Если бы фильмы можно было использовать в качестве эпитафии умершим режиссерам, тогда для Стенли Кубрика ею наверняка стал бы 'Барри Линдон'. Его можно было бы использовать также и в качестве некролога, или надгробного памятника. Ну и кроме того, 'Барри Линдон' - это эпитафия по тому фантастическому уровню кинорежиссуры, который существовал в мире в 70-е годы. На самом деле нельзя сказать, что 'Барри Линдон' - это лучший фильм Кубрика. Используя спортивную терминологию, ни против 'Заводного апельсина', ни против 'Космической Одиссеи' двенадцати раундов 'Барри Линдон' не выстоял бы. Но вот, скажем, 'Фаворитку' Лантимоса 'Барри Линдон' разделал бы как бог черепаху уже на первой минуте. Чем особенно поражает 'Барри Линдон' - это тотальной реконструкцией эпохи не только в физическом (декоративном), но и в духовном плане. Актеры не просто играют героев XVIII века (вспомним в этом отношении ленты Марка Захарова), они вживаются в героев XVIII века, в их мысли и чувства. Здесь не Райан О'Нил изображает Барри Линдона на экране, а скорее наоборот - Барри Линдон появляется на экране, воплощаемый Райаном О'Нилом. Вообще, режиссура Стенли Кубрика в 'Барри Линдоне' удивительно лаконична по своим приемам. Какую сцену ни возьми - она решена так, чтобы обойтись минимумом средств. (Впрочем, если для сравнения взять Василия Шукшина, то он работал точно так же. Так что это скорее традиция ушедшей эпохи). Главная же отличительная черта 'Барри Линдона' - это отношение к зрителю. Современное кино так деградировало еще и потому, что с начала 1980-х все быстрее дрейфовало в сторону пропагандистской тоталитарной эстетики, в сторону манипуляции зрителем, в сторону режиссуры-маркетинга, а не режиссуры-искусства. Спасибо Стивену Спилбергу (хотя классическое выражение этой эстетики в 1980-х - это не картины Спилберга, а 'Иди и смотри' Элема Климова). Если рассматривать коммерческую сторону 'Барри Линдона', то поразителен его мизерный бюджет - 11 миллионов долларов! Если бы сейчас снимался аналогичный проект, потребовалось бы миллионов 100, не меньше. Да, 'Фаворитка' обошлась в 15 миллионов, но там нет ни особо массовых сцен, ни сражений, локация ограничилась Англией (а Кубрик со съемочной группой пропутешествовал по всей Европе). Типичный упрек в адрес 'Барри Линдона' - он очень затянут. Что ж, согласимся, фильм - очень длинный (хотя Спилбергу с его 169-минутным 'Райаном' уж лучше было бы помолчать. Кто бы говорил!). Однако действие его нигде не провисает, все сцены друг с другом спаяны накрепко. Сравните с любым современным блокбастером - ведь все они по сути сводятся к эйзенштейновскому 'монтажу аттракционов'. О чем можно действительно пожалеть - то, что Кубрик снял фильм, а не телесериал. С другой стороны, сериалы такого уровня режиссуры и актерской игры тогда еще просто нигде не снимали. Конечно, сейчас бы сериал 'Барри Линдон' пошел бы на ура... вот только Стенли Кубрик уже много лет как умер. Мир праху его. И мир праху великой кинорежиссуры 1960-х - 70-х.
История жизни ирландца Барри, которой Стэнли уделил 3 часа хронометража – экранизация книги. Просмотр длинного полотна усеян параллельными локациями, зеркальным лабиринтом, лейтмотивом и великолепно отражает культуру 18 века. К главному герою испытываешь разные чувства в зависимости от ситуаций в жизни, приключением эту жизнь назвать нельзя, но она дарит много событий, повлиявших на характер и поведение героя. Каждый зритель найдёт в фильме что-то более близкое для себя. Сражение за сердце девушки, моральные устои, военные действия, любовный интерес – много проходит через полотно Кубрика, отчего было бы здорово разделить на серии его. Тем более, «Барри» уже разделён на 2 части с паузой (intermission) между ними, чтобы зритель отвлёкся от ветки повествования. Смена тона, который от динамических путешествий переходит в статический режим, тем самым определяя дальнейший путь героя. Красивая природа, этикет и временная эпоха раскрывают для нас влюблённого Барри. Ухаживания и взаимная игра спутницы определяют тон (вроде бы), но события принимают неожиданный поворот, подрывая человека с насиженного места. Нежданное путешествие: только вместо 13 гномов и 1 волшебника, обречённого ирландца (без Скорсезе) встречают как беды, так и радости, как добровольные действия, так и принудительный характер. Воры, британская армия, прусская армия и пауза в лице одинокой вдовы весьма ярко и стремительно представляют перед нами характер героя. Он не трус, но в тоже время без инициативы, уходит от неприятностей, но получает свалившиеся с неба блага. Военные эпизоды красиво сняты в режиссёрском стиле, а дальнейшее странствие сбивает с героя спесь, делая заложником своих же идей. После сражений и какого-никакого воинского звания наступает вторая часть картины, менее ажиотажная, более драматическая и умиротворённая. Дела семейные. Вторая часть приключений раскрывает Барри в новом свете, отчего мнения на его счёт меняются постоянно. Не очень полезные дела, высшее общество и женитьба открывают азартного и любящего роскошь человека. Поступки теряют моральный облик, а жажда наживы и привилегий бросают на путь разврата и ожесточают характер. В целом вторая часть, где от странствий не остаётся и следа, демонстрирует не просто раскрытие героя, но и опускает его если не на самое дно (к Дейви Джонсу), то очень опасно держит на плаву. Одни качества бросают презренные взгляды в сторону Барри, другие качества окутывают его трогательными эмоциями зрителей. Неоднозначный герой, который, как и все люди, хочет лучшей жизни и старается получать от возможностей максимум удовольствия. Но за всё в этой жизни надо платить, поэтому финал бросает тень драматизма, но ты не испытываешь какой-либо привязанности, а, наоборот, осознаёшь правильный порядок вещей. Стэнли Кубрик пользовался своим методом наплыва камеры, но элементы панорамирования были редки. Зато большая порция классической музыки, которая так неординарно украшает работы режиссёра. Это кино о жизни в 18 веке – со всеми радостями и печалями, с условиями жизни, продиктованными временем и законами. Экранизация ведомая первоисточником.
Грандиозное произведение искусства и просто фантастически красивый фильм, соединивший в себе визуальный ряд Констебля и Гейнсборо с яркими и многоплановыми персонажами, великолепной музыкой, филигранной работой камеры и тем древнекитайским отношением к огромному пейзажу, когда человек там может, конечно, быть, но может быть только очень и очень маленьким. Фильм, в силу любви Кубрика к геометрии, разделен на две равных по длительности части – полтора часа истории пути обаятельного деревенского юноши к высшему свету и полтора часа о его падении оттуда. Героя можно назвать амбициозным только на словах – в ткани фильма все, что с ним происходит, преподносится скорее как неизбежный рок: Редмонд Барри не совершает каких-то сверхъестественных усилий на пути к своему фатуму, да и, по сути, не совершает никаких вообще, но просто действует сообразно ситуации, которая накатывает на него, как волна. Фабула насыщена событиями, но их изложение никак не может соперничать с теми многомерными аудиовизуальными пространствами, которые мы видим и воспринимаем во время фильма и создание которых – как «духа XVIII века» – и было изначально целью Кубрика. Кубрик не питал, по-видимому, никаких иллюзий относительно способности слова или даже события донести истину – в фильме действия героя комментирует закадровый рассказчик, не всегда благосклонный к герою, хладнокровно «предсказывающий» его будущее, и эти комментарии сами по себе стоит поставить под вопрос и воспринимать скорее как часть эстетической составляющей картины, нежели как мнение, достойное безусловного доверия. Кубрик традиционно стремится выдерживать максимально отстраненную позицию, благодаря чему его фильмы свободны от удушающего наплыва поверхностных эмоций, будучи, на манер греческих трагедий, проникнуты подлинным чувством, не вытащенным на крючке, но медленно, по своей воле, поднимающимся из глубин в душевное пространство, освободившееся от всего поверхностного и наносного. У любого досмотревшего до конца зрителя, безусловно, формируется отношение к Барри Линдону, вот только определить его словами без утери качества практически невозможно. Трагическая он фигура или комическая? Или, может быть, трагикомическая? Барри переигрывает или действительно страдает? По сути, это не имеет значения: Кубрик не Бергман и фильм не о психологии героя (хотя в сюжете очень сильна «эдиповская» проблематика и самые напряженные отношения выстраиваются между героями и их «отцовскими» фигурами, как злыми, так и добрыми), но о бытии человека в Космосе – прекрасном, холодном и расположенном к нему не больше, чем Гималаи к альпинисту. Невероятной красоты пейзажные планы, на которых из-за мелких (а порою, казалось бы, и не столь мелких) поводов стреляются маленькие люди; фантастически детализированные исторические декорации (если можно назвать декорацией дворец Людвигсбурга или другие замки: Кубрик настоял на том, чтобы все съемки проходили вне павильона), великолепно подобранная музыка XVIII века с «Сарабандой» Генделя в качестве главной темы, олицетворяющей драматическую поступь рока, даже пресловутые костюмы и парики, скрупулезно воссозданные на основе картин XVIII века – сама возможность выносить в этих масштабах суждение о чем угодно, в том числе о личности героя, кажется не более осмысленной, чем дуэль из-за продажи лошадей, которой открывается фильм. Крайне любопытно и притом, на кубриковский манер, скромно-лаконично название фильма. Барри – подлинная фамилия героя, а Линдон – фамилия жены-аристократки, согласившейся, чтобы он, для веса, приставил ее фамилию к своей. По-русски, таким образом, точнее бы писалось «Барри-Линдон» – сплав настоящего, нерушимого (как жизнь) и наигранного, преходящего (как положение в обществе или даже семья) в судьбе человека. В конце эти фамилии снова расходятся и в последний раз встречаются только в финальной сцене в форме моления и просьбы… Что, действительно, сходя со сцены, ты можешь получить от сансары, помимо денежной компенсации «за участие в съемках»? Никак не моральную. Да и духовную получишь, только если сможешь подняться над – туда, где находится режиссер и где, благодаря его усилиям, имеет возможность обосноваться зритель. Хотя бы временно – остальное уже зависит от его собственных усилий. Как иронично, что весь фильм герои-дворяне то и дело пытаются выяснить в ритуальном порядке, получили они удовлетворение за оскорбление друг друга или нет, а когда эта фраза не звучит, можно, за редчайшим исключением, смело сделать вывод, что никакого удовлетворения герои друг другу, в конечном итоге, не приносят. Фильмы Кубрика – не про счастливые отношения, не про отношения людей вообще (даже в «Широко открытых глазах» как семейной драме герой и героиня, на моей памяти, скорее находятся в своих собственных океанах воплощенного бессознательного, чем на деле соприкасаются друг с другом). Кто-то уже метко пошутил, что самая искренняя пара во всем фильме – офицеры-гомосексуалисты из проходного эпизода, у которых, во время объяснения в чувствах, будущий Барри-Линдон свистнул лошадь, одежду и паспорт. И надгробным памятником надо всеми этими поисками положения и удовлетворения в финале возникает табличка, завершающая композицию фильма разрушением с нечеловеческими усилиями возведенной «четвертой стены» погруженности в историческую реальность: «Все эти герои ссорились и мирились в годы правления Генриха III. Теперь они все равны». Равны и люди, и сюжеты. Если в финале «Игры престолов» пресловутый Железный трон, из-за которого все эти слезы и кровь, сжигает дракон, то у Кубрика, как, в общем-то, и в нашей жизни роль дракона играет время (вспомним скачки на миллионы лет в «Космической одиссее») и наша способность приобщиться к безвременью предельным созерцательным отстранением от поверхностных суждений, реакций и чувств. Эстетическая теория индийской драмы говорит, только в отсутствии грубых и обыденных реакций может возникнуть раса – эстетическое переживание, поднимающее зрителя до уровня Абсолюта. Фильмы же Кубрика наглядно демонстрируют: важно не то, на что ты смотришь, важно то, КАК ты это делаешь, поскольку максимально внимательный и предельно честный взгляд способен обратить все, чего он касается, в явление высшей красоты. Любовь к символизму Кубрика – ненавязчивому, но острому, как игла, точному и объективному, как математический знак – сродни любви к чистому безмолвию снега, определенности выстрела, композиции фуги или четкому контуру гор на фоне рассвета. Что же до «Барри Линдона», то это великолепное пособие режиссеру, сценаристу, писателю, даже художнику по архитектурному выстраиванию композиции, вниманию к деталям, и, прежде всего, по определению позиции себя как автора/творца/Бога, определению _отношения_ к происходящему, которое единственное поднимает любого человека, любое событие, что угодно до его настоящей высоты, абсолютной уникальности и притом равновеликости всем остальным граням бытия, исполняя таким образом, на мой взгляд, важнейшую функцию искусства как помощи человеку в том, чтобы обнаженным предстать перед лицом подлинной реальности. И могу сказать точно: в поисках этого ощущения я пересмотрю этот фильм еще не раз.
Люблю историю, люблю чёрный юмор с элементами светлой грусти, люблю меланхолично-созерцательные фильмы, люблю Кубрика, люблю классическую музыку, люблю, когда режиссёр достаточно отважен, чтобы не высасывать из пальца хэппи-энд, люблю, когда работа над фильмом идёт больше двух лет, люблю, когда оператор снимает только при естественном освещении, используя сверхсветосильные объективы НАСА, специально спроектированные для наблюдения за звёздами во время лунной программы... В 1968 году великий мировой (да, именно так, не американский, и не британский) режиссёр Стэнли Кубрик достиг своего вершинного творческого успеха - на свет родилась 'Космическая одиссея'. Следующим его фильмом должен был стать колоссальный эпик про Наполеона с Джеком Николсоном в заглавной роли. По многим причинам (которые заслуживают (и получают) отдельные статьи), к 1970 году этот проект приказал долго жить. Вместо него, в 1971 году появился 'Заводной апельсин', в котором сильно досталось практически всем базовым институтам общества. С Николсоном Кубрик ещё поработает (ох, как поработает!), а вот 'Наполеон' своеобразно трансформировался в экранизацию романа Уильяма Мейкписа Теккерея 'Карьера Барри Линдона (1844). Надо сказать, что сам Теккерей высмеивал современное ему общество с ничуть не меньшим энтузиазмом, чем Кубрик, через 100 лет, своё. Чего только стоит издевательская приписка к названию его самого известного произведения - 'Ярмарки тщеславия': 'Роман без героя'! Кубрик тоже отказался от героев ещё с 1957 года (да, формально, с 1960-го, но 'Спартак' - это всё же фильм не Кубрика-автора, а Кубрика-наёмного рабочего). Однако, даже такое мировоззренческое сходство, в принципе, весит мало, потому что не родился на веку Кубрика писатель, чьи мысли режиссёр 'Доктора Стрейнджлава' согласился бы послушно переносить на экран. А своих мыслей у Кубрика всегда хватало с избытком. Помимо выдающегося визуального решения картины, 'Барри Линдон' содержит изрядное количество внутренних особенностей, столь же виртуозных, сколь и остроумных. Пожалуй, наиболее гениальной из них является роль рассказчика, который весь фильм занимается ни чем иным, как тем, что... просто-напросто портит зрителю удовольствие от фильма! Издевательски невозмутимый и дразняще велеречивый этот вездесущий персонаж считает своим первейшим долгом раскрыть все важные сюжетные повороты за несколько минут до того, как они произойдут. И совершенно не важно, какая сущность скрывается под этим голосом. Введением его в обойму персонажей, Кубрик гениально проиллюстрировал несколько ключевых мыслей не только этого фильма в частности, но и всего процесса изучения мировой истории в целом: никакого удовольствия от изучения исследователь не получит; знания умножают скорбь; всему один конец; приятно не будет; возможно, что и полезно тоже; человеческая жизнь выглядит смехотворно хрупкой в этой колоссальной воронке войн, убийств, грабежей, шантажа, предательств, лжи, лицемерия, садизма, безумия; любое великодушное и милосердное деяние (сцена с финальной дуэлью) никоим образом не поколеблет ни размеров этой воронки, ни засасывающей в неё силы, ни даже ряби на поверхности не оставит... Особенно изящной у Кубрика получилась сцена, когда Голос пытается объяснить причины Семилетней войны... Это совершенно непередаваемо! Редко можно встретить такую блестящую демонстрацию бессмысленности не только геополитических интересов крупных мировых держав, но и всей истории человечества в целом. Более ясно, это сформулировано в прекрасном (просто до слёз!) текстовом послесловии: 'Упомянутые личности жили и ссорились во времена Георга III. Хорошие и плохие, красивые и уродливые, богатые и бедные — теперь они все равны'. Вот что такое история в версии Стэнли Кубрика! Всеобщий уравнитель. Перефразируя известную полу-поговорку, полу-анекдот про полковника Кольта, можно сказать: 'Жизнь делает всех людей разными, а история - равными'. Впрочем, Кубрик никогда не ассоциировался у меня с пессимизмом, отчаянием, депрессией, опусканием рук, апатией, хандрой. Никогда! Мне видится, что Кубрик добродушно подмигивает своему зрителю: 'Не волнуйся! Всё идёт своим путём! Мы здесь, мы общаемся (или просто, улыбаемся друг другу), мы вместе посмеиваемся над тем, в какой мир, в какую реальность нас занесло! И, конечно же, интересного здесь больше, чем печального!'. Если перефразировать сказанное Максимусом Коммоду в фильме Ридли Скотта 'Гладиатор', можно подвести итог 'Барри Линдона': 'История, время и смерть улыбаются нам всем. Лучшее, что может сделать человек, это улыбнуться в ответ'. 9 из 10
Стэнли Кубрик - мой самый любимый из режиссеров. Все его фильмы так отличаются друг от друга, но при этом сделаны так, что сразу бросаются в глаза фирменные приему Кубрика. Не чужд был и режиссеру и жанр исторического кино. В своё время он снял фильм 'Спартак'. Сейчас же разговор о фильме 'Барри Линдон', действие которого происходит уже в XIX веке. Сперва нужно отметить, что у фильма есть литературный первоисточник. Однако я не считаю, что на этом нужно акцентировать особое внимание, так как у Кубрика всегда свой взгляд на литературные произведения. Поэтому те, кто видели хотя бы несколько фильмов Стэнли, согласятся со мной, что порой его фильмы по атмосфере, идеям сильно отличаются от литературного первоисточника. Теперь о самом фильме. Действие его происходит в XIX веке. И при этом в это правда веришь. Кубрик очень внимательно подошел к костюмам, декорациям, другим деталям, так что при просмотре я видел события происходящие в XIX веке. На все костюмы, декорации были потрачены огромные средства и силы. Однако результат того стоил. Можно сказать, что фильм 'Барри Линдон' - фильм реконструкция, по которому можно изучать XIX век. В фильме множество персонажей, что в принципе логично, ведь на протяжении жизни человек успевает увидеть огромное количество разных людей, имеющих свои характеры. Так этот фильм по сути описывает жизнь одного человека, то в течении фильма мы как раз и видим множество людей, оказывающих абсолютно разное влияние на героя. Все эти роли исполнены отлично и к актерам нет никаких нареканий. Отдельно я хотел бы выделить Райана О’Нила. Его образ - главный в этом фильме. Он должен был изобразить все метаморфозы своего персонажа И при этом не резко, а постепенно, чтобы была видна эволюция. И ему это удалось. Редмонд Барри успел побывать и идеалистичным юношей, и корыстолюбивым хитрецом, и убитым горем человеком. И, конечно, нельзя не сказать о музыкальном сопровождении. Кубрик славится нестандартным использованием классической музыки. В этом же фильме присутствие классической музыки не кажется удивительным. Однако то, какой эффект она производит в фильме просто не передать словами. Сарабанда Генделя после просмотра фильма ещё долго будет в вашей голове. О чем же этот фильм? Практически обо всём. Перед нами предстаёт жизнь одного человека. Этот человек, который так же как мы хотел жить, любить, быть счастливым. У него были хорошие поступки, плохие. Он не был 'ангелом', но и не 'дьяволом'. Он был просто человеком, как и все меняющимся в течении жизни. Перед ним вставали различные проблемы, он их по-своему решал. Также как и мы. И если приглядеться, то можно увидеть, что наша жизнь не очень изменилась. Те же вопросы, те же ошибки. И Редмонд поплатился за те же ошибки, которые допускали и до него, и, которые будут и после него. У каждого действия есть последствия, хотя порой мы это забываем. И если мы причиняем боль другим, то черствеет наша душа, истекает кровью сердце. Пусть последствия не видны прямо, однако они есть. Так и было в жизни Редмонда, в жизни 'от выстрела до выстрела'. Это же происходит и у других людей. И, конечно, я не могу не сказать о одной проблеме, которая одна из ключевых в творчестве Кубрика. Это тема войны. В этом фильме Кубрик на примере Семилетней войны снова показывает всё сумасшествие войны. Фильм, разумеется, не ограничивается теми вопросами, которые я назвал. Это кинополотно поражает своей глубиной. Как я уже говорил, этот фильм поднимает огромное количество абсолютно разных проблем. Кроме того восторг вызывают не только идеи. Фильм сам по себе сделан великолепно. 9 из 10 Больше не ставлю, так как у Кубрика всё же есть фильмы, которые я считаю лучше.
«Барри Линдон» — десятый полнометражный фильм уроженца Нью-Йорка и жителя дождливой Англии Стэнли Кубрика. Затворник по жизни, перфекционист по натуре, он к каждому своему проекту подходил с запредельной взыскательностью как по отношению к себе, так и к окружающим. Пытая особую слабость к экранизациям нетривиальных литературных произведений, принялся за произведение классика английской литературы XIX века Уильяма Теккерея. Действие романа происходит в XVIII столетии, а героем является бедный ирландский юноша по имени Редманн Барри, вынужденный пуститься в бегство после убийства на дуэли видного офицера королевской армии. Книжная история Барри Линдона не поражает своей необычностью и при всей своей событийной насыщенности особо не выделяется на фоне остальных подобных сюжетов эпохи. В фильме есть принципиальное отличие от литературного первоисточника. Если в произведении Теккерея рассказ велся от первого лица, то в фильме уже появляется закадровый голос, бесстрастно комментирующий перипетии сюжета. Стэнли всегда достаточно вольно, а порой и выворачивая наизнанку (только Кубрик, кажется, мог превратить плутовской роман классика в серьезную драму) замысел книги, подходил к трактовке полученного материала, из-за чего зачастую подвергался критике. Настоящим подвигом кажется и та скрупулезность и дотошность, с которой режиссер воссоздал на экране эпоху. Маститые историки и культурологи с трудом нашли в фильме несколько незначительных помарок. Никаких крупных ляпов и нестыковок, которые в большинстве как современных, так и фильмов прошлых лет находят пачками. Обыватель это не обязательно заметит, но в среде профи такие вещи ценят. Причудливые и длинные названия, высокопарные разговоры, чересчур зарумяненные и женственные мужчины, пышные женские наряды, богатые ритуалы и церемонии — эпоха барокко в своей неспешности и мрачно-бледной красоте практически оживает на экране. Немного парадоксально, но для идеального изображения этой эпохи (а специалисты почти единодушно признают «Барри Линдона» лучшим кинопроизведением о XVIII столетии) понадобился Стэнли Кубрик со своей отстраненной манерой режиссуры, налетом мизантропии и гомоэротическими нотками в поведении своих героев. Как нельзя кстати пригодилась присущая постановщику неспешность развития действия. Время, как и персонажи, никуда особо не торопится, что в бешеном темпе XXI века кажется невероятным. Для создания визуального мира своего фильма Кубрик обратился к английской живописи того периода, причем настолько удачно, что в отдельных стоп-кадрах можно увидеть аллюзии на целое множество картин признанных мастеров. Сам же визуальный ряд фильма, возможно, один из самых живописных (в широчайшем значении этого слова) в истории кинематографа. При просмотре порой возникает непроизвольное желание нажать на паузу, забыть все хитросплетения сюжета и просто любоваться застывшей картинкой. Впрочем, сильно покривим душой, если скажем, что вся творческая энергия перешла в визуальный ряд. «Барри Линдон» — это еще и мини-диссертация на тему жизни высшего общества эпохи в Пруссии и Англии, исследованной на примере жизни бедного и наивного ирландского паренька, попавшего в ее жернова. Особая манера режиссуры позволяет зрителю трезвым взглядом оценить все метаморфозы, происходящие с Редманном. Особого упоминания в фильме достойна оригинальная речь персонажей. Герои говорят именно так, как говорили в XVIII веке. Никакого осовременивания в угоду ленивому зрителю, никакой заискивающей простоты в ущерб историзму. Все серьезно и основательно. Поэтому смотреть «Линдона» в дубляже это кощунство, и после этого еще отчетливее понимаешь Кубрика, завещавшего смотреть свои фильмы исключительно с субтитрами. С чисто технической стороны фильм интересен прежде всего своим особенным методом съемки исключительно при натуральном освещении и свечах. Техники, с помощью которой можно было бы отснять подобные сцены, не существовало, но на помощь Кубрику пришли ребята из НАСА, теплые отношения с которыми сложились еще во время съемок «Космической одиссеи». Именно они предоставили Стэнли уникальные линзы, с помощью которых исследовали космические просторы. В таком, казалось бы, интересном, но все же довольно незначительном факте проявляется сущность Кубрика-создателя. Он не был готов просто признать существующие рамки, не сделав попытку вырваться за их пределы. Помощь и вдохновение он искал порой в тех сферах деятельности человека, которые изначально не считались родственными кинематографу. Джон Олкотт, ранее работавший с режиссером в «Одиссее», «Заводном апельсине» и позже в «Сиянии», нашел практически идеальное взаимопонимание с Кубриком в плане использования технологических находок и реализации режиссерской задумки, следствием чего стала безупречная операторская работа. На главную роль был приглашен американский актер Райан О`Нил. Роль Барри Линдона, без всяких оговорок, так и осталась лучшей и наиболее значимой в его карьере. На его примере очень наглядно просматривается умение режиссера работать с актерами: он мог разглядеть в не хватавшем с неба звезд О`Ниле потенциал для будущей роли и использовать его полностью. А сам актер в какой-то мере (неизвестность, яркая вспышка и снова забвение) повторил судьбу своего героя. Роль графини Линдон исполнила Мариза Беренсон, внучка знаменитого французского дизайнера Эльзы Скиапарелли, до работы с Кубриком лихо дебютировавшая в кино у классиков Лукино Висконти и Боба Фосси. А центральный конфликт обеспечивает исполнитель роли лорда Буллингтона, Леон Виталий. Сцена их дуэли с Барри Линдоном вошла во всевозможные киноэнциклопедии и растаскана на визуальные цитаты. Режиссер только на монтаж этого эпизода потратил около полутора месяцев, но оно того стоило. Земляка Редманна, месье Шевалье, неожиданно оказавшегося его покровителем в высшей среде, сыграл мистер Александр из «Заводного апельсина» — Патрик Мэги, а интернациональный состав дополнил немец Харди Крюгер, сыгравший капитана Потцдорфа. Музыкальная составляющая идеально вписывается в концепцию фильма. Страсть режиссера к использованию классической музыки в «Барри Линдоне» пришлась как нельзя кстати. Мелодии Баха, Генделя, Моцарта, Шуберта, Вивальди вкупе с военными маршами того времени под чутким руководством Леонарда Розенмана играют в ключевых моментах фильма, доводя до абсолюта аутентичность всего происходящего на экране. Впрочем, нельзя сказать, что при всей своей совершенности фильм ждала легкая судьба. При довольно неплохих кассовых сборах, фильм довольно прохладно встретили критики. Даже 7 номинаций на «Оскар» для всегда имевшего сложные отношения с академиками Кубрика не исправили, в целом, сдержанного отношения к фильму в год выпуска. И только время постепенно начало все расставлять на свои места. Это сейчас «Барри Линдон» — «инстант классик», практически безупречная костюмированная драма и лучший фильм, олицетворяющий эпоху. Из него растет киноязык формановского «Амадея», «Контракта рисовальщика» Гринуэя и многих других. Картина, к которой, кроме хронометража и как бы отстраненной режиссуры, внятные претензии предъявить сложно. А то, что «Линдон» в силу многих причин является одним из самых неизвестных широкому кругу фильмов Кубрика, никоим случаем не позволяет отнести его к числу неудач мистера Стэнли. Да и были ли они вообще — еще большой вопрос.
«Мне очень нравится «Барри Линдон», но для меня это все равно, что прогулка по Прадо без перерыва на ланч». Фраза Стивена Спилберга, наверно, наиболее точно выражает самое ценное качество фильма, и особенно четко это понимаешь, когда задумываешься о том, что было в нем еще, кроме визуального ряда, до сих пор непревзойденного по своей красоте. По правде говоря, «Барри Линдон» - далеко не лучший роман Уильяма Теккерея, автора потрясающей «Ярмарки тщеславия», и даже не один из лучших в общем ряду просветительских романов XVIII века. Не оригинален и его сюжет, рассказывающий о приключениях авантюриста, решившего пробиться в высшее общество и поплатившегося за это самым дорогим, что у него было. Нет в нем и ярких, надолго запоминающихся образов, создавших бы почву для потрясающих актерских работ, которыми не может похвастаться и его экранизация. Во всех отношениях, кроме визуального – это просто хороший размеренный фильм с неплохими актерами, играющими на одном, вполне добротном уровне, и не выбивающимися из общего ансамбля, но в том-то и дело, что главное в «Барри Линдоне» совсем не это. Прежде всего, «Барри Линдон» - это размытые дороги, которые с такой любовью изображались на голландских пейзажах. «Барри Линдон» - это караваджистские светотени, достигнуть которых можно было только при естественном освещении. «Барри Линдон» - это удивительным образом выстроенные мизансцены, на первый взгляд кажущиеся абсолютно естественными, но при этом четко вписывающиеся в контур круга или треугольника. «Барри Линдон» - это молодые девушки в длинных шелковых платьях, будто сошедшие с полотен Гейнсборо. «Барри Линдон» - это младенец, разряженный, как один из инфантов на портрете кисти Ван Дейка. «Барри Линдон» - это женщина в белом платье, прижимающая к себе мальчика в бархатном красном камзольчике. «Барри Линдон» - это сцена после пирушки, в точности скопированная с одной из гравюр серии «Модный брак» Хогарта. «Барри Линдон» - это неспешная трехчасовая прогулка по одной из лучших картинных галерей мира под музыку Баха и Генделя. А если вам, как и Стивену Спилбергу, захочется сделать перерыв на ланч – это вполне можно устроить по окончании первой серии. 10 из 10
Стэнли Кубрик был очень заинтересован романом Уильяма Мейкписа Теккерея 'Ярмарка тщеславия'. Он хотел экранизировать этот роман, но чуть позже отказался от этой идеи, сказав, что эта история не могла хорошо уместиться в полнометражный фильм. Он отказался от экранизации 'Ярмарки тщеславия', но его заинтересовал другой роман того же писателя Уильяма Теккерея. Роман 'Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим'. К сожалению, этой книги я не читал и сравнивать фильм с книгой я, соответственно, не могу. Как и все фильмы Стэнли Кубрика, 'Барри Линдон' сначала был очень раскритикован. Особенно в Великобритании и Америке. Фильм ругали за его немалый хронометраж, почти три часа, за то, что он скучный и неинтересный. Они посчитали, что зрителям нужен острый сюжет, перестрелки, погони, им неинтересно смотреть трехчасовой фильм про парня, который заблудился в своей жизни. Вероятно, так посчитали и сами зрители. Коммерчески фильм не был успешен. Но не стоит забывать, что 'Барри Линдон' получил четыре премии Оскар: за лучшую работу оператора, за лучшие декорации, за лучшие костюмы и за лучшую музыкальную адаптацию, а также получил две премии Британской академии: за лучшего режиссера и за лучшую работу оператора. И сейчас многие зрители, вспоминая этот фильм, говорят, что 'Барри Линдон' один из самых красивых фильмов о 18-ом веке. И судьба почти всех фильмов Кубрика осуществилась и по отношению к этой картине. Сначала фильм сильно раскритиковали, а через некоторое время стали им восхищаться. Не смотря на довольно большой хронометраж фильма, он нескучный. Как и многие фильмы, рассказывающие о судьбе человека и о судьбах людей, находящихся рядом с ним, зритель словно проживает всю жизнь. Он проводит наблюдение за этим человеком, начиная когда этот человек еще молод и заканчивая когда с того времени прошло много лет. И для меня такое наблюдение никогда не бывает скучным. Ведь зрителю показана жизнь в сокращенном варианте. Зритель может наблюдать начальную точку, когда Редмонд борется за свою возлюбленную, и то, к чему это приводит, через массу связанных между собой сплетений и нитей жизни. Каждый по своему увидит и поймет судьбу Редмонда Барри. Кто-то посчитает его мошенником и авантюристом, кто-то посчитает, что он просто искал правильный стиль поведения в обществе. У меня свое представление об этой истории. Мне кажется, что эта история про человека, которого еще в юности судьба забросила далеко от дома и он искал пути вернуться, но попал не в родные стены, а в среду роскоши, богатства и знати. И казалось бы, о чем еще можно мечтать? Но все это богатство, все эти деньги и роскошь убили, съели изнутри ирландского паренька Редмонда Барри и вместо него на свет появился совсем другой человек Барри Линдон. Но и судьба Линдона оказалась неутешительной. За богатство он заплатит другим. Я не буду создавать спойлер, напишу лишь только это. Многие зрители говорят об этом фильме 'визуальное совершенство'. И с этим просто невозможно поспорить. Да и других, более точных слов подобрать сложно. Визуальное совершенство. Хотя стоит добавить, что этот фильм совершенство не только визуальное. Фильм был снят на старомодные уже тогда, в 1975 году, камеры 'Би-Эн-Си', а к этим камерам была вмонтирована специальная линза 'Цейз'. Дело в том, что эту линзу использовали в НАСА для наблюдения за звездами. И, соответственно, это самая быстрая линза. Все это создавалось для того, чтобы снимать без дополнительного освещения. Например, довольно необычные сцены со свечами или сцены где солнечный свет, проникает в большие окна и это также создает необычное впечатление. Вообще игра Кубрика со светом один из самых главных плюсов фильма. Именно поэтому многие зрители сравнивают фильм с живописью 18-го века. Также в фильме отличные костюмы, которые дополняют атмосферу фильма, дополняют необычное освещение фильма. Ну и конечно шикарные пейзажи говорят сами за себя. 'Барри Линдон' действительно визуальное совершенство. И с этим невозможно поспорить. Работа Стэнли Кубрика над этим фильмом просто великолепная. Посмотрев, почти все его фильмы, я убедился, что у него своя, неповторимая атмосфера. Во многом эта атмосфера сказывается не только на музыке, работе режиссера и оператора, а еще и на игре актеров. И в этом фильме присутствует эта атмосфера, и в тоже время я увидел и очень многое, чего еще не делал Кубрик. Хотя найти фильм с таким же великолепным освещением будет очень и очень сложно. Не хочу кидать камни в огород других режиссеров, но то, что сделал Кубрик в этом фильме просто неповторимо. Все актеры играли отлично. Райан О'Нил (Барри Линдон) - словно жил своей ролью. Он превосходно передал зрителю все чувства и эмоции Барри. Мариза Беренсон (леди Линдон) - безупречно исполнила свою роль. Годфри Куигли (капитан Гроган) - очень хорошо исполнил свою небольшую, но довольно значимую роль. Леон Витали (лорд Булингдон) - очень хочется отметить игру этого актера. Он великолепно сыграл. Актеры являются проводниками между зрителем и своим персонажем. Они должны передавать зрителю все, что чувствует их персонаж. Поэтому они должны вжиться в роль. И в этом фильме все актеры сделали это на высшем уровне. В фильмах Стэнли Кубрика музыка играет очень важную роль. Этот фильм яркий тому пример. В фильме исполнена музыка 17-18-го века. Основная композиция, звучащая в фильме, это 'Сарабанда' Георга Фридриха Генделя. Превосходная музыка. Она звучит в начале фильма и в конце. Также она звучит в некоторых важных моментах фильма немного измененная. Кроме того в фильме звучит великолепная музыка Шона О'Риада и Франца Шуберта. Эта великолепная музыка великолепно подходит под картинку, дополняет драматизм и атмосферу фильма. Музыку подбирал сам Стэнли Кубрик. А я считаю, что это замечательно когда режиссер фильма является и сценаристом этого фильма, продюсером и сам подбирает для фильма музыку. Потому что тогда этот фильм становится произведением этого режиссера. И этот фильм тому пример. 'Барри Линдон' Стэнли Кубрика. 'Барри Линдон' настоящий шедевр мирового кинематографа и классика на все времена. И этим все сказано. 'Во всех фильмах Стэнли мне нравится то, что они снимались сознательно. Они могут нравится. Могут не нравится. Но все признают, что он человек с большой буквы, и мне по-прежнему кажется, что его недооценивают' (Джек Николсон). 10 из 10
Принято считать, что 'Барри Линдон' - прежде всего визуальный шедевр великого Стенли Кубрика, образец поразительного воссоздания исторической эпохи. Тем не менее, фильм значительно сложнее, чем просто хорошая костюмная драма. 18 век, Европа. Век галантности, сословных ограничений, век дуэлей и многозначительных взглядов. В то время, когда души и переживания людей были загнаны в рамки условностей, предписаний этикета и понятий о чести, внутри точно так же пылали эмоции и страсти. И никакие маски не могли заменить истинных чувств людей, которые время от времени прорывались наружу. Главный герой фильма - молодой ирландец, не имеющий в начале повествования ни богатства, ни титула, ни покровителей. Испытав нужду и страдания, определив главной целью своей жизни социальный успех, молодой человек немедленно берется за реализацию этой мечты. Однако, восхождение на вершину сословной лестницы не проходит бесследно, Барри утрачивает те искренние, человеческие черты, которыми он обладал в юности. Разрушая своими руками созданный успех, он начинает свое неотвратимое падение… Грустен и печален финал картины. Кубрик оставляет нам размышлять, а могло ли случиться иначе. Ведь богатство, успех так часто превращают достойных людей в черствых и циничных, равнодушных к чувствам других. А без гармонии с окружающими нет счастья. Фильм шедеврален в кинематографическом плане, а сцены, снятые при свечах, доставляют огромное наслаждение. 10 из 10
Этот фильм нужно смотреть на английском и только на нем! Голоса актеров придают фильму особую красоту, дополняя великолепную работу оператора и изящество прекрасного сценария. В 'Барри Линдоне' невероятно четко показаны характеры героев, и при просмотре я всякий раз поражаюсь работе режиссера и актеров. Нет абсолютно ничего лишнего, и каждый характер виден так четко, словно вы действительно знаете его обладателя в реальной жизни. Многих не устраивает именно этот реализм, с которым показаны поступки и характеры действующих лиц, но против психологизма в этом случае идти никак нельзя, он наиболее уместен в такой картине. Именно сочетание внешней картинности и внутреннего реализма и делает фильм труднопереваримым для многих зрителей. Про внешнюю красоту я не буду ничего говорить, скажу лишь, что получаю почти физическое удовольствие от созерцания. Обязателен к просмотру. 10 из 10
'Барри Линдон' - исторический кинофильм кинорежиссера Стэнли Кубрика 1975-ого года. Сюжет повествует о простом ирландском парне Редмонде Барри, застрелившем на дуэли английского офицера, который затем был вынужден скитаться по самым разным уголкам Земли. Сразу скажу: я разочарован. Кроме дотошно проработанных деталей эпохи XVIII века, классической музыки, которая даже редко появляется и не цепляет, потрясающей актерской работы не вижу режиссерского почерка Стэнли Кубрика. Реально очень скучно, нудно, неинтересно. Даже, признаюсь, не смог его досмотреть, а такое очень редко бывает. Здесь Вы не увидите каких-либо характерных для Стэнли Кубрика скрытых сложных метафор и очень глубокого посыла. Сам не понимаю, почему зрителям 'Барри Линдон' больше нравится, чем такие отличные фильмы, как 'Сияние' 1980-ого года и 'Заводной апельсин' 1971-ого года. Уверен, что если бы книга, по мотивам которой Стэнли Кубрик сделал свой фильм, была бы широко известной и прекрасно написанной, зрители так же бы негодовали от несоответствий фильма от книги, что и произошло с другими перечисленными мной фильмами. Сколько же вам нужно повторять: фильм не должен полностью соответствовать книге и быть лучше, чем она! Смысл, как я понял, заключается в том, что опрометчивые решения могут привести к достаточно неприятным последствиям. Рекомендую смотреть только историкам, которым нравится качественное погружение в историческую эпоху. 6 из 10 P. S. Лично мне кажется, что Стэнли Кубрик почти всю свою энергию на декорации и костюмы потратил, поэтому и получился такой проходный фильм. Если Вы с чем-то несогласны, напишите, пожалуйста, в комментариях, буду очень признателен.
'Барри Линдон' - исторический кинофильм кинорежиссера Стэнли Кубрика 1975-ого года. Сюжет повествует о простом ирландском парне Редмонде Барри, застрелившем на дуэли английского офицера, который затем был вынужден скитаться по самым разным уголкам Земли. Сразу скажу: я разочарован. Кроме дотошно проработанных деталей эпохи XVIII века не вижу режиссерского почерка Стэнли Кубрика. Реально очень скучно, нудно, неинтересно. Даже, признаюсь, не смог его досмотреть, а такое очень редко бывает. Здесь Вы не увидите каких-либо характерных для Стэнли Кубрика скрытых сложных метафор и очень глубокого посыла. Но не так все плохо, актерская работа выполнена на пять с плюсом, интересна задумка, просто шедеврально выполнены декорации, костюмы персонажей. Сам не понимаю, почему зрителям 'Барри Линдон' больше нравится, чем такие отличные фильмы, как 'Сияние' 1980-ого года и 'Заводной апельсин' 1971-ого. Уверен, что если бы книга, по мотивам которой Стэнли Кубрик сделал свой фильм, была бы широко известной и прекрасно написанной, зрители так же бы негодовали от несоответствий фильма от книги, что и произошло с другими перечисленными мной фильмами. Сколько же вам нужно повторять: фильм не должен полностью соответствовать книге и быть лучше, чем она! Смысл, как я понял, заключается в том, что опрометчивые решения могут привести к достаточно неприятным последствиям. Рекомендую смотреть только историкам, которым нравится качественное погружение в историческую эпоху. 6 из 10 P. S. Лично мне кажется, что Стэнли Кубрик почти всю свою энергию на декорации и костюмы потратил, поэтому и получился такой проходный фильм. Если Вы с чем-то несогласны, напишите, пожалуйста, в комментариях, буду очень признателен.
Общеизвестно, что в начале 70-ых Стэнли КУБРИК грезил фильмом о Наполеоне, к которому долго и серьёзно готовился. Однако неудача «Ватерлоо» Бондарчука похоронила проект, продюсеры больше денег на него не давали. Тогда мастер совершил немыслимый разворот, обратившись от императора, «могучего баловня побед» (Пушкин) к зауряднейшему из смертных, протагонисту полузабытого романа Теккерея по имени БАРРИ ЛИНДОН. Съёмки начались весной 1973, премьера состоялась под Рождество 1975. ...Изначально его звали Редмонд Барри. Бедный помещик в Ирландии 1750-ых, юноша был вынужден искать счастья сначала на полях сражений Семилетней войны, последовательно в двух армиях, английской и прусской, затем – за карточным столом, в компании известного шулера-аристократа. Спустя годы скитаний по Европам Барри, охмурив молодую вдову, графиню Линдон, берёт её фамилию и заводит семейную, но не менее беспутную жизнь, проматывая состояние супруги. Добром это для него не кончится, о чём услужливо предупреждает титр второй части... Мы не зря вспомнили молодого Александра Сергеевича с его элегией на смерть Наполеона: «То был сей чудный муж, посланник провиденья // Свершитель роковой безвестного веленья». Кубрик во время оно был вдвое старше и давно не страдал от романтических иллюзий; напротив, его «подопечный» выведен настолько безвольной жертвой обстоятельств, что ему трудно даже посочувствовать. Кто бы ни был здесь «свершителем веленья» – природа, общество, слепая фортуна? – взгляд автора-творца остаётся холодным и безучастным. Его персонажи подобны марионеткам на большой исторической сцене, движимым регламентом условностей, с рудиментами чувств и лишь зачатками морального закона. Кубрик пошёл на поразительную провокацию, пригласив на главные роли крайне гламурных исполнителей – секс-символа 70-ых Райана О’НИЛА и супермодель Марису БЕРЕНСОН. С высоты прошедших десятилетий нам трудно оценить дерзость такого выбора, словно призванного показать – никакой контраст для него не чрезмерен, а всякая индивидуальность подлежит подчинению схеме. И, конечно, фильм легендарен своим не имеющим аналогов тщанием в реконструировании эпохи. Все декорации здесь подлинны, костюмы аутентичны, а музыка – созвучна времени. Поистине космические усилия Кубрик и его группа приложила, чтобы снимать при свечах (электричества в XVIII веке, понятное дело, не знали). Для этого – у НАСА за миллионы долларов! – были закуплены уникальные линзы и использованы особые светосильные камеры. Никогда ещё эпоха рококо не выглядела на экране столь изысканно и авторитетно (4 «Оскара» тому свидетельство). Хотел того Кубрик или нет, но все эти технические премудрости забирают на себя много внимания. Мизансцены слишком «картинны», общие планы – «открыточны». Здесь не бывает дождей (а ну как зальёт драгоценные объективы), и в каждом интерьере свечей вдвое больше, чем требует здравый смысл. Яркие мундиры с девственно чистыми – даже в боевых условиях – обшлагами усиливают театральность, а не правдоподобие. Действо идёт три часа, и при том совсем не скучно, несмотря на стремление автора душить интригу в зародыше. Кубрик последователен в выхолащивании всякого живого чувства, в чём его адепты усматривают триумф творческого метода. Но вот беда, концепт дважды даёт сбой: сцены прощания Барри с сыном и его дуэли с пасынком – каждая по-своему – наполнены настоящим, а не искусственным киноволшебством, за которое режиссёру-ультраперфекционисту хочется многое простить. Barry Lyndon ожидаемо вызвал злую и противоречивую критику, хотя со временем она прониклась раскаянием. Роджер Эбер в своей (хвалебной) рецензии приписал фильму «высокомерие гения». Полин Кэйл в своей (типично-погромной) определила его «шедевром в каждой незначительной детали» и обозвала «кино для журнального столика» (a coffee-table movie). Дэвид Томсон, хоть и включил его в свою антологию 1000 фильмов (должно быть, по разряду диковинок), насмешничал, что «185 минут – долгое время, чтобы зафиксировать отсутствие героя», а Райан О’Нил слишком готов к тому, чтобы оставить нам всякое суждение о себе. Винсент Кэнби был не более милосерден к его партнёрше, про которую отпустил ставшую крылатой фразу «Мариса Беренсон великолепно подходит к своим костюмам и парикам». Самый короткий и остроумный комментарий принадлежал молодому (тогда ещё) Стивену Спилбергу, который сравнил опыт просмотра картины с «экскурсией в музей Прадо без перерыва на обед». Как человек, видевший и «Барри Линдона» и коллекцию Прадо дважды (на сегодняшний день), признаюсь, что в третий раз гораздо охотней отправлюсь в мадридский музей (основанный – вот ведь ирония – Бонапартом-старшим). Краски и формы там как минимум не уступают, а нюансов и эмоций всяко больше, чем в печально-похоронной сарабанде. И, что важно, есть настоящие характеры, ведь, как подметил наш главный поэт, «мы все глядим в Наполеоны»...
Плутовская история Барри Линдона обманула мои органы и незаметно украла внимание. Было красиво и нескучно. К фильму есть несколько вопросов, поэтому считаю необходимым заявить: 1. Нужно добавить второй антракт (подлиннее первого) и растянуть картину до циклопических масштабов, используя материалы книги-первоисточника. 2. Ввести в сюжет пожилую прусскую Цирцею. 3. Опционально. Добавить отсылки на Джойса и Лимонова (подмигнуть Гомеру и нашему человеку). От одиссеевой хитроумности Линдону досталась лишь хитрость (со значительными оговорками). Если Одиссей мог выдавать себя странником на протяжении дня для свинопаса Евмея, то Барри раскрылся перед шевалье-шулером в первую минуту знакомства. Мальчик оказался в центре трагедии на которую весело смотреть. В современной России это была бы история по типу “Духлесса”, в конце которой некий плут-неудачник Максимушка возвращается в родную Башкирию с хроническим панкреатитом после неудачных криптоинвестиций и богемной жизни в москоу сити.
Медленный и спокойный темп фильма придает ощущение, что ты проходишь по галерее картин. Многие эпизоды статичны, и помимо главных героев в кадре бывает много других людей, которые исполняют роль стаффажей, а камера часто отъезжает назад. Таким образом уменьшая персонажей и открывая новые элементы кадра, придавая ощущение статичной живописи, и уменьшая их отдельную значимость в этом устройстве мира. В первой части фильма этого еще не так много, но во второй части фильм и вовсе застывает в меланхоличной повседневности той эпохи, но как и смотря на живопись ты не устаешь от статичности этих кадров. Каждый кадр сбалансирован по композиции, цветам и теням, своей красотой они только задерживают зрительский взгляд. Не спешные прогулки, телесные наказания пасынка, измены, интриги, карты. И так пока не замкнется круг. Вся меланхоличность показывает предрешенность судеб героев, а также круговорот этих событий, начиная и заканчивая дуэлью с 'Сарабандой' Генделя. Сын повторяет судьбу отца. Стоить отметить, что даже война не нарушает плавный ритм камеры и повествования, а во время битв музыка сопровождает всегда бравая и веселая. Хотя во многих других многих фильмах, других режиссеров мы наблюдает обратное, и война всегда является ужасом и нарушением привычной жизни. Но тут Кубрик отсутствием ускоренного монтажа и какой-либо другой динамичной реакции камеры на битву показывает, что тут война эта такая же часть привычной жизни. И только в нескольких случаях камера переходит в динамику ручной съемки, в случае драк и попыткой самоубийства леди Линдон, вот они являются редким и странным явлением для той эпохи (конечно, в рамках содержания фильма), но жизнь после этих случаев быстро возвращается в свое русло, а вслед за этим и камера. 10 из 10
'Барри Линдон' Кубрика - пожалуй, самый изысканный фильм, который я когда-либо видела. Просто невероятное произведение искусства. Что делает этот фильм таким привлекательным, так это прекрасные кинематографические компоненты, такие как саундтрек, костюмы, декорации, операторская работа. Помимо этого, аутентичная одежда, освещение, блестящая игра актёров, начиная с превосходного Райана О'Нила и заканчивая замечательной Марисой Беренсон, делают фильм поистине прекрасным. Не для кого не секрет, что Кубрик является непревзойденным гением. Он демонстрирует великое совершенство и высокий профессионализм в каждой сцене, благодаря чему мелкие детали обретают большую значимость. То, как Кубрик использует классическую музыку в своих фильмах, божественно, и «Барри Линдон» не исключение. Музыка Шуберта тронула меня до глубины души. Одно из самых запоминающихся и удивительно мощных музыкальных произведений, когда-либо написанных. В фильме есть одна сцена, которая произвела на меня неизгладимое впечатление? момент, когда Барри соблазняет леди Гонорию. Красоту этой сцены невозможно воспроизвести. .. Она бессловна и бесконечно поэтична. Этот эпизод, как и весь фильм, совершенно возвышенный шедевр. Должна отметить, что «Барри Линдон» - один из самых потрясающих фильмов с визуальной точки зрения. Это, наверное, самое близкое к живописности в кинематографическом искусстве, что мы когда-либо сможем увидеть. Абсолютное великолепие. 10 из 10
Чёртов гений! Великий и ужасный Кубрик. Можно ли говорить что-то о Кубрике в кинематографе, если Кубрик - и есть сам кинематограф. Он и еще несколько верховных божеств создали весь современный кинематограф. Как великие античные архитекторы построили храм кинематографа и показали всем своим адептам: вот тут кухня, тут ванная, тут гардеробная, тут можно наблюдать за звездами... пользуйтесь. Но то ли последователи не уродились, то ли не поняли как всем этим созданным для них Храмом пользоваться. Последователи так и не подобрались к уровню Первых Вершителей, продолжая как заведенные куклы использовать штампы, позабыв о таинстве Творения, что Праотцы дали им рецепт, а не готовые блюда... Этим фильмом я практически закрыл всю карту классического Кубрика, начиная с Стренджлава. Одна Лолита стоит одиноко в сторонке, скромно ожидая своего звездного часа. А какие в Линдоне шикарнейшие, сумасшедшие, глубочайшие многоуровневые планы! Каждый, даже условно 'проходной' кадр настолько сочный, жирный, масляный... Ведь этот чертов перфекционист мог ради одного кадра месяцами ждать соответствующего неба, облаков на нем и оттенка солнца. А все интерьерные съемки сделаны без софитов при естественном свечном освещении специальной высокопросветленной насовской оптикой, где одна камера стоит несколько миллионов долларов! Ради того, чтоб снять естественный свет свечей. И один из лучших фильмов в кинематографе! 8 из 10
Мегаломан на марше: ожившая живопись, звуковизуальная симфония, холодное великолепие изысканной монументальности. С головой в ледяное горное озеро – от неизбывной красоты и переизбытка воздуха пейзажей перехватывает дыхание, от глубины и пространства общих планов сводит скулы. Отлив – камера Олкотта назад. Один проезд на лошади на фоне сгустившихся в ожидании дождя туч, стоящий километров пленки бездарно потраченных работниками коммерческого кино до и после. Инстинкт кинокадра, не поддающийся рациональному изъятию. Обломок канувшей в лету стихии, античной статуарной стати и неукротимой величественности. Торжество киногении на столкновении величавости природы, барочной куртуазности интерьеров-костюмов и классической мощи музыки. Лукавство рокамболя в бессмысленно-осмысленном круговороте судьбы, войны и мира, любви и смерти. Космическая закругленность тонкой художнической чуткости к тайнам выразительности. Реквием по безвозвратно ушедшей эпохе кино как искусства. 9,5 из 10
«- Хорошо размышлять о славных войнах в уютном кресле. Другое дело – увидеть это своими глазами.» ( с ) Завершив работу над, пусть и не совсем камерной, но чуть театральной и ограниченной съёмочными павильонами экранизацией антиутопического романа Энтони Бёрджеса «Заводной Апельсин» - Стенли Кубрик, отдохнув приступил к съёмкам масштабного исторического полотна. Действие которого происходит во времена Наполеоновских войн, а сама картина является вольной интерпретацией плутовского романа Уильяма Теккерейя. В фильме рассказывается в сатирической манере история жизни и приключений английского джентльмена – сэра Редмонта Барри, который воспитывался до юношеского возраста матушкой ( отец героя погиб на дуэли, причиной для которой послужила какая то глупая ссора случившаяся во время покупки лошадей ). Заданный в самом начале картины сатирический тон, не покидает постановку до самого финала. Сам юмор присущий тону невидимого рассказчика, а так же абсурдные и нелепые ситуации в которые попадает главный герой – практически невозможно пересказать, это непременно нужно видеть самим. Благодаря своей ненавязчивости, а так же отсутствию исторического пафоса ( хотя лично мне нравятся и такие картины ) – практически трёхчасовая постановка смотрится, пусть и не на одном дыхании ( всё таки не станем греха таить – фильм можно было бы этак на полчаса подсократить ), но с интересом. Который не угасает от пролога и до эпилога, на протяжении двухсерийного действа. Одно это уже дорогого стоит. Однако, у этого фильма Кубрика есть ещё и другие достоинства – главное из которых это блистательный визуальный ряд. Картинка напоминает живописные полотна конца 18 –ого века, а все передвижения персонажей в кадре и все интерьеры необычайно гармоничны. Боюсь предположить даже, сколько времени ушло на подготовку к этим съёмкам, когда даже простейшие сцены приходилось часами выстраивать и подолгу репетировать даже проходные эпизоды! Мастерство оператора ленты Джона Олкота можно увидеть в том, как красиво сняты абсолютно все планы и ракурсы, насколько точно везде выставлен свет, как удачно подобраны все композиции. Визуальная составляющая всегда важна, иногда она куда важнее сценария. Ибо слабые постановки зачастую вытаскивал шикарный визуал. Это в большей степени свойственно блокбастерам и боевикам, которые часто прикрывают свою художественную пустоту классным воплощением, выезжая на спецэффектах. Только в случае «Барри Линдона» - богатый внешний вид не маскировка пустоты – а одно из достоинств картины. Помимо внешней красоты, фильм располагает любопытным сюжетом, который разыгрывают хорошие артисты. Например, главную роль играет Район О’ Нил – многим памятный по «Пикнику у Висячей Скалы» Питера Уира. Здесь он показывает своего героя в разные периоды его жизни – от скромного и романтичного юноши, в котором живы идеалы присущие молодости – до опытного в интригах и различного рода авантюрах мужчины, который не верит уже в настоящую любовь – предпочитая устроить своё будущее благодаря выгодной женитьбе. Естественно, что актёрской игре помогает и грим, который искусно старит молодого артиста. Ближе к финалу, сэр Барри предстаёт пожилым человеком, ровно как и многие персонажи его окружающие. Например его супруга – леди Линдон, на которой он женился после смерти её первого супруга – только ради её титула и состояния. Сыграла эту женщину Мариса Беренсон, на мой взгляд вполне неплохо – образ меланхоличной светской дамы, предпочитающей публичность – воспитанию детей. Понравилось то, как Доминик Севидж и Леон Витале исполнили роль пасынка героя – своенравного, но воспитанного в патриархальных традициях юного лорда Булингдона. Мальчик видел своего коварного и расчётливого отчима насквозь, потому и не желал мирится с тем, как он тратит его состояние, покупая дорогие картины и давая взятки должностным лицам, дабы те свели его с нужными в его кознях людьми. Опять Стенли Кубрик работал с замечательным актёром Патриком Маги, ранее сыгравшим в «Заводном Апельсине». На этот раз ему достался образ шевалье Балубари – мошенника, картёжника и шпиона. На службе у которого мистер Барри сделал себе изрядное состояние, поскольку помогал своему патрону в его аферах над знатными и богатыми персонами. Те из них, которые отказывались отдавать долги – вызывались героем на поединок, а поскольку среди прочего мистер Барри отменно владел рапирой – кредиторы как правило предпочитали расплатиться по закладным. Именно с помощью шевалье – проходимца, Барри попал в высший свет Европы и Англии, и был представлен будущей супруги – леди Линдон. Все эти сцены любовных признаний, вызовов на дуэль и самих дуэлей, балы и светские приёмы, распутные развлечения знати и участие героя в нескольких военных компаниях – всё это преподнесено с изрядной долей юмора, передать который на словах, как я уже отметил выше представляется крайне затруднительным. Голос за кадром иронично комментирующий некоторые происходящие с героем события, принадлежит видному английскому актёры Майклу Хордерну. Чего стоя его высказывание, хотя бы о том, что девушке дарящей сердце военному – придётся часто менять поклонников, дабы не оставаться надолго в печали! Или уже приведённое мною в самом начале рецензии, весьма мудрое замечание относительно досужих рассуждений о военных компаниях прошлого… Помимо операторской работы, очень хорошо исполнено музыкальное сопровождение картины, чему Стенли Кубрик всегда отдавал не малое значение. Неоднократно он возрождал своими фильмами моду на те или иные, ныне уже всеми забытые композиции. Вот и на этот раз «Сарабанда» композитора 18 – ого века Георга Фридриха Генделя – после того, как прозвучала в «Барри Линдоне» - стала опять популярной, и была в последствии использована в других кинематографических произведениях. Картина, как это обычно случалось с творениями Кубрика – была принята в год выхода неоднозначно. Кто то восхищался его «Барри Линдоном» как искусством в чистом виде, а некоторые упрекали ленту за сценарную примитивность и внутреннюю пустоту. Однако это не помешало фильму быть выдвинутым на премию Оскар аж в семи номинациях. В четырёх из которых картина одержала победу: за лучшую операторскую работу, музыку, декорации и костюмы. Однако, как режиссёр и сценарист великий режиссёр и на этот раз остался без награды…
Барри Линдон - это масштабное, историческое полотно от Стэнли Кубрика, в этой картине рассказывается история отдельно взятого человека, собственно Барри Линдона. Фильм будто поделен на де части: в первой у него все хорошо, а во-второй Барри узнает что такое подлинная жизнь, с ее взлетами и падениями. В этом фильме отличная актерская игра, есть хороший сюжет, и есть понимание жизни. Стэнли Кубрик понимал жизнь и это достоинство данной картины, в этом полотне Кубрик отлично рассказывает о жизни так, где не рассказывал ни разу, в других своих работах. Еще фильм красив и наверное Барри Линдон - это самый красивый фильм Стэнли Кубрика из всех, которых я видел. Хорошая картина с прописанными видами, отличными декорациями и костюмами. Картина с большим масштабом и размахом повествования. В картине нет сюжетных хитросплетений, но есть четкая и интересная история. События фильма довольно интересны и очень хочется узнать что будет дальше. Потому что события чем-то удивляют. Еще в картине хороша атмосфера XVII века, Барри Линдон заслужено считается вершиной исторического 'костюмного' жанра. Как ни странно фильм снят по роману Уильяма Мейкписа Теккерея 'Карьера Барри Линдона'. Я заметил одну вещь что все полнометражные фильмы Стэнли Кубрика сняты по какой нибудь книге. В общем достойная работа Кубрика, масштабная, самая красивая кино-картина в карьере режиссера, но почему-то мне картина не так нравится как Сияние, С широко закрытыми глазами, Заводной апельсин, Цельнометаллическая оболочка и т.д. из творений Кубрика, я этот фильм редко пересматриваю. Но я понимаю почему этот фильм называют одной из лучших работ режиссера, фильм очень красив, он масштабен и является историческим шедевром, ну это понятно Кубрик ведь снимал. 9,5 из 10