Не, ребят, по уровню хитрости и способностям нас всех обвести вокруг пальца Бэнкси мог бы стать 14-м другом Оушена. Сами посудите - в кратчайшие сроки появляются очень подробные рисунки, в труднодоступных местах возникают различные скульптуры и инсталляции. Уверен, вы вспомните ту историю со шредером в картине 'Девочка с шаром'. Вот и 'Выход через сувенирную лавку', который считается единственным фильмом про Бэнкси, не посвящен конкретно этому художнику, а углубляется в жанр стрит-арта в целом и рассказывает историю совсем другого человека. Дай человеку камеру в руки, и если у него получится снять какой-то фильм (семейные съемки не в счет), то это получится какая-то псевдодокументалка, где акцент делается на истории, а с техсоставляющей можно не заморачиваться. Наша история рассказывает о французском любителе поснимать по имени Тьерри Гетта. Зарабатывал он на жизнь, скупая одежду в секонд-хенде и продавая её втридорога. Но однажды он снимает, как его двоюродный брат, более известный как Космический захватчик, занимается уличным искусством. И сразу у Тьерри появилось желание снимать определенные вещи, учитывая, что до этого он просто таскался с камерой, накопил сотни пленок видеоматериала и просто швырял их в коробку, забывая об их существовании. Общение с Космическим захватчиком постепенно выводит его на встречу с Бэнкси. Отсняв некоторые свои деяния (в том числе и в Диснейленде), художник попросил показать смонтированный материал. Оставшись в полном шоке от увиденного, Бэнкси заявил, что Гетту самому нужно познать, какого это - заниматься искусством, а потом из этого получится нормальный фильм. И с этого момента рождается Мистер Мозгоправ - стрит-арт художник, известный выставкой 'Life is beautiful' и продающий свои картины. Самого Бэнкси в этой киноленте от силы полчаса. Все свое время он в образе дементора с голосом Дарта Вейдера, переболевшего ларингитом, рассказывает, как познакомился с Тьерри, чем они занимались, и как постепенно разошлись. Однако ты смотришь фильм, и у тебя все время крутится вопрос 'Как это возможно?'. Ладно, за основу были взяты материалы Гетты, где было засняты графиттисты, рисковавшие каждую ночь быть пойманными. Хотя это тоже вызывает вопросы, что среди километров пленки так удачно затесался именно необходимый материал. Можно допустить, что снимали практически без бюджета, но кого бы допустили монтировать? Сколько раз переснимали, если в кадре светился хотя бы глаз Бэнкси (весь хронометраж мы видим, что лицо замазано не квадратиками в стиле НТВ, а именно затемнено благодаря хорошей работе со светом)? Как так удачно получилось, что подвернулись кадры с бэкграунда различных выставок? Я верю в то, что некоторые хроники действительно были засняты в нужном месте и в нужное время, однако сцена подготовки выставки 'Life is beautiful' попахивает воссозданием. Снимать в условиях бардака - несложно. Набрать массовку, чтобы прикинулись посетителями - несложно. А вот процесс создания картин Мозгоправа - это уже сложно. Он не Бэнкси, его полотна не прям на 100% оригинальны, используя трафареты, француз сочетает известные картины и фото с различными элементами. Хотя, в какой-то степени и Энди Уорхола можно назвать не новатором. Энди рисовал банки с супом, Тьерри воздвигнул двухметровый макет этой банки. Искусство - понятие относительное. 'Выход через сувенирную лавку' - этакий монстр Франкенштейн, где сочетаются хорошая документалка и грамотная театральная постановка. И это наверное, первый раз, когда я не буду жалеть, что картина не удостоилась золотой статуэтки. Понимаете, стрит-арт примечателен тем, что остается вне системы. Не надо превращать его в мейнстрим.
Уличное искусство укоренилось в сознании людей совсем недавно. Ему чуть больше пятидесяти лет, но образ неблагополучных районов, несанкционированно разрисованных неуловимыми художниками, прочно вошел в повседневность, стал частью представления о мегаполисе, где зло смешивается с добром и порождает именно то, что гуляет по улицам ежедневно, двадцать четыре часа в сутки. Кинолента “Выход через сувенирную лавку” подстать искусству, о котором она снята: хаотичная, без конкретного сюжетного рисунка, выставленная напоказ всем, но не адресованная никому, непримиримая, неуловимая. Как Street Art. Сие творение, судя по нелестным репликам самого Бэнкси, претерпевшее не одну “пластическую” операцию, было изначально снято и смонтировано человеком, который ни разу в жизни не смотрел российское телешоу “Сам Себе Режиссер”, но следовал её слогану чаще, чем любой её преданный зритель. Вернее, не следовал, а жил им, мучаясь вялотекущей болезнью, неизвестной медицине, но прекрасно знакомой творческим натурам, и тем, кто к зрелому возрасту еще не нашел себя. Человек этот все же дорвался до своего миллиона, и не одного, нажив себе при этом кучу проблем и столько же недоброжелателей. Начинал свою карьеру мистер Терри aka Brainwash aka Мозгоправ (именно так зовут главного виновника) обыкновенным любителем поснимать видео. Везде и всюду он таскал видеокамеру и выключал её только в типичных ситуациях: спать, принимать пищу и ходить в туалет можно без свидетелей, пусть даже будущих. Скучная жизнь владельца не самого востребованного магазинчика “Second Hand” обрела смысл! Снимать, фиксировать каждое мгновение своей жизни, запечатлеть на кассеты и складировать их в чудовищное количество, которое имеет тенденцию расти.. Лишь после знакомства с потаенными уголками мира стрит-арта мистер Мозгоправ задался главным вопросом – куда девать столько пленки? Безудержное стремление жить в движении приостановилось. На этот вопрос ему ответил “супергерой” закрытого общества деятелей уличного искусства, “черный плащ” на спине вольного художника, скрывающего личность человека и оставляющего напоказ только плоды творчества в стиле новейшего экспрессионизма, впитавшего в себя плодящиеся пороки тьмы, и остатки света в этом мире. Люди уверены, что знают о нем лишь одно – его имя. Бэнкси. Этот человек ведет настоящую ассоциативную войну, забрызгивает улицы краской кричащих карикатур, выплескивает энергию концептуальных инсталляций и всячески заявляет… об андерграунде, как и о себе. Говоря начистоту, как только Терри хорошенько вник в ту суть, что представляет собой underground-культура, поиск Бэнкси, кумира тысяч, живой легенды, стало главной его страстью. А Бэнкси - предприимчивый малый. Даром время не теряя, он оперативно отшлифовал булыжник, который Мозгоправ случайно швырнул в огород райтеров. Бэнкси обработал тонны записей, задействовав редких личностей, кому он имел доверие открыться, указал себя создателем картины “Выход через …” и распылил кадры фильма, как краску из баллончика. Он предоставил зрителям самолично решать, зачем же, для кого же и о чем же этот обломок стены, на которой когда-то будет нанесено единственное произведение искусства, сотканное творцами, когда-либо приложившими свои руки к созданию вольной великой вечности. 8 из 10
Писать рецензию на фильм «Выход через сувенирную лавку» интересно хотя бы потому, что в фильме уже сформулированы и озвучены несколько важных проблем. Является ли стрит-арт, который производится новичками в промышленных масштабах и даже промышленными способами – является ли он искусством? почему он нравится зрителям и продаётся за большие деньги? может ли каждый заниматься таким искусством? Бытует мнение, что уличное искусство, стрит-арт, не является искусством в прямом смысле слова. Что им занимаются не ради эстетического удовольствия, а ради самовыражения, доходящего до противопоставления себя среде, и даже до бунта против этой среды. Но мы прекрасно видим, что никакого протеста в фильме нет. Все художники в фильме – это обеспеченные люди, живущие в благополучных странах, и никто из них не выражает неудовлетворённости условиями своей жизни. Столкновения молодых людей с полицией носят не воинственный, а комический характер, они вносят в стрит-арт элемент опасности и азарта, которые являются источниками удовольствия и важными составляющими творческого процесса. Эти молодые люди не выступают против системы, она нужна им как элемент игры. Но они и не выступают за что-либо, не призывают к каким-либо действиям или решению социальных проблем. На вопрос о целях занятия искусством они отвечают однотипно: «Мне это нравится», «Это прикольно». Зачем же они это делают? Во-первых, всех героев фильма объединяет материальная обеспеченность и большое количество свободного времени. Из фильма видно, что их работа, например, владение магазином одежды, не предполагает больших трудовых усилий и полного посвящения себя профессии. Следовательно, этот потенциал в форме свободного времени, денег и нереализованной энергии ищет выход и находит его в занятиях уличным искусством. Во-вторых, причиной заниматься стрит-артом является как раз указанная потребность в ощущении опасности, в преодолении страха перед полицией и высотой многоэтажных домов, а также сложностей, связанных с большим форматом рисунков и труднодоступностью стен, на которых можно рисовать. В-третьих, причиной заниматься уличным искусством является потребность в большой аудитории. Рисунки на знаниях видны всем, мимо них проходят тысячи людей. В силу запрета на такое искусство, как запрета на вандализм, эти рисунки привлекают повышенное внимание репортёров и телекамер, что позволяет увидеть произведения стрит-арта миллионам телезрителей по всему миру. Это объединяет стрит-арт с другими видами уличных шоу, такими, как танцы, прыжки с высотных зданий, паркур, катание на роликах, байках, скейтах и так далее. Для уличных художников не так важно донести свои рисунки или какие-либо идеи, заключённые в этих рисунках, до большого числа людей. Содержание рисунков вообще не является значимым, что несколько раз прямо говорится в фильме. Значимой является только численность людей, которые это увидят. Или то, что эти люди являются друзьями художника. Именно потребностью в большой аудитории можно объяснить желание Шепарда Фейри расклеить миллионы изображений силача Андре с надписью OBEY (повинуйся) по всему миру. Само изображение и надпись, естественно, не несут никакого смысла. Потребность в большой аудитории является ответом на вопрос о высокой стоимости произведений стрит-арта, даже изготовленных по трафаретам или отпечатанных на принтере. Покупателей восхищает в рисунках не только эстетическая красота. Им нравится и то, что, покупая работу, они становятся причастны к миллионной аудитории, увидевшей эти произведения. Желание причастности справедливо не только для стрит-арта, но и для других видов изобразительного искусства, в том числе традиционных. Это осознание, что стрит-арт становится «обычным» видом искусства, больше не наполненным романтикой приключений, болезненно даётся таким художникам, как Бэнкси, который субъективно продолжает оценивать своё творчество, как протест или как самоцель, не связанную с извлечением из него доходов. Ирония заключается в том, что сам Бэнкси стал одним из первых художников, начавшим продавать свои работы и тем самым, возможно, похоронившим стрит-арт как искусство бунтарей. 10 из 10
Есть множество фильмов, которые каждый понимает по своему, так как если даже фильм прост, то многим он может быть непонятен. Бэнкси - известный на весь мир художник, который славится своими интересными, блещущими креативностью работами. От целующихся констеблей до девочки обыскивающей солдата. Я посетил первый в своей жизни кинофестиваль 'Текстура' год назад, тогда я не знал что такое рецензия, поэтому пишу сейчас. Фильм привлекает своей загадочностью, тайной и непосредственно сюжетом. Многих людей, включая меня, интересует личность и образ жизни Бэнкси, очень интересная личность. В основном его поклонники и почитатели его творчества конечно же молодежь, ведь это стрит-арт, уличный стиль жизни, экстрим и всё такое, но в зале где я сидел фильм пришёлся по вкусу людям от мала до велика. Сюжет необычайно сложен, вот та самая загвостка, именно сюжет очень трудно понять, как и в целом фильм. Тут всё сложно. Фильм рассказывает о художнике Тьерри Гетта, который решил заняться стрит-артом, но при этом найти через своих людей самого Бэнкси и сдружиться с ним. Он на удивление талантлив и умен, но со временем он начинает штамповать свои работы, копировать, тем самым превращая свое творчество в эту самую сувенирную лавку. Это один смысл из фильма, но есть другой немного посложнее. Бэнкси открыл для нас эту культуру, стрит-арт, человек внёс в мир необычное, скандальное и очень интересное. При всём этом Бэнкси вносит некую тайну, нам все экранное время фильма, хочется узнать какое у него лицо, мы все надеемся на то, что он покажет его, но покажет или нет, смотрите сами. Сам Бэнкси очень интересный человек, он хоть как то скрашивает наш мир тайной, которую пытаются разгадать все до единого, от жёлтых журналюг до обычных людей. Весь фильм он комментируют тот или иной эпизод, делает он это впрочем, хорошо, задорно, любит пошутить. Не скучно, заинтересовывает своими рассказами, очень интересно то, с чего начались надписи на подъездах. Также фишку в фильм вносит маска обезьяны, которая непонятно зачем стоит в стеклянной колбе, я был в ожидании, что Бэнкси будет в ней, но он ограничился темной комнатой и таким же лицом. Но вроде как эта маска его постоянная спутница в его творческих делах. Я считаю, что Бэнкси и дальше нужно сохранять свою феноменальную анонимность, должно же остаться в мире, что нибудь загадочное и интересное. Рисунки Бэнкски привлекают. Они креативные и очень интересные. Каждая из них имеет, какую- то тайну, смысл, некоторые даже выражают протест против чего-то или же пропагандируют что-нибудь. В любом случае я не понимаю, как Бэнкси умудряется делать всё и сразу, как он вообще живёт и кто он вообще такой. Отличный, интересный и очень умный фильм, который точно заслуживает 10 из 10
Как хочется предать всю жизнь забвению, Триумф томящий и её суетный гам. Однако есть источник вдохновения – Искусство граффити открыто нам. Что вы сделаете, зайдя в свою комнату и обнаружив целый «эверест» ящиков с толстыми пачками видеоплёнки? Какие меры вы предпримите, если подсчитаете трехзначное число кассет от камеры? Кем бы вы были, если б осознали это? Ответ один: Тьерри Гетта - саркастичным человечком французской национальности с манией съёмки всего подряд и относительно ненормальными амбициями, разветвлёнными в противоположные горизонты. «Выход через сувенирную лавку» - документальный фильм-знакомство с гениями стрит-арта и её стихией, при создании которого «ни один слон не пострадал». Граффити объяло не только стены городов, но и кинематограф. Искусство срослось с искусством. Слияние неба и океана. Подобные случаи сакраментальны и невероятно символичны. Перманентная череда уличных явлений, которые нам приходится встречать практически ежедневно, становится тематической материей картины. Препарирование велось способом склеивания отрывков из мемуаров о повседневной деятельности доминирующих лиц, секретах их мастерства и попутных изучениях этого авантюрного, опасного, драйвового ремесла. Что рисуют герои, остаётся лишь догадываться. Их художественные опусы загибаются в гротеск и фантасмагорию мыслей, фокусируют внимание на том, не что изображено, а что под этим положено, какой замысел, что за тенденция. Цвета и контуры служат друг другу вспомогательным звеном. Ассонанс оттенков и теней выталкивает задуманное на первый план. Линии и закорючки вычерчивают узоры карикатурного или бунтовского высказывания. Животные характеры дополняются антропоморфным суффиксом, и зверьё обретают голос, которым не прочь изложить сугубо социальное мнение. Образ человека эксплуатируется разнохарактерным фигурированием в контексте картинки и высмеивается в различных позах и ситуациях. Созидание граффити – это проворное хулиганство во имя свободы слова и ораторская речь красок. Нас смыкают с тайным движением общества, безусловно, творческого и, к счастью, благодетельного. Мы с упоением внимаем чудесам рукотворной ловкости и тому, как легко, красиво, эпично проявляется обоняние художников на панелях каменных джунглей. «Выход…» описывает портрет неутомимого мечтателя и активного деятеля, руки которого присосались к видеокамере, а голос привык болтать всякую ерунду, комментирующую снимаемое. Тьерри Гетта любит снимать кино, и страсть его буквально впиталась в дух фильма. Верный деснице аппарат постоянно шатается и вертится, создавая смазанную панораму событий. Голос оператора сопровождает нас в творческих приключениях. Справедливо будет сказать, что легендарность Гетта тождественна известности Бэнкси, который присутствует второстепенным персонажем под наглядным ударением. Именно он пришёлся Тьерри вдохновителем и помощником, ибо мы узнаём, что позднее, после многих проделок, совершённых двумя парнями в дни их содружества, Гетта отодвинет заботы любительской режиссуры и вцепится во флаконы и валики. Навсегда. И после таких биографических фактов действительно начинаешь верить в народные пословицы. Талантливый человек талантлив во всём. Приятно глотать ночной воздух и вдыхать едкий запах краски. Ещё приятнее об этом вспоминать, находясь в огромном помещении, где кишит мероприятие в честь твоих произведений, обсуждаемых прохожими, поклонниками, друзьями, голливудскими звёздами… Не славы ради молодёжь занимается преображением унылых дворов и переулков. Потребляя воду, человек утоляет жажду. Рисуя субстанциональную перспективу мира, приверженец стрит-арта удовлетворяет личностные порывы. Стереотип самовыражения развеивается, и в моде выделяются не курение и алкоголизм, не секс и героин, а выброски индивидуальных каракулей жителям мегаполисов и провинций. Зритель превращается в очевидца извержения личности. Бэнкси продолжает сеять зёрна концепций по всему свету, а в это время Тьерри Гетта преодолевает преграду невзгод и разочарований, организовывая музей в Лос-Анджелесе и околдовывая публику громким новаторством. Пусть грёзы встают оборотной стороной, а фортуна отказывается смотреть анфас. Пусть судьба плюёт тебе в лицо, когда ты противишься её планам и становишься «атлетом жизни». Имея в кармане желание и волю, ничто не помешает достижению заветного. Да, мистер Бэнкси, вы угадали – мораль в фильме живёт и дышит. Включив телевизор, натыкаешься на рассказы об НЛО. Схватив газету, находишь статью о скором конце света, до сих пор не нашедшем удобную дату выступления. Гуляя по улицам, мимоходом слышишь девчачьи беседы о ничтожности жизни. Но какие к чёрту инопланетяне, когда на примитивных кирпичах зданий уже обитают «космические захватчики»? Что за надвигающийся Армагеддон и хаос, если над тротуарами нависают крысы с умными цитатами и президенты-трансвеститы с белоснежной улыбкой? Откуда пессимизм к собственному существованию, когда на руинных стенах тебе пишут большими расписными красными буквами: «Жизнь прекрасна»? 9,5 из 10 Искусство вдохновляет и поёт гимн фантазии. Искусство в нас и есть мы сами. А «Выход через сувенирную лавку» - завлекающий водоворот искусства. Отдадитесь ему и откройте в себе творца.
«Не 'Унесенные ветром' конечно, но, наверное, какая-то мораль в этом есть.» Собираясь смотреть этот фильм, я не рассчитывал увидеть что-то из ряда вон выходящее и, прямо сказать, готовился благополучно уснуть. Но я ошибался, полагая, что в этой документальной картине нет ничего интересного. Наверняка, тот, кто хотя бы косвенно знаком с современным искусством знает, что такое «стрит-арт». Это сравнительно молодой вид искусства, включающий в себя граффити, аппликации на стенах, рисунки на асфальте, всевозможные скульптурные инсталляции, появляющиеся с легкой руки городской молодежи, которая таким образом старается не столько отметиться на определенной территории, сколько вовлечь зрителя в своеобразный диалог. Искусству этому чуть больше пятидесяти лет. Но расцвет пришелся на конец девяностых, когда на Горизонте появился талантливый, анонимный уличный художник - Бэнкси(Banksy). Остроумный и находчивый граффитист поразил весь мир своими антикапиталистическими рисунками и, в прямом смысле, ломающими рамки привычного скульптурными инсталляциями: Множество людей с разных уголков света волновал один единственный вопрос: «Кто же такой, этот Бэнкси?» Приоткрыть завесу тайны помог фильм «Выход через сувенирную лавку», вышедший в прокат в 2010 году. Картина, режиссером которой стал сам Бэнкси, показывает нам жизнь уличных художников с изнанки, глазами странноватого француза Тьерри Гетта, который иммигрировал в Лос Анджелес. Тьерри - предприниматель, одержимый страстью к видеосъемке. Волею случая, он знакомится с уличными художниками и с головой уходит в искусство стрит-арта. Постепенно Тьерри обретает все новых знакомых в лице местных граффити-художников, среди которых есть и такие знаменитые личности, как Шепард Фейри. Удачливый и обаятельный француз попадает в самую сердцевину развивающегося уличного искусства. Спустя некоторое время, когда доверие художников к Тьерри укрепилось, судьба позволила ему встретиться и познакомиться с самим Бэнкси, о котором в то время повсюду шла молва. Впоследствии, Тьерри везде сопровождает Бэнкси, всячески поддерживая его. А после ряда опасных событий Тьерри и вовсе становится для Бэнкси незаменимым другом и крайне ценным помощником. У них возникает идея создать документальный фильм, рассказывающий об обратной стороне стрит-арта. Параллельно с этим, талантливый и эксцентричный Тьерри Гетта решает открыть свою собственную выставку современного искусства... Итак, фильм «Выход через сувенирную лавку» рассказывает нам красочную и правдивую историю о ключевых фигурах мирового стрит-арта. Бэнкси, Шепард Фейри, «Космический Захватчик», Марк Дженкинс и другие художники безусловно являются наиболее яркими представителями современного уличного искусства. Каждый из них, начиная творить, никак не предполагал, что станет сенсацией и объектом для подражания. Что ж, я ничуть не сомневаюсь, что эти 'вандалы от искусства' оставят ярчайший след в летописи современной культуры. 9 из 10
Понятие L'art pour l'art или 'искусство ради искусства' превращается из эстетической концепции XIX века в забавный оксюморон века XXI. Коммерциализация, подобно щупальцам осьминога, распространяется как никогда широко и охватывает всё решительнее основные сферы жизни современного человека, в том числе и культурную. Разумеется, 'бренный металл' во все времена и эпохи играл в отношениях Художника и Заказчика одну из ключевых ролей. Нельзя поспорить, что процесс художественного созидания - хоть и творческая, но всё же работа, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы качественно выполненная работа была по достоинству оплачена. Проблема же модификации 'искусства ради искусства' в 'искусство ради денег' заключается именно в заурядной штамповке безвкусных и низкосортных 'шедевров' на угоду публике. Что уж тут говорить о какой-то идейности. В сложившейся ситуации вполне неудивительно, что чуть ли не единственным наиболее честным видом искусства стало творчество уличных художников. Конечно же, речь идет не о определяющих надписях на заборах или рисунках нецензурного очертания, а о работах, которые обращают на себя внимание своей оригинальностью, уместно вписываются в окружающую среду и вступают в диалог с проходящим наблюдателем. Идея - вот главная цель и задача граффити. Режиссёр фильма 'Выход через сувенирную лавку', знаменитый своим творческим остроумием художник Бенкси, выражает свое отношение к проблемам уличного искусства, являясь при этом одновременно и участником, и созерцателем. Основной персонаж, суетливый и назойливый фотограф мистер Брейнвошер, вращающийся благодаря своей навязчивости в среде наиболее влиятельных художников граффити, и сам заражается идеей стать великим и знаменитым, ввиду чего обращается за помощью, не к кому-нибудь, а прямиком к Бенкси. К чему это приводит, с горечью в голосе резюмирует сам режиссер в конце своего фильма. Помимо вопросов, связанных с насущными проблемами мотивации современных художников, кино с достаточной долей иронии демонстрирует неосведомленность толпы в вопросах искусства, её ориентирование на массовое потребительство и воодушевлённую готовность этой самой толпы быть оставленной в дураках.
Об этом фильме споров не меньше, чем вокруг самого автора. Никто уже не надеется узнать, кто он, этот Бэнкси: человек ли это, или целый коллектив, или лишь бренд для зарабатывания денег. По крайней мере, есть и такие теории. Наверно сомнительное занятие пытаться анализировать и копаться в этом фильме, потому что непонятно: правда это или нет, едва ли это биографическая лента, и даже в конечном посыле присутствует неоднозначность (Может то, что противопоставляется современному искусству тоже всего лишь коммерческая мишура?). Некий Терри сменяет свой нездоровый энтузиазм по отношению к съемке (в основном бытовуха) на настоящую одержимость, лазая по всюду за колумбами уличного искусства. Их объединяет страсть к своему делу: представители андеграунда стремятся к самовыражению, а Терри хочет запечатлеть это эфемерное явление. После знакомства с самой яркой и скрытной личностью этого течения (Бэнкси) и их совместной работы (синтез страстей), наступает переломный момент. В диснейленде: Я переоделся, вышел и отправился на 'Индиану Джонса', а потом попробовал позвонить Терри, не дозвонился и пошёл на 'Пиратов карибского моря'. Герои меняются ролями. Теперь уже Бэнкси занят фильмом, а француз горит идеей организовывать свои выставки. Но если Бэнкси заключает, что деньги и слава его не интересуют, главное - творчество (и здесь опрометчиво было бы принимать это за истину в последней инстанции), то Терри, как раз наоборот, больше желает улучшить свое материальное положение. И его творческое начало лучше всего описывает сам Бэнкси: Большинство художников годами совершенствуются, ищут свой стиль, манеру... Терри похоже проскочил эту стадию. Может быть, он всю дорогу был непризнанным гением... или ему повезло... а может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьез. Терри победил, но не с помощью идеи или таланта, а благодаря рекламе и менталитету людей, которые не в состоянии бороться со стадным чувством, а также не в состоянии объяснить ту бессмыслицу, что они пришли лицезреть. - А как вам американская готика? - Готично. 'Выход через сувенирную лавку' - это шикарно оформленный, комедийно - ироничный мокьюментари, который дает ответы на вопросы (конечно, немало тех, для кого это риторические вопросы, и для них едва ли фильм стал откровением), но и оставляет некоторые открытыми. В любом случае, просмотра он точно стоит.
Он - самый загадочный человек современного искусства, известен всему миру, но скрывается ото всех и личность его не установлена. Его знают только по его работам и псевдониму - Бэнкси. Бэнкси - реформатор и лидер такого заметного явления в живописи как 'street art'. Популярность его огромна. И вот он, человек, который работает на виду у всех и чьё лицо при этом никто никогда (ну, за редкими исключениями) не видел, задумывает документальный фильм о граффити, где сам является одним из ведущих персонажей. Тому, кто надеется наконец узнать о личности Бэнкси чуть больше - повезло: ведь интересно, как мастер сам преподносит свою таинственную, полулегальную жизнь. А вот увидеть Бэнкси в лицо в фильме не придётся - оно скрывается под глубоким капюшоном. И голос изменён. Но главный герой фильма 'Выход через сувенирную лавку' - не Бэнкси, а другой художник - Терри Гетта. Терри - американец французского происхождения. До поры до времени он был обычным буржуа, имел свой магазин модной одежды. Но было в нём нечто, отличавшее его от окружающих - он никогда не расставался с видеокамерой, снимал всё подряд. Со временем увлёкся стрит-артом и основной темой его съёмок стали художники, создающие граффити. Он перезнакомился с ними со всеми. Кроме, конечно, неуловимого Бэнкси. И найти Бэнкси стало мечтой Терри. Однажды ему неслыханно повезло. Бэнкси нуждался в сопровождающем по Лос-Анджелесу, и согласился принять услуги Терри. Сопровождая повсюду художника, Терри продолжал вести непрестанную видеосъёмку. Он отснял огромный уникальный материал. Но у него никогда не возникало желания этот материал как-то оформить. И Бэнкси предложил ему создать фильм. Но оказалось, что Терри - человек, прилепившийся к искусству - только технарь, он не способен композиционно выстроить материал, и Бэнкси занялся фильмом сам, отправив своего приятеля-недотёпу заниматься живописью. Пока Бэнкси колдовал над картиной, Терри, никакой не художник по определению, проявил недюжинные коммерческие способности и организовал свою собственную выставку, где заработал кучу денег и стал новой звездой. Публика оказалась не слишком разборчива... Печальная мораль фильма в контексте этого сюжета. Бэнкси - мастер, всю жизнь прячущийся и скрывающийся, человек-тень, создающий талантливые картины, оказывается обойдён предприимчивым симпатичным, но бесталанным пареньком, который долгое время был его собственной тенью. Когда Бэнкси втихую вешал свои работы среди картин классиков в Британском музее и это оказывалось не сразу замеченным, тем самым он уравнивал себя с великими мастерами прошлого. Художник-недоучка уравнял себя с самим Бэнкси, даже не осознав того, что разница, которая всегда была между ними, такой же и осталась. 'Выход через сувенирную лавку' - талантливая работа художника, сумевшего в новом для себя виде искусства создать интересную работу и донести до зрителя своё кредо. В фильме вы узнаете очень много нового, чрезвычайно интересного и даже захватывающего о жизни и творчестве художников-граффитистов. Однозначно рекомендую к просмотру.
С каждым новым днём интересы публики становятся ещё разборчивее, а её вкусы и желания – всё более претенциозными. Любая всплывающая в хаосе человеческой культуры сверхидея, претендующая на оригинальность, непременно должна развиваться и, потому, тщательно оберегаться от посторонних. Идеалистов, то есть тех, кто безвозмездно собирает извилины на гладкой мозговой поверхности всё более тупеющей массовой культуры, единицы. Нынешнее поколение обладающих уникальными способностями людей, чаще всего становится заложником собственного дара, превращающего частную жизнь в объект куда более пристального внимания, нежели само творчество. И потому, искренне удивляет тот факт, что Бэнкси до сих пор остаётся неразгаданной тайной для современников. При этом, в высшей степени наивно полагать, что умение этого человека оставаться неуловимым, в том числе, для спецслужб – исключительно его заслуга. Не только жанры смешались в этом странном фильме, здесь смешались мечты о чём-то по-настоящему великом. Безымянные ценности уникальной в своём роде стрит-артовской культуры зримо обретают малопривлекательные буржуазные оттенки, сводя к нулю и без того шаткие принципы «уличного искусства», априори стремящегося к публичной конспирации. Искусство ведь тоже в некотором роде живой организм. Чем более открытым оно становится, тем быстрее теряет свою неповторимость и сугубо интимную значимость. Название фильма аллегорично, но за ним кроются более чем серьёзные вопросы, ставящее огромный вопросительный знак над будущим не только искусства, но и всех, кто хоть немного связан с ним. Оно охотно разбирается на сувениры ещё со времён многоуважаемого Энди Уорхолла, но тогда это была благоприятная тенденция, а сейчас – нет. И в скором времени рискует превратиться в бутафорию общественной жизни. В очередной раз Материалисты будут радоваться победе над Идеалистами, тем же снова придётся жалеть о своей доверчивости к людям с капитальным блеском в глазах, но в дураках останутся не они, а простые смертные, в большинстве своём далёкие от представления о другой стороне популяризации креативных идей. Существует только один способ разрубить этот гордиев узел противоречий – разлюбить искусство во всех смыслах, но вряд ли такое возможно. Даже если это когда-нибудь случится, непременно найдутся те, кто обладает искусством заставлять любить искусство. Всё-таки, удобнее этому фильму верить и принимать его как историю нашедших своё место в жизни людей, реальные имена которых, как в романе Замятина «Мы», заменены условными обозначениями. При всей неодинаковости, каждый в своём роде талантлив и успешен. Не будь их случайной встречи в Лос-Анджелесе, не было бы этой совместной картины, и всех споров вокруг неё. Новейшее искусство, донельзя размытое и оболганное, всё ещё объединяет людей. И это прекрасно.
ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: с творчеством Banksy (хотя как-то странно называть то, что он делает «творчеством», по-моему, тут нужно немного другое определение) я была знакома достаточно давно, однако «Выход через сувенирную лавку» попался мне на глаза только сейчас. Каких-то конкретных ожиданий у меня не было, скорее было любопытно, что же вытворит Banksy на этот раз. ЧТО УВИДЕЛА: ну что ж, Banksy остался верен себе: такого шикарного фарса, к тому же еще и на тему современного искусства, я не видела уже давно! Это достаточно сложная тема, потому что современное искусство во многом само и так уже является фарсом, буффонадой, китчем... называйте, как хотите. И это вполне закономерно, потому что искусство прошло уже практически все этапы развития от примитивного изображения, через классицизм, ренессанс, импрессионизм, кубизм и абстракцию, вне зависимости от принятой им формы, оставаясь отображением реальности художника, точнее его восприятия реальности. И только Поп-арт не был восприятием реальности: это была сама реальность. Доказательством тому могут служить работы Энди Уорхолла, взять хотя бы его суп Campbell или порошок Brillo и сразу становится ясно, что изобразительному искусству уже просто некуда развиваться. Как писал американский художественный критик и философ Артур Данто, искусство стало пост-историческим, достигло пределов своих возможностей и стало... философией. А так как философия никогда не была легко доступной массовой аудитории, на смену настоящему искусству пришел китч, для начала, в виде Поп-арта, который многие рассматривали как дурачество, псевдоискусство не достойное быть воспринятым всьерьез. Однако впоследствии именно китч стал любимым направлением современного обывателя. Но вернемся к фильму: честно говоря, я не сразу сообразила, что происходит, пока не увидела картины Mr. Brainwash'а. Посредством всей этой истории с Тьерри Гетта Banksy в очередной раз посмеялся (как я мягко-то выразилась, а?) над массовой аудиторией, пользуясь ее любовью к пустой экстравагантности - основополагающему принципу китча. Вообще, мне иногда кажется, что Banksy попал в очень странную ситуацию: откровенно высмеивая при помощи своих граффити скудоумие современного общества потребителей, он стал кумиром этого общества. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Banksy перешел к более замысловатым и сложным провокациям, одной из которых стал и псевдо-документальный «Выход через сувенирную лавку».
Не обольщайтесь, что будете весь фильм лицезреть знаменитого Бэнкси, он играет здесь эпизодическую роль, к тому же тщательно блюдет свою анонимность. Фильм о чуваке, Терри Гетта, которые из-за детской травмы не мог расстаться с камерой и снимал всех подряд. В дальнейшем его зацепил стрит-арт и люди, которые этот самый арт и создают, рискуя собственной шкурой. Плёнок по итогу оказалось много, а вот таланта - ноль, поэтому запланированный фильмец об уличных художниках вышел форменным бредом. Чтобы спасти задумку, Бэнкси решил сам сделать фильм и тактично посоветовал Терри ехать домой в Штаты и пока не снимать, а просто расслабиться и расклеить пару постеров. Всё бы ничего, но Терри, насмотревшись на признанных уличных знаменитостей, вообразил себя художником и начал пинками будить свой спящий гений. Гения, кстати, там нет и в помине. Но внимание! Как раз в этот момент мы может увидеть, какое колоссальное влияние имеет реклама на наше общество, хоть каждый в душе уверен, что именно он ей никогда не поддаётся. Итак, Терри нанимает команду художников, скульпторов и инсталляторов, которые работают вместо него, дабы освободить боссу время для рождения 'идей'. Однако 'идеи' - полная туфта, просто-напросто немного переделанный плагиат, ворованное и размноженное творчество других. Если до этого Гетта кажется просто безобидным малым со своими странностями, то к концу фильма у меня он вызывал презрение и брезгливость. А вот из-за чего я поставила фильму девятку, так это те тысячи человек, которые пришли на разрекламированную выставку никому неизвестного копипастера. Никто ни слухом ни духом о нём, но уже впечатлены, уже знают, что будет круто, и уже зовут его современным Энди Уорхолом. Смех да и только: ) Я считю, это замечательный пример грамотного маркетинга, на котором чувак срубил кучу бабла. И никто даже не подумал, что он и его выставка - мыльный пузырь. До Бэнкси ему, как до Луны. У первого есть посыл, есть смысл, есть подтекст. Поэтому его работы - социальное искусство. А Гетта, как ни печально, увидел во всем этом только обёртку популярности. Фильм стоит посмотреть. Для меня о том, что всё в мире нужно ставить под сомнение, особенно вещи под громкими названиями, вроде современного искусства, потому что отличить золото от подделок с каждым днём всё труднее. 9 из 10
Никогда до сих пор искусство не имело столь неопределенного статуса, который Бэнкси талантливо раскрывает в своем дебютном фильме. «Конец истории» Фукуямы, «Дегуманизация искусства» Хосе Ортеги-и-Гассета и «Закат Европы» Шпенглера — три основополагающих труда, предопределивших апокалипсические настроения общества относительно его дальнейшего развития, и Энди Уорхол как сугубо прагматический выразитель этих настроений. Что-то непоправимо изменилось после Уорхола, но мы так до сих пор популярно не проанализировали положение вещей. «Выход через сувенирную лавку» — это и очередная провокация главного street-художника современности Бэнкси и тончайшее исследование искусства постмодернизма, поп-арта и стрит-арта, которые, как доказывает автор, можно выразить в самом доступном человеческому пониманию эквиваленте — деньгами. «Выход через сувенирную лавку» — по всем параметрам это фильм-ловушка. Жанрово — это мокьюментари, по смысловым пластам — пианино в траве. Начинаясь как история о французском чудаке Тьерри Гуетте, который страстно ездит за граффити художниками по всему миру в попытке запечатлеть на камеру становление этого вида изобразительного искусства, внезапно история приобретает двойное дно, поворот на полной скорости. Мы выходим не через парадный выход, а через сувенирную лавку, и видим не легендарного Бэнкси, а глупого, но чрезвычайно расчетливого буржуа, приспособившегося продавать не только уцененные вещи за баснословные деньги, но и знаменитые имена друзей, и артефакты свалок, выдавая их за искусство. Это история о том, как PR сгубил красоту. Гениальный Бэнкси вновь заставил говорить о себе. В очередной раз он умудрился остаться неузнанным, но порядочно нашуметь. И нашуметь не только своим фильмом-приговором современному искусству, но и полнейшей неопределенности документальной природы «Выхода через сувенирную лавку». Упорные поиски Brainwash`a в сети Интернет вывели на его официальный сайт, но все же большинство сходится на том, что Тьерри Гуетта — персонаж выдуманный, что еще больше поднимает дебют Бэнкси в моих глазах. Важно ли, на самом деле, существовал Мозгопромыв или нет, когда таких как он пруд пруди. И именно такие Гуэтты, представители «американской мечты», способные сколотить миллион за неделю, девальвировали ценность современного искусства, а баночка супа Кэмпбелл раз и навсегда доказала, что один определенный концепт будет цениться гораздо больше, нежели бездонные произведения живописи, в которых идей столь много, что ни одну не поймать. «Выход через сувенирную лавку» — очередное доказательство гения Бэнкси, создавшего очередную лакмусовую бумажку, действительно промывающую мозг и софитами высвечивающую всех преступников от мира псевдоискусства. Но что еще важнее, систему TV-PR-СМИ, обладающую столь сильным влиянием на умы людей, что любой бездарь, при определенном подходе, команде художников и менеджеров всего за неделю сможет создать «Выставку года». А «бараны» уже топчутся в количестве двух тысяч человек, и рядом стоит всеми неузнанный Бэнкси. С ироничной, но очень грустной улыбкой он смотрит, как в главное произведение искусства всех времен и народов превращается купюра в сто долларов. 10 из 10
Об уникальности проекта Несмотря на то, что этот фильм документальный, он с легкостью интригует внимание, поэтому определение игровой документальный в данном случае больше подходит для этого уникального проекта. Арт-культура никогда ещё не была рассмотрена столь внутренне проникновенно. Искусство. На каком этапе сейчас находится искусство? А живо ли оно вообще? Эти вопросы ни раз поднимутся в картине. И вывод о том, что искусство стало перерождаться, скорее всего, плотно засеет умы зрителя. Двойная история, или Выход в искусство Прежде всего, это история об одном из самых современных и известных художников — Бэнкси. Этот человек находится во вне временных рамках действительности, он порождает будущее в искусстве, растворяет обыденность и пресность, уникальными и феноменальными проектами на грани провокации и шока общества. Он осуществляет ночные рейды по городам, отражая и преобразуя мир, с которым он находится в тесном взаимодействие, он, как субъект, познающий настоящую истину объектов, и пытающийся донести все это людям. Но искусство граффити, к сожалению, не столь долговечно, как хотелось бы… Искусство, живущее в течение нескольких часов… И непостижимым способом его судьба пересекается с Терри, а это уже совершенно другой персонаж картины, который всячески помогает Бенскси воплощать свои идеи и замыслы. Жизнь Терри связана с камерой, где бы он не был, чтобы не делал, в его руках всегда находится видео камера. И как-то раз он решается снять фильм о граффити, о ночной жизни граффистов, запечатлеть на пленку все, что они делают, дабы потом смонтировать фильм и показать его «обществу». В пересечение Судьбы этих двух человек переплетаются в плотный клубок, в результате которого они предстают в совершенно необычных образах. Один познает ремесло режиссера, другой взлетит на вершины арт-олимпа, где общество готово с легкостью поедать провокацию и фарс, платя огромнейшие деньги. Но разве искусство ради денег и славы создано? И где, в фильме показывается настоящее искусство, а где оно подменяется сувенирной лавкой со штампованными сувенирами? Самобытный фильм, которой стоит просто увидеть… 9 из 10
По началу я не понимал зачем такое внимание уделяется Терри. Фильм же о Бэнкси или нет? Нет. На середине фильма прочёл что это псевдодокументалка, хотя мог бы и не заметить. И это даже лучше. Почему? Так можно уйти в поток сюжета, ощутить всё по-настоящему и уже начать разочаровываться вообще в street art. Терри по-настоящему безумен, его психологический портрет нарисован очень талантливо. Бэнкси удалось изобразить человека, утратившегося собственную личность и ощущение жизни. Необходимость фиксировать всё на камеру, заискивание перед художниками, ложь о проекте хроники стрит арта. И как следствие, безумство множественных идей стянутых у других авторов. Начало рынка, бессмысленные бредовые рассуждения о самом себе, похвалы от «лохов» (ведущихся на тренд пустышек), апофеоз эго. Начинает тошнить от фильма, от его героев, от сюжета. И это и есть суть! Появление тошноты - это вероятно то, чего и добивался Бэнкси. Для чего рассуждать об увиденном? Ощущения самый верный признак. Через них ты способен наглядно увидеть то, о чём можно было бы бесконечно рассуждать. И, конечно, в Терри можно найти и отражение себя самого, вывернутого наизнанку, вовне. А значит, всё это не зря. 10 из 10
Интересный фильм. Искусство рассматривается с двух позиций подачи - бесплатной подачи и продажи. Сам оператор - человек одержимый. У таких людей одержимость переходит от одной к другой. Сначала он был одержим Камерой, потом Бэнкси, потом деньгами и властью. Распорядился он именем Бэнкси очень непорядочно. Обычную мессагу возвысил до макета, сделал настоящую рекламу, что сделало Бэнкси более ответственным. Это всё напомнило его прошлую жизнь, когда он продавал дешёвку за дорого. То, что раньше он был грубо говоря шестёркой, а потом стал руководителем - также сыграло свою роль. Подчинённые, уверен, были в шоке - многого ещё просто не показали. Как правила сказали про него - 'он сила природы, в худшем смысле это слова'. (с) Бэнкси. 'Как на него повелись все эти лохи'. (с) Шепард Фэйри. Из той же тематики (не стрит-арте, а о пиаре) будет полезно посмотреть тот же Дженерейшн Пи. Фраза оттуда:'Художники нам на*** не нужны, нам нужны криейторы!' (с) Гордон в роли промоутера. Так вот, первая часть фильма - о художниках, вторая - о криейторах. Первая часть мне понравилась больше, а точнее художников я больше уважаю. В первой части есть мотивация творить, во второй - это вызывает отвращение. Но важно конечно не то, что ты что-то делаешь, а важно как, для чего, для кого. Даже если человек глупый - это повод его научить чему-то, если он этого хочет. Если не хочет - оставить. Но пользоваться этой глупостью ради наживы всегда считал пороком, слабостью человека и даже его болезнью... чаще всего неизлечимой. Деньги можно заработать двумя способами - настоящим мастерством или мастерством обмана. В фильме они заработаны глав. героем вторым способом, и это печально для нашего с вами будущего, где набирающими мощь длинными крюками пиара будут руководить обществом, как куклами. И сейчас конечно такое есть, но дальше - больше. Фильму 8\10, за идею, за сюжет, за оригинальность, за монтаж. Больше понравились работы художников и монтаж. Ну и наверное игра главного героя, если это была игра.
Пожалуй, это самое отличное документальное кино, которое я когда-либо видела. Выстроенный сюжет, который держит в приятном напряжении с самого начала до окончания титров. Динамика, которая превращает это кино в настоящий экшн. Ареол тайны и непрекращающейся интриги. Кроме того, это еще огромное количество фактической информации, которая интересна. Фактически создали массовое, большое кино, которое показывает стрит-арт целиком и полностью. Своего рода энциклопедия. Поражена. Это ничего не сказать. Я не видела ничего подобного. Подобного, производящего настолько сильное впечатление на человека далекого от искусства улицы. Но с другой стороны, это настоящее искусство, которое ближе всего. Браво создателям. 10 из 10
Что сказать, Новый Свет всегда был падок на быстрые деньги, и то, что у Мистера Мозгоправа (Mister Brainwash) в итоге они появились, дает надежду, что мы увидим его новые шедевры. Надо отметить, что почти весь фильм я под гипнозом смотрела на выходки и манипуляции художников street art, и лишь в конце возникает полемика о том, что не важно продаёт ли автор свои картины, главное не это, а ТВОРЧЕСТВО. Когда во второй половине ХХ века позиции модернизма уступили новым течениям в искусстве, в том числе и street art, стало ясно одно - все они ориентированы на зрелищность, на эффект, одним словом «массовая культура». Самое обидное, что это искусство (могу согласиться с таким определением) лишь будоражит прессу и остается нужным самим авторам. А попытка повлиять на массы (возможно это именно так стоит воспринимать) рисункам на стене в Иордании в итоге просто очередная картинка, которая по словам самого крутого стритартера Бэнкси, может быть уже забыта или исчезнет на следующий же день. Это не искусство, а игра в искусство если за несколько месяцев можно создать сотни работ. В деятельности художников street art я вижу заигравшихся людей, у которых не прошел юношеский максимализм и появилось желание оставить свой след в этом мире, как неандертальцу отпечаток руки в глине. Тем не менее фильм мне понравился - в нем передан дух мегаполисов, бунтарство и креативность художников, хотя порой они, конечно, лукавят и занимаются плагиатом, но что делать если душа просит! Особенно занимателен сюжет с портретом леди Ди на денежных купюрах - сразу понятно художник поработал. Вот опять денежки всплыли... неизбежность.
Режиссёр Кто-то узнал имя Бэнкси из фильма, кто-то слыхал его и раньше или натыкался на статьи про него в интернете. Первый раз я узнал о том, кто такой Бэнкси, ещё в 2005-м году. Его работы оставили неоднозначное впечатление: с одной стороны, это грань восприятия, плавно переваливающая за край стандартов. Новаторские идеи, ломающие стереотипы и показывающие людям, что иногда следует протереть глаза и посмотреть чуть шире привычного. С другой стороны, его работы на религиозные темы оставляют негативный отпечаток. При всём его таланте и неординарности – Бэнкси всё же зашёл слишком далеко, позволяя себе порой осквернять символы духовности. Фильм, который он представил, выглядит весьма документально. Но следует ли ждать правдивой истории от человека, способного вывернуть наизнанку даже Мону Лизу? Постановка Документальный ли это фильм или постановка, можно понять, внимательно посмотрев на хронику событий: Тьерри Гетта снимает, как Бэнкси вешает муляж заключённого возле аттракциона в Диснейленде. Мы видим, как останавливается детская железная дорога и начинается паника… Позже Тьерри рассказывает, что, когда охранники Диснейленда поймали его и привели на допрос, он стёр все файлы прямо при охране, тем самым лишив их всех доказательств. Каким же тогда образом мы наблюдаем в фильме кадры, которые были стёрты сразу же после их съемки? Интересный вопрос. Но интересности на этом не заканчиваются. Тут же мы видим второй прокол. Тьерри: «…я нажал кнопку «удалить все файлы» и маленькая полоска, сделав «бжик», прямо у них на глазах стёрла все улики…» Выходит, Тьерри снимал на камеру, пишущую на жёсткий диск? Тогда каким образом у него в кладовке хранилась куча не просмотренных кассет его записей? Попытаемся сами оправдать Тьерри и предположим, что у него была чудо-камера с новыми технологиями, одновременно пишущая и на хард, и на кассету… И всё же: о ком? В процессе просмотра возникает вопрос: так кто же, всё-таки, главный персонаж фильма? Тьерри или Бэнкси? Да и после просмотра этот вопрос остаётся открытым. Казалось бы, Тьерри выставлен в фильме аферистом, торгующим стоковым барахлом по ценам эксклюзива, после – неоднократно нарушающим по ночам закон вместе со стрит-артщиками, а в заключение – совершенно наглым образом сдирающим чужие идеи, выставляя полный идиотизм за гениальность. А так ли он плох? По сути, идиот вовсе не Тьерри, а те, кто потащились восхититься его «творениями». Так и хочется сказать: «Молодец, чувак! Правильно сделал!», - но тут же понимаешь, что такая фишка могла прокатить только в Америке. Можно ли у нас организовать подобное? Нет, конечно! Наш народ, во-первых, ленив, чтобы таскаться на подобные мероприятия, а во-вторых, не настолько глуп, как американцы, чтобы делать из мухи розового слона. У нас уже было «МММ». Мы люди учёные. Второй раз не покупаемся. (Ну или, как минимум, верим в то, что не покупаемся). Персонаж Тьерри вызывает скорее чувство уважения, примерно такое же, как и Оушен со своими друзьями, способный набить свой карман на пустом месте. Одно лишь раздражает в этом персонаже: его погоняло, «Мозгопромывщик». Оно оказалось неоправданным. Мозги он никому не промыл. Молодое поколение не перепрограммировал. Как говорится, не по-мужски: назвался пекарем – так пеки. Работы его беспомощно жалки и пародийно пусты. В этом плане Мозгопромывщиком можно назвать скорее самого Бэнкси. Добавляя в уличные стены не только глубину, но и переосмысление, Бэнкси всё же косвенно влиял на людей, которые, ежедневно идя на работу, проходили мимо его девочек с шариками и автоматами, или мимо писающих и милиционеров. А где правда? Все большую популярность набирает мнение, что никакого Тьерри не было вовсе. Был актёр, сыгравший свою роль, был сценарий с запланированным масштабным шоу, с выставкой и с мнимым автором выставки. Одним словом – новый грандиозный развод от гениального Бэнкси, который в очередной раз вызвал интерес к своей персоне и создал великолепную рекламную кампанию для фильма. Или, правильнее сказать, что фильм – это полнометражный рекламный ролик бренда «Banksy»… Хотя, существует ли сам Бэнкси, или это целая организация, действующая под его именем? Достаточно набрать в гугле фразу 'Бэнкси не существует', и пройти по первой же выпавшей ссылке, как всё становится ясно, ведь факты неоспоримы... 10/10 (ведь это первый полнометражный рекламный ролик! Пусть, даже не существующего Бэнкси)
Яркие цвета, замысловатые формы, неожиданные сочетания, стиль, бросающий вызов серой обыденности, искусство на грани закона. Оставались ли вы когда-нибудь равнодушными к посланиям, запечатленным на кирпичных стенах? Кто-то считает стрит-арт вандализмом и с завидным упорством раз за разом избавляется от скандальных картин. А для кого-то это искусство является смыслом жизни, целым миром со своими законами и безграничными возможностями для самореализации. Как бы то ни было, в современной культуре стрит-арт занимает особое место. «Выход через сувенирную лавку» - история о том, как не было снято величайшее кино об уличном искусстве. Невероятно талантливый и неуловимый король стрит-арта Бэнкси, личность и паспортные данные которого войдут, вероятно, в список нераскрытых тайн человеческой цивилизации, выступил в качестве режиссера и выпустил весьма занимательный и очень поучительный фильм. И, в общем-то, это кино не об истории возникновения и развития граффити, и не о том, как тяжело ремесло райтеров, вынужденных работать после заката, скрываясь под покровом ночи от неутомимых блюстителей порядка, и не ставит своей целью разрекламировать тех или иных непризнанных виртуозов баллончиков с красками. Нет и нет. И если вы ждете увлекательного путешествия в сияющий всеми цветами радуги мир причудливых надписей и занимательных рисунков, вы будете очень и очень разочарованы. Не сказать, что фильм лишен кадров с прекрасными примерами творчества уличных мастеров, да, в общем-то, их тут даже немало. Но это лишь фон, весьма интересным способом подчеркивающий основную мысль автора. А в чем же она? Да в том, что настоящий талант не будет на каждом углу кричать о том, насколько он хорош, тогда как посредственность не упустит подобного шанса и закатит в свою честь такую рекламную кампанию, которой позавидуют самые известные бренды. Сколько бессонных ночей, нервных клеток, баллончиков с краской, наконец, тратит талантливый райтер, начинающий мастер граффити, чтобы выработать свой стиль, заслужить всеобщее признание и возможность выставляться в галереях! Да все известные художники начинали с малого. А тут, на тебе, появляется этакий простачок, французский буржуа, возомнивший себя величайшим гением, и творит «искусство». С искренним взглядом, полным воодушевления, и без каких-либо угрызений совести он беспардонно заимствует идеи признанных мастеров, слегка их модифицирует и выдает за собственные шедевры. От того, как Мистер Брэйнуошер пытается с откровенной наглостью промывать людям мозги своим неумелым и неоригинальным псевдоискусством, становится тошно. Конечно, провозглашенная в современном мире свобода не запрещает подобных способов самореализации. Однако, лишь вам решать, что принимать за истину. Главное – не дать обвести себя вокруг пальца. Яркая и красочная обертка еще не гарантирует качественного содержания. И «Выход через сувенирную лавку» прекрасно это демонстрирует. Несмотря на свою невзрачность и некрикливость, он заставляет очень четко почувствовать разницу между профессионализмом и дилетантством. Вердикт: фильм обязателен к просмотру! 9 из 10