-Тук-тук-тук. - Никого нет дома, все пошли клеить листовки. - Передайте, что из гестапо заходили, очень сердились, мы завтра еще зайдем. Не думала я, что когда-либо увижу нечто подобное, но вот, сняли. Немцы глуповаты и неорганизованны. Поляки мельтешат, злятся и у них прям настоящая организация, с кассой и киллерами. Немцы везут потенциальных шлюх для концлагерной охраны по магазинам, покупать шмотки (мимими). Резидент вербует кого попало в кафе (интуишн!) и представляется своим радиопозывным (а может и паспорт с пропиской показал, почему бы и нет). Свежезавербованная официантка врет резиденту, что она заброшенная к немцам НКВД-шница, он верит ей на слово и знакомит с еще одним резидентом, и его тоже представляет радиопозывным - не фамилию ж малознакомому человеку говорить, чо. Да и опять же, в большой компании всяко веселее. Разведчик за линией фронта знакомится с бывшей официанткой, знакомой двух, ныне покойных, резидентов, и тащит ее за линию фронта, к своим, которые ее гарантированно отправят убирать снег в Сибирь, в лучшем случае. Ой, нет. Не в этом фильме. В этом фильме ей могут дать орден Ленина и квартиру на улице Горького). Потому что это - лубочная война. И фильм этот - зрелищный (что несомненный плюс), с нормально играющими актерами и по-хорошему штампованными персонажами - тоже лубок, к сожалению, клюковка такая в сахаре. Как 'Гусарская баллада', например, или 'Дачная поездка сержанта Цыбули' - вроде и про войну, а мило и нестрашно. И как-бы даже и патриотично. Ура-ура. Я под этот сериал два вечера на тренажере педали крутила, так что - 5 (за динамичность исключительно) из 10.
Как-то я этот мини-сериал (4 серии по 50 минут под 'лейблом' 'Централ Партнёршип') пропустил в момент его выхода. Ну, да не беда- 'догнался' на днях, когда он шёл по одному из федеральных телеканалов. И, знаете ли, не только не разочаровался в увиденном, но и... да просто мне было интересно! Даже каких-то серьёзных огрехов и 'киноляпов' не приметил, а это очень большой плюс для современного российского сериала о ВОВ. Единственно, мне показался чрезмерно 'раздутым' (для такого сериала) фрагмент с действиями и обнаружением врагами в Городе нашего агента по кличке 'Художник' и последующей 'промывкой мозгов' в гестапо зарвавшемуся майору из немецких спецслужб. Согласитесь, по темпоритму это уже более серьёзное кино, чем сериальный 'формат'. А для сериала оптимальный и очень похожий эпизод (с ампулой цианистого калия) мы видим в киноклассике 'Семнадцать мгновений весны', когда 'попался' Плейшнер... Но раз уж заговорили об отечественной киноклассике, то никак нельзя здесь не вспомнить некий прототип 'Без права на ошибку', и, кстати, тоже мини-сериал- 'Майор Вихрь' (1967, по сценарию Юлиана Семёнова), где ситуация была аналогичной, только вот фашисты собирались взорвать не некий абстрактный польский Город, а реальный Краков (как видим, создатели 'Без права на ошибку' сценарной оригинальностью не блеснули...). Рекомендую 'Майора Вихря' чуть ли не к обязательному просмотру- хотя бы для сравнения художественного уровня обеих работ. Едем дальше. Наш сериал обошёлся практически без современных 'звёзд' первой величины, и так кочующих из одного 'военного' сериала в другой, за исключением, разве что, Мерзликина, сыгравшего (и небезуспешно!) 'Художника'. Но всё же наиболее интересные и колоритные персонажи- 'приблатнённый' Татарин и законспирированный Лесничий (то ли немец, то ли поляк...), хотя Татарин частенько переигрывает. Я запомнил на всю жизнь (именно так!) эпизод, когда Лесничий, сидевший в советской тюрьме (!), осаживает 'приблатнённого': 'Бугор'- не работает!' Это что-то из разряда 'Асталависта, бэби!' или 'Мачете не эсемэсит!' В общем, поставил бы я 'Без права на ошибку' 6++, да официально Кинопоиск это запрещает. Но вы эти плюсы учтите. 6 из 10
Может быть и чем-то новым, покажется современному российскому зрителю, который видел многие фильмы военного жанра, эта история про разведчиков, во время освобождения польского города. Ведь трудно найти аналог или подобный кинофильм к этому, хотя бы потому, что в нашей стране не принято (или же мы не привыкли) снимать кино о Великой Отечественной войне, но про операции и боевые действия не на территории СССР, как в данном случае, то есть в Польше. Ведь была же классическая эпопея 'Освобождение', где показан весь боевой путь нашей страны от Москвы до Берлина, и подобного кино было как раз в то время очень много. Здесь же, совершенно другой взгляд на войну, более субъективный, более режиссёрский. Собственный взгляд на разведчиков, который чересчур персональный и более личностный. Ведь со времен фильма 'В августе 44-ого', который является относительно неплохой работой, уже привычно думать что разведчики, да и вообще СМЕРШ, в кино являются не настолько сентиментальными к своей работе, как было это по настоящему. Субъективность режиссёра к своей картине - это конечно хорошо, но не всегда правильно, ведь существуют особые кинематографические нормы, которые дадут понять режиссеру, что характер героя и его действия, сильно влияют на его образ. В данном случае, скорее получился образ не разведчиков, а партизан, которые самостоятельно пытаются справится с противником, иначе разведкой это и не назовешь. По сути - типичное кино, ничего нового в нем не видно. Но все-таки оно даже относительно неплохое, в отличие от некоторых других российских картин на эту тему. 4 из 10
Есть прекрасные фильмы о войне, есть хорошие, есть плохие, а есть никакие. Сериал 'Без права на ошибку' как раз и категории никаких. Его не назвать плохим, но и хорошим он точно не является. В конце 60-х в СССР сняли фильм (или сериал, кому как понравится) 'Майор Вихрь'. В нем не все так уж идеально. Но когда я смотрю игру актеров, я им верю. Они сыграли людей того времени. Они вжились в свои роли. И фильм получился про войну. А когда я смотрю 'Без права на ошибку', я вижу персонажей Федорова и Баранчеева, которые хорошо бы смотрелись в каком-нибудь очередном сериальчике НТВ про ментов. Для фильма про Великую Отечественную Войну они безобразно современны. Полина Сыркина хороша собой и текст выучила, но если Вознесенская в 'Майоре Вихре' играет Женщину с большой буквы, то кого играет Сыркина я не понимаю. И фильм получился про приключения русских в Польше во время войны. Фильм сам по себе довольно динамичен, есть интересные сцены, но сюжет скачет и целостности в нем никакой. Мысли тоже. Немцы не в первый раз уже в современном кино показаны не столько опасными противниками, сколько тупыми солдафонами. Поляки и вовсе анекдотичны. Наши разведчики сперва подозрительны даже к деревьям, но через полтора часа их доверчивость уже сравнима с доверчивостью школьника, который идет за незнакомым дядей, в надежде получить обещанную конфету. Хотя герой Федорова вообще не так чтобы уж много думает по ходу фильма. Словом, не безнадежно, скорее как-то никак и смотреть это можно только раз. 3 из 10 За игру Мерзликина 2 балла, за красоту Сыркиной еще балл.