Любовь: отзывы и рeцензии

ks95
ks9515 августа 2021 в 15:12
любовь = эвтаназия

Через художественное погружение зрителя в сострадание болеющим старикам, сюжет направлен на оправдание эвтаназии. На мой взгляд, это главная цель фильма. Создатели картины старательно подводят зрителя к идее, что лучше умереть, чем так мучиться, и потому приписывают своему герою власть, стоящую выше любых законов. Любовь в контексте повествования – это и есть та власть, которой оправдывается прекращение собственного страдания в виде сострадания ближнему. Показанная забота о самом близком на земле человеке, с которым прожил долгую счастливую жизнь, безусловно, вызывает большое уважение. Это трогательное и нежное отношение к тяжело болящей жене составляет основу фильма, режиссёр смакует его и старается передать со всеми подробностями, не забывая и о «тонкой душевной организации» своих героев. Зрителю безмерно жаль стариков, но всё же они не жалкие, а очень достойные люди. Кажется, что нужно потерпеть ещё немного и всё закончится естественным образом, но вдруг, – бац! – и всё заканчивается нелепой противоестественной трагедией. Режиссёр грубо ставит зрителя перед фактом, что предел терпению наступил, чаша деятельной любви наполнена до краёв, и пришло время поставить жирную точку… Бесцеремонное обращение со зрителем, как с подопытным кроликом. Бесполезно тут рассуждать о нравственных ценностях, т. к. в искусственном мире «ценностей человеческих» у каждого они свои. Но нет сомнения, что тысячелетние устои о божественном происхождении и неприкосновенности чужой жизни очень мешают современному безбожному обществу потребления, которое не хочет знать об умирающих. Долой страдания, даёшь новые наслаждения! И хотя старик в силу возраста уже не способен воспринимать мир наслаждений во всех его проявлениях, старик всё же нужен здесь для того, чтобы в своём лице оправдать содеянное: хватит страданий, ибо я своё отстрадал, и хватит чужих страданий, мера которых мне видней. Это явный призыв обществу потребления: долой препятствия и сомнения, долой нравственные цепи! С художественной точки зрения фильм выполнен отменно, он пронзительный и правдивый в его «тактильной» части, задевает за живое. Только концовка, на мой взгляд, скомкана. Автор, словно сам не зная, что делать дальше с произошедшим «освобождением», пошёл в сторону какой-то мистики и откровенной деградации. Фактически фильм заканчивается ничем, и опустевшее странным образом пространство некогда живущего дома только подтверждает мою мысль, что в душе автора фильма такая же безжизненная пустота, – словно ранее изгнанный из души бесноватого демон, в опустевший дом в итоге входит ментально чуждая этой семье дочь: она не знает и не хочет знать живших здесь людей, она не знает и не хочет знать об этом доме, но она пришла на освободившееся место, и теперь наполнит его собой, своим бездушным рационализмом. Особое. Фильм повествует о подчёркнуто зажиточной семье, у которой есть всё для комфортной жизни на долгие годы, и лишь старческие проблемы со здоровьем мешают в полной мере насладиться счастьем тупого гедонического времяпровождения под нескончаемый аккомпанемент фортепиано с оркестром (или без него, пофиг). Очевидно, что это очень обеспеченные люди, проживающие в благополучном районе города: огромная квартира с роялем и множеством комнат, высокие потолки, услужливый консьерж и другие помощники, получающие щедрые чаевые, дорогостоящие сиделки, средства на любые потребности… Герои этой драмы не знают, что такое нужда, и этим они отличаются от подавляющего большинства жителей Земли. Короче, кино из серии «богатые тоже плачут»; фильм-притча для богатых, чтобы помочь им облегчить свои страдания, в случае чего. Вывод. Фильм чем-то похож на недавно посмотренного мной «Отца», он такой же безрадостный и духовно чуждый. Какой из них хуже? – оба хуже. Декаданс, эстетизация эвтаназии.

Александр Попов
Александр Попов28 марта 2020 в 18:44
Михаэль Ханеке: режиссура как вивисекция (часть 10)

Действительно, редкий случай в истории Каннского кинофестиваля, когда два фильма одного режиссера, снятые подряд, получали главный приз. Тем не менее, трудно представить, что режиссер «Белой ленты» и «Любви» - один и тот же человек: столь размашисто культурологична первая, столь камерна и интимна вторая. Однако, «Любовь» все же содержит фирменный холодный взгляд Ханеке, теперь, правда, приложимый к человеческой экзистенции, а не к социуму. Когда я впервые смотрел эту картину восемь лет назад, когда она только вышла и была показана сетью российских кинотеатров за несколько месяцев до официального проката (один сеанс, и я на него попал!), то был поражен образом, создаваемым Трентиньяном, его самоотверженностью и жертвенностью. Сейчас же обратил внимание на жесткость авторской концепции в отношении испытаний, выпавших на долю двух пожилых супругов: Ханеке не жалеет зрителя, чтобы показать трагедию старости и умирания, от которой не может спасти никакая любовь. Картину можно было бы назвать «Старость» или «Умирание», и фильм от этого ничего бы не потерял. Ханеке действительно снимает здесь свою лучшую картину, ибо впервые он обращается к феноменам человеческого существования, а не к социальным проблемам. Камерный формат «Любви» (по сути лишь три актера) добавляет ей силы, ибо автор и исполнители работают сконцентрировано, без лишних элементов, лаконично и мощно. Еще «Любовь» можно было бы назвать «Историей будущего», ибо никто из нас не знает, как сложатся его последние дни, будет ли рядом тот, кто посвятит себя тебе. Если в «Любви» чего-то и нет, то одиночества, это история о коллективном, совместном переживании боли и смерти, о смерти вдвоем (по сути это опровержение знаменитого тезиса Хайдеггера о том, что каждый умирает в одиночку). Трентиньян и Рива создают один из самых запоминающихся любовных дуэтов в истории кино, быть может, последний в их фильмографии: режиссер, помещая рассказываемую историю в финал жизни персонажей, лишает его половой проблематики (в отличие от того же Ноэ, который в фильме с таким же названием, что называется, «отрывается по полной» в плане демонстрации сексуального аспекта любви), благодаря этому создается подлинно метафизический, духовный портрет любви. Своей картиной Ханеке дает ответ на главный вопрос своего кино: как жить в стремительно деградирующем мире, на что опереться? «Любовь» показывает, что спасением для людей может быть лишь душевная близость, когда супруги срастаются в одно существо вплоть до неразличимости, и, хотя вызывает вопрос гуманистичность последнего поступка Трентиньяна по отношению к жене, его можно воспринимать и как мучительное рассечение супружеского тела во имя избавления от страданий. Вообще вопрос страдания, его мучительной бессмысленности, тягостности решается Ханеке явно не по-христиански, а скорее в духе современного левого дискурса, рассматривающего страдание и смерть исключительно материалистически. Оттого фильм так мрачен, физиологичен, и единственным просветом в нем становится альтруизм героя Трентиньяна, который столь не от мира сего, столь самоотвержен, столь не вписывается в материализм окружающего, что сам свидетельствует против него как искра чего-то Высшего, не названного, но ощутимого в этой Любви с большой буквы, которая ничего не требует себе взамен. Именно «Любовь», а не «Хэппи-энд» - итог фильмографии Ханеке, доказательство того, что лучше уже не снять, других выходов уже не найти, ибо единственный и прямой выход из тупика мировых кризисов и болезней – полное отвержение себя во имя другого. Потому, если в первый раз «Любовь» стала для меня бенефисом Трентиньяна, то во второй раз я уже оценил дуэт актеров, поняв, что без физиологизма игры Рива (когда-то воздушной, эфирной, прекрасной актрисы таких шедевров, как «Хиросима, моя любовь» Рене и «Леон Морен, священник» Мельвиля), духовность персонажа Трентиньяна повисает в воздухе. Они дополняют друга как тело и душа, как соединенные части целого, которое смерть разрубает пополам. Фильм Ханеке не просто гимн настоящей любви, он - о том, как любовь сопротивляется смерти, бунтует против ее противоестественности, как стремится сохранить духовно-телесное единство жизни во имя ее самой. Кинематограф Михаэля Ханеке отличает концептуальное и художественное единство, постоянство диагноза в отношении европейской цивилизации, проработанность тем и мотивов, которые начавшись в одних фильмах, вариативно повторяются в других. Не знаю, снимет ли что-нибудь еще этот, не много не мало, великий режиссер, но и того, что мы имеем с нас довольно, ведь мы любим кинематографическую диагностику именно за то, что, не давая ответов, она сталкивает нас лицом к лицу с нашими болезнями и перверсиями.

MadDuffy
MadDuffy12 февраля 2020 в 17:06
Любовь и Музыка

Что без тебя просторный этот свет? Ты в нем одна. Другого счастья нет. У. Шекспир Музыка. Это первое, что приходит в голову, при анализе блестящий картины немецкого Автора Михаэля Ханеке “Любовь”. Описать словами этот восхитительный выбивающий реальность из-под ног фильм, к сожалению, у меня не удастся. Можно до бесконечности продолжать сыпать эпитетами, можно говорить о безмерном количестве слёз, пролитых во время просмотра, можно наградить кино каннской золотой пальмовой ветвью, Оскаром – увы, этого будет недостаточно для определения “Любви”, как и для определения самого чувства любви: настоящей, справившейся со временем – да что время – справившейся со смертью. Лишь музыка в состоянии описать этот фильм, такая же неподдельная, такая же нежно-романтическая с нотками грусти, временами печали. Бах, Шуберт, Бетховен… Нам, зрителям, можно лишь раствориться в эмпатии, слиться с главными героями, радоваться, что в нашем мире просто есть это. И сам Ханеке не просто снимает фильм, он своей жизнью доказывает, показывает, что любовь есть, что любовь дышит несмотря ни на что: Михаэлю Ханеке – семьдесят семь лет, его супруге Сьюзи – чуть менее. Конечно, в фильме заключены страхи режиссера, сомнения, но и счастье, главным образом счастье, и благодарность. Друзья, не будем лишний раз трепаться о Любви, давайте просто без слов растворимся в ней… Вы и 127 минут Pur Amour – что можно желать ещё от искусства? 9 из 10

Pasternak
Pasternak31 октября 2019 в 16:56
Пока смерть не разлучит нас

Михаэль Ханеке - режиссер, который подробно исследовал пороки современного общества. За его плечами большой опыт - долгие годы он снимал фильмы о философии и правде жестокости жизни. В этом же фильме переводит взгляд с социального на личное, ставит в центр внимания удел человека. Ханеке рассказывает простую правдивую историю о двух людях, проживших вместе всю жизнь и столкнувшимися с приближением неотвратимого конца. Пожилая пара пианистов, Жорж и Анна, живут вместе уже много десятков лет. Их привычная жизнь, счастливая и размеренная, прерывается в один день: у Анны случается приступ, в результате которого она остается частично парализованной. Её здоровье начинает стремительно ухудшаться. Жорж принимает трудное решение самому заботиться о дорогом ему человеке. Это великое испытание человеческих чувств он принял с достоинством. С каждым днем становится труднее и больнее, но они до самого конца несут любовь и преданность, которые составляют основу их семьи. Поражает, с какой выдержкой заботливый муж проводит последние дни с женой. Возможно, у него уже нет сил на старости лет к большим эмоциям, его любовь - в прикосновениях, в поддержке, в страдании. Ханеке не даст ни одного формального повода усомниться в том, что Жорж любит Анну и наоборот. Несмотря на кажущуюся сентиментальность сюжета и названия этой ленты знаменитого австрийского режиссера, фильм сделан в не менее сдержанной и отстранённой манере, чем и его предыдущие работы. И уж сантиментов здесь точно никто не найдёт. Это кино затрагивает целый ряд тем, начиная от семейной жизни людей преклонного возраста, их общения с детьми, бытом, заканчивая извечными вопросами жизни и смерти. Но, пожалуй, ключевой темой картины стала безысходность и беспомощность. Беспомощность Анны перед страшной болезнью, беспомощность Жоржа, старающегося ей помочь. «Трагедия старости» или старческая агония - такое редко увидишь в кино. Это та тема, которую искусство, в том числе и кинематограф, стыдливо обходит. Может быть потому, что это одна из самых страшных мыслей в нашем сознании. У человеческой психики есть механизм, подавляющий осознание факта неумолимости смерти, но даже самый уравновешенный индивид едва ли способен смириться с тем, что в один момент можно перестать быть самим собой. На заднем плане играет фортепианная пьеса Шуберта. Эта медленная мелодия, сопровождающая картину, оказывается еще и очень лиричной, трогательной и постоянной, как их любовь. Статичные кадры, редкая смена планов и монотонные диалоги… каждая минута начинает напоминать вечность и угасающий уход. Персонажи переходят от воспоминаний о молодости к разговору о церемонии похорон. Жорж и Анна будто бы замкнуты друг в друге, как заперты в стенах своей квартиры, где и происходит всё действие фильма. Название кинокартины неслучайно – именно «Любовь», а не «Смерть». И повествует она, в первую очередь, не о конце жизни, как могло бы показаться, а об уникальности бесконечного чувства, которое противостоит надвигающемуся и всепоглощающему разрушению, а как итог - победа любви над смертью. В век дефицита прямого высказывания о своих чувствах, когда все эти простые понятия берутся в кавычки, Ханеке позволил себе перенести на экран такое явление без рамок. Что есть вся жизнь? - Она будто лакуна, которую человек накануне смерти истерически пытается наполнить воспоминаниями – слабеющими, уходящими, будто песок сквозь пальцы. Как это делала Анна в последнем проблеске сознания, всматриваясь в фотографии из семейного альбома, отыскивая там неузнаваемую себя, которую вот-вот потеряет. Мы знаем, чем закончится кино – этот конец известен каждому с рождения…

Ульяна2017
Ульяна201729 июня 2017 в 01:06

Очень серьёзный и важный фильм для меня... Пожалуй, впервые за всю жизнь, я вижу такой беспристрастный, беспощадный и лаконичный рассказ о старости, болезни и смерти. Название фильма говорит о любви. Ею проникнуто всё в этом фильме, и она же жестоко зачеркнута сначала ударом по щеке, потом насильственной смертью. Эвтаназия ли это? Сострадание? Соболезнь? Не берусь судить... Страшно всё. У меня не вызвал жалости этот фильм, не вызвал сочувствия, но вызвал боль и страх. Я всё время ощущала себя этой старухой. Беспомощной, зависимой, сознающей весь ужас своего положения... Господи! Пронеси мимо чашу сию от меня!.. Спасибо всем создателям и актёрам! Огромное!

fuliver
fuliver25 апреля 2017 в 01:48
Поиск способа сосуществования

И вот вам обоим уже за восемьдесят. Вы не забыты. К вам заходят и дети, и ученики, которых вы вывели в люди. Вы не плачете об упущенных возможностях. Наверное, вам есть о чём сожалеть, но смысл? Вы не считаете копейки - вы даже не сильно беспокоитесь, когда приходите домой с концерта и видите вскрытый замок. Вы вместе почти всю жизнь. Наверное, кто-то из молодых смотрит на вас, когда вы идёте по улице, и вздыхает: 'Ах, вот бы у меня так'. Будь это сказка, вы бы умерли в один день. Но это не сказка. Кто-то из вас уйдёт первым. Что, если это будешь ты? А если не ты? А что, если всё случится не в одну секунду? Что, если твоя жена однажды просто замрёт и будет смотреть на тебя стеклянными глазами? Прямо посреди разговора. Что сделаешь, если она решит налить себе свежезаваренного зелёного чая, возьмёт чайник - и не попадёт в чашку? Что, если её операция будет в числе тех самых пяти процентов? Тех самых. Которые не удаются. Что спросишь у неё, когда её привезут из больницы домой в инвалидном кресле? Как посмотришь на неё? Вполне традиционные представления о любви у Ханеке смотрятся удивительно тонко. На первый взгляд, весь фильм - это одно большое столкновение с реальностью: старость, болезнь, страдание. И только когда в седьмой, восьмой, девятый раз камера ловит стойкого старичка, пытающегося спеть песню с женой, не способной выговорить ни слова, пытающегося накормить её, когда она сама, лежащая при смерти, противится этому, понимаешь, что это, в общем, история одного большого побега от реальности. Того самого, воспетого и восхвалённого тысячи раз. Любовь - это слушать другого? Да. Анна страшится врачей и больниц, и доверяет только знакомому доктору. Ещё в начале фильма она просит Жоржа больше никогда не отвозить её в госпиталь. Он не даёт обещания словесно, но при этом ни разу, даже в самые тяжёлые моменты, никуда её не отвозит. Наверное, сюда же можно привести и идиому о том, что любящий человек не бросает слов на ветер и всегда следует обещаниям. Само собой, любящий человек всегда останется с тобой, что бы ни случилось, это, наверное, даже и проговаривать как-то неловко. Неловко потому, что буквально все подуманное, сказанное, спетое о любви Ханеке превращает в мучительную конкретику. И при большом желании 'Любовь', конечно, можно использовать как пугало для шестнадцатилетних любовников. Мол, вы понимаете, что значат ваши слова, вы готовы, вот ты, ты, парень, готов к тому что однажды она не сможет выйти в туалет и тебе придётся застёгивать подгузник на её морщинистой попе. Но навряд ли фильм был сделан для того, чтобы преуменьшать или превозносить чью-то любовь. В конце концов, всё, что делал главный герой, можно делать и из чувства долга, и из чувства страха, и даже из чувства эгоизма. Возможно, ключевой мотив фильма - поиск способа сосуществования. После того, как Жорж находит Анну у раскрытого окна, она прямо говорит ему, что не хочет жить. В тот момент в его понимании это означает дальнейшее несуществование. И всё, что Жорж делает после - ищет возможности сделать так, чтобы всем было хорошо: ему, ей, им обоим. Занятие крайне непростое, на него работают все ресурсы - преданность, терпеливость, сочувствие, сострадание, жертвенность. Им трудно заниматься из страха, долга, и тем более - из эгоизма. Тем не менее, решение главного героя оказывается ошибочным - всем становится только хуже. Окончательно Жорж понимает это после пощёчины, отвешенной своей старой и немощной жене. Развязка фильма в этом случается оказывается чем-то вроде раскаяния главного героя, за которым следует награда. Что укладывается во всё ранее сказанное, ведь умение признавать ошибки, по сути, тоже один из самых ярких маркеров любящего человека.

Nymphadora
Nymphadora26 декабря 2015 в 20:48
Любовь на закате жизни. Вот ты какая…

Фильм великолепен. Оторваться было невозможно, но и смотреть его было невыносимо тяжело. Очень тяжело осознавать, что жизнь не вечна и смерть никогда не обойдет нас стороной. Когда-то наступает конец. Но в то же время осознаешь, как важна для человека искренняя любовь. 'Любовь' потрясает, шокирует. В этом фильме нет юной слепой влюбленности, которую мы привыкли видеть на больших экранах. Это не романтика, не страсть, не мимолетная увлеченность, это не громкие ссоры и быстрые примирения, любовь здесь – это старость, которую двум людям посчастливилось встретить вместе. Пройдя все препятствия и испытания в жизни. Любовь, не бывает только в юности, пылкая и страстная. По-настоящему любить - это умение принимать человека таким какой он есть, прощать его недостатки и не мыслить себя без второй половинки. Даже через много лет совместной жизни. 'Любовь' Михаэля Ханеке именно об этом. Престарелая супружеская пара. Он и она не один десяток лет вместе. Им за восемьдесят, их зовут Анна и Жорж. Очень трогательно было наблюдать за проявлением любви в преклонном возрасте. Ведь пара, они же главные герои, прожили всю жизнь рука об руку и, разумеется, за все это время было не мало тяжелых периодов. Но тут нечто особенное. Во-первых, возраст уже не тот, когда жизненные силы и эмоции 'плещут' во все стороны. Во-вторых, здесь уже деваться некуда, потому что за столько лет люди очень сильно к друг другу привязались. Разве можно отказаться от человека в таком возрасте? Если в юном возрасте люди расстаются, считая, что вся жизнь у них впереди и они еще смогут найти свою настоящую любовь, которая предначертана судьбою, то тут сделать это невозможно. Здесь возраст и привязанность очень глубокая... Браво актерам и всем, кто принимал в фильме участие.Жан-Луи Трентиньян (Жорж) и Эмманюэль Рива (Анна) справились со своими ролями на отлично. Они как будто играли самих себя, было ощущение, что подглядываешь в замочную скважину за обычной жизнью двух интеллигентных пожилых людей. Представляю, как им было сложно в их то возрасте играть такие роли. Но в этом вся идея и 'фишка' режиссера. Если вы решитесь посмотреть этот фильм, я в заранее вас предупреждаю: забудьте о просмотре, если для вас любовь это страсть и пылкая романтика! Любовь в этом фильме другая, не такая которую мы привыкли признавать. Она больше сфокусирована на общих интересах, заботе, участии, поддержки, акцент на духовные ценности. Это действительно любовь, которая поражает своей мужественностью и силой. И Ханеке подробно покажет вам свою историю о настоящей любви 'до гроба', о том, как быть преданным своему партнеру. Рекомендовать к просмотру или нет? Признаюсь честно, что фильм поверг меня в сильный шок, после просмотра еще минут 10 сидела в ступоре, и под впечатлением ходила еще несколько дней. Он зацепил и напугал одновременно. Напугал меня своей реальностью, правдивостью, заставил задуматься о старости. Ведь происходящее в фильме может коснуться каждого. Последний час фильма я сидела и периодами закрывала глаза ладонями, как при просмотре фильма ужасов. Сама не знаю почему, просто мне было жутко. Финал был ужасно неожиданный. Временами даже пожалела, что досмотрела до конца. Но, как и любое шоковое состояние, его просто нужно 'переварить', а для этого нужно время. Два часа просмотра стоял ком в горле, а сильно разрыдаться почему-то так и не получилось. Хотя хотелось, не скрываю. Единственный минус в 'Любви' - это затянутость сюжета. Но это никак не отразилось на впечатлении и на пережитых мною эмоциях. Итак, если вы устали от наигранности и слащавости кинематографа, если вы хотите взглянуть на любовь, где на первом месте цениться стабильность, спокойствие, постоянство, духовные ценности- смотрите, не сомневайтесь. Этот фильм для вас. Если Вы ждете чего-то яркого и страстного, если вам нужен экшн, и для вас любовь-это обилие цветочков, сильного сексуального влечения и поцелуев- не тратьте свое время. Он не для вас. 9 из 10

Анастасия Булатова
Анастасия Булатова1 марта 2015 в 10:05
А что это -- достоинство?

Прежде, чем написать отзыв, я ознакомилась с некоторыми другими рецензиями. К своему удивлению увидела мнения о том, что это очень холодный и тяжелый фильм, оставляющий чувство безысходности и демонстрирующий жестокость его героев. Ничего такого по моему мнению в этом фильме нет. Название полностью соответствует той атмосфере, которая царит на экране. Это любовь строгая, любовь волевая, любовь-достоинство. Люди ценят внутренний мир друг друга, личное пространство. Не угасающий интерес друг к другу. Взаимная помощь и поддержка. Здесь два интеллигентных человека проходят последнее испытание. Мужчина до последнего собирался ухаживать за своей супругой, но видя её мучения он решается на очень сильный шаг. И это - любовь. Кстати, персонаж дочери при таких родителях мне кажется несколько 'ненатуральным'. Ведь они оба утонченные, эстеты. Странно, что воспитали такую 'приземленную' дочь. И её становится в чем-то жаль, ведь родители сами отгородились от неё. Вообще в этом фильме я вижу тему гордыни и идеализации. Здесь женщина поставила свою независимость и способность контролировать свою жизнь на очень высокое место, и, лишившись этой возможности, впала в депрессию. Иногда жизнь учит тому, что необходимо уметь принять заботу о себе. Так же здесь очень много серьезности, чувства собственной важности. Все превращено в драму. При этом, когда юноша-музыкант хочет посочувствовать положению бывшей учительницы, она отвергает его эмоциональную заботу. На его искренние пожелания поправиться она гордо пресекает отношения вовсе, просит мужа выключить музыку, вычеркнув молодого человека из своего внимания навсегда. Дочь тоже приходит навестить маму поначалу, подержать её за руку, но, кажется, мать сама выставляет себя в менее приглядном виде. Ей стыдно показаться перед дочерью 'слабой'. Но почему? Что это -- какой-то конкурс на самого волевого человека? Анна как бы отрицает то, что происходит с ней, пытается сохранить контроль, и возможно это и усугубляет её положение. Она слишком страдает психологически. Очень понравилась финальная сцена фильма, в которой так же показано самое трепетное отношение старика к своей любимой. Он дождался. Они собираются и готовы идти, он так рад, что чуть не забыл надеть плащ. Как бы то ни было -- супруг Анны остался мужчиной, оберегающим свою любимую, на максимуме своих сил создающим ей необходимые условия, и Анна понимает это и благодарна ему. Она все больше доверяет ему, расслабляется рядом с ним, оживает, слушает его истории и в конце концов даже может тихо радоваться этому. Вызывает уважение умение мужа сделать все по-своему, точнее, по-их. Так, как хотят они. Да, отгородившись, да, отвергнув мир.. Но ведь чужая душа - потемки. Возможно у них просто уже нет сил объяснять окружению, что не так и они просто живут и умирают так, как считают нужным. Хочется отметить прекрасную физическую форму актрисы. Ведь на момент съемок ей было 86 лет! Я была уверена, что актрисе слегка за шестьдесят. Она воистину выглядит на двадцать лет моложе. Это действительно очень глубокий фильм, замечательный прием -- долгого кадра, длящегося многие минуты. Кстати, ведь все это время может происходить длинный диалог, что тоже восхищает -- актеры играют истинно включившись, не по одной реплике (стоп, снято!), а полноценную сцену за один дубль. Если бы Анна не была столь убийственно серьезна (заражая этим любящего мужа), я осталась бы абсолютно довольна этим фильмом, как зритель. 9 из 10

kurt1994courtney
kurt1994courtney1 марта 2014 в 12:47

Камера неторопливо следит за обитателями квартиры, выводя поочередно предметы, населяющие интерьеры комнат, на передний план, сдержанный ритм, медленное развитие сюжетной линии и гнетущий зрителя своей интригой «open end»; изобилие белого усиливает интеллектуальный холод фильмов М. Ханеке - все это приметы картин легендарного австрийца, снятых в разных странах и на разных континентах. Суровый режиссер, исследующий оттенки природы рождения и проявления насилия в воображаемых и реальных городах, снимает «Amour» – жесткий по сути и трогательный по настроению фильм о любви простой, незамысловатой, даже суховатой, но пронзительной. «Amour» – будничная привязанность без аттракционов, лишних слов и восторгов, любовь людей, которым осталось только вместе умереть. На сей раз избитый сюжет натуралистических подробностей тяжелой болезни не вызывает у зрителя плаксивого сочувствия персонажам. Для Ханеке это было бы слишком просто. «Amour» – это попытка пробраться в самые потаенные глубины духовного и телесного, нащупав предел человеческого страдания. Фильм не о боли физической, но о пограничном состоянии между жизнью и смертью, впрочем, как и прежние работы мастера, с той лишь разницей, что угасание плоти и разума теперь естественно, оно оправданно болезнью, а не вызвано психопатологией личности героя. Темное платье, лепестки цветов, рассыпанные по подушке у изголовья бездыханного тела любимой жены, бьющийся о стены и пол голубь выводят зрителя из состояния житейской скорби в мир абстракций, где за каждым образом кроется архетипический страх символически нагруженных, но с легкостью художественно обыгранных деталей поэтизации повествования. Вглядываясь в постаревшее, но все еще привлекательное лицо Ж.- Л. Трентиньяна, чуткий зритель неизбежно вспомнит взволнованно влюбленного юношу из фильма «И Бог создал женщину» (1956) Р. Вадима, молодого красавца из «Мужчины и женщины» (1966) К. Лелуша, уставшего героя «Конформиста» (1970) Б. Бертолуччи или пожилого и угрюмого старика из «Три цвета: Красный» (1994) К. Кеслёвского, а лицо Рива так прочно ассоциируется с «Хиросимой, любовь моя» (1959) А. Рене, что кажется, эти истории и есть биография наших нынешних персонажей, и так пред нами предстает хроника французского синематографа…

Stalk-74
Stalk-7412 января 2014 в 18:26
Холод упавшего занавеса

Бывают детские фильмы, молодежные, взросло-рассудительные, а бывают и стариковские. Их гораздо менее, нежели первых, ибо аудитория кинозалов диктует свои законы. И поэтому, попадая по кинофестивальным рекомендациям или социальным телепоказам, мы смотрим их через призму отношения к подошедшим к черте, за которой вечная пустота. Представим, что на старт стометровки выходит несколько спортсменов и восьмидесятилетняя бабушка, через десяток секунд молодежь финиширует, через пару-тройку минут к ним присоединяется старушка, утопая в искренних бурных аплодисментах публики и почетных кубках и титулах от организаторов. Спортивный результат в данном случае – дело шестнадцатое, правда, ведь. Фильм «Любовь» австрийского режиссёра Михаэля Ханеке - классическая стариковская (пусть будет аксакальская) лента. Три персонажа, младшему из которых под шестьдесят. Сам создатель картины тоже отпраздновал седьмое прожитое десятилетие. В шахматах достигших такой возрастной планки уважительно величают сеньорами, в научных кругах одаривают титулами почётных академиков, в кинематографических вручают премии из разряда «за большой вклад…». Весьма пожилая супружеская чета завершает свой жизненный путь. Анна угасает на глазах, теряя память, контроль над организмом, разум. Жорж отчаянно пытается оградить жену от холода внешнего мира, не подпуская к умирающей никого, даже родную дочь. Два часа возрастающих старческих мучений интеллигентной семьи в исполнении известных Жан-Луи Трентиньяна, Эмманюэль Ривы, Изабель Юппер просто обречены в силу той самой призмы просмотра быть оценены по самому высшему разряду, что и подтвердилось редкой коллекцией Оскара, Глобуса, Канн, Сезара, Британской и Европейской академий. Даже трудно вспомнить другую такую уникальную картину. А ведь в фильме, если вынести за скобки неотвратимость конца жизненного бытия, ничего и нет. Теоретик кино Роберт Макки пришел бы в ужас от игнорирования множества законов успешности кино. Затянутость крупных планов и гипертрофированная камерность, предсказуемость сюжета и отсутствие сценарных конфликтов (по сути, только один – финальный поступок мужа). Даже художественную символику, так любимую фестивальным артхаусным кино, здесь практически не встретишь. Разве что голубь, которого ряд критиков посчитали душой жены, а кое-кто даже и свидетельством одобрения небес действа мужа. И открытый финал исчезновения старика, уходящего под руку с любимой в вечность, недоступную в жизненной суете. Будем откровенны, у многих ли фильм стал любимым, пересматриваемым? И дело ведь не только в тяжести неизбежности смерти. Многие картины («Белый Бим, Чёрное Ухо», «Баллада о солдате», «Гран Торино») имеют ту же тональность. А советские ленты «Последний месяц осени», «Послесловие», «Вы чьё, старичьё?» Иосифа Хейфица, даже мейнстримовый «Дневник памяти» не в пример художественней окунают в тематику человеческого заката, нежели обласканная премиями, но не ставшая народной «Любовь». Да и была ли любовь, ведь старческая немощь и слабоумие не редкость в повседневной жизни, за моей парализованной соседкой несколько лет ухаживала невестка, моего одряхлевшего деда который год смотрят его дети, у многих похожая жизненная ситуация. И ведь никто не поднимет руку на немощных, из человеколюбия прерывая их страдания. Это грех не только по религиозным понятиям, никогда насильственная смерть не должна быть благом, не человеку решать эти вопросы. Каждому рано или поздно придётся подойти к черте, перед которой проблемы школьной оценки, сорванного свидания, упущенной выгодной сделки или нахождения у власти не того политика исчезают, словно аромат свежевыпитого кофе. Хорошо, если встретиться с равнодушными глазницами поможет любовь близких. Но это чувство редкоземельно, как металл иттрий. Берегите родных.

Bellatrix crucio
Bellatrix crucio3 ноября 2013 в 20:14

Надо бы сказать, что аннотация на кинопоиске уж слишком не завуалированно приторная и амурная, не соответствующая действительности. Фильм «Любовь» вовсе не слезливо-печальный фильм о старении бок, о бок двух «голубков», а о бытовой реальности, без какой-либо американской сути. Старость, пожалуй, лучшая проверка на отношения. «Мы с Анной много прошли вместе, но такого нам переживать не приходилось» - то самое говорит главный герой фильма еще в самом начале повествования. Судить: прошел ли эту проверку главный герой или нет можно лишь посмотрев фильм. Фильм Михаэля Ханеке рассказывает самую будничную часть жизни пожилых супругов. Нет тут и безумных любовных признаний двух стариков, которые катаются перед смертью по морскому побережью на инвалидных колясках с сигарами в зубах, а позже задыхаются одновременно друг с другом в одну долю секунды на закате. В этом фильме нет тысячи штампов. Герои не сидят, вспоминая свое любовное прошлое, не собирают всех с семейного древа на собрании под темой: «мы с вашим папой в макдональдсе познакомились и ляля». Есть лишь незаметные детали, легкие намеки. Страдания и боль не показаны явно, ведь даже родная дочь героев плачет, увидев больную мать, повернувшись спиной к окну. Тут лишь скучные, серые будни в виде описанных наволочек, блевотины, грязного белья и бессонных ночей с беспомощным стоном «мама» в ушах. И, пожалуй, это куда более трогательное доказательство любви, чем тысячи розовых лепестков на постели умирающей и списка исполненных перед смертью желаний. Как в фильме Ханеке – так именно умирают люди. Бессильно, устало и безнадежно. Именно так живут старые, пожилые люди: однообразно и скучно. И сама любовь и есть та способность терпеть это однообразие и иметь силы заботиться и почитать, сдерживать обещания и быть сильным. Конечно, привыкший к иным фильмам о любви зритель может подумать, что фильм слишком сух, но сух он потому что не содержит ни грамма лжи. По сути тут нет и драматизма. Чрезмерного, американского во всяком случае. Нужного эмоционального глотка зритель получает как по мне в двух сценах этого фильма и лучшая из них это когда Джорджес прогоняет нерадивую сиделку своей жены. Сцена сопутствующая этому, да и эта сцена тоже не имеет каких-то четких акцентов. Зрителю дано самому расставить эти акценты, самому оценить что важно, а что нет и отбросить лишнее. Два главных героя, из-за которых фильм и назван «любовь» абсолютно упрямы, тверды и сильны, но и у них, как и любого другого человека однажды перестает хватать сил любить жизнь. В их игре кажется нет никакой такой изюминки из-за которой по традиции номинируют на золотую статуэтку, но, все же, вглядевшись ты понимаешь – сыграно идеально. Соответствующе обстановке и атмосфере фильма. Много ли вы видели стариков, которые постигая такое горе, ярко проявляют свои эмоции. Они тихо угасают, как свечи, истекающие жидким, горячим воском. Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива несомненно передали именно таких стариков, отчаянно и тихо доживающих свои жизни. «Любовь» - кино которое надо не смотреть, а в которое надо вглядываться. Режиссер тут сам не решает и сам никого не судит. С реалистичной точностью, прямотой он выдает вам историю, на которую каждый действительно вправе взглянуть по-своему. Во всяком случае, сказать – верится или нет и получилось ли возможным разглядеть среди этой серой и однотонной правды что-либо важное для себя. «Любовь» говорит нам о том, что все умирают одинаково. По сути – одинаково. И не важно где бы вы не находились, в какой стране бы не родились. Однако наверняка российский зритель не сможет сполна посочувствовать героям Ханеке. Конечно за это его не осудишь, но если бы подобное кино было снято о пенсионерах из России, то русский зритель вероятно проникся бы с большей печалью. Хотя по сути разница между нашими и их людьми – финансовое благополучие. Это не совсем есть суть. Перед смертью и те и другие сталкиваются с забытьём и эгоизмом родных, жаждущих спихнуть со своих плеч умирающих родных, хочется верить, что и те и другие получают хоть мизерную помощь. Ни кто, даже платящий 800 евро только за сиделку не застрахован от груза одиночества. Перед лицом смерти нужно надеется лишь на себя и на самого близкого человека. Больше – на себя. А если ближний рядом, то будет на смертном одре меньше душевных страданий. В жизни нужно найти именно такую любовь. Вопрос еще в том: заслуженно ли получила картина «Оскара»? Ответ очевиден. Не каждый день снимают такие буднично-правдивые фильмы, такие фильмы, которые сразу после просмотра не выкинешь из головы. «Любовь», какое бы впечатление не произвела быстро не забудется. Хорошо ли это или плохо – решать зрителю, современному, придирчивому и вскормленному неоднократно упоминавшийся здесь Америкой зрителю. Хотя очень наивно ожидать от фильма призера каннского фестиваля фильм «легкий на подъем».

Saffron Burrows
Saffron Burrows31 октября 2013 в 17:18
Испытание чувств на закате жизни

Михаэль Ханеке отличный и стоящий режиссер, который всегда снимает качественные и достойные драмы, которые имеют чистоту и оригинальность и часто шокируют зрителя. Мне нравятся его фильмы тем, что они ни на что не похожи и имеют свою атмосферу и всегда глубокую драму и трагедию. Ханеке отличный продуман и хорошо разбирается в психологии людей, поэтому каждый кадр его фильмов хорошо продуман и что-то несет в себе. Данный фильм полон драматизма и беспомощности, и этот новый фильм австрийского режиссера снова шокирует зрителя и раскрывает трогательную и печальную историю, развязка которой как всегда будет неожиданной и шокирующей... «Любовь» - психологическая драма с элементами мелодрамы, которая получила премию Золотую пальмовую ветвь и номинацию на Оскар, и это достойно уважения. Фильм необычен и своеобразен и снят чисто в атмосфере этого режиссера. При просмотре испытываешь тревогу и жалость, и видишь то, как человек может быть беспомощен и он никак и ничем не может помочь тому, кого любит, и это убивает. Фильм несет с собой кинематографическую ценность, и данная драма мне понравилась, но это кино будет по вкусу не всем зрителям, но те, кому нравятся работы Михаэля Ханеке данный фильм оценят. Мы видим стареющую пару. Они прожили вместе все жизнь, и на закате жизни им предстоит пройти последнее испытание. Героиню парализовала, и она стала беспомощная, и ее муж трогательно пытается ей помочь, и мы видим сильную и психологическую историю, в которой главные герои проходят вместе недуг, и благодаря тому, что они любят друг друга, им это и сложнее пройти, видя боль и мучения старости роковой болезни… Жан-Луи Трентиньян французский актер, который мне давно нравится, и он всегда отлично и талантливо играет драматические и сложные роли, поэтому в этом фильме мне было приятно его видеть в главной роли. Ранее мне неизвестная французская актриса Эмманюэль Рива больше всех мне понравилась в этой драме. Она играла шикарно: весьма правдоподобно и драматично, и ее роль была чрезвычайно сложной, и номинацию на Оскар она получила заслуженно. Дуэт этих престарелых актеров мне понравился и хорошо запомнился. Не могу не заметить, что был рад увидеть в этом фильме Изабель Юппер. Она одна из моих самых любимых европейских актрис, и я ее обожаю и всегда с удовольствием смотрю фильмы с ее участием, и в этой драме она играла как всегда четко и талантливо. Если Вы любите фильмы с «хэппи эндом», то данное кино не для Вас, а если Вам нравятся сильные и глубокие психологические драмы, которые шокируют и тревожат до глубины души, то «Любовь» Михаэля Хенеке именно для Вас. «Amour» - один из заметных и стоящих фильмов 2012 года, и мне это кино понравилось. Считаю, что данная драма несомненно заслуживает внимания зрителей и положительной оценки. Посмотрите «Любовь» и прочувствуйте всю беспомощность и теплоту двоих беззащитных пожилых людей, которые столкнулись с старческим недугом, и прошли весь этот болезненный путь вместе до конца… 8 из 10

ОранГУТанг
ОранГУТанг31 августа 2013 в 14:25
Сила любви

Когда человек влюблен, говорят, значит, он теряет голову и способен на нелепые поступки, чтобы доказать свою любовь и дать волю своим чувствам. Можно ли считать его романтиком? Определенно, нет, потому что для романтических отношений нужна воля терпения и полнота эмоций, но и соблюдение общепринятых норм, при которых и существует такой индивидуум, но чтобы стать такой личностью не нужно идти на многое, рискованное и недостижимое, важно просто быть рядом и до конца. Потому после главной знакомой многим молодоженам фразы 'пока смерть не разлучит', жених и невеста сходят алтаря уже другими людьми, связанными между собой не только узами брака, но и душой, сердцем, всеми секретами и тайнами, и следуют правилам брачного священного завета. Кто-то за долгие годы совместной жизни их нарушает, кого-то еще переполняет эйфорическая связь, а кто-то любит... и любит не для правильности сказанных в церкви слов или для создания семьи, а любит, потому что это и дано человеку - любить ближнего своего и помогать, чтобы не случилось. Поэтому некоторые пары и верят в искренность слов 'любовь до гроба'. В картине австрийского режиссера Михаэля Ханеке я увидел истинное воплощение на экране вышесказанных мною слов о верности и вечной благодати в доме пожилых пианистов, которые ходят вместе в оперу, готовят вместе, убирают, принимают гостей и встречают любимых детей, не глядя на возраст и слабое здоровье; они живут, радуясь жизни, и принимают ее, как испытание или как урок игры на пианино, стоящем в большой гостиной, где можно присесть в свое удобное широкое кресло, почитать книгу или газету, поговорить друг с другом или помолчать в знак признания своему личному времени. Я увидел трагедию и переживания, слезы счастья и горечи, правду любви и трудности будничной жизни, понимание и сочувствие - я увидел фильм, в котором не важны слова, а важны те же чувства, те же эмоции, любовь, сопереживание и мрачность бледных стареющих лиц, цвет которых ничто не изменит, как веселая мелодия или интересная статья в журнале. Здесь нет тех слов, которое все хотят слышать каждый день, здесь есть целая полнометражная сложная работа не искажающая всю романтическую идею взаимоотношений, а филигранно дополняющая ее. Меня впечатлила игра двух главных действующих лиц - Жана-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива, - которые проходят сложный этап в своей долгой совместной жизни - болезнь и старость. И эти тяжелые мучительный испытания они не рассматривают, как еще одну преграду перед общей борьбой с недугом, а с усилием принимают ее, как должное, и не расстаются до самого конца, до тех пор, пока 'смерть не разлучит' их. И так герой спасает супругу от физического расстройства, убивая ее, так он продолжает жить, но уже не так свободно, как раньше, не так живо, ходит весь хмурый и раздраженный, холодно встречает рассвет и так же холодно и грубо относится ко всему. Смерть разлучает его с любимой, а он отрекается от жизни, чтобы быть ближе со своей светлой душой и умирает, чтобы проснуться в той же квартире с тем же дорогим и счастливым человеком, который встречал тебя ранним утром за завтраком и молча смотрел на тебя, сидя напротив, дожидался тебя, чтобы идти вместе на свежий воздух, пройтись и отдышаться от строгого домашнего климата - и это настоящее, потому что не созданное для эксперимента, а приспособленное к жизни, как ее часть, как последняя глава в автобиографической книге. Талант режиссера меня поразил и разубедил во всем моем прошедшим представлении романтики и силы любви, а теперь я понял, как нужно любить по-настоящему не ради общего блага или одолжения для родителей, а ради того, чтобы сосущестовать вместе, как брат с сестрой, только любить друг друга еще сильней и не оставлять ни при каких обстоятельствах... Картина, не смотря на свой обыденный и спокойных подход к происходящему, без радостных эмоций и восклицаний героев, длительно и мрачно, как подготовительный кадр, говорит обо всем превыше того огня, загоревшегося в начале знакомства, превыше страстных поцелуев и милых подарков, а обращает внимание зрителя, пусть и не широкую аудиторию, на силу реальной не придуманной каким-то божественным ангелом в качестве заветного слова любви... Здесь нет тонкостей, здесь мощный тугой узел любви, который никто не развяжет! 10 из 10

Нина Чуйкова
Нина Чуйкова12 апреля 2013 в 13:59
Любовь

Фильмы Ханеке обладают сильнейшим психологическим воздействием, своего рода гипнозом. В этом убедилась после просмотра 'Пианистки'. Но там хотя бы литературная основа этому способствовала. Весь этот поток сознания, органичный для безумной пианистки, перенесся на экран, вызвав напряженное ожидание и тревогу за судьбу юного любителя Шуберта. Но почему именно 'Любовь' способна на два часа приковать к экрану, хотя нет там ни выигрышных диалогов, ни каких-то воспоминаний о благополучной юности, способных оживить фильм. Декораций тоже нет, все в аскетически пустых помещениях. Нет и цвета. Место действия при этом не меняется. А что же есть? Старые любящие супруги, один из которых серьезно заболел. Волшебный грим уже отсутствующей героини (Рива), сердечное участие ее мужа (Трентиньян). Холодная тревога их дочери (Юппер). Сразу становится ясно, что было бы в случае утраты разума обоими. Хотя дом престарелых в Скандинавии, например, таков, что ему (по рассказам экскурсовода) салютовала проезжавшая эскадра, приняв за королевский замок. Но дело, видимо, не в материальных атрибутах. Старик пытается свести концы порванной нити взаимопонимания, в этом собственно и весь фильм. Но по мере угасания разума безнадежность этих попыток даже ему становится ясной. Такого рода фильмы не редкость. 'Шепоты и крики' Бергмана – роскошные, живописные, эстетически выверенные. Его же трогательный (название не помню) фильм о том, как один из супругов, желая прочувствовать и разделить боль другого, ослепшего, выколол себе глаз. Был фильм и у Сокурова - Мать и сын, свидетельствующий об его окончательном уходе в авторскую капсулу. Кто возможные зрители этих фильмов и шедевра Ханеке, созданного из невидимого материала режиссером и артистами? Молодежь по таком случаю говорит - не надо париться (то есть думать об этом) раньше времени. Старики постараются на этом не зацикливаться, чтобы продлить оставшееся состояние драйва насколько это возможно. Но фильм Ханеке достаточно посмотреть один раз, и он отпечатается у вас в памяти. Независимо от вашего желания. 10 из 10

Tea Fairy
Tea Fairy7 апреля 2013 в 16:01
Любовь несовместима с жизнью, те кто истинно любят друг друга, мечтают не прожить вместе всю жизнь, а вместе умереть.

Обласканный критиками и получивший золотую пальмовую ветвь в Каннах фильм Любовь. Михаэль Ханеке мастер авторского кино, где герои либо весь фильм мучаются, либо живут в затворничестве, распугивая окружающих своим поведением. При этом до смысла докапается не каждый. Эта история не исключение. Концертный зал консерватории, абсолютно разная публика, как по возрастному, так и по личностному критерию. Наша пара практически в центре зала, их не сразу и заметишь, никаких крупных планов или игры света. Просто зрители. Вообще это странно, когда показывают не артиста, а публику, но зато это прекрасная возможность рассмотреть и запомнить лица. Лица, которые до неузнаваемости изменятся спустя два часа. Эммануэль рива исполнившая роль Анны - просто необыкновенная, даже будучи столь слабой перед возрастом и судьбой, она остается женственной и ей попросту стыдно перед супругом за то, что не может выполнить казалось бы банальные действия. Ханеке писал роль Жоржа конкретно под Жан Луи Трентиньяна, который до 'Любви' не снимался почти 10 лет. И выбор его просто идеален. Ни в одном актере я не видела столько любви и нежности к героине. Пусть он сдержан и резковат, но его отношение к жене самое, что ни на есть настоящее. Я безумно переживала за него на протяжении всего фильма, потому что не знала на сколько его хватит. Сможет ли он видеть, как медленно гаснут любимые родные глаза. У Жоржа необычайно проникновенный взгляд. Он смотрит в камеру, а кажетс, будто тебе в глаза. Походка его, это вообще отдельная история. Он вроде и старается спешить, но возраст берет свое и его движения замедленны. Нельзя его судить. То, что он сделал- поступок сильного человека, далеко не каждый решился бы. Изабель Юппер любимая актриса Ханеке. Здесь играет роль дочери Евы. Ее героиня появляется в фильме несколько раз и такое ощущение, что она ложка дегтя во всей этой истории. Толи она не понимала всю серьезность ситуации, толи отказывалась принять правду. Каждая встреча с родителями- это пытка для обеих сторон. В этом и проявляется жестокость режиссера. Юппер конечно не сравнится с сиделками, одну из которых кстати говоря сыграла питерская актриса Динара Дукарова, но она все-таки дочь, а это просто обязывает ее вести себя по-другому. Итог: Михаэль Ханеке показывает жизнь такой, как она есть. Без пелены незабвенной радости и вечного счастья. Такая старость может ожидать любого человека, а подготовиться к этому невозможно. Для меня 'Любовь' - фильм шедевр. Воистинну французское кино. Некая кинопровокация, которую посмотреть и понять сможет не каждый. 10 из 10

plantasy
plantasy19 февраля 2013 в 17:41
Цветы и звёзды

Судя по многочисленным отзывам и опыту моих знакомых просмотра фильмов Михаэля Ханеке, этот немецко-австрийский режиссёр снимает авторскую жесть. Почти в каждом фильме кого-то убивают или мучают, во всяком случае, негатива в его картинах больше чем позитива. Предыдущая картина режиссёра «Белая лента» пыталась, да так и не дошла до моих рецепторов, что, скорее всего всё-таки сделает. А пока, я обратил внимание на последнюю работу Ханеке с громким названием «Любовь». Фамилия постановщика давно на слуху, фильм хорошо принимается на фестивалях, плюс, уверенно стоит на получение Оскара по нескольким номинациям. Популярное авторское кино, теперь. Честно говоря, после первых кадров, пришло ощущение, будто Ханеке любит о себе заявлять как о неком мастере, создавшем кино, которое необходимо смотреть всем фестивалем, после достаточно неожиданной первоначальной сцены с мёртвой героиней, лежащей на подушке в цветах. «Любовь. Фильм Михаэля Ханеке». Но секундный негатив от первой встречи и первым знакомством с творчеством, как теперь стало понятно, неординарного режиссёра, медленно, но уверенно улетучился. Странная и неизвестная причина заставила меня посмотреть это кино, которое, в конце концов, предстало передо мной таким, каким и представлял. Возможно, я ждал какого-то откровения от громкого и сложного названия, или же привлекло то, что главные герои Жорж и Анна – старики, и что же такого интересного можно снять с их участием, посвятив этому не менее двух часов? После тягостных опасений о двух часах смертной скуки, я не заметил, как они уже пролетели. Да, многими местами фильм откровенно скучен, ибо кадры неимоверно медленно сменяют друг друга, показывая простой, не обременённый смыслом быт, но картина сильна этим, рисуя обыкновенных стариков, коих можно встретить на улице, пусть и Парижа. В одной из первых сцен, где показывается заполняемый зрителями концертный зал, они сидят вместе и их не сразу можно заметить, много ли таких людей, проживших достаточно долго, сохранивших чувства к друг другу. Не механическое, пассивное ожидание скорой смерти с таким же сожителем, а эмоции, интересы и силы всё ещё ходить вместе на концерты и с интересом что-то обсуждать потом. Монотонность и обыденность сцен, через неспешную, по большей части статичную манеру съёмки, позволила как можно реалистичнее рассказать о главных героях, и на время погрузиться в обстановку парижской квартиры. Согласно слогану картины, который в принципе полностью обрисовывает суть простого, но глубокого сюжета, Жоржу придётся заботиться об Анне, которая вследствие болезни, схватившей её ослабленное годами тело и разум, теперь парализована. На протяжении двух часов, Анна постепенно умирает, обнажая все неприятные и страшные последствия старости и маразма. Смотреть на это тяжело, как и Жоржу, который непрестанно за ней наблюдает и ухаживает, раскрывая зрителю истинные чувства вечной заботы и искренней любви. Он не видит пользы в сиделке, которая машинально, причиняя моральную боль Анне, делает то, за что обычно платят, поэтому увольняет её, продолжая сам круглосуточно находиться возле жены. Страдают оба. Ханеке без прикрас показывает тяжесть старчества, не увлекаясь и не акцентируя внимания на неприятные мелочи, но этого хватает, чтобы удивляться силе Жоржа, ограждающего даже свою взрослую дочь от встреч с матерью и не пуская в их общий, но умирающий мир с Анной. Удивительные чувства главного героя побуждают к неожиданному поступку, который слегка шокировал поначалу, но упрёков и гнева в сторону Жоржа от меня не последовало. Наверное, так будет лучше. Уйдут боль и страдания, кажущиеся теперь бесконечными. Режиссёр показал не лучшую сторону любви, без романтики, без стихов и даже музыки, он, грубо говоря, обнажил любовь, представив её в форме страдания, той форме, которую мало кто показывал и мало кто хотел говорить или испытывать подобную. Тяжкое кино оживила метафорическая концовка, олицетворяющая воссоединение после совместных мучений, она кажется не совсем уместной в том реализме, который создаёт постановщик, но она делает картину более законченной, символизируя вечность, а значит и искренние чувства. Ханеке снял мрачное кино, не сильное по эмоциональному фону, но глубокое по смыслу и в то же время абсолютно простое, как мне показалось, понятное. Ничего нового или удивительного я не увидел, за исключением отличной проникновенной работы 82-х летнего Жана-Луи Трентиньяна, Эммануэли Рива и Изабель Юппер, которая после «Моей маленькой принцессы» в таком сдержанном амплуа неузнаваема. «Amour» заслуживает внимания, но советовать это кино не буду, поскольку особый взгляд на вещи, которые могут быть с каждым, кому посчастливится дожить до самой старости, способен мгновенно усыпить, вызвать отвращение или поставить эту картину в ранг шедевров. Главное, чтобы было о ком и кому заботиться и не умирать в одиночестве. 7 из 10

Иви Вальмонт
Иви Вальмонт17 февраля 2013 в 10:38
5: 1 (номинации: награды)

Пролог Это может произойти с каждым, поэтому так и страшно. О чем Жорж и Анна – почтенная супружеская пара, преподаватели музыки. Их ученики уже сами стали мировыми звездами. Супруги счастливы в своей просторной квартире, в которой накопилось так много памятных вещей за всю жизнь. Жорж и Анна по прежнему влюблены друг в друга, и супруг делает комплименты жене о том, как она красива. Однажды у Анны случается странный приступ, и все изменяется… навсегда. Мнение «Любовь», безусловно, не может не обратить на себя внимание любопытного зрителя, хотя бы потому что эта кинокартина одновременно номинирована как лучший фильм и лучший фильм на иностранном языке, что уже придает творению герра Ханеке определенный шарм. В целом «Любовь» получила 5 номинаций от Киноакадемии: «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучший фильм на иностранном языке» и, собственно, «Лучший фильм». «Лучшая женская роль» - Эмманюэль Рива. Эмманюэль 85 лет, и она является старейшей номинанткой на Оскар. Она прекрасно справилась со своей Анной, героиней, на самом деле, очень непростой, даже в болезни гордой, изо всех сил пытающейся сохранить образ красивой, элегантной женщины. Примечательно, что в распоряжении Эмманюэль было очень мало средств, и с каждым кадром их становилось все меньше и меньше. В последних сценах ей пришлось играть одними лишь глазами. Было невыносимо больно наблюдать за трагедией Анны и понятно даже без слов, а значит – роль удалась. Однако в оскаровской гонке у меня есть свои фавориты, поэтому я просто говорю мадам Риве «merci». «Лучший режиссер»/ «Лучший сценарий» - Михаэль Ханеке. Кое-какие претензии по режиссуре и сценарию у меня к «Любви» имеются. Самая главная заключается в том, что я никогда не пересмотрю этот фильм. Причем, не из-за того, что он плохой. Ханеке выбрал безупречную тему – тему старости и беспомощности. Рано или поздно каждый подойдет к этому периоду, но уже сегодня, находясь в расцвете сил, посылает негласные просьбы судьбе не столкнуться с медленной смертью, мучительным постепенным умиранием. Ханеке удалось очень реалистично показать подобный исход. Зудящая боль нарастала с каждым кадром. Безумно хотелось увидеть хотя бы проблеск света в этой истории. Нет, не чудо и «хэппи энд», но хотя бы светлую ретроспекцию, отсылку к счастливому прошлому, которое, вероятно, было у героев. Но такой отсылки не произошло, и моментами мне хотелось выйти из зрительного зала и прекратить эту горькую «Любовь». А еще меня разочаровало, что в истории о музыкантах не было музыки. Знаменитые мелодии, безусловно, звучали, но их было бесконечно мало. Мне кажется, главная тема немного бы скрасила этот жестокий реализм и заглушила давящую тишину. «Лучший фильм на иностранном языке». К сожалению, я еще не успела ознакомиться с другими неамериканскими номинантами. Однако не стоит быть экстрасенсом, чтобы предугадать победу «Любви». По всей видимости, создатели других фильмов, номинированных в данной категории, ограничатся лишь фотографией на фоне гигантских макетов Оскара и отправятся восвояси. «Лучший фильм». «Любовь» герра Ханеке может оставить равнодушным разве что камень. От проблемы, которую поднимает фильм, не застрахован никто, поэтому и становится так страшно, поэтому и хочется немного света и надежды в этой истории. «Любовь» оценила Европа, вручив фильму одну из самых высоких наград в области кино, однако я, простой зритель, который превыше всего доверяет своей эмоции после просмотра, не готова назвать творение герра Ханеке лучшей работой 2012 года. Эпилог Резюмируя все вышесказанное, я бы посоветовала Киноакадемии «Любовь» наградить Оскаром разве что в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», учитывая тот резонанс, который вызвала лента в мире кино. 7 из 10

abolox
abolox17 февраля 2013 в 10:11

У Ханеке есть камерные ленты, есть и масштабные, но они всегда об одном - о столкновении иллюзий нормального цивилизованного человека с жестокой реальностью, будь то глумливые отморозки в 'Забавных играх', или озверевшие чужаки во 'Времени волков', или маленькие чудовища - детишки в 'Белой ленте'. Ханеке беспощаден и правдив - да, никуда не денешься, в этом мире присутствует первобытный ужас, он может принимать разные обличия, прикидываться благовоспитанным, скрываться там, где его не ожидаешь встретить, но он всегда рядом, он только ждёт момента, чтобы открыть своё истинное лицо. Сегодня у тебя всё благополучно, но ужас давно пустил корни в твоей жизни, а ты всё ещё наивно не подозреваешь, что превратился в жертву надвигающейся неизбежности. Но ведь не каждый станет жертвой извращённых маньяков-убийц, не любое время - 'время волков', то есть конца света, не в каждой деревне детишки - изуверы. Как легко отгородиться от всех этих реальностей тем, что лично меня она не касается и маловероятно, что коснётся. Но есть одна реальность, от которой не убежишь, она угрожает любому пришедшему в этот мир - старость. В фильме 'Любовь' нет злых и отмороженных людей, если только не считать таковой появившуюся в одном из эпизодов сиделку. Но ужас настигает людей, проживших долгую счастливую и вполне благополучную совместную жизнь, на самом закате их жизни. Ему не нужны для этого помощники. В начале фильма Ханеке закидывает удочку - грабители вломились в дом, вот сейчас случится оно, то самое, чего с замиранием сердца ждёт зритель, - но улова нет, грабители - просто штрих к разворачивающейся на наших глазах драме старости. Двое древних стариков Жорж и Анна (их и вправду играют Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива, которым давно за 80) - интеллигентные, хорошо обеспеченные люди. Они ходят на концерты, читают книги, следят за новостями, принимают гостей - живут, насколько это возможно в их возрасте, полноценной жизнью. У них доброжелательные соседи, которые при необходимости помогают им, получая за услуги нехилые чаевые, у них гастролирующая по Европе дочь-музыкант, которая, несмотря на занятость, находит время заглянуть к родителям, у них талантливый ученик Анны, который не забывает её и изредка навещает. Но даже до того, как случится несчастье, эти двое - словно отгороженная от остального мира вселенная. Они истинно одна плоть и кровь, они всегда вместе, но что другие могут про них понять, лишь понаслышке зная о бремени старости? А после с Анной случается удар. И умная, воспитанная, интеллигентная женщина на глазах, в течение не очень продолжительного времени, превращается в парализованную развалину, а затем теряет рассудок и вовсе становится мычащим 'овощем'. Бремя ухода за ней ложится на плечи её супруга Жоржа, который и сам-то теперь едва ползает по квартире. И больше уже нет двух понимающих друг друга половинок - он теперь один за них обоих. Ханеке рассказал историю, которую искусство, в том числе и кинематограф, стыдливо обходит - история эта называется 'трагедией старости'. И да, помимо этого, она о любви, которая гораздо ближе к христианскому пониманию, чем к обыденному - о милосердии, жертвенности, самоотдаче. 'Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит'. Почти весь фильм - это работа дуэтом замечательных актёров: Трентиньяна и Ривы. Образ, созданный Трентиньяном - это флегматичный, умудрённый жизнью, самостоятельный старик, в котором всё ещё чувствуется былая сила и достоинство, его герой неизменен. А вот насколько сложна трансформация, произошедшая с героиней Ривы! Утончённая глубокая и весьма деликатная женщина, которую, несмотря на преклонный возраст, и старушкой-то неловко назвать, разваливается на глазах, сначала ещё всё осознавая и пугаясь происходящего, затем - пытаясь сохранить в себе остатки достоинства, а после - уже и вовсе ничего не понимая. Её работа просто бесподобна. В определённый момент, ближе к финалу, 'Любовь' перекликается с 'Полётом над гнездом кукушки'. А затем наступает череда символов - предельно простых, почти примитивных - таких, чтобы обухом по голове, и каждому понятны. Фильм получил 'Золотую пальмовую ветвь' в Каннах. 9 из 10

smagambetov
smagambetov7 января 2013 в 18:14
Можно ли любить фильмы Михаэля Ханеке?

Есть у меня одно правило, не читать рецензии до просмотра фильма, а проживать фильм самостоятельно, делая собственные выводы и лишь после просмотра сравнивать ощущения с мнением маститых. Честно говоря, ожидал сентиментальный фильм о любви стариков, пусть даже тяжелый, ведь не может быть легкой история о близком и любимом человеке, которого болезнь превращает в растение. Уж лучше бы я изменил своей привычке на этот раз и заранее подготовился. Фильм не оставил светлых эмоций, только пустоту и разочарование. У кого-то сложится впечатление, что старик - герой. Кто-то даже назовет это настоящей Любовью, так же, как некоторые необдуманно называли «Елену», А. Звягинцева — настоящей русской женщиной. Что это было? — Дань современному кино и моде на все перверсионное, с расчетом на успех в Каннах? Нет, не думаю, просто-напросто Ханеке “убил Любовь”, так же как Звягинцев когда-то опрометчиво “изгнал Веру”. Смотреть ли этот фильм? — Однозначно, смотреть! Хотя бы потому, чтобы знать, что происходит в современном кинематографе, но смотреть обдуманно и ваши светлые инстинкты всегда подскажут: «Это только фильм! Да, так бывает, но это далеко не норма!»

viktory_0209
viktory_020922 декабря 2012 в 17:25
Плата за жизнь

Михаэль Ханеке вновь вооружился своим микроскопом, который не раз помогал ему в малейших деталях изучить самые мерзкие проявления человеческой натуры, чтобы потом спроецировать их на все европейское сообщество. Но на сей раз режиссер отказался от препарирования социума и все свое внимание сосредоточил на венце мироздания. С хирургической точностью он делает надрез за надрезом на зрительской психике, извлекая наружу тайные страхи. И, хотя «Любовь» отличается несвойственным прозорливому австрийцу гуманизмом, Ханеке по-прежнему не интересует, успел ли подействовать наркоз, и не рискует ли пациент скончаться от болевого шока. Премьера «Любви» состоялась на 65-м Каннском кинофестивале. Фильм был встречен благосклонно и принес в копилку режиссера вторую по счету Золотую пальмовую ветвь. Несмотря на бытующее мнение, что и Ханеке уже исчерпал свой творческий потенциал, и Канны пребывают в глубоком кризисе, оттого и отошла главная награда весьма посредственной картине, украшенной лишь влиятельным именем в титрах, «Любовь» видится своеобразным откровением. Судите сами, кому, как не семидесятилетнему режиссеру, говорить о близящейся смерти и старении – тех пугающих вещах, которые одним смутно видятся в очень далекой перспективе, а для других уже сейчас составляют лишенную прикрас реальность. В характерной отстраненной манере, будто сам и не давал никогда супруге того же обещания, что и герой киноленты, Ханеке, рассказывает незамысловатую жизненную историю. Это камерная, разыгранная почти по классическим театральным канонам единства времени, действия и пространства, постановка, где обычное для автора музыкальное безмолвие внезапно нарушается фортепианными аккордами, контрастной легкостью шубертовской багатели подчеркивающими напряженную атмосферу фильма. Пожилые герои Жан-Луи Трентиньяна и Эммануэль Рива, в прошлом – преподаватели музыки, неспешно коротают свои дни: пьют чай за полностью сервированным столом, посещают консерваторию, много читают и принимают редких гостей. Люди они приятные, быт их размерен, и ничто не предвещает беды. Но внезапный инсульт Анны и последующая неудачная операция вносят хаос в упорядоченную жизнь героев. Жорж всеми силами старается поддерживать жену, но та постепенно теряет и моральные силы, и физическое здоровье. В конце концов, единственной мыслью, которую еще в состоянии продуцировать сознание Анны становится короткое «больно». Это не ванильный «Дневник памяти», романтизирующий болезнь Альцгеймера, не умилительные демотиваторы с изображением счастливых пожилых пар и не по-детски непосредственные вкладыши от жвачки «Love is…» с подписями вроде: «Настоящая любовь – это состариться вместе». В закате жизни нет ничего привлекательного. Это страшно, и это уродливо. Лицо, исчерченное морщинами – это некрасиво. Даже если каждая складочка символизирует дорогие сердцу моменты. Даже если на исходе своих лет получится выглядеть, как Одри Хепберн, и излучать такой же внутренний свет. Даже в интеллигентной и обеспеченной старости, когда на завтрак - свежая земляника, а на ужин - листья салата, аккуратно поглощаемые при помощи ножа и вилки, нет никакого очарования, а есть лишь медленное, гнетущее увядание. Есть только неизбежная тоска от того, что друзья умирают не по трагической случайности, а просто потому, что их время пришло. От того, что взрослеют дети, и пустеет уютная квартира… Но ужаснее всего, когда твое тело перестает тебя слушаться, и нет сил самостоятельно одеться и сходить в туалет. Когда новыми игрушками становятся автоматические инвалидные кресла. Когда угасает сознание, и остается лишь отвратительная оболочка, скелет, обтянутый кожей – мумифицированная версия созданного когда-то по божескому образу и подобию человека, превратившегося в амебное и безвольное нечто, не узнающее близких и не осознающее себя. Героиня Эммануэль Рива говорит, что жизнь – это красиво. Такая долгая-долгая жизнь. Но она дается всего лишь раз, и платой за этот уникальный захватывающий аттракцион становится – нет, не смерть, сама по себе смерть нисколько не страшит - платой становится медленное умирание. Кому-то посчастливится получить шальную пулю в область сердца или скончаться от инфаркта в сорок пять. Но всем остальным не удастся уйти, не рассчитавшись. Все же жизнь – чертовски дорогое удовольствие.