'Моя дорогая Люси... девочки растут быстрее книг... и ты уже слишком взрослая для сказок... но однажды ты станешь достаточно взрослой для того, чтобы снова начать их читать' написал Клайв Льюис в предисловии к первой книге 'Хроник Нарнии'. Видимо, подобное взросление настигло и меня. Странное у меня было отношение к Миядзаки - с одной стороны, пересмотрел и высоко ценю почти все фильмы Гибли, снятые не Миядзаки, а с другой, именно его фильмы, кроме 'Ветер крепчает', даже не досматривал до конца. Это же касается 'Ходячего замка' и 'Унесенных призраками', которые несколько раз начинал смотреть, и тут же бросал. Забавно, но вернуло меня к обоим фильмам нечто маловероятное - мнение иконописца и теоретика искусства, занимающегося мифологическим символизмом, высоко оценившего тропы взаимодействия мужского и женского начал и раскрытие женского 'архетипа' в фильмах Миядзаки. И правда, то, что снимает Миядзаки, это действительно сказки, обладающие структурой и символизмом мифов. И 'Замок' и 'Призраки' повествуют о становлении женственности, о превращении девушки (в 'Замке') и девочки (в 'Призраках') в молодых женщин, их взаимодействии с 'монстрами' - мужским архетипом, воплощенном в одном случае в волшебнике-оборотне, постепенно забывающим себя и утрачивающим человеческий облик; в другом случае в оборотне-речном драконе, забывшем свое имя. И там, и там красавица должна сперва обрести свою женственность для того, чтобы освободить 'чудовище' (от сделки с демоном/злой колдуньей), вернуть его к нормальному от пограничного, пробудить мужчину. Героини этих фильмов Миядзаки - воплощение женственности. Они обретают свою истинную силу и великолепие через принятие своей женственности, самореализуются через принятие своей природы и стремление к высшему благу, а не через самоотрицание и подражание мужчинам (мимесис, как сказал бы Рене Жирар), и как это принято изображать в последнее время через образ 'сильной и независимой женщины', который по своей сути является воплощением самоотрицания и радикальной формой женоненавистничества. Такие самоотрицание и мимесис могут привести лишь к конфликту, запуску механизма 'козла отпущения' и к разрушению. Не так в «Замке». Мужское и женское начало здесь воплощаются должным образом, обретают завершенность и целостность, создавая гармонию и ощущение сказки. Традиционно для Гибли, история реализована посредством великолепной анимации и прекрасной музыки, вплетающихся в атмосферу этой сказки, способной поглотить и удерживать ваше внимание в течение двух часов в том случае, если вы все еще достаточно малы или уже достаточно взрослы для того, чтобы любить волшебные сказки. 10 из 10
Мне стало интересно творчество Миядзаки, которого называют гением японской анимации и я решил посмотреть его фильмы. Мне понравились «Унесённые призраками», очень понравился «Небесный замок Лапута» и мой следующий выбор пал на «Ходячий замок». Честно, я не понимаю, почему людям так нравится этот мультфильм. Он вообще не заслуживает тех лавров и высоких оценок, которые ему дают. Не в том плане, что он хуже, чем «Унесённые призраками» и прочие творения Миядзаки, а в том плане, что это само по себе плохое кино. Точнее, это тот самый вид фильмов, когда видно, что создатели честно старались сделать годноту, даже шедевр, но конечный результат слабый. Значительные минусы: 1. Невнятный сюжет. «Ходячий замок» является ярким примером перенасыщенного сюжета, что во многих положительных рецензиях охарактеризовали как закрученность. Слишком много всего: и война, и любовь, и магия, и прочее. Толком ничего не раскрыли и не рассказали, из-за этого восприятие фильма сильно ухудшается. Из-за чего война непонятно, проклятия, демоны внутри, волосы, которые везапно почему-то перекрасились в серый цвет, машина времени. Почему? Кто? Как? Ничего не понятно и не объясняют, всё настолько вскользь, словно изначально планировался сериал, но потом решили сократить до 2-часового фильма. 2. Нелогичности и дыры в сюжете. Их настолько много, что вскоре перестаёшь верить в происходящее на экране, возникает столько вопросов «Почему он(-а) это делает? Почему он(-а) так не сделал(-а)?». А ведь сюжет не с нуля придумывали, а с книги (стоит сказать, что я её не читал). Ведьма Пустоши говорит Софи, чтобы она никому не говорила, что к ней заходили. Странно, что Софи даже не попыталась написать это на бумаге, а вроде она не из безграмотных. Хоул говорит Софи, что теперь ему есть кого защищать, несмотря на того, что мы видели, что он принимал участие в войне ещё тогда, когда Софи только попала в Ходячий замок. Хоула не поймёшь, то он говорит, что «все злодеи, кто воюет, неважно, свои или нет» и открыто увиливает от службы в армии, то сам скрытно принимает участие в войне за своих, наверняка не зная их тактики и прочего. Почему до такой элементарного устрашения не додумался пацан (помощник Хоула), чтобы контролировать Люцифера, а Софи додумалась? Что это за перепады в молодость были у Софи? В положительных рецензиях это охарактеризовали как отражение внутреннего состояния героини, мол, она в начале фильма ведёт себя как старушка, такая замкнутая и грустная, и только когда она ведёт себя бойко (как на приёме во дворце), то она становится снова молодой. Но тут сюжетная дыра, она как только попала в Ходячий замок, так почти сразу стала веселой и энергичной (по какой-то причине). Почему она тогда не стала молодой? Почему заклинание с Софи не спало ещё на приёме во дворце? Почему во время бомбёжки города у магических марионеток придворной ведьмы остаётся приоритетом гоняться за дезертирами, а не защищать город? А ведь несколько коротких диалогов могли бы всё объяснить. Бросьте, куда важнее сцены уборки, истерики Хоула по поводу цвета волос, а также где бабушка сидит у озера и смотрит в закат. 3. Финал. Он ужасен. Полное разочарование в фильме было окончательно именно в нём. Какой необычный и лирично-грустный финал был в «Унесённых призраками», какой красивый и логичный финал был в «Небесном замке Лапуте», а тут сюжетные линии просто обрываются, так и не получив логического конца. Большинство главных проблем фильма так и не были решены. Точнее, герои сделали вид, что их решили, но ничего для этого не сделали, и всё опять же почему-то решилось само собой. Незначительные минусы: 1. Музыка. Субъективно, но я не особо понял, почему ею так восхищаются, мне ни одна мелодия не запомнилась, а в одном месте музыка была уж больно похожа на мотив из «Унесённых призраками». Джо Хисаиши, как мне кажется, далеко не лучший кинокомпозитор в Японии, аниме я видел в десятки раз с более крутым саундтреком, такие как «Атака Титанов», «Мастера меча онлайн» и «Убийца Акаме». 2. Философия. Тоже субъективно, но я не согласен со многими философскими высказываниями, которые прозвучали в фильме. «Не важно, свои или наши, все они злодеи, кто воюет». Да, причём совершенно неважны причины, «свои» оборонительную войну ведут или захватническую, отсюда первый пункт про невнятность сюжета, что нам толком ничего не расказали. «В старости перестаёшь удивляться». Из моего опыта общения с пожилыми людьми я скажу, что это не так, скорее даже наоборот. 1 из 10 Только за визуальное исполнение. Да, рисовка приятная, цвета яркие (ярче, чем в «Унесёных призраках»), дизайны персонажей, самолётов интересные и необычные. Конечно, если не включать логику, то можно увидеть красивую, поучительную и добрую сказку.
Я впала в ступор и выйти из этого неприятного состояния никак не могу. Я не люблю такие мульты, думаю, что это последний анимэ-мульт, мною просмотренный. Давайте по порядку… 1) Сюжет. Итак, где? Я не нашла от слова «совсем». Или если быть точной, то здесь есть завязка, у истории есть завязка, но после того, как главная героиня попадает в «Ходячий замок», мульт теряет сюжетную структуру. Нет причинно-следственных связей. Действия героев никак не объясняются, смысл этих действий — тоже. Я смотрела абсолютно пустым взглядом. - Софи сняла заклятие? Почему так резко менялся характер Софи, когда она изменялась в возрасте? Хоть что-то будут объяснять? - Зачем нужен был Репка? Вроде закручено было, думала постоянно, кто же мог быть заколдован. А в финале просто слили персонажа, ничего не объяснив. - Ни одна сюжетная линия не доведена до конца. Вот, например, война… Что за война? Кто воевал? С кем? За что? Зачем? - Зацепка за внешний вид: неужели в этом вся мораль? Главная героиня считала себя некрасивой девочкой — её заколдовали в старуху. Волшебник растекся в зеленое желе, потому что случайно изменил цвет волос (И он то герой женских грёз?). 2) Зачем так много персонажей? - Какую смысловую нагрузку несла злая ведьма, если она просто была слабой бабушкой без силы большую часть времени? - Зачем большая семья, сестры, мать героини? 3) Любовь. А как же без нее? На фоне этого бесконечного бреда возникает любовь. Смогла я это понять по признаниям героини и поцелую в конце, больше никак. Развития их отношений не было. Я даже не поняла, в какой момент персонажи влюбились и влюбился ли волшебник вовсе? Ему весь фильм было на нее (старуху) по боку, а потом раз и всё. 4) Атмосфера зловещей таинственности. Что есть, то есть. Была, да, она была. Одну минуту из двух часов фильма, в завязке. Но эта зловещая таинственность необоснованна. За завесой тайны нет глубокого смысла, да и смысла вообще. 5) Сравнение. С чем бы я могла поставить рядом эту историю, историю, которая похожа на поток чужих мыслей и зарисовок. Хм… «Алиса в стране чудес». Льюис Кэрролл придумал её, чтобы развлечь маленьких девочек, сочинял прямо на ходу. Поэтому и относимся мы к приключениям Алисы скептически, но там есть философия Чеширского кота, например, завязка-развязка тоже. А что есть в «Замке»? 6) Картинка. Японская графика, ну да. Вода, сливающаяся с небом, цветы, много красивой прорисовки. Итог: 2 часа ни о чем. Слишком много всего и всё очень поверхностно. Я не умею выключать напрочь логику и созерцать, это не моё. Если бы не демон Огня, то это было бы одурманивающе нудное время без просвета. Я не такая уж черствая, недавно над «Валли» рыдала, но тут я не почувствовала ничего.
Не умею писать обзоры и рецензии, но не написать отзыв на этот фильм я просто не могла. Перед нами красивая история любви, верности, преданности. Замечательная анимация, замечательное окружение - картинка радует глаз. История не так проста как кажется на первый взгляд. На первом плане две противоборствующие трансформации личностей. Софи, которая в одно мгновение превращается из легкомысленной девочки увлеченной ярким молодым волшебником Хоулом в старуху. И теперь учится смирению, терпению и становится сильной личностью. Ведь чтобы не сломаться, не опустить руки в такой ситуации, нужно быть сильной. С другой стороны Хаул, который молодой и легкомысленный, но очень одарённый волшебник. Он живёт одним днём. Он любит красивых женщин и влюбляет их в себя. Он состоит на службе у королевы этого мира и участвует в войне с соседним королевстве. И вроде бы он ключевая фигура в военных действиях, вот только он является просто инструментом королевы, он не видит смысла в этой войне, не понимает целей. И он очень сильно желает убежать от войны, но скреплён какими-то обязательствами с королевой (очень красивой женщиной между прочим). Он желает убежать от своих старых любовных увлечений, в первую очередь от болотной ведьмы, которая не согласна просто так сдаваться. Он путешествует вместе со своим домом как бы постоянно пытаясь скрыться от всех, уйти из этих мест, покинуть этот мир. И знакомство с Софи постепенно меняет его, к концу фильма он уже не бежит от своих проблем, а гордо встречает их, смело противостоит им. И отношения между главными героями очень интересно развиваются. Ведь до конца не понятно, видит ли Хаул в Софи бабушку или же всё таки девушку. Хочет ли он чтобы она заботилась о его доме или о нем самом. И хочет ли он сам заботится о ней. И конечно же эти отношения несомненно перерастут в любовь. И конечно же любовь победит все. Вот только такой истории любви нигде больше не было. Она уникальна. Волшебная история любви. В прямом смысле. Ещё интереснее, что фильм-то на самом деле поднимает очень много серьёзных вопросов. Вопросы дружбы, любви, ответственности, своего предназначения, своего места в жизни и места в обществе. И, несомненно, этот фильм - песнь пацифизму. Через весь фильм проходит мысль что война - не имеет смысла, а сама несет для любого только беды и несчастья. Таким образом за простыми красивыми картинками скрывается серьёзная история, которую однозначно необходимо посмотреть каждому умному человеку.
Моё знакомство с творчеством Хаяо Миядзаки началось еще в далеком 2000-м году, когда я впервые посмотрела просто шедевральную, на мой взгляд, 'Принцессу Мононоке'. С тех пор пересмотрела ее раз 30, и никогда, наверное, не перестану восхищаться. Затем последовали не менее любимые мной, интересные, фантастически прекрасные 'Унесённые призраками', засмотренные так же практически 'до дыр', но, тем не менее, не перестающие каждый раз вызывать тот трепетный восторг, который ощущаешь в детстве. Но, к своему стыду, я обнаружила только несколько лет назад, что у режиссера моего любимого анимэ есть еще одна известная работа - 'Ходячий замок'. Узнав об этом, я тут же бросилась смотреть мультфильм, даже не читая аннотации и отзывов, потому как даже не могла допустить мысли, что работа Миядзаки может мне не понравиться. И вот, глядя на финальные титры, я поняла, что пребываю в ступоре. К слову, выйти из этого состояния мне удалось только спустя минут 15 после завершения просмотра. Я налила себе кофе и села анализировать то, что только что посмотрела, и, спустя совсем недолгое время, пришла к выводу, что не поняла ничего. Ничего, Карл! Попробую изложить свои мысли по порядку: 1) Сюжет. А он там был? Нет, правда. Если он там и был, то я не уловила от слова 'совсем'. Вернее, завязка еще имела место быть, и даже вроде как со смыслом. Но после того, как героиня попала, собственно, в этот самый ходячий замок, смысл сюжета для меня был потерян навсегда. Просто наворотили кучу всего, причем, такую кучу, что (простите) лопатой не раскидать. Я просто не могла связать, что к чему, зачем, куда и какого кальцифера оно происходит. Действия героев никак не объясняются, смысл этих действий - тоже. И вот к финалу ты уже сидишь с совершенно пустым взглядом и непонятными мыслями в голове, а то и вовсе без них. В общем, кошмар. 2) Герои. Их много, и половина из них там, по моему мнению, не нужна в принципе. Нет, в начале была интересна, как персонаж, ведьма Пустоши. Но практически в этом же начале ее за каким-то хутором лишили магической силы и превратили в бабку на грани маразма (ШТА?) Зачем нужна была ведьма в кресле, и какую смысловую нагрузку она несет - мне тоже непонятно. Совершенно не раскрыты образы главных героев. Я, например, так и не поняла, кто такой в итоге этот Хаул, что он за человек (если он вообще человек), почему так резко поменялся характер Софи при превращении ее в старуху, для чего там нужны были сестра и мать главной героини и т.д. Ну как так-то? 3) Любовная линия. На фоне этого бесконечного бреда (а иначе я никак это назвать не могу) прорастает (якобы) любовная линия между главными героями. Только вот я не увидела никакого развития их отношений. Я даже не поняла, в какой момент Хаул влюбился в Софи и влюбился ли вовсе? Также не меньше огорчила история с Репкой. Вроде закручивали, закручивали, а к финалу просто слили персонаж, ничего не объяснив. Подводя итог, скажу, что после первого просмотра я, действительно, была в полном недоумении и отказывалась осознавать, что работа Хаяо Миядзаки может вызвать у меня такую смесь недоумения и шока от непонимания происходящего на экране. Поэтому, спустя некоторое время, я решилась на еще одну попытку. Ну что вам сказать... Ситуация не улучшилась ни на грамм: как я ничего не понимала, так я ничего и не поняла, и это очень, очень печально. Возможно, конечно, анимэ рассчитано на аудиторию, знакомую с книгой (экранизацией которой и является, собственно, мультфильм), но мне, как человеку, не читавшему первоисточник, всё, что происходит на экране, кажется бессмысленными бреднями, никак не связанными друг с другом. В общем, из уважения к другим работам режиссера, 3 из 10
Когда я первый раз увидел этот фильм, мне показалось, что это измененная версия красавицы и чудовища. Однако, когда я присмотрелся. Мне стало вдруг интересно, что это за фильм и книга. Нас знакомят с Софи Хаттер, работающей в ателье по изготовлению шляп. Она сторонится людей и находит удовлетворение в работе. В результате, у нее почти нет друзей и кажется, что ей суждено так и оставаться на своей работе до конца жизни. Скажу честно, эта история сильно отличается от всех прочих. Героиня не является изначально сильной и и волевой личностью. Однако, на протяжении романа она становится сильнее и по духу не уступает даже Навсикае из Долины Ветров. Кстати, именно с этим аниме я его и сравнивал. Тем не менее, это первый фильм Миядзаки, где конец однозначный. Это меня порадовало больше всего. И все же, несмотря на то, что это аниме показывает нам «что есть добро и зло». Все равно, Миядзаки не отошел от своей главной линии. В каждом человеке есть и то, и другое. Герои нам это активно показывают. Практически, все имеет как позитивные, так и негативные стороны. Что радует меня еще. Это то, что зло не всегда одето в темное. Иногда, это могут оказаться близкие люди и друзья. Готовые променять все, ради личных интересов. В этом талант и творчество Миядзаки. Благодаря ему, эта история стала еще интересней. Не малым также является вклад автора Дианы Уинн Джонс. Сразу видно, что автор изучал русскую культуру и историю.
Вымышленная страна помеси Англии, Франции и Альп начала века. Девчуха Софи заведует отцовской мастерской шляп и ни к чему большему особенно не стремится. Однажды она сталкивается с известным гламурным магом Хаулом, чей собранный из металлолома замок бродит по округе. Этим же днём к ней забредает жирнющая тётка, известная как Ведьма Пустоши и превращает Софи в старуху, приревновав её к Хаулу. В новом облике Софи ничего не остаётся, как отправиться скитаться. И тропа выводит её прямиком на замок Хаула, куда она устраивается уборщицей, благо грязища у него в жилище былинная. А в это время разгорается мировая война. Дал пересмотр 'Ходячему замку Хаула'. Уже, кстати, третьему замку в карьере Миядзаки, учитывая «Замок Калиостро», и «Небесный замок Лапута». По-первой этот фичер, как помню, странным делом не особо пошёл и даже не запомнился ничем! Повтор многое расставляет по местам. Теперь, например, я догадываюсь, откуда пошла поговорка 'а вместо сердца пламенный мотор' (но то спойлер). И тем более понимаю, отчего мультфильм не запомнился. Просто маловато быть романтичным и трагичным. К этому всему ещё и история должна быть подвигающая. А «Ходячий замок» - наверное, первый релиз Хаяо, где дюже интересуешься, что курил сценарист и был ли он вообще. Казалось бы, компоненты собраны неплохие и из этого материала может выйти толк не хуже «Лапуты». У Миядзаки же экранное время делят между собой две задумки, одна из которых базируется на британском фэнтази 1986 года, а другая навеяна Иракской и Японской войнами. И меж собой они контачат средненько. Характеристики обоих центральных героев предполагают развитие одно, война бомбит уже про другое, да ещё и намеченные злодеи как приходят, так и уходят, лишь повисая грузом раздумий. Так-то вроде сходу понятно, что Софи – старуха и без всяких проклятий. Сидит в своей коморке и схоранивает себя день за днём. Как понятно и про Хаула по паре жирных штрихов, что тот неряшливый эмо-выпендрёжник. Отсюда вяжется история преображений под воздействием любви и отсутствии оной. Но вместо плавного развития персонажей, сюжет вдруг сползает в военный пламенный индивидуализм о плохих правительствах, ведущих расчётливые бессмысленные войны, и повинности рядовых (ну ладно, не очень рядовых) романтиков, желающих соскочить. В итоге эволюция от взаимодействия героев как-то проходит фоном, вводятся бестолковые персонажи вроде Тотошки-шпиона и самой колдуньи, которая неожиданно впадает в маразм и всё кино пускает слюни, а мультфильм будто теряет ощущение почвы под ногами. Произведение чистого разума Миядзаки возможно даже умышленно бьёт верлибром по логике, нагромождая одно случайное событие на другое, разрушая сказочное повествование, подобно тому, как неожиданно наступающая война рушит жизни-мечты-надежды. Персонажи его в сказочной избушке по итогу только и делают, что телепортируются из локации в локацию, удирая от навязчивых страхов-воспоминаний автора - плазмообразных теневых шпионов или ястребиных наводящихся ракет. Жаль, что концовка лишь чуток подвязывает все концы, оставляя по просмотру с ощущением красивых игр разума, как это было у иного анимешника Ринтаро. 7 из 10
Вслед за сверхуспешным мультфильмом «Унесённые призраками» Миядзаки собрался с силами на новый могучий проект – «Ходячий замок», снятый по мотивам романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Новое творения слегка не дотянуло до своего предшественника, как по кассовым сборам, так и по наградам, хотя здесь совсем не тот случай, когда это стоит вменять фильму в вину. Действия нового мультфильма разворачиваются в чудесном выдуманном мире, в котором можно найти как черты Европы, так и Японии начала XX века. Миядзаки вновь намешивает коктейль из своих любимых тем. Перед глазами зрителей предстает стимпанковая действительность, в которой тесно переплетены как необычайные машины и изобретения, так и маги и духи разных рангов и возможностей. Другой излюбленной темой режиссера всегда было изображения летающих людей и летательных аппаратов. Не стал исключением и «Ходячий замок», где полетам отведено немало экранного времени. Ну а дальше все по проложенной: не смотря на название, в полной версии которого фигурирует волшебник Хоул, главным героем, как это часто бывает, является скромная, благородная и отважная девушка Софи, внезапно перевоплотившаяся в бабушку. Далее следует предмет ее романтичного обожания, собственно, сам Хоул, могучий волшебник, который хоть и предстает поначалу образцом совершенства, на деле, как оказывается, скрывает множество несоверешенств в самых потаенных уголках своей души. Фоном для всего этого выступают злые и не очень ведьмы, демоны, просто смешные приятели и множество менее значимых эпизодических персонажей. Да и сам замок, который более похож на некую избушку на курьих ножках, является практически полноценным персонажем, движимый демоном Кальцифером. Когда все этой действо приходит к концу, уже и не вполне ясно, из-за чего собственно был весь этот сыр-бор. Выясняется, что война, которая мешала всем жить, никому, собственно, и не нужна была, и посему она быстренько сворачивается. Впрочем, Миядзаки и сам не отрицал, что в мультфильме не смотря на обилие динамичных и боевых сцен и погонь нет яркого выраженного антагониста. Ярый пацифист, он стремился выставить именно войну главной общей бедой всего человечества. — Посмотри на него, он летит уничтожать города и людей. — Это враги или наши? — Все они одинаковые. К слову немного о названии. Полностью название аниме, как и исходного романа звучит как «Ходячий замок Хоула», а в японской версии Хоул внезапно превращается в Хауру. Казалось бы, что между ними общего? Оказывается и то, и другое слово переводится с соответствующих языков как слово «вой». Так что, следуя той же логики на русском языке фильм должен бы называться «Ходячий замок Воя». Согласен, звучит, как дичь какая-то. Что еще отличает Миядзаки, да и вообще восточный кинематограф от западного так это подчеркнутая натуралистичность в изображении явлений и метаморфоз, будь то таяние тучной ведьмы, превращение главного героя в монстра или просто его в прямом смысле слова раскисание. Но в сущности это именно то, за что его все и любят и то, чем Миядзаки еще с предыдущим фильмом произвел небольшую революцию в сознании массового западного зрителя. В итоге на выходе мы имеем очередной шедевр мастера: обилие ярких и необычных персонажей, нетривиальный сюжет с рядом неожиданных поворотов, красивые с визуальной точки зрения планы, да и просто изысканную сказку о любви, доброте и преданности. 9 из 10
После просмотра этого мультфильма я в очередной раз убедилась: лишь японское аниме обладает такой уникальностью. В 2004 году на экраны вышла очередная работа потрясающего, на мой взгляд, режиссера и сценариста Хаяо Миядзаки под названием «Ходячий замок». Картина создана по мотивам одноименного произведения Дианы Уинн Джонс. С первых минут просмотра я полностью погрузилась в атмосферу этого аниме. По мере просмотра сюжетная линия закручивалась все сильнее, поворачивала, обрывалась, а местами приводила в полное недоумение. Казалось, что суть потеряна. Но спустя небольшой промежуток времени все вставало на свои места. Да так, что оставалось лишь удивляться, как я сразу этого не заметила? Все начинается в маленьком городке. Совсем юная Софи работает в небольшом ателье и шьет шляпки. Закончив очередной рабочий день, она отправляется в гости к старшей сестре. По дороге, девочка становится объектом домогательства пары пьяных солдат. Стоит отметить, что положение в этой стране предвоенное. Вдруг за Софи вступается прекрасный незнакомец. Он вызволяет ее из лап подлецов и уносит в облака. Этим спасителем становится могучий и ужасный Хаул. По возвращении к себе в мастерскую Софи обнаруживает необычно наглую гостью. Узнав в незнакомке Ведьму Пустоши девочка пытается ее прогнать. Разозлившись, колдунья превращает маленькую Софи в дряхлую старуху. Теперь ей нельзя оставаться дома. Собрав скарб, девочка-старушка отправляется на поиски способа снять колдовские чары. Дорога приводит Софи в замок Хаула. Крепко прикипев к его обитателям и хозяину, она остается. Теперь ее основная задача спасти любимого и защитить своих друзей. Анимация в мультике потрясающая, вид замка нагоняет ужас и одновременно приводит в восторг своим могуществом и многофункциональностью. Картины военных действий завораживают своей трагичностью. А перемены в образах Хаула просто невообразимы. Музыка также наполняет картину необходимой атмосферой. Безусловно, эта картина каждого заставит задуматься о параллельных мирах. Конечно, совсем юные зрители вряд ли поймут весь смысл этого шедевра. Он больше подойдет зрителям 14+, и если вы относитесь к этой категории: Желаю приятного просмотра! 10 из 10
Я давно хотел написать этот текст, поэтому посвящаю его Кеттарийцу, в благодарность за то, что он этому поспособствовал. * * * Дым ласково обволакивает, и мы окунаемся в невнятное лопотание улиц. В воздухе гуляет запах имбиря, мяты и овсяного печенья. И я знаю, какая у прохожих одежда на ощупь, о чем они думают, почему улыбаются… Хаяо Миядзаки заставил нас поверить, что у мультфильмов есть операторы. В его «Ходячем замке» проворная камера резвится среди холмов под брюхом металлического чудо-монстра, а после — уносит нас к городу. Притормаживает камера лишь на поворотах восхитительных улочек, наводя объектив то на вокзал, возле которого очень дымно, то на атласные ленты платья проходящей мимо барышни. А вот и Софи, работающая в маленьком шляпном магазинчике Хаттера. Давайте побродим по улицам вместе с ней: она ведь так любит рассматривать яркие вывески на паровых трамвайчиках, которые приглашают её в ювелирные лавки, кофейни и булочные. Любит она даже никелированные крейсеры увешанные флажками, парады бронетехники и гвардейской конницы. Камера точно знает, куда падает солнце, как оно играет в зеркальной воде фонтана и мерцает на перламутровой черепице соседнего здания. Узкая улочка, вымощенная булыжниками, ведёт Софи всё глубже, пока дорогу не преграждают два любвеобильных офицера. Она ещё юна, однако понимает, чего от неё хотят эти приставалы. И когда кажется, что хентай уже неминуем, появляется её белокурый спаситель Хаул. Этот момент такой настоящий, что останавливается время в её сердце. Между ней и ним всего лишь миллиметры воздуха, такого пьяняще-холодного и колючего, как шампанское. Мысли незаметно рассыпаются на столь мелкие искры, что их уже не собрать воедино. Хаул легко подхватывает её за талию и взмывает над крышами домов, наблюдая за крохотными людьми внизу: вон вальсирующие пары под звуки оркестра, а там, на рынке, люди смеются и покупают спелые томаты. И, отталкиваясь левой ногой от шпиля канцелярии, а правой, приземляясь на шпиль военной академии, они могут увидеть под собой столько всего, что и Вильгельм Гауф, и Андерсен не способны были себе представить… Но правда это, или сон? Однако, как только в мире свершается добро, то зло сразу же получает индульгенцию с правом совершить ответный ход. Камера плавно скользит по складкам желеобразной шеи вычурно одетой большой женщины, которая, казалось, несколько веков назад ела всех, кого скидывали к ней в Спартанскую яму. Это Ведьма Пустоши, которая оставила для Софи в подарок маленькое проклятие превратив её в старушку. Но Софи не отчаивается, и мы вместе с ней отправляемся в долгий путь по переломленной долине. Камера, словно спущенная с поводка собачка, носится по полям и холмам, между стеблями пушистой травы и душистого зверобоя. Лютый холод. Шерстяная шаль уже не спасает, и Софи греется лишь воспоминанием о её спасителе. Возможно, когда-нибудь… Хотя зачем она сама себя обманывает… Отрезвляет лишь резкий скрежет и громыхание: из тумана проявляется гигантский силуэт… Словно стимпанковский Франкенштейн, он собран из вымазанных мазутом обломков барж и чугунных паровых котлов, из чьего-то домика, вырванного с фундаментом и мельничного колеса, из заклёпок и поршней. Гигантский, старый, ржавый и скрипучий, еле передвигается, но всё же шагает по туманным холмам Замок. Это ходячий Замок Хаула. И каждый его шаг на металлических птичьих ножках больше двадцати футов, честно слово! Скорее! И мы несёмся за Замком рядом с Софи, и так хочется помочь ей и подсадить её на подножку словно в последний вагон уходящего поезда, но она справляется сама. Уютно и тихо. Маленькое окошко под потолком дарит возможность наблюдать за пылинками, пляшущими в луче света, рассекающем полумрачную комнату замка, а в печи притаился еле заметный огонёк — Кальцифер. На вид вялый, в действительности — могущественный демон. Он и есть сердце Замка Хаула. Дверь в Замок открывается, и Софи снова видит его, своего спасителя нечеловеческой красоты. Он снова на расстоянии вытянутой руки, а она не решается поднять на него даже взгляда. Ещё бы, ведь теперь она не милая девочка Софи, а неприметная старушка без имени и без прошлого. Эта встреча представлялась ей уже сотни раз, в деталях, более мелких и точных, чем вздрагивающие шестеренки механических часов. Он трогает её пальцы, сжимающие сковородку. Её руки уже не узнать с тех времен, когда они в последний раз касались Хаула. Сухие, грубые, морщинистые, чужие старушечьи руки... И кружась вокруг них в пьяном хороводе, мы задумываемся над тем, как нелепа их встреча, представлявшаяся ей мучительно мимолетной, как миниатюрная снежинка, которая тает в его ладонях. Мы мечемся вслед за камерой: то в город к королевской волшебнице мадам Салиман, которая накрывает нас волнами вселенских иллюзий, желая утопить нас в струях звездопада, то к Замку, идущему по краю обрыва. А потом к Хаулу: вот он, лохматой ласточкой мчится над пылающим адом, наблюдаем страшную войну. Смотрим, как свои убивают своих же. И скоро забудут как плакать. «Хаул, сколько у тебя имён?» — спрашивает Софи. «Не больше, чем нужно, чтобы жить свободно.» — отвечает волшебник. Капли ночного ливня бушуют и бьются об лицо рыдающей пожилой девушки. Он вновь улетает яростно разрывать гигантские бомбардировщики… Так мы поймем, что война не имеет имён. Кальцифер залит водой, Замок разрушен, Софи под обломками, Хаул неизвестно где… Уцелела лишь дверь. Дверь в детство Хаула. И падая в потустороннюю бездну, мы видим в глазах Софи её надежду. Она знает: это самое подходящее время, чтобы расставить всё на места. Главное, не уничтожить то, за что несёшь ответственность… Из бархатного облака проявляется гигантский силуэт… Собранный из паровых котлов и старой парусины, из помятых труб и обшивок боевых дирижаблей, из бельевых верёвок и кусочка парка, позаимствованного вместе с клумбами, из капитанского мостика и веранды, выложенной плиткой... Гигантский, живой и наполненный любовью. Это летающий Замок Хаула. И летит он прочь от нашей камеры. Туда, где его встретит свобода.
В который раз убеждаюсь, что огромное количество положительных комментариев ничего еще не значит. Каюсь, попалась на эту удочку, увидев столько отзывов об этом мультфильме. Хотя я и не являюсь поклонницей японской мультипликации, всё ж таки решила посмотреть, надеясь увидеть что-то удобоваримое с философским уклоном. Примерно на пятнадцатой минуте меня стало осенять, что данная картина не оправдает, наверно, моих надежд. Откровенно скучая уже где-то на тридцатой минуте, я еще не теряла надежды увидеть интересную и захватывающую историю, пусть и нарисованную по одному и тому же японскому лекалу. В финале разочарованию моему не было предела, было просто безумно жалко потерянного времени. И ради чего, собственно? Совершеннейший бред - таков мой приговор. Герои мультфильма получились какие-то однобокие, сухие, без собственного внутреннего мира и не вызвали у меня никаких эмоций. Главная 18-летняя героиня-дурнушка Софи становится жертвой колдовства и из затюканной девушки превращается вдруг в достаточно боевую бабку. Всё вокруг начинает ей подчиняться: замок, пугало, мальчик-слуга и даже страшный и ужасный демон огня - ладно, будем считать, что поверила я в эту байку. Женоподобный эфемерный колдун Хаул, который из-за сильных переживаний, вызванных переменой цвета волос (всего-то!), превращается в зеленые сопли - это что-то! И это герой женских грёз?! Расчетливая мамаша Софи, непонятно откуда взявшаяся и без сожаления сдавшая плохишам свою родную дочь - это к чему? Ведьма пустоши, которая на всех наводит дикий ужас только при одном упоминании имени своего, вдруг становится бесхребетной маразматичной старухой со склонностью к мелкому воровству - это скучно. Колдунья в инвалидной коляске, которой, похоже, больше нечем было заняться, кроме как непонятной и дурацкой войной и принудительным привлечением всех волшебников на военную службу - это глупо. В общем, вся эта шушера и нечисть так надоела за два часа просмотра, что единственным желанием было поскорее увидеть титры. Для меня так и осталось загадкой, почему этот бредовый мультфильм вызвал столько положительных отзывов.
Смотрел много аниме. И в виде сериалов и ова. По поводу этого могу сказать лишь одно: что это? О чём всё это? Ожидал большего (на волне всеобщей эйфории). Но фильм я просто не понял. Да и что там понимать? Разрозненные интересные идеи, но между собой никак не связанные. Абсолютно нет ни объяснений причин, действий персонажей. Я не читал книгу и мне не понятно: что это за Замок? Зачем он ходит? Что это за пацан там живёт? Зачем ведьме желать смерти Хоулу? Почему чудо-резиновые люди гонялись за Хоулом после потери силы ведьмой? Почему Хоул был злым или там 'с демоном внутри'? Лень даже перечислять всё остальное. Просто слепок еретического бреда, на мой взгляд. И если среди этих бесполезных событий было затеряно и сокрыто 'зерно сути' глубинной - тогда не понятно, для чего я смотрел на бесполезные события эти? Война- это вообще расстройство. Какую роль она сыграла в сюжете? Никакой? Или нужно было показать, что мол Хоул молодец ловит бомбы? Или во время ввернуть 'Да какая разница - все вокруг злодеи, кто воюет'? Сегодня сначала пересмотрел Унесённые призраками - ну услада для глаз и головы! Всё логично и красиво. После этого включил Замок и. .. мягко говоря не понял. После просмотра одна мысль: Что это было? Через время пересмотрю ещё раз обязательно. Может, что-нибудь упустил. 6 из 10
Наверное, я конченный неудачник, но хоть убейте я не поняла ни-че-го. Начиталась положительных рецензий, посмотрела оценки и убила немало времени на просмотр. Спрашивается, о чем Этот бред? За что кто-то Это называет шедевром? Чему Это нас научило? Начало вроде нормальное, Софи знакомится с Хаулом, влюбляется, бла-бла-бла. Затем ведьма Пустоши заколдовывает Софи так, что она обращается в старуху. Я предполагала, что этот цирк нужен для того, чтобы самовлюбленный Халил полюбил душу девушки, а не 'внешний облик', но дальше началась такая неразбериха, такооой бред, что даже словами не описать. Какая-то война, где бомбы перехватывают волшебники, приспешники ведьмы Пустоши которые после того, как та потеряла силу (спрашивается, какого банана она вообще её потеряла?) охотятся за 'семейкой', мать, которая узнала в старухе свою дочь и впоследствии кинула её и сдала. А, и кстати, насчет Хаула и Софи. В какой же это он момент, позвольте спросить, 'влюбился' в неё? Это его за 2 минуты так перемкнуло? Весь фильм ему было плевать на неё с высокой колокольни. Ну проводил на полянку и что дальше? Но самое главное, это идея фильма. Какой-такой глубинный смысл несет в себе 'Ходячий замок'? Наверное, потому что я не анимешница (смотрела только Тетрадку смерти), я не могу ничего понять и проникнуться. Кого-то даже на слезы прорвало от слов Хаула про то, что 'ему теперь есть что защищать', но у меня только поползла правая бровь вверх и наморщился лоб. Фильм породил одни вопросы, я не почувствовала ничего. Не думаю, что я самый черствый человек на планете. В общем, надеюсь Вы прочитаете, как положительные, так и отрицательные рецензии, и решите смотреть или нет.
Начну с того, что мультфильм мне НЕ понравился. Во-первых, он напрочь лишен идейной основы. Я спрашиваю себя – о чем этот фильм? Ведьма заколдовала молодую девушку превратив ее в старуху и только любовь может разрушить злые чары. Похожая идея прекрасно раскрыта в аленьком цветочке. Я приготовился наблюдать последовательно раскрывающуюся трагедию на фоне волшебных декораций, но сюжет ходячего замка начинает скакать то в одну, то в другую сторону. Злая ведьма, околдовавшая девушку, вот уже стала обыкновенной старухой и пьет чай в компании бывших врагов, а новый противник – придворная колдунья короля, которая казалось бы хочет помочь Ховлу, но тот отчаянно сопротивляется. Идет война, но совершенно не обозначено с кем и ради чего. Во-вторых, Личности персонажей зыбкие, их ум не будоражат сильные переживания. Зачарованная девушка, ведьма пустоши, Ховл, демон огня, придворная колдунья. Столько разнообразных героев, но все они действуют так не связанно, что все сливается в одну вязкую жижу. И в третьих, все проблемы фильма решаются внезапно и без особых усилий. Я не понимаю чем фильм так зацепил зрителей. Возможно нужно просто отключать логику и наслаждаться красивой прорисовкой фонов, но я так не умею.
Одна из работ позднего Миядзаки, к которому уже пришла мировая слава и напрочно приклеился ярлык 'доброго дедушки-сказочника'. И сразу же, чем отличается эта работа от абсолютного большинства остальных его работ - это цельностью сюжета и сценария. А всё почему? Потому, что данный фильм имеет в основе своей литературный первоисточник. Как-то так повелось у мэтра, что как только работа имеет первооснову в виде книги -- сразу сценарий складывается лучше. Я хочу сразу отойти от избитых, затертых до дыр в многочисленных рецензиях тем. Тема самопожертвования, тема 'мы не ценим того, что имеем', 'молодость коротка' и прочее уже достаточно подробно освещены моими многоуважаемыми коллегами по перу (или клавиатуре). Я бы хотел отметить ряд моментов, которые не всегда очевидны. Самый яркий момент, о котором мы никогда толком не задумываемся, глядя сказку это тот факт, что все без исключения сказки это наследие язычества. Соответственно возможность всех чудес в первую очередь проистекает из того, что наша реальность делится на 2: материальную и духовную, которые неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют и человек зажат между ними. Важное отличие иудо-христианской модели (которая точно так же имеет 2 реальности) в том, тут людей учат по возможности стараться держаться от этой духовной реальности подальше, а не кидаться в нее с головой. И не просто так звучат эти предостережения. Наша героиня, связавшаяся на свою беду с обитателями обоих миров нажила себе только проблем. И можно сколько угодно оправдывать это 'душисцеляющим опытом, важной вехой становления как личности' и прочее. Тем не менее, для меня фильм выглядит, скорее, предостережением. Я не уверен, что именно это было заложено автором и Мэтром, но именно это для меня очевидно является общим посылом. А сам фильм хорош, ярок, красив и целен. Но с маленькими детьми я его смотреть не стал бы. 8 из 10
Невероятное аниме... Сюрреалистичны даже характеры персонажей. Визуально творится такой психоделический беспредел, что по ходу просмотра то и дело хочется произнести: 'Да вы что, это серьёзно?' Пацифистско-пофигистский мульт из мира цветных снов, куда в конце концов всё возвращается. С глубоким смысловым визуальным рядом, но отсылки к оккультизму и символике смерти здесь подобен красивому фантику. Демон Кальцифер, на котором держится не только ходячий замок, но и весь мульт, - это по сути сублимация по Фрейду. Истории снятия проклятия с Софи в нашей реальности соответствует психотерапевтическая работа по обновлению отношений в союзе простушки с 'аристократом духа'. 'Ведьму пустоши' нейтрализует личностный рост и обгон по социальной лестнице. Детям-то как раз смотреть можно и нужно, потому что деструктивность здесь вовсе не утверждается, совсем наоборот: именитесь к лучшему, и мир изменится вокруг вас. Да и вообще какая волшебная сказка обходится без ведьм и колдунов, добрых и злых духов?
'Ходячий замок Хаула' по истине великолепное произведение искусства от японского режиссёра Хаяо Миядзаки. Снятый по одноимённому роману-сказке Дианы Уинн Джонс анимационный фильм не является полностью детским. Несмотря на то, что в мире Софи и Хаула все вокруг волшебное, непривычное и необычное, это не является детской утопией про добрых волшебников. Это, от части, фильм про реальную жизнь. Конечно совсем отдаленно. Там поднимаются глобальные проблемы: проблема добра и зла (хотя в фильме и нет чётко выраженного зла или добра, все в полутонах), проблема войны и мира, проблема внутренней красоты человека, проблема любви, самооценки. Сама картинка яркая и чёткая, привлекающая внимание. Определённые моменты (моменты войны) показаны более мрачными красками, но это соответствует атмосфере и не выбивается из общего состояния. Персонажи запоминающиеся, нет чёткого деления на антагонистов и протагонистов, что больше похоже на реальную жизнь, чем на сказку. Это радует более старших зрителей. Сюжет очень расплывчат, но это некоторая 'особенность' работ Хаяо Миядзаки, ведь он работает без чётко прописанного сюжета. Конечно, в основе фильма лежит роман, но неточностей очень и очень много. Очень в этой картине меня порадовала музыка. Я до сих пор не могу забыть' Вальс Жизни' Джо Хасаиси. Это великолепная композиция была написана специально для этого фильма и после просмотра она надолго остаётся в голове. Слыша эту мелодию, я вспоминаю фильм. 'Ходячий замок' запросто мог стать мировым шедевром, но в нем недостаточно небольшого реализма и чёткости сюжета. Я очень люблю фильм, его атмосферу и советую посмотреть.
Именно с ходячего замка началась моя большая любовь к японской анимации. Помню, как впервые посмотрела сие творение и была в полном шоке: прекрасный, волшебный, чарующий мир, который так искусно изображает Хаяо Миядзаки, не отпускал меня ни на секунду. Это не просто мультфильм- эта целая вселенная. Здесь царит волшебство, живут ведьмы и чародеи, а над головами плывут воздушные корабли. Именно в таком мире живет главная героиня, Софи. Она добрая и чуткая молодая девушка, которая вместе с семьёй заправляет шляпным магазином. Однажды Софи встретилась с ужасной и коварной Ведьмой Пустоши, она заколдовала её, превратив в старуху. Теперь девушке придется отправиться на поиски Хаула- чародея, который поможет ей расколдовать заклятие. С этого и начнется приключение главных героев. Все персонажи интересные и необычные, со своей судьбой и историей. Кальцифер- огненный демон, который любит заключать сделки. Репка- странное пугало, помогающее Софи. Маркл- мальчик, живущий в замке, ученик Хаула. Сам ходячий замок- большое сооружение передвигающиеся на ножках, внутри него множество комнат. Замок может находиться в нескольких местах одновременно. Хаул- похититель женских сердец. Поначалу он казался холодным и скрытным, однако с появлением Софи все меняется, не только герои, но и сам замок оживает, преображается. Также мультфильм невероятно музыкален, в нем звучит вальс, написанный композитором Джо Хисаиси, автора саундтреков к лучшим аниме студии « Гибли». Мультфильм отлично подойдет для просмотра всей семьёй. Хаул и Софи занимают отдельное местечко в моём сердце и я еще не раз к ним вернусь. Однозначно рекомендую. 10 из 10
Фильм 'Ходячий замок' на первый взгляд классическая история о любви, где один помогает другому перебороть свои страхи и проблемы, но так ли это? Главными героями являются: Софи - девушка, работающая в шляпном магазине, которая по случайности встречает Хаула; Софи не имеет четкого плана на жизнь, она не понимает чего она по-настоящему хочет, поэтому работает в магазинчике, хотя не питает огромной любви к нему, а делает это из-за того, что отец очень любил этот магазин. Хаул - маг, который сначала является довольно странной личностью, ведь легко можно сказать, что весь сюжет фильма случился из-за случайности, из-за этой случайности Ведьма пришла к Софи, и закрутился дальнейший сюжет, также можно сказать, что Хаул полностью виноват в проклятии. Кальцифер - самый приятный герой фильма, он является спутником Хаула, отвечая за Замок. Маркл - парень, живущий с Хаулом. О нем мы не знаем ни-че-го: кто он, как попал к Хаулу, почему живет с ним, кем приходится. Ведьма Пустоши - самый неоднозначный герой произведения. Нам преподносят ее как злодея. Нам не раскрывают почему у нее конфликт с Хаулом, на кой ей знать, где находится дом, зачем ей Хаул в целом. Также одного вопроса заслуживает Замок:зачем он постоянно куда-то идет, в чем цель. Однако, казалось бы, большое количество недостатков нивелируются хорошо прописанными взаимоотношениями между персонажами. Ты чувствуешь химию между персонажами. Отдельной похвалы заслуживает война. Кто-то скажет, что она вообще ничего не делает, не играет никакой роли, в ней нет смысла, но это и является ключевой идеей. В любой войне нет смысла, об этом говорят многие герои, не существует справедливой войны, война является глупой идеей еще в момент зарождения мысли о ее начале. Также война показывает развитие персонажа Хаула. Фильм 'Ходячий Замок' является сильной картиной, которая может и поразить зрителя. Хотя в тот же момент 'Ходячий замок' фильм не для всех, т. к. у него есть свои проколы. 8 из 10
Легендарная картина Хаяо Миядзаки, боготворённая моим поколением со словами «Навсегда в сердечке». Столкнувшись с критикой в свой адрес, по причине незнакомства не только с этой картиной, но и вообще с творчеством Миядзаки, решил исправить сложившееся положение. Аниме я никогда не увлекался, поэтому «...замок» смотрел с холодной головой как обычный мультфильм (без ностальгических зазрений или любви с детства к японской анимации). Но! Не хотелось бы так его называть. Это анимированый фильм. Так мне больше нравится. Яркая картинка, наполненная красками, волшебством, будоражащая и активизирующая воображение. Невозможно оторваться! Таких эмоций я действительно не испытывал с детства, ибо сейчас редко такое редко встретишь. Настоящий праздник творчества и фантазии. Интересные персонажи, абсолютно разные, со своими характерами, особенностями и целями. Добрые, злые. Переходящие от добра к злу и наоборот. Тут мы переходим к сюжету. Пу-пу-пууу… Скажу так. Если бы сценаристы добавили в этот торт больше коржей, что составляют логику и структуру картины, а не обмазывали его бесконечным количеством кремов, ягод и других украшений, что есть чудеса и волшебство — вышло бы лучше. Даже не то чтобы лучше. Это был бы мировой шедевр! Слишком много каких-то магических ходов, фантазий, иллюзий. Порой сидишь, и думаешь: «Какого чёрта вообще?». Раз оно все так магично и волшебно, почему нельзя было сделать так раньше?! Это очень испортило все впечатление о фильме. «Ну, понятно» — моя реакция на хэппи энд. Простите меня ребята, что покусился на святое. Но, это мое. От чистого сердца. Просто я уже старый. Перестаю удивляться. 7 из 10