Доктор: отзывы и рeцензии

Galadan
Galadan8 ноября 2023 в 08:31
Памяти Сергея Пускепалиса

Превратности судьбы: любимого артиста уже больше года, как нет с нами, а новые фильмы с его участием по-прежнему продолжают выходить и радовать нас. Поистине трудоголиком, причём в хорошем смысле этого слова, был Сергей Витауто, ведь не просто много проектов с его участием осталось в памяти российского зрителя, а именно много ХОРОШИХ проектов, которые народ помнит и любит, что в первую очередь говорит о правильном выборе репертуара. Отличный пример тому – драматическая новинка 2023 года «Доктор» режиссёра и сосценариста Артёма Темникова, которая здесь и сейчас по праву находится в ТОП-250 КиноПоиска. Действие фильма происходит в психо-неврологическом отделении для детей-подростков, в котором проходит лечение много совершенно разных пациентов, страдающих тем или иными расстройствами психики. Но дети – всегда дети, даже с подобными проблемами. Кто-то является жертвой трудного детства, кто-то слишком «залюблен» одиноким родителем, а кто-то мечтает о встрече со своей матерью, которая сидит в тюрьме… И к каждому такому малолетнему пациенту должен найти свой индивидуальный подход талантливый врач-психиатр Иван Христофоров, попутно дав отпор чёрствой блюстительнице инструкций и найдя общий язык с другими коллегами. Как это часто бывает с людьми, полностью погруженными в свою работу, с личной жизнью у Христофорова не ладится, да ещё и престарелая мать требует постоянной заботы и ухода… Такова фабула. На деле же «Доктор» получился очень трогательным, и даже в какой-то мере уютным фильмом. При этом не нужно искать какие-то аналоги для сравнения в списке западных фильмов (многим, скорее всего, может вспомниться классический «Пролетая над гнездом кукушки»), потому что здесь мы имеем чисто российскую историю, исполненную по правилам и в контексте современного отечественного синематографа, из-за чего картина вряд ли способна слишком зацепить иностранцев, а вот нашему зрителю гарантированно попадает точно в сердце. Конечно, эффект был бы не такой сильный, если бы не исполнитель главной роли Сергей Пускепалис, который тут словно родной. Стоит напомнить, что роли врачей уже были в обширной фильмографии актёра (вспоминаем военного акушера-гинеколога Алёхина из «Крёстного»), и опыт этот, безусловно, даром не пропал. Честное выражение лица, добрые понимающие глаза… Такому доктору веришь! Ну, а концовку, способную вызвать слёзы, и вовсе можно называть пророческой, учитывая трагедию 20 сентября прошлого года, когда страна безвременно потеряла большого талантливого человека. Впрочем, положа руку на сердце, нужно также признать и то, что финал «Доктора» производит двоякое впечатление, особенно для тех, кто ставит логику превыше всего, ибо, как говорится, «ничто не предвещало». В этой связи, авторам, наверное, стоило бы разбросать по тексту сценария некоторые хлебные крошки (предвестники), иначе получается уж как-то слишком резко и быстро. В жизни так, к сожалению, бывает, а вот для художественного кино хотелось бы чего-то более позитивного ну или хотя бы закономерного. К счастью – это практически единственная претензия к фильму, поскольку в остальном он получился очень достойным кинопродуктом для больших экранов, который хочется только хвалить и рекомендовать как к самостоятельному просмотру, так и в дополнение к другой отличной тематической ленте последних лет – «Доктор Лиза» (в ментальном плане обе работы определённо чем-то похожи).

ДромаТа
ДромаТа11 июля 2025 в 17:37
Сорок одежек… для ангела

Заснеженный городской пейзаж за окнами больницы – что может быть безрадостнее? Разве что смерть, о которой говорят в фильме постоянно, рядом с которой оказывается большая часть героев фильма. К возможности такого исхода доктор относится со здоровым цинизмом, хотя слово цинизм в его обычном понимании с героями Сергея Пускепалиса не монтируется. Да, любой из подопечных доктора ходит по краю, готов нанести непоправимый вред себе или тому, кто рядом. А это точно – диагноз? А это точно - воспитание? А это точно – необратимо? А ты точно имеешь право – судить? Доктор словно очищает головку лука из детской загадки – снимает со своих пациентов сорок одежек – луковых лушпаек, одну за другой. В финале остается горькая правда, над которой остается только плакать. Эти дети настолько лишены понимания, что уже сами не знают, чего хотят. И доктор не знает. Но он хотя бы пытается. Снять диагноз, который перечеркнет маленькому пациенту жизнь, дать посмотреть нужный фильм, дать маленький, но реальный повод к жизни. Неважно, что это – замещение деструктивных воспоминаний или возможность починить табуретку. «Уникальный метод» работает, в первую очередь потому, что доктор в каждом видит личность и любит своих пациентов. Просто, как все гениальное. Да, он опытный специалист, но опытных много, а чудеса почему-то случаются не у всех. Один «опытный» посоветует мысленно собрать всех, кто тебя раздражает, в одной комнате и взорвать. А что такого? Это же мысленно! И чем он отличается от тех, кто сжигает людей в фильме «Иди и смотри», который доктор дает посмотреть юному «фашисту»? Уникальность метода в том, что доктор не искореняет и не выкорчевывает, а дает шанс мысли, чувству, развитию, росту - свободе. Фильм упрекают в оторванности от жизни. Например, в том, что современные дети не стали бы участвовать в самодеятельности. Это они в обычной жизни не стали бы, там, где есть иерархия и оценочность. А здесь они все – на дне, дальше их ждет только спецучреждение. «Психи» и изгои для общества, здесь они внезапно оказываются абсолютно свободными и уравненными, в статусе, праве на симпатии, аплодисменты, удачи либо неудачи. В сцене концерта единение особенно чувствуется. Понятно, что такая атмосфера – редкость, как и сам доктор, но именно в этом конкретном месте решетки не для детей, ими сдерживают бездушный мир, который хочет их раздавить окончательно. Они потому и не убегают, оказавшись на свободе. Серый снег за больничным окном, вдруг, как по волшебству, превращается в возможность весело поиграть в снежки. Из тоскливой субстанции материализуется тесный мирок, где завязались уже нормальные человеческие отношения, где детям уютно, им это - важнее. Из всех за оградой оказывается только один, у которого во внешнем мире есть конкретное дело, есть куда и зачем бежать. Но побег тоже продиктован любовью. Остальным – некуда. Фильм снят просто, без каких либо наворотов, и это совпадает с основным посылом. Который также прост, но дает мощнейший импульс к размышлению. Пускепалис - актер, идеально подходящий на эту роль, он умеет играть так, будто это и не игра вовсе. За всеми его героями стоит личность, он заполняет собою экранного персонажа и еще целый мир оставляет за скобками. Мы ведь все помним из детства, как это – изображать летящего ангела в сугробе… Фильм оказался пророческим, но хочется помнить не исковерканный столкновением волонтерский автомобиль, в котором погиб актер Сергей Пускепалис, а вот этого ангела на белом снегу. Который из последних сил тащит свою ношу – под одним крылом – ребенок, под другим – женщина. Видно только небо и не хочется возвращаться на твердую, грешную, обычную землю. А надо.

Johanan
Johanan11 июля 2025 в 17:24
Хоть и гротеск, но нужный

Как доктор, про фильм «Доктор» хорошего много не скажу. Как простой (и может быть не самый плохой на свете) человек, встану в ряды тех, кто понатыкал фильму на КП аж 8.2 (в то время как жестокосердные IMDbишники — всего-то 6.7), ибо фильм конечно добр и учит добру. Но начну с ругани (не настолько уж я, видно, добрый на самом-то деле). Даже в сериале «Интерны» жизненной медицинской правды было в сто раз больше, чем в «Докторе», при том, что «Интерны» таки комедия и приврать там в рамках жанра вполне разрешается. В психиатрических клиниках в окна вставлены «безопасные» стёкла, а не простые. Медики (любые, даже психиатры!!) при виде свеже-почившего человека (а наипаче коллеги-возлюбленного или близкого родственника) немедленно приступают к реанимационным мероприятиям, а не плачут в небо косметикой и не опускают печально в пол глаза и руки. Психически-больные дети не выглядят психически-здоровыми, и лишь немножко грустными. На ВК (врачебных комиссиях) не присутствует средний медицинский персонал, и уж тем более не критикует открыто начальство и не принимает участия в обсуждении. Трудотерапия не запатентована доктором из фильма «Доктор», а применяется уже давным-давно. Конечно, главный врач может быть в любовной связи с заведующим отделением (как мы и из сериала «Интерны» уже прекрасно знаем), но обсуждать на снежных ночных улицах судьбу пациента вперемежку со сценами ревности в драматическом фильме — уже перебор. Вывозит всё это несообразие, к счастью, главный актёр/герой. Своей неутомимостью и настойчивостью на поприще деятельной доброты, своей проницательностью и мудростью он всё сглаживает, склеивает и преподносит добрым кинопоисковым сердцам на блюде. Работая уже без малого 30 лет врачом, я, надеюсь, чего-то добился в плане самообладания и проницательности в подходе к пациентам. Но то, что показано в фильме — это, несомненно идеал, до которого мне ещё 130 лет надо работать. Единственный раз, где доктор «сорвался» — это всё на той же злополучной ВК, перед вышестоящими коллегами (но не перед пациентами!). Здесь хочется озвучить свою многолетнюю боль. Прочитал чью-то то ли рецензию, то ли отзыв на данный фильм, и там снова вот это: вот такие должны быть врачи! (а не те, что у нас, в реальности). Мне всегда больно это слышать, хотя я понимаю, какие объективные факторы стоят за подобными восклицаниями. Пользуясь случаем (хоть читателей у меня на данной платформе совсем немного) в свою очередь воскликну: граждане! ни один (подчёркиваю), ни один врач не способен долго и плодотворно трудиться в медицине, если он не выстроит некую эмоционально-психологическую стену между собой и пациентом. Не выстроив её, он сгорит за пару недель. Но. Как раз вот эту стену (столь необходимую) большинство (даже самых, казалось бы, вдумчивых пациентов) принимают за чёрствость, жёсткость, равнодушие, халатность, некомпетентность и т.д... Цените труд врачей, друзья! Большинство из них — замечательные люди, на том простом основании, что избрали своей профессией — ежедневно принимать на себя чужую боль. Их просто покрывает мозоль от этого беспрерывного взаимодействия с чужой болью. Это следует иметь в виду и стараться быть в этом отношении более предупредительными и зоркими. Так вот. В фильме нам показывают сказку. В реальности не бывает ни таких клиник, ни таких врачей, ни таких пациентов. Нам показали гротеск. Это примерно так же, как выйдя на улицу после просмотра «Крёстного отца», шугаться, как бы в перестрелку не угодить. Но. На то и кино, чтобы демонстрировать нам гротеск. Так же и Иисус учил, используя гиперболы и метафоры. Хорошо, что нам показали идеал. Идеал человека (необязательно доктора!). Который находит в себе силы любить, находит в себе силы не сливаться с бездушием системы, не быть равнодушным. Это хорошо. И хорошо, если, посмотрев такое, мы хотя бы подумаем: а я так могу? а дай-ка и я завтра так же попробую!... P.S. Всё-таки главная проблема фильма в отношении медицинской реалистичности: что, все психиатры забыли, как реанимационное пособие оказывать?

katerinovna
katerinovna16 июня 2023 в 18:47
Чужая душа — потёмки?

Фильм снят по пьесе. С драматургией не должно было возникнуть проблем. Но вышло скучное и затянутое кино. Да, многообещающая фабула. Да, злободневно. Да, тема сложная и неоднозначная. Психиатрия - одна из интереснейших сфер медицины А детская - тем более. Но вышло весьма неубедительно... Герой Пускепалиса - самоотверженный человек, у которого кроме работы по спасению детей и больной мамы больше и нет в жизни ничего. Скромный быт, распорядок, внезапные вызовы и проблемные дети - это весь его ареал. И это правдоподобно. Но дальше просто один сплошной провал. Нам показывают несколько детей и подростков с разными проблемами. И ни один персонаж за солидный хронометраж фильма нам так полностью и не раскрывается. Взаимодействие детей между собой, персонала и даже главных героев показано поверхностно. Не получается полно прочувствовать трагедию каждого из представленных персонажей. По смыслу произведения, работа и интересы пациентов для главного героя - это призвание и основной приоритет в жизни. Но это не передано ни на секунду. Персонажи получились плоские и поверхностные. У детей разные расстройства, но ни одного запоминающегося отличительного момента зрителю не показали. О враче говорят, что он уникален, потому что умеет искать индивидуальный подход, но он заключается в обратном счете от 100 и нелепым попыткам поговорить шаблонными фразами на немецком языке с поклонником национал-социализма. Не тянет на какие-то секретные методы работы с трудными подростками... Линии нескольких персонажей просто благополучно забыли завершить. Они в фильме появились не раз, на них был акцент, но в итоге завершения никакого не было. И зачем тогда все это было? Вот что правдоподобно показано, то это антураж российских больниц и то, какой там бывает халатный персонал. Подумаешь, уснула... Или ключ потерялся... Или не разобраться ни в чем и обвинять пациента с шашкой наголо. Такое, действительно, не редкость и даже в платной медицине. Концовка фильма чисто из пьесы. Не удивила и даже была банальной, только саспенса для такого финала абсолютно не хватило. Ожидания от этого фильма, в том числе и из-за высокого рейтинга, было высокое, но если разбить этот фильм на 2-4 серии, то получился бы простенький сериал для показа не в прайм-тайм на каком-нибудь федеральном канале чисто чтобы забить сетку эфира каким-нибудь контентом.

Ватсон
Ватсон31 мая 2023 в 07:42
Слишком большое сердце

Доктор - 7 из 10 Психиатр Христофоров лечит детей с проблемами в детском неврологическом отделении больницы. На самом деле, большинство его подопечных откровенные психи. Но он их любит и пытается вытащить их души, спрятавшиеся где-то в кромешном мгле, на свет Божий. И некоторых даже вытаскивает. Святой человек. Я бы, честно говоря, давно там всех поубивал. Но поэтому я и не психиатр. При этом, у самого Христофорова проблем в личной жизни выше крыши. Живет с мамой-альцгеймером, побухивает, запивая таблетки коньяком, сердечко шалит. С любимой женщиной, по совместительству начальником, странные отношения. Как бы есть, но он ими не особо дорожит, постоянно ее «опрокидывая», а когда ей позарез нужна его взаимность, он ею и ее связями просто пользуется, чтобы спасать своих «зверьков». А чтобы вытащить зверька на свет из его норы, он пытается в меру сил решать домашние проблемы детей, периодически делая нервы их родителям. Ведь у большинства проблемных детей проблемы именно в семье, и оттуда растут все беды. Детки как на подбор - фашист, садист, суицидник, суицидница и «существо», которое вообще себя человеком не считает. Плюс стерва-воспитательница, не хуже медсестры в «Гнезде кукушки». Предпоследняя сцена с побегом детей погулять, кстати, тоже очень «кукушковая». В общем, личностно-педагогически-производственная драма, в которой хэппи-энда не предусмотрено по жанру. Слишком большое для такой работы и такого отношения к работе нужно сердце. Зверьки явно вылезли из своих норок. Но что будет с ними, когда рядом не будет доктора Христофорова? Вопрос открытый, но учитывая. Что всем остальным проще, когда они сидят у себя во тьме, а их просто контролируют решетками, вряд ли что-то хорошее.

Asante
Asante13 сентября 2023 в 17:14
Хороший фильм про 1 актера

Фильм рассказывает нам историю доктора-работяги, который очень хочет помогать несчастным детям с психическими болезнями; при этом он считает, что лечить их можно только любовью и вниманием. Попутно у него свои проблемы: своих детей нет, любовь вроде какая-то и есть, да только он больше по части врачебной любознателен; больная мать, которая не узнает собственного сына. У доктора все более-менее устроено; он человек маленький, но любимый пациентами; однако за пациентов приходится бороться в тех или иных случаях, которым и посвящен этот фильм. У фильма есть очень серьезный недостаток - кроме главного героя, который очень хорошо отыгран и запоминается, все остальные - блеклые и пустые тени, без осмысленных диалогов, без собственных каких-то внятных мотиваций и тд. Они все лишь фон для героя. Ну и к тому же тут использован ряд каких-то заезженных клише, типа отношений доктора Хауса с начальницей больницы, которая его покрывает и тд. С другой стороны - герой действительно очень любопытный. Это не гений, не уникальный мастер, это вполне обыденный человек, который порою говорит глупости и тд; и при этом это человек, который старается вести себя правильно тогда, когда он может, без излишнего геройства, но все же с той настойчивостью, которую только и можно ждать от достойного человека. Этот образ достойного человека перекрывает все остальное, поскольку именно он выполнен превосходно; ненавязчиво и в нужной мере. 8 из 10

OlgaSon
OlgaSon23 июня 2023 в 13:03

Доктор, который живет своей работой, позабыв о личном благополучии, отдавая профессии время не только рабочее, но и личное, и выходные, и праздники и время, которое мог бы посвятить своей больной матери… нет, маму он не забывает, он заботливый и терпеливый сын, но всё же… Доктор – сказка, доктор – мечта. Таких один на миллион и тот, наверное, показан лишь в данном фильме. Забрать ребенка из клиники закрытого типа, чтобы отвезти того на свидание с его непутевой мамашей… Сказочная история, конечно… придуманная для наибольшего контраста, как гипербола, дабы показать великую пропасть непонимания взрослыми того, что творится в душе ребенка, бездну нежелания поискать, понять причину бунтарства, признать, что ты сам и есть причина этой «революции», душевного и психического надлома… Доктор, нарушающий все инструкции лечения и поведения в подобном заведении, его нетрадиционные, «душевные» методы терапии – всё это мечта для пациента, но весьма оторвано от жизни. Получив «ключ» к свободе, я, честно говоря, ожидала совсем иного от детей, которые только и жаждут этой свободы… поэтому, игра в снежки – это еще один сказочный эпизод, вызывающий только недоумение. Темы, затронутые в фильме, безусловно, важные, серьёзные и остаются актуальными в наше время бешеного ритма и суеты жизни. Донести до Зрителя, раскрыть все затронутые проблемы упираются в глухую стену нереальности, отстраненности от реальной жизни. Финал картины… ну, просто махровая классика. Сложно было ожидать чего-то иного…

Анастасия Дудина
Анастасия Дудина31 августа 2023 в 12:28
«Близкие люди совсем далекие» (с).

Невероятно. Как специалист по вопросам жизни и психики, могу сказать, что в фильме была затронута самая актуальная, на мой взгляд, проблема - проблема отношения к детям и последствий этого отношения. Страшно сказать, что в современной реальности, в этот «прогрессивный» век порой даже мои коллеги, психологи и психотерапевты, говорят, цитирую, что «дети не так просты», подразумевая в них нечеловеческую хитрость, и «те ещё дьяволята», намекая на их порочность. Что уж говорить о тех, кто этим не занимается профессионально. Остановитесь, задумайтесь! Вспомните в конце концов себя. Чего вы хотели больше всего на свете, когда были маленькими? Скажите себе страшную правду наконец. Тепла, нежности, близости, любви, заботы, безопасности. Дал ли вам это кто-то? И снова не врите хотя бы себе в угоду социально-ободряемому ответу: не дал. Ваше желание быть понятым и принятым во многом так и осталось только желанием. И теперь, будьте же снова честны, вы так сконцентрированы на том, чтобы не чувствовать этой боли и удовлетворять свои потребности, что делаете то же самое уже со своими детьми. Иногда и вымещаете на них свою досаду, ведь вам же не дали любви, с чего бы вам ее давать кому-то. А иногда душите своей любовью, но будем опять честны, это опять же про ваши желания, а не желания и потребности ваших детей. Вы не понимаете их и не хотите понять так же, как когда-то не поняли вас. Страшный порочный круг, из которого мало кто имеет силу выбраться. Приумножение боли и разочарования, приводящее к тем результатам, которые мы имеем: процветанию насилия друг над другом и огромному количеству неврозов, психически больных людей и суицидов. И если вы думаете, что это далеко и про каких-то чужих людей, так нет, просто оглядитесь вокруг, посмотритесь в зеркало и… снова признайтесь себе, что это все ближе, чем вы думаете. Кому-то будет страшно от этой реальности настолько, что проще сейчас разозлиться. «Это потому что близким быть трудно» (с). И слишком страшно, добавлю я. Даже близким самому себе. Глубокий смысл при незамысловатых съемках. Сюжет немного утрирован, как будто широкими мазками, без глубокого погружения в случаи. Что ж, за этим в психотерапию, пожалуйста. Задачу свою фильм выполняет, он для «задуматься». Теплая благодарность за игру ушедшему актеру, поразительно символично. В общем, аплодирую стоя.

GenSeck
GenSeck31 мая 2023 в 13:26
А давайте снимем фильм про психиатра и детей!..

На мой взгляд, главная проблема фильма – разрыв между текстовой составляющей и визуальной. Затронутых проблем – много, освещать их приходится лаконично, образно – хронометраж-то не резиновый. И это вполне нормально для переложения реалистичной истории в художественный формат. Однако в фильме при художественном сценарии ощутим реалистичный визуальный ряд – минимум эффектов, работы художников, интересных операторских решений. Из-за этого реализма персонажей хочется воспринимать как реальных людей. Только вот общаются-то и ведут себя они как герои книг. Из-за этого в голове зрителя возникает такое отчётливое и массивное «НЕ ВЕРЮ». Приведу яркие примеры: – Ныне дети вряд ли станут с энтузиазмом участвовать в самодеятельности – для большинства это скука смертная, даже если смартфоны отобрать, да и сцены с самодеятельностью вообще походят на неуместный оммаж к фильмам соцреализма; – Неофашист вряд ли заплачет после сцен сожжения мирного населения в кино – скажет, например, что дешёвая пропаганда; – Вырвавшиеся из места заключения дети побегут дальше, а не начнут играть в снежки без перчаток; – На вопрос «Ну что, бандерлоги, кому сегодня драть уши?» дети вряд ли станут наперебой кричать «Мне!», они переглянутся, пожмут плечами и закатят глаза в недоумении, «кринжанут». Сцены с детьми оторваны от современности – дети общаются по-другому, ведут себя по-другому, думают по-другому. Из-за этого у старшего поколения зрителей складывается крайне искажённое представление о современных проблемах, а у младшего поколения не получается сопереживать ровесникам, в которых они попросту не поверят. Впрочем, некоторые проблемы переданы правдоподобно: пустые стены с краской и побелкой, приказной тон персонала, угрозы, недостаток эмпатии – всё это давит на людей, особенно детей, и годами не даёт им прийти в себя. Думаю, и главный герой – центральный, самый яркий и раскрытый персонаж – в разговорах с детьми представлен вполне реалистично, да и сыгран добротно. Впрочем, сильной симпатии он не вызывает – нередко врёт с честными глазами, пусть и делает это «ради других» Герой умер в моих глазах после фразы: «Главная причина зла – это наша рациональность». Видимо, дети и их родители дошли до жизни такой из-за рациональности, а не ошибок? Видимо, сам доктор лечит детей иррационально, не думая о причинах и следствиях? Самая глупая и бездарная фраза, что я слышал в кино за годы. Фильм противоречивый. Заслуживает уважения количество затронутых тем, их актуальность. Но вот с их раскрытием заметны проблемы. Спорны и посылы фильма, и актёрская игра, и визуальная составляющая. К просмотру не рекомендую 4 из 10