Берлинский роман: отзывы и рeцензии

ozherelkov
ozherelkov20 апреля 2020 в 18:09
ФИЛЬМЫ ЛИЛИАНЫ КАВАНИ

На мой взгляд, лучшим фильмом Кавани является 'Шкура' или 'Кожа'. В основе этого фильма лежат подлинные воспоминания итальянца, который на собственной шкуре испытал и пережил тяжелейшую историю Италии времён Муссолини и последующую оккупацию Италии союзниками. Вот в этом фильме есть и глубокой смысл, и мастерство режиссёра, показывающего в духе неореализма и фантасмомогории (в духе Феллини) ужасы последствий войны и страдания народа итальянского юга (Неаполь). Точно представлены характерные черты итальянского общества, характеры итальянцев и американцев. Недаром Берт Ланкастер был в восторге от сценария фильма и соглашался сниматься в нём бесплатно. Что же касается 'Берлинского романа' (точный перевод с английского - 'Берлинское дело'- 'Berlin Affair), 'Ночного портье' и 'По ту сторону двери' это просто достаточно неудачные режиссёрские попытки проанализировать варианты взаимоотношений мужчины и женщины под разными соусами: 'палач-жертва', 'антилолита', 'нацистская диктатура и сексуальность'. Фильму 'По ту сторону двери' я бы противопоставил набоковскую Лолиту, 'Берлинскому роману' - 'М-Баттерфляй'. Было бы гораздо убедительней и интереснее, если бы Митсуко вела свою игру с точки зрения интересов Японии. Впрочем, это только моё мнение. Всё смотрится добротно, красиво, не имеет должной глубины и мотивации.

аррмен
аррмен24 октября 2010 в 15:23
Винтажная дешёвка от классика

Дочь японского посла неопределённо юного возраста с повадками истеричной гейши ввергает вначале в пучину страсти замужнюю даму из высшего света Германии конца тридцатых годов, а затем и её супруга – уважаемого чиновника рейха. Фильм снят по роману японского писателя Танидзаки «Буддистский крест». Первыми словами звучит цитата из депрессивной философии Шопенгауэра. Сюжет развивается из рассказа героини некоему опальному прогрессивному профессору пишущему романы о важной роли секса. Писатель очень похож на психоаналитика Фрейда. Ковани сразу же обозначает идейные киты: буддизм, немецкая классическая философия, психоанализ. Если пойти дальше, то можно с этими идеями идентифицировать трёх главных героев – Митсуко, Хайнца, Луизу, соответственно. Нельзя сказать, чтобы Лилиана Ковани слыла большим знатоком философии, религии, культурологии, истории: поэтому большинство её картин эксплуатирующие эти темы канули в лету за не надобностью. Вот, различные виды патологий – это да! Божественная экзальтация Франциска Ассизского или любовные отношения палача и жертвы из других картин режиссёра смотрелись и вызывали интерес, несмотря на очевидную искусственность концепции. Фильм бы только выиграл, попытайся Ковани рассказать историю людей, а не идеологических животных. Фривольное «названьице» «Берлинский роман» не требует сюжетных пояснений. Висконтиевская декадентская Европа в начале конца и колорит дешёвой южно-азиатской экзотики должны сойтись в киноромане про бессилие любви, силу секса и, наверное, про историю Германии – иначе зачем весь этот выверенный антураж не играющий никакой роли в фальшиво исполненном любовном треугольнике. На выходе – пустышка. В «Ночном портье» Ковани тоже не удосуживала себя объяснениями природы странного влечения героев, но там были Богард и Рэмплинг, бесподобная игра которых говорила лучше любых режиссёрских ремарок. В «…романе» актёрский состав на уровне статистов порно. Причём, когда к адюльтерному лесбийству добавляется муж, гипноз дебилизма происходящего одурманивает. Актёры не верящие в то, во что играют, изображают такие финты на крупных планах, что Пэрис Хилтон и Памела Андерсон могут больше не испытывать мук совести за свою актёрскую деятельность. Добротная экранизация на европейский лад того же Танидзаки «Ключ», снятая чуть ранее известным эротоманом Тинто Брассом, просто, шедевр в сравнении с фильмом Ковани. Нельзя отделаться, при просмотре, от ощущения, что смотришь порнофильм с вырезанными откровенными сценами. Бесконечная смена атласных одеяний, подчёркивающих светотенью, изящные тела героинь смотрятся хуже кружевных подвязок однообразных фантазий Брасса. 3 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск26 августа 2007 в 15:10
Странный любовный треугольник.

Очень странный фильм, странный с первого и до последнего кадра. В сюжет начинаешь втягиваться уже с первых кадров. Нам показывают женщину, которая, находясь на уроке рисования, вместо того чтобы изобразить натурщицу, рисует черты японской девушки, сидящей напротив. Она изящная, словно фарфоровая, говорят про эту японку. И героиня влюбляется, она любила ее так, как никого и никогда не любила. Но японка не так проста, как может показаться. А вскоре она поймала в свои сети и мужа героини, потом начинает давать им странный порошок. Вроде бы простая на первый взгляд история, но не тут было. Дело происходит в Берлине, в середине 30-х годов. А потому есть политика, есть партия во главе с фюрером, и они не приемлют таких вот бисексуальных отношений и уж тем более однополую любовь. А значит им надо бежать, надо спасаться, что удивительно героям не приходит в голову расстаться и вернуть все на свои места. Грустный финал, да и разве может быть у таких отношений счастливый финал. Фильм просто пропитан различными странностями. Странная японка Митсуко, чьи действия понять очень сложно, она абсолютно непредсказуема в каждом кадре. Странный муж, который так любит свою жену и так боится осуждения партии, но все-таки идет на эти отношения. Странный порошок, который герои употребляли. Странный финал. Но именно странность заставляет меня уже в который раз смотреть этот фильм. А еще огромный плюс, это наличие чувственности и сексуальности, которые излучает каждое мгновение картины. Прекрасный фильм для любителей странных историй любви. 8 из 10.

cyberlaw
cyberlaw25 апреля 2012 в 12:44

Лилиана Кавани опять вернулась к теме порочной страсти на фоне Второй мировой войны. То, что действие фильма происходит в Берлине существенно сгущает краски в этом фильме. Сюжет наверное неправильно будет воспроизводить, скажу лишь что в центре картины: роковая, порочная и логически 'неправильная' страсть Женщины. Так что, фильм с полной уверенностью можно назвать логическим продолжением 'Ночного портье' и 'По ту сторону двери'. Эротические сцены в фильме сделаны весьма сдержано и в то же время вполне достойно, поэтому фильм вряд ли можно отнести к эротическому жанру. Скорее, по своей природе и стилистике кино 'крестным отцом' этого фильма являются полотна Лукино Висконти. Дополнительно нужно сказать несколько слов об актерской игре. Первоначально кажется, что фильму не хватает звезд, которые с такой регулярностью снимаются у Кавани. Например, Кэтлин Тернер или Мерил Стрип. Но, минуты после 30-й понимаешь, что выбор Гудрун Ландгребе правилен. Немецкая актриса великолепно справляется с ролью добавляя красок в фильм. То, что эта актриса не стала кинозвездой является случайностью. Одно могу сказать с уверенностью - ее актерская работа одна из лучших в 1985 году. 8 из 10