Вопреки распространенному мнению фильм снят не по реальным событиям на заставе Московского погранотряда, в 1993 году, а по книге Валерия Поволяева «Тихая застава». Да, автор книги вдохновлялся этим боем, многое из него подчеркнул, но все же это самостоятельное произведение, которое ни коим разом не позиционировало себя, как реальное и достоверное. Фильм же получился средним. Чуть выше среднего, чем обычно получаются фильмы режиссера Сергея Маховикова, но все же очень недоработанным. Слишком уж по сериальному упрощено для бабушек. Красивые общие планы гор должны были бы убедить зрителей в том, что эти горы Таджикские, но уж слишком они пологие, Новороссийские горы. Нет в фильме узких дорог, между скалой и пропастью. Краснодарская, спокойная речушка совершенно не похожа на бушующий Пяндж. Характерная для Таджикистана местность играла в книге важную роль, объясняя читателю важные моменты сюжета и логику поступков персонажей. Но если нет пейзажей, то может актеры играют отлично? Большинство героев хорошо играют свою роль. Игорь Савочкин, сыгравший разведчика Бобровского — прототипа Героя России Дмитрия Разумовского, характерен для своей роли. Раджаб Хусейнов — чувствовался опыт. Однако, все это не касается исполнителя главной роли Чадова… Его расплывшаяся морда, с заплывшими глазами-щелочками, редко целиком влезала в экран. Хотя, если уж Кристиан Бейл экстремально похудел для роли в «Машинисте», то вероятно и Чадов экстремально отожрался для имитации опухания после горной болезни. Другой причины, почему его взяли на роль поджарого, голодного, истощенного малой концентрацией кислорода в воздухе пограничника я не вижу. Сюжет лишь частично повторяет книгу. Вырезана почти вся логика героев. Зачем пограничники отступили спустя одну киношную минуту боя? Почему они решили спасать людей из кишлака, если боевики были в этом кишлаке? Зачем вообще пограничники были на той заставе? Что делали? А куда ушли? Много таких вопросов возникало по ходу фильма. Ответов режиссер не давал. Есть лишь обобщающая логика — злой боевик хочет уничтожить заставу, а пограничники этого не хотят. Режиссером была вырезана вся националистическая и религиозная составляющая книги. В книге все было жестче, злее. Ничего этого в фильме нет. Зато были добавлены совершенно глупые сцены с найденной женой Бобровского. В фильме же четко дали понять, что русских женщин убивают и насилуют после похищения, а тут... Стокгольмский синдром, какой-то. Сухое молоко в Таджикистане, в разрушенном и воюющем 93м году, когда все экономические связи разорваны, а пограничникам даже форму зашить нечем (так было в книге)? Соска с молоком выглядят точно так же инородно для того времени, как и современные российские шевроны на рукавах пограничников спустя два года после развала СССР. Подводя итог скажу, что военные фильмы уже нельзя снимать халтурно, без привлечения военных консультантов, без проработки логики, декораций, костюмов. Не воспринимают люди уже такой контент. По этому, даже если очень хотеть снять хороший фильм, но делать его по старым лекалам, то получится «Тихая застава».
Хотелось бы написать внятную рецензию, но нет. Потому что внятной она была бы, если б фильм понравился и зацепил настолько, что этим чертовски захотелось бы поделиться, рассказать в мелочах – если не о самом фильме (дабы не спойлерить), а хотя бы о впечатлениях, облачая все это в цельный рассказ. А в голове – отдельные кадры, выборочные моменты, клочки мыслей, появившихся, даже нет – скорее промелькнувших, но так и не оформившихся в течение фильма. Мысль первая, возникшая еще до просмотра, еще когда прочитала о нем в списке грядущих премьер – не пойду. Потому что сюжет не вызывал интереса, потому что актеры, хоть мной и узнаваемы, но не любимы, потому что вся эта затея изначально казалась уровня в лучшем случае среднего. Мысль вторая, возникшая уже во время сеанса – зачем так рьяно показывать супердружбу молодых ребят-пограничников? Дело даже не в самих эпизодах, когда они разговаривали, о чем они разговаривали, а в манерности, присущей фильмам а-ля «В бой идут одни старики» (сразу оговорюсь, что этот фильм я люблю)- с танцами, улыбками, сильно смахивающими на те, которыми одаривал главный мажор фильма «Девчата» Тоню Кислицину. Особенно долгой и приторной была непонятно зачем еще и замедленная сцена фотографии с кабаном. Не исключаю того факта, что я просто придираюсь, но оставляю за собой это право в виде имхо. И да, черт возьми, можно тысячу раз говорить о том, что всякое произведение самобытно, но по-моему каждый (вы уж поправьте, если это не так) ну хоть один раз внутренне про себя сравнил фильм с «9 ротой». Это не говорит о том, что фильм лучше или хуже, для начала это говорит о том, что есть параллели и уже поэтому их можно сравнивать. А вот только после этого я уже заключаю, что на мой непритязательный вкус «9 рота» все же лучше. Лучше потому что ей – «попсе» ( (с) Маховиков) удалось лучше справиться с поставленной целью – хотя бы потому что сопереживания герои «Роты» добились у меня большего. Не считаю Бондарчука гением, но он разыграл все как по нотам – взял разношерстных персонажей – проблемных (!), тяжелых (!), а не добрых и лучезарных, заставил нас привыкнуть к ним, увидеть что-то хорошее, пройти с ними процесс притирки друг к другу, а заодно период «учебки», а уже потом, когда мы были готовы переживать за них, разнес всех почти до единого в пух и прах. Психолог. Хотя, наверняка, не все так схематично отреагировали на фильм, но основная масса, к коей я и себя причисляю, уверенна, именно так и чувствовала весь фильм. А героями «Тихой заставы» по большому счету проникнуться не получилось. Это я плачу что ли? Мысль, возникшая ну…при том самом моменте с героем Селина…смотревшие поймут. Даже не думала, что фильм сможет каким-то образом заставить прослезиться. Ан нет. На вопрос «Каким же все-таки образом?» могу ответить только: я баба.))) Говоря языком цифр, ставлю фильму 6 баллов из 10. Да, патриотические фильмы нужны, но хочется в них увидеть что-то яркое, неповторимое, оригинальное и без «параллелей».
Посмотрев фильм, оценил его как человек военный и как простой рядовой кинолюбитель. Как офицеру, хотелось задать много вопросов консультантам фильма, ну например, о том, почему на половине рядового состава заставы есть каски, а половина выбегает на боевые действия без них. Ну уж про тактическое 'мастерство и навыки' нач. погранзаставы даже и говорить нечего, ляпы один на другом. Спишем это на то, что упор в фильме был сделан, не на соблюдение боевого устава, а на его художественную составляющую. Перехожу к художественной составляющей. Звездой фильма, его душой стал С. Селин. Пора этому артисту заканчивать с вечными ментами и играть, что-нибудь более качественное. Органично у него получилось сыграть старшину. Именно такой и должен быть старшина. Немного был шокирован ролью Чадова, как нач. погран заставы. Несколько покоробило его пьяное завывание песни Шевчука, диким голосом в ночи, на весь горный Таджикистан. И все время хотелось сказать Чадову: 'Андрей, добавь хоть немного сердца, души, что ты такой сухой и непроницаемый'.Да и в целом, фильму не хватило духовной связки, что очень хорошо получалось во многих советских боевиках. Но и плюсов в фильме много. Героизм заставы, русского солдата, умение русских жить среди любых национальностей бывшего СССР (учительница и ее внучка),боль деда-таджика, за заставу, за кишлак, который собираются уничтожить бандиты, за развал великой страны, заставляют поставить данному фильму высокую оценку. Жаль, что в отличии фильма, от реальных событий, где командира боевиков убивают, данный душман принес нам ещё много страданий. Так начинался путь всем известного Хаттаба. Именно он командовал моджахедами в том бою. И конечно же, очень понравилась, прекрасная песня Э. Артемьева и О. Митяева, очень красиво исполненная молодым певцом В. Петровским. 9 из 10
Наши кинематографисты очень любят снимать кино на военную тематику. Конечно же, вечной темой российских режиссеров будет Великая отечественная война, но и фильмов о солдатских подвигах в «горячих точках» снято уже тоже немало. Фильмов много, качество у всех разное, какие то очень надолго врезаются в память и пересматриваются по многу раз, другие просто смотрятся как неплохое кино о войне, третьи и вовсе напрочь выветриваются из памяти сразу же после просмотра. В любом случае, русские продолжают снимать о войне. Конечно же, в первую очередь, отдавая дань уважения российскому солдату, но иногда и просто, в надежде на то, что благодатная тема военных страданий, не оставит равнодушным даже самого строгого зрителя и обязательно заставит его расчувствоваться, а если снять хорошо и придать побольше трагизма, то и выбить слезу. А раз так, раз зритель эмоционально растроган, то и успех военной драме соответственно гарантирован. В самом начале 'Тихая застава' настраивает зрителя на хорошую, качественно снятую, качественную военную драму. Спокойная, размеренная жизнь заставы, прозванной тихой, вначале немного расслабляет, но звучащая время от времени тревожная музыка, да и сама атмосфера напускной безмятежности, дает понять то, что гром обязательно грянет. Да так грянет, что мало некому не покажется. И поэтому зритель сидит и, затаив дыхание, ждет страшной и трагичной развязки. А ждать ему придется долго. Ведь, до самого финала, действие будет тянуться вяло, иногда даже скучно, с кучей, непонятно зачем, вставленных сюжетных линий, которые по большому счету так и не получат никакого развития. Так, любовная линия, не очень умело вклиненная в фильм, смотрится слишком скомкано, история с ребенком не находит никакого продолжения, да и даже, вроде бы законченная история поиска жены начальником разведотряда Бобровским, кажется весьма и весьма сжатой. Иногда возникает чувство, что режиссеру не хватило времени, и он впихнул в короткий хронометраж картины несколько сюжетов, при этом, так и не успев довести их до конца. Из плюсов картины, я бы хотел отметить, конечно же, безусловно удачно переданную атмосферу времени 90- х годов ХХ века. Развал страны, неопределенность, пересмотр приоритетов, да просто перепутье…. Все еще советский флаг на забытой застав, коммунистические совестские лозунги страны, которой больше нет, и солдаты, честно выполняющие свой долг перед Родиной, до конца не понимающие где эта их самая Родина сейчас находится. Надо отдать должное создателям фильма, что солдаты показаны правдиво, без лишних шаблонов, без ненужных штампов, без излишнего трагизма и героизма, и в тоже время очень четко и точно. Это то, что касается войны, в мирное же время, не смотря на то что, практически весь фильм режиссер старается показать нам характеры персонажей, на мой взгляд, большинство из них, так и остаются не раскрыты до конца. Местами в фильм вклинивается и армейский юмор, но и он подкачал, так как многие шутки кроме как «плоскими» назвать по другому нельзя. Герои скупы на чувства и эмоции, как, наверное, и положено, настоящим воинам, но, тем не менее, часто закрадывается подозрение просто в некачественной актерской игре. Финальная сцена снята неплохо. Не могу назвать ее по истине батальной с широким размахом, но смотрится, все же, на приличном уровне. Достаточно зрелищно и вполне эмоционально. Но сразу после просмотра финала, понимаешь, многие вещи все таки, так и остались недосказанными. Фильм стоит посмотреть из-за идеи: идеи патриотизма, чести и доблести, отваги и мужества, любви к Родине и солдатского долга. Идеи эти, безусловно вечные и правильные, а сам фильм, получился чуть-чуть слабоват. 6 из 10
Великолепно! «Тихая застава» - редкий фильм, о котором можно сказать, что он продолжает или пытается продолжить хорошую традицию наших драматических фильмов о войне – искренних, не показных, и, не знаю, каких-то близких и понятных, что - ли. Просто тема войны всегда была нам, к сожалению, ближе и яснее, чем остальным странам и нам не надо было по 10 раз выдавать тщательно пережеванные морали. Мы все усвоили не по словам, а по своему опыту. Этот фильм как раз берет за душу своей искренностью. Ему веришь. Потому что актеры не переигрывают, намечающаяся любовная линию так и не превратилось в слезливую мелодраму, а у режиссера хватило силы воли эффектно поставить точку в конце фильма - там, где это и надо было сделать. Да, конечно, фильм не для массовой аудитории – он жесткий, натуралистичный, бескомпромиссный. Солдаты там умирают не в красивых позах, в полный рост с пулеметом в руках и с криком «За Родину!». Вообще, честно говоря, это уже приелось до тошноты: это просто плевок во всех погибших, потому что настоящий подвиг не надо приукрашивать, и особенно делать это силами гламурных высокооплачиваемых актеров, срывающихся вечером со съемочной площадки в бары и клубы на правду. На самом деле на войне умирают тихо. Так оно и есть на самом деле. «Тихая застава» - фильм не для всех как раз потому, что вкус публики сегодня испорчен лицемерием, кетчупом вместо крови и погоней за зрелищностью. Теперь остается взывать лишь к личному благоразумию и чувству реальности каждого. Хватит уже себя обманывать. Все не так, как мы привыкли видеть. Мы все догадывались об этом, но обычно нам было слишком тяжело смотреть. «Тихая застава» несет простые и, если честно, неоригинальные идеи. Война – плохо, мир – хорошо, дружба народов, молодость - счастливая пора... В этом фильме есть то, чему охота верить. Может дело в том, что режиссер ничего сознательно не приукрашивал и взял курс на реалистичность или в том, что актеры не переигрывают, а как-то бережно относятся к изображаемому – не знаю. Решать Вам - зрители. Но я уверен в одном - фильм удался. Однозначная оценка 10 из 10, имеет бесспорное право находится на полке с шедеврами мирового кинематографа, что я сегодня и сделаю! Спасибо всей команде актеров, режиссеров и обслуживающий персонал за данный шедевр. Вечная память бойцам... Обидно за тех, кто ставит такой унизительный рейтинг замечательному фильму. Мой вердикт 10 из 10
Смотрел до этого, документальное кино про них. Здесь конечно, кое-что переврали, но сам сюжет очень правильно подобран, отражает действительность тех лет, как мне кажется. Кино очень патриотично, смотрится на одном дыхании, игра актеров великолепна, без премудростей и перегибов, вообщем, то что нужно. Селин, конечно порадовал, очень удачно сыграл, Чадов также молодец, но немного не до конца раскрыл своего героя, как мне кажется. Надо больше снимать таких фильмов, про простых русских парней. Ведь слишком много подвигов наших современников остаётся не раскрытыми для широкого зрителя. А подвигов действительно много, слишком много войн было после развала СССР. И как уже сказал, один из рецензентов - цитата 'бандиты показаны полными отморозками. Но их вожак однажды сказал всёж очень правильные (и глубоко символичные) слова — «это в Союзе я бы стал врачом, а сейчас я полковник!»' Полностью согласен с этим утверждением! 9 из 10
До просмотра, я, к своему стыду, не знал об этих трагических событиях. Обычно в предисловии пишу больше, но здесь только и остается сказать спасибо за этот фильм. Сюжет основывается на реальных событиях и, хотя, столько таких похожих сюжетов мы помним по 'Честь имею...', 'Государственной границе', 'Грозовых воротах' и 'Моей границе', язык не поворачивается сказать о банальности, штампах, заезженности какой-то. В сценарии мне показалось странным то, что нет никаких намеков на реальных героев. Ни какого либо совпадения-напоминания о именах, фамилиях, даже звания не совпадают. Да, фильм не исторический, но все же это немного покоробило. Лишним так же я считаю и любовную линию, а у героя Игоря Савочкина она вообще не совсем понятна. За это единственный минус. Андрея Чадова я последний раз видел в 'Живом', возмужал актер, в весе ощутимо прибавил. Но это ключевой роли в его, на мой взгляд, неубедительной игре не сыграло, как здесь уже писали, и я соглашусь - не тянет он на капитана-пограничника Российской армии, и даже модные тогда усы ему не помогли. Сергей Селин отвлекся от роли милиционера, чтобы сыграть не менее мужественного и самоотверженного героя, и его морщинистое лицо, умудренное опытом, помогло мне увидеть в Селине старшего прапорщика, строгого, но справедливого, с грустной улыбкой смотрящего на молодых бойцов. Пять баллов Сергею Селину. Интересно было посмотреть на Игоря Савочкина. Он то хранитель договора в 'Дозорах', то уголовник-картежник, то еще кто-то...А теперь командир разведывательной группы. Бандиты, конечно, как и в большинстве фильмов абсолютно на стороне Зла. В этом фильме я с этим спорить не буду. Просто скажу, что есть на той стороне люди, которые реально верили и верят в джихад, по их мнению, все это стоит уже давно не всем понятной, но 'священной войны'. В плане спецэффектов, конечно, зрителя сейчас такими не удивишь. Но вопрос, стоит ли в таких фильмах кого-то удивлять всей этой мишурой? Я думаю, что нет. Фильм понравился. Даже при всем обилии наших фильмов о Великой Отечественной Войне, боевых действиях в Афганистане и Чеченской Республике он не может не понравится - это наши офицеры и солдаты гибнут, проявляя мужество и героизм, это наша история пишется. И очень здорово, что, отражаясь в кинофильмах, песнях, не забываются такие подвиги, пусть и многим незнакомой войны. Хотя, о скольких мы еще наверняка не знаем... Это было только мое мнение. 9 из 10 Светлая память всем героям.
Ну что сказать, фильмы о войне в Афганистане, Чечне, и в других бывших советских республиках снимать у наших режиссеров получается лучше всего. Это было доказано хорошим фильмом «Марш-бросок», подтверждено в дальнейшем бесподобными «Грозовыми воротами», а «Тихая застава» продолжила эту традицию. Фильм получился очень качественным, патриотичным, заставляющим подниматься откуда-то изнутри праведный гнев на врага и невероятную гордость за свой народ, за его великое, пусть и недалекое прошлое. «Тихая застава» показывает один из тех подвигов, которые сейчас, к сожалению, моментально забываются. Гораздо легче смотреть на веселые улыбающиеся лица голливудских звезд, чем увидеть на экране то, как умирают люди, солдаты Чести и своего Отечества, которые как проклятые воюют в забытых Богом уголках Земли, которые умирают за то, что бы жили другие совершенно незнакомые им люди, которым через несколько лет ни будет никакого дела до павших героев и для которых слова Честь и Мужество – это лозунги, которыми можно прикрывать свои личные интересы и цели. Актерский состав подобран очень хорошо. Здесь и Андрей Чадов (начальник заставы Панков), сыгравший, конечно, не так хорошо как в фильме «Чужой», но не намного хуже, и Сергей Селин (прапорщик (если я ошибся в звании, извиняюсь) Грицюк), который сыграл просто прекрасно, реабилитировавшись за весьма посредственных «Братанов», и Игорь Савочкин (начальник разведотряда Бобровский), который показал что боевики - его жанр. Хусейнов, Нигманов, Коновалов, Алёшкин, Ефременков и все, абсолютно все остальные актеры очень понравились. Хотелось бы видеть их на экранах кинотеатров и телевизоров и в дальнейшем. Хочу отметить необычный стиль и хороший уровень операторской работы Максима Шинкоренко. Понравилось то, как Максим снял сцены боев, особенно сцену отступления наших пограничников. Там чужие просторы, палящие горы кругом. Из – за каждого гребня – смертельная вспышка. И твой взвод все еще то ползком, то бегом… Но вся правда доходит до нас понаслышке. Только мама твоя поседела за ночь, А по радио мирный пророчат ей атом. Ах, как жаль, что на свет появилась не дочь В том богатом надеждами шестидесятом! Антонина Ростова «Памяти товарища» «Тихая застава» безусловно стоящее внимания кино, которое заставляет в какие-то моменты улыбаться, в какие-то плакать, и ни в коем случае не оставляет равнодушным к происходящему на экране. Очень надеюсь, что в дальнейшем таких фильмов снимать будет больше… 10 из 10
Военный жанр в российском кино очень популярен, будь то телевизионный формат, или театральный. С одной стороны, это хорошо - о подвигах наших солдат и предков можно и нужно снимать. Но с другой - после просмотра очередного военного фильма, все достоинства которого ограничиваются лишь фразой 'Посвящается павшим в этом бою', невольно замечаешь определенную хитрость создателей, которые маскируют многочисленные недостатки своей работы откровенной манипуляцией зрительскими эмоциями (вроде мегатрагических финалов, от которых любой зритель расчувствуется). Фильм 'Тихая застава' поначалу вызывает только положительные эмоции: хорошая операторская работа и завораживающая музыка настраивают на вполне качественную военную драму. Замечательно передана атмосфера той эпохи, в которой происходит действие фильма: когда одна страна разрушилась, а новую еще не успели построить. Страна сменила флаг, но на пограничной заставе все еще висит Советский флаг и статуя дедушки Ленина. Но вот, ближе к середине начинаешь замечать весьма неприятные мелочи: в сюжете появляются совершенно ненужные и не получающие никакого развития сюжетные линии, а завораживающая музыка, которая в начале отлично погружала в фильм, из-за чрезмерно частого использования попросту надоедает. Под конец от этих композиций настолько устаешь, что выстрелы и взрывы кажутся куда более приятными для слуха звуками, нежели саундтрек. Подводит и актерская игра. Если Андрей Чадов и наш вечный Дукалис Сергей Селин еще хорошо держатся в кадре, то актриса (нигде её раньше не встречал), играющая любовный интерес главного героя, мало того, что заваливает любовную линию, так еще и весь фильм ходит с невероятно каменным лицом. Ну, просто совершенно никакой мимики. Даже Арнольд Шварцнеггер в своих ранних фильмах пытался улыбаться. Масла в огонь подливал и казах, который здесь отвечает за юморок. Правда из-за чрезмерного переигрывания и каких-то совершенно плоских шуток, 'веселая' часть фильма также проваливается. Вдобавок ко всему, главная болезнь российского кино и здесь заставляет вспомнить о себе: количество вечно кричащих и истеричных персонажей к финалу переходит всякие границы. И если во время какого-нибудь празднования или экшен-сцены они еще смотрятся вполне привычно, то когда крики и постоянные кривляния возникают в, вроде как, спокойных сценах, от просмотра начинаешь уставать. К сожалению, лишь финал у этой картины можно назвать полностью удавшимся. Получилось зрелищно, эмоционально и захватывающе. Но это, опять же, как говорилось выше, чистые манипуляции. Главная проблема фильма в том, что до финала он себя никак не демонстрирует. Куча сюжетных линий практически не развиваются, а намеки на любовную линию так и остаются намеками. Рассказав о персонажах все, что можно в первые двадцать минут, режиссер зачем-то продолжает демонстрировать нам личную жизнь героев, которая итак уже всем понятна. А ведь это драгоценные минуты хронометража. В итоге, можно сказать, что из плюсов у ленты только финал, да неплохая атмосфера той эпохи. Середина получилась абсолютно пустой и скучной, не внося никакого развития в сюжет. Все-таки, наши пограничники заслуживают куда более качественного кино. 4 из 10
Перед нами новейший отечественный патриотический боевик. Основанный на реальных событиях – произошедшим летом 1993 года бое российских пограничников с рвущимися из Афгана в Таджикистан бандами «духов»-моджахедов. Посмотрел я сей фильм… Впечатления после просмотра – сложные. С одной стороны фильм это несомненно патриотический. Душманы показаны конкретными отморозками и головорезами (наши разведчики тоже - «терминаторами»). Очень правильно было напомнить о том, что было время когда на исходе Союза русских просто резали прямо посреди улиц порою… И подобное ведь было и в Чечне, если кто запамятовал… Показаны два мира – и каждый со своими обычаями. И ещё с очень хорошей интонацией было сказано слово «демократы»… Это при них даже патронов стало не хватать… Итак, бандиты показаны полными отморозками. Но их вожак однажды сказал всёж очень правильные (и глубоко символичные) слова – «это в Союзе я бы стал врачом, а сейчас я полковник!» Что ещё понравилось. Очень хорош Селин в роли прапорщика. Прекрасен ст. лейтенант, командир спецгруппы разведки… Чёрная овчарка очеь понравилась. А вот Чадов на должность командира заставы ПМСМ совершенно не тянет. Да и его бойцы… Погибли они геройски и кучу духов положили. Но почему солдаты почти всегда бегают толпами? Почему вокруг заставы не было укреплений с прострел. уже секторами? Почему они так отступали? Почему старший на заставе офицер спокойно в одиночку заходит в кишлак? Короче говоря, фильм правильный и патриотический. Намного лучше недоброй памяти «9 роты» и прочих «сволочей». Но до уровня недавней «Брестской крепости» фильму Маховикова всё ж как до Луны… Один раз посмотреть всё ж вполне можно.
Всегда приятно посмотреть российское военное кино. Уж что-что, а фильмы про войну снимать умеют. По началу фильм смотрится вяло и скучновато. Но потом события начинают развиваться настолько стремительно, что мир на заставе и дружба с кишлаком в первой части фильма моментально забывается. Фильмы про локальные пограничные конфликты великолепны еще и из-за того, что живых свидетелей очень много. Фактов много. Не нужно ничего додумывать: и получается исторически-художественная картина. Многие творения Сергея Маховикова остаются в сердце надолго: талантливый сценарист, режиссер словно чувствует то, о чем он пишет и что он снимает. Он подарил зрителю несколько шедевральных военных картин, каждая из которых западала в сердце. Нужно отдать должное оператору, Максиму Шинкоренко, который выбрал очень грамотную цветовую гамму, прекрасно показал сумерки, а в связке с монтажом Александра Хачко картина получилась эффектная и действительно сильная. Единственное разочарование - усы и потолстевшее лицо Чадова. Братья Чадовы великолепно показывают себя в военных картинах: богатая фильмография ребят пестрит локальными конфликтами. И каждый фильм по-своему необычен, а герой Чайдова - хладнокровный, спокойный офицер с 'автозапуском' - в бою все герои Андрея Чадова становились настоящими боевыми офицерами, героями, отважными воинами. А тут толстенький, усатенький. Характер тот же, он не смотрелся в своем амплуа командира. Островок доброты и надежды, герой Сергея Селина, его добрейшие глаза, которые узнаешь в любом образе. Но и жестокости в этой ленте хватает. Показано очень много того, что на самом деле происходило, как на самом деле действовали боевики. Именно из-за этих кошмаров, а вернее из-за борцов с этим кошмаром зритель и любит такие фильмы. Но необходимо учитывать, что при просмотре такого фильма надо быть готовым к очень жестоким сценам. Страшнее всегда становится от того, что это не выдумка - это реально было с людьми. Великолепным показался герой Игоря Савочкина. Абсолютно жестокий взгляд, наполненный надеждой, ужасом, но в тоже время эти стеклянные глаза, которые видели за время службы очень много всего. Этого героя боялись боевики. И это тоже реальный персонаж. Савочкин играл Бобровского, а прототип - Войцеховский. Чтобы понять, что это за герой, какой он был, чем он славился, актер читал мемуары, воспоминания об этом офицере. И по отзывам правнука Войцеховского, Савочкин практически верно передал образ. Для подготовки к этому фильму актерам показывали архивные съемки того самого военного конфликта. Без цензуры. Без мягких кадров. Возможно, именно это добавило всем актерам ненависти в глаза. Гениальный фильм. 9 из 10
Случайно наткнулась на замечательный российский военный фильм, снятый по реальным событиям. Во время просмотра у меня возникали приятные ассоциации с мини-сериалом «Грозовые ворота» - и там, и там речь идёт о подвиге наших солдат в борьбе с мусульманскими боевиками – в «Грозовых воротах» мы сражались в Чечне за стратегическую высоту, в «Тихой заставе» не давали прорваться бандитам через границу. Меня всегда брали за душу такие истории, потому что каждое событие, показанное на экране, в реальной жизни было омыто кровью тех, кто не сдавался, кто стоял насмерть за свою зону ответственности, не позволяя боевикам расползаться по стране. Каждый из этих солдат – герой. Можно сколько угодно спорить о политике в вопросе отправки наших солдат в подобные горячие точки, можно искать недочёты в фильме, придираться к чьей-то актёрской игре или ворчать, что могли бы раскрыть каждого персонажа лучше, но всё это нисколько не умаляет подвига этих людей, навсегда увековеченного в памяти своего народа. В фильме очень хорошо показана психология боевиков, привыкших брать то, что хотят и уничтожать всех несогласных и препятствующих им; очень ярко показана храбрость наших ребят даже в самых страшных ситуациях, которые только могут ожидать на подобной войне; отлично показана сила духа наших женщин, не принимающих попыток навязать им свои желания. Второстепенные персонажи здесь выделяются даже сильнее главных героев – спецназовец Бобровский, у которого боевики похитили жену; учительница главного антагониста и её дочь; прапорщик Грицюк; мирный пожилой житель кишлака Закир – каждый из них обязательно останется в памяти. 9 из 10
Безусловно, это нереально как похоже на «9 роту». И трагизм, и сюжет – все очень сильно смахивает на фильм Бондарчука. Но, от этих сравнений, фильму хуже не делается. Потому, что кино очень даже хорошее, и немногим уступает «роте». В этом фильме огромное количество трагизма. И, наверное, самой жуткой и, по истине, тяжелой является история Бобровского, человека, потерявшего жену на войне. Любовь к Родине, долг перед ней, и любовь к человеку – вот, наверное, главные мысли, которые хотели передать этим фильмом. Кино очень патриотичное и, весьма, тяжелое. Мужское кино. Так что слабонервным не смотреть.
Несчитанное количество фильмов, было выпущено Россией и СССР, про события Великой Отечественной Войны, но дебют Маховикова, это новый патриотический боевик, про мало известные события, произошедшие на скромной пограничной заставе, после распада СССР, на границе Афганистана и Таджикистана. Может показаться, что этот военный фильм, затрагивающий тему постсоветских конфликтов, направлен на аналогичную линию наравне с другими фильмами о Чеченской войне или подобных столкновений 1990-ых годов, в основе которой лежит политическая, или даже идеологическая неприязнь к тем 'горным' народам, как уже сложилось подобное в Чечне и Дагестане. Стоит признать, что эта лента Сергея Маховикова, далеко не слабая технически. Вполне приятно видеть в фильме, обычный солдатский быт, со своим юмором, это немного напоминает аналогичный военный фильм 'Блокпост' Рогожкина. Также, вполне красочно изображен финальный бой с афганскими террористами. Так уж повелось, что зрителю любой моджахед, кажется настоящим врагом, который всем желает только зла. И в этом, не зрители виноваты, а проклятая война, которая делит людей по национальности. Но в любом случае, эти пограничники просто выполняли свою работу - защищали Родину. А террористы, вопреки всем законам, пытались проникнуть через границу. И поскольку взяты не фальшивые, а реальные события про это столкновение на 12-ой пограничной заставе, становится ясно, что никакой идеологической и националистической пропаганды в фильме нет, наоборот, важнейшая тема - борьба с терроризмом. По этим причинам, пожалуй, я соглашусь с Маховиковым. 7 из 10
Хорошее кино, все же немного переборщили с показом армейской жизни - не очень то правдоподобно смотреть, как все друг с другом дружат и уважают, но все остальное в фильме достаточно красиво и патриотично. Съемки очень хорошие, действия героев оправданы и не вгоняют в тупик. То, что произошло в то время показано достаточно сильно. Такие фильмы нам нужны, все должны знать своих героев. 9 из 10
Потихоньку Сергей Маховиков берёт на себя всё большие и большие обязанности. Вначале он был просто актёром, затем снял короткометражное кино, потом приступил к съёмкам сериала, который завоевал некоторый успех у публики, и вот пришло время первого его полнометражного фильма. Маховиков в одно время учился на военного, поэтому он знаком с темой картины, жанр которой военная драма. За основу сюжета он взял (так как сам и написал сценарий) реальную историю, разыгравшуюся в недалёком прошлом на границе, когда СССР распался, но бывшие советские солдаты всё ещё несли службу на территории независимых уже государств. Описывать ход сюжет бессмысленно, можно после многих картин типа '9-й роты', 'Прорыва' и 'Грозовых ворот' мысленно представить о чём он будет. Гораздо больше интересовало сможет ли 'Тихая застава' подняться до их уровня. Скажем так, что '9-я рота' и 'Грозовые ворота' в истории современной России лучшие фильмы о войнах, которые развернулись после краха СССР, а 'Прорыв' - это та картина, когда можно взгрустнуть и погордиться за отважных наших соотечественников, но какого-то визуального удовольствия не получаете, словно это лишь сокращённая версия многосерийного фильма, где техническое качество оставляет желать лучшего. И 'Тихая застава' немного лучше, чем 'Прорыв', но явно хуже двух других картин. Кстати, 'Тихая застава' неплохо смотрится ещё и потому, что две главных 'звезды' картины - Андрей Чадов и Сергей Селин - просто блестяще справились с ролями, к ним же я бы отнёс ещё и Игоря Савочкина. Если бы не актёры, то фильм вполне бы мог скатиться в 'ширпотреб'. 'Тихая застава' - это патриотическое кино, прямолинейное, без изысков, но вызывает эмоции. 6 из 10
С одной стороны мне не понравилось. Вся эта история, про героически погибших защитников какой-нибудь сопки во Вьетнаме, Афганистане, Чечне, Турции известна уже заранее: Солдатские улыбки, фотка на память, замедленная съемка, враги-изуверы, мудрые командиры, ну и далее по списку, и долгожданные 'вертушки' в конце. А также мега-фраза всех времен 'Отпусти Её!!!'. С другой стороны, история про долг, честь, патриотизм и мужество простых русских людей. В итоге, эти обе стороны выполнены как следует. Этот фильм, как произведение искусства, так себе - никаких художественных наворотов, на твердую четверку с минусом. Чадов - просто никакой начальник заставы. Запомнилась музыка Артемьева, игра Селина, и множество несуразиц. В общем, как вы поняли, все интересное начинается во второй половине фильма. 6 за добросовестное отношение, и + за музыку.
Сравнительно недавно на российские экраны вышел один из самых перспективных проектов о войне, который вернул былую славу кинематографу, подняв свой авторитет не только на международной арене, что немаловажно, но и в глазах людей уже отчаявшихся лицезреть хаотичные безумия, вроде сериалов и полнометражного ничтожества. Без сомнения, 'Брестская крепость' была тем самым фильмом, который возвысил наше кино до небес, подняв планку до почти недосягаемого уровня. И все вроде бы хорошо, но в феврале этого года Сергей Маховиков покусился не на столь мощную драму, однако на кино не глупое и уж точно не пресловуто-пустое. В 'Тихой заставе' зритель получает возможность не просто смотреть за тем, как одни нападают, другие бегают, а третьи плачут (хотя это все самые весомые плюсы 'Бреста'), а именно прожить с этими молодыми парнями ту жизнь или хотя бы ее часть. Да, в этом плане фильм смотрится довольно неплохо, но если учесть, что в который раз нам показывают едва ли не идентичные кадры, становится обидно за отсутствие оригинальности. В нерусском мальчике можно узнать парнишку, который был в 'Повелителе бури', да и судьбы их на удивление похожи. Нет, не как две капли, но, тем не менее, проводить параллели с картиной Бигелоу становится очень легко. Безусловно, в отечественной ленте получилось сделать упор как на жизнь до войны (мир), так и на саму войну. То есть здесь будет сама попытка показать контраст, сделать упор не только на одном, но и на втором. К сожалению, иногда чем-то приходится жертвовать, а потому достойного симбиоза этих компонентов, увы, не поучилось. Но зато получилось буквально изуродовать фильм убогим slo-mo, который в данном случае кажется обузой и глупой погоней за Западной культурой. Нету здесь и колорита русской нации, потому как сам по себе актерский состав отыграл на 'троечку', без особых чувств, без ощущение патриотизма, которым был переполнен фильм Александра Котта. В целом же, посмотреть, наверное, стоит, поскольку плюсов и минусов у фильма поровну, что редкость для современного кинематографа Тем более что некоторые моменты под частично неплохой саундтрек могут что-то да вызвать. Чувства, эмоции - это уж как повезет.
Что могу сказать... Достаточно не плохой фильм, показывающий на протяжении половины фильма жизнь солдат, как они веселятся мечтают, фотографируются на дембельский альбом, ни у кого и в мыслях не было что так все трагично окончится. Драматичный конец следовало ожидать, так как этот сюжет можно было предугадать, но все же если отбросить все недочеты, то это кино вызывает сильную грусть и боль за тех парней. Основанность на реальных событиях лишь усиливает это чувство! Разговоры на счет 'Бородатого дядьки', как стереотипа главного злодея боевика, мне кажутся не обоснованными. Конечно не все бородатые дядьки обязательно диверсанты, боевики, или талибы. Обстановка на заставе из разряда утопий, все солдаты очень дружелюбны и даже ведут себя как дети, бегают друг за другом, смеются. Если бы в армии везде было такое взаимопонимание между солдатами, то наверно бы все мечтали бы просто туда попасть! Мудрый дедушка сказал главному злодею что не нужна им эта война, она не правильная, и что он 4 года воевал за свою землю. За эти слова этому увожаемому дедушке отрезали голову. Это означало только одно, никакого уважения к старшим у них нет, они воюют за свой народ, но пускают своих женщин на минное поле чтобы они подорвались, а затем и убивают ребенка взрывчаткой! У этого фильма много минусов и недочетов, но не смотря на это он всеравно вызывает чувство переживания и сострадания за героев, особенно сама концовка. Игра героев на твердую 4, особенно хочется отметить Селина. Его игра была просто превосходна! Посмотреть этот фильм все же стоит. Нужно помнить наших героев, и пускай они не настоящие в фильме, но мы то знаем что за этими кадрами, стоят обычные парни которые стали героями России, почет и слава им!!! Ставлю этому фильму такую оценку только из за патриотических чувств! 9 из 10
Впервые я посмотрел один из фильмов, режиссёром которого является талантливый актёр Сергей Маховиков. И сразу хочу отметить, что в данном случае в качестве режиссёра он поработал отлично, но в качестве сценариста не очень. А чтобы объяснить моё решение, я разложу всё по полочкам для начала. Итак, сам замысел фильма конечно очень хороший, Сергей Маховиков затронул гениальную тему для создания картины, но как я уже сказал, ему нужно было бы ещё чуть - чуть поработать над сценарием. Для объяснения данной точки зрения я приведу в пример сцену с женой Бобровского, где я не смог понять, по какой причине она решила пустить в него пулю. Не могу не согласиться с одним из рецензитов о том, что в фильме не полностью была раскрыта тема любовной линии между командиром заставы и девушкой Юлией. Не буду дальше приводит в пример другие непонравившиеся мне сцены в картине, дабы не испортить впечатление от просмотра другим зрителям. Игра актёров. Да, актёры подобраны здесь удачно. И про каждого из них хочется написать отдельно, но я выделю только основных. Итак, поехали. Андрей Чадов. В отличие от ужасной роли в 'Живом' здесь его игра меня просто потрясла. Так серьёзно и правдиво смотрится. Здесь просто невозможно не похвалить. А саму харизму здесь ему придают усы, которые ему очень идут. Сергей Селин. Наконец - то он отвлёкся от надоевших всем 'ментовских' ролей и сыграл в фильме безобидного прапорщика. И действительно, здесь создатели фильма не ошиблись в выборе кандидатуры. В картине он выглядит обычным мужчиной, который с тоской заглядывает в глаза своих солдат. В общем, блистательно, на 5 баллов. Игорь Савочкин. В отличие от бандитов (каких он постоянно играет) я бы посоветовал как раз исполнять именно такие роли. А лучше пусть он играет именно положительные роли, и необязательно офицеров или разведчиков. Ведь есть много других ролей. Стоит отметить, что здесь он выглядит таким же серьёзным, как и у Андрей Чадов. Ни одной улыбки, за счёт этого (не побоюсь повториться) и смотрится блистательно. Из актёров, игравших бойцов заставы, выделять никого не буду. Все сыграли просто на 'УРА!!!'. Смотришь на них и в некоторых сценах хочется также посмеяться вместе с ними. Актёры, игравшие разведчиков, тоже порадовали. Все серьёзные. Из них выделю Илью Оболонкова, чья роль запомнилась мне в сериале 'Платина', а также Кирилла Мугайских. Про исполнителей бандитов ничего писать не буду. Надеюсь, вам и так всё с ними понятно. На счёт самой картины. Весь фильм держит зрителя в напряжении, особенно последние полчаса, и смотрится на одном дыхании. И по-моему, смотрелось бы ещё лучше, если бы доработали сценарии. А так всё блистательно. Нет никаких спецэффектов, которыми обычно стараются напичкать любой фильм. И наверное, поэтому у картины такой малый бюджет, но это никак не повлияло на успех его проката. Вывод: Сергей Маховиков - успешный режиссёр, актёр. Но до сценариста ему надо ещё потренироваться. Желаю ему дальнейших творческих успехов. 8 из 10