Этот фильм - очередной, и, наверное, самый большой прикол от того самого хулиганистого художника Banksy. Дело в том, что Brainwash'а, в том формате, как он представлен в фильме, попросту не существует в природе! Этот человек - один из друзей Banksy, и эту шутку с кучей беспонтовых картин за тысячи долларов и выставками, они провернули совместно. Не так важно, кому потом пошли деньги с продаж, но данный фильм и выставки Brainwash'а друг-друга отлично рекламируют и дополняют. Плюс к тому - ну подумайте, неужели великий секретник Banksy рискнул бы так открыто опускать Brainwash'а - человека, прекрасно знакомого с его внешностью, и обладателя, по-сути, неопровержимых фото/видео на его тему. В интернете, конечно, и так есть ни одна фотография Banksy (посмотрите, проверьте), но все это филькины грамоты, а вот если бы внешность Бэнкси была раскрыта Брейнвошем - тут бы ни у кого сомнений не осталось. Мораль картины в том, чтобы люди задумались о современном обществе. Сейчас почти все уже 'изобретено до', и люди с разной степенью похожести тщательно копируют чужие творения. В данном фильме - пример ситуации из разряда 'наглее некуда', да и обставлено все довольно интересно, посему и поднять желаемую шумиху Banksy удалось.
«Выход через сувенирную лавку» (Exit Through The Gift Shop, 2010) -документальная картина 2010 года, снятая НЕ режиссером, французом Тьерри Гетта, однажды взявшего в руки видеокамеру и больше не сумевшего с ней расстаться, снимая все фрагменты своего существования. В фильме затронуты десять лет жизни Тьерри, его знакомство со стрит-арт культурой и главным мастодонтом уличного искусства – Бэнкси (ориг. - BANKSY), перевернувшего жизнь Гетта. Лента представляет собой часовой видео-памятник времени зарождения популярного ныне направления - уличных искусств, доказавших за последние двадцать лет свое право претендовать на нечто более широкое и осмысленное, чем обычный вандализм, которым изначально направление воспринималось большинством людей. Любопытны конспирологические теории, коими фильм оброс в огромных количествах: подвергается сомнению документальный «закос», популярна теория о постановочном художественном характере ленты от начала, до конца, ради масштабного пиар-хода и монетизации работ уличных художников. Так же популярна версия, что и главного героя, Тьерри, вовсе не существует, как личности. Вполне вероятно, что Гетта - выдуманный художником Бэнкси персонаж, цель которого - высмеять общество за коммерциализацию искусства и уколоть общество, и как оно может быть одурачено грамотной рекламой, внушающей дешевые ценности, как искусство Тьерри Гетта, копирующего Бэнкси, но в отличии от настоящего уличного художника, в картинах Тьерри можно увидеть исключительно пустое по смыслу отражение нашей поп-культуры, которое люди охотно принимают за глубокое искусство. «В фильме все правда, кроме того, что вымысел» - (с) Бэнкси Все уличные художники, представленные зрителю «Выходом» иллюстрируют любопытный феномен: мы можем видеть бессмыслицу каждый день, однако если её становится слишком много, нас начинает интересовать её смысл. Шэпард Фейри, Космический захватчик, Swoon – все художники, чей творческий процесс захватил фильм, расклеивали по городам полную бессмыслицу для всех окружающих, а порой даже и для самих себя, однако работы многих из них теперь украшают самые культовые музеи современного искусства. Смысл в подобных работах со временем появился за счет зрителя. Даже, если вы не любитель документального кино и не имеете к культуре уличного искусства никакого отношения, тем не менее «Выход через сувенирную лавку» точно рекомендован к просмотру, покоряя свей легкостью повествования и приятной ироничностью.
Хочу сразу начать со своей точки зрения по поводу стрит-арта, граффити. Для меня не каждый рисунок, надпись произведение искусства. Не во всем заложен смысл. А теперь к фильму. «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) - авторский документальный фильм, созданный известным граффитистом Бэнкси. Фильм действительно больше получился о Терри, нежели о Бэнкси, как это подметил сам художник в начале картины. Она состоит из двух частей, и вот как раз вторая часть мне показалась максимально любопытной, и именно вторая часть - история успеха, по сути, бездарности - создает настроение прикосновения к настоящему творчеству, что так может пусть и не каждый, но так возможно. А все сводится к тому, что нужно всегда пробовать что-то делать. Бояться, но пробовать, чтобы понять, нужно было тебе это или нет. По-другому никак. Фильм идеально скроен, и совершенно не похож на классическое документальное кино. Мне хотелось бы сейчас вставить цитату из рецензии Василия Коорецкого. Он очень здорово подметил резкий взлет и востребованность Мистера Мозгоправа и его работ: «Дело в том, что на самом деле «Выход…» — кино не о рождении, а о смерти стрит-арта. Его могильщик — сам Гетта, в какой-то момент вообразивший себя художником и вывернувший стратегию стрит-артистов наизнанку. Вместо рискованного творческого вандализма на улицах он стал сразу вставлять свои, похожие на плохие пересказы Бэнкси, принты в рамки, и народ повалил валом! Аншлаги, галеристы, успех — и больше никакой критики, провокации и риска. Да, хочется верить, что все это фейк, возможный, но необязательный сценарий развития событий. Но, увы, художник Mister Brainwash действительно продает свое говно за 25 тысяч». Отчасти я с ним согласна. Согласна с тем, что работы похожи на работы Бэнкси, согласна с тем, что кино, в какой-то степени, о смерти стрит-арта. Мне кажется, что именно такие псевдохудожники, как Тьерри, послужили этому. Каждый третий видел в себе потенциал и начинал «творить», где-то копируя стиль, где-то находить уже готовое. Возможно, в Тьерри все-таки что-то и есть, и все вышесказанное чисто мое субъективное мнение. Защищать Тьерри мне хочется только потому, что он рискнул. Главное- что ему комфортно в том, в чем он есть. Он зарабатывает себе и своей семье на жизнь, делая с удовольствием любимое дело. «В конце концов, я стал самым выдающимся произведением Бэнкси» Тьерри Гетта
Граффити – один из важнейших элементов активизма и искусства. В городе, где вы живете и находитесь каждый день, вам, по сути, ничего не принадлежит. Тогда чьи это вокруг стены, столбы, баннеры? Вам не оставляют выбора, смотреть на рекламные плакаты или нет – они напиханы всюду и сподвигают вас купить тот или иной продукт или услугу, одним словом – это всё коммерция (кстати, как и многое искусство), что для государства и его рабов является веским основанием, чтобы это продолжало существовать. А когда речь заходит о граффити, то все они как один твердят «это незаконно» и продолжают хавать рекламу дальше, ничего с ней не делая. Каждый должен понимать, что он вправе сделать с этой рекламой всё, что угодно, ведь она неправомерно навязана нам, нам же ее и переделывать под себя. Граффити открывает глаза заблудившимся в системе неверных взглядов и позиций, навязанных шаблонов и ложных идеалов. Разве можно доверять шаблонам полностью и жить по предписанной схеме? Нет. Ибо мир еще не совершенен, общество далеко не совершенно. Есть множество проблем, на которые нужно обращать внимание экспрессивными методами, доставая людей из принудительного сна. Даже если конкретный рисунок не посвящен остросоциальной теме, это даёт маленькую надежду тем, кому есть что сказать. Надежду на то, что многое можно изменить, что кто-то просто выходит на улицу и рисует. А значит в нашей нации под камерами наблюдения есть лазейки для того, чтобы нас перестали контролировать, чтобы мы сами могли влиять на мир и делать его лучше. Если граффити что-то меняет – оно будет нелегальным, - это слова Бэнкси. А теперь о самом фильме. Он действительно больше получился о Терри, нежели о Бэнкси, но сумел показать суть работ Бэнкси с более понятной обывателю стороны и раскрыть частичку его загадочной личности, которая, если бы не Терри, так и оставалась бы в тени. Фильм культовый, ибо второго такого мы не получим, как бы ни старались, ведь время не вернуть вспять. Это не актёры и не постановка, это - реальность, так вовремя взятая под прицел видеокамеры, причём в самый разгар стритарта. Это даже больше, чем фильм. Хоть Терри и заработал на искусстве, достаточно неожиданным для многих образом, он всё-таки 10 лет потратил на то, что снимал уличных художников, после чего и сам стал одним из них. Ироничное название, конечно, намекает на то, что даже такое важное искусство, цель которого (по крайней мере у Бэнкси) – по-иному взглянуть на вещи и дать пищу для размышлений, распродадут на аукционах для коллекции богатеньких людишек, которые, скорее всего, и не задумаются над чем-то большим, что стоит даже выше культа материального мира и потребительства. 10 из 10 Фильм, который рекомендуем к просмотру каждому!
Не, ребят, по уровню хитрости и способностям нас всех обвести вокруг пальца Бэнкси мог бы стать 14-м другом Оушена. Сами посудите — в кратчайшие сроки появляются очень подробные рисунки, в труднодоступных местах возникают различные скульптуры и инсталляции. Уверен, вы вспомните ту историю со шредером в картине «Девочка с шаром». Вот и «Выход через сувенирную лавку», который считается единственным фильмом про Бэнкси, не посвящен конкретно этому художнику, а углубляется в жанр стрит-арта в целом и рассказывает историю совсем другого человека. Дай человеку камеру в руки, и если у него получится снять какой-то фильм (семейные съемки не в счет), то это получится какая-то псевдодокументалка, где акцент делается на истории, а с техсоставляющей можно не заморачиваться. Наша история рассказывает о французском любителе поснимать по имени Тьерри Гетта. Зарабатывал он на жизнь, скупая одежду в секонд-хенде и продавая её втридорога. Но однажды он снимает, как его двоюродный брат, более известный как Космический захватчик, занимается уличным искусством. И сразу у Тьерри появилось желание снимать определенные вещи, учитывая, что до этого он просто таскался с камерой, накопил сотни пленок видеоматериала и просто швырял их в коробку, забывая об их существовании. Общение с Космическим захватчиком постепенно выводит его на встречу с Бэнкси. Отсняв некоторые свои деяния (в том числе и в Диснейленде), художник попросил показать смонтированный материал. Оставшись в полном шоке от увиденного, Бэнкси заявил, что Гетту самому нужно познать, какого это — заниматься искусством, а потом из этого получится нормальный фильм. И с этого момента рождается Мистер Мозгоправ — стрит-арт художник, известный выставкой «Life is beautiful» и продающий свои картины. Самого Бэнкси в этой киноленте от силы полчаса. Все свое время он в образе дементора с голосом Дарта Вейдера, переболевшего ларингитом, рассказывает, как познакомился с Тьерри, чем они занимались, и как постепенно разошлись. Однако ты смотришь фильм, и у тебя все время крутится вопрос «Как это возможно?». Ладно, за основу были взяты материалы Гетты, где было засняты графиттисты, рисковавшие каждую ночь быть пойманными. Хотя это тоже вызывает вопросы, что среди километров пленки так удачно затесался именно необходимый материал. Можно допустить, что снимали практически без бюджета, но кого бы допустили монтировать? Сколько раз переснимали, если в кадре светился хотя бы глаз Бэнкси (весь хронометраж мы видим, что лицо замазано не квадратиками в стиле НТВ, а именно затемнено благодаря хорошей работе со светом)? Как так удачно получилось, что подвернулись кадры с бэкграунда различных выставок? Я верю в то, что некоторые хроники действительно были засняты в нужном месте и в нужное время, однако сцена подготовки выставки «Life is beautiful» попахивает воссозданием. Снимать в условиях бардака — несложно. Набрать массовку, чтобы прикинулись посетителями — несложно. А вот процесс создания картин Мозгоправа — это уже сложно. Он не Бэнкси, его полотна не прям на 100% оригинальны, используя трафареты, француз сочетает известные картины и фото с различными элементами. Хотя, в какой-то степени и Энди Уорхола можно назвать не новатором. Энди рисовал банки с супом, Тьерри воздвигнул двухметровый макет этой банки. Искусство — понятие относительное. «Выход через сувенирную лавку» — этакий монстр Франкенштейн, где сочетаются хорошая документалка и грамотная театральная постановка. И это наверное, первый раз, когда я не буду жалеть, что картина не удостоилась золотой статуэтки. Понимаете, стрит-арт примечателен тем, что остается вне системы. Не надо превращать его в мейнстрим.
Не, ребят, по уровню хитрости и способностям нас всех обвести вокруг пальца Бэнкси мог бы стать 14-м другом Оушена. Сами посудите - в кратчайшие сроки появляются очень подробные рисунки, в труднодоступных местах возникают различные скульптуры и инсталляции. Уверен, вы вспомните ту историю со шредером в картине 'Девочка с шаром'. Вот и 'Выход через сувенирную лавку', который считается единственным фильмом про Бэнкси, не посвящен конкретно этому художнику, а углубляется в жанр стрит-арта в целом и рассказывает историю совсем другого человека. Дай человеку камеру в руки, и если у него получится снять какой-то фильм (семейные съемки не в счет), то это получится какая-то псевдодокументалка, где акцент делается на истории, а с техсоставляющей можно не заморачиваться. Наша история рассказывает о французском любителе поснимать по имени Тьерри Гетта. Зарабатывал он на жизнь, скупая одежду в секонд-хенде и продавая её втридорога. Но однажды он снимает, как его двоюродный брат, более известный как Космический захватчик, занимается уличным искусством. И сразу у Тьерри появилось желание снимать определенные вещи, учитывая, что до этого он просто таскался с камерой, накопил сотни пленок видеоматериала и просто швырял их в коробку, забывая об их существовании. Общение с Космическим захватчиком постепенно выводит его на встречу с Бэнкси. Отсняв некоторые свои деяния (в том числе и в Диснейленде), художник попросил показать смонтированный материал. Оставшись в полном шоке от увиденного, Бэнкси заявил, что Гетту самому нужно познать, какого это - заниматься искусством, а потом из этого получится нормальный фильм. И с этого момента рождается Мистер Мозгоправ - стрит-арт художник, известный выставкой 'Life is beautiful' и продающий свои картины. Самого Бэнкси в этой киноленте от силы полчаса. Все свое время он в образе дементора с голосом Дарта Вейдера, переболевшего ларингитом, рассказывает, как познакомился с Тьерри, чем они занимались, и как постепенно разошлись. Однако ты смотришь фильм, и у тебя все время крутится вопрос 'Как это возможно?'. Ладно, за основу были взяты материалы Гетты, где было засняты графиттисты, рисковавшие каждую ночь быть пойманными. Хотя это тоже вызывает вопросы, что среди километров пленки так удачно затесался именно необходимый материал. Можно допустить, что снимали практически без бюджета, но кого бы допустили монтировать? Сколько раз переснимали, если в кадре светился хотя бы глаз Бэнкси (весь хронометраж мы видим, что лицо замазано не квадратиками в стиле НТВ, а именно затемнено благодаря хорошей работе со светом)? Как так удачно получилось, что подвернулись кадры с бэкграунда различных выставок? Я верю в то, что некоторые хроники действительно были засняты в нужном месте и в нужное время, однако сцена подготовки выставки 'Life is beautiful' попахивает воссозданием. Снимать в условиях бардака - несложно. Набрать массовку, чтобы прикинулись посетителями - несложно. А вот процесс создания картин Мозгоправа - это уже сложно. Он не Бэнкси, его полотна не прям на 100% оригинальны, используя трафареты, француз сочетает известные картины и фото с различными элементами. Хотя, в какой-то степени и Энди Уорхола можно назвать не новатором. Энди рисовал банки с супом, Тьерри воздвигнул двухметровый макет этой банки. Искусство - понятие относительное. 'Выход через сувенирную лавку' - этакий монстр Франкенштейн, где сочетаются хорошая документалка и грамотная театральная постановка. И это наверное, первый раз, когда я не буду жалеть, что картина не удостоилась золотой статуэтки. Понимаете, стрит-арт примечателен тем, что остается вне системы. Не надо превращать его в мейнстрим.
Выход через сувенирную лавку / Exit Through the Gift Shop (2010) Начинал смотреть этот фильм, немного опасаясь его документальной природы - часто такие фильмы бывают просто эдакой записью интервью разных людей безо всякого смысла. Но я был приятно удивлен - документальный фильм про стрит-арт парадоксальным образом оказался замечательным на мой взгляд художественным произведением. И заслуга тут - по всей видимости - именно Бэнкси. Хотя он и говорит, что фильм получился не о нем, а о маньяке-операторе, который десять лет не отрывался от объектива камеры. Фильм-то может и про оператора, но послание в нем - явно от самого Бэнкси. Фильм состоит из двух частей, и вот как раз вторая часть мне показалась максимально любопытной, и именно вторая часть - история успеха, по сути, бездарности - создает неуловимое настроение прикосновения к настоящему творчеству. Бэнкси очень ловко донес мысль о ценности стрит-арта - продемонстрировав наглядно, как его можно 'обесценить' превратив в индустрию, при чем - не имея никаких задатков, кроме предпринимательской жилки. И вот это обесценивание удивительным образом и дает на контрасте понять, насколько тонкая вещь - творчество, вкупе с несколькими финальными цитатами от самого Бэнкси и других уличных художников. Не буду их озвучивать, посмотрите сами. Фильм очень понравился, это не просто уникальная документальная хроника (хотя и это тоже!) - это еще и мощное художественное послание, созданное с фантастическим изяществом. И понимаешь, что Бэнкси успешен не просто так, что он и правда - очень толковый парень. 9 из 10
Что Бэнкси хотел сказать этим фильмом? Остается очень много открытых вопросов, и споров, действительно ли это документальный фильм, или очередная дерзкая постановка от Бэнкси. Мое мнение - истина где-то рядом. Самое интересное в 'Выходе через сувенирную лавку' - это взгляд на современное искусство и его представителей. Фильм идеально скроен, и совершенно не похож на классическое документальное кино - сюжет фильма строится как в игровом кино, с завязкой, кульминацией и развязкой. При чем наблюдать за происходящем исключительно интересно. Но выводы каждый для себя сделает сам. Искусство в принципе субъективно - и Бэнкси в своих диалогах всячески на это намекает - выставляя Тэрри простым трафаретчиком. Но думается есть в словах Бэнкси что-то большое чем зависть к человеку который поставил уличное искусство на конвейер - и это большое - аллюзия на все современное искусство и большая самоирония - сделанная в форме документального фильма номинировавшегося на Оскар. Ну а если этот фильм действительно постановка - то это самый гениальный перфоманс в искусстве за все время. 8 из 10
Об этом фильме споров не меньше, чем вокруг самого автора. Никто уже не надеется узнать, кто он, этот Бэнкси: человек ли это, или целый коллектив, или лишь бренд для зарабатывания денег. По крайней мере, есть и такие теории. Наверно сомнительное занятие пытаться анализировать и копаться в этом фильме, потому что непонятно: правда это или нет, едва ли это биографическая лента, и даже в конечном посыле присутствует неоднозначность (Может то, что противопоставляется современному искусству тоже всего лишь коммерческая мишура?). Некий Терри сменяет свой нездоровый энтузиазм по отношению к съемке (в основном бытовуха) на настоящую одержимость, лазая по всюду за колумбами уличного искусства. Их объединяет страсть к своему делу: представители андеграунда стремятся к самовыражению, а Терри хочет запечатлеть это эфемерное явление. После знакомства с самой яркой и скрытной личностью этого течения (Бэнкси) и их совместной работы (синтез страстей), наступает переломный момент. В диснейленде: Я переоделся, вышел и отправился на 'Индиану Джонса', а потом попробовал позвонить Терри, не дозвонился и пошёл на 'Пиратов карибского моря'. Герои меняются ролями. Теперь уже Бэнкси занят фильмом, а француз горит идеей организовывать свои выставки. Но если Бэнкси заключает, что деньги и слава его не интересуют, главное - творчество (и здесь опрометчиво было бы принимать это за истину в последней инстанции), то Терри, как раз наоборот, больше желает улучшить свое материальное положение. И его творческое начало лучше всего описывает сам Бэнкси: Большинство художников годами совершенствуются, ищут свой стиль, манеру... Терри похоже проскочил эту стадию. Может быть, он всю дорогу был непризнанным гением... или ему повезло... а может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьез. Терри победил, но не с помощью идеи или таланта, а благодаря рекламе и менталитету людей, которые не в состоянии бороться со стадным чувством, а также не в состоянии объяснить ту бессмыслицу, что они пришли лицезреть. - А как вам американская готика? - Готично. 'Выход через сувенирную лавку' - это шикарно оформленный, комедийно - ироничный мокьюментари, который дает ответы на вопросы (конечно, немало тех, для кого это риторические вопросы, и для них едва ли фильм стал откровением), но и оставляет некоторые открытыми. В любом случае, просмотра он точно стоит.
По началу я не понимал зачем такое внимание уделяется Терри. Фильм же о Бэнкси или нет? Нет. На середине фильма прочёл что это псевдодокументалка, хотя мог бы и не заметить. И это даже лучше. Почему? Так можно уйти в поток сюжета, ощутить всё по-настоящему и уже начать разочаровываться вообще в street art. Терри по-настоящему безумен, его психологический портрет нарисован очень талантливо. Бэнкси удалось изобразить человека, утратившегося собственную личность и ощущение жизни. Необходимость фиксировать всё на камеру, заискивание перед художниками, ложь о проекте хроники стрит арта. И как следствие, безумство множественных идей стянутых у других авторов. Начало рынка, бессмысленные бредовые рассуждения о самом себе, похвалы от «лохов» (ведущихся на тренд пустышек), апофеоз эго. Начинает тошнить от фильма, от его героев, от сюжета. И это и есть суть! Появление тошноты - это вероятно то, чего и добивался Бэнкси. Для чего рассуждать об увиденном? Ощущения самый верный признак. Через них ты способен наглядно увидеть то, о чём можно было бы бесконечно рассуждать. И, конечно, в Терри можно найти и отражение себя самого, вывернутого наизнанку, вовне. А значит, всё это не зря. 10 из 10
Да, примерно к середине этой картины (у кого-то, возможно, и раньше) никаких сомнений по поводу «правдивости» происходящего не остаётся: перед нами очередной розыгрыш, буффонада. Причём в контексте самой тематики стрит-арта это вполне могло бы смотреться естественно и целостно. Могло бы. Но автор(ы) либо чересчур прозрачно – и тогда возникают вопросы по выбору жанра, либо попросту бездарно и по-дилетантски* продолжают очевидное повествование. Бесспорно, идея фильма о Бэнкси, рассказанная им самим – от первого лица, и в то же время, формально повествующая о другом персонаже, т.е. как бы отводящая свет софитов от и без того скрытого лица главного героя – небезынтересна. Очень красивый ход мистификации как нельзя лучше подходит по контексту: действительно выводить на первый план малоизвестных персонажей – будь то Андре Гигант, улыбающийся и подмигивающий мультяшка или пиксельные инопланетные захватчики – и делать это масштабно и последовательно, добиваясь того, чтобы образ переосмысливали, узнавали и верили в его значимость – вполне в духе стрит-арта. И мировой кинематограф готов предложить примеры такого подхода: вспоминается сразу «Ф как фальшивка» или, например, «Проект Ведьмы из Блэр». В таком случае остаётся только удивляться, что же пошло не так – зачем столько «намеренных небрежностей», когда не только персонаж Тьерри Гетта воспринимается как гипертрофированно-фарсовый образ, но и сам он – как бездарный актёр. Если желанием создателя была очередная констатация того, как непредсказуемо иронично современное искусство и насколько доверчивыми и ведомыми одновременно с этим могут быть его потребители, т.е. в самом деле создать кинематографический социальный эксперимент, то нужно было либо идти до конца, создать нового создателя и заставить весь мир в это поверить, либо в конце фильма признаться, что Mr.Brainwash существовал и будет существовать только в течение 87 минут экранного времени. Как мы знаем, ни того, ни другого не произошло. Причины этого не хочется искать в банальных лимитах и ограничениях – в бездарности, страхе или творческой лени создателей. Остаётся предположить, что именно такой картина и задумывалась – «как бы»-мистификацией; т.е. вроде бы всем очевидно, что показанное на экране не имеет ценности в виду отсутствия правдивости – и в то же время оказывается, что очевидно это не для всех. И вот тогда авторам «в компании» более проницательных зрителей можно от души покуражиться и поглумиться над теми, кто во всё это поверил. В таком случае становится противно и мерзко от подобных целей – будь то продажа куска холста с пролившейся на него краской за баснословные суммы или желание выдать отсутствие смысла за смысл с двойным дном – а заодно и подстраховать себя со всех сторон: типа, так и задумывалось. Искусство творить и искусство заставлять людей верить, что ты творишь – всё-таки разные вещи, и грань между ними зачастую весьма условна. Создателям этой картины, к сожалению или не очень, не удалось ни то, ни другое. *And I don't say that in a good way
Перед просмотром данного документального фильма все что я знал о стрит-арте - это работы лондонского художника Бэнкси. Он как раз является режиссером данный картины. Но при этом весь материал отснял Терри Гуэто. Потом уже Бэнкси смонтировал из этого готовый фильм. Терри - выходец из Франции, живущий в Лос-Анджелесе, где у него свой небольшой магазин одежды. Он с детства заинтересовался съемкой и начал постоянно снимать. Однажды, приехав во Францию и увидев как его двоюродный брат занимается стрит-артом, Терри сразу же проникся этой культурой. Стал постоянно снимать деятельность уличных художников. Со временем у него появилась возможность встретиться с Бэнкси, который приехал в Лос-Анджелес, чтобы сделать выставку собственных работ. Я в восторге от творчества Бэнкси. Они невероятно красивы, интересны, при этом некоторые веселят, а какие-то выставляют на свет пороки современного общества. Таким искусство и должно быть, вызывающим эмоции. В один момент Терри по подсказке Бэнкси решает так же начать заниматься стрит-артом и сделать собственную выставку. Забавно то, что ему удается пройти путь от обычного уличного художника к собственной выставке очень быстро. В фильме нам показывали разных художников, которые занимаются таким искусством много лет, а Терри взял и сократил весь путь до минимума. Люди приходили толпами на выставку, Терри заработал несколько миллионов долларов, так что такое искусство имеет право на существование, людям ведь нравится. Но мне его творчество, не сильно импонирует. По сути он использует фотошоп и знаменитые фото звезд или художественные картины, добавляет к ним различные вещи, эффекты и собственно все. Это еще раз доказывает, что произведение искусства можно создать из все чего угодно. Кстати, Терри взял себе псевдоним 'Мозгопромыватель', который точно соответствует его работам. Мне все таки куда интереснее работы Бэнкси, который создавал что-то уникальное и необычное, за что огромное ему спасибо.
Документальный фильм, режиссёром которого является сам великий Banksy, уникален. Уникален персонажами, уникален событиями, а также странностями и парадоксами. Даже сложно сказать точно, художественный фильм перед нами или документальный. Вся та мешанина документальной хроники, последовательно снятой шизофреником, ведомым навязчивой идеей снимать все вокруг, попадает в руки талантливому творцу. Этот творец - Banksy. Соединив частички воедино, он воплощает свою идею. О чем же эта картина? На поверхности - история стрит-арта прямиком с места событий, в том числе и знакомство с самим Banksy. Все логично и понятно. Чуть глубже - история необычного человека со странностями. И, наконец, рассказ о том, как легко гениальные задумки могут быть превращены в пошлость и абсурд. А виной тому восхищение, желание подражать без собственных идей плюс дешевое позёрство. Когда все перемешивается, сложно понять где настоящее искусство, а где просто штамп. Тем не менее, пипл хавает, и так автор наталкивает нас на на размышления о сути моды и трендов. В любом случае, куда больше чем просто документальное кино, о чем бы то ни было, снятое загадочной и очень талантливой личностью. Чем не пища для ума.
Начнем с того, что я не люблю документальные фильмы, кроме научных выпусков или исторических (но тут тоже много исключений). Мне понравилось наблюдать за процессом творчества. Интересный фильм. Что касается искусства, то спорно это все. Что-то определенно является искусством, а что-то вульгарщиной и глупой карикатурой. Но рисуют здорово в любом случае. Рисковые ребята. Я вот не понимаю почему это во всем является подсудным делом. Например парень, который рисует тени предметов. Никаких намеков на власть, никаких издевок над обществом, никакого насилия, ничего, просто красиво. Инсталляции интересные. Но для меня очень многое слишком уж экстравагантно. А во многом просто китч, особенно у свихнувшегося «Мистера Мозгоправа». Какое-то все пустое. А брать шедевры искусства и переделывать в дешевки – вот это точно преступление. Я вот была в нескольких галереях современного искусства. Что можно сказать? Такую откровенно говоря ерунду может сделать кто угодно. А вот вылепить скульптуру Микеланджело или хотя бы повторить картину Тициана не может никто. Такое ощущение, что после эпохи Возрождения, искусство то ли достигло своего пика, то ли вообще начало вымирать. А глупая публика считает себя истинными коллекционерами и ценителями прекрасного, собирая кучу, по сути, мусора. Ха, наивняк. И кто кому еще мозги промывает? Поп-культура…думаю от этого слова нужно оставить только «поп». Двусмысленно получается, да? На то и рассчитано. Рассказчик повеселил, такой простой, молодцом! Но как художник….повторю реплику Бэнкси: «*пауза* эм *пауза*…только тогда я понял, что Терри никакой не режиссер, а просто ненормальный» и вот эта вспомнилась «я всегда поощрял своих знакомых заниматься искусством…больше я этого делать не буду» Фильм понравился, такое…эм…искусство в целом нет.
Я только что полистал инстаграм Мистера Мозгоправа. Он регулярно обновляется, последнее фото было загружено два дня назад. По фотографиям видно, что работа идет, предметы искусства создаются. А раз создаются, значит, есть спрос. Но существует ли сам мистер Мозгоправ? Или это всего лишь проект Бэнкси? Этот вопрос теперь не дает мне покоя. Самый загадочный хулиган нашего времени, открывший себе лаз с улицы в дорогие галереи, Бэнкси не перестает удивлять. Перед просмотром, я думал, что фильм будет о самом художнике, в некотором роде так и оказалось, но совсем не так как я себе это представлял. История, рассказанная в фильме, является яркой иллюстрацией к вопросам о современном искусстве. Художественная ценность объектов определяется рыночной ценой, Бэнкси демонстрирует это зрителю, создав симулякр в лице Терри Гетта. Безумный француз на протяжении нескольких лет всюду следовал за стрит артистами, вооруженный ручной камерой, не обремененный конкретной целью, просто отдавался своей страсти фиксировать все на видео. Но когда съемки кончились, вместо того чтобы смонтировать фильм, Терри сам решил стать художником, ведь теперь ему известна вся кухня. И у него это получилось, легко и просто. Замешав без всякой рефлексии коктейль из стрит-арта и поп-арта, он смогу угодить как критикам, так и зрителям. Теперь он известный художник, востребованный в арт-мире под никнеймом Мистер Мозгоправ! Когда Умберто Эко написал «Имя Розы», он поставил к стенке весь художественный мир с его ценностями и загадками. Теперь искусство можно творить по рецепту, достаточно только внимательно изучить предмет. Постмодернизм дает каждому возможность стать творцом, дело лишь в напоре. Для обывателя отличить искусство от пустышки в современном мире просто невозможно. Единственный критерий это цена. В этом плане Мистера Мозгоправа можно считать полностью состоявшимся. И вопросы, вопросы, вопросы… И ни одного ответа. Вся история, рассказанная в фильме, имеет доказательства, творчество Мистера Мозгоправа существует, выставки проводятся, инстаграм опять же работает. Неужели это все произошло на самом деле? Или Бэнкси создал человека, определил его судьбу как художника, так же как он создает свои уличные полотна, жестко и злободневно, сделал карьеру плохого, но популярного художника для Терри Гетта? Или может быть Терри Гетта и есть Бэнкси? Вот это было бы круто… Буду ждать въедливого документалиста, который заинтересуется этой темой и выведет всех этих пройдох на чистую воду.
С каждым новым днём интересы публики становятся ещё разборчивее, а её вкусы и желания – всё более претенциозными. Любая всплывающая в хаосе человеческой культуры сверхидея, претендующая на оригинальность, непременно должна развиваться и, потому, тщательно оберегаться от посторонних. Идеалистов, то есть тех, кто безвозмездно собирает извилины на гладкой мозговой поверхности всё более тупеющей массовой культуры, единицы. Нынешнее поколение обладающих уникальными способностями людей, чаще всего становится заложником собственного дара, превращающего частную жизнь в объект куда более пристального внимания, нежели само творчество. И потому, искренне удивляет тот факт, что Бэнкси до сих пор остаётся неразгаданной тайной для современников. При этом, в высшей степени наивно полагать, что умение этого человека оставаться неуловимым, в том числе, для спецслужб – исключительно его заслуга. Не только жанры смешались в этом странном фильме, здесь смешались мечты о чём-то по-настоящему великом. Безымянные ценности уникальной в своём роде стрит-артовской культуры зримо обретают малопривлекательные буржуазные оттенки, сводя к нулю и без того шаткие принципы «уличного искусства», априори стремящегося к публичной конспирации. Искусство ведь тоже в некотором роде живой организм. Чем более открытым оно становится, тем быстрее теряет свою неповторимость и сугубо интимную значимость. Название фильма аллегорично, но за ним кроются более чем серьёзные вопросы, ставящее огромный вопросительный знак над будущим не только искусства, но и всех, кто хоть немного связан с ним. Оно охотно разбирается на сувениры ещё со времён многоуважаемого Энди Уорхолла, но тогда это была благоприятная тенденция, а сейчас – нет. И в скором времени рискует превратиться в бутафорию общественной жизни. В очередной раз Материалисты будут радоваться победе над Идеалистами, тем же снова придётся жалеть о своей доверчивости к людям с капитальным блеском в глазах, но в дураках останутся не они, а простые смертные, в большинстве своём далёкие от представления о другой стороне популяризации креативных идей. Существует только один способ разрубить этот гордиев узел противоречий – разлюбить искусство во всех смыслах, но вряд ли такое возможно. Даже если это когда-нибудь случится, непременно найдутся те, кто обладает искусством заставлять любить искусство. Всё-таки, удобнее этому фильму верить и принимать его как историю нашедших своё место в жизни людей, реальные имена которых, как в романе Замятина «Мы», заменены условными обозначениями. При всей неодинаковости, каждый в своём роде талантлив и успешен. Не будь их случайной встречи в Лос-Анджелесе, не было бы этой совместной картины, и всех споров вокруг неё. Новейшее искусство, донельзя размытое и оболганное, всё ещё объединяет людей. И это прекрасно.
Этот мир не где-то далеко. Встал ночью к холодильнику, кинул взгляд в окно — и вот он перед нами, мир ночного мегаполиса. Ночью город становится пустым холстом, так и ждущим своего шедевра. И стритхудожники оставляют на пустых стенах послания тем, кто увидит произведения при свете дня — изысканный способ написать «Я здесь был» на воротах Вечности. Забавный и обаятельный француз из Лос-Анжелеса Тьерри Гетта в обнимку с неизменной видеокамерой совершает тур по этому миру в компании художников стритарта. Видеокамера Тьерри — это его способ оставить память о своей жизни, не пропасть в забвении. И стритхудожники принимают Тьерри в свою компанию, им тоже не хочется исчезнуть из памяти вместе с работой чистильщиков, смывающих поутру их произведения. Тьерри знакомится с известным стритартистом Бэнкси, ведёт хронику его приключений, а впоследствии становится и другом. Вечный аноним Бэнкси почему-то не против, чтобы Тьерри снимал его эскапады, призывающие людей задуматься о проблемах общества и политических систем. Тьерри отснимает груду материала, но когда друзья-художники подталкивают его склепать из этого фильм, результат получается удручающим. Тогда Бэнкси, чтобы избавиться на время от бесталанного оператора, предлагает тому сделать выставку. Следуя законам, которые за годы ночных путешествий Тьерри почерпнул от других стритартщиков, он называется «Мистер Брэйнвош» (Мистер, промывающий мозги), с помощью нанятой команды делает трафареты, клепает горы «шедевров» и продаёт всё добро за два миллиона долларов. Бэнкси и Ко громко плачут, что поспособствовали успеху Тьерри. Все довольны. Тьерри — миллионер и раскрученный бренд, хитрый пиарщик Бэнкси получил свою долю славы на сравнении, публика, которая обожает, когда ей читают мораль, радостно скандирует: «Хотим бича». Но Бэнкси не только умелый продавец собственного таланта, его художественный вкус позволил ему сделать фильм столь многогранным, что можно бесконечно находить всё новые смыслы. На самой поверхности лежит сатирическая притча: Тьерри — бездарь, публика любит рекламу и ей можно продать, что угодно, было бы побольше цинизма у продавца. Но чуть сместим акценты. Мы же знаем о том, что Тьерри не самый великий художник только со слов Бэнкси, который такая же масс-фигура, как и Тьерри. И уже не ценители прекрасного плачут, что Тьерри стал популярен, а завистники жалуются, что кто-то из их среды получил успех, которого они заслуживают больше, если не талантом, так хотя бы многолетней старательностью. Трудолюбивые сальери не могут пережить лёгкости, с какой Моцарт срывает овации. Тьерри — плоть от плоти стрит-арта и в плане творчества он не далеко уходит от «учителей». Так что, современное искусство столь расплывчатое понятие, что любой может стать там знаковой фигурой? Но смысл лежит ещё глубже. «Может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьёз» (с) Бэнкси. Любое искусство. Включая т.н. классическое. Под видом притчи о всеядности публики, Бэнкси задал существенный вопрос: что же такое искусство вообще? Если бы реклама была единственным секретом, то раскрутка любого человека была бы плёвым делом. Но люди покупают не вещи, они покупают настроение. Лейблы, брэнды, реклама — они продают людям состояние души, статусность, символ, возможность. Искусство в этом случае отличается, что её настроение чуть тоньше, деликатнее: катарсис, сопереживание, обретение смысла. Но в момент информационного бума, когда человек уже научился вешать большие замки на двери своей души, тактичное классическое искусство стало терять позиции, и тогда в души устремилось агрессивное искусство современное, дарящее такие чувства как сильное отвращение, восхищение и даже желание подражать. Оно не входило уважительно через дверь, а лезло в окна, влетало в каминную трубу, просачивалось сквозь щели в полу. Мнение, что любой может стать представителем современного искусства, верно не потому, что современное искусство не имеет художественной ценности, но только потому, что мы пока не научились противостоять этой агрессии. Правила только вырабатываются, линеек не изобретено. Не потому, что нас можно кормить вторсырьём, а потому, что пока любой оригинальный приём вызывает у нас сильную реакцию — подражание Уорхоллу, трэшевый розовый слон или хотя бы и обаятельный француз, будто вышедший прямиком из 70-х годов и словно не понимающий, какой бум он сумел устроить. Давно уже ходят слухи, что весь фильм — громадная шутка. Что Тьерри устроил выставку вместе с Бэнкси, а быть может он сам Бэнкси и есть. Думаю, когда-нибудь Бэнкси заявит, что все работы Тьерри на самом деле творил он сам. И те, кто сейчас опять и опять подвергаясь промывке мозгов, твердят, насколько плохи работы Тьерри по сравнению с работами Бэнкси, получат очередной разрыв шаблона. Но ведь в этом и состоит цель деятеля искусства — дарить настроение. Сильное настроение.
ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: с творчеством Banksy (хотя как-то странно называть то, что он делает «творчеством», по-моему, тут нужно немного другое определение) я была знакома достаточно давно, однако «Выход через сувенирную лавку» попался мне на глаза только сейчас. Каких-то конкретных ожиданий у меня не было, скорее было любопытно, что же вытворит Banksy на этот раз. ЧТО УВИДЕЛА: ну что ж, Banksy остался верен себе: такого шикарного фарса, к тому же еще и на тему современного искусства, я не видела уже давно! Это достаточно сложная тема, потому что современное искусство во многом само и так уже является фарсом, буффонадой, китчем... называйте, как хотите. И это вполне закономерно, потому что искусство прошло уже практически все этапы развития от примитивного изображения, через классицизм, ренессанс, импрессионизм, кубизм и абстракцию, вне зависимости от принятой им формы, оставаясь отображением реальности художника, точнее его восприятия реальности. И только Поп-арт не был восприятием реальности: это была сама реальность. Доказательством тому могут служить работы Энди Уорхолла, взять хотя бы его суп Campbell или порошок Brillo и сразу становится ясно, что изобразительному искусству уже просто некуда развиваться. Как писал американский художественный критик и философ Артур Данто, искусство стало пост-историческим, достигло пределов своих возможностей и стало... философией. А так как философия никогда не была легко доступной массовой аудитории, на смену настоящему искусству пришел китч, для начала, в виде Поп-арта, который многие рассматривали как дурачество, псевдоискусство не достойное быть воспринятым всьерьез. Однако впоследствии именно китч стал любимым направлением современного обывателя. Но вернемся к фильму: честно говоря, я не сразу сообразила, что происходит, пока не увидела картины Mr. Brainwash'а. Посредством всей этой истории с Тьерри Гетта Banksy в очередной раз посмеялся (как я мягко-то выразилась, а?) над массовой аудиторией, пользуясь ее любовью к пустой экстравагантности - основополагающему принципу китча. Вообще, мне иногда кажется, что Banksy попал в очень странную ситуацию: откровенно высмеивая при помощи своих граффити скудоумие современного общества потребителей, он стал кумиром этого общества. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Banksy перешел к более замысловатым и сложным провокациям, одной из которых стал и псевдо-документальный «Выход через сувенирную лавку».
Не обольщайтесь, что будете весь фильм лицезреть знаменитого Бэнкси, он играет здесь эпизодическую роль, к тому же тщательно блюдет свою анонимность. Фильм о чуваке, Терри Гетта, которые из-за детской травмы не мог расстаться с камерой и снимал всех подряд. В дальнейшем его зацепил стрит-арт и люди, которые этот самый арт и создают, рискуя собственной шкурой. Плёнок по итогу оказалось много, а вот таланта - ноль, поэтому запланированный фильмец об уличных художниках вышел форменным бредом. Чтобы спасти задумку, Бэнкси решил сам сделать фильм и тактично посоветовал Терри ехать домой в Штаты и пока не снимать, а просто расслабиться и расклеить пару постеров. Всё бы ничего, но Терри, насмотревшись на признанных уличных знаменитостей, вообразил себя художником и начал пинками будить свой спящий гений. Гения, кстати, там нет и в помине. Но внимание! Как раз в этот момент мы может увидеть, какое колоссальное влияние имеет реклама на наше общество, хоть каждый в душе уверен, что именно он ей никогда не поддаётся. Итак, Терри нанимает команду художников, скульпторов и инсталляторов, которые работают вместо него, дабы освободить боссу время для рождения 'идей'. Однако 'идеи' - полная туфта, просто-напросто немного переделанный плагиат, ворованное и размноженное творчество других. Если до этого Гетта кажется просто безобидным малым со своими странностями, то к концу фильма у меня он вызывал презрение и брезгливость. А вот из-за чего я поставила фильму девятку, так это те тысячи человек, которые пришли на разрекламированную выставку никому неизвестного копипастера. Никто ни слухом ни духом о нём, но уже впечатлены, уже знают, что будет круто, и уже зовут его современным Энди Уорхолом. Смех да и только: ) Я считю, это замечательный пример грамотного маркетинга, на котором чувак срубил кучу бабла. И никто даже не подумал, что он и его выставка - мыльный пузырь. До Бэнкси ему, как до Луны. У первого есть посыл, есть смысл, есть подтекст. Поэтому его работы - социальное искусство. А Гетта, как ни печально, увидел во всем этом только обёртку популярности. Фильм стоит посмотреть. Для меня о том, что всё в мире нужно ставить под сомнение, особенно вещи под громкими названиями, вроде современного искусства, потому что отличить золото от подделок с каждым днём всё труднее. 9 из 10
'Сначала он хотел снимать фильм про меня, но потом как-то так вышло, или может фигура он более эпическая, но решили снимать уже про него', - но здесь Бенкси явно слукавил. На самом деле не совсем обычным документальный фильм, о уличном искусстве в общем смысле его слова, а не о Бэнкси, как думают многие. Открывается подноготная неблагодарного промысла, можно увидеть людей, создающих улицу, а главное к чему они пришли. Первые минут десять после конца, я была дико раздосадована, что не увидела всю ту внутренность, которую мог показать мне создатель картины. И только потом я поняла, что это и не было целью фильма. Это не история одного художника, это нечто большее, описывающее всё искусство в целом. Я не буду открывать всех карт, но советовала бы обратить внимание, зачем в конце пустили краткую справку о каждом персонаже. Если даже на этом вы не поймете, то добро пожаловать к обычному просмотру фильма о Улице.Даже если рассматривать его так, он все равно не плох. Чем больше думаю о картине, тем больше понимаю ее гениальность. Через такой сложный сюжет выразить такую простую мысль: 'Выход через сувенирную лавку' - никто заново не изобретал велосипед, просто нам лишний раз об этом напомнили.