Грамотная талантливая работа. Эмпатийно высокий уровень понимания. По-чеховски ёмкие сцены. Тонкие и достоверные диалоги. Аналитичный фокус, атмосферные панорамы. Выверенная мера сочувствия, уместная доля сарказма. Настроение режиссёра, безусловно, отозвалось во мне чем-то родственным. К сожалению, именно такое состояние я в себе не культивирую. Наша цивилизация началась с похорон. Около 100 тыс. лет назад некто из рода HOMO, склонившись над умершим сородичем, впервые почувствовал своей мохнатой шкурой надситуативный контекст Вселенной и… пробормотал что-то вроде панихиды. Особое отношение к смерти – это романтическая блажь первого сапиенса, которая, положив начало культуре, продолжает давать силы строителям всяческих пирамид. Фильм Ханеке нарочито прозаичен. Это не история об Уходе и Расставании. Это рассказ о болезни, отчаянии и смерти. Статичный пространственно-временной масштаб: всё «здесь и теперь». Переживания героя застыли в модусе «драматический холодец». Безысходность абсолютна, а смерть обыденна. Во всём этом, возможно, есть определённый эсхатологический изыск. Его оценят явные и латентные адепты Танатоса. Но зачем Ханеке в какой-то момент вдруг метнулся в голубятню? Зачем ему понадобился сакральный реквизит? Уж лучше бы он этого не делал. Запоздалое биение крыл пронырливых парижских горлиц прозвучало карикатурным жанровым диссонансом. В целом, тяжёлая до степени натурализма стариковская драма. Несмотря на название, Эроса в фильме Ханеке нет. Потому что нет света, нет вечности. Все персонажи, включая усопших, остались по «эту» сторону. Ханеке не отпустил никого. Хотел было, но сизокрылые не подняли.
Не так уж просто подступиться к этому фильму не смотря на подчеркнутую простоту и открытость его сюжета. Есть такое зашарканное понятие как 'Кино не для всех'. Обычно им награждаются фильмы продвинутых режиссеров. Именно в процессе просмотра 'Любви' мне пришло на ум, что данный эпитет можно разделить на разные категории. Да, есть такое авторское, андеграундное, наполненное символизмом и заумью кино, о котором говорится, что оно 'не для всех'. Но есть же, например и попса российского проката, фильмы-однодневки, одним словом, бездарное кино о котором тоже не повернется язык сказать, что оно для всех. А есть другое. Мне кажется, что фильм Михаэля Ханеке 'Любовь', относится к этому, третьему типу фильмов в категории 'Кино не для всех'. Если попса — это творчество, которое своей доступностью и максимально развлекательным содержанием маскируется под категорию 'для всех', но фактически в неё не попадает, поскольку оно просто никому не нужно, то обсуждаемая картина наоборот — нужна всем, но смотреть её каждый не станет, не смотря на то, что её содержание не менее доступно к восприятию, чем самые банальные 'Ёлки' и прочие 'ширли-мырли'. Я даже думаю, что если из фильма убрать все диалоги, да и звук вообще (разве что, оставив прекрасную музыку), то и тогда он не утратит максимальной обращенности к зрителю, а значит и смысла. А не каждый станет смотреть его, ввиду обыкновенной табуированности темы, которой касается этот фильм. Что и говорить, тема смерти, быстрого угасания жизненных сил, превращения человека в насекомое или растение всегда относилась к самым неудобным и 'проклятым' вопросам человеческого существования. Тем более, если она имеет в себе послание к определенной категории людей. По сюжету, речь идет об интеллигентнейших старичках-пенсионерах, культурно проживающих остаток жизни в благополучии и европейской устроенности. Они — музыкальные педагоги в числе учеников которых, есть выдающиеся мастера. Их жизнь и быт наполнены смыслом, украшены изнутри и снаружи искусством, обогащены знакомствами и связями. Как вдруг, всё это резко схлопывается и коллапсирует с неумолимой скоростью и неотвратимостью. Буквально на глазах приятные интеллигенты-очкарики с медицинской откровенностью превращаются в отвратительных кафкианских насекомых. Самим себе отвратительных, что еще хуже. И вот уж она — разбитая параличом старуха, с трудом проглатывающая пищу и шамкающая посинелыми губами, то призывая в беспамятстве маму, то просто вопя от боли. И он — несущий бремя долга в ухаживании за умирающим телом и постепенно теряющий самообладание, связь с внешним миром, реальностью, а, в конце-концов и самое ценное — разум. И вот он, обещавший жене не сдавать её в дом престарелых и ещё недавно доказывавший ей необходимость борьбы за жизнь, сам берется за подушку, чтобы... Кажется, я слышу дьявольский хохот над так называемым 'достоинством человека'. Или это всего лишь улыбка Михаэля Ханеке? Многие рецензенты отметили две вещи. Первая — отсутствие тайн: фильм начинается с конца и поэтому не таит в себе никаких поворотных секретов. Вторая — процесс развоплощения личности. Есть, пожалуй, третья — неуместность названия 'Любовь' в приложении к фильму. И вот, на мой взгляд, почему. Даже бездуховная современная Европа с помноженными на ноль идеалами христианского прошлого (подмененного неогуманизмом), с внедрением эвтаназии, половой распущенности, секспросвета и проч., даже она ещё способна понимать любовь — как высшее проявление личностной структуры психики, как совокупность совершенства, сказал бы забытый апостол (Кол. 3:14), как союз лучших человеческих качеств, резко отличающих нас от животных. А нет личности, стало быть, нет и любви. Какой бы высокоорганизованной материей психики не обладал индивид в своё время, с её разложением он неизменно теряет и те высшие свойства, что определяют его личность в своих наиболее совершенных проявлениях. Любовь, таким образом, умирает раньше человека. И тот же апостол, может проглотить свои слова обратно о том, что 'любовь никогда не перестает' (1Кор. 13:8). И всё потому, что Бог в европейском мировоззрении умер ещё раньше человека, во времена Ницше (как минимум). Вот и в этом фильме: нет Бога, нет любви и нет человека! Как там писал Георгий Иванов о России? Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря, Только звезды ледяные, Только миллионы лет. 7 из 10
Смотреть этот фильм страшно. Не жутко, как от триллеров, заполненных цепляющей динамикой действий. Не пугающе тем адреналиновым ужасом, поставляемым множеством хорроров разных уровней изобретательности. И не тревожно, как от хороших мелодрам, насыщенных атмосферой. Нет, нет и нет. Этот фильм страшен так, как страшно в реальной жизни, тем глубоким, голым кошмаром от трагедии происходящего, в котором нет места ни Богу, ни оптимизму. В кинематографе такое редко встретишь. Еще по ходу просмотра ты понимаешь, чем достигается такой эффект. Это, в первую очередь, долгие, застывшие и статичные планы съемки, идущие от угла помещения, почти без движения, без фокуса, как со стула у двери. Это довольно быстро вселяет беспокойство, переходящее в безысходную жуть, в такое сосуществование с происходящим, от которого никуда не уйти. Точно так же, как в реальности, где ты просто смотришь, не в силах ничего изменить. Еще – минимум музыки, глухой фон, отсутствие одного из классических приемов кинематографа – зритель боится тишины. Музыки мало, но она к месту. Хочешь троекратно усилить эффект фильма – используй классическую музыку. Здесь классика – это символ жизненного пути главных героев, их внутренней сокровищницы (что подойдет для этого лучше, чем Шуберт?). В каждом из нас есть сундучок с золотом, копимым в течение всей жизни, который умирает вместе с нами. У каждого он разный, и по размеру, и по содержанию. В этом фильме сундучки большие, и внутри - музыка, едва ли не самое прекрасное, что наплодил за тысячелетия наш скудный приземленный разум. От этого тоже страшно, ведь ты видишь, как где-то в глубине немощного старого человека все еще играет фортепиано, как его скрюченные от паралича пальцы все еще помнят белые клавиши. Фильм смотреть страшно, и втройне страшнее, если ты в свое время прочувствовал его сюжет на себе. Все умирают одинаково, особенно старики: отрицание, гнев… до торговли обычно не доходит, и начинается та самая немощь, существование вне времени, сакраментальный возврат к началу, к детству, к младенчеству, и обратно: внезапные прояснения, слезы, смех, снова инфантильность, и все это на фоне полнейшей беспомощности, ужаса и стыда от того, что настолько знакомый тебе человек, самостоятельный, сильный, гордый, теперь заставляет тебя выполнять самую грязную работу. С этим справляется далеко не каждый, сиделка – работа популярная. Режиссеру фильма, Михаэлю Ханеке, не откажешь в беспощадности. Этот человек не побрезговал едва ли не половиной запрещенных приемов кино, пренебрег моралью картины, ее катарсисом, и все ради вскрытия последовательности событий. Я давно считаю, что наряду с бесполезным указанием возрастных ограничений и котировкой MPAA в описании фильма необходимо указывать степень его жестокости по отношению к человеческой психике (или душе). Нечто вроде: «Расслабуха», «Впечатляет», «Заставляет задуматься», «Переворачивает все к чертовой матери»…такая вот эстетическая утопия. Так или иначе, но по моей классификации эта картина сорвала бы все пять звезд. Фильм называется «Любовь», и я согласен и не согласен с этим одновременно. Согласен – потому что кино действительно о любви, но не о той любви, которую мы привыкли воспринимать под этим словом. И я бы предложил другое название, но во всех языках, с которыми я знаком, нет слова, обозначающего именно эту разновидность любви. Той самой психологичной, условнорефлексивной любви, основанной на долгой привязанности, на заботе, на общности интересов и на жизни, прожитой вместе. Чем она отличается от каноничной гормонально-пылкой любви? На выходе – ничем, тем же желанием помочь, защитить, спасти, той же ревностью, вспышками гнева и внезапными проявлениями нежности. Но некоторые отличия все же есть, в чем зритель убеждается в конце фильма. И с этой точки зрения я могу понять главного героя и снимаю шляпу перед режиссером. В рецензиях к фильму многие говорят, что советовать этот фильм – садизм, обречение другого человека на два часа боли. Откровенно говоря, советовать читать трагедии Шекспира, романы Ремарка и стихи Лермонтова – тоже тот еще садизм. А запрещать – преступление против культуры, и, что еще важнее, уникальной способности человека сопереживать, рождать эмоции без прямых физических стимулов. Поэтому я советую эту картину и Вам, и всем, кому мог бы посоветовать хорошее кино. 8 из 10
'Я посмотрела, пожалуй, самый тяжелый фильм в моей жизни. Вот это действительно нечто, я просто такого не ожидала...' - так отозвалась о Любви моя подруга, рассказав в общих чертах суть сюжета. Естественно, я заинтересовалась, решила тоже посмотреть, потому что редкий фильм способен пробить на эмоции такого скептика, как она. Я была готова к картине во-первых крайне тяжелой (два старика, один из которых медленно но верно, крупнопланово умирает на руках у другого), во-вторых глубоко поучительной, несущей сильный моральный посыл, этический призыв, дающий море материала для размышлений и возможно даже переоценки ценностей. Но ожидания не были оправданы. Не скажу, что совершенно, но большая их часть. В полной мере 'тяжелым' я бы фильм не назвала. Не то чтобы я жаждала зрелищ, но предполагала, что будет показано нечто такое, что заставит СИЛЬНО сопереживать, проявлять эмпатию, поиграет на самых сокровенных струнах души. Всё показанное, конечно, вызывает жалость, но до тех самых струн не достает. Да, им сопереживаешь, но как-то ЧУТЬ-ЧУТЬ, не до конца; это чуть-чуть интересно, чуть-чуть заставляет задуматься, глубочайшего же следа в душе не оставляет. А 'чуть-чуть и немножко' - это не то, чего ждешь от Золотой пальмовой ветви. В общем, такое впечатление, что режиссер боялся перейти грань в каких-то интимно-этических моментах, или опасался оскорбить немощных, которые находятся в схожей ситуации, и в итоге страшась показать лишнее, слишком сильно сгладил картину, сделал ее пресной, притупил остроту чувств (как у зрителей, так и у героев). Есть фильмы, которые посмотришь один раз и потом еще долгие годы помнишь в деталях и хранишь эмоциональный коктейль, подаренный картиной. 'Любовь' к таким произведениям не относится. Пересматривать я бы не стала. Даже спустя время. Размеренность неимоверная, (не растянутость, а именно гипертрофированная размеренность кадра) и наверно ровесникам главных героев это нравится, но молодым зрителем воспринимается сложновато. Любовь? Нельзя сказать, что в фильме ее нет. Она проскальзывает, но не красной нитью. Я ее видела, но она была не в центре. Исходя из названия фильма, каждое действо, каждый эпизод и диалог как лучики должны сводиться в одну точку - к любви. Образовывать собой одно слово - ЛЮ-БОВЬ. Здесь же, скорее, подняты вопросы о жизненно важных (и смерто-важных) дилеммах, о человеческой слабости, о пределах воли, о бессилии, о попытках любить и о преградах мешающих, о всех тех эмоциях, с которыми человек неизбежно сталкивается перед лицом смерти, когда она не мгновенна. Финальный поступок Жоржа породил множество споров. Кто-то поддерживает его, утверждая, что он должен был это сделать еще в самом начале, кто-то жестоко критикует. Я думаю, эта сцена фильма призвана натолкнуть на размышления - сама по себе она не отвечает на вопрос, плохо это или хорошо. Операторская работа мне понравилась, так же как и декоративное оформление - снято красиво. Актеры потрясающе справились с ролями, Трентиньян и Рива великолепны, несмотря на свой преклонный возраст, а вернее благодаря ему. Я думаю, лучше претендентов на роль Жоржа и Анны просто не сыскать. Браво! А сам фильм попадает в папку 'особо не впечатлил'. P.S. Возможно, нужно пережить определенные жизненные обстоятельства, чтобы взглянуть на эту картину иначе, проникнуться ею и занести в список шедевров. Но в данном случае являясь широкой аудиторией, ставлю 5 из 10
Море всегда больше. Так странно и красиво сказано Сериал «Плейлист волонтёра» (реж. Максим Свешников) Жуковский сказал бы: «Любовь – есть чувство невыразимое». Я отчасти разделяю эту точку зрения, но после просмотра фильма Михаэля Ханеке «Любовь» (2012 г.), у меня в голове сложился пазл, касаемый нашего вопроса. Любовь – чувство сложное, многомерное, поэтому одним определением здесь не обойтись. У любви есть две стороны. Одна – простая, понятная, прозрачная. Как писала Мария Бойкова: «Человеку нужен человек, // Чтобы пить с ним горьковатый кофе, // Оставаться рядом на ночлег, // Интересоваться о здоровье». Правда, любовь – это быть и в горе и в радости, как говорится. Другая – сложная, субъективная, иногда недоступная сознанию людям, сторона Михаэля Ханеке. Любовь – насилие и саморазрушение, то есть можно и страдать, и жертвовать во имя любви, а самое главное – это про умение отпускать. Например, Самсон Вырин произносит: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как думаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы». Отец так говорит не из-за злости или обиды к дочери, а из большой любви к ней. Он думает, что она страдает среди другой среды, и не хочет этого допустить, ведь настоящие родители желают только добра и счастья детям. Фильм Ханеке об Анне и Жорже, о двух пожилых людях, которые долго живут вместе. «Любовь» начинается с завязки, следовательно, нетрудно догадаться, что экспозиция фильма отложенная: мёртвая Анна лежит на кровати, засыпанной желтыми, белыми цветами, со свёрнутым письмом на груди от мужа Жоржа и, скорее всего, именно с веткой сирени в руках, сложенных в замок. Смерть взаимопроникает в жизнь. Да, это давно известно, но интересно ответить на вопрос кинокритика Антона Долина: «Смерть победила любовь или наоборот?». Для меня второй вариант окажется верным, может, и немного «пресным». В сюжете фильма несколько раз в квартире главных героев появляется голубь – с одной стороны, символ надежды, «небесного посланника, несущего людям мир и покой», с другой стороны – это образ Анны. Думаю, лейтмотивом этой кинокартины лучше назвать даже не смерть, а именно покой. Хотя муж и жена иногда суетятся, переживают, шумят, что свойственно любым людям, но пространство, где они живут – неподвижно, смиренно, тихо безмятежно, бесстрастно. Например, когда Жорж и Анна после концерта возвращаются домой и идут на кухню, тогда камера останавливается и показывает зрителю только коридор, ведущий на эту самую кухню, а голоса героев остаются как бы «за кулисами». Также можно вспомнить, как в конце фильма Анна «оживает» в сознании Жоржа: она моет посуду на кухне и зовёт мужа одеваться. Герои уходят, а камера застывает, уже демонстрируя «путь» из кухни в коридор. Во-вторых, цветы, которые покупает Жорж для мёртвой Анны – и любовь, и печаль одновременно, но, в первую очередь, это часть реальности, в которой существовали муж и жена. В общем, посмотрев фильм Михаэля Ханеке, я поняла: выбирая любовь на всю жизнь, человек одновременно обрекает себя на вечное счастье и на вечное страдание. Все люди смертны, кто-то в конце концов умрет. Принимать такой исход любви неприятно и больно. Однако если «море всегда больше», то в нём и больше места для любящих душ, которые никогда не расстанутся.
Знаете ли вы, что такое старость? Только тот, кто сам старел - знает. В фильме Михаэля Ханеке Любовь нас оставят со старостью наедине. Хотя, возможно, тяжело больной и старый человек никогда не найдет общего языка с молодым и здоровым. Они видят жизнь по-разному – отдельно друг от друга. Почти все события фильма, за исключением начальной сцены в театре, происходят в одной квартире - затхлой квартире, в которой чувствуется старческий запах и запах разложения. Мы можем представить себе идею так - до театра жизнь главных героев, которых играют Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива, течет хоть и не так ярко и свежо, как в молодости, но достаточно неплохо. После театра начинается упадок, который, ожидаемо, приводит к трагедии. Оказывается, что кто-то взломал замок их размеренной жизни и проник к ним в квартиру. Новый гость. Голубь. Любовь, не смотря на название, сложный фильм - не красивый и не романтичный. Рива была более, чем достойна Оскара за эту роль – за великолепное исполнение и за смелость - сыграть тяжелую болезнь и угасание для совсем не молодой актрисы, по-моему, это сложно не только в психологическом плане, но и в физическом. Она его не получила. Я думаю – это было совсем не справедливо. Но зато Эмманюэль Рива очень повезло в другом, первый же фильм в котором она снялась был гениален. Боитесь ли вы старения? Болезней, которые могут обступить вас в этом возрасте? Страх старости – в этом смысле, картина, своей подробностью и повседневной простотой, производит такое большое впечатление, что, возможно, стоит всех слабонервных пожилых людей, озабоченных этой темой, попросить обойти фильм стороной. А рейтинг 16+ поменять на 70-. У фильма есть свое особое настроение, можно сказать, что он излишне суховат и даже отталкивает, будто жизнь стариков. Только не подумайте, что это режиссерская неудача. Без натурализма тяжело обойтись, когда снимаешь драму о старости. Старый человек сильно зависит от своего тела, ему трудно воспарить над действительностью. Любовь и смерть идут здесь очень близко. Но может ли любовь жить так близко со смертью? Ведь смерть исключает любые проявления жизни. Знаете, я не верю, что любимого человека можно убить – с ним нужно жить. Но это твердое “нет” постепенно истончается, когда подходишь к горизонту. Так же, как черная дыра искажает пространство и время, близость смерти искажает все наши представления о человеке и его чувствах. Даже свет не может вырваться. Миллионы солнц на площади становятся...перестают быть. И не нужно осуждать - нужно понять, что нет единых правил человеческого бытия, понятных всем. Бытие - определяет сознание, а сознание - бытие. Замкнутый круг. Жизнь Жоржа и Анны была музыкальной, поэтому нет отдельного музыкального сопровождения для фильма. Они надеются, что все еще может быть по-старому, но в глубине души понимают, что не будет – и страдают. Постепенно, понимание неизбежного перерастает в агонию. Это тот этап, когда человек вынужденно считает процесс умирания своей главной задачей. Все остальное практически исчезает из его сознания. Сопротивление бесполезно и любые морально-этические вещи перестают, наконец, играть свою роль. Природа нейтральна, а жизнь ни добра и ни зла. Да, если очень постараться, то тут можно найти и горькую иронию, и даже черный юмор. Это ощущается в беспомощности людей перед надвигающимися силами природы – они никак не поймут, что случилось и что с этим делать. Постепенно оба старых человека исчезают – их время прошло. Всё. И не надо никого обманывать и притворяться, не надо ностальгировать и надеяться на вечную жизнь. Смерть ведь всегда порождает тему бессмертия. А Ханеке атеист. 9 из 10
Несмотря на то, что за окном 2016, именно сейчас на мои глаза попался фильм Михаеля Ханеке “Amour” 2012 года. Я не знакома с творчеством режиссера и поэтому перед просмотром данной картины не возлагала больших надежд. Но, как говорится совпало и время и место и тема. Уже прошло много ночей, а в голове все продолжают всплывать картинки и мысли являющиеся послевкусием этого фильма. Конечно же фильм не рассчитан на большую публику, скорее он сделан для своих. История заложенная в основу этого фильма могла быть рассказана только тем человеком, который сам был свидетелем данной “Любви”. И понять и прочувствовать до конца сможет не каждый. Это не в обиду кому-либо сказано, а скорее счастливчик тот, кто и не поймет всей счастливой трагедии фильма. Сама картина сложна в восприятии. Долгие планы, постоянная статика кадра, обыденные диалоги, в которых, конечно, и заложена сама Жизнь, могут навести зрителя на тоску. Но думаю это и есть посыл автора, показать жизнь стариков, вернее ее конец. Он не может быть в оприоре быстрым, динамичным, веселым и легким. Скорее вы почувствуете всю тяжесть прожитых лет. Михаель Ханеке погружает полностью нас в мир этих стариков. Мы не произвольно ставим себя на место их и с большим страхом понимаем, что сделали бы все так же. Самое удивительное, что на примере этой картины, мы скорее и понимаем, что есть ЛЮБОВЬ на самом деле. И способны ли мы на такие чувства. Фильм бы не достиг своей сверхзадачи если бы не игра актеров: Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива. Я не смогу описать словами, что они сделали в кадре. Это была Жизнь. Такое невозможно сыграть… Только если пережить. Фильм не насыщен событиями и все, что нам дает режиссер это просто наблюдения за стариками, но вы прикованы к каждому кадру, словно каждое движение идеально выверенное и в то же время безумно естественное. В фильме важны все детали деталь, тут нет случайностей. Нет лишних движений, слов, героев, ракурсов. Нельзя не сказать про концовку фильма, то, как режиссер это преподнес нам. С какой искренностью и наивностью в кадре. С каким молчанием и пустотой после. Фильм безусловно достоин Вашего внимания. В нем не нужно искать скрытых смыслов, безумства и экшена, достаточно просто пережить этот конец жизни стариков в этой бесконечной квартире маленького города Франции и наконец ответить себе на вопрос, что есть Любовь и способна ли Ваша пройти такие испытания. 9 из 10
Вводя зрителя в заблуждение, в самом начале фильма режиссер раскрывает все карты: мы наблюдаем за тем, как полицейские находят тело героини. Однако это не умаляет интриги, а лишь усиливает ее. Зритель одномоментно задается массой вопросов: кто эта женщина? почему она здесь и что стало причиной ее смерти? Тем самым режиссер дает понять, что голливудской развязки ждать не стоит, ведь главное в фильме не финал, а процессы трансформации чувств и приближения смерти, за которыми мы и будем наблюдать более 2-ух часов. М. Ханеке облекает свой сюжет в неторопливую, тягучую форму, которая изобилует статичными и длительными планами, практически лишенными внутрикадрового движения. Такой неспешный темпоритм передается зрителю, и он как будто оказывается в теле главной героини, которая прикована к кровати. Погружаясь в атмосферу фильма, мы понимаем, каково это быть обездвиженным и запертым в замкнутом пространстве. Как героиня ограничена пределами квартиры, так и нас лишают движения статичные рамки кадра. Хотелось бы его развинуть, повернуть голову, но нет – мы вместе с героями находимся в одном пространстве и времени. Режиссер избегает частой смены кадров, насыщая фильм планами, которые длятся по несколько минут. Любая раскадровка – это вмешательство в непрерывное течение жизни. В данной картине камера практически документальна, она непредвзята и отстранена от хода событий. Оператор как будто наблюдает за реальной жизнью, не позволяя себе транслировать субъективное понимание происходящего. Поэтому большинство кадров лишено панорамирования и изменения крупности плана. В своем понимании отношений между зрителем и визуальной историей, Ханеке схож с Тарковским, который утверждал что «при просмотре фильма не надо думать о том, что именно хотел сказать режиссёр в этом моменте... Представьте, что Вы едете в поезде и смотрите в окно». В данной картине зрителю предоставляют это окно в мир фильма, и каждый из нас насыщает его своими смыслами. В таком сложном вопросе как соотношении реального и экранного времени немецкий режиссер в очередной раз идет вслед за Тарковским, который понимал время как причинно-следственную связь, как длительность, которая не терпит параллельных рядов. Тарковский писал, что пластическое движение камеры должно полностью повторять движение жизни, только в этом случае удастся перенести на экран такую сложную субстанцию, как время. Именно поэтому Ханеке насыщает свой фильм длинными планами, он дает нам почувствовать всю тяжесть ожидания, которая обрушилась на героев фильма. Такая длительность кадра приводит в недоумение современного зрителя, воспитанного на клиповом монтаже. Мы привыкли, что каждую секунду должно происходить какое-то движение, однако в кадрах Ханеке не происходит ничего, кроме разговоров. Это еще один прием режиссера, ведь зрителю кажется, что за 2 часа экранного времени походит 2 года жизни героев, что еще больше погружает нас в тягучую атмосферу фильма. 8 из 10
Любовь... Что для Вас значит это слово? Взаимопонимание, привязанность, доверие, преданность, влечение... А каждый ли из нас способен пронести это чувство к одному человеку через всю долгую жизнь? Михаэль Ханеке в своей картине показывает взаимоотношения пожилой французской пары. Она (Эмманюэль Рива) - бывшая учительница музыки, он (Жан-Луи Трентиньян) преподает в консерватории. Их жизнь очень правильная, размеренная. За долгие годы, проведенные вместе они уже научились понимать друг друга без слов. Течение их жизни нарушает внезапная болезнь Анны, у которой парализует всю правую сторону. Жоржу приходится оставить работу и полностью посвятить себя ухаживанию за женой. Она - всегда строгая и самодостаточная - старается как можно больше давать свободы супругу, потому что не хочет, чтобы он видел ее беспомощность. Но с каждым днем ей становится все хуже, а Жорж понимает, что ее дни сочтены, но старается сделать все возможное, чтобы она не досталась смерти. Периодически их семейный быт нарушает некий раздражающий фактор - дочь Ева (Изабель Юппер), которая считает лучшим отдать мать в больницу или дом престарелых, где за ней будет лучший, по ее мнению, уход. Жорж категорически против этого, Анна настоятельно просила больше никогда не отдавать ее врачам, которых она всегда очень боялась. Тяжелая атмосфера картины, как и в большинстве фильмов Ханеке, заставляет сосредоточиться на вопросах жизни и смерти, любви и преданности, отцов и детей. Фильм наполнен долгими сценами разговоров Анны и Жоржа, Жоржа и Евы, также много статичных кадров, для понимания которых надо обладать, наверно, мышлением самого Ханеке. Итог фильма таков. Не остается ничего, кроме Любви. Нет ни Анны, ни Жоржа, осталось только чувство, которое скрепляло их на протяжении всей долгой, длинной (как любила повторять Анна) жизни. Очень сложный, но с другой стороны безумно простой фильм. Отсутствие спецэффектов, минимальные декорации, небольшое количество актеров, но великолепное качество игры, продуманная работа режиссера и оператора - успех картины в малом. Любите, и тогда все трудности можно будет делить пополам... Оценка 9 из 10
Любовь...ее невозможно описать словами. Это чувство, живущее внутри человека, которое наполняет его счастьем, светом и теплом и в то же время может причинить невыносимую боль. Любовь может изменить все вокруг. Это дар, который человек должен беречь внутри себя. Михаэль Ханеке знает, что такое любовь. Он показал ее в отношениях пожилой пары, Жоржа и Анны, которые вместе прожили долгую счастливую жизнь. Когда Анна заболевает и небольшими шагами начинает приближаться к концу своего пути, Жорж ухаживает и заботится о ней. Это еще одно испытание напоследок, которое их любовь обязательно преодолеет. Разве не такой должна быть любовь? Бескорыстной, нежной, трогательной, сильной... Сейчас люди так легко разбрасываются этим драгоценным словом, не понимая его истинного значения. Посмотрев фильм, начинаешь по-другому смотреть на окружающий мир. Все проблемы кажутся не столь важными, потому что начинаешь понимать, что на самом деле ценно. Как важно иметь человека, который в тяжелой ситуации не бросит, сможет протянуть руку помощи, подарить заботу и теплоту. После просмотра так и хочется задать вопрос: почему людям необходимо умирать? Ведь то, что показано в картине, происходит в нашем мире каждый день. Сколько горя приносит с собой этот момент, который рано или поздно наступит в жизни каждого человека. Когда человек проживает свои последние бесценные дни, он словно увядающий цветок, в котором жизнь с каждым днем медленно угасает. Тихая, спокойная, умиротворенная атмосфера. Кажется, будто все замерло на один миг, и только время продолжает свое движение. Операторская работа глубоко подчеркивает события, показывая постепенное угасание жизни в небольшой уютной, просторной и светлой парижской квартире. В фильме нет резких движений камеры, в основном, фокусируясь на персонаже или на определенном объекте, она замирает, показывая жизнь героев. Голубь как символ умершей души, показанный в конце фильма, имеет важное эмоциональное значение. Красивый, одновременно печальный и счастливый, трогательный конец. Невозможно сдержать слез! После просмотра кажется, будто ты прожил целую жизнь с главными героями со всеми ее радостями и горем. Фильм потрясает настолько, что после титров его невозможно выбросить из головы. Это настоящий фильм - жизнь о любви, такой, какой она должна быть... 'Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.' (с)
Через художественное погружение зрителя в сострадание болеющим старикам, сюжет направлен на оправдание эвтаназии. На мой взгляд, это главная цель фильма. Создатели картины старательно подводят зрителя к идее, что лучше умереть, чем так мучиться, и потому приписывают своему герою власть, стоящую выше любых законов. Любовь в контексте повествования – это и есть та власть, которой оправдывается прекращение собственного страдания в виде сострадания ближнему. Показанная забота о самом близком на земле человеке, с которым прожил долгую счастливую жизнь, безусловно, вызывает большое уважение. Это трогательное и нежное отношение к тяжело болящей жене составляет основу фильма, режиссёр смакует его и старается передать со всеми подробностями, не забывая и о «тонкой душевной организации» своих героев. Зрителю безмерно жаль стариков, но всё же они не жалкие, а очень достойные люди. Кажется, что нужно потерпеть ещё немного и всё закончится естественным образом, но вдруг, – бац! – и всё заканчивается нелепой противоестественной трагедией. Режиссёр грубо ставит зрителя перед фактом, что предел терпению наступил, чаша деятельной любви наполнена до краёв, и пришло время поставить жирную точку… Бесцеремонное обращение со зрителем, как с подопытным кроликом. Бесполезно тут рассуждать о нравственных ценностях, т. к. в искусственном мире «ценностей человеческих» у каждого они свои. Но нет сомнения, что тысячелетние устои о божественном происхождении и неприкосновенности чужой жизни очень мешают современному безбожному обществу потребления, которое не хочет знать об умирающих. Долой страдания, даёшь новые наслаждения! И хотя старик в силу возраста уже не способен воспринимать мир наслаждений во всех его проявлениях, старик всё же нужен здесь для того, чтобы в своём лице оправдать содеянное: хватит страданий, ибо я своё отстрадал, и хватит чужих страданий, мера которых мне видней. Это явный призыв обществу потребления: долой препятствия и сомнения, долой нравственные цепи! С художественной точки зрения фильм выполнен отменно, он пронзительный и правдивый в его «тактильной» части, задевает за живое. Только концовка, на мой взгляд, скомкана. Автор, словно сам не зная, что делать дальше с произошедшим «освобождением», пошёл в сторону какой-то мистики и откровенной деградации. Фактически фильм заканчивается ничем, и опустевшее странным образом пространство некогда живущего дома только подтверждает мою мысль, что в душе автора фильма такая же безжизненная пустота, – словно ранее изгнанный из души бесноватого демон, в опустевший дом в итоге входит ментально чуждая этой семье дочь: она не знает и не хочет знать живших здесь людей, она не знает и не хочет знать об этом доме, но она пришла на освободившееся место, и теперь наполнит его собой, своим бездушным рационализмом. Особое. Фильм повествует о подчёркнуто зажиточной семье, у которой есть всё для комфортной жизни на долгие годы, и лишь старческие проблемы со здоровьем мешают в полной мере насладиться счастьем тупого гедонического времяпровождения под нескончаемый аккомпанемент фортепиано с оркестром (или без него, пофиг). Очевидно, что это очень обеспеченные люди, проживающие в благополучном районе города: огромная квартира с роялем и множеством комнат, высокие потолки, услужливый консьерж и другие помощники, получающие щедрые чаевые, дорогостоящие сиделки, средства на любые потребности… Герои этой драмы не знают, что такое нужда, и этим они отличаются от подавляющего большинства жителей Земли. Короче, кино из серии «богатые тоже плачут»; фильм-притча для богатых, чтобы помочь им облегчить свои страдания, в случае чего. Вывод. Фильм чем-то похож на недавно посмотренного мной «Отца», он такой же безрадостный и духовно чуждый. Какой из них хуже? – оба хуже. Декаданс, эстетизация эвтаназии.
Кажется, Михаэль Ханеке нашел, наконец, общий язык с Каннами, второй раз кряду получив главную награду фестиваля. Получит ли фильм Оскар – вопрос был скорее риторический, но найти путь к массовой аудитории Ханеке все еще нужно постараться – именем этого австрийца уже с первых его работ можно было пугать зрителя на входе в кинотеатр. Строго говоря, режиссер всегда держался на этой грани, между кино для зрителя, и кино «в себе». С одной стороны, он настойчиво уверял, что каждый здравомыслящий зритель должен был встать и уйти, или по-иному прекратить просмотр его «Забавных игр», с другой – дотошно переснял их спустя десять лет, чтобы уж точно дошло туда, куда было запланировано: ну не стала смотреть Америка в тот первый раз фильм какого-то там европейца, да еще и на чужом языке. Сомнительно, что сообщение дошло на этот раз, но авторская позиция вполне ясна: смотреть или нет – воля ваша, но коль взялись - безучастными не останетесь. Вот и «Любовь» - кино ровно той же категории. У него будет два зрителя, один его никогда не увидит, другой – пропустит все два часа хронометража через себя. Картина начинается с того, что муниципальные службы выламывают двери квартиры, суматошно бегают по ней и зачем-то открывают настежь все окна, пока не находят в одной из комнат умиротворенное тело старушки в постели с цветами. На экране, совсем не к месту, появляется надпись «Amour». Ханеке, кстати сказать, долго ломал голову над названием, перебрал множество вариантов, пока актер Трентиньян, под которого сценарий и писался, не устал от всего этого и не предложил «Любовь». Ханеке понравилось. И да, несмотря на всю насмешку пролога, фильм действительно о ней. Анна и Жорж (заслуженная французская актриса Эмманюэль Рива, ради фильма вернувшаяся на экраны, и не менее уважаемый Жан-Луи Трентиньян, обоим уже девятый десяток) – пожилая пара учителей музыки, доживают век в свое удовольствие, вечерами ходят на концерты классики или слушают записи дома. Однажды Анна немного перенервничает из-за сломанного дверного замка, уставится в точку и перестанет реагировать на мужа. Последовавшая за этим операция проходит неудачно, и парализованная Анна лишается не только половины тела, но и половины жизни – теперь она, а с ней и супруг, заперты в собственной квартире. Анна берет с Жоржа слово, что тот больше никогда не отправит ее в больницу, и Жорж, как может, обещание держит. Камерные работы Ханеке - они самые страшные: чем меньше действующих лиц и чем сильнее ограничено пространство, тем некомфортнее сидящим по ту сторону экрана. В «Любви» героев по факту всего два, а места так мало, что камере, чтобы лишний раз не мешать, приходится ютиться в дальних углах, подолгу снимая стены пустых комнат (у режиссера вообще давняя любовь к статичным планам и длинным сценам). Эффект достигается ошеломительный - находясь так близко, остаться безучастным не удастся. Старость, а тем более умирание, темы закрытые, даже сакральные. После такого натуралистичного раскрытия на экране, стоит признать, что положение дел вполне оправданно. Смерть дело одинокое, Анна справедливо не хочет вовлекать никого в происходящее с ней, время каждого придет, незачем испытывать еще и чужую агонию. Без проекций зрителю не обойтись, социальная проблематика переносится на личностную - кто-то вспомнит, что неплохо бы позвонить родителям, кто-то попробует вспомнить детство или лицо своего любимого человека, каким оно было много лет тому назад, и с грустью не вспомнит, а в итоге - жутко станет всем. Страшнее взгляда Анны, сжимающей губы в мольбе, кажется, не может быть уже ничего. Смотреть такое кино больно, но тогда каково же его снимать, оставаясь при этом настолько сдержанным. «Любовь» лишена мелодраматичности, всей этой голливудской пошлости «Дневника памяти», который немножко о том же, но постоянно ударяющийся в ретроспективу. Здесь герои изображены только в один момент их жизни, и даже воспоминания не уходят далеко за порог старости. Не важно, какими были Анна и Жорж - прежде чем смерть окончательно уровняет всех, за дело берется старость, и вся остальная жизнь отныне лишь в фотоальбоме, пылящемся в чулане. Ханеке работает другими методами, он проведет по тропинкам, где боль от пролежней, унижение от мокрых простыней, медленное угасание разума, каждая проглоченная ложка каши, каждый плевок и пощечина делятся на двоих. Жорж любил Анну до самой смерти, и до́ смерти же ее «залюбил». Но в том, что это была любовь, сомнений быть не может. Рифмуя в начале картины любовь со смертью, Ханеке в очередной раз лишь отпугивает постороннего зрителя, чтобы с теми кто остался прийти к последнему и неожиданно гуманистическому для него выводу – любовь дарует вечность.
Михаэль Ханеке (один из ведущих авторских режиссеров), каждый фильм которого становится достоянием общества на разнообразных кинофестивалях, сделал невозможное. Он снял - Amour, кино, которое все называют самым легким в его фильмографии. Однако, ирония заключается в том, что отчасти это действительно так - повествование, сама история, операторская работа, работа композитора, все сведено к минимуму и сосредоточено всего на двух актерах, которым далеко не 20, но несмотря на свою простоту картина получилась настолько сильной, страшной, опустошающей и тяжелой, что многие могут поседеть при просмотре. Михаэль снял свой магнум-опус, который запомнится надолго, если не навсегда. Описать тот ужас и ту любовь, что происходит в фильме невозможно. Это нужно не просто увидеть, это стоит прочувствовать. Причем, независимо от того сколько вам лет, вам будет страшно, вы будете от ужаса закрывать глаза и звать на помощь. Душераздирающее зрелище. При все при этом, Любовь - ни разу не кино, это самая обычная жизнь, самая обыденная ситуация, которая может приключиться с каждым из нас. Да-да, мой читатель, это касается и тебя! Другой вопрос, окажется ли рядом с вами кто-то, кто сможет вам помочь пережить самые страшные минуты своей жизни. Главные герои этого фильма потеряли в одночасье все - радость, надежду, веселье, все то, что обычно люди желают друг другу на день рождение или Новый год. Но у них осталось то, что не под силам отобрать никому - любовь! Это то слепое чувство, которому не страшны никакие невзгоды, оно всегда будет с вами, всегда вас согреет, утешит, подбодрит, расскажет смешную историю и наконец, если не будет другого выбора, избавит вас от мучений. Кто-то увидит в этом фильме лишь, пугающую своей реальностью, историю любви и забудет о другом не менее важном. О том, чего иногда не хватает влюбленным парам, мужу и жене, отцу и матери. Это умение сдерживать свое обещание, которое в нашем мире не менее важно, чем собственно любовь. Это умение абсолютно бесценно, причем не важно, в чем оно заключается - в мелочи, либо в трудном выборе. Только доверие друг к другу сможет спасти любовь от всех скользких дорожек, подскользнувшись на которых, можно упасть в глубокую бездну и не вернуться.
Необычный подход к пониманию слова- 'любовь'. Обычно, оно ассоциируются со страстной молодостью... По-сути, с 'влюбленностью'. Когда люди теряют головы друг от друга... Играют гормоны, одолевают мечты о счастливой жизни вместе... Но в этой картине речь идет о настоящей, крепкой любви. О паре, которая прожила долгую, счастливую и насыщенную жизнь. И вот наступила старость. То время, когда любая болезнь может подкосить одного из супругов. Или сразу обоих. Поэтому, эта пора- одно из самых сложных испытаний для глубокого чувства. Увядание... С ним невозможно бороться. Оно неизбежно. И каждый в старости осознает, что впереди только закат. Только смерть. Стоя на пороге конца - самое ужасное, на мой взгляд, остаться одному. Без поддержки. Без заботы. Жорж и Анна- главные герои этого фильма. Та самая пара, сохранившая чувства до самого конца. Достойный пример для подражания. Люди, которые смогли найти друг друга среди толпы. И сумели удержаться рядом... Не смотря ни на что. Теперь они- милые старички, которые по-прежнему держась за руки мечтают, посещают концерты, по-прежнему делятся мыслями... За плечами у которых опыт, страсть, обилие чувств, море переживаний, нескончаемое число впечатлений... Вот оно счастье- любить и быть любимым. Сквозь года. Когда даже не смотря на то, что ты уже стар, и немощен... Рядом есть человек, который может вполне искренне сказать- 'Анна, ты так красива сегодня...' Однако, как гласит закон всего сущего- 'всё когда-то кончается'. И счастье тоже. Анна тяжело заболевает... В начале с болезнью ещё можно справляться. Жорж сам становится сиделкой для любимой женщины (хотя, быть сиделкой для мужчины- очень трудно, даже психологически). Он сталкивается с тем, что человека, который был так близок, постепенно покидает сознание. Нитка за ниткой смерть на глазах у Жоржа обрывает ниточки, связывающую Анну с жизнью... Супруг борется до последнего, пытаясь вернуть её... Но смерть неизбежна. Неизбежно и то, что Анна перестает узнавать собственного мужа. Он остается в одиночестве. Один на один с её страшной болезнью. И с тем, что от неё самой осталось. Тело. Просто тело. В котором ещё теплится жизнь... Душа уже имеет настолько слабую связь с ним, что не может управлять ни словами, ни действиями бренной оболочки... Недюжинная храбрость нужна для того, чтобы перенести всё это. И действительно, необходимо то, что мы именуем 'любовью'. Нерушимое, неподвластное времени и обстоятельствам. Вечное. 'Любовь- сама по-себе - вечность. Любовь в каждом своём мгновении - на все времена. Это единственный проблеск вечности, который нам позволено увидеть' Так зачем мы ищем любовь? Затем, чтобы не быть одинокими. Чтобы давать и получать взамен. Чтобы быть счастливыми. Чтобы разделить свой внутренний мир с кем-то, кроме себя. На самом деле, существует миллионы этих 'чтобы'. Ханеке удалось воплотить все их в одном единственном фильме, под названием- 'Любовь'. P.S. Этот фильм испытание не только для главных героев... Но и для многих зрителей. Предупреждаю, что кому-то он может показаться скучным. Если вы не готовы к этому испытанию, лучше не смотрите. Лишь в пустую потратите время, не вникнув, осудите работу. 10 из 10
70-й летний Михаэль Ханеке - любимец Канн, обладатель 8 (!) пальмовых ветвей, снял историю о тех, кому далеко не 25, а именно о довольно пожилой супружеской паре, вставшей на пороге суровых испытаний в лице смертельной болезни жены и преодолении ее. В итоге: очередная пальмовая веточка и 5 номинаций на Оскар 2013. Никогда не была поклонницей творчества именитого австрийца, но, видимо, у него их предостаточно во Франции и предсказуемой Америке: только так можно объяснить столь повышенный интерес штатов к картине 'Любовь'. Признаюсь честно, смотреть 120 минут про отношения стариков очень тяжело... Понятно, что ситуация в фильме патовая и никто от нее не застрахован, но после просмотра данной киноленты нападает глубочайшая депрессия и сразу же хочется посмотреть легкую комедию, дабы убежать подальше от тех мыслей, на которые навивает подобный жанр. Жан-Луи Трентиньян, не снимавшийся долгие 9 лет, и 85-и летняя Эмманюэль Рива на экране составляют замечательный супружеский дуэт: здесь совместные интересы, общие взгляды и досуг, 'долгая жизнь' на двоих, единственная дочь, налетами посещающая престарелых родителей и, наконец, горе, ставшее поверкой отношений в преддверии жизненного пути. Все снято натуралистично: зритель как-будто подсматривает в замочную скважину, наблюдая за ускользающими мгновениями жизни французской четы интеллигентов в лице долготерпеливого ухода мужа за женой, ставшей немощной и обузой на старости лет. Но, черт возьми, не ЭТО называется любовью: то, что показано в фильме это что угодно - безысходность, безвыходность, терпение, испытание - но только не любовь. Или я превратилась в несносную ханжу, или все-таки у Ханеке своеобразное представление о том, что же такое любовь. Должна признаться, все фильмы Ханеке смотреть довольно тяжело: все-таки философско-психологическое образование дает о себе знать; но те же университеты американца Терренса Малика не отдают в его фильмах столь очевидной безысходностью и депрессивностью, как у австрийца. Считаю уместным подобное сравнение антагонистов, поскольку Малик, в отличии от Ханеке, снимает кино неоднозначное, провокационное и достойное внимания широкой общественности. Подытожу, написав, что кино 'Любовь' далеко не для всех: смотреть тяжело, а делать выводы еще сложнее; оно заставит задуматься над определенными вещами, ни больше ни меньше.
С этого фильма началась моя любовь к Ханеке. После, так сказать, 'невзлюбленной' мною «Пианистки», которая столь бессовестно задела мои «тонкие эстетские чувства» (самоирония присутствует), к Ханеке я относилась настороженно и фильмов его всячески избегала. «Любовь» стала исключением, которое пробудило в моей кинолюбительской душе интерес к этому неоднозначному режиссеру. Теперь с интересом поглощаю продукты его мировидения, и, надо сказать, все больше и больше проникаюсь его уникальным киномиром. После «Любви» я много часов пребывала в раздумьях, и мысленный анализ картины, быть может, увел меня немного не в ту степь, но все же эти домыслы сделали «Любовь» еще более ценной и емкой для моего восприятия. Сначала кажется, что суть картины проста и понятна: пожилая пара, Анна и Жорж, прошедшая рука об руку всю жизнь, на закате лет сталкивается с главным испытанием жизни – испытанием смертью. Жорж вынужден денно и нощно лицезреть, как его некогда красивая талантливая супруга превращается, что называется, «в овощ». Естественно, как благородный человек и любящий муж, он взваливает на свои хрупкие старческие плечи заботу о совершенно беспомощной и беззащитной Анне. К середине фильма в голове начинают пробегать мысли, что все как-то уж слишком предсказуемо. Ожидается банальное завершение драмы, где жена, в конце концов, уходит в мир иной, а убитый горем супруг продолжает влачить жалкое существование в ожидании и собственной кончины. Но Ханеке не падет до таких тривиальностей. Он удивляет зрителя (для меня, по крайней мере, это было неожиданно) таким внезапным поворотом событий. Сначала мотивы поступка Жоржа показались мне потемками чужой души. Но, поразмыслив, начинаешь осознавать, что в этом и заключается месседж Ханеке. Он демонстрирует Любовь в высшем ее проявлении. Не сентиментальная болтовня юных влюбленных, не долгие разговоры о чувствах за ужином при свечах и даже не забота о любимом человеке и поддержка его в трудные для него времена – нет. Любовь как способность переступить через собственный эгоизм. Ведь все люди, теряя близких, осознавая неизбежное, все же до последнего стараются удержать их рядом, строят из себя великомучеников, на долю которых выпало такое тяжкое бремя. Они таскают своих родных по больницам и врачам, тратят кучу времени, денег, нервов, слез, чтобы продлить их существование хоть на денек. И все окружающие восхищаются их терпением, способностью не сдаваться перед лицом смерти, их силой воли и силой любви. Но любовь ли это? Нет. Это эгоизм. Просто страх остаться в одиночестве, наедине со своей болью, болью утраты. Жорж выше этого. Он готов пожертвовать своими чувствами ради любимой. Он готов тихо страдать сам, лишь бы позволить ей уйти спокойно, сохранив последние капли самоуважения, оставив в памяти близких светлые воспоминания, а не изувеченный болезнью образ выжившей из ума немощной старухи. Ведь все равно она будет с ним, в его сердце и мыслях. Ведь все равно они уйдут вместе. Это и есть истинная любовь. В целом, картина затрагивает многие темы, такие как этика эвтаназии и отношение общества к старости. Присутствуют и символика, и прекрасный Шуберт, и уютная атмосфера богемной старушки-Европы. Все это привносит финальные штрихи, завершающие настоящее произведение современного киноискусства.
Привыкли мы к любовным историям, где на экране бегают слащавые подростки и выпрыскивают друг на друга свои вездеиграющие гормоны. В кинотеатры у нас ходят молодые люди от 15 до 25 лет, поэтому и снимают именно такие пошловатые незамысловатые молодёжные любовные истории, чтоб им угодить и срубить быструю денежку. Но, как известно, любви все возрасты покорны. А ещё известно, что кино – это, прежде всего, искусство, и очень жаль, что в погоне за прибылью наши режиссёры и продюсеры об этом забывают, очень жаль… Но вот Михаэль Ханеке об этом не забыл и создал картину о поздней и бессмертной любви по всем канонам киноискусства и киноэстетики. «Любовь» - это кино о двух пожилых людях, которые уже вырастили детей и теперь живут одни в своей квартире. Казалось бы, о чём здесь говорить, что показывать: ну заботятся друг о друге, ну по-стариковски ворчат время от времени, ну вспоминают былые годы, - но это же неинтересно для нас «молодых и жаждущих перемен»! Но на деле перед нами разворачивается очень живая и очень трогательная история любви. Случается, что жизнь играет с нами злую шутку, отказывают ноги, руки или ещё что-нибудь, и мы становимся беспомощными и беззащитными. Таковой стала и главная героиня этого фильма. В таких обстоятельствах мы становимся особо чувствительны и восприимчивы ко всему. Любое неосторожное слово, косой взгляд или жест могут нанести нам серьёзную душевную рану. Жалость к нам со стороны окружающих мучительна, помощь невозможна, а время уже не лечит. Мы становимся обузой для окружающих, и это ещё больше сводит нас с ума и толкает на отчаянные поступки. Любовь между героями фильма не ослабевает ни при каких обстоятельствах. Она любит его и хочет облегчить его мучения с ней, а он любит её и хочет мучиться с ней. Она превращается в маленького ребёнка, а он – в любящую мать. Их грозятся разлучить домом престарелых, а они закрываются от всего мира и остаются наедине друг с другом и своей любовью. И нет преграды, которую бы они не преодолели вместе, ведь они обладают величайшей силой на земле – силой Любви… настоящей любви. То, что происходит в конце фильма, я не могу оправдать ничем, этому нет оправдания, это я вам как нормальный человек говорю. НО! С точки зрения их мира, мира, в котором существуют только ОН и ОНА, это вполне логично и закономерно. Не судите их своими мерками, не смотрите на них своими глазами. ОНИ есть ЛЮБОВЬ; любовь, которую невозможно разделить, осудить или увидеть. Это нечто святое, высокое и очень личное. Не судите их, не жалейте, не боготворите, а просто любите! Любите и всё!
Считается, что фильм «Любовь» посвящен безграничной силе Любви. Однако парадокс в том, что Ханеке по сути обнажает ее бессилие, а может, и недоступность для человеческой души. Сюжет: пожилая супружеская чета музыкантов (Жорж и Анна), сущностные интеллигенты, аккуратное бытование, иногда в гости заезжает взрослая дочь, уже давно живущая своей непростой семейной жизнью. Внезапная болезнь героини (Анны) нарушает размеренный ход событий. Пожилая женщина угасает на наших глазах, постепенно теряя возможность самостоятельно передвигаться, говорить, а затем и сохранять связь с миром. Супруг стоически сопровождает это угасание, представленное жестоко в своей реалистичности, но вместе с тем уважительно по отношению к человеческому достоинству. На протяжении всего художественного повествования мы с восхищением наблюдаем заботу Жоржа о впадающей в детство супруге, поражаемся и недоумеваем, откуда этот старик черпает моральные силы, откуда его адское терпение. Отгадка настойчиво проникает в сознание, и мы радуемся, что понимаем замысел автора: «Да, это Любовь!». И даже неожиданный поворот в конце фильма лишь слабо колеблет эту уверенность. Возможно, если бы этот поворот не случился, фильм действительно стал бы гимном высшего чувства. Но, взрывая каноны романтизма, Ханеке показывает обратную сторону медали – «цену» за роскошь быть на высоте. Фильм - о невозможности любви преодолевать жестокую разумность природного мира. Идеальное (поддержанное в фильме классической музыкой и подчеркнутой интеллигентностью семейной пары) и реальное (человеческое тело) – вступают в неравную борьбу. Дух немецкого идеализма витает над героями, смешиваясь с шубертовской музыкой, фрейдовскими мотивами сновидений и детских воспоминаний. Нордическая выдержка героя контрастирует с неприглядностью витального – пышущего здоровьем и разлагающегося. Жорж не меняется в течение всей драмы, мы не видим его в отчаянии, не видим его в страхе, и лишь замечаем, как нарастает в нем глухое раздражение на окружающий мир, покинувший его, не способный разделить его страдание, точно так же как и он не способен разделить заботы этого мира, заботы своей столь же одинокой и разочарованной дочери, «спокойного и упрямого» внука. Чувством вины героев пронизан весь фильм, и лишь молодость не просит прощения, бесцеремонно врываясь в этот мир хороших манер и эстетического благообразия. Вечная фрейдовская вина. Вечная вина австронемцев… И на прощание история про мальчика, которому одиноко и плохо без мамы в спортивном лагере, воспитывающем выдержку и самообладание. Фильм вызывает глубокое и безрадостное впечатление: подав надежду, автор с инфернальным коварством показывает ее призрачность и выводит действие на привычные рельсы современной западноевропейской культуры, возвещая о бесконечном и беспросветном одиночестве человека и его страхе перед смертью…
Пожилая интеллигентная пара возвращается вечером из театра, их размеренная совместная жизнь приближается к своему неизбежному финалу, но оба остаются подчеркнуто вежливы друг к другу. На следующий день во время завтрака у Анны (Эммануэль Рива) случится небольшой приступ, которому сама она не придаст значения. Однако дальше будет только хуже. Анна будет вынуждена пересесть в инвалидную коляску и в какой-то момент, когда все еще будет не так плохо, она попросит у мужа (Жан-Луи Трентеньян) не мучить их обоих и добровольно уйти из жизни. Но он, до конца не осознавая и не принимая случившегося, полностью возьмет на себя бремя заботы о больной жене. Семидесятилетний Михаэль Ханеке второй раз подряд получает самый престижный приз авторского кинематографа – Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (предыдущий фильм режиссера «Белая лента» был отмечен в 2009 году). Нужно ли говорить, что такое случается крайне редко и само по себе является экстраординарным событием в мире кино. Тем не менее, на этот раз «Любовь» совершенно отличается от предыдущих работ Ханеке, наиболее часто обращающихся к теме человеческой жестокости во всевозможных ее проявлениях. Новый фильм при этом тоже может быть жестким, но настолько, насколько жестка бывает порой реальность. В нем абсолютно нет ничего провокативного или грубого, наоборот, Ханеке снял наиболее личную историю взаимоотношений двух пожилых супругов на определенном жизненном этапе. Изначально свой фильм Ханеке задумывал под конкретных актеров, именно для них создавалась эта история и сказать, что они в фильме хорошо играют у меня не поворачивается язык. И Эммануэль Рива и Трентеньян скорее проживают своих героев, проживают те ситуации, когда продолжать жить оказывается гораздо труднее, чем сдаться. Вместе с ними проживает фильм и зритель и для особо впечатлительных людей, которые всегда максимально переживают за героев, сострадают им и даже примеряют на себя все их поступки и эмоции, для них просмотр «Любви» будет тяжелейшим испытанием. Что касается смыслов, заложенных режиссером, то «Любовь» оказывается на удивление проста. За исключением голубей, как известных предвестников смерти и финальной сцены, в нем нет какого-то сложного символизма, все в нем работает скорее на эмоциональном уровне. Формально Ханеке ни разу не упоминает ни об эвтаназии, не затрагивает никакие религиозные представления о смерти, однако все эти вопросы невольно будут всплывать в процессе просмотра. Где та грань, когда человек прекращает жить и начинает мучиться жизнью? Имеет ли он право на достойную смерть или должен до конца пронести уготованную ему судьбой ношу? И что делать в таком случае близким этого человека, которые страдают зачастую не меньше самого больного? Фильм Ханеке относится к тем фильмам, просмотр которых сродни тяжелой и зачастую неприятной внутренней работы над собой. Советовать к просмотру такие фильмы не принято, но, зная о них, каждый может решить для себя нужно оно ему или нет.
Этот фильм я захотела посмотреть после того, как он забрал одну из главных наград на Каннском кинофестивале. Он сильно заинтересовал меня, но просмотр я откладывала, не успевала. В преддверии «Оскара» мне захотелось посмотреть эту картину, поэтому вчерашний вечер я посвятила ей. Так что же такое любовь? На это вопрос пытались найти ответ многие люди из разных эпох и разных профессий. Да, и даже мы с вами пытаемся найти ответ на этот вопрос, ведь, я думаю, что каждый из нас хотя бы раз, но задавался таким вопросом, но находил ли ответ? А почему нет? Конкретный ответ вряд ли кому-нибудь удастся найти, ибо на этот вопрос каждый ответит по-своему. И по-своему будет прав. В этот раз за этот вопрос взялся Михаэль Ханеке. Он решил рассказать о любви на закате жизни… Ведь любовь – это то чувство, которому неподвластно время. Мы не можем любить в молодости и разлюбить в старости… (Конечно, это при условии, что любовь настоящая). Любовь не делится на «было» и «стало», она непрерывна и этим хороша. Режиссером этой картины стал Михаэль Ханеке. До просмотра данной картины мне не доводилось сталкиваться с его работами, что же касается этой – она удивила меня. Михаэль создал до последней минуты реальную картину, и, именно, этот реализм, порой, может пугать. Тем, что это возможно в настоящей жизни. Атмосфера фильма нагнетает, хочется прервать просмотр, закричать, говоря, что это сон, что сейчас герои проснуться и все будет хорошо, но этого не происходит. Михаэль создал картину, которая говорит о настоящей любви. О той, о которой пишут в книгах и снимают фильмы; о той, которая способна на самопожертвование. Это потрясающе. Сюжет фильма не сложный, но тяжелый. Анна и Жорж прожили вместе всю жизнь, чего только не было на их веку, рука об руку они проходили все испытания. Сейчас им за восемьдесят. Они также живут вместе, заботятся друг о друге. Вскоре Анна заболевает. Сначала появляются провалы в памяти, потом ее тело не подчиняется ей, а из-за неудачной операции случается паралич. День за днем ей становится все хуже. Врачи и даже дочь предлагают отправить ее в дом престарелых, обещая надлежащий уход, но Жорж категорически отказывается. Он пытается нанимать сиделок, но, вскоре, понимает, что они не смогут помочь Анне так, как он… Переходя к актерскому составу, мне хочется сказать, что он подобран великолепно! Жан-Луи Трентиньян исполнил роль Жоржа. В свои 82 он преподнес потрясающую игру! Он показал своего героя таким, каким его хотел видеть режиссер. Сколько грусти и желания бороться можно было увидеть в глазах Жана-Луи. То, как его герой заботился о жене, действительно, удивляет и даже пробуждает чувство восхищения. Любой другой на месте Жоржа согласился бы отправить жену в дом престарелых, понимая, что тяжело заботиться и о ней, и о себе. Но он не сдался… Эмманюэль Рива исполнила роль Анны. Ее героине пришлось нелегко. Она не хотела, чтобы ее видели в том состоянии, в каком она находилась. Она была противна сама себе. Эмманюэль также продемонстрировала замечательную игру. Изабель Юппер досталась роль Евы. Ее героиня показалась мне эгоисткой сначала и слишком грубой ближе к середине фильма. Она много говорила о себе, а потом предлагала отправить маму в дом престарелых. Но потом, волнений стало больше. Изабель продемонстрировала неплохую игру. Музыкальное сопровождение картины делает ее еще более тяжелой, грустной. Оно вкупе с сюжетом и актерской игрой, вызывало желание прекратить просмотр, ибо было смотреть фильм довольно тяжело, хотелось кричать, говоря, что это сон. Музыка создавала атмосферу грусти, боли, утраты… Она идеально подходила под настроение самого фильма. «Любовь» - сложное, своеобразное, близкое к арт-хаусу, но хорошее кино. Фильм, который говорит о чувстве, которое стало редкостью. Он говорит о настоящей любви. Быть может, он покажется Вам скучный и неинтересным, но он обязательно заставит Вас задуматься. Поэтому, я и рекомендую его к просмотру. Потратьте 127 минут Вашего времени на просмотр хорошего кино. Приятного просмотра! 8 из 10