Ничто не стоит сожалений, люби, люби, а все одно, - знакомств, любви и поражений нам переставить не дано. Иосиф Бродский Мальчик. Наивный отрок, безусый парнишка, едва занесший ногу над входом во взрослую жизнь. Пятнадцать лет Стига напоминают листы исписанной полезными сведениями тетради. Каждый день новое знание, открытие, потрясение. Что такое оргия, сколько можно жевать резинку, какой длины работающая штука в брюках — школяр поневоле растет быстро, семейная нужда подгоняет. Он хочет утереть нос никчемному родителю и стать опорой для матери. В военные годы чувства обострены особенно — примерно, как у женщины, застрявшей на пороге сорокалетия. Красивой, ухоженной, образованной и распутной. Манящая власть табуированного наслаждения, которой учительница опутала симпатичного ученика, действеннее всех нашептанных баек одноклассников. Их россказни где-то далеко, а жаркое тело молодой женщины — рядом, руку протяни и расстегни пуговицы. Сладок мир этих взрослых, не жизнь — сплошной праздник. Никому не хочется почувствовать себя огрызком яблока, когда спелый вкус потерялся, а на пересохших губах одна только горечь. Порывисто-взбалмошные и одновременно нежно-романтичные отношения зеленого юнца и опытной дамы образуют первые завязи фильма с цветочным названием, но выросшее дерево тянется к другому солнцу. Повествование последней работы Бу Видерберга роднит ее с более поздним «Скандальным дневником», но тем любопытнее, что обе картины не о романе школьника с преподавательницей. Формально — да, но еще до определяющего знакомства Стига с мужем Виолы закрадываются сомнения в том, кто является инициатором отношений. Довольно быстро учительский адюльтер перерастает в непростой союз трех людей, пришедших каждый в свой собственный тупик. Женщина отчаянно ухватилась за возможность вновь ощутить себя желанной, не понимая обреченность отношений. Спивающийся муж нашел в мальчишке родственную душу ценителя прекрасного, забыв о хищнице в фиолетовом халате. Сам Стиг добирает в чужом доме приятного общения и чего-то большего, чем беспросветный быт и беспокойство за брата-моряка, опять же, не учтя, кто там настоящий хозяин. Этот необычный любовный треугольник в подвергающемся немецким бомбардировкам Мальмё — прощальное высказывание безнадежного шведского мечтателя. Он жизнь потратил на соперничество с более известным земляком Бергманом и разразился напоследок эмоциональным шедевром о выстраданной зрелости. «Что есть мудрость?» — будто бы вопрошает Видерберг. Задействовав на главной роли сына Юхана, он на время вновь ощущает себя юношей, забот и проблем у которого добавляется день ото дня. Взрослая женщина даже не приоткрыла, а нараспашку отворила дверь в мир страстного секса, но стоит спасть неге упоения, как без спроса вторгается сомнение: а любовь ли это? Сугубо плотское вожделение Виолы, словно женская итерация терзаний набоковского Гумберта не замечает психологических барьеров и сносит их все круче поднимающейся волной. На зарождающийся в глазах Стига протест она реагирует с той же насмешливостью, с какой привыкла воспринимать классическую музыку. Естественно, что и понятие душевного кризиса, хорошо знакомого Малеру, Бетховену и Вагнеру, для Виолы ничего не значит. Ненасытность дикой самки под миловидной маской Марики Лагеркранц противопоставляется Видербергом уважению, с которой двое мужчин относятся друг к другу. Такой вот сюрприз — не все замки открывает страстный ключ; какие-то остаются нетронутыми, несмотря на угрозу изощренной расплаты, порождаемой оскорбленной гордостью. Приближение перемен приятных, но чаще шокирующих пронизывает ленту. Муж Виолы сетует, что наступающая эра нейлона грозит оставить его без заработка. Сбывшееся желание брата Стига служить на подлодке обещает сплошные потрясения семье. Жизнь богата на метаморфозы, и петлять по ее дорожкам сложнее, чем поддаться похоти и снова прогулять школу. Вторым названием картины «Всё прекрасно» Видерберг вовсе не пускал пыль в глаза, стараясь посильнее шокировать. Куда вероятнее, сам режиссер верил в то, что любой человек рано или поздно мужает, обретает способность трезво глядеть на вещи, сколь сильными искушениями бы те ни обладали. Весьма симптоматичная реплика Стига, звучащая в ответ матери: «В другой раз — когда ты будешь старше и мудрее», доказывает, что настоящая зрелость не связана с возрастом. Кому-то удается сформироваться в неполные шестнадцать, а кто-то и в сорок — недоросль. Итоговая картина шведского мастера — как двухактный спектакль, не нуждающийся в антракте. Перерывами выступают сцены в кинотеатре, где по ночам подрабатывает Стиг. Видерберг сочетает сугубо материальные потребности с духовными, и проявляется это у него в каждой пластинке неудачливого мужа-коммивояжера, способного чувствовать настоящую музыку и находить в ней спасение от того, на что повлиять он не в силах. Запутавшиеся в страстях любовники пытаются нащупать стержень, и от результата этих поисков зависит способность принять сегодняшний день с любыми его неизбежностями. Быть центром притяжения и управлять событиями мечтают многие, а добиваются лишь единицы. Понимание законов самой жизни значительно важнее сиюминутных потребностей и совершенно точно стоит всех пережитых разочарований. Видербергу на склоне лет не нужно было еще одной, вслед за «Эльвирой Мадиган», трагедии. Он оставил после себя нечто другое: веру в торжество истинной красоты — расцветающей с восходом солнца в человеческой душе.
Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Гёте Цветения пора только начинается. Ей всего лишь тридцать семь — обаятельная и скромная учительница, приехавшая в небольшой шведский городок; ему всего лишь пятнадцать — робкий и смышлёный ученик, влюбляющийся в неё если не с первого, то со второго взгляда. Сначала он будет наблюдать за ней, нежно целовать стул, на котором она сидела, и затем, выждав случай, точно рефлекторно, прильнёт к её губам. Где-то по ту сторону горизонта серых 40-х идёт война, и с неба доносится рокот пролетающих самолётов, но человеческие желания и страсти остаются неподвластны течению времени и обстоятельствам. Стремительно возникшее чувство между учительницей и учеником не останавливают ни разница в возрасте, ни её замужество. Это время, когда бабочки рождаются из куколок, кружатся и порхают. Представленная в начале Бу Видербергом «лекция сексологии» оборачивается настоящей корридой чувств — не по-шекспировски возвышенной, что изображал сам режиссёр в своей «Эльвире Мадиган», а той самой по-маркесовски пленительной, волнующе-мимолётной, как сама молодость. Юность — ветрена: мальчишки бесконечно болтают о сексе, мечтая познать его таинства, а девчонки думают о потере девственности, — и совсем нет сил сопротивляться соблазнам. Этап взросления у шведского постановщика тесно связан с фрейдизмом, и личность героя развивается посредством сексуального влечения. Он желает открыть для себя новый мир, а она — скрасить свой старый, не лишённый повседневной тоски. Позднее Джузеппе Торнаторе преобразит такую же необычную первую любовь в платоническую, преимущественно замкнувшись в себе, но Видерберг обнажает чувства и разбавляет фрейдовщину поэтикой и романтично-эротическими удовольствиями, с той же страстью показывая крупным неторопливым планом расстёгивания пуговиц или игривые переглядывания на уроках. Когда проходит пора влюблённости, что-то всегда остаётся — опыт прошлого, грусть о скоротечной юности, ощущение бренности всего ранее казавшегося незыблемым. Она уходит обратно в рутинную действительность, он, возмужав, стремится навстречу будущему, ведь долго оставаться в прошлом невыносимо. Но режиссёр всё же хранит воспоминания, к которым возвращается к концу жизни, проецируя их и наполняя свою ленту тоской по утраченной молодости и родному городку, где, вероятно, случился первый поцелуй, первая любовь, первый секс. Гендель, Малер, Чайковский — столько способов выразить безумный миг влюблённости, и так мало для этого слов, что те заменяются музыкой. Последнее произведение Видерберга — своеобразный ноктюрн, посвящённый неистовой и полной страстей юности, которую хочется увековечить посреди прочего небытия. Цветения пора только начинается.
Искала какой — нибудь скандинавский фильм и наткнулась на фильм «Цветения пора». Чистой воды 2 часа эстетического удовольствия. Красота во всем. И далекая и непохожая на нас Швеция со своими скромными рубашечками, одинаковыми жилеточками, строгими длинными платьицами и вязаными колготками, светлыми волосами, да голубыми глазами. Военное время, когда мальчишки еще учились отдельно за одинарными партами. Прилежность, воспитанность, сдержанность, скромность и ответственность учеников. Нас приглашают увидеть мир взрослеющих мальчишек того времени в суровой Швеции. И все для нас искренне, правдиво. Вязаные свитера, детские забавы того времени, интересы мальчишек и вспыхнувшие красивые чувства — то чем, я наслаждалась в первую половину фильма. Далее фильм приобретает немного другой смысл. Взросление главного героя, неожиданное сближение некоторых героев удивляет и заставляет о многом задуматься, в том числе и о человечности и сочувствии. Может быть фильм о любви, но я увидела фильм о страсти, желании обладать любой ценой, о мести — в общем, об обжигающем огне и его последствиях. Красивая игра бесподобна. Страсть, как ей и полагается — безумна. Любовь, поддержка, забота друг о друге в семье восхищает. Смотреть обязательно тем, кто любит фильмы о том, что очень мало встречается в современной жизни. Затаив дыхание, вы насладитесь красотой до боли настоящей и прекрасной. 8 из 10
Картина Ву Видерберга «Цветения пора» при прочтении синопсиса вызывает вполне понятный скепсис, однако стоит на экране появится финальным титрам, и ты вспоминаешь всё, что за эти 2 с небольшим часа буквально пережил вместе с героем, становится понятно, что это не обычная драма о романе ученика с учительницей. Итак. Шведский город Мальме, разгар Второй мировой войны. В школу, где учится главный герой — 15-летний Стиг, устраивается немолодая хорошенькая учительница Виола. Думаю, никому не нужно объяснять, что за возраст такой — 15 лет. Короткие диалоги, испытательные взгляды, невинный флирт со стороны неумелого подростка, между героями чудесная «химия», спасибо шикарному актерскому дуэту в лице Юхана Видерберга и Марики Лагеркранц. Разумеется, такие отношения обречены с самого начала: это идет в рознь с нравственность, с обществом, но отношения Виолы и Стига действительно привлекательные, органичные, никакой пошлости, извращения. Ну нет таких мыслей при просмотре. В конце концов восхищают не столько отношения Стига и Виолы, сколько отношения Стига и Фрэнка, мужа-изобретателя Виолы, ценителя классической музыки. Эти отношения не столько дружеские, скорее родственные, достаточно близкие, взамен отцовской любви и внимания, которого явно не хватало подростку. Большие плюсы фильма в актерской игре, Виндерберг младший очень красив и харизматичен, Лагеркранц приятная и невольно вызывает улыбку. С музыкальным сопровождением и сценарием у кино тоже все в порядке. Я была рада потратить время на просмотр сего фильма, и остаюсь весьма довольна и впечатлена. 9 из 10
Блестящая картина известного шведского режиссера Бу Видерберга. В этой картине Видеберг обращается и поднимает очень непростую тему созревания молодой личности. Созревания не только в интимном но и в других многих жизненно важных аспектах. Режиссер переносит своего зрителя в свой родной Мальмё. В 1943 год. Громыхает вторая мировая война. Здесь же в Швеции доносятся лишь ее отголоски, жизнь течет своим ходом, размеренно и неторопливо. Швеция оставаясь нейтральной не делает такими же своих граждан, у них у каждого складывается свое мнение по поводу военных действий. Одна из школ. Пятнадцатилетний подросток Стиг влюбляется в свою взрослую учительницу, между ними моментально вспыхивает страсть и интимная близость остается лишь делом времени. А в это время брат Стига отправляется добровольцем на войну, где вскоре оказывается на подводной лодке. Бу Видерберг показывает как через интимную близость со взрослой женщиной будет меняться Стиг и будут меняться его, до этого непоколебимые, внутренние позиции. Этому влечению суждено было постепенно утихнуть. Режиссер большой мастер и этой картиной он показывает своему зрителю что не все в этом мире вращается вокруг секса и наших интимных желаний. Жизнь сложная и многогранная штука и наш герой начинает это понимать и осознавать. С каждым последующим половым актом из Стига уходит желание и влечение ко взрослой женщине. Последствия этого не заставят себя ждать. А тут еще трагическая новость по поводу брата Стига. Это в свою очередь окончательно подрывает внутреннее состояние нашего героя. Он начинает анализировать свои поступки и многое переосмысливает. Для учительницы же такая связь явилась попыткой вырваться из каждодневной рутины и томного брака, давно не приносящего радости. Это толкает ее на интимную близость со своим учеником. Понять ее можно. Картина получилась очень тонкой в плане подачи и показа всего задуманного. Ни намека на пошлость. Все аккуратно и утонченно. Заслуженная номинация на Оскар в категории лучший иностранный фильм. Глубочайшая картина о воспитании, становлении и возмужании. С педагогической морали может картина и неоднозначная но зато очень честная и правдивая. Придраться не к чему. 10 из 10
Ох, уже это 14 февраля и различные создатели подборок тематических фильмов. А я не создатель, а любитель этих подборок. И вот, наткнувшись на одну из них, увидела в списке название «Цветения пора». Не знаю, как других, а вот меня заинтриговало. Прочитала описание фильма, заинтриговало еще больше: «Стиг, 15-летний старшеклассник, влюбляется в свою школьную учительницу Виолу. Ей 37 лет, но разница в возрасте и тот факт, что она замужем, не могут остановить стремительно возникшее взаимное чувство». Да, я понимаю, что тут попахивает извращением, педофилией и т. п., но почему-то меня всегда притягивали подобные сюжеты, где именно женщина старше, а парень намного младше. Запретный плод, и как его сладость может превратить жизнь обоих в горечь. С точки зрения психологии и физиологии это намного понятнее, чем когда более старший мужчина вступает в связь с намного более младшей девушкой. Все-таки потеря девственности для прекрасного пола — более яркое событие, чем для молодого человека. А для женщины, которой уже за триДЦАТЬ, влюбленность в нее юной особы противоположного пола — всегда аргумент в пользу того, что она «еще ничего». Плюс ко всему — в данном фильме женщина не просто женщина, а учительница. Она имеет над ним власть, превосходит влюбленного молодого человека по всем параметрам, а это, конечно, не может не льстить женщине, которая по природе своей должна подчиняться мужским правилам. Казалось бы, вот и весь сюжет. Остается только смотреть и наслаждаться прекрасно поставленными эротическими сценами, мягкими и трепещущими. Но нет, главный посыл этого фильма не в этом. Через чувственный опыт, который проходит главный герой, юный любовник понимает, в чем суть жизни. И что да, не все упирается в секс, и что вообще-то жизнь — это крайне сложная штука, где не поймешь, где начинается брак, а заканчивается семейное счастье. Он начинает понимать, почему так легко согласилась учительница вступить с ним в связь, и почему она не права. Его влюбленность тает с каждым новым половым актом с ней, и с каждым новым разговором с ее мужем. А как иначе? Получая новые знания, мы не можем не анализировать ситуацию. Эта связь делает совсем юных более опытными и осознанными. И это неплохо. Ведь после того, как ты уже «разрядился» легче внемлить собственным ощущениям и понимать, чего ты реально хочешь. С другой стороны, возможно, ему бы не было так больно от осознания реальной действительности. Но что сделано, то сделано. Если тело стремится к взрослению, придется смириться со взрослыми проблемами… И хотелось бы особо отметить символизм в фильме. Нынешний кинематограф теряет этот дар, а очень зря. Ведь с помощью знаков, иносказаний зрителю намного интересней воспринимать весь сюжет, он начинает глубже анализировать происходящее, а фильм остается в глубине его души на многие-многие года. А для тех, кто интересуется историей и военной тематикой, то это фильм тоже для вас. Почему? Долго объяснять! Поэтому качайте, включайте и смотрите!!
В 1943 году тоже светило солнце и шли дожди, распускались руки и акации, набухали почки на деревьях и юношеские желания. Особенно, если твоя родина Швеция смотрит на Вторую Мировую войну, чинно восседая в уютном зрительном зале, а в классе появилась элегантная преподавательница, растянувшая цветение на пару десятков лет. И постепенно увлечения, достойные каждого уважающего себя старшеклассника (жевание по секундомеру переходящей резинки, меряние в туалете на переменке пиписьками и сопутствующими принадлежностями, расстрел мух из снайперской рогатки и подглядывание в девичьей раздевалке за ровесницами) поднимаются на следующую ступень физического и психологического развития. Не страдающая гумбертовскими рефлексиями, фрекен Виола сразу берет дело в свои ухоженные ручки, спровоцировав ученика на дающее отмашку неловкое телячье тыканье губами куда-то в район уха. Не тратя время на прелюдии, увертюры и прочие вступления, преподавательница английского языка атакует белокурого Стига всей своей сексуальностью. Ошеломленный юноша еле переводит дух в минутах общения со спивающимся мужем-коммивояжером (шведская семья такая шведская), немного отвлекает школа (которую заставляет пропускать наставница), работа в кинотеатре (туда тоже дотягиваются объятья распаленной дамы), семейные неурядицы (тут ещё и старший брат пропал без вести). И попытка остановить ускорение оборачивается познанием женской стервозности. «Цветения пора» — последний фильм Бу Видерберга. Выбрав фестивальную стезю, шведский режиссер добился в своём творчестве определенных успехов, в основном, выдвигаясь на номинации самых престижных премий — «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой медведь», ММКФ — и всё-всё-всё. Фактически, любая его широкоэкранная работа вызывала одобрительное кивание голов мэтров и критиков. В том числе, и фильм о большой и неискренней любви под размеренное постукиванием мелом о школьную доску и редкий пролет пограничных самолётов тоже получил дежурное похлопывание в виде выдвижение на Оскар (пропустил вперёд нидерландскую «Антонию») и Гран-При в Берлине (уступил мелодраме Энга Ли «Разум и чувство»). Если Набокову в «Лолите» вполне хватило остроты разновозрастных отношений, то автобиографической драме Видерберга потребовалось усиление, маленький допинг. Линия старшего брата с боксерскими поединками и ухода в никуда на субмарине была вплетена в канву повествования достаточно искусно, но всё-таки выделялась иным колером. А вот развить трагедию изобретателя-рогоносца Келля или показать червоточины родительских отношений, прямо вытекающие из сюжета, режиссер не захотел /не смог. Как и не довел кульминацию мезальянсных связей до ожидаемого взрыва, ограничившись вызывающим проходом Стига во время выпускной церемонии в храме. Впрочем, Бу Видерберг признал превосходство поэтики вечного соперника Ингмара Бергмана над своей социальной подачей киноматериала, и, не отказавшись от неё окончательно, смягчал наиболее острые углы бархатной накидкой кадра. При желании «Цветения пора» может быть включена в коллекцию эротических фильмов. С лёгкой провокацией отношений несовершеннолетних (всё-таки совращаемому сыну режиссера Юхану Видербергу на момент съёмок было уже за 20). С парой-тройкой постельных эпизодов и флиртом на грани. Но желания возмутиться, возопить о нравственности, недопустимости и облике морале абсолютно не хочется. Скорее, тянет пофилософствовать (режиссеру, вероятно, тоже) о моменте перехода через рубикон взросления. Как там пели девчонки из забывающейся группы «Лицей»: «Если хочешь, это так просто: раз — и завтра ты станешь взрослой!» Если суждено встретить на пути катализатор любви лет на двадцать старше, так и время спрессуется в разы, но лучше своим ходом — год за годом. А ласковый май разбрасывает сиреневый аромат и березовость воздуха. Молодость рвёт оболочку весенним громом и соловьиным переливом. Впереди вечное лето жарких тел и головокружений. И никогда, никогда не придёт декабрь с единственной радостью на дне стакана виски и россыпью пожелтевших фотоснимков. Раскрываются новые тысячи юных душ навстречу манящему солнечному лучику. Пусть кто-то опалит на нем крылья, кто-то ослепнет, подлетев к самому верху, но их, в свою очередь, заменят новые мотыльки, сбросившие ненужные коконы. Цветения пора бесконечна.
Самое главное чувство, которое меня посетило при просмотре этого фильма — грусть. Грустно оттого, что в нём нет любви, есть только похоть. Бедного юношу можно понять: первое влечение, нашедшее реальный объект. А вот даму его сердца как-то не очень. Для неё Стиг — развлечение, всего лишь. И отдаётся она ему как-то вдруг и сразу. То ли от скуки, то ли оттого, что распущенна чрезмерно. У меня вообще возникло ощущение, что спать с учениками для неё вообще как-то привычно. Нет привлекающего обычно к подобной теме флёра запретности или ещё чего-то подобного. Всё почти как норма. Виола личностью своего ученика интересуется постольку-поскольку. Что там, как там у него, ей абсолютно неважно. Трагедия в семье Стига лишь подчёркивает пустоту отношений Виолы и Стига. Почему они пусты, я писала чуть выше. Единственное светлое пятно в фильме — семья Стига, в которой братья любят друг друга, в которой мать любит своих детей, пусть уже взрослых(Сигги) или уже взрослеющих (Стиг). И вроде бы они отвечают ей тем же. Отец у них судя по всему суровый, но он как-то на заднем плане почти всегда. Вообще же, несмотря на обилие откровенных сцен, фильм оказывается очень нравственным. И способен подействовать на зрителя отрезвляюще. В нём поднимается много важных тем: и тема ответственности учителя за свои поступки, и тема нравственного выбора, и тема брака и семьи, многие-многие другие. Но вместе с тем фильм наполнен какой-то душной атмосферой, и при этом лично у меня не возникло ни капли ощущения, что режиссёр оставляет нам какую-то надежду. Ведь что же получается: первая женщина и такая стерва, простите уж меня за резкость. Какое мнение о женщинах теперь у главного героя? Он отравлен теперь на всю жизнь. Учительница поиграла и скоро забудет. А он?.. . Свежие цветочки побило первыми заморозками…
Из ноябрьской шведской программы SFF этот фильм меня больше всего заинтересовал. Я вообще люблю истории о любви во всех ее проявлениях. Среди сюжетов на данную тематику можно выделить отдельную категорию фильмов о любви с большой разницей в возрасте. Навскидку могу назвать «Клуб неудачниц», «Слабость большевика», «Шери», «Короткий фильм о любви» и т. д. Кстати, ни один из них не закончился хэппи эндом. Действие этого фильма происходит в шведском городке Мальме в 40-ые гг. Главный герой Стиг — обычный паренек 15-летнего возраста. Это тот самый переходный возраст, когда уже начинаешь с друзьями говорить о сексе, хвастаться волосами на лобке (2 см — это же длина волос, да?) и заглядываться на женские прелести, но все еще продолжаешь стрелять в мух и жевать одну резинку с друзьями (это так отвратительно!). Как раз в этот период в их классе появляется новая молоденькая учительница Виола, которая моментально становится предметом грез юного мачо. Гормоны Стига побеждают природную скромность и вот он уже тянет свои губы к первой женщине, которая откроет ему таинство плотских утех. Тем более она сама благоволит своему юному фавориту. Название фильма отлично отражает его суть. В первой половине показывают не только цветение юности, но и цветение любви. К сожалению, после этой стадии начинается новая фаза увядания, которой посвящена вторая часть фильма. Главный герой взрослеет и отношения становятся сложнее. Меня удивил смелый образ учительницы. Даже сейчас отношения между учителем и учеником кажутся аморальными. А в 40-ые годы такое поведение кажется еще более дерзким и невероятным. Концовка меня не удивила, потому что она вполне закономерна. Актеры неплохо сыграли, в принципе. Больше всех понравился Юхан Видерберг. Но сам фильм не вызвал особых эмоций, потому что в их любовь я не поверил. «Слабость большевика» и «Клуб неудачниц» гораздо сильнее в этом плане. К тому же фильм показался немного затянутым. Я бы чуть урезал эпизоды с прослушиванием пластинок. В целом, все же остался доволен просмотром. Для общего развития уж точно не помешает. 6 из 10
Фильм «Цветения пора» я впервые увидела в 1999 году на канале НТВ, но под названием «Все справедливо» — это перевод фильма с английского «All Things Fair». На самом деле название фильма переводили по разному — «Пора цветения», «Все прекрасно», «Удовольствие и красота непоколебимы». Этот фильм меня впечатлил до глубины души своей естественностью, блистательной игрой актеров. Начну с того, что этот фильм является автобиографическим. Режиссер Бу Видерберг снял этот фильм о собственной молодости в 40-е годы в Мальмё — в городе, котором он родился. Режиссер. Бу Видерберг — талантливейший режиссер, сценарист. Он был трижды номинирован на премию «Оскар», что очень редко для иностранных режиссеров. Сам он вырос в годы Второй мировой войны, что сказалось в его творчестве. Все его фильмы пронизаны болью от потерь во времена этой ужасной войны. Сюжет. 1943 год. Городок Мальмё. Юный герой Стиг (Юхан Видерберг) влюбляется в свою учительницу Виолу (Марика Лагеркрантц). Действие фильма происходит во времена второй мировой войны. Старший брат Стига погибает в подлодке на пограничной службе — эта драма кладёт отпечаток на обыденность жизни главного героя, способствуя его взрослению. Муж героини (Томас Фон Брёмссен) торгует чулками и женским бельем, и переживает нашествие нейлона. И все-таки главный герой, понимая всю безысходность данной ситуации — законный муж знает, что он спит с его женой, проявляет к мужу сострадание, они часами беседуют о музыке, о жизни. Когда Виола узнает о сопернице, ревность толкает её на месть Стигу. Выяснение отношений любовников приводит к ненависти и полному разрыву. Фильм «Цветения пора» — ностальгия 65-летнего режиссера о своем прошлом. Хочется верить, что это была настоящая любовь, а не только сексуальное влечение. 10 из 10
Более серьёзный, менее типичный, чем мною ожидалось. Не зная ещё толком, о чём этот фильм, я вогнала его в ряд, в который поставила его википедия: фильмы о неравной любви (или как-то так). Всё не так просто. Название «Цветения пора» не стоит рассматривать однобоко и сразу приобретать убеждение в том, что этот фильм только о страсти, влечении и т. д…. точка. Нет. Конечно, вначале (и, надо признать, ещё довольно длительный промежуток времени) картина вызывала реакцию ту, что и должно: улыбку, заворожённый взгляд… Да и возможно ли иначе при такой великолепной игре, не стану даже акцентировать, кого именно. Герой Юхана Видерберга, пребывающий не в состоянии побороть свою страсть, и немолодая (хотя 37 ей не дашь ни за что), но прекрасная в преступности (?) и неприкрытости своих желаний учительница. Не знаю, можно ли говорить об искренности их чувства (ну, чувства… я, конечно, имею ввиду нечто возвышенное, а вы о чём подумали?). С самого начала я понимала и улавливала только откровенную страсть, и получилось сыграть её, на мой взгляд, безукоризненно. Стиг живёт в среде подростков, которые только и думают о сексе, а тут — внезапно привлекательная дама, открытая шея, прекрасная кожа… и молодость, молодость и желание берут верх. В общем, и героиню Марики Лагеркранц можно понять. Муж-алкоголик, с которым не нет ничего общего, отсутствие какого бы то ни было разнообразия в общении… а тут внезапно влюбившийся симпатичный подросток. Хотя, о влюблённости я снова оговорюсь, я совсем не уверена в его искренности. В конце концов, он и сам признаёт её отсутствие и истинный мотив своих действий. Хотя, конечно, хотелось бы верить, подчиняясь назойливым предрассудкам, что это любовь и проч. Конечно, нет. «Пора цветения» — название, более подходящее к первой части фильма (которой, признаюсь, я была совершенно очарована). Ко второй более подходит «пора взросления», ибо цветением то, что происходит с главным героем, никак не назовёшь. Наступает пора, когда Стиг не в состоянии лгать человеку, с которым сидит рядом и который кается ему в своих неудачах. Однако и влечение по молодости преодолеть он не в силах. Однако, отличный выход он находит! использовать влюблённую в него простушку-соседку. Нда. при всём моём восхищении красотой Юхана Видерберга, его герой стал мне отвратителен и чужд. На время. А потом метания, метания — не получилось ни там сохранить, ни здесь не потерять. Конечно, всё это можно объяснить как «ошибки молодости», но тем не менее. Чёткой позиции в его поведении нет (до определённого момента). И у него наступает срыв, точка, на которой эмоции контролировать он уже не в состоянии. Как, вероятно многие уже отмечали, не могу не отметить психологизм фильма. Он очень серьёзен. Очевиден рост героя над собой. От «юности младой» до насмешки над собой и над маленьким неудачным, но таким чувственным и захватывающим, застывшем в страсти прошлым. Великолепная актёрская игра. Многие любят использовать это словосочетание где ни попадя, но здесь как раз тот случай, когда о ней можно говорить и бесконечно восхищаться. Актёрская игра — это когда нет игры как таковой. Вы вспомните момент отчаяния, безудержной злости и почти безумия, когда Виола приходит к себе домой после сцены в кинотеатре. И жалость испытываешь, и долю стыда, за то, что всё так. И это лишь один из многих, не менее искренних моментов «Поры цветения». 10 из 10
Фильм словно бы делится на две части. Первая часть — «цветения пора» — песня, чувственная повесть. Вторая — пора взросления — последствия «вкушения», разнарядка мыслей, принятие и непринятие. Собственно, фильм я начала смотреть из-за первой части и до последних кадров меня не покидала надежда, что все закончится иначе, что между героями есть что-то выше страсти, выше, чем утоление плотского желания. Может быть, так оно и было, но только с одной стороны. Моя же надежда не оправдалась (по крайней мере наполовину), что, конечно, можно было предугадать не дожидаясь титров. Первая часть вытекает во вторую, горестную, так же, как на смену шерстяным чулочкам приходят искусственные нейлоновые. Первая часть вызывает улыбку — это кипение крови ранней молодости, глупые шутки и обмен безопытностью, затем — преисполненность трепетом, тайна между двумя людьми. Все это показано так просто — одной лишь светотенью и односложными взволнованными словами, но так искренне, что не остается никаких сомнений. Вторую же часть принять было трудно. Общение с коммивояжером, трагедия в семье Стига — все это поворачивает его вспять, он оказывается мудрее и взрослее Виолы, мудрее и взрослее себя прошлого, однако не настолько взрослее, чтобы помочь ей вырваться из собственного пьянящего омута чувств. Можно ли осуждать ее за то, что она не может самостоятельно выбраться из этого плена? Можно ли сложить ответственность за произошедшее между ними только и исключительно на ее плечи потому лишь, что она старше? Я думаю, нет. 9 из 10
Мальмё, 1943-й год. 15-летнего Стига непреодолимо влечёт зрелая красота 37-летней замужней учительницы Виолы, которой в свою очередь импонирует непосредственная наивность ученика. Скоро между ними вспыхивает запретная страсть, последствия которой не заставляют себя долго ждать… Непедагогичный роман предлагает исполненный ностальгии рассказ о сексуальной революции в провинциальной шведской школе в разгар Второй мировой войны. Похоть взрослой самки, начинающей чувствовать скорое увядание, постепенно выходит из-под контроля, и Виола окончательно теряет самообладание. А пока её юный любовник отвечает у доски, она соблазнительно расстёгивает под учительским столом юбку. А когда вконец измученный её сексуальными притязаниями подросток начинает увиливать от своих «обязанностей», она в отместку делает всё возможное, чтобы оставить его на второй год. Ситуацию усложняет присутствие мужа-коммивояжера, больше страдающего не от измен жены, а от наступления эпохи нейлона, которая теснит шелковое бельё — его основной источник дохода. Эта вроде бы проходная деталь несёт важную драматургическую нагрузку: животный секс превращается в эрзац — искусственный заменитель чистых чувств, выступающий в роли синтетической подмены, исключающей искренность человеческих отношений. Последний фильм Бу Видерберга, известного шведского режиссёра (по числу полученных престижных международных наград уступающего на родине разве что Ингмару Бергману) принёс ему третью номинацию на иноязычный «Оскар». Более того, лента стала лидером шведского проката, потеснив с первой позиции голливудские блокбастеры. Видерберг завершил свою карьеру, обратившись к теме, некогда принесшей ему мировую известность: в 1967-м он снял «Эльвиру Мадиган», наверно, лучшую свою картину. Там страстная любовь прерывалась совсем по-шекспировски — смертью героев. Теперь он вновь совершает путешествие в прошлое, но уже не в конец XIX века, а в середину XX-го, остановившись в родном Мальмё. Реконструируя в романтическом ключе бытовые подробности своего детства, Видерберг не просто воскрешает прошлое, но превращает съёмочный процесс в уроки психологического воспитания, так как задействует в роли Стига своего сына Йохана. Явно неоднозначный и уязвимый с моральных позиций педагогический акт оборачивается появлением одного из самых честных фильмов о становлении чувств.
Небольшой шведский городок Мальме. Лишь сводки о поражении немецких войск под Сталинградом и изредка слышащийся в небе гул моторов «летающих крепостей» напоминает, что где-то далеко идёт война. Учеников местной школы волнуют совсем иные вещи. Бесцеремонно, хотя и абсолютно естественно заявляет о себе недавно проснувшееся сексуальное влечение. Ребята со свойственным детям любопытством и азартом меряются членами или планируют купить три сотни презервативов, притом, что им и один ещё незачем. Вряд ли чем-то отличался от остальных мальчишек и пятнадцатилетний Стиг, пока спонтанно не ощутил к 35-летней Виоле гораздо более глубокие чувства, чем те, что может позволить себе школьник по отношению к своей учительнице английского. Всё так забавно и так идеалистично, это поистине время обострения чувств и желаний — цветения пора. Первый неумелый поцелуй на узкой лестнице, обжимания среди пыльных географических карт, переглядывания на уроках, пылкие свидания во время большой перемены, присущая свежим отношениям эйфория и неосторожность… Показанные в фильме чувства подкупают искренностью, подлинным ощущением любви, и это ценно. Вообще, искренняя мелодрама, наполненная смыслом — большая редкость. Совсем не обретение главным героем сексуального опыта и его первые любовные приключения делают этот фильм столь замечательным. Частично — картина Витеберга о красоте естественного, простого и природного дара любить и желать, частично о взрослении, о внезапно ворвавшейся в жизнь Стига взрослой свободе, а так же взрослой ответственности. Потому так символичны и важны для понимания картины финальные кадры. Стопка перевязанных бечевкой толстых словарей в красном переплёте — это приобретённые им в короткие сроки знания, необходимые в жизни. Особую симпатию вызывает то, что взросление Стига показано через желание узнать новое, наверное именно поэтому все поступки главного героя выглядят нормально, естественно. Мальчик не сконцентрирован на одном только желании заглянуть любимой учительнице под юбку, его одинаково интересуют и многое другое, вплоть до классической музыки. Стремление к любви тут так же естественно и так же просто, как потребность в новом слове, что, однако не делает процесс познания менее важным или приятным. Удачно и к месту в картине звучат фрагменты из «Ромео и Джульетты» Чайковского, «Симфонии N5» и «Kindertotenlieder» Густава Малера. Появление этих мелодий в фильме тоже представляет важные открытия для главного героя. А отрывок из оперы «Ринальдо» Генделя как раз и является главной музыкальной темой фильма. Стоит упомянуть, что выбор Витеберга в отношении музыкального сопровождения для собственных картин всегда был безошибочным. Ярчайший представитель «шведской новой волны», Бу Видерберг, в этом замечательном фильме обратился к временам своей молодости, наполнив фильм романтической тоской по былым чувствам и местам, по времени, в котором он когда-то жил. Картина пропитана чудеснейшим ощущением первого поцелуя, первой любви, весенним нежно-романтичным и в то же время каким-то жизненным ощущением взросления, свободы чувством прикосновения к прекрасному, чем-то совершенно необыкновенным, но доступным для понимания каждому — в любом возрасте, в любое время. «Вожделение и красота непоколебимы». 10 из 10
И снова Европейское кино, и снова жизнь без прикрас, во всём своём великолепии. «Цветения пора» — фильм о том, куда может завести сильная страсть. Стиг — 15-летний юноша, днём посещающий раздельную (мальчики/девочки) школу, а по вечерам и ночам подрабатывающий в кинотеатре продавцом сладостей. Виола — его 37-летняя учительница. Между ними вспыхивает непреодолимое влечение. И если Стиг расценивает возможность подобной связи как нечто новое для себя, как опыт, то Виола прекрасно понимает, как неблагоразумно и неправильно такое чувство… Да и фильм, в принципе, не столько о назревающем романе ученика и учительницы, сколько о том, как незначительны все эти «отношения» на фоне европейской обстановки 1943 года и действительно серьёзных вещей. Таких, как семья и простая человечность. Кино не для всех. Если вы любите слезливые «розово-сопливые» мелодрамы с неизменным хэппи-эндом, этот фильм не для вас. Он драматичен, даже жесток, но он прежде всего правдив. Если подобная история приключится в реальной жизни, то очень велика вероятность, что закончится она именно так, как показано в «Цветения поре». 7 из 10 за реалистичность и драму.
1943 год. Швеция. Европа гниёт в окопах. А независимая Швейцария вот ужу как тридцать семь лет запретившая абсент перестала быть прибежищем для думающей элиты. В Англии старичок Фрейд спокойно дожил оставшееся, созерцая лондонцев и свой эмигрантский паспорт. Двадцатый век как-то плавно, до времени, начинает переваливать за свою середину и вечера под меланхолический звон музыки Сати с чтением Стринберга выходят из моды. Скоро банки томатного супа завоюют мир и все станет иначе, но пока Швеция лишь начинает узнавать о нейлоновых чулках и «Икеи», а Бергман только закончил Стокгольмский университет. В эти последние года счастливого неведения Стигу всего пятнадцать и он ученик провинциальной шведской школы с раздельным обучением, в которой диковинная жевательная резинка, побывав у каждого раздираемого гормонами юноши во рту ровно 2 минуты, по звонку бережно отправляется в специальную банку и приберегается до следующего урока. Все прекрасно — мальчики ставят пари на «у кого длиннее», девочки мечтают о скорой потери девственности (желательно «по любви»), война где-то далеко, и лишь изредка напоминает о себе похоронками и одинокими полетами военных самолетов. Швеция в золотые свои годы, Мальме в пору цветения взрослеющего стокгольмского парня. Мир сексуального пробуждения Стига у Виденберга показан целомудренно и сдержанно, он яркий антагонист мира темпераментного Ренато из фильма Торнаторе «Малена». Стиг, хочет понять значение явлений и предметов, окружающих его, пытается проникнутся их точным смыслом, через поиск неизвестных слов в многотомном, тисненом золотом словаре в классе своей учительницы английского Виолы, которую он неуклюже целует среди географических карт в школьном хранилище. Застежка подвязки, выпукло проявляющаяся сквозь ткань платья, сетчатые чулки с меридианом шва на тонкой щиколотке, золотая цепочка и туфли на высоком каблуке — атрибуты женственности прикрывающие неудачницу Виолу изменяющую мужу-коммивояжеру с милым мальчиком, роман с которым скрашивает её убогую жизнь. У Виденберга мир спасает красота, и совершенно не важно в чем она выражается. В тайной ли влюбленности соседской девочки, примеряющей на предмет своей любви роль мужа и хозяина их возможного будущего дома, или же в мечте брата Стига о службе на засекреченной подлодке. Красота вечна и естественна как молодость. Время идет, учебный год подходит к концу, Стиг взрослеет, к нему приходит понимание, что взрослые это выросшие дети, а источник ответов на все вопросы лучше искать самому, пусть это и будет тайно сворованный словарь из класса английского языка. Виденберг противостоял Бергману с самого первого момента своей режиссерской жизни, с тех самых пор как впервые взял ручную камеру и вышел снимать на улицы своего родного города. «Цветения пора» — это маленький итог Виденберга в борьбе с Бергманом. Последняя попытка реабилитации шведской «новой волны». Но Виденберг впал в ностальгию, увлекшись собственной автобиографией, и как-то незаметно породнился с Бергманом, дав зрителю возможность подсмотреть собственное воспоминание из далеких сороковых. Он снял не просто «фильм воспитание», с отдельными вариациями на тему войны и возмужания шведских подростков, но, перешагнув собственную мечту о документальной реальности случайно запечатленной на ручную камеру, сделал очень классическое фестивальное кино, в котором и прицепиться-то почти не к чему.