Загадочный Чарли скрываясь, от преследователей едет в небольшой городок к своей сестре и ее семье. Все рады встретить дядю Чарли и особенно племянница Чарли, названная в честь дяди. Все семейство оживляется с приездом дядюшки, который искрит бодростью и энергией. Но Чарли скрывает, какую-то страшную тайну, о которой вскоре начинает подозревать племянница… Хичкок, признанный мастер саспенса, обычно выбирал для своих фильмов литературные произведения, которые мастерски экранизировал. В данном случае мастер, взял оригинальный сценарий, основанный на истории об убийце вдов. И надо отметит, что Хичкок остался верен себе и показал как всегда мастер класс. Джозеф Коттен идеально подходит на роль загадочного Чарли, равно как и Тереза Райт на роль его племянницы, искрящейся невинностью и жизнерадостью. Фильм был отмечен номинацией на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Классный детектив от Хичкока, который приятно смотреть хотя бы из-за прекрасного исполнения роли Чарли Терезой Райт. Она восхитительно сумела передать чувства своей героини к дяде и последующее, постоянно нарастающее подозрение. На уровне, как всегда, Джозеф Коттен. Зритель успевает полюбить и возненавидеть его героя. Конечно, этот фильм напомнил 'Подозрение' того же Хичкока - только там мужчину(в исполнении Кэри Гранта) под микроскопом исследует жена(в исполнении Джоан Фонтейн). Но разве плохо, когда между двумя картинами мастера усматриваешь связь?
Никто и не помыслил бы, что приехавший к родным дядя Чарли (Джозеф Коттен) – серийный убийца, и тени сомнения не возникло бы, но влюблённая в него племянница (Тереза Райт) внимательна к каждой мелочи, к каждому невольному жесту. И подозрения очень быстро перерастают в уверенность. Задачей девушки становится – избавиться от опасного родственника, не привлекая внимания матери, которую может убить страшное известие. Саспенса не так много, как обычно в фильмах Хичкока, однако, есть моменты, которые пощекочут зрителю нервы. В основном фильм строится на взаимоотношении двух основных персонажей, возникающих между ними коллизиях. Актёры играют хорошо, так что даже некоторые сценаристские допущения выглядят убедительно. Меня зацепил другой момент. Год снятия фильма – 1943. В Европе война, Сталинградская битва. А в фильме, где половина действия вертится вокруг того, что пишут в газетах, ни единого упоминания о войне. Если только не считать намёком обронённую убийцей просьбу к сестре – не впускать посторонних, дескать, среди них могут оказаться шпионы. Мораль фильма, отражающая царящую в картине атмосферу недоверия, заключена в финальной сцене: - Он не доверял людям. Он их ненавидел, ненавидел весь мир. Знаешь, он сказал, что такие, как мы, не подозреваем, каков мир на самом деле. - Возможно, мир не так плох, но иногда к нему стоит приглядываться. Похоже, он иногда сходит с ума. Звучит злободневно…
Альфред Хичкок снял так много культовых фильмов, что выбирая какой-то один, приходится выбирать лучшее из лучшего. Снятый в 1943 г. психологический триллер 'Тень сомнения' часто оказывается забытым на фоне таких громких и обязательных к просмотру шедевров как 'Веревка', 'Психо', 'Окно во двор', 'Птицы' и др. Однако 'Тень сомнения' - это очень достойная картина, которая без сомнения принесет удовольствие зрителю от ее просмотра и запомнится надолго. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает историю длительного преследования детективами мужчины, которого они считают серийным убийцей. Понимая, что за ним идет слежка, мужчина решается отправиться в небольшой город, где живет его сестра со своей семьей. Родственники встречают его с огромной радостью, но когда старшая дочь семейства начинает подозревать дядю в преступлениях, он начинает угрожать ее жизни... Главные роли в фильме исполнили Тереза Райт ('Лучшие годы нашей жизни', 'Миссис Минивер') и Джозеф Коттен ('Газовый свет', 'Гражданин Кейн', 'Тора! Тора! Тора!'). Смотря этот фильм невозможно не восхититься таланту Альфреда Хичкока не только создавать яркие визуальные образы, рассказывать напряженные истории, но и умению подбирать актеров. Просто глядя на лица героев фильма 'Тень сомнения', вы понимаете очень многое о характере и прошлом этих людей. Убийца, смышленая девушка, боязливая мать, упорный детектив - смотря фильм, возникает ощущение, что вы погружаетесь в реальный мир хорошо знакомых вам людей. Режиссеру действительно удалось принести зло в маленький уютный городок и в жизнь обычных людей. Практически все действие фильма разворачивается внутри дома главных героев. Альфред Хичкок погружает нас в мир намеков, подозрений, сомнений, выстраивания логических цепочек из обыденных и легко уловимых особенностей поведения. Мы не видим каких-то увлекательных погонь и жестоких преступлений - именно это и делает 'Тень сомнений' невероятно реалистичной историей, которая будто бы могла произойти в вашем собственном доме. Сам Альфред Хичкок неоднократно говорил, что 'Тень сомнений' - это его самый любимый фильм. И он действительно снят с огромной любовью, это чувствуется в каждом кадре. В год выхода лента провалилась в прокате. Однако сейчас фильм постоянно попадает в списки величайших лент всех времен и включен в национальный реестр фильмов США. Однозначно рекомендуем к просмотру фильм 'Тень сомнения' 1943 г.
Не смотря на то, что 'Тень Сомнения' - один самых из ранних фильмов-нуар Альфреда Хичкока, в нем есть все характерные черты, присущие его кинокартинам. Здесь есть отличный, лихо закрученный сюжет, настоящая тайна, интрига... И даже когда нам становится понятно, что дядя Чарли - убийца, напряжение не спадает, а наоборот - возрастает, мы начинаем переживать за судьбу его племянницы, развязка истории не очевидна до самых финальных титров... При этом семья продолжает жить радостной и практически беззаботной жизнью, не зная и даже не подозревая, что среди них - настоящий маньяк, ненавидящий людей... Атмосфера таинственности, жестокости и ощущения, что ничего нельзя поделать, воссоздана просто великолепно. Нельзя не отметить, что 'Тень Сомнения' - один из немногих фильмов Хичкока, основанный на реальный событиях. 9 из 10
Собственно я не добавлю ничего нового в рецензии, и пишу ее под впечатлением после просмотра этого замечательного кино. Перед просмотром я прочитал книгу C.Жижека ' То, что вы всегда хотели знать о Локане, но боялись спросить у Хичкока ' Разумеется в ней не просто упоминается Тень сомнения, но разбирается вся картина по частям. Замечательная книга. Поэтому я не буду добавлять ничего нового к идее фильма, а лишь расскажу пару лестных слов об его других составляющих. Не являюсь большим знатоком старого Голливуда, поэтому я наблюдал игру актеров, двух главных ролей(а точнее смаковал)впервые. Восхитительная игра Коттона и Терезы Райт. Она сыграла так хорошо, что не поверить ей, было - ну просто не возможно. Темкин как всегда на высоте. После Морриконе мой любимый композитор. Присовокупив все, мы имеем истинный шедевр, который состоит из замечательной идеи фильма, классного и ненавязчивого сюжета, прекрасной игры актеров, отличной операторской работы(например сцена в конце фильма, когда Чарли спускается вниз по лестнице и нам показывают крупным планом кольцо на ее пальце),замечательного музыкального сопровождения и... очередного незаметного камео самого режиссера. 10 из 10
Меня этот фильм захватил, сама не ожидала. Наверное, в этом виновата Тереза Райт, которая блестяще справилась со своей ролью. Смотреть на её игру в этом фильме можно бесконечно. Не могу сказать, что сюжет оригинален. Некий Чарли совершает убийство, а потом едет к своей семье, где его любят и уважают. Особенно его боготворит юная племянница Чарли, которую назвали в честь дяди. Собственно эту Чарли как раз и играет Тереза Райт. Постепенно девушка начинает догадываться, что её обожаемый дядя не так честен, как всем думается, и что он что-то скрывает. Повторюсь, Райт великолепна. Её Чарли обожает, сомневается, боится - и всему этому веришь. Исполнитель главное роли - Джозеф Коттен - тоже не подкачал. Он - 'волк в овечьей шкуре'. Правда зритель изначально осведомлён о его сущности, поэтому вдвойне интересно наблюдать за его поведением. На мой взгляд, это один из лучших фильм раннего Хичкока. 8 из 10
Мастер саспенса снял не типичное для себя кино, нет не потому что Тень сомнения это не саспенс, а потому что сомнения в этом фильме почему то мало, лично для меня все было понятно изначально. К тому же кто такой Чарли известно с самого начала, не знаю как для других, но для меня это минус. Но плюсов конечно гораздо больше, это интересные персонажи, качественный саспенс и отличная режиссура. А еще мне очень понравилась маленькая Энн Ньютон в замечательном исполнении юной Эдны Мэй Уонэкотт, крайне колоритный персонаж, который одновременно и раздражает и умиляет. Решающая сцена в поезде мне показалась не очень правдоподобной, создалось ощущение, что старине Хичу пришлось наспех переснять концовку за 10 дней до премьеры. Но в целом пусть и не лучший фильм Хичкока, но мастерский и заскучать точно не заставит. Так же у фильма есть одна номинация на Оскар, за лучший сюжет. 7 из 10
Наблюдая генезис творчества сэра Альфреда в американский период развития можно выявить некоторые закономерности. Каждая картина вписывается в определенный тематический ряд, начатый режиссером еще в Англии. Рассматриваемая лента возникла также не на пустом месте. Во многом она базируется на творческих находках таких картин как «Леди исчезает», «Ребекка» и «Подозрение». Для указанных фильмов, по контрасту с фирменным «динамическим» саспенсом шпионских триллеров наподобие «Диверсанта» или «Иностранного корреспондента, характерно ювелирное проникновение в хрупкую субъективность персонажей и тонкая психологическая проработка. Уникальная специфика этих картин в полной мере согласуется с богатством литературных первоисточников, по которым они поставлены. Ранее, направление для творческих поисков Хичкоку задавали такие известные авторы как Дафна Дюмурье или Френсис Айлз. На этот раз продюсеры решили не ограничиваться киноадаптациями и поэтому пригласили трехкратного лауреата Пулитцеровской премии, легендарного прозаика и драматурга Торнтона Уайлдера, который в поте лица, с первых петухов, корпел над сценарием на пару с Хичкоком. Самому маэстро, встреченному в Америке без особых почестей, близкое знакомство со столь знаковой фигурой американской культуры было очень приятно. В итоге, уже на уровне текста проект представлял из себя произведение искусства. Тут присутствовала и глубокая моральная антиномия человеческой души, и метафизическая широта и символическое богатство и даже красота симметричной формы повествования. Но все художественное разнообразие картины мы оценим несколько позже, а пока обратимся к сюжету. Чарльза Окли, мужчину средних лет крайне импозантной наружности, разыскивает полиция по подозрению в совершении серии убийств с особой жестокостью. Некий маньяк, разъезжая по мегаполисам американского континента, убивает богатых вдов, после чего забирает себе все их многочисленные драгоценности и украшения. Чарли на время решает «схорониться» у сестры Эммы, проживающей со своей многочисленной семьей в маленьком провинциальном городке Санта-Роза. В то же самое время старшая дочь Эммы, которую также зовут…Чарли, страшно устала от монотонности, серости и скудости жизни пригорода и, охваченная необъяснимым порывом, спешит на почту писать телеграмму дяде, в котором видит последнюю надежду на духовное воскрешение. По чистой случайности оказывается, что дядя уже ее опередил. Но желание (обоих) Чарли исполняется совсем не так, как было задумано. Хотя поначалу все идет просто прекрасно. Природное обаяние, харизма и, конечно, богатство дяди быстро рушат все преграды. Окли тут же становится всеми любимой местной знаменитостью. Вскоре под видом репортеров в дом Нютонов приходят двое мужчин, чьи реальные намерения явно не соответствуют заявленным. Один из них, будто бы случайно, фотографирует Чарльза, который оказывается крайне удручен столь нежелательным вторжением. Интервьюер просит у юной Чарли приватной беседы. Выясняется, что он полицейский, собирающий улики против ее дяди. За неимением оных вменить ему в вину недавно совершенные преступления не представляется возможным. Случайно у девушки появляется гарантированное доказательство его причастности к убийствам. Окли сам дарит ей кольцо, на котором выгравированы инициалы одной из жертв. Перед Чарли возникает сложная нравственная дилемма – отпустить на волю преступника или разрушить жизнь семьи, которая и воскресла только за счет него… Возвращаемся к анализу художественных достоинств ленты. Для начала заметим насколько тонкую и неоднозначную картину мирового зла рисуют Хичкок и Уайлдер. В образе Окли фактически воплощается сам Люцифер с нестираемой ехидной ухмылкой, строгой элегантностью и умением втираться в доверие ко всем и каждому. Однако даже дьяволу не чуждо ничто человеческое. Ядро его преступного существования – это горечь по поводу нравственной смерти мира, общечеловеческой деградации. Он даже пытается объяснить племяннице свою позицию: «Ты думаешь, что все знаешь о жизни? А ты знаешь, что мир – это грязный свинарник? Что если сорвать фасады с домов, то за ними ты увидишь свиней? Мир – это ад!». Окли – это некая смесь из Раскольникова и Гитлера. Он подкрепляет свои деяния нравственными теориями о чистоте нации, якобы презирает деньги и общественное мнение и живет только ради идеи. Но, в конечном итоге устраивает самый настоящий старушечий геноцид. Следует заметить, что идея мирового зла была крайне актуальна во время выхода фильма, состоявшегося в разгар второй мировой войны. Столь мрачную, животрепещущую тему Хичкок гениально раскрывает на фоне идиллической до приторности жизни маленького, тихого городка калифорнийской глубинки, который почти что в точности повторяет искусственный мир из картины «Шоу Трумана». Далее отметим, что структура картины представляет из себя двоичный код, носителями которого являются дядя Чарли и его племянница. На самом деле они – это (в символическом отношении) одно лицо, о чем в картине утверждается на уровне не только нарратива («Мы не просто дядя и племянница. Мы одинаковы. Как близнецы.»), но и структуры. Анализ эпизодов показал, что сцены всегда идут парно и зеркально отражаются одна в другой. В фильме всего по двое – двое детей, сыщиков, докторов, подозреваемых, два ужина, похода в церковь, прибытия поезда и даже бар, куда идут два наших персонажа называется… «до двух». Но что значит эта двойственность? Можно ли утверждать, что герои являются двумя сторонами одной личности (племянница – идеалистическое, высоконравственное Сверх-Я, а дядя – бессознательные, преступные влечения ОНО) или видеть в них репрезентантов извечной дихотомии добра и зла? Наиболее интересные и радикальные интерпретации идут дальше и вводят к двум элементам третий. В отношении двух Чарли, им как ни странно, оказывается…мать девушки/сестра Окли. Ведь вся интрига фильма строится на ее желании чуть ли не боготворить брата, в честь которого она даже назвала собственную дочь. Девушка защищает ее фантазматический мир, построенный вокруг брата от «срыва фасадов», крушения молотом истины, хотя само ее поведение является противоречием в себе. Как говорил маэстро «эта героиня не без пятнышка». Полноту картины взаимоотношений героев довершает символический объект, циркулирующий между ними и фокусирующий на себе всю эмоциональную палитру фильма. В картине этим «магическим предметом» является кольцо. Подобно «кольцу всевластья» оно несет на себе печать проклятия. Именно оно уничтожило идиллический мир любящих друг друга дяди и племянницы, превратив его в арену смертельной игры двух заклятых врагов. В данном случае, тот, кто им владеет получает абсолютную власть над судьбой и жизнью соперника. Таким образом, третий элемент зеркальных отношений героев одновременно и созидает эти отношения и разрушает их. По чисто технической части в фильме особо выделяется работа талантливого оператора Джозефа Валентайна (успевшего перед смертью снять знаменитую «Веревку» Хичкока, сделанную одним дублем) и музыка Дмитрия Зиновьевича Темкина, русской иконы «золотого Голливуда». В целом, фильм можно обозначить как «почти шедевр». Видно, что маэстро уже вошел в раж и готов выдавать по культовой картине в год. После данной ленты даже у самый заядлых критиков режиссера отпала последняя «тень сомнения» в его гениальности.
Выпала удача, вернее желание посмотреть один из самых старых и любимых самим Хичкоком фильмов – Тень сомнения. Фильм вышел в разгар второй мировой войны в 1943, а год спустя был номинирован на Оскар за лучший сценарий (или литературный первоисточник) Тень сомнения, как и последующие работы Хичкока тонко акцентируются на мелочах. В цене, где дядя Чарли прибывает на поезде, мы видим большой клуб черного дыма, которым заволакивает перрон. Этим эпизодом режиссер подчеркивает прибывающее зло, ведь Чарли это образ дьявола в человеческом обличии. Что то подобное Хичкок показывал в фильме «Птицы». У Альфреда Хичкока не много фильмов, где центральным персонажем картины является злодей, второй такой лентой является «Психо» (признанный шедевр мировой киноиндустрии). Однако в отличии от злодея «Психо» злодей в «Тени сомнения» может вызвать симпатию, до определенного момента, конечно. На мой взгляд, этот момент наступает в сцене, где герой Джозефа Коттена нарочно опрокидывает стакан, чтобы скрыть волнение, которое нарастало при обсуждении мелодии. Дальше больше, Чарли раздражается еще больше, особенно, когда его племянница начинает что-то подозревать, на все подозрения ее подталкивает сыщик в исполнении Кэри МакДональда. Все доходит до того, что дядя пытается инсценировать смерть своей родственницы. И снова Хичкок тонко подчеркивает характеры, тонко играет со своими персонажами и хорошо раскрывает нутро злодея. «Деградация» персонажа проходит поэтапно, этот же прием использован и в «Психо» Если продолжить проводить анализ с «Психо», то можно выделить еще одну важную деталь. Это наличие в «Тени сомнения» юмора. Да, не смотря на то, что «Тени сомнения» триллер в нем присутствует юмор, который, кстати, ложится в основном на детей, друге семьи и отце племянницы Чарли. Первые по-детски весело выдают «коры», вторые шутят над тем, как бы они друга «убили», эдакие любители криминальной «литературы». За счет юмора «Тень сомнения» выглядит по доброму мягким, а образ созданный Джозефом Коттеном не дает забыть о том, что перед нами все таки продуманный до мелочей триллер. В лучших традиция раннего и позднего Альфреда Хичкока. 'Джозеф Коттен однажды сказал: «Орсон Уэллс считает своим лучшим фильмом «Гражданин Кейн», Альфред Хичкок — картину «Тень сомнения», сэр Кэрол Рид — ленту «Третий человек». И во всех этих фильмах снимался я!» 10 из 10
Несмотря на то, что карьерный успех легендарному режиссёру Альфреду Хичкоку начал сопутствовать ещё в 30-е годы, по-настоящему крупную известность он приобретает с того момента, как начинает работать в Голливуде, в начале нового десятилетия. 'Ребекка' (1940), 'Подозрение' (1941), 'Тень сомнения' (1943), 'Заворожённый' (1945), 'Дурная слава' (1946) - эти фильмы были созданы режиссёром в Голливуде и принесли ему всемирную славу, а сегодня справедливо считаются классическими и культовыми среди последователей или просто фанатов Хичкока. Однако, среди критиков 1940-х годов наиболее почитаемыми его творениями были именно «Тень сомнения» и «Дурная слава», и о первом из них и пойдёт речь далее. Психологический триллер 'Тень сомнения' (1943), выйдя на экраны, имел огромный успех и получил номинацию на 'Оскар' в категории 'Лучший сюжет'. Но вот вопрос - насколько сюжет, используемый режиссёром в этом фильме, можно назвать оригинальным? Чтобы ответить на него, стоит пару слов сказать о сюжете. Итак, место действия - Калифорния, провинциальный городок Санта-Роза. Выпускница Шарлотта Ньютон (Тереза Райт), которую все зовут просто - 'Чарли' мучается от скучной и монотонной жизни в провинции и мечтает о том, чтобы к ней приехал её дядя, которого тоже зовут Чарли (Джозеф Коттен). И её желание сбывается - он прибывает на ближайшем поезде. Поначалу, всё идёт хорошо и девушка, находясь на 'седьмом небе от счастья', слушает рассказы дяди о его жизни и приключениях. Но затем странное поведение и скрытность Чарли (интерес к богатым вдовам, болезненная реакция на упоминание вальса из 'Весёлой вдовы' Легара и беспричинное нежелание беседовать с репортёрами) заставляет Шарлотту начать сомневаться в истинной причине его приезда и думать, что её дядя - убийца! Итак, если присмотреться к сюжету, то его сходство с другим хитом Хичкока - 'Подозрение' - становится очевидным. Судите сами - как героиня Джоан Фонтейн (выигравшая 'Оскар' за роль в той картине), так и героиня Терезы Райт подозревают близкого им человека в том, что он убийца и обеим кажется, что следующими жертвами могут стать они сами. Не случайно ведь, что именно Фонтейн была первой кандидатурой режиссёра на эту роль - она ей идеально подходила. Но, в этот момент актриса была занята на съёмках в 'Верной нимфе' (1943) (за которую она получит ещё одну номинацию на 'Оскар'), поэтому отказалась. Впрочем, некоторая тождественность сюжетов совсем не мешает режиссёру создать фильм, в достоинствах ничем не уступающий 'Подозрению'. Хичкок мастерски (впрочем, иначе он и не умел) нагнетает атмосферу происходящего и показывает зрителю, что все беды и злоключения могут не приходить откуда-то со стороны, а просто таятся на месте под маской 'нормальности' и 'законности', ожидая своего часа, чтобы вырваться. Ещё один интересный, хотя и скрытый, на первый взгляд, приём мы можем наблюдать, если обратим внимание на одинаковые имена главных героев - Чарли (это имя, кстати, произносят в фильме целых 170 раз!). По фильму не раз проскальзывает мысль о некотором (помимо кровного) родстве главных героев - речь идёт именно об их духовной общности. Ведь, так или иначе, оба персонажа с развитием сюжета всё явственнее начинают желать смерти друг друга и желание одного из них, как нетрудно догадаться, должно сбыться, что весьма ярко и наглядно демонстрируют сцены отъезда его героя ближе к финалу картины (который многие почему-то любят ругать, хотя этого делать не нужно). Ну, а теперь немного стоит поговорить об актёрах. Тереза Райт в роли Шарлотты заслуживает самых восторженных отзывов - актриса прекрасно справилась с ролью девушки, которая начинает бояться своего дядю (любимая роль актрисы в кино, исходя из её интервью 1959 года). Также хорош и Джозеф Коттен в роли неоднозначного дяди Чарли (его герой написан на основе реального серийного убийцы 20-х годов прошлого века Эрла Нельсона). Хотя самой первой кандидатурой на эту роль был Уильям Пауэлл, лично мне трудно представить его в таком качестве. К недостаткам фильма можно отнести некоторую предсказуемость развития событий и факт того, что зритель практически с самого начала знает, что из себя представляет герой Джозефа Коттена - а знающий классику Голливуда зритель, следовательно, автоматически готов к тому, что этот персонаж закончит трагично - кодекс Хэйса никто не отменял! Впрочем, как бы там не было, одна аксиома остаётся неопровержимой - у Альфреда Хичкока получилось снять захватывающий и удерживающий внимание зрителя до финальных титров, психологический триллер, который заслуженно считается классикой. Фанатам творчества Хичкока и просто любителям хорошего кино - обязательно к просмотру! Спасибо за внимание! 8 из 10
В Америке был такой серийный убийца - Эрл Леонард Нельсон. Его казнили, когда ему было всего тридцать лет. А известным он стал благодаря убийствам женщин с целью обогащения. Есть история, что когда Нельсону было 10 лет, он катаясь на велосипеде попал под трамвай и шесть дней был без сознания. После того случая его поведение стало неустойчивым. Его мучили головные боли и амнезия. Сложно сказать, что именно послужило спусковым элементом для его убийств, но Альфред Хичкок заинтересовался этой историей. Мэтр снял кино, развивающее темы затронутые в 'Жильце' и 'Подозрении'. Зрителю показывается обычная американская семья в которую приезжает родственник. У него неприятности и большую часть фильма зритель должен решать - является ли этот странный человек серийным убийцей. В конце концов, Хичкок настолько четко закручивает интригу, что уже все равно окажется герой Джозефа Коттена убийцей или нет. Режиссерский талант Хичкока очевиден. У него нет мелочей. Многого стоят комментарии детей, которые будто озвучивают самые нескромные мысли из нашего подсознания. Например, рекомендация маленькой девочки о том, что не стоит держать деньги в банке, ибо их конфискует правительство, не так проста. Отмечу и просто потрясающей, по психологической насыщенности, эпизод в банке, в котором герой Джозефа Коттена общается с управляющим, подшучивает и сообщает о том, что его раздражает напряженная атмосфера. По правде говоря, всего даже не перечислишь. Считаю, что у 'Тени сомнения' практически нет слабых мест. Фильм детально продуман, четко подготовлен и профессионально снят. Кстати, совсем не случайно, что на главную роль Хичкок так хотел получившую Оскар за 'Подозрение' Джоан Фонтейн. Эта замечательная актриса идеально подошла бы на роль молодой девушки, сомневающейся в виновности своего родственника. Однако, Тереза Райт великолепно справилась с поставленной задачей. Актриса была более чем убедительна. Равно, как и великолепно сыгравший Джозеф Коттен. Думаю, оба актера заслуживали номинации на лучшую роль года. В итоге: воспользовавшись реальной историей о серийном убийце - Эрле Леонарде Нельсоне, Альфред Хичкок снял напряженную психологическую криминальную драму. Даже после того, как узнаешь все перипетии сюжета, кино хочется пересматривать. Это все только потому, что мы имеем дело с шедевром. 'Тень сомнения' - один из лучших фильмов 1943 года 10 из 10
Пример Альфреда Хичкока служит наглядным подтверждением того, что все проблемы родом из детства. Две невинные, на первый взгляд, родительские оплошности навсегда изменили мировосприятие мальчика, заставив его до конца жизни бояться полицейских, а лейтмотив ошибочно обвиненных сделать центральным в своих произведениях. Впрочем, нет худа без добра, ведь подсознательный страх позволил режиссеру научиться пробуждать у зрителей нарастающее чувство напряженного ожидания, иными словами, вызывать саспенс, который в конечном итоге стал синонимом к фамилии режиссера. Однако, как любой успешный профессиональный боксер некогда был начинающим любителем, так и гениальный режиссер до получения статуса «легенды кинематографа» прошел длинный путь к профессионалу. Сам Альфред, отвечая на вопрос о том, какая версия фильма «Человек, который слишком много знал» -1934 или 1956 года - лучше, сказал, что первый вариант снял талантливый любитель, тогда как второй – профессионал. Одной из кинолент, выпущенной в этот период становления стала «Тень сомнения», где четко прослеживается отпечаток творца, но пока очень молодого и недостаточно опытного. Джозеф Коттен, облаченный в мятую шляпу, играет роль загадочного дяди Чарли, ловко ускользающего от разыскивающих его подозрительных личностей. С целью залечь на дно, он переезжает на другой конец штатов всемогущей Америки, в пригород к своей сестре и её семье. Тереза Райт с чудесной прической - племянница и тезка - очень рада приезду дяди, но ненадолго. Странное поведение последнего заставляет усомниться юную Чарли в истинных целях его приезда. Кто эти люди и почему дядя так отчаянно хочет от них сбежать? И почему он так занервничал при напевании мелодии из оперетты «Веселая вдова»? Типичная для тех лет детективная тематика за счет внимания к деталям, которые запросто можно не заметить, как и камео режиссера в поезде, обретает пугающе правдоподобную форму. Сам мэтр утверждал, что саспенс любит порядок, подразумевая, что ситуации, в которые попадают герои, должны быть максимально приближенными к реальности. И уже начальная сцена, за счет грамотного совмещения музыкального и визуального сопровождений, позволяет тонко передать контраст между враждебным Нью-Джерси и маленьким пригородом в Калифорнии, внушив зрителю ложное чувство комфорта и уюта. Ложное, поскольку вскоре из приятного «довоенного» (ведь США к тому времени всецело была поглощена баталиями с потомками самураев) поселения, городок превращается в капкан и средство манипуляции, в котором новости распространяются быстрее, чем дым, исходящий из зажженной сигареты. Главным раздражителем, поспособствовавшим таким метаморфозам, сделался Джозеф Коттен, чей образ дяди Чарли вкупе с визионерским чувством Хичкока, получился куда разносторонней своего имени. Действенный облик, основанный на личности серийного убийцы Эрла Леонарда Нельсона, совершенно не похож на «картонного» интригана. Коттен – частица нуара в миролюбивом городке. Подобно лилии, затмевающей своей специфической внешностью и запахом букет роз, он привлекает внимание всех жителей, незаметно подчиняя их своей воле. Результат кропотливой работы над персонажем заставляет призадуматься о том, что первично: идея фильма или облик Чарли. Убедительности происходящему добавляют живые диалоги и развилки сюжета, противоречащие принципу «ружья на стене». Но с чем киноленте не повезло, так это с финалом, представляющим фактически полное отсутствие логики, что на фоне вышеописанного смотрится белой вороной, покрашенной флуоресцентной краской. Только если ворона, светящаяся в темноте, внимание привлекает, то финал в «Тени сомнения» наоборот - отторгает. Виной этому служит преждевременный уход сценариста Торнтона Уайлдера, которого призвали на фронт, и дописывать сценарий ему пришлось по пути на службу, что, видимо, ему не очень понравилось. Иначе объяснить причину такой разительной расхожести между колоссальным вниманием к сюжетному развитию и откровенно блеклой концовкой просто не получается. Закрыв глаза на сопутствующие закулисные интриги, складывается впечатление, что Хичкок подошел к созданию киноленты с упорством школьника, которому родители, уходя на работу, сказали сделать полную уборку квартиры. И вот начав тщательно вытирать каждый уголок комнаты, через час ему это действо окончательно наскучило, и он, бросив все, поскакал на улицу гулять с друзьями в надежде, что мама сильно ругать не будет. «Тень сомнения» можно поругать за недоработку и смело назвать не самой лучшей работой «короля саспенса». Но назвать её невзрачным выражением «на пути к профессионалу» язык не поворачивается, а пальцы не выгибаются. И причина этому – Джозеф Коттен, для которого эта роль наравне с «Гражданином Кейном», остается лучшей в карьере американского актера. Не верите? Тогда посмотрите и убедитесь в этом сами.