Три цвета: Красный: отзывы и рeцензии

Малов-кино
Малов-кино6 марта 2014 в 09:23
Любовь 3

Валентина, студентка Женевского университета и по совместительству фотомодель, случайно сбивает на дороге собаку. Забота о раненной твари приводит её в дом пожилого судьи, который коротает дни и ночи напролёт за прослушиванием телефонных разговоров соседей. Несмотря на огромную разницу в возрасте, Валентина постепенно всё теснее сближается с судьей. Её чистота и непосредственность возвращают к жизни старого мизантропа, проводившего свои последние годы у подслушивающего устройства… Кесьлевский вновь произносит архаичную проповедь о том, что в этом холодном мире вечного одиночества именно любовь помогает найти людям дорогу друг к другу. Мудрый философ, как никто другой в конце века, смог разглядеть и обнажить нерв самых актуальных внутренних конфликтов, облачив их в форму современных притч, бытовых и бытийных одновременно. И именно этот, последний, фильм великого польского режиссёра наиболее явно выражает один из ключевых мотивов его творчества - о преодолении некоммуникабельности и разобщенности между людьми. В одном из интервью Кесьлевский признался, что нигде не видел людей более разобщенных, чем в Швейцарии (там он снимал последнюю часть «Триколора»), где все весьма зажиточны, но невероятно одиноки. В каком-то смысле это кино является своеобразным примером экранизации «телефонной книги», с переводом её содержания в плоскость визуальной метафоры. Разговоры двух людей, соединенных друг с другом лишь проводами, рефреном проходят через большинство последних лент режиссёра. Но именно здесь телефонное общение приобретает смыслообразующее значение. Фильм начинается со стремительного движения камеры, которая будто пытается соревноваться со скоростью звука, что мчится по телефонному кабелю и утопает, в конце концов, в Ла-Манше. Вербальное общение – ни что иное как «выхолощенный симулякр», удобная подмена, способствующая лишь ещё большему разобщению девушки Валентины с её мнимым возлюбленным. То же самое и их сексуальная связь – лишь «осязаемость контакта». Кесьлевский материализует в этой картине свою последнюю заповедь о спасении, к которому, по большому счёту, каждый должен прийти собственным путём проб и ошибок. «Три цвета: красный» можно расценивать как завещание одного из самых мудрых религиозно-философских художников уходящего ХХ века. Исполнив своё предназначение, Кесьлевский объявил, что навсегда уходит из кино, но сделал это слишком буквально. Дав обет творческого молчания, он не смог прожить без кино и двух лет, после чего просто взял и умер. А что ещё можно было ожидать от человека, всегда следовавшего «закону провидения»?..

Ммиля
Ммиля11 сентября 2012 в 06:19
Завершая трилогию

Интересно, что при просмотре «Красного», мысли снова неизбежно несутся к «Синему», упуская «Белый». Не хочется говорить, о том, что какой-то из фильмов лучше/хуже, хочется воспринимать их именно как трилогию. Как же хорош грустный взгляд на красном полотне, вся эта алая кухонная мебель в ее квартире, джип, сигналы светофора, подвязка на бедре во время занятий, бантик у телефона. Очень хотелось, чтобы абажур настольной лампы в доме судьи при их разговоре тоже был красным. Такие четкие мелочи не просто дополняют сюжет, а полноправно создают его. «Красный» хорош тем, что в концовке собираются все, с кем зритель уже успел подружиться чуть ранее. Какие трепетные чувства испытываешь, видя, что именно эти, близкие нам люди, выжили. Но в то же время пугает то, что смерть их отпустила потому, что в жизни они страдают больше. И если Жюли к моменту катастрофы уже потеряла семью, то у Кароля еще все впереди, и историю мы эту видели. Судьбу Огюста тоже можно предвидеть на примере судьи на пенсии. А вот Валентина, красивая, добрая и слишком правильная, должно быть не претворит в жизнь сон судьи на ее счет. Хотя, несомненно, хочется верить, что эта чистая душа будет счастлива и до пятидесяти и после. Ведь подобрать сбитую собаку, прийти с объяснением о непричастности к огласке прослушивания к судье и эта фраза «Вас убить мало» подталкивают на то, что таких открытых и наивных людей очень мало и смерть за ними не охотится. Больше всего мне понравился судья, его образ жизни, мыслей и разговоров. Их диалоги наполнены большим смыслом, они говорят четко, неброско, мало, но очень весомо и важно друг для друга. Отличная трилогия. Эта мощная музыка во всех трех фильмах до сих пор звучит во мне, давая понять, сколько же хороших картин я еще не видела и завидуя тем, кто эту трилогию посмотрит впервые.

Ayrat
Ayrat6 сентября 2012 в 18:12
Связывание всех трех картин воедино

Не думал, что может быть что-то лучше «Синего». И не было. Но попытка была. После «Белого», новый забег гениального режиссера по просторам нашего воспаленного жизнью сознания. Была ли у него цель воссоздать атмосферу «Синего»? Ответ: нет. Была ли у него цель превзойти самого себя. Ответа нет. Это лишь мои досужие домыслы, режиссер сказал все, что хотел и при жизни был не менее недосягаем, чем после смерти, как физически, так и духовно. Да, он тоже человек, хотя, хотя быть может он как раз более человек, чем мы, зрители, быть может, он все же режиссирует свою жизнь, а мы лишь смотрим, как она развивается, кто режиссер, кто сценарист? Как можно показать близость душ без любви даже через годы и опыт, который и отличает одно поколение от другого. Да, собака привела, собака друг человека, дружба не чужда никому, но любовь? А это милое занятие, слушать чужие телефонные разговоры, жить чужой жизнью, и бросить свою как вредную привычку, обжегшись один раз, один лишь раз. Как связать воедино несвязанные фильмы? Частичками недопоказанного, дорисованного воображением зрителя разбитого на маленькие кусочки Парижа, обрывки фраз, действий, мозаика движения и судьбоносных случайностей, все, все воедино, как цвета французского флага, от синего к белому, от белого к красному и все воедино, и все вместе, как единое целое.

bastila77
bastila7730 мая 2012 в 15:28

Красный… Заключительный «цвет» удивительной трилогии, достойно ее завершающий. Итак, мы увидели три удивительные истории, рассказанные нам великолепным режиссером Кшиштофом Кесьлевским, и наверное каждый из нас увидит что-то в этих картинах свое, особенное. Данная часть показывает нам страницы жизни других, абсолютно друг на друга непохожих героев. Не буду пересказывать сюжет, скажу лишь, что этот фильм показывает нам совершенно другие стороны нашей жизни… Великолепные актеры- Ирен Жакоб и Жан-Луи Трентиньян не только показывают удивительные образы героев, но и придают ту волшебную атмосферу, присутствующую во всех фильмах трилогии. Это было просто потрясающе! Думаю, что никогда не забуду глаза, полные слез Ирен Жакоб, и финальную сцену с Жан-Луи Трентиньяном, от которой просто внутри что-то обрывается… Ну и конечно же нельзя не отметить финал, которым режиссер поставил точку в этих историях. Достойное завершение. Бесподобное произведение гениального режиссера. Итог: 10 из 10

404NF
404NF5 ноября 2009 в 14:15
Реквием Кеслевского

Когда сталкиваешься с последней (то есть совсем последней) работой режиссера ли, музыканта или писателя, невольно ищешь что-то особенное, отличное от предыдущих его творений, нездешнее; тень предчувствия, возможно... 'Красный' лучший фильм трилогии, он снят как-будто лично для меня. Грустное но не безнадежное кино об одиночестве, отчужденности и о братстве, которое им противостоит. (Обычно одиночеству противопоставляют любовь, реже дружбу. Но герои картины не любовники и не друзья, я бы даже не придумал названия их отношениям, если б не французский триколор.) Девушка, большими печальными глазами глядит вперед (в будущее?). Мне для приятного просмотра довольно и этого. Но есть еще незнакомая по первым двум картинам мистика: знаки, совпадения, химерные 'скрещенья судеб', пересечение прошлого с настоящим. 'Или, значит, я не встретил Её. Может быть я не встретил Вас' - говорит старый судья. Мне видеться такой посыл: если тебе не случилось найти свою единственную, не расстраивайся: через три десятилетия кто-то другой повстречает свою любовь. Странное утешение, но - невероятно - в контексте фильма оно звучит совершенно убедительно. ...Ей-ей заглядывал к Кеслевскому перед съемками незнакомец в черном плаще с капюшоном. Надо бы на этом и остановиться, но как не рассказать о 'мелочах' которые и делают большие полотна. Обратили внимание на бабушку, которая в Белом и Синем не могла выбросить бутылку, пока ей не помогла героиня Красного? А чего стоит эпизод с разгневанным администратором театра, который разыскивает уборщицу не для того, чтобы дать нагоняй, как мы думаем, а чтобы помочь носить ведра? В деталях не только дьявол, но и гений. 10 из 10

selifonik
selifonik18 августа 2009 в 21:02

Волей случая начинающая модель, сбив нечаянно собаку, знакомится с одиноким бывшим судьей, который занимается прослушкой телефонных разговоров соседей. К тому же в фильме есть еще одна сюжетная линия, на первый взгляд не связанная с главной героиней и ее новым знакомым. Понимаю, что надо было скорей всего смотреть цветную трилогию Кесьлёвского по хронологии, но все же выбор пал на заключительный фильм. Насколько понял, сюжетно фильмы не связаны, но финал объединяет все три фильма. В общем, фильм вызвал немного противоречивые ощущения. Я не любитель медитативных драм и поэтому дикого восторга от фильма не испытал, но при этом отторжения тоже не было. Приятное, но не более кино, по крайней мере, для меня. Сюжет уж больно статически развивается, хотя надо признать довольно интересная интерпретация взаимосвязи случайностей и рассуждения на тему любви и одиночества. Но почему то, именно данный фильм признается критиками не только как лучший из трилогии, но и лучший в европейским кинематографе первой половины 90-х и не только. Фильм собрал довольно внушительную охапку всевозможных призов и номинаций, среди которых 3 номинации на «Оскар» (режиссура, оригинальный сценарий и работа оператора).

Papagun
Papagun30 августа 2007 в 23:42
'По этому вы и не могли видеть меня!'

'Три цвета: Красный' - фильм о судьбе и любви. Главная героиня фильма встречает бывшего судью, который занимается прослушиванием телефонных разговоров своих соседей. На первый взгляд - это никому не нужный, мерзкий человек, занимающийся грязным делом. Но с другой стороны, как позже узнаёт героиня этого фильма - этот человек действительно 'судья', который шерает судьбы людей по средством внутренней любви и понимании к ним. Краски фильма выделяют красный цвет, который служит символом любви. Также запоминателен момент со сравнением высококачественной фотографии для уличной рекламы и со стоп-кадром из новостного выпуска в конце фильма. Этот фильм стоит посмотреть всем любителям спокойной драмы, после которой хочется задуматься над пониманием слова 'судьба'. 9 из 10.

AndaLucia
AndaLucia26 июля 2012 в 11:18
Болеро

Им кажется, что раз они не были знакомы, то ничего их не связывало. И пока они не познакомились ближе - ничего между ними не происходило. А что на это скажут улицы, ступени, коридоры, На которых они могли давно встречаться? Выскользнувший из рук и упавший на пол книжного магазина томик Виславы Шимборской раскрылся на странице со стихами, в каждой строчке которых был фильм. Его фильм. Снятый буквально несколько дней назад. Глаза пробегали по буквам снова и снова, отказываясь верить. Возможно ли подобное совпадение? «Три цвета: Красное», который сейчас доводился до совершенства в монтажной, мог ответить своему создателю только одно: да, возможно… История случайного знакомства. Юная фотомодель и пожилой судья в отставке. 'Прекраснодушная' героиня, живущая в идеальном мире порывов альтруизма и циничный герой, убежденный в реальности изнаночного мира человеческих слабостей и пороков. Тревожность и нежность, запечатленные на рекламной растяжке, подаренные всему городу и коллекция камней от разъяренных соседей на крышке закрытого от всех фортепиано. Удивительно, но в этих двух столь разных персонажах соединилось цельное мировоззрение самого режиссера. Способного сострадать потому что «люди не так плохи, как нам кажется». И в то же время простить, потому что «на их месте, возможно, я поступил бы точно так же». Удивительно ли, что именно Кесьлевскому удалось так достоверно показать через свой фильм уникальное чудо взаимности, способного возникнуть лишь на основе двух начал: сопереживания и понимания. Полнозвучное волшебство - музыка, написанная к фильму композитором Збигневом Прайснером. Длинное болеро. Чувственное, возвышенное и сдержанное. Из двух переплетающихся, словно судьбы героев картины, музыкальных тем. По ходу фильма они звучат отдельно, а в финале символично сливаются воедино. Для съемок этой части трилогии не использовались цветные фильтры. Добавив внутрь каждого фрагмента несколько красных элементов, режиссер добился не декоративного, а драматургического эффекта. Свитера, машины, вино, поводок собаки, подтяжки на штанах, ленточка на радиоприемнике, дорожки боулинга, сигареты – красный цвет перетекает из кадра в кадр, из квартиры в квартиру, по улицам-желобкам, наглядно связывая главных и второстепенных персонажей в единую кровеносную систему фильма. Вливая в серые и одинокие будни согревающее ощущение полнокровности жизни, пульсацию любви и осязаемое присутствие провидения. Цвет в фильме выглядит не совсем красным, скорее мягкий оттенок кораллового. На нем особый налет, приглушающий яркость цвета тусклой пылью нефотогеничной Женевы. Город раздражал Кесьлевского отсутствием архитектурного единства, размытой структурой и пломбами современных строений. Потому больший акцент был сделан на тщательно подобранных и перекликающихся друг с другом интерьерах и живописной съемке натурных планов, наполненных очарованием естественного цвета, света и воздуха. Пойманные в камеру редкие мгновения счастья: солнце, неторопливо погружающееся за гору; переливающиеся искорками капельки грушевой настойки на губах улыбающейся героини Жакоб; застывший от восхищения в закатных лучах герой Трентиньяна…Фильм получился невероятно живым, чутким и трепетным. Отчасти мистическим. И, подобно самому Кесьлевскому - внимательным и деликатным к чувствам изображенных в нем героев. Вряд ли можно назвать случайностью то, что история о том, что люди живут, чаще всего не замечая друг друга, был снят в нейтральной ко всему Швейцарии. А сам фильм начался кадрами скрученных в плотный телефонный кабель и изолированных друг от друга оплеткой телефонных проводов. Символ формальности общечеловеческого братства. Сам Кесьлевский утверждал, что отправляясь в кино, зритель хочет одного - отдаться своим чувствам. Возможно именно поэтому каждая из трех картин «цветной трилогии», словно на контрасте, рассказывала о людях с «оголенной проводкой» восприятия, обладающих интуицией - особой чувствительностью, поверхностью кожи ощущающих окружающий мир. Просматривая этот фильм, вы можете быть уверены - все самое важное произойдет не на экране, не в репликах героев, а за кадром. Где-то внутри вас. Как и героиню его фильма, Валентину, режиссер убедит нас в том, что мы можем просто – быть. Погружаться в каждое мгновение жизни, лишь догадываясь о закономерности происходящих событий. Ведь возможно все то, что происходит сейчас – уже когда-то состоялось, прожилось, чувствовалось… И, быть может, отчасти правы строчки стихов, так странно и неожиданно попавшие на глаза режиссеру этого прекрасного фильма-болеро: Оба они убеждены, что соединили их чувства нежданные. Прекрасна уверенность в том, но неуверенность лучше. Ведь каждое начало - это ход дальнейший. А книга случаев всегда раскрыта лишь наполовину.

The Lone Ranger
The Lone Ranger15 октября 2013 в 18:40
Кесьлёвский в трёх цветах

Добрый вечер, уважаемые кинолюбители! Сегодня я хотел бы немного поговорить об одной замечательной трилогии, которую мне довелось на днях увидеть. Просто удивительно. Я и понятия не имел, что в Польше в своё время так ярко и талантливо проявил себя такой режиссёр, как Кшиштоф Кесьлёвский, о котором (впрочем, как и о других польских режиссёрах) я совершенно не подозревал в силу своего, видимого, большого невежества... Ну, да не будем о плохом - я как раз собирался поделиться положительными мыслями. Должен сказать, все три фильма по-своему отлично и неглупо сняты - это несомненно - но последняя 'красная часть' произвела на меня куда более сильное впечатление. Хотя все герои этой трилогии очень симпатичны мне и интересны: и Жюли Виньон, и трагикомичный поляк Кароль, и, конечно, юная Валентина. Не хочу слишком подробно изъясняться в своих чувствах и ощущениях от просмотра. Это всегда так сложно и запутанно, вдаёшься в подробности и начинаешь понимать, что зашёл слишком далеко и отдалился от сути. Просто я не мог ничего не сказать об этом фильме - слишком уж он мне запомнился. В особенности из-за главной героини, в этом я уверен. Валентина с самого начала вызывает непередаваемую симпатию и очарование ею. Красивая, непринуждённая, слегка меланхоличная, живая и яркая, великодушная и внимательная. Это те некоторые слова, которыми я в состоянии её описать, потому что можно сказать намного больше. Она и проникнутый красными оттенками город вокруг неё - это лейтмотив всего фильма. Так же перед нами предстаёт старый судья Жозеф Керн, этакий правдолюб, судья по жизни, которому при всём при этом не чужды человеческие чувства. Валентина, с которой судьба сводит его, пробуждает его к жизни, заставляет вспомнить ту ужасную потерю, которую он однажды пережил. Но теперь она кажется чем-то давно ушедшим, хоть мы и чувствуем явный параллелизм истории судьи с историей молодого адвоката Огюста, которого так же предаёт любимая. Теперь он видит перед собой явное и живое воплощение 'прекрасного' в жизни, и радуется, что оно повстречало его - человека, который никого и ничто уже очень давно не любил. На самом деле, весь фильм построен на замечательных деталях, которые как бы подсказывают нам - лови мгновение, пока оно не ушло. И внешне жизнь течёт здесь неспешно и спокойно, хоть и полнится судьбами всех, кого мы только можем увидеть. И Валентина как раз говорит Мишелю, что хочет именно тихой и спокойной жизни, и мы тоже ощущаем в ней эту тягу. Возможно, того же хочет и Керн, теперь он как будто бы видит новый смысл жить. Не знаю... Много хочется рассказать, многим хочется поделиться. Я согласен - это действительно картина о людском братстве, живущем в этом мире, но его проявление мы видим в том случайном совпадении, придуманном Кесьлёвским, когда он спасает жизни всем своим героям, и их можно увидеть вместе после страшного крушения, дрожащих и укутанных в одеяла. Но я думаю, этот фильм стоит посмотреть не только ради этой идеи, но и ради тех особенностей и маленьких радостей жизни, что может каждый в нём найти. Ведь зарождение нового чувства, новых мыслей может произойти так внезапно, и толчком служит что угодно, к примеру, вот такой вот отличный и проникновенный фильм. Поэтому посмотрите его, и, надеюсь, он привнесёт в вашу жизнь нечто необыкновенное и новое или просто даст повод хорошему и счастливому настроению.

micro1941
micro194122 января 2023 в 18:02
Оптимизм воли и пессимизм разума

«Три цвета: Красный» - особенный фильм последней трилогии Кеслевского, в котором, по замыслу режиссера, он хотел управлять случайностями и найти связь между людьми в пространстве и времени. Сразу же вспоминается снимок 1969 года, документальная драма вторжения в чужую жизнь. Судья – явно тот персонаж, который упустил нечто важное в своем прошлом и теперь, также как какой-нибудь оператор или режиссер, готов подслушивать и подсматривать чужие разговоры, пытаясь влиять на судьбы людей. Ретроспекция в настоящем времени – уникальное нововведение режиссера, позволяющее рассмотреть разные варианты судьбы судьи, которые зависят от поступков в настоящем. Тот самый случай сталкивает милую фотомодель с черствым старичком, которому особо не жалко даже свою собственную собаку Риту. У обоих – одинокие жизни, но они стоят на разных ступенях ухода от суетности: если герой Трентиньяна – отшельник, промышляющий шпионажем, то Валентина не теряет надежды помочь такому же несчастному человеку, как она сама. Ее явно заботит загадка прошлого этого судьи: в угоду случаю она отвергает близость молодого фотографа, который как мы узнаем позже, также входит в список обманутых и несчастливых. У Валентины и Жюли из «Синего» много общего: у обеих проблемы с попаданием в квартиру, и обе ищут душевного успокоения в музыке Буденмайера. Но Валентина – куда более хрупкая и нежная девушка, она не ищет интрижки и физической связи со знакомым. В ее взгляде есть наивность и доброта, с которыми она раз за разом приезжает к шпиону, и ждет от него обычной откровенной человеческой беседы. Угрызения совести в «Красном» превращаются в самосуд, в котором Валентина выступает как свидетельница обрывков снов и воспоминаний судьи, где попытка проанализировать свое прошлое заканчивается идеей посмотреть на себя с точки зрения другой личности. Выезд в театр к Валентине и есть та самая попытка уйти от себя и поменять что-то вокруг. Несмотря на оптимистичный финал с объединением судеб главных героев трилогии, осознаешь, насколько мы одиноки в этом мире, и при этом как связаны между собой, казалось бы, совсем не знакомые люди. Как же беспокоит режиссера тема одиночества, что он от фильма к фильму пытается оправдать даже самые пакостные поступки героев. Его жизненная философия: чтобы не натворил человек в прошлом, и каким бы эгоистом он не был, надо верить до конца, что плохих людей не бывает, а все проблемы они создают сами, попадая в жизненные ловушки, которых никому не удается избежать. Любая свобода – это ловушка, а долг настоящего искусства – возвышать дух и попытаться понять такой трудный и порой нелепый окружающий мир.

Denton1
Denton116 июля 2016 в 19:26

'Три цвета: красный' - последний фильм знаменитого и, на мой взгляд, гениального польского кинорежиссера Кшиштофа Кесьлевского. Кроме того, это и заключительный фильм трилогии 'Три цвета'. Трилогия начиналась 'Синим', символизирующим свободу, была продолжена 'Белым', в комедийных красках рассказавшем о равенстве. 'Красный' - символ братства. И это не случайно. Если 'Синий' проводил героиню Жюльет Бинош через испытание свободой, и в итоге дал понять, что абсолютная свобода не только не достижима, но и губительна. Если в 'Белом' Кесльлевский развенчал равенство как идею, абсолютно не воплощенную в жизни, и в поведении человека. То 'Красный', в отличие от других картин трилогии, не отвергает идею, положенную в его основу. Да и не может отвергать, поскольку Кесьлевский был достаточно религиозным режиссером, и идея братства была ему близка. Собирая всех своих героев в одном месте, спасшихся в кораблекрушении, он тем самым утверждает некую общность между ними. И только в рамках этой общности и возможна свобода и равенство. Только братство оправдывает существование идеи свободы и равенства. 'Красный' неимоверно эмоционален и искренен. Ирен Жакоб (показавшая актерскую игру на высочайшем уровне) играет молодую девушку. Эта девушка, в отличии от героини Жюльет Бинош, олицетворение самой доброты, света, божественного откровения, полной открытости миру. Нет, она не наивна, она человек, осознавший все боли и ужаса мира, и при этом, сохранивший то, что делает человека человеком. Она верит. Герой Жан-Луи Трентиньяна наоборот потерял эту веру. Веру в человека, без которой невозможна никакая самоидентификация и братство между людьми. Кесьлевский как никто другой способен раскрыть актера, создать образ многослойный, не распознаваемый, создать тайну. Наша жизнь – эта тайна. Человек, вписанный в эту жизнь таинственен не меньше. Не случайно, выбор режиссера пал на Ирен Жакоб, актрису способную магическим образом отразить непознаваемую таинственность женского образа. 'Красный' также рассматривает тему одиночества, как следствие отсутствия взаимопонимания между людьми. Режиссер бросает гневный упрек современному миру, погрязшему в эгоизме и псевдо индивидуализме. Он рассуждает над темой любви, любви в христианской культурной традиции, основанной на всепрощении, на 'милости'. Я плачу, следовательно, я люблю. Любить другого значит самоотрекаться во имя него. Если мы думаем о себе значит мы не любим другого, мы любим себя. И тогда братство невозможно. Необходимо 'раствориться' в другом и полюбить его, и только тогда мы станем…братьями. Основываясь на самоотречении, Кесьлевский в определенной степени вступает в оппозицию современной западной культуре. Это оппозиция человека скорбящего. Как однажды написал Жан-Поль Сартр: 'Весь человек, вобравший всех людей, он стоит всех, его стоит любой'. Таким человеком является Кесьлевский, такой является героиня Ирен Жакоб (своего рода альте-эго режиссера в 'Красном' и в 'Двойной жизни Вероники'). Картина представляет собой образец поэтического кинематографа великой Европы. 'Три цвета: красный' настоящее произведение искусства и лучший фильм завершающей кинотрилогии последнего гуманиста двадцатого века Кшиштофа Кесьлевского.

Catherine Astrid
Catherine Astrid24 июня 2017 в 23:19

Три фильма польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, объединенные цветами французского флага и лозунгом французской революции: свобода, равенство и братство, являются повестью о символизме. Я глубоко убеждена, что смотреть их надо подряд, а может даже в один день, чтобы оставаться в одном состоянии ума и ощущений. Синий. Изящная, воздушная Жюли (Жюльет Бинош) и ее горе. Попытки скрыться и убежать ни к чему не приводят - мир вокруг постоянно напоминает ей о трагедии. Она бежит, прячется, пытаясь найти и обрести заново свободу от несчастья, свободу от эмоций, свободу от прошлого. Но разве можно стать полностью свободным? Когда мы любим или страдаем, мы не свободны. Но мы живем. Синий везде: машины, одежда, стены, небо, предметы, даже оттенок асфальта. При этом нет ощущения давления преобладающего цвета - он гармонично вплетен в паутину кадров, приглашая погрузиться в недостижимость личной свободы и выбора героини. Прыгая в ярко -синий бассейн, забирая на память синюю люстру, разгрызая в гневе синий леденец - эти и многие другие сцены раскрывают переживания, забрасывая зрителя в одну лодку с героиней. В синюю. Теплые коричневые тона используются как контраст с синим, причем эти оттенки участвуют во всех трех лентах. Белый. Влюбленный несчастный Кароль (Збигнев Замаховский). Напасть за напастью, да еще и в чужой стране. Вернувшись на родину, он работает и стремится вернуться и вернуть свою любовь. Кароль - добрый, светлый и благородный человек, который принимает удары судьбы, не нанося вреда в ответ. Он тонко чувствует, глубоко переживает и сильно любит. После тяжелой депрессивной драмы 'Синего' 'Белый' смотрится легче и спокойнее. Местами улыбаешься, местами радуешься. Белый цвет воодушевляет, поднимает настроение, дарит надежду и вдохновляет творить. Он опутывает все события и сопровождает действия героев. Замерзший пруд, белые здания, свадебный наряд и многое другое затягивает и не отпускает. Хочется следить за персонажами, думать о них, сравнивать и анализировать. Красный. Самый динамичный в трилогии. Необычное знакомство модели Валентины (Ирен Жакоб) и судьи (Жан-Луи Трентиньян) сближает их, связывая их. А рядом Огюст (Жан-Пьер Лори) со своей историей, так сильно похожей на историю судьи. Чудесные переплетения сюжета приводят к интересному раскрытию героев как для самих себя, так и для зрителя. Красный как символ братства сплетает истории персонажей, объединяет три фильма и сливает воедино ощущения от просмотра. Он сквозит из каждого окна, бежит по телефонному проводу и попадает в кинотеатры и залы мод; он горит в глазах и на светофорах, блестит в витринах и отражается на стеклах. Он пылает внутри персонажей и пылает внутри зрителя. Кшиштоф Кесьлёвский - маэстро. 'Три цвета' - это искусно созданная и тончайше поданная связь между людьми и миром, между судьбой и случайностью, причем поданая так, что невольно ощущается все происходящее внутри, отзывается в чувствах. И все в искусном сопровождении музыки композитора Збигнева Прайснера. Мой вердикт: must see, особенно творческим.

Blam8
Blam824 марта 2012 в 18:55
Зеркало, неотвратимость, всепрощение

«Красный» цвет – конечный пункт размышлений, истоки которых явно лежат в переосмыслении бергмановского наследия. От контраста скупого на эмоции судьи и открытой Валентины, от атмосферы душного разочарования, скепсиса и страха неизвестности до переплетения всех персонажей в собирательные образы, фигуры одного и того же действия, как и в великой «Земляничной поляне». Красная история все больше напоминает задумчивый монолог о том, как мало изменился род людской со времен Шекспира. Непоследовательный, не умеющий ждать и говорить правду, но, тем не менее, умеющий жить, веря не только в себя. Поэтому его есть за что не только осуждать, но и ценить. Хотя и трудно себя в этом убедить, приглядевшись. Особенно вооружившись записывающей аппаратурой. Финальная картина должна была достойно рассудить записанное в сине-белых исходниках, дать исчерпывающий ответ поискам будоражащей, разноцветной и особенной для каждого, но общей, интернациональной, если позволите, истины. Её уже нет, она ушла, её схоронили где-то в прошлом двое - французская вдова, вместе с мужем и музыкой и судья, со своей разбитой любовью. И двое же оставили ей шанс - улыбающийся со слезами на лице поляк с влюбленными глазами и юная швейцарка, живущая ожиданиями. В этом равновесии надежд и плетет кружева капризная жизнь. Не имеющая подданства, но связывающая нас всех, неверная и похожая судьбами каждого - легкая грусть о прошлом, щемящая тоска об ушедшем. И для меня это окончание этой трилогии почему-то стало закатом, олицетворением минувшего века, лишенное манерности творчество Кшиштофа Кесьлевского хочется назвать редким для авторского кино словом «светлое», оно облекло неуловимую грусть, глубины и грезы человеческой души в осязаемую форму «важнейшего из искусств». Как же жаль, что «Красный» подвел окончательную черту, став его последним фильмом.

Принцесса Лягушка
Принцесса Лягушка8 июня 2011 в 18:14

Красный оказался не только цветом страсти, агрессии, активности. Он обволакивает весь фильм изнутри (цвет рекламного полотна, мелочи домашней обстановки, сигнал светофора, авто...), но при этом не является надоедливым или лишним, а даже наоборот создает приятный, глубокий, теплый фон. Несмотря на ровное течение сюжета, на предсказуемые 'случайные' нужные встречи героев, их разговоры, из всей трилогии 'Красный', на мой взгляд, наиболее интересный и увлекательный. Советую не делать поспешных выводов после просмотра одного из серии фильмов, лишь все три части создают цельную картину, единую понятную цветовую гамму. 9 из 10 (лишь потому, что не могу отнести этот фильм к 'шедевральным', с моей точки зрения)

L-fa
L-fa28 января 2010 в 19:33

Из всей трилогии это самый яркий и запоминающийся фильм. Откровенный, красивый и пронзительный. В начале хочу сказать, что мне очень понравилась главная героиня. Милая, изящная, женственная. Истинная француженка. При этом её характер... стоит заметить, что только она из всех героев трилогии помогла, наконец, старому человеку выбросить бутылку в мусорный бак. Помогла потому, что просто не могла иначе. У неё очень открытое и доброе сердце. И в какой-то момент эта девушка знакомится со странным пожилым человеком, у которого, как сразу же становится понятно, есть свои секреты. Их разговоры, мысли, поиски заставляют задумать о жизни, как будто по-другому на неё посмотреть. В них нет напыщенной философии и чего-то надуманного. Они искренни и слегка не досказаны. Но не только в этом прелесть этого фильма. Он показывает нам две параллельные истории отношений. Такие близкие, но не пересекающиеся. От этого на душе появляется какое-то щекочущее ощущение предчувствия. В итоге, этот фильм оставляет после себя какое-то странное ощущение. Одухотворённости, тепла, истины. Ощущение, от которого становится как будто легче дышать. Великолепное кино.

la.mort.ido
la.mort.ido13 февраля 2009 в 15:42

Вся трилогия была настоящим потрясением для меня, и 'Три цвета: Красный' окончательно утвердил в том, что Кесьлевский гениален. Кажется, что может связывать молодую преуспевающую фотомодель и бывшего судью в возрасте? Но так вышло, что воля случая столкнула жизни этих двух людей. Вначале, он - бездушный, грубый, отстраненный человек, она - добродушная, воспитанная и обладающая хорошо сформированными моральными устоями девушка. Имея эти качества, героине сложно было смириться с тем, что мужчина прослушивает чужие телефонные разговоры, причем сделав из этого некого хобби. Но за внешней безразличностью и отстраненностью этого мужчины скрывается прекрасная душа, которая была глубоко ранена.. и эта рана не заживет уже никогда. И девушка проливает частичку света на его одиночество, их общение погружающее, не поверхностное, в результате которого они и познали трагедии друг друга. Еще безумно поразил тот кадр, который объединяет все эти три картины, где старенькая бабушка своими меленькими шагами подгодит к зеленому сооружению (видимо это мусорка для стеклотары) и пытается просунуть туда бутылку. В первых двух фильмах герои останавливают на ней взгляд и погружаются в собственные мысли, ну а в последнем молодая девушка помогает старушке. Что этим хотел сказать режиссер? Думаю, точно никто сказать не может, что именно он этим хотел до нас донести.. Но выскажу свою точку зрения: человек живет, совершает обыденные вещи, которые могут повторяться изо дня в день, но порой появление в жизни всего одного человека может существенно изменить этот обыденный ход вещей. Возможно, для этого мы и живем, чтобы найти именно этого человека.

sergener
sergener10 июля 2007 в 15:48

С большим удовольствием посмотрел трилогию, каждый из фильмов в которой - шедевр. Что меня поразило, это психологизм, игра актёров, музыка, режиссёрская и операторская работа. Фильм 'Красный' послужил основой для 'Питер FM', 'Синий' - для '21 грамм'. Эти фильмы разобрали по кусочкам и склеили из них хитовые фильмы. Но почему-то плагиат у всех на виду, а реальный шедевр знаком только киноманам.

shnur777
shnur77728 февраля 2015 в 07:02
Сомнений дух надежду людям точит, А трезвый разум только смерть пророчит. Но против всех недугов жизни мерзких… бороться счастлив, мудрый пан Кесьлевский!

Проблема. Вот, что объединяет всех героев трилогии пана Кесьлевского (К.) Жизнь - это антиномия, которую просто невозможно разрешить. Она стоит перед персонажами (также, как и перед зрителями) - бесстрашна и несокрушима в своем величии и мощи. Можно заметить, что безвыходная ситуация настолько подавляет главных героев, что они даже не способны плакать (глаза Жюли после смерти родных будто мертвеют от горя, как и Карола, узнавшего о неверности любимой женщины). И каждая из частей трилогии - своеобразная церемония очищения, пройдя которую персонаж (а вместе, и сам режиссер и зритель), обретают способность ПЕРЕживать разнообразные трагические события, глубоко влияющие на всю нашу человеческую сущность. В отличие от прочих картин, в Красном сама травмирующая ситуация раскрывается в самом конце и, более того, в форме ретроспективного пересказа персонажа Трентиньяна (тем не менее, К. гениально вводит побочный параллельный сюжет, в котором это событие повторяется, но уже в реальном времени). Герой фильма - пожилой судья, многие годы защищавший закон. Многолетняя практика судопроизводства открыла ему глаза на сокровенную истину...как известно заключающуюся в том, что истины нет, и все относительно, в том числе и его приговоры. На старости лет у него есть лишь два развлечения: радиостанция, позволяющая прослушивать все телефонный разговоры в округе. Да верная собачка...Да и та убежала. «Верного друга» судьи совершенно случайно (или нет?) сбивает фотомодель Валентина. И узнает о его страсти к шпионажу. Естественно между ними моментально возникает связь. Ведь они так НЕ похожи. Судья - прожженный циник, исследовавший все глубины человеческой порочности, заглянувший в самые темные уголки чужой (но не своей) души. В. - образец чистоты, благородства и добродетели. Впоследствии, эта 'связь' приобретет в фильма абсолютный характер диалектического спора, прошедшего несколько стадий. 1. Чисто мужской прагматизм, рационализм (он) - Женская интуиция, чувственность (она). 2. Закон и необходимость наказания (он) - Сострадательность и необходимость всепрощения (она). 3. И, наконец: Отвращение к самой человеческой природе, сомнение в жизни в целом - Вера в духовное, возвышенное, истинное, реальное, в глубину природы, 'любовь к судьбе' (Amor fati). Следует заметить, что именно судьба (как и во многих других работах К., напр. Декалог) играет особо важную роль во всей картине. И тут, пора сказать о третьем (побочном) персонаже. Это молодой человек, живущий по соседству с В., счастливо влюбленный, с большими надеждами на будущее. Ведь сразу после сдачи экзамена, он станет...судьей! НО в его планы вмешивается 'злой рок'. А если говорить точнее, САМ судья решив признаться в своей незаконной деятельности, запустил механизм цепи событий, которые и приведут молодого специалиста к той ситуации, с которой много-много лет назад столкнулся и он. Почему судья это сделал? Что толкнуло его? Ответ будет - не раскаяние или пробудившаяся совесть, а интерес...к самой сущности Валентины, ее мягкости и состраданию, которое только и могут спасти его. Спасти нас. Спасти мир. Чтобы мы смогли жить и научились плакать, как судья в последней сцене, узнающий, что его «вера» осталась в живых, несмотря на беспощадную грозу жестокого рока. Стилистически фильм выходит за всякие рамки. Великолепие красок завораживает (с преобладанием красного, который буквально затопляет экран - красные шторы, обои, одежда, машины, сигналы светофора, вывески, сигареты, рекламные плакаты...и даже паром пан К. нашел с красными полосками!) Операторская работа зачастую удивляет своей динамичностью - резкие переходы, крупные планы (в первой сцене камера даже проникает вглубь телефонной сети). Не менее богат фильм и символами (часть которых перекочевала из других частей - музыка В. Д. Буденмайера, пожилая женщина с бутылкой и. т.д.). Важную роль в Красном играет такая банальная вещь как телефон - средство не только связи, но и контроля. И, конечно, главное достоинство картины - сам режиссер, который умело соединяет воедино все части нашей души, что еще способна чувствовать этот мир.

sauru-omohide
sauru-omohide9 ноября 2009 в 17:52
Последний штрих

Мне с детства не нравилось, что флаг СССР (как и пионерские галстуки) были, по определению некоторых взрослых, окрашены кровью погибших за Родину. Получается, предполагалось, что изначально флаг был белого цвета, а потом покраснел. Французский триколор, ставший основой для трилогии Кесьлёвского, также реял над кровавыми улицами, но в его цветах заложены понятия 'свобода', 'равенство' и 'братство'. Взяв за основу символы, ставшие пешками в речах политиков, автор обыгрывает их в пространстве экрана, создавая вязь из притч и совпадений, воплощая свое отношение к миру и людям в нем. И это со-творение мира, где к каждому лицу камера приближена максимально, предстает отражением жизни миллионов, оставшихся вне кадра. Сюжет: манекенщица Валентина (Ирен Жакоб) случайно сбивает собаку. Следуя адресу на ошейнике собаки, она заходит в дом, где живет судья (Жан-Луи Трентиньян). Он давно на пенсии, и его главное развлечение - подслушивать чужие телефонные разговоры. Близ дома Валентины живет Огюст. Он познакомился со своей любимой благодаря телефону. Валентине из Лондона звонит некий Мишель. У собаки судьи скоро родятся щенки. Красный цвет не агрессивен здесь, хотя кровь появляется в самом начале. Мерно раскачивая маховик истории, Кесьлёвский собирает в кадре говорящие артефакты, приметы ускользающего времени: показы мод, похожие на театрализованные действа, неспешную работу фотографа, полупустой Париж, игровой автомат в стиле ретро и время, которого, кажется, у героев вагоны. Но они просто еще не знают, что ритм их личной музыки находится под властью прелюдии. Предсказывать будущее легко: важно знать прошедшее, причем, иногда достаточно заархивировать только собственное, чтобы подсказать мечте намеками и пунктирами возможный из поворотов впереди. Прорываясь через боль, герои взглядами запечатлевают то, что потом сотрется и будет воспоминанием невидимки. Мир и Б-г (по Кесьлёвскому) не просто благи, они вершат тяжкую и непосильную работу: силами живущих в небытии, исчезающих без остатка плетется нить жизни, в которой распускается благодатными цветами счастье. И те, кто счастливы, поддерживают мир в равновесии, окруженные незатейливыми мечтами, необъяснимыми радостями и покоем. Их мало, но их тепло и улыбки вершат чудеса, и те, кто счастлив, о чудесах не догадываются. Режиссер, истово верующий, также дает разъяснение библейскому 'подставь левую щеку'. В основе этой истины не толстовское 'непротивление злу', а мудрость: когда тебя ударят первый раз, ты сосредоточен лишь на себе, своей обиде, боли, слезах. И лишь, когда допустишь, чтобы тот же человек нанес тебе еще один удар, ты все узнаешь о нем, почему он это сделал, поймешь его боль. И сделаешь шаг к тому, чтобы ощутить на сердце терновый венец любви к ближнему своему. 10 из 10

LonelyThrowBack
LonelyThrowBack8 ноября 2022 в 10:11
Драма Братства

Завершаем трёхцветную (Синий, Белый, Красный) трилогию польского режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского. «Синий, белый и красный являются цветами флага Франции, история каждого фильма основана на одном из девизов Французской республики: «свобода, равенство, братство». Последний в очереди – Братство. Лента вышла более монотонной, разговорной и неспешной. Третья часть трилогии знакомит зрителей с главной героиней, моделью, студенткой, которая случайно сбила собаку, тем самым запустив основные события повествования. Знакомство с хозяином собаки, вредным, злым стариком оборачивается красивой историей раскрытия героев. События не торопятся, герои развиваются за счёт разговоров друг с другом. Постепенное притирание к старику позволяет взглянуть на него с другой стороны. Помимо основной линии мы видим соседа главной героини Валентины, который одновременно так близко и так далеко – герои не встречаются, но подмечают друг друга из окон своих противоположных квартир. Такая едкая скрытность и наблюдение. В чём заключается Братство? Пожалуй, мнения на счёт этого фильма разняться у многих зрителей и критиков. Всё дело в главном герое – старик является судьёй в отставке. За годы юридического обучения его натаскивали на справедливость и букву закона, но на практике, разбирая те или иные дела, судья сталкивался с человеческими факторами. Примером может служить молодой моряк, которого судья оправдал, не смотря на вину, зато теперь у помилованного любящая семья. Именно жизнь судьи Йозефа раскрывается в этой ленте, благодаря студентке Валентине. Человек на столько погряз в заговорах и лжи, что потерял все человеческие качества. Герой лишился облика того, на кого учился, к чему всю жизнь готовился, чтобы на старости лет сидеть и подслушивать разговоры соседей. Картина сталкивает драму Валентины, её ожидание встречи с любимым человеком, который не разделяет её чувства, но токсично «подаёт признаки жизни». Как можно заглушить свою боль? Помощью другому человеку. На глобальном уровне фильм отражает положение в Европе, улучшения Франции, реабилитацию Польши – поступками судьи, который, утратив веру в человечество, снова обрёл дар гуманизма после встречи со студенткой. Их привязанность друг к другу позволяет смотреть на вещи с положительной стороны. За основным сюжетом скрывается флэшбэк, который сразу не понятен, пока в конце на него не ссылается главный герой. Именно жизнь выпускника юридического факультета была связана с прекрасными качествами человека – поддержка, сочувствие, любовь, – которые были утрачены в один миг. Что стало переломным моментом в жизни будущего, а теперь уже отставного судьи? Несправедливость закона или личная травма? Картина горько проходит жизненный путь старика, чтобы раскрыться Валентине. Фильм спокоен, своего рода мелодичен, но он набирает определённый интерес позднее. На середине хронометража ты подмечаешь развитие героев, ты видишь созависимость персонажей, пока не раскрываются все подробности жизней каждого. Финальная трагедия на пароме режиссёром собрана как кульминация всей трилогии. Хочется вспомнить драму Свободы и Равенства, чтобы понять, это спасение не персонажей всех трёх фильмов, это спасение самой Франции. Каждая часть трилогии погружала проект в свой личный цвет. В «Красном» что рекламный плакат с Валентиной, что свет в комнате, что автомобиль – были красного цвета. Такая игра с цветом отлично вписывается в финал, позволяя увидеть спасение тех качеств, на которые была направлена идея Кшиштофа Кесьлёвского. Картина, как и в целом вся трилогия, понимается не сразу. Особый авторский взгляд на мировые события сквозь призму главных героев.