Самый лучший, самый сильный фильм из множества просмотренных – это призер прошлогоднего Венецианского фестиваля «Третья мировая» реж. Х. Сайеди. Про этот фильм можно писать долго и много. Разоблачительная социальная драма про ложь, пронизавшую все области жизни, отравившую и убившую множество жертв. Ложь не врагов, не оккупантов, как может показаться из названия. Нет. Ложь окружающих, знакомых, дружелюбных, приличных. В центре сюжета маленький человек, почти из той русской литературы, который, доведенный до отчаяния, становится монстром, рушащим жизни. Бомж Шакиб в этой жизни уже все потерял: природный катаклизм отнял у него семью. Осталась у него только проститутка Ладан, которую он жалеет. Его обманывают все вокруг, даже Ладан, но трусливый герой все терпит. Случайно он попадает в массовку фильма о Второй Мировой войне и Гитлере. Так же случайно ему достается главная роль из-за внешнего сходства с фюрером. Что только не снимают иранцы о Гитлере и Второй Мировой – нарочно не придумаешь! Как ее видят из своего Ирана, так и снимают. Главному актеру идут навстречу и разрешают жить в декорациях – в милом коттедже. Впервые за много лет у несчастного появляется дом. Куда он немедленно тайно приводит возлюбленную. Ладан решает убежать от сутенеров, и Шакиб прячет ее в декорациях. Пара мечтает уехать и на полученные от съемок деньги зажить мирной жизнью. Когда декорацию поджигают для съемок и девушка погибает, мир героя рушится. Руководство фильма обещает Шакибу по-человечески похоронить Ладан, но, конечно, обманывает. Его обвиняют, шантажируют, ему угрожают. И тихий боязливый бомж впервые в жизни утрачивает страх и впадает в неистовство. И становится похож… правильно, на того, чью роль исполнял день за днем. Жертва превращается в монстра и уничтожает всех: и виноватых, и невинных… Параллели с войной нам, зрителям, предъявляют с каждым эпизодом. Как снимаемый военный фильм похож на дикую фантазию, такую и устраивает дирекция сначала с Шакибом, а потом и он с ними. Война не окончилась, она продолжается везде – будто говорят нам авторы трагедии. Сейчас она Третья Мировая, потом будет следующая, пока живы ложь и жестокость. Таким я увидела фильм. Там не играет ни один знакомый мне актер, даже Д. Эзати не мелькает, а уж он-то везде отметился. Но тем не менее фильм получился замечательный, очень сильный и трагичный. Актер М. Танабанде понравился, несмотря на труднопроизносимую фамилию. Шутка! Смотрела я его раза 3. Наконец-то! Вот этот фильм из просмотренных горячо рекомендую! И название к месту, не то что у некоторых картин.
Это не фильм о вероятном конфликте в будущем. И даже не фильм о войне. 'Третья мировая' 2022 г. - это иранская картина, действие которой разворачивается на съемочной площадке. А снимают кинематографисты фильм о концентрационных лагерях и Адольфе Гитлере. Главный герой истории - бездомный человек, который берется за любую работу чтобы прокормить себя. Единственной его отдушиной является связь с глухонемой женщиной из публичного дома. Его семья погибла во время землетрясения, но вместо сочувствия он превратился в изгнанника - говорят, что он убежал, когда землетрясение началось, оставив в доме жену и ребенка. Но сам герой говорит, что это не правда. Начало картины выглядит более чем впечатляющим - массовка и технические рабочие на съемочной площадке очень быстро превращаются на съемочной площадке в аналог узников концентрационных лагерей. Им ничего не объясняют, отправляют то туда то сюда, наряжают в одеяния узников и даже насильно раздевают, засунув в газовую камеру. Неожиданный поворот история получает когда в первый же съемочный день актеру, который играл Гитлера, становится плохо. Режиссер быстренько выбирает из присутствующих на площадке людей нового Адольфа и им становится наш герой. Что произойдет дальше пересказывать не будем. Но съемочная площадка, воссоздающая события Второй мировой войны, довольно быстро воплотит в реальность и скрываемых под полом людей, и тоталитарность власти, и многочисленные убийства. У 'Третьей мировой' довольно высокие рейтинги - 7,0 в IMDB и 6,7 в Кинопоиске. Это действительно довольно интересная лента. Однако в целом она оставляет противоречивые впечатления - оригинальный первый акт кажется загубленным дальнейшей логикой развития сюжета. Аллюзии выглядят чересчур топорными и однозначными. А фигуры продюсера и режиссера - нарочито демонизированные и антикапиталистические. В целом 'Третья мировая' выглядит попыткой создать очень мощную глубокомысленную ленту о природе зла и мести, провалившуюся под тяжестью взваленной на себя задачи. В любом случае это достойный просмотра и осмысления фильм.