Когда мне было лет 10, мой отец предложил мне сыграть с ним в шахматы. Я довольно быстро освоил ходы фигур, но дальше этого особо не пошел. Как выяснилось позднее, мои мозги плохо мыслят стратегически, что для шахмат является определяющим. Но имя Роберт Фишер мне было известно давно. Мне рассказал о нем кто-то из отцовских друзей-шахматистов. Спроси меня тогда, кто это такой, я бы ответил: «Великий шахматист, равного которому нет, и который сошел с ума, от того, что был слишком умным». Похоже, мое детское мнение было не так уж и далеко от истины, хотя в детали я никогда не вникал. Поэтому, к просмотру «Жертвуя пешкой» я подошел еще и с личным интересом. Судя по фильму, Бобби Фишер был весьма неуживчивым, сложным в быту и крайне неприятным в личных отношениях персонажем. Вряд ли кто-то предпочел иметь такого человека в друзьях, и, упаси Бог, в начальниках, я уже не говорю о супружестве. Любить такого не тяжелый, а просто неподъемный крест. Тем не менее, он вызывает если не сострадание, то хотя бы симпатию. Он был шахматный гений, и за эту неординарность, хочется простить ему и скандалы, и непомерные требования и маниакальную подозрительность. Когда в фильме разгорается историческая шестая партия, наши симпатии целиком на стороне Фишера. Уж очень хочется, чтобы выиграл он, а не Спасский. Почему же мы отдаем свое сердце Фишеру - этому параноику, чей мозг, словно червями разъело конспирологическими теориями? Трудно сказать однозначно. Хотя, мне кажется, не последнюю роль играет здесь взгляд самого режиссера, который Фишера явно любит. Плюс, отзывается в сердце нонконформизм, кричащий в каждом поступке Бобби. Не смотря на то, что выходки Фишера подчас граничат с социопатией, нам почему-то нравится этот «бунт обреченного». Ведь рано или поздно система перемалывает любого из нас. Или не любого? Ведь в случае с Фишером - эта битва длилась до гробовой доски. И абсурдна она не более, чем безнадежный эпатаж героя Кизи из «Пролетая над гнездом кукушки». У Фишера были все шансы закончить дни в психушке, а он став персоной нон грата, обрел свой покой в Рейкьявике, где состоялся в свое время его звездный час. И странным образом теплеет на сердце, когда мы видим его уже на склоне лет, с бородой библейского пророка и безумными глазами одержимого. Непостижимый контраст между благостной внешностью и одиозными заявлениями говорит нам больше, чем любая шахматная партия. У всего есть своя цена, в том числе у гениальности. И Роберт Фишер ее, похоже, заплатил.
Представьте стадион «Олимпийский», под завязку забитый людьми (он вмещает 70 050 человек), или лучше английский Уэмбли (90 тысяч), да что там, пусть будет северокорейский Стадион Первого Мая, являющимся самым большим стадионом в мире (150 тысяч человек). Или зачем нам ограничения, давайте возьмем в пример фестиваль музыки Коачелла на открытом пространстве, который посетили в этом году около 700 тысяч человек. Всюду люди, некуда яблоку упасть. Всё в ожидании двух легенд, это будет выдающееся событие. Народ бьется в истерики. Кого, по-вашему, они ждут? The Beatles и the Rolling Stones на одной сцене? Или это дуэт Джимми Хендрикса и Элвиса Пресли? А, может быть, Боб Дилан будет петь с Куртом Кобейном? Нет, это шахматная партия между Бобби Фишером и Борисом Спасским. Именно в таком ключе подает историю режиссер «Жертвуя пешкой» Эдвард Цвик. Он решил рассказать о «схватке столетия» двух шахматистов в стиле рок. Бобби Фишер (Тоби Магуайр) – гениальный шахматист, одержимой этой игрой. По натуре, он человек скандальный, взвинченный и самовлюбленный, его психическое состояние с каждым разом всё хуже и хуже: им одолевает паранойя и безумие. Его стремление – стать самым молодым чемпионом мира по шахматам, матч должен состояться в исландском Рейкьявике, а его соперником будет абсолютный чемпион, непобедимый Борис Спасский (Лив Шрайбер). Тот, в свою очередь, крайне спокойный и сдержанный, что очень удивительно для русского человека. Однако каждый шахматист – немножко сумасшедший. Фильм придется по душе всем русофобам, даже если Цвик не старался так позиционировать своё кино. Однако довольно много политического подтекста в фильме. Разгар холодной войны, противостояние между Советами и Штатами на новом, интеллектуальном уровне – звучит весьма интригующе. Да и само название «Жертвуя пешкой» - это лишь аллюзия на приём в шахматах, пешками тут являются Фишер, над котором постоянно нависает невидимая тень Никсона, и Спасский, за каждым шагом которого следят вездесущие брови Брежнева. Вполне резонны все сравнения фильма с «Игрой в имитацию», между прочим, оба фильма были представлены публике на кинофестивале в Торонто в 2014 году (где «Имитация» и выиграла). «Жертвуя пешкой» - очередной качественный байопик о выдающимся человеке с отклонениями в психике. Однако если вас больше интересует внутреннее состояния Бобби, то лучше посмотреть замечательную документальную ленту «Бобби Фишер против всего мира» (2011). Здесь же во главу угла ставится шахматное противостояние двух великих держав, состоявшееся в 1972 году, и всему, что этому предшествовало. Также напрашиваются робкие сравнения с «Гонкой» Рона Ховарда, рассказывающим о величайшем противостоянии в мире автогонок, но Цвику до Ховарда далеко как от Израиля до США в плане прорисовки характеров, напряжения и построения сюжета на базе всем известной истории. Однако в «Жертвуя пешкой» Цвик не старался вывести на передний план именно противостояние Спасского и Фишера, здесь скорее лишь противостояния Фишера: внешнее – с грузом Холодной войны и внутреннее – со своим собственным безумием. «Я не буду играть до тех пор, пока все мои условия не будут выполнены. Я хочу, чтобы между мной и зрителями было, как минимум, пять метров. Я буквально слышу их мысли». (Бобби Фишер). Своей ролью Бобби Фишера, лично для меня, Тоби Магуайр выдвинулся на первый план сильных драматических партий в этом году. Да, что там, это его лучшая роль в карьере на моей памяти. Конечно, маску паука с него вряд ли кто уже снимет, но раздвоение актерской личности в драматическую сторону прошло успешно. А вот Лив Шрайбер, как правило, не разочаровывает, хоть роль и небольшая, но Борис из него получился яркий. - Если я критикую священника, попаду ли я за это в ад? - Зависит от того, веришь ли ты в ад. Кино понравится всем любителем шахмат, качественных биографических лент о выдающихся личностях, тем, проникся «Игрой в имитацию» и любителем хорошего монтажа, актерской игры и музыкального сопровождения. Однако если в вас все еще жив дух соперничества времен Холодной войны и вы считаете, что в ней русские победили запад, то, наверное, не стоит смотреть этот фильм, а то еще глаза вам откроет. Кроме шуток, «Жертвуя пешкой» - очень драйвовое кино, несмотря на тему о самом спокойном виде соревнований, и так же, как и в случае с Аланом Тьюрингом, поможет сформировать собственное мнение об одной из самых противоречивых персон 20-го века. 7.5 из 10
Казалось бы, невозможно снять интересный фильм на такую скучную тему, как шахматы. Но «Жертвуя пешкой» опровергает это утверждение, будучи захватывающим и напряжённым триллером, который, конечно, выходит далеко за пределы шахматной темы. Лента режиссёра Эдварда Цвика и сценариста Стивена Найта - это биографическая драма об американском гении Бобби Фишере. Фильм рассказывает историю маленького еврейского мальчика, который живёт в Бруклине с матерью-коммунисткой и сестрой и проявляет феноменальные способности в шахматах. В четырнадцать лет он стал самым молодым за всю историю чемпионом США. Фишер одерживал победу за победой, получил звание гроссмейстера в 15 лет и вскоре выдвинулся в число сильнейших шахматистов мира. Однако его постоянно сопровождали скандалы. Будучи гением шахмат и обладателем феноменальной памяти, он совершенно не умел находить общий язык с людьми, грубо нарушал регламент соревнований, требовал привилегий и демонстративно выказывал своё недовольство. Кульминацией фильма становится турнир за титул чемпиона мира по шахматам в Рейкьявике в 1972 году, где Бобби предстояло сразиться с действующим чемпионом мира Борисом Спасским. Конечно, в картине этот матч между американцем и русским представлен не просто как бой двух гениев в интеллектуальной игре, а как ключевое столкновение сверхдержав, находящихся в состоянии «холодной войны». Политика рвётся в ленте на первый план, даже порой перекрывая тему шахмат. КГБ, президент Никсон, прослушка, коммунизм. Шахматная доска здесь как метафора поля боя. А игроки – будто главы сверхдержав, как марионетками управляющие фигурками-людьми. «Жертвуя пешкой» - не только трагедия гения, дар которого становится для него проклятьем, но и драма о том, что жизнь простого человека ничто на глобальной политической арене. Он всего лишь пешка в руках властелинов мира. Весь саспенс и психологическая составляющая фильма, конечно, держится на игре Тоби Магуайра. Он удивительно органичен в роли скандального гения, одержимого паранойей и практически скатившегося в безумие. Постоянно думая о том, что за ним следят, Бобби (Тоби Магуайр) проверял свои номера в отелях на наличие жучков, раскручивая телефонные трубки, разрезая картины и вспарывая мебель. Его паранойя доходила до таких крайностей, что ставила под угрозу всю его карьеру шахматиста. Пребывая практически в безумии, он не мог сосредоточиться на игре и делал непростительные ошибки, которые вырывали победу у него из рук и окончательно выбивали почву из-под ног. В противовес взбалмошному и капризному Фишеру, советский шахматист Борис Спасский, главный соперник молодого американского гения, представлен как невозмутимая скала. Лив Шрайбер в этой роли – практически советский Джеймс Бонд. Он спокоен, с иголочки одет, находится в прекрасной физической форме и скрывает глаза за тёмными очками. Его постоянно окружает целая делегация в чёрных костюмах. Но Цвик очень умно показывает уязвимость Спасского, когда маска самоуверенности спадает с него и открывает все страхи советского шахматиста. По сути, он настолько же безумен и одержим паранойей, как и его американский коллега. Разница лишь в том, что именно Фишер видит среди миллиардов комбинаций тот единственный верный ход, который приводит его к победе. «Жертвуя пешкой» - увлекательный шахматный триллер, местами переходящий в эксцентричную комедию про психов на фоне драмы о «холодной войне». Хоть это и не великое кино и не феноменальный шедевр, лента Эдварда Цвика представляет собой очень интересный с художественной и психологической точки зрения байопик.
Сколько себя помню, никогда не любил и не увлекался шахматами, для меня эта игра темный лес. Но знаете, что самое интересное? Фильм про шахматы посмотрел с удовольствием. Наверное, потому что фильм не совсем о шахматах, а возможно, потому что Эвард Цвик смог рассказать, казалось бы, скучную историю о шахматном соперничестве, живым и интересным языком. Дело в том, что «Жертвуя пешкой» сложно назвать фильмом о шахматах, как о таковой игре, здесь вы не увидите экскурс в историю игры или какие-то свойственные шахматам приемчики и различного рода фишки, здесь вы увидите истории противостояния двух шахматных гениев своего времени Бобби Шифера и Бориса Спасского. Как по мне, в фильме больше показано именно противостояние двух шахматистов, нажали противостояние двух мировых держав в разгар холодной войны. Точнее сказать, здесь это показано, но не так ярко как это заявляется в трейлере и в описании к фильму. Возможно, Эдвард Цвик и пытался сконцентрировать внимание на показе интеллектуального превосходства между двух держав – США и Советского Союза, но все же основной упор как по мне, был сделан на самих шахматистах. Поскольку я уже писал в самом начале, что не знаю о шахматах ничего, и я вообще не берусь утверждать о достоверности и правдивости рассказанной в фильме истории, но зато я могу утверждать, что актеры в фильме постарались на славу. Тоби Магуайр полностью перевоплотился в безумного Бобби Шифера, одержимого паранойей вечного преследования и заговоров и смотрелся в этом образе просто шикарно. Проще говоря, он действительно вжился в роль и в шкуру своего персонажа. Для меня настоящая актерская игра – это когда на время просмотра, ты просто забываешь, что перед тобой находится актер. В этом фильме для не было Тоби Магуайра, а был лишь Бобби Шифер. Лив Шрайбер так же интересно показал своего героя. Спокойный, уверенный в себе, молчаливый чемпион мира по шахматам, возможно, сначала предстает перед зрителем слегка самоуверенным и циничным, но после понимаешь, что просто его человечность скрыта от лишних глаз. В общем, у Эдварда Цвика получилось в очередной раз интересно рассказать историю, которая имеет скользковатый оттенок в силу своей политической составляющей, но при это никого не обижает и не задевает чьи-то чувства. 7 из 10
Фильм расскажет об истории противостояния американского и советского шахматистов в самый разгар Холодной войны. Фишер — нестабильный в плане психики гений, который утопает в паранойе и самовлюблённости. Спасский — хладнокровный и непобедимый гроссмейстер, которому доселе не было равных. Две их фигуры неминуемо должны столкнуться в битве, которая определит превосходство одной из сверхдержав. Кино, основанное на реальных событиях, имеет огромный плюс в плане бесплатно подогреваемого интереса со стороны публики и стандатные минусы из-за пропорционально растущих ожиданий и дотошности зрителя к деталям. Если опускать придирки к реальным фактам и брать именно художественную составляющую, то у создателей получилось выстроить очень складную историю с отличной атмосферой и соответствующей интригой для тех, кто не знал исход этой битвы в реальности. Данная картина по большей части фокусируется на жизни Фишера, и делается это не случайно, так как личность его была гораздо колоритнее из-за явных психических расстройств. Однако, режиссер Эдвард Цвик не спешит лепить из него американского героя, чем сохраняет к истории недюжинную беспристрастность. Изучая эмоциональное состояние Фишера со времён детства и наблюдая за его нездоровой заносчивостью, зрителю сложно чувствовать к нему откровенную симпатию. К реалистичному изображению русских вопросы остаются, но образ их, к чести авторов, обходится почти без наличия откровенной «клюквы» в кадре. Тоби Макгуайр в роли Фишера шикарен, ведь на экране предстает крайне сложный образ: параноидальный, истеричный, самовлюблённый и в то же время несчастный больной человек. Макгуайр в драматическом амплуа так хорош и убедителен, что можно всерьез жалеть из-за его редких появлений в большом кино. Лив Шрайбер в роли Спасского выглядит гораздо проще коллеги, но и персонаж его имеет меньше времени и прописан более скудно. Однако, это не мешает ему успешно быть холодной и сосредоточенной противоположностью эпатажного Фишера. «Жертвуя пешкой» — фильм, который каким-то волшебным образом превращает игральную шахматную доску в настоящее поле боя, где разыгрывается недюжинная драма. Столкновение темпераментов, умов, держав — оскароносный режиссер Цвик умещает всё в поле 8 х 8 и не спешит с выводами о том, так ли важна на самом деле победа. Интересное, сложное и немного грустное зрелище, которое точно не заставит скучать. 7 из 10
Любой более-менее внятный фильм есть выражение чего-либо, каких-то взглядов, идей. Есть, например, типичная клюква, от которой за километр разит блевотиной, а есть более интересные masterpiece. Что же мы видим? Главный герой - выходец из еврейской семьи, эмигрировавшей из Советского Союза. Его мать считает, что за ними следят, но по какой причине, не объясняет. Если допустить, что за ними действительно следят агенты из СССР, то тогда необходимо следует, что это действительно важные люди, т. к. если бы за каждым эмигрантом следили, то откуда было взяться такому количеству агентов, но эта тема никак не раскрывается, наверное, по уважаемым причинам. Значит, главный герой уже с юного возраста думает, что за ним бегут коммунисты, чтобы сделать с ним что-то нехорошее. Американский зритель - подготовленный зритель, и ему не надо рассказывать о том, кто такие эти angry commies: там все всё знают. На бэкграунде маячат страшные тени ужасного прошлого, и оно следует за главным героем и хочет его догнать. Вообще очень забавно, что и Фишер и Спасский - оба из Советского Союза, только один эмигрировал, а другой еще живет там. Теперь Фишер - американец, но его семья еще не успела обжиться собственным домиком где-нибудь на Лонг-Айленд, и вырастить там хотя-бы пару поколений потомков, а это значит, что Фишер большей частью своей личности обязан кровавому прошлому, ужасное детство сделало его навеки патологическим калекой и все его взаимодействие с миром строится по тоталитарной модели - он будет командовать парадом и точка! Никаких возражений! Это его корни, это суть системы, в которой он вырос и по модели которой он строит свои отношения с миром. Человек с детства воспитывается родителями и средой, вот посмотрите кого вырастило ваше общество. Характерный контраст необходим чтобы подчеркнуть важные детали - американские граждане свободно изъявляют свое мнение (эпизод, где граждане США высказывают разнообразные мнения о Фишере), и у всех они такие разные. Можно разбирать и дальше, но я не вижу смысла. Надо отдать должное Фишеру - это блистательный шахматист с незаслуженно трагической судьбой. Во всем, конечно, виноваты проклятые совки. Ну, хорошо хоть что теперь это ни для кого не секрет, нам ведь нравятся такие фильмы. 5 из 10
Картина основана на реальных событиях, поэтому сюжетную часть охвачу поверхностно. С первых минут нашему вниманию показывают вундеркинда, гения по шахматам. Интерес прививается уже от первой игры героя. На ум пришли сравнения со «Вселенной Стивена Хокинга» и «Играми разума». Молодой персонаж развивается, набирается опыта, стремится к лучшему. Очень красиво представлено это его взросление, которое также меняет отношению к нему. Появляются двоякие чувства: с одной стороны зритель переживает за Фишера, сочувствует ему, с другой — появляется неприязнь и чувства отрешенности от героя. Сам Бобби вызвал во мне именно такие различные мысли, ассоциации, что я как бы и пытался оправдать его, но в тоже время он становился мне более неприятен. После установки личности нам открывают всю прелесть картины, от которой просмотр становится всё более увлекающим. Одержимостью… да, да… именно одержимостью шахматами и волей… хотя, скорее не волей… а необходимым удовлетворением своей главной потребности — победой — руководствуется наш гений. Его больше ничего не интересует. Слава, самолюбие, тщеславие доводят до такого состояния зрителя, что весь тот шарм, который присутствовал в начале просмотра, улетучивается. И вот уже перед нами не гений, а безумец. Это потрясающе. Дойти до такого образа жизни, что позволило зрителю насладиться насыщенностью и прелестью фильма. Финал просто взорвал во мне огромный шар, наполненный восторгом и трепетом. Прекрасно!!! Знаменитая игра Бобби Фишера и Бориса Спасского преображена в лучшем ракурсе. Что хотелось бы еще отметить, хорошо и довольно деликатно представлены в фильме русские. В итоге картина вышла волнительной и тёплой. После просмотра появляется дикое желание поиграть в шахматы. Тоби Магуайр просто великолепен. Одна из лучших его ролей. Все чувства до того выражены актером, что и без слов понятно, какие мысли у Фишера в голове. Сыграл достойно и с уважением. Браво, Магуайр. Также очень понравилось прекрасное исполнение Лива Шрайбера. Его и подготовили к роли максимально похожим на Бориса Спасского. Остались только приятные чувства от игры обоих актеров. В итоге кино обязательно к просмотру всем. Приятное ощущение, трепетание сердца в самых волнительных моментах, огромная гора адреналина от финала и… да, что описывать… шедевр.
Яркий пример довольно интересных картин, которые незаметно и лишь наскоком проходят мимо большого проката. Если отбросить разного рода шутки и стереотипы, то фильм о шахматах можно и, в данном случае хочется, назвать спортивной драмой. Ведь что есть схватка двух великих гроссмейстеров, если не противостояние интеллектуальных способностей. Забегая вперед, скажу, что после просмотра «Жертвуя пешкой» хочется сделать две вещи. Во-первых, изучить историю, положенную в основу фильма. Во-вторых, найти компаньона по игре и сдуть пыль с подарочной коробки шахмат. Среди прочих картин, затрагивающих, так или иначе, тему Холодной войны, именно идеологические противостояния, борьба за авторитет, вызывают наибольший интерес. Там, где амбициозные лидеры не решились на вооруженный конфликт, статус «сильного», зарабатывали, в том числе, на шахматной доске. Этой теме уделено важное, если не определяющее, значение, особенно на фоне неоднозначной личности Бобби Фишера. Какая из сборных получает лучшие условия в гостиницах, насколько изощренной может быть иностранная прослушка, действенны ли попытки постфактум изобразить недомогание после проигрыша. На примере этих, с позволения, воинов интеллектуального фронта затрагиваются куда более общие и извечные темы, чем конкретная конкуренция между Соединенными штатами и СССР в 1960-1970-х годах. Тобби Магуайр, который по-прежнему выглядит на десяток лет моложе своего возраста, отлично передал образ одержимого своим делом человека. Маленький Роберт Фишер уже заставлял опытных шахматистов нервно ерзать на стуле и стал самым молодым чемпионом страны. Тот самый случай, когда мы видим, что спорт больших достижений выжимает все соки из своих первопроходцев. На то он и чемпион – не только умелей всех, но и упорней, одержимей. Готов положить свою жизнь и здоровье на алтарь будущих побед. Таким предстает главный герой – не слишком приятным, съедаемым паранойей, импульсивным – далеким от светлого образа протагониста, которым восхищаешься. Вместе с этим такая неоднозначная реакция на главного героя подогревает общий интерес к происходящему. Сюжет охватывает два десятилетия становления одного из легендарных гроссмейстеров и его фактически идеологическое противостояние с чемпионом мира Борисом Спасским. Настоятельный совет – минимизировать количество прочитанной до просмотра информации, чтобы сохранить интригу. И хотя все ключевые персонажи раскрыты, по большей части, довольно поверхностно, ты буквально подаешься вперед со стула, чтобы не пропустить итог матчей, исполнения договоренностей, словесных перепалок. Почти два часа времени проходят на одном дыхании, хотя в картине нет ничего выдающегося. 7,5 из 10
Картина Эдварда Цвика - обладателя премии «Оскар» - переносит зрителя во времена ветров «Холодной войны», олицетворяющей собой тотальное противостояние двух мировых супердержав – СССР и США. Конфронтация шла и на интеллектуальном поле, шахматных турнирах, где на важнейшем из них, в Рейкьявике, произошла «схватка столетия», «битва титанов», главными участниками которой стали два великих шахматиста – Борис Спасский и Бобби Фишер. «Жертвуя пешкой» представляет собой образцовый драматический байопик, повествующий о самом загадочном, самом экстравагантном и непредсказуемом в поведении и поступках шахматном чемпионе, гении своего дела, Бобби Фишере. Тоби Магуайр превосходно сыграл Фишера, безумного гения и бунтаря, одержимого собственными демонами и гонимого своей судьбой. Актерская игра Магуайра достойна премии “Оскар” в этом году за лучшую мужскую роль. И это не преувеличение, а констатация факта. Он продемонстрировал всю необходимую палитру эмоций и высококачественно вжился в образ своего персонажа. Лив Шрайбер достойно сыграл противника Фишера, советского шахматиста, десятого чемпиона мира по шахматам, Бориса Спасского, который был совершенно противоположен по характеру Фишеру. Бобби Фишер – импульсивный, капризный, с частой сменой настроения. Борис Спасский – спокойный, холодный, расчетливый, выдержанный. В фильме показывается детство героя Тоби Магуайра, юношество и его восхождение к титулу чемпиона. В картине сочетаются цветные кадры с некоторыми черно-белыми, что еще лучше окунает зрителя в 1972 год. “Жертвуя пешкой” наглядно демонстрирует то, как часто гениальность граничит с безумством. Бобби Фишер - эгоистичный, считающий себя великим шахматистом, самовлюбленный, боящийся поражений, гроссмейстер. Наслаждением для него в шахматах является нанесение серьезного удара по эго противника. Картина рисует зрителю, как очень нужна победа персонажу Тоби Магуайра и как его нервы все более накаляются по мере шахматного турнира, как паранойя опутывает его сознание. Борис Спасский произносит в фильме следующие слова: “Инициатива у того, кто готов покончить с собой”. Именно Бобби Фишер сделал ряд самоубийственных, новых ходов в шахматах, которые привели его к победе. Важно подчеркнуть, что американский гроссмейстер не соглашался на ничьи, презирал их, считая это абсолютной слабостью. Он играл только для того, чтобы побеждать. Это достойно уважения! Несмотря на то, что такой интеллектуальный вид спорта, как шахматы, и не назовешь динамичным, фильм очень интересный. От ряда шахматных партий в картине пробегают мурашки из-за напряженности моментов. “Жертвуя пешкой” понравится не только любителям шахмат, но и приведет в восторг обычного зрителя. Я же могу сказать, что этот фильм – третий, который я считаю на данный момент лучшим в 2015 году (первые два – “Искатель воды” Рассела Кроу и “Прогулка” Роберта Земекиса). 10 из 10
Бобби Фишер — легендарная фигура в мире шахмат. Его противостояние с не менее легендарным Борисом Спасским навсегда вошло в историю. В поединке за шахматной доской схлестнулись два гения, две страны, две мировоззренческие позиции. 'Жертвуя пешкой', как вы уже поняли, представляет себя историю, происходившую в реальной жизни. Перед авторами стояла задача не только сделать качественный фильм, соблюсти все нюансы и тонкости этой работы, но и в точности следовать историческим фактам, не нарушая хронологию и сами события, не привирая в пользу какой-либо из держав, так как фильм, помимо истории становления самого Бобби, рассказывает о духовной войне США и СССР. Фильм чуть было не бросился в полноценный рассказ о холодной войне, но в определенный момент вспомнил то, чем же он является на самом деле, продолжив рассказывать о Бобби Фишере, роль исполнил Тоби Магуайр, которого было очень приятно увидеть в данном амплуа, не часто он жалует публику хорошими ролями. Тоби удалось с филигранной точностью показать на экране все, что требовала от него роль. Наблюдая за его персонажем, Бобби Фишером, не удастся сказать: 'Не верю', настолько Тоби вжился в роль высокомерного гениального безумца. 'Жертвуя пешкой' - классическая история о гениальном безумце, приправленная, как я уже упомянул выше, политической подоплекой. История начинает повествование с тех лет, когда будущий чемпион мира по шахматам был еще мальчишкой. Фильм знакомит зрителя с мотивами, побудившими юного Бобби Фишера заняться шахматами. Уже с детства Бобби проявлял нехилую смекалку и сообразительность, выбивая противников из различных шахматных турниров одного за другим. Но уже во времена своей юности, у быстро ставшего одним из лучших игроков в Соединенных Штатах, Бобби Фишера начинают проявляться признаки высокомерия, а чуть позже и паранойи, так как за ним частенько, с самого детства, следили люди, из-за связей его семьи с коммунистами (напомню, шла холодная война между США и СССР). Люди, которые окружают Бобби Фишера, являются очень важной частью сюжета. Каждый их них показан своенравным человеком, преследующим свои собственные интересы, которые очень разняться в сравнении с интересами другого человека из окружения Бобби. Кто-то, помогая Бобби, преследует только политические цели. Для него, победа Фишера в чемпионате мира, ни что иное, как способ морально задавить Советский союз. Другие же люди искренне верят в Бобби и без всякой задней мысли стараются ему помочь. Бобби Фишер с детства был неординарной личностью, приобрёл известность не только как обладатель выдающегося шахматного дарования, но и как скандалист. Его постоянно сопровождали скандалы, он всегда старался поставить себя выше других участников соревнований, требовал привилегий, нарушал регламент, причём часто делал это грубо и демонстративно. Он легко мог согласовать какое-либо мероприятие со своим участием, а затем в последний момент отказаться без объяснения причин либо под надуманным предлогом. Он постоянно опаздывал к началу партии, к чему со временем все привыкли. Но, частично, именно это и помогло Бобби Фишеру выиграть поединок за звание чемпиона мира по шахматам у Бориса Спасского, показанного в фильме серьезным, умным и воспитанным человеком. В итоге мы имеем полотно, сумевшее за весьма скромный по меркам Голливуда бюджет, в полной мере воссоздать атмосферу того времени, не забыв про раскрытие персонажей и мотивов, движимых ими. Красивая картинка, приятная слуху музыка и необычные монтажные приемы так же нельзя оставить без внимания. Актерские работы, в особенности Тоби Магуайра, безусловно, точно попадают в образ. Сценарий и режиссура не подвели, но, увы, ничего нового они нам также не показали. 'Жертвуя пешкой' доносит до зрителя весьма банальные мысли, имевшие место в ряде других произведений, к тому же рассказанные там лучше, чем в этом фильме. Как бы то ни было, фильм получился хорошим, но, к сожалению, на большее он не в состоянии рассчитывать, как бы создатели не старались.
Бобби Фишер - легендарная фигура в мире шахмат. Его противостояние с не менее легендарным Борисом Спасским вошло в историю. В поединке за шахматной доской схлестнулись два гения, две страны, две мировоззренческие позиции. Тема фильма показалась мне потенциально интересной поэтому я не прошёл мимо. Фишер был, мягко говоря, противоречивой личностью - одни называли его гением, другие безумцем. Не забывали и об его высокомерии. На этих противоречиях режиссёр Эдвард Цвик и попытался выстроить картину - за весь фильм нам стремятся показать разного Бобби Фишера, но как мне показалось вышло всё это поверхностно. Данная картина не является документальной и требовать от создателей картины чего то запредельного было бы не правильно, но всё таки в фильме затрагиваются вопросы гениальности, безумия, популярности и славы, отношения к окружающим и всё это освещается в контексте одной личности - гроссмейстера Бобби Фишера. Темы, которые присутствуют в фильме довольно таки серьёзны и требуют основательного подхода, содержательного отображения. Команда работавшая над фильмом старалась, но в итоге цели не достигла - нам просто показывают хронику тех событий. Детство шахматиста показано второстепенной частью его биографии - зрителю как данность сообщают -,, Он гений,,. Становление героя как мастера игры в шахматы зритель видит в ускоренном темпе, а становление как личности не видит вовсе - режиссёр это никак не показывает. Гениальность и паранойя Фишера могли бы быть представлены глубже и интересней. Главными соперниками американского шахматиста являются советские чемпионы с которыми всегда рядом находятся советские спортивные чиновники. Здесь ситуация неоднозначна - половина актёров, исполнившая эти роли, русского происхождения и свободно говорит на русском языке, другая половина представлена англоговорящими актёрами и владение чужим для них языком у них соответствующее - это плюсов фильму не добавляет, так как диалогов на русском, в виду присутствия вышеуказанных персонажей, не мало. Некоторые хвалили Лива Шрайбера за его русский, скажу честно хвалить тут не за что. Отображение советской стороны в фильме мне показалось свидетельством того, что фильм сделан в первую очередь для западной аудитории (чему удивляться не стоит), жуткой,, клюквы,, в фильме нет, но оттенки этого распространённого голливудского клише порой проскакивают. Само название,, Жертвуя пешкой,, мне показалось недостаточно раскрытым. Да, в фильме отображена слежка за Фишером, наблюдение за Спасским, но всё это выведено на задний план и вообще в фильме этому уделено не так много внимания, так как повествование скачет от политической драмы к драме спортивной. Паранойя Фишера и её соседство с его гениальностью и огромным талантом тоже выглядят как вещи, связи между которыми нет, а это идёт в ущерб драматизму картины, в ущерб сопереживанию персонажа Тоби Магуайера. Вышеперечисленные аспекты являются минусами фильма, но помимо минусов у фильма всё таки есть и плюсы. В первую очередь это актёрская игра. Тоби Магуайер справился со своей ролью хорошо, но недостатки картины, как мне кажется, не дали актёру раскрыть персонажа до конца (до начала просмотра я ожидал нечто большее). Лив Шрайбер также был хорош в образе нашего соотечественника, но ранее упомянутые недостатки с русским языком немного портят общее впечатление (уж больно забавно было его слушать) остальные актёры тоже справились со своей работой. Атмосфера воссозданная в фильме: декорации, костюмы - всё это можно отнести к плюсам фильма. Музыка подобрана хорошо, думаю многие оценят её по достоинству. Отдельно хотелось бы отметить внимание создателей картины к воспроизведению легендарного матча: обстановка, поведение игроков, ход шахматного поединка - всё это довольно таки точно перенесено на экран (кто интересуется может ознакомится с видео- и фотоматериалами этого события). Фильм получился неплохой - хорошая игра актёров и работа всей съёмочной группы, но на звание одного из лучших фильмов прошедшего года он, к сожалению, не тянет. Я надеялся увидеть более цельную картину, раскрывающую внутренний мир талантливого и очень не простого человека, но передо мной предстал поверхностный очерк, зарисовка из жизни прославленного шахматиста. 7 из 10
Несмотря на любовь к игре в шахматы в моей семье, мне она как-то не передалась... Да, мне известны названия фигур и правила их передвижения на доске. Известны мне и знаменитые шахматисты. Краем уха я слышала о Бобби Фишере. Этой осенью по документальному каналу несколько раз показывали передачу об этом человеке. Она не могла меня не заинтересовать! Как и фильм, посвященный жизни этой невероятной личности. Бобби Фишер был одним из самых выдающихся гроссмейстеров в американской истории. В шахматы он научился играть сам еще в детстве, и уже скоро он уже мастерски обыгрывал всех известных американских игроков. Но давней его мечтой было сыграть с русскими шахматистами, которые давно обладали статусом самых лучших игроков мира. Особенно Бобби хотел сразиться с действующим чемпионом мира Борисом Спасским. Однако, чем ближе Бобби подходил к исполнению своей мечты, тем более тревожным становится его состояние - у него развивается паранойя, мания преследования, в результате чего блестящий игрок становится нервным, буйным и нелюдимым. Снять фильм, посвященный такой непростой и вдумчивой игре как шахматы, было весьма непросто. Ведь в шахматы можно играть часами, обдумывая новых ход, продумывая на несколько ходов вперед, переходя вперед и назад... Но Эдварду Цвику удалось сделать фильм невероятно интересным! В центр сюжета он помещает Бобби Фишера и игру, которая стала его жизнью. А рассказывать о жизни человека Цвик может мастерски - я убедилась в этом, при просмотре Легенд Осени. Ему свойственен неторопливый стиль повествования, события развиваются полно и неспешно, а это ключевые детали любого фильма-байопика. Фильм привлекает внимание к реальным событиям, которые он изображает, к реальным людям и их достижениям, которые их прославили. Одним из главных достижений фильма стал герой Бобби Фишера, которого сыграл Тоби Магруайр. Этот человек был гениальным шахматистом, который считал себя самым лучшим. Он был гордым и самовлюбленным параноиком, который открыто говорил, что ему нет равных, и был уверен в своей исключительности. Он мог сказать дюжину остроумных замечаний своему сопернику, а потом сидеть и беспокойно обдумывать следующий ход. Он мог дать организаторам турнира невероятные требования, либо ультиматум - он не будет играть. Он мог разгромить свою комнату, отчаянно пытаясь обнаружить жучки. Он был совершенно непредсказуемым. И Тоби был великолепен в этом образе - он окончательно убедил меня в своей безумии, в своем страхе, в своей гениальности. Считаю эту роль одной из лучших в его карьере! Противником неугомонного, буйного и непредсказуемого Фишера был знаменитый советский гроссмейстер, действующий чемпион мира Борис Спасский. Его образ на экране воплотил Лив Шрайбер. В отличие от Фишера, Спасский не проявляет каких-либо признаков беспокойства, даже если они у него есть. Некоторые вещи он понимает куда лучше своего оппонента, но и справляется он с ними совсем по-другому. Хотя нельзя сказать, что и он не подвергается давлению со стороны властей. Ведь Цвик не зря выбрал именно такое название для фильма – так он показывает, что и Бобби, и Борис были пешками в руках куда более серьезных игроков. Поэтому их состязание на звание лучшего шахматиста мира приковало такое внимание. И наблюдать за ним, даже несмотря на незнание шахматной терминологии, было очень увлекательно! Стоит ли смотреть фильм, не зная шахмат? Думаю, что стоит. Игра актеров - на высшем уровне, как и работа всей съемочной группы. Да, есть некоторый огрехи, на которые можно закрыть глаза. Они нисколько не портят общего впечатления. Да и к тому же, этот фильм вполне может привлечь ваш интерес к этой удивительной игре! 9 из 10 Приятного просмотра!
Разум - это все, что у нас есть. - Бобби Фишер Нужно быть глухим, чтобы никогда не слышать о том, что гениальность и безумие зачастую связаны настолько тесно, что первое не становится бонусом, поскольку в конечном итоге платить за него приходиться последним. Великий художник Винсент Ван Гог, отрезавший собственное ухо, является самым ярким, но далеко не единственным тому примером. Безумцев можно найти среди талантливых математиков и бессмертных композиторов, потрепанных рок-музыкантов и изысканных актрис двадцатого века, успешных писателей и знаменитых спортсменов. А если подумать о безумии среди шахматистов, то первым на ум придет американец Бобби Фишер, который был как талантливым шахматистом, так и непревзойденным скандалистом. Но те трюки, что выкидывал Фишер в ходе своей карьеры, кажутся ничем по сравнению с тем, что он ушел из шахмат на самом пике своей карьеры, ради того, чтобы стать затворником и бродягой, бурчащим себе под нос, что холокоста никогда не было, а евреи пытаются захватить мир. Новая картина американского режиссера Эдварда Цвика, известного фильмами 'Любовь и другие лекарства' и 'Кровавый алмаз', рассказывает о последнем триумфе Роберта Джеймса Фишера и его драматичном противостоянии с легендарным советским шахматистом Борисом Спасским. Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года был не просто битвой между двумя талантливыми людьми, каждый из которых считал себя лучшим в своем деле, это еще и сражение между двумя великими державами и одна из самых увлекательных страниц в истории Холодной Войны. За этим матчем с замиранием духа наблюдали люди со всего мира, а для тех, кто оказался слишком молод, чтобы помнить эту историю, Эдвард Цвик снял фильм 'Жертвуя пешкой', в котором он попытался воссоздать нервную атмосферу того исландского лета. У режиссёра неплохо получилось воссоздать ключевые моменты этого легендарного матча и хорошо объяснить своему зрителю какое значение он имел, как в контексте политики, так и лично для Бобби Фишера и Бориса Спасского. Даже тому, кто совершенно не знаком с этой историей будет легко следить за ее поворотами и понимать мотивацию основных ее участников. Однако, как Эдвард Цвик не старался, у него не вышло картины с уникальной атмосферой, которая бы заставляла зрителя дрожать в ожидании финала, даже если он заранее знает исход. По какой-то причине политики, безумия и далеко не самых рядовых актеров оказалось недостаточно для того, чтобы создать шедевр, который войдет в историю кино подобно тому, как матч за звание чемпиона мира по шахматам 1972 года вошел в мировую историю. Стоит сказать и о том, что никакая копия не может быть так хороша, как оригинал. Эдвард Цвик не был первым режиссером, который решил рассказать историю Бобби Фишера, и до него это с гораздо большим успехом сделала режиссер-документалист Лиз Гарбус в своем фильме 'Бобби Фишер против всего мира'. Вам может показаться, что Тоби Магуайер хорошо справляется с ролью безумного шахматиста, который, скорее всего, страдал параноидной шизофренией, но так вы будете думать ровно до тех пор, пока не увидите настоящего Бобби Фишера, который был в десятки раз более нервным и в тысячи раз более харизматичным. Именно эта картина захватывает как неповторимый дух того лета 1972 года, так и трагическую судьбу Роберта Фишера - ребенка-гения, посвятившего всю свою юность шахматам, и старика-безумца, так и не вернувшего былую славу. Что же касается Эдварда Цвика, то у него получилась очень прилизанная картина о шахматах, политике, паранойи и безумии, которая может заинтересовать, но врядли может удивить. Это один из тех фильмов, где все вроде бы идеально, а все равно чего-то не хватает. В картине 'Жертвуя пешкой' много красивых сцен, но нет тех, что можно запомнить, много тревожных моментов, но нет тех, что на самом деле заставят вас вздрогнуть. Возможно, что для такой не традиционной личности, как Бобби Фишер, режиссер выбрал слишком традиционный подход и в конечном итоге скорее проиграл свою партию, чем выиграл.
Борьба умов, битва нервов, соревнование интеллектов - всё это про шахматы. Нельзя представить себе более яркого игрока, более неистового и преданного Игре человека чем Роберт Джеймс Фишер. Да, возможно Каспаров и Карпов лучше, а Михаил Таль - неповторим, и но звезда Фишера на шахматном небосклоне останется одной из самых ярких ещё долго. Сам фильм получился странным. Да, он биографический, а значит должен вроде бы рассказать о многом, но в то же время и сделать упор на чём-то главном. В итоге главное - матч за звание чемпиона мира в Исландии, вернее даже на шести партиях и мании преследования главного героя. Не маловато ли? Совсем вскользь будет упомянуто о дальнейшей жизни Фишера, после того самого матча. Разумеется, американские авторы решили не говорить о том, что после той самой победы в 72-м Роберт не сыграл НИ ОДНОЙ ПАРТИИ в официальных турнирах ФИДЕ. В том числе и в матче против выпускника МГУ Карпова в 75-м. А ведь это одна из самых главных трагедий шахмат в целом - противостояние гения, а Фишер действительно гений игры, и выдающегося бойца Карпова могли бы войти в сокровищницу шахматной мысли. Что понравилось, так это ещё один пункт, на который делают упор создатели фильма. Каким бы классным шахматистом не был Фишер, он навсегда остался маленьким обиженным мальчиком, да ещё и скованным различными страхами. Вырос как профи, но не слишком вырос как человек. Капризы - в этом весь истинный Фишер. Тот матч был больше чем просто матчем. С 1946 советские шахматисты превратили это соревнование в эдакий междусобойчик, а тут не просто иностранец, а ещё и американец. И тот самый шахматный бум 70-х в США - отголосок игры ОДНОГО человека. Которого сыграл, и возможно не очень-то и убедительно Тоби Магуайр. Пардон, но Лив Шрайбер был явно лучше. Многие привыкли видеть его угрюмым мужиком из леса, а тут он предстаёт уверенным, жёстким, твёрдым, но все же располагающим к себе игроком. Даже внешне он оказался очень похожим, возможно это дальние корни. А самое главное 'фи' заключается вот в чем. Количество событий, связанных с этим матчей - огромно. Но создатели фильма решили ими пренебречь. Им оказалось важнее показать общую картинку, хотя фильм всё равно развивался довольно медленно и временами нелогично. Удивительно, что был упомянут ныне здравствующий ветеран Тайманов, его Фишер в турнире претендентов обыграл 6-0, но не было сказано ни слова о том, что после того жесточайшего поражения у Тайманова по прилёту домой 'нашли' книгу Солженицына и он стал 'невыездным'. Штрих, деталь, но очень известная. Странно ещё и то, что с тем же счётом в следующем раунде был вынесен Бент Ларсен, самый сильный шахматист в истории Дании! Хотя за два года до того был 'Матч Века'в котором именно Ларсен был первой доской, а Фишер - второй. И таких мелочей, из которых можно было бы собрать ещё минут 30 экранного времени - масса. Цвик предпочёл ускорить процесс подачи информации и переживаний героя ради динамики. И, возможно, не выиграл в качестве. Получился немного скучноватый фильм с упором на важнейшее событие в жизни личности, но за счёт отказа от очень большого числа других. Тот кто не слишком погружён, или был погружён как я, в мир шахмат даже не почувствует, что ему чего-то не хватает. По простой причине - а он даже и не знал об этом, и пришел посмотреть на старину Тоби. И не узнает. А жаль.
Картина основана на реальных событиях, поэтому сюжетную часть охвачу поверхностно. С первых минут нашему вниманию показывают вундеркинда, гения по шахматам. Интерес прививается уже от первой игры героя. На ум пришли сравнения со 'Вселенной Стивена Хокинга' и 'Играми разума'. Молодой персонаж развивается, набирается опыта, стремится к лучшему. Очень красиво представлено это взросление, которое также меняет отношению к нему. Появляются двоякие чувства: с одной стороны зритель переживает за Фишера, сочувствует ему, с другой - появляется неприязнь и чувства отрешенности от героя. Сам Бобби вызвал во мне именно такие различные мысли, ассоциации, что я как бы и пытался оправдать его, но в тоже время он становился мне более неприятен. После установки личности нам открывают всю прелесть картины, от которой просмотр становится всё более увлекающим. Одержимостью шахматами и необходимым удовлетворением своей главной потребности - победой - руководствуется наш гений. Его больше ничего не интересует. Слава, самолюбие, тщеславие доводят до такого состояния зрителя, что весь тот шарм, который присутствовал в начале просмотра, улетучивается. И вот уже перед нами не гений, а безумец. Это потрясающе. Дойти до такого образа жизни, что позволило зрителю насладиться насыщенностью и прелестью фильма. Финал просто взорвал во мне огромный шар, наполненный восторгом и трепетом. Прекрасно! Знаменитая игра Бобби Фишера и Бориса Спасского преображена в лучшем ракурсе. Что хотелось бы еще отметить, хорошо и довольно деликатно представлены в фильме русские. В итоге картина вышла волнительной и тёплой. После просмотра появляется дикое желание поиграть в шахматы. Тоби Магуайр просто великолепен. Одна из лучших его ролей. Все чувства до того выражены актёром, что и без слов понятно, какие мысли у Фишера в голове. Сыграл достойно и с уважением. Также очень понравилось прекрасное исполнение Лива Шрайбера. Его и подготовили к роли максимально похожим на Бориса Спасского. Остались только приятные чувства от игры обоих актёров. В итоге кино обязательно к просмотру всем. Приятное ощущение, трепетание сердца в самых волнительных моментах, огромная гора адреналина от финала. Приятного просмотра!
Мне как ребёнку конца 20 и по сути начала 21ст. абсолютно не знакома какая бы то ни была сторона шахмат. Игра старперов с деревянными потертыми фигурами и доской, с кучей правил и почему-то восхищенным отношением к ним взрослых. Кое как я научилась играть в шахматы лет в 21, переехав в другую квартиру, где от предыдущих жителей осталась доска с шахматами. Младший брат просил сыграть с ним против мамы, а мама в свою очередь имела не помню какой разряд и разносила нас с братом как миленьких. Тогда-то я начала смотреть обучающее видео и взяла себе за цель повысить свой уровень. Но весь интерес быстро охладел. За 2 месяца невозможно научится хорошо играть и просчитывать по нескольку ходов наперед. Мозг кипел и выдыхался. Я попросту признала свое поражение как в шахматах, так и в своей затее. В начале этого месяца под ностальгическим настроением по некогда увлечению шахматами, я решила посмотреть фильм Жертвуя пешкой. Фильм замечательный. Я до сих пор под впечатлением. Настолько меня поразила личность Фишера. Я понимала, что фильм основан на реальных событиях, но то, что происходило в ленте никак не укладывалось в моем понимании. Насколько неординарный, уникальный, талантливый человек этот Фишер. Да я так переживала за него каждый раз, когда у него шло что то не так, когда он отказывался от матча, когда сбегал от людей, как замыкался в себе и своей квартире. Признаться, нас всегда завораживают и интересуют люди по настоящему талантливые и странные, выдающееся. Нам хочется узнать их, узнать секрет их гения. Фишер был таким в свое время, остаётся и сейчас загадкой. Он рок-звезда шахмат. И то, что сняли фильм о нем это огромный плюс для шахмат. Сразу после просмотра фильма я тут же скачала шахматы на смартфон и начала вспоминать фрагменты тактики. Для меня шахматисты стали могучими светилами интеллекта и необычайно загадочными личностями. Этот фильм такая пропаганда шахмат, что весь мир шахмат должен быть благодарен. Но нет же, фильм разносят в хлам. Дескать, 'все было не так'. Минуточку, ведь это же фильм, отдельное художественное произведение. Как было на самом деле помогут узнать тонны информации об этом матче и личности Фишера на просторах интернета. Сам же фильм поставлен хорошо, хорошо сыграл Тоби Магуайр. И для тех, кто впервые узнал об этих шахматистах, фильм представляет собой трамплин для дальнейшего ознакомления с миром шахмат. Фильм настолько круто поставлен, что после него тут же хочется посмотреть кто таков был этот Фишер при жизни, глянуть на Спасского и просмотреть минимум пару докуметалок о нем. Не говоря уже, чтобы разобраться в партиях чемпионата мира. Так что фильм победил, искусство восторжествовало. А с ними Фишер и шахматы. 10 из 10
Если кто-то подумает, что фильм о шахматном противостоянии двух сверхдержав, то он ошибется. Если бы кто-то хотел показать противостояние, то показал бы в подробностях все, начиная с Межзонального шахматного турнира, который Фишер выиграл с потрясающим результатом 18,5 баллов из 23, оторвавшись от ближайших преследователей, в том числе от представителя СССР Геллера, на 3,5 очка. А ведь потом была выдающаяся серия матчей, которую Фишер выиграл с блеском: четверть финала с Таймановым (СССР) со счетом 6:0, полуфинал с Ларсеном 6:0 (а ведь на Межзональном турнире Фишер ему проиграл), финал с Петросяном (СССР) 6,5:2,5. Разгром СССР!!! И всего этого в фильме нет!!! Так о чем этот фильм? Может быть он о шахматистах? Но можно ли рассказать о шахматах, не остановившись хотя бы на одной позиции, на том, как её анализируют, на том, что такое вообще мир шахмат, особенно в те времена? Так о чем же он, черт побери, этот фильм? Ведь в нем успехи Фишера признаются сквозь зубы. А в самом конце фильма нам напоминают, что Фишер умер не так давно, в 2005 году. Полностью свихнувшийся бродяжка. Маргинал, отказавшийся от миллионных гонораров. (Ещё Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза). Так вот о чем фильм. О свихнувшемся Фишере. О Фишере – параноике, которого нельзя воспринимать всерьез. Режиссеры так сосредоточились на этом заказе ФБР, что забыли даже о стандартном ведре американских помоев в адрес СССР. Бесконечные крупные планы Тоби Магуайера (Фишера) с безумным взглядом. А что… Тем, кто помнит улыбку Фишера на фото, уже за 60. Правда, есть интернет. Но кто туда полезет, посмотрев фильм? Что ещё помнят старички? А они помнят, что у Фишера была не только коммунистическая мама, но и почти коммунистические взгляды. Что за ним и на самом деле следили ФБР и ЦРУ. Что поведение Фишера – не паранойя, как нам пытаются представить авторы фильма, а элементарная защитная реакция на действия ФБР, считавшего, как минимум, что антивоенная деятельность Фишера наносит ущерб престижу США. И «паранойю» Спасского нам почти не показали. Точнее, показали, будто он подозревает слежку КГБ. Нет и намека на то, что Спасский подозревал, что его систематически травят американские спецагенты в прямом смысле, подсыпая в еду нечто, вызывающее сонливость и депрессию. Нет даже упоминания о том, что Борис похудел за матч на 8 килограммов. Что еду стала готовить жена. Вот такие два параноика. Нервное напряжение игроков помноженное на закулисные махинации двух сверхдержав. И оба игрока возненавидели свои державы, убивающие шахматы в угоду политике. Спасский эмигрировал уже в 1976 году во Францию. Фишер остался на родине, но тоже покинул её после 15 лет остракизма и унижений. В 1992 они оба показали всему миру неприятие политики США по отношению к Югославии, сыграв там свой матч. Фишер вынужден был бежать из США в Венгрию, а после вхождения Венгрии в НАТО в 1999 году – на Филиппины. Что знали эти два еврея о евреях, вообще тайна. Но и эта тема их объединяла. В 1999 выступление Фишера в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший холокост, теперь пытаются захватить весь мир…». Ещё в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Всё начальство — евреи, тайные евреи или ЦРУшные крысы, которые на евреев работают. …Посмотрите, что они натворили в Югославии». Уже на Филиппинах он заявил о терактах в США в сентябре 2001 года: «Это великая новость. Давно надо было дать Штатам пинок под зад. Я аплодирую этой операции и хочу стать свидетелем того, как Америка исчезнет с карты мира». Отчаявшись экстрадировать Фишера в США, как гражданина, правительство США аннулировало его паспорт, т.е. фактически лишило гражданства. Потом в 2004 году была осуществлена операция по переезду Фишера в Японию, где его задержали, содержали в тюрьме у Фукусимы и отравили изотопами. В 2005 году он скончался в Рейкьявике в возрасте всего 64 года. Вот так США разделываются с неугодными им 'параноиками'. 10 из 10 Фильм на 100% показал всю гнусность американской пропаганды, сделанной, как и обычно, очень качественно.
Правдивая история о гениальности человека. Бобби Фишер своим примером доказывает, что излишняя заумность провоцирует необратимые последствия. Иметь мечту это прекрасно, но становиться ею одержимым уже совсем другое. С малых лет он надрывал себя. Шахматы это его жизнь, призвание. Кем он будет без них? Скорее всего никем. Весь фильм смотрелся в напряжении. Я все ждала очередного толчка для раздумий. И их было с перебором. Ненароком сам начинаешь немного сходить с ума вместе с Бобби. В фильме затрагиваются политически темы, которые актуальны и сейчас. Юмор и специфичность Бобби просто не оставляют меня равнодушной. Его страдания, борьба с самим собой, заставляет покопаться в себе. Ставить себя на его место, рассуждать, а чтобы я сделал в данной ситуации. Представление русских было ожидаемо. «Кругом обман и преследование». Мозг человека, его мысли сами разрушают в тебе нормальное. Смывается грань между реальностью и вымыслом. Догадки пожирают тебя, сводят с ума. Великих превращая в ничто. Игра Тоби Магуайра достойная, видно как он вырос в плане актерской игры. Примеряя образ такого сложного персонажа, легко можно потерять себя. Здесь он не затерялся, а привнес частичку себя в Бобби. В целом фильмом не разочарована, тема шахмат всегда мне была интересна. Плюс показана правдивая история двух держав в не самое простое время. Взгляды на политику с разных сторон, отношения брата и сестры. Солидарность к сопернику и борьбе в целом. Советую к просмотру любителям данного вида спорта. Склад ума Бобби поражает, повторюсь, заумность может сама разрушить таких превосходных людей. Наталкивает на мысль, что все должно быть в меру! 7 из 10
Не смотря на то, что фильм смотрится довольно неплохо, есть множество моментов которые не стыкуются не то что с реальными фактами, а даже со здравым смыслом. Например: взятие пешки слоном, которого Спасский закрывает ходом соседней пешки на клетку вперед, после чего у Фишера буря эмоций, и он сдается, на самом деле: у Бобби был план, из которого он бы вышел в плюсе, после определенной комбинации, в которой он не учёл один ход оппонента, который и заставил Фишера сдаться, а в Фильме это показано, как будто главный герой совсем дурачек, и мало того что допускает ошибки человека, который знаком с шахматами меньше месяца, так еще и не просчитывает игру даже на ход вперед, если следующий ход Спасского так его потрясает. Возможно, красочная сцена, но только не для шахматистов.. Образ 12 летнего Фишера показали тоже неудачно, в костюме и модном пальто, что серьезно? Вы посмотрите в фото, как на самом деле выглядел Фишер в то время, может быть это и неважно, но я считаю, что если уже делать фильм 'Основанный на реальных событиях' то можно было более показать главного героя более настоящим 6 из 10
Фильм 'Жертвуя пешкой', который якобы повествует о интересной жизни гениального игрока в шахматы Роберта Фишера, как оказывается после просмотра, совсем не о шахматах и даже не об одиннадцатом чемпионе мире по шахматам. Интересно наблюдать за переживаниями параноидального Фишера и его приступами безумия, но все эти переживания можно было привязать к другой картине и к другому человеку. Фильм 'Жертвуя пешкой' на поверку становится довольно пустым и бессодержательным. Вся его суть выражается в последней сказанной фразе, что, в общем-то, нормально для фильмов такого рода. Актерская игра Тоби Магуаера не вызывает никаких эмоций. Ему не хочется сопереживать, но в тоже время ты его не ненавидишь. В тоже время Лив Шрабейр в довольно непривычном для него амплуа справляется с ролью просто шикарно, хоть и времени ему уделено не так много. В общем и целом, фильм 'Жертвуя пешкой' можно посмотреть один раз и забыть о нем, как о довольно скучной пустышке, которая, несмотря на все свои недостатки, все же может доставить удовольствие знатокам и любителям шахмат.