Оценки у фантастического триллера 'Дыши!' такие отстойные - что на Кинопоиске, что на IMDB - что решиться на просмотр было трудно. Но я сходил в кинотеатр - и ни разу не пожалел. Что же это за загадочный триллер с всё еще популярной Милой Йовович, и что с ним так/не так? Начнём с того, что хотя в касте есть и Мила Йовович, и Сэм Уортингтон (тот самый Джейк из 'Аватара') - играют они роли второго плана, и уже одно это может удивить и оттолкнуть поклонников, ожидающих стандартный боевик, где эти двое привычно будут спасать мир. Не будут, хоть Йовович в жёлтом антураже фильма выглядит так, будто сошла с песчаного кадра 'Обители зла 3'. Главные роли - маму, папу и дочь - играют афроамериканские актёры, причём далеко не второго плана - у них у всех в кармане либо Оскар, либо номинация. Дженнифер Хадсон получила статуэтку в 2007 году за роль в 'Девушках мечты', актёр и композитор Коммон - в 2015 за лучшую песню в 'Сельме', а юная Куавенжале Уоллес номинировалась на Оскар за свой первый же фильм 'Звери Дикого Юга' в 2013-м, причём было ей тогда 9 лет! Они играют семью выживальщиков, живущих в комфортном бункере, где есть и еда, и телевизор, а главное - воздух, ибо кислорода в атмосфере Земли больше нет, растения погибли, полный апокалипсис. История начинается с трагической случайности, из-за чего семья теряет дедушку. Отец семейства решает похоронить папу рядом с мамой, отправляется с телом на тачке в путь (с полными баками воздуха, конечно), и... исчезает. Оставшиеся мать и дочь продолжают поддерживать сложные технические установки отца-изобретателя, а дочка пытается даже продолжить дело папы (у неё на свитшоте - логарифмы) и, конечно, скучает по нему. И тут семью навещают непрошенные гости. Главное преимущество - и одновременно главная беда - многочисленных постапокалиптичных фильмов про выживальщиков - компактность. Снимают почти всё в одной локации (бункер), и набор конфликтов всегда один и тот же: дефицит припасов, личные склоки, опасность заражения и гибели извне, моральный выбор (кого спасти, пожертвовать ли собой, довериться ли незнакомцам). В 'Дыши!' у героев вроде все в порядке (относительно): еды вдоволь, искусственный интеллект помогает бороться со стрессом, все дружные и продвинутые. А вот у людей снаружи проблемы. Авторам удаётся на ровном месте, с минимумом героев и сюжетных коллизий создать такую сложную штуку, как баланс сил. У нас две стороны - семья в бункере и незнакомцы снаружи. Стороны вступают в переговоры, и в отличие от прямолинейных боевиков, где 'Слабые и Хорошие' внезапно дают отпор 'Сильным и Плохим', тут преимущество постоянно перемещается. При этом мы не знаем заранее - хорошие незнакомцы или плохие? Да и с идеальной семейкой не все так просто - у пропажи папы появится мощная и жуткая подоплека. Обе стороны по своему правы, и каждая мелочь - больная нога, потерянная ключ-карта, код в бункер, количество кислорода и водорода в воздухе, заряд аккумулятора в машине - всё влияет на расклад сил. Герои погибают, как в какой-нибудь 'Пиле', а за один из эпизодов я вообще бы дал фильму воображаемую премию 'За самую неожиданную смерть'. Да и Йовович с Уортингтоном могут освободиться от навязших амплуа и поиграть вдоволь - хотя их лиц под масками мы почти не видим в первый час фильма. Кстати, все герои носят довольно стильные стеклянные маски (в ковид было бы круто такие носить), но при съёмке снизу у всех героев из-за них появляется визуальный второй подбородок! При желании в фильме можно отыскать и расовую проблематику - семью афроамериканцев осаждают белые, а одно из граффити, которое видит героиня на улицах заброшенного города: слова 'Я не могу дышать!' (I can't breathe!) над темнокожей девушкой - именно эти слова произносил Джордж Флойд, пока его душил коленом полицейский - эта история вылилась в движение Black Lives Matter! Но фильму эти аллюзии совершенно не мешают. Словом, не знаю, чем были так разгневаны люди, массово дизлайкающие это кино - я очень рад, что посмотрел. И - да - логарифмы рулят! Даже в постапокалипсис!
Фильм по соотношению актерский состав/качество является чем-то совершенно уникальным. Сеттинг и сценарий в принципе тут – это что-то из области студенческих даже не работ, а набросков. Мир остался без кислорода, и он стал самым ценным ресурсом? Окай, тут даже не буду умничать, что способ получения кислорода из воды обкатан и если уж встанет вопрос ребром, то ценными ресурсами будут вода и то, из чего будут получать электричество, поэтому «генератор», заявленный в аннотации можно считать своего рода маггафином, который всем нужен для того чтобы заработала история. Окай, допустим, переходим к сеттигу – с момента пропажи кислорода прошло 4 года, но мир выглядит так, как будто по нему прошлась война, причем лет так 100 назад, в то время как в отсутствии кислорода всё наоборот должно законсервироваться. Хм… Окай, допустим… В этом мире 4 года выживает семья, которая намертво привязана к единственному генератору кислорода, но вместо борьбы за жизнь ее члены гуляют по району в поисках чего почитать и чего модного поносить?! Окааай… Наверно это какая-то метафора, цель которой рассказать какую-то притчу? Точно нет, т. к. то куда, как и зачем уходит папа на 10-й минуте – это просто дно драматургии и кажется, что ну вот всё, с бредовой завязкой закончили и теперь начнется что-то, подо что подписался такой актерский состав, который не в каждом блокбастере то встретишь. Но дальше начинается такое, по сравнению с чем пролог может показаться чуть ли не псевдодокументальным фильмом. Даже если принять глобальные установки местного апокалипсиса за данность и не задавать дурацкие вопросы, типа как в отсутствии кислорода работает огнестрельное оружие и двигатели внутреннего сгорания, да и вообще, что это за бункер такой, который не просто можно найти на руинах мегаполиса, но и привести в негодность подручными средствами, остается главный вопрос – как вообще умудрились выжить его обитатели в момент начала апокалипсиса, если первые же пришедшие неизвестно откуда бомжи смогли устроить все вот это вот?! Концовка ленты не вызывает вопросов, только потому, что к тому моменту как начинается авторская философия уже совершенно все равно что там кто чего хотел сказать. Возвращаясь к началу, повторюсь – единственное чем выделяется этот проект, который фильмом то даже не назвать, так это совершенно нереальное соотношением идиотии сценария и привлеченного актерского состава. Ладно Мила завсегдатая такого рода проектов, но остальные актеры не просто засветились в качественных работах, и если не находятся на пике своих карьер, то уж точно пока еще не работают за еду. Как их, да еще в таком количестве умудрились завлечь в проект какого-то непонятного 22-х летнего режиссера лично для меня осталось загадкой. Единственное объяснение, которое приходит на ум, что это сын каких-то звездных товарищей, но Википедия говорит, что его максимальное достижение – это учеба под руководством Спайка Ли из-за чего логика появления фильма в таком виде, лично от меня, окончательно ускользает. Резюмируя скажу так – проект этот является нонсенсом, в котором все плохо настолько, что даже на конкурсе студенческих работ, он бы вероятно болтался где-то в конце списка, при этом к нему каким-то образом прилип такой актерский состав, который в чем-чем, а в отсутствии актерских талантов заподозрить невозможно, однако играют они так, что если не знать кто эти люди, заподозрить в них профессиональных актеров не возможно, т. к. происходящее в кадре даже для любительской постановки выглядит крайне слабо. 1 из 10