Двадцатый век – Столетие кино. Его эволюция, перемены и события развевались с такой скоростью, что в километрах плёнки многие терялись, а кто-то становился бессмертным. Одно из таких имён, которое было мне неизвестно, но после стало новым открытием – Иржи Менцель и его «Поезда под пристальным наблюдением». Вторая мировая война, события происходят на небольшом чешском вокзале, где молодой паренёк, вступая на должность станционного смотрителя постигает новые таинства и вызовы судьбы. Форма и содержание всегда были противоборствующими субстанциями в кино. Выдержать гармонию между этими двумя бурлящими химикатами удаётся немногим. Иржи Менцелю в своём фильме удалось поставить смелый эксперимент. Он подливал в одну колбу, то форму, то содержание, и если на протяжении фильма казалось, что форма подавляет содержание и происходящее служит лишь неким фоном логики и смысла, то с финальными титрами происходит взрыв, создающий гармонию. Что называется магией кино? Возможно, когда весь фильм тебе скучно и не особо интересно, когда тележка деталей и образов, внимание на которых, режиссёр заставляет тебя заострить начинает раздражать и вызывать недоумение. Ты не понимаешь, зачем и почему, и к чему вообще всё это идёт и только в конце всё становится ясно, будто разгадываешь шараду и всё ставишь на свои места. Но помимо этой магии в фильме можно найти кадры, операторские находки, которые открывают твой рот и не закрывают его до конца фильма. Эта чёрно-белая магия будоражит сознание, и дарует веру, что идеальные кадры существуют. Другая же находка – это раскрепощённость. Откровенные сексуальные сцены, живая эротика, не выходящая за рамки приличия, но в тоже время рушащая все правила. В итоге, кино прошлого, дарящее так много, но при этом требующее большего внимания и терпения. Смотреть «Поезда под пристальным наблюдением» кропотливая работа, сдаться и махнуть рукой здесь проще всего, но за проведённое время перед экраном, зритель будет вознаграждён результатом секретной формулы, где форма и содержания порождают гармонию взрывом и разрушением.
Именно, такие составы проходят через маленькую железнодорожную станцию в Богемии. Идёт 1944 года. Советские войска вероломно наступают, а великая гитлеровская армия 'тактически отступает'. Начальство приехавшее разъяснить служащим станции всю важность их работы и положение дел на фронте на все вопросы работников, зачем и почему пафосно отвечает: 'Потому что так хочет Фюрер и баста. А мы должны быть рады, потому что мы в этом участвуем'. Ведь речь идёт о 'спасении «цивилизации'. Режиссёр картины Иржи Мензель умело балансирует между серьёзностью и шутливостью. Забавные ситуации, тонкая ирония в диалогах, размеренная жизнь персонажей, разбавляется бомбёжками, появлением гестапо и отступающими немецкими солдатами, которым не чужды мирские наслаждения. В центр своего сюжета Мензель помещает робкого юношу, которому предстоит работать на вышеуказанной станции. Начинается картина с его облачения в рабочую форму и закадровым монологом о судьбе его деда и отца. Всё в целом это создаёт ощущение, что мы присутствуем при коронации, и нам рассказывают историю великой династии. Сам же Милош Хрма, так зовут героя, говорит об этом следующее: 'А я прошёл специальный курс и буду стрелочником. И весь город знает, что я хотел там работать, чтобы ничего не делать, как и все мои предки. Просто буду стоять на перроне, а всем остальным придётся пахать, пахать и пахать'. Пахать ему действительно и не придётся. Но будет первая любовь, первое разочарование, первый сексуальный конфуз и первый сексуальный восторг. К финалу фильма он превратится в смелого и в четко представляющего, что делать молодого человека. И уже по-иному прозвучит 'коронация' в начале рассказа. Помимо Милоша фильм изобилует интересными персонажами. Их размеренная жизнь отвлекает и даёт забыть, что действие происходит во время второй мировой войны. Обыденность их будней расслабляет, а ироничность ситуаций вызывает улыбку. Редко мне встречались картины на военную тематику, которые при наивности повествования заставляли серьёзно задуматься о важных вещах, и насколько подвиг может быть обыденным. 10 из 10.